Спорт

Спорт

1) состав­ля­ю­щая физи­че­ской куль­туры, име­ю­щая целью раз­ви­тие опре­де­лен­ных физи­че­ских, пси­хо­ло­ги­че­ских, интел­лек­ту­аль­ных навы­ков, качеств, укреп­ле­ние и раз­ви­тие орга­низма;
2) сорев­но­ва­ния в раз­лич­ных обла­стях физи­че­ской куль­туры.

Насколько спорт сов­ме­стим с верой?

Заня­тия спор­том, как тако­вые, для веру­ю­щего не запре­щены, равно как и вера для спортс­мена.
Как хри­сти­ан­ское дела­ние, так и спорт дис­ци­пли­ни­рует чело­века, при­учает к труду, само­огра­ни­че­нию, послу­ша­нию, спо­соб­ствует вни­ма­тель­ному, ответ­ствен­ному отно­ше­нию к себе, пре­одо­ле­нию труд­но­стей, в том числе в обла­сти повсе­днев­ных дел: в учебе, в работе, в духов­ном раз­ви­тии. И бла­го­даря хри­сти­ан­скому дела­нию, и бла­го­даря спорту у чело­века зака­ля­ется воля, а умение твердо и пра­вильно про­яв­лять свою волю необ­хо­димо и хри­сти­а­нину, и спортс­мену.

Заня­тия спор­том раз­ви­вают у чело­века умение ста­вить перед собой цели и задачи и стре­миться к их выпол­не­нию. Такое умение необ­хо­димо и хри­сти­а­нину. Стрем­ле­ние к спор­тив­ным побе­дам пред­по­ла­гает хоро­ший пси­хо­ло­ги­че­ский настрой: уны­ва­ю­щий спортс­мен нико­гда не побе­дит.

Заме­тим также, что физи­че­ское здо­ро­вье, кото­рым обла­дает спортс­мен, может спо­соб­ство­вать выпол­не­нию таких форм хри­сти­ан­ского дела­ния, кото­рые при плохом состо­я­нии здо­ро­вья были бы трудно выпол­нимы или невы­пол­нимы. Опять же, бла­го­даря физи­че­ской закалке веру­ю­щему легче стоять на дли­тель­ных бого­слу­же­ниях, делать поклоны и т. п.

Какие опас­но­сти таит в себе спорт?

Спорт высо­ких дости­же­ний не лишен про­блем. Это допинг, кор­руп­ция, раз­ру­ше­ние чело­ве­ком своего здо­ро­вья ради дости­же­ния резуль­тата. Есть более глу­бо­кие, но не менее острые про­блемы: тще­сла­вие, кото­рым иску­ша­ются спортс­мены, поли­ти­за­ция спорта.
Одна из наи­боль­ших опас­но­стей при заня­тии веру­ю­щего спор­том может состо­ять в том, что мысли чело­века о спорте, о спор­тив­ных дости­же­ниях и побе­дах вытес­нят на задний план мысли о Боге, о цер­ков­ной жизни, о спа­се­нии.

Как хри­сти­а­нин должен отно­ситься к спорту?

Отно­ше­ние хри­сти­а­нина к спорту должно быть не страстно-азарт­ное, но соот­вет­ству­ю­щее званию хри­сти­а­нина. Ряд пас­ты­рей реко­мен­дуют своим пасо­мым избе­гать заня­тий экс­тре­маль­ными видами спорта, обос­но­вы­вая это тем, что рис­ко­вать жизнью ради забавы – не только глу­пость, но и грех. Напри­мер, прыжки с высот­ных зданий и тому подоб­ные рис­ко­ван­ные увле­че­ния. Подоб­ный спорт часто при­вле­кает людей с такими стра­стями, как тще­сла­вие, само­лю­бие, гор­дость, и может при­ве­сти к несчаст­ному случаю. Пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин должен оста­ваться хри­сти­а­ни­ном везде: на спор­тив­ных аренах, в тре­на­жер­ном зале и даже на три­буне ста­ди­она. Наше отно­ше­ние к спорту должно быть рас­су­ди­тель­ным и осно­ван­ным на этих словах апо­стола Павла: «Всё мне поз­во­ли­тельно, но не всё полезно; все мне поз­во­ли­тельно, но ничто не должно обла­дать мною» (1Кор.6:12). Мы не должны гро­бить своё здо­ро­вье, даро­ван­ное нам Богом, чтобы достичь нече­ло­ве­че­ских резуль­та­тов. Мы не должны делать ни из одного вида спорта золо­того тельца, кото­рому неко­то­рые спортс­мены при­но­сят всю свою жизнь, забы­вая о Боге. Но с другой сто­роны – спор­том мы можем про­слав­лять Бога, пока­зы­вать при­вле­ка­тель­ность здо­ро­вого образа жизни. Здесь очень тонкая грань, на кото­рой можно балан­си­ро­вать, посвя­щая всю свою дея­тель­ность без остатка Еди­ному Богу.

Почему святые первых веков хри­сти­ан­ства отри­ца­тельно отно­си­лись к спорту?

Святые Древ­ней Церкви осуж­дали антич­ный и рим­ский спорт, потому что спор­тив­ные игры в то время были частью язы­че­ского культа кон­крет­ных богов (напри­мер, Олим­пий­ские, Пифий­ские, Ист­мий­ские, Немей­ские игры). Первый и послед­ний дни сорев­но­ва­ний сопро­вож­да­лись жерт­во­при­но­ше­ни­ями. Спортс­мены уми­ло­стив­ляли идолов и бла­го­да­рили их за победу.

Что ска­зано на тему спорта в Свя­щен­ном Писа­нии?

Почти ничего. Однако заме­тим, что апо­стол Павел исполь­зует несколько выра­же­ний и обра­зов из спор­тив­ной жизни. Настав­ляя адре­са­тов своего посла­ния в Хри­сто­вом учении, он обра­ща­ется к при­ме­рам спор­тив­ных состя­за­ний, упо­ми­ная, в част­но­сти, бег и спор­тив­ные бои: «И потому я бегу не так, как на невер­ное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух» (1Кор.9:26). В другом месте он также пишет: «Подви­гом добрым я под­ви­зался, тече­ние (путь) совер­шил, веру сохра­нил; а теперь гото­вится мне венец правды, кото­рый даст мне Гос­подь, пра­вед­ный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, воз­лю­бив­шим явле­ние Его» (2Тим.4:7-8). Гре­че­ское слово «агон», пере­ве­ден­ное здесь как «подвиг», озна­чает «состя­за­ние на арене». Апо­стол Павел пишет, что он хорошо провел состя­за­ние, бла­го­по­лучно провел свой бой, т. е. сделал все, что мог, для про­по­веди хри­сти­ан­ства. Выра­же­ние «тече­ние совер­шил» в гре­че­ской речи исполь­зо­ва­лось для обо­зна­че­ния завер­ше­ния бега на какую-либо дистан­цию. Павел смело утвер­ждает, что он завер­шил свой бег. «Венец правды» – тоже образ из мира спорта.
Как известно, глав­ным призом в спор­тив­ных Олим­пий­ских играх был лав­ро­вый венок. Им коро­но­вали побе­ди­теля. Носить лав­ро­вый венок – это было вели­чай­шей честью, кото­рой мог удо­сто­иться спортс­мен. Но Павел под­чер­ки­вает, что такой венец гото­вится не только ему, «но и всем, воз­лю­бив­шим явле­ние Его». Как это понять? «Явле­ние Его» – это Второе При­ше­ствие Хри­стово. «Воз­лю­бив­шие явле­ние Его» – все те веру­ю­щие, кто дея­тельно ждет Вто­рого При­ше­ствия, упраж­ня­ясь в испол­не­нии запо­ве­дей Божиих.

Что гово­рится о спорте в офи­ци­аль­ных цер­ков­ных доку­мен­тах?

В «Осно­вах соци­аль­ной кон­цеп­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви» гово­рится сле­ду­ю­щее: «Цер­ковь напо­ми­нает, что телес­ное здо­ро­вье не само­до­ста­точно, поскольку явля­ется лишь одной из сторон цело­куп­ного чело­ве­че­ского бытия. Однако нельзя не при­знать, что для под­дер­жа­ния здо­ро­вья лич­но­сти и народа весьма важны про­фи­лак­ти­че­ские меро­при­я­тия, созда­ние реаль­ных усло­вий для заня­тия физи­че­ской куль­ту­рой и спор­том. В спорте есте­ственна сорев­но­ва­тель­ность. Однако не могут быть одоб­рены край­ние сте­пени его ком­мер­ци­а­ли­за­ции, воз­ник­но­ве­ние свя­зан­ного с ним культа гор­дыни, раз­ру­ши­тель­ные для здо­ро­вья допин­го­вые мани­пу­ля­ции, а тем более такие состя­за­ния, во время кото­рых про­ис­хо­дит наме­рен­ное нане­се­ние тяжких увечий».

Как понять выра­же­ние: В здо­ро­вом теле здо­ро­вый дух?

Выра­же­ние часто трак­туют оши­бочно: будто бы здо­ро­вье тела само по себе ведёт к душев­ному здо­ро­вью. Это цитата из одной из сатир Юве­нала, пер­во­на­чаль­ный смысл кото­рой заклю­чался в обра­ще­нии к богам с прось­бой нис­по­слать здо­ро­вому телу здо­ро­вый дух. Подроб­нее см. Цитаты, п.28.

***

прот. Андрей:

Нужен ли спорт в жизни совре­мен­ного чело­века? Ока­зы­ва­ется, очень даже необ­хо­дим. Город­ские жители, напри­мер, сего­дня вынуж­дены им зани­маться. Когда чело­век живет в селе, он колет дрова и тас­кает воду из колодца. Вся его «физ­куль­тура» вполне может быть све­дена к игре в футбол до или после бани. Ему этого хватит. А вот горо­жа­нину, кото­рый мало дви­га­ется и живет в плохих эко­ло­ги­че­ских усло­виях, посто­ян­ное физи­че­ское раз­ви­тие необ­хо­димо, как воздух.

К физ­куль­туре необ­хо­димо при­учать с дет­ства, надо иметь дома тре­на­жеры или хотя бы ган­тели и ска­калку, чтобы заня­тия стали благой еже­днев­ной при­выч­кой, не отни­ма­ю­щей много сил и логично встро­ен­ной в график жизни. Тем более мы живем сейчас в такое время, что, совер­шая про­бежку, можно слу­шать в плеере утрен­нее пра­вило или Псал­тирь. Когда чело­век верит искренне, тре­ни­ровки не могут дать забыть чело­веку о Гос­поде.

Но тем не менее спорт не должен выпол­нять функ­цию про­по­веди. Спорт — это полез­ней­шая вещь, но не стоит напол­нять его несвой­ствен­ными смыс­лами. Спорт не более чем полез­ная состав­ля­ю­щая жизни.

Спорт помо­гает при­во­дить к Богу наи­ме­нее защи­щен­ные слои общества—детей из небла­го­по­луч­ных семей, вос­пи­тан­ни­ков дет­ских домов, под­рост­ков с неустой­чи­вой пси­хи­кой. Он помо­гает «оття­нуть» их от улицы, соци­а­ли­зи­ро­вать и напол­нить их жизнь новым смыс­лом, но напря­мую спорт не при­зван и не создан для того, чтобы при­во­дить людей к Богу. Не стоит забы­вать о том, что спорт как явле­ние ведет свое начало от прак­ти­че­ских видов дея­тель­но­сти. Гребля, бег, мета­ние и под­ня­тие тяже­стей, борьба и стрельба из лука — это те заня­тия, кото­рые когда-то кор­мили чело­века. Когда они пере­стали быть при­клад­ными, ими стали зани­маться для раз­ви­тия гла­зо­мера, воле­вых качеств, силы и вынос­ли­во­сти.

Спорт выпол­няет педа­го­ги­че­скую роль. Ребенка из небла­го­по­луч­ной семьи он может ввести в кол­лек­тив, дать ему пер­спек­тиву, изба­вить от дурных ком­па­ний и свя­зан­ных с ними воз­мож­ных грехов. В этом смысле спорт опо­сре­до­ванно явля­ется Божиим делом — когда хули­ган ста­но­вится извест­ным сам­би­стом и хоро­шим семья­ни­ном.

Впро­чем, поня­тие «спорт» больше свя­зано с про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­но­стью, с гипер­на­груз­ками и с полной отда­чей какому-то виду. А то, чем явля­ется спорт в быто­вом пони­ма­нии, о чем я гово­рил выше, — это скорее физ­куль­тура. Она была всегда вос­тре­бо­вана, еще со времен Древ­ней Эллады. У тех же греков счи­та­лось, что обра­зо­ван­ный чело­век не может не уметь бегать или пла­вать.

Поэтому сейчас нужна именно физи­че­ская куль­тура как мас­со­вое, все­на­род­ное увле­че­ние, чтобы быть здо­ро­выми, чтобы люди пере­ба­ры­вали вред­ные при­вычки, чтобы меньше болели, были бод­рыми — словом, чув­ство­вали радость от того, что живут на свете.

Известно, что в спорте очень много момен­тов, кото­рые можно было бы назвать иску­ше­ни­ями. Основа спорта — сорев­но­ва­ние. Тут и гор­дыня, и слепой азарт, к кото­рому могут при­ме­ши­ваться очень жест­кие эмоции к сопер­нику. Чем хороша физ­куль­тура? В ней этого нет, там не за что сопер­ни­чать. А в про­фес­си­о­наль­ный спорт, где есть погоня за резуль­та­том, где вра­ща­ются огром­ные деньги и прочие «пре­ле­сти» ком­мер­ци­а­ли­за­ции, где исполь­зу­ется допинг, очень сильно при­ме­ши­ва­ется страст­ная состав­ля­ю­щая. Здесь пра­во­слав­ный чело­век должен при­ло­жить нема­лые усилия, чтобы оста­ваться пра­во­слав­ным. Он должен осо­зна­вать, где начи­на­ется та черта, с кото­рой в сорев­но­ва­ния вме­ши­ва­ется черная зависть и злоба, начи­на­ются дого­вор­ные матчи и другие гре­хов­ные вещи, в кото­рых, несмотря на любые спор­тив­ные пер­спек­тивы, чело­век веру­ю­щий уча­стия при­ни­мать не должен. В спорте этого очень много, и об этом нужно гово­рить! Отри­цать, что совре­мен­ный спорт—это эле­мент поли­тики и финан­со­вого обо­га­ще­ния, наивно. Боль­шой спорт — это мощная вещь, кото­рую дьявол хочет при­брать к рукам и в зна­чи­тель­ной сте­пени уже при­брал.

Но когда речь идет о сорев­но­ва­ниях, где ничего этого нет, то нет и пре­пят­ствий для уча­стия в них. Можно про­яв­лять сми­ре­ние, несмотря на то, что любое сорев­но­ва­ние —это стрем­ле­ние к победе. Более того, к играм чело­век должен гото­виться, он должен тре­ни­ро­ваться и выкла­ды­ваться по полной ради победы. Но не в ущерб другим, без жела­ния уяз­вить или оби­деть. Дать лучшее, на что ты спо­со­бен, — разве в этом есть про­ти­во­ре­чие хри­сти­ан­ству?

Пра­вила чест­ного сорев­но­ва­ния тре­буют сми­ре­ния, когда в чест­ной борьбе ты ока­зался слабее. Но если вы игра­ешь, сми­ре­ние тоже нужно — чтобы побеж­дать бла­го­родно, не выпя­чи­ва­ясь, не пре­воз­но­сясь, не унижая сопер­ни­ков. Сми­ре­ние укра­шает и побе­див­шего, и про­иг­рав­шего.

Хри­сти­а­нину не чуждо доброе отно­ше­ние ко всем боевым и сило­вым видам спорта. Пра­во­слав­ные юноши должны зани­маться подоб­ными спор­тив­ными дис­ци­пли­нами. Это все наше, родное: скачки, бег, пла­ва­ние, под­ня­тие тяже­стей, еди­но­бор­ства. Игро­вые виды спорта не так близки, хотя все игры с мячом вызы­вают ува­же­ние.

Однако бывают исклю­че­ния. Футбол зани­мает в жизни чело­века неадек­ват­ное место, и это опасно: огром­ные реклам­ные пло­щади, вни­ма­ние прессы и боль­шое коли­че­ство сердец, при­ко­ван­ных к этому зре­лищу. К тому еще дви­же­ние фана­тов — очень опас­ное поле, на кото­ром рабо­тает лука­вый. По сути это собран­ные по прин­ципу общего инте­реса моло­дые люди с малень­ким жиз­нен­ным опытом, с избыт­ком энер­гии, с боль­шой нена­ви­стью к своим про­тив­ни­кам. Еже­ми­нутно они готовы выбро­сить свой адре­на­лин в деструк­тив­ное пове­де­ние, в драки и бои. На этом поле есть много того, что свя­зано с грехом, причем не с грехом отдель­ного чело­века. Это уже кол­лек­тив­ный грех людей, орга­ни­зо­ван­ных и собран­ных под неким единым нача­лом, и тем он стра­шен.

Когда играли братья Ста­ро­стины, Яшин, Стрель­цов, Бобров, а ста­ди­оны запол­ня­лись мас­сами народа, когда спорт был огром­ным явле­нием в мас­со­вой совет­ской куль­туре, тогда не было фанат­ского дви­же­ния, «уль­трас» и поно­жов­щины.

Киев­ские же, к при­меру, фут­боль­ные фанаты во время Май­дана вели себя самым без­об­раз­ным обра­зом.

Именно тогда многие поняли, насколько умелой мани­пу­ля­цией явля­ется созда­ние и под­дер­жа­ние культа фанат­ских групп. Уме­лыми руками эта машина может быть направ­лена в очень страш­ную сто­рону.

Но можно посмот­реть на футбол и с другой сто­роны: тур­ниры по фут­болу среди пра­во­слав­ных ребят! Дво­ро­вые команды помо­гают моло­дым людям не валять дурака. Это здо­рово, когда чело­век с улицы уходит на ста­дион. Кроме того, кол­лек­тив­ные виды спорта вос­пи­ты­вают в чело­веке чув­ство локтя, делают из «общей массы» команду. В команде каждый решает свою задачу, слу­ша­ется тре­нера, рабо­тает на общий резуль­тат. Это очень ценные навыки, кото­рые потом при­го­дятся в жизни.

Всем детям, начи­ная с под­рост­ко­вого воз­раста, необ­хо­димо день и ночь повто­рять, что их глав­ными дру­зьями явля­ются книжка и турник. Именно так, потому что книжек без тур­ника недо­ста­точно, но и турник без книжки — уже не то. Только при нали­чии этих ком­по­нен­тов можно полу­чить рецепт того самого про­дукта, кото­рый должен стать люби­мым лаком­ством у нашей моло­дежи.

Моло­дым важно пони­мать, что зани­маться надо одно­вре­менно как вос­пи­та­нием воли, так и ума, как духов­ным укреп­ле­нием сердца, так и физи­че­ской закал­кой.

Цитаты о спорте

«Само слово «спорт» — новое. У него нет ана­лога, допу­стим, в древ­не­гре­че­ском языке или в древ­не­ев­рей­ском, или в латыни. Оно появи­лось в XIX-XX веках. И появи­лось потому, что люди стали все меньше и меньше тру­диться физи­че­ски. Ведь когда осно­вой жизни чело­века был физи­че­ский труд, в спорте как тако­вом не было особой нужды. Да, в Древ­ней Греции суще­ство­вал про­фес­си­о­наль­ный спорт. Были, как мы все знаем, Олим­пий­ские игры. Но все-таки спорт как мас­со­вое явле­ние – это скорее при­над­леж­ность XIX–XX века.
С хри­сти­ан­ской точки зрения, чело­век не должен ста­вить само­це­лью физи­че­ское здо­ро­вье, потому что без духов­ного здо­ро­вья оно ничего не дает. Если спортс­мен одер­жи­вает победу за побе­дой, но при этом живет без­нрав­ственно, то рано или поздно он потер­пит фиаско».
мит­ро­по­лит Ила­рион (Алфеев)

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки