Опасный спорт

Как пра­во­слав­ному отно­ситься к заня­тиям спор­том? Может ли хри­сти­а­нин быть про­фес­си­о­наль­ным спортс­ме­ном? Какую опас­ность таит в себе спорт? С этими вопро­сами в пред­две­рии зимней олим­пи­ады мы обра­ти­лись к свя­щен­нику Сергию Попе­реч­ному, насто­я­телю храма Свя­того про­рока Илии в селе Бар­ково Пуш­кин­ского района Мос­ков­ской обла­сти, мастеру спорта меж­ду­на­род­ного класса по греко-рим­ской борьбе, дву­крат­ному чем­пи­ону России, обла­да­телю Кубка мира.

На вопрос о том, как пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин должен отно­ситься к спорту, я не готов одно­значно отве­тить: «вот именно так и никак иначе». Здесь очень много «но». Напри­мер, говоря о дет­ском спорте, нужно пони­мать, что в эпоху мега­по­ли­сов детям как нико­гда необ­хо­димо пол­но­ценно раз­ви­ваться физи­че­ски. И в этом смысле спорт — просто спа­се­ние. С другой сто­роны, спорт неиз­бежно сопря­жен с такими стра­стями, как тще­сла­вие, само­лю­бие, гор­дость, жела­ние пер­вен­ство­вать. Конечно же, хри­сти­а­нину не должно при­ни­мать это. Гос­подь запо­ве­дует нам: возь­мите иго Мое на себя и научи­тесь от Меня, ибо Я кроток и смирен серд­цем. (Мф 11:29). Кро­тость и сми­ре­ние про­ти­во­по­став­ля­ются в спорте необ­хо­ди­мо­сти выиг­ры­вать, под­ни­маться на пье­де­стал. И если гово­рить о дет­ском спорте, то совер­шенно оче­видно, что нельзя упу­стить тот момент, когда заня­тия для здо­ро­вья ста­но­вятся чрез­мер­ными и пре­вра­ща­ются в гре­хов­ную страсть.

Еще слож­нее отве­тить на вопрос, может ли пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин быть про­фес­си­о­наль­ным спортс­ме­ном. А если этот чело­век — про­фес­си­о­нал, а спорт для него явля­ется рабо­той и про­фес­сией, но при этом он веру­ю­щий? Конечно же, в каждом отдель­ном случае должен быть свой ответ.

Нужно пони­мать, что в про­фес­си­о­наль­ном спорте суще­ствует намного больше про­блем, чем в люби­тель­ском. Это и вред, кото­рый спорт может нане­сти здо­ро­вью. Спортс­мены-про­фес­си­о­налы, как пра­вило, рабо­тают на пре­деле физи­че­ских и пси­хи­че­ских воз­мож­но­стей. Ради резуль­тата они готовы упо­треб­лять меди­цин­ские пре­па­раты, даже под­ры­ва­ю­щие здо­ро­вье.

Это и отно­ше­ние к сорев­но­ва­ниям. У каж­дого спортс­мена оно свое. Один спо­коен перед боем: пришел, увидел, побе­дил… и забыл. Другой нерв­ни­чает, пере­жи­вает, не спит ночами, иссу­шая свою душу, в сущ­но­сти, попу­сту.

Это и отно­ше­ние к славе. Если для чело­века спорт — смысл жизни, то я бы сказал, что он ему, скорее всего, про­ти­во­по­ка­зан. Другое дело, если чело­век оста­ется нор­маль­ным, если спорт не отби­рает без остатка и физи­че­ские, и духов­ные силы. А ведь от послед­них двух состав­ля­ю­щих зави­сит резуль­тат — как гово­рится, в здо­ро­вом теле здо­ро­вый дух.

Нако­нец, это отно­ше­ние к самому себе. Тело спортс­мена должно всегда быть в хоро­шей форме — это акси­ома. Но, увы, часто забота о физи­че­ском состо­я­нии своего тела пере­рас­тает в его культ. Согла­си­тесь, что для хри­сти­а­нина это дей­стви­тельно опасно! Ведь тело должно слу­жить бес­смерт­ной душе, а не наобо­рот. И не состо­я­ние тела должно быть постав­лено во главу угла, а состо­я­ние души. Святые отцы иногда срав­ни­вали тело с ослом: пере­кор­мишь его — он будет упрям, недо­кор­мишь — ослаб­нет. В спорте же через заботу о теле часто выра­ба­ты­ва­ются стра­сти и пороки. Бывает, что вся жизнь ока­зы­ва­ется направ­лен­ной на удо­вле­тво­ре­ние потреб­но­стей тела. Тут-то и совер­ша­ются непо­пра­ви­мые ошибки.

Суще­ствует мнение, что глав­ный грех спортс­ме­нов — тще­сла­вие. Воз­можно, но тут мне сразу вспо­ми­на­ется Алек­сандр Каре­лин, с кото­рым я пять лет провел в сбор­ной России. Читал недавно в «Фоме» интер­вью с ним, в кото­ром тот в оче­ред­ной раз пока­зал себя чрез­вы­чайно скром­ным чело­ве­ком. А ведь он — лич­ность леген­дар­ная, име­ю­щая все мыс­ли­мые и немыс­ли­мые спор­тив­ные титулы. Как же он умеет себя вести! С каким ува­же­нием отно­сится к любому, даже самому моло­дому члену команды! И ника­кой занос­чи­во­сти, пре­не­бре­же­ния и тем более тще­сла­вия.

Самую боль­шую опас­ность, кото­рую таит в себе спорт, я все-таки вижу в том, что он спо­со­бен усу­гу­бить чело­ве­че­ские пороки и стра­сти. Если чело­век по своему харак­теру тще­сла­вен, само­лю­бив, горд — в спорте эти болезни души очень быстро и каче­ственно разо­вьются. Навер­ное, через эту призму вопрос, может ли пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин зани­маться спор­том, звучит и острее и про­блем­нее. Ста­но­вится оче­видна его истин­ная суть.

Все мне поз­во­ли­тельно, но не все полезно; все мне поз­во­ли­тельно, но ничто не должно обла­дать мною (1Кор 6:12) — писал апо­стол Павел. Спорт сам по себе не опасен. Ведь и чело­веку для под­дер­жа­ния жиз­нен­ных сил тре­бу­ется пища. Это есте­ствен­ная потреб­ность. Но когда она пере­рас­тает в чре­во­уго­дие, то пре­вра­ща­ется в смерт­ный грех… Так же и спорт спо­со­бен стать стра­стью, иссу­ша­ю­щей душу, спо­со­бен стать раз­ру­ша­ю­щей силой. Поэтому заня­тия спор­том или про­фес­си­о­наль­ный спорт нужно остав­лять, если это губит душу.

Впро­чем, если спортс­мен дей­стви­тельно искренне верит в Бога, если имеет твер­дый духов­ный стре­жень, если совест­лив, то он спо­со­бен кон­тро­ли­ро­вать себя, регу­ли­ро­вать слож­ные моменты своей про­фес­си­о­наль­ной карьеры. Как мне кажется, только таким обра­зом можно мини­ми­зи­ро­вать отри­ца­тель­ные явле­ния в спорте.

Поло­жи­тель­ного в заня­тиях спор­том тоже немало: спорт при­учает к упор­ному труду, послу­ша­нию, умению во многом себе отка­зы­вать, учит быть чест­ным, и просто объ­еди­няет людей.

Мы сво­бодны в своей воле. И чем бы мы ни зани­ма­лись, отве­чать всегда будем сами. Потому при­хо­дя­щий в спорт должен созна­вать те иску­ше­ния и соблазны, кото­рые рано или поздно вста­нут на его пути, и самому решать, сооб­ра­зу­ется ли жизнь спортс­мена с жизнью хри­сти­а­нина.

Фома.Ru

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки