Спорт: нравственно нейтральная возможность

игумен Нек­та­рий (Моро­зов),
кан­ди­дат в мастера спорта по самбо

Воцер­ков­ля­ясь, чело­век пере­смат­ри­вает и пере­оце­ни­вает свое отно­ше­ние ко мно­же­ству вещей, казав­шихся ему прежде совер­шенно есте­ствен­ными. И, конечно, ищет ответы на воз­ни­ка­ю­щие у него вопросы в Свя­щен­ном Писа­нии, в Пре­да­нии Церкви, в тво­ре­ниях святых отцов, однако далеко не всегда ему уда­ется раз­ре­шить муча­ю­щее его недо­уме­ние вполне. Это и не уди­ви­тельно, ведь зача­стую мы можем найти ука­за­ние лишь на общий прин­цип: дер­жаться полез­ного и избе­гать вред­ного для души. А что полезно и что вредно, решать нередко при­хо­дится само­сто­я­тельно. Нет, без­условно, есть то, что полезно одно­значно или столь же одно­значно вредно. Но есть и область нрав­ственно ней­траль­ного, спо­соб­ного в равной сте­пени при­но­сить как пользу, так и вред. И вот что каса­ется таких пред­ме­тов, то в отно­ше­нии их очень часто вопросы зада­ются свя­щен­нику, и уже ему при­хо­дится пред­при­ни­мать подчас целое «иссле­до­ва­ние», чтобы дать ответ здра­вый и верный. Одним из подоб­ных «пред­ме­тов» явля­ется, в част­но­сти… спорт.

Мнения по поводу спорта бытуют в цер­ков­ной среде совер­шенно раз­лич­ные. Кто-то в прин­ципе не заду­мы­ва­ется о том, воз­можна, уместна ли хри­сти­ан­ская или просто нрав­ствен­ная оценка спор­тив­ных заня­тий. Кто-то убеж­ден, что попе­че­ние о телес­ной кре­по­сти и кра­соте глу­боко чуждо хри­сти­ан­ству. Кто-то вообще видит в спорте нечто ухо­дя­щее кор­нями в антич­ный, язы­че­ский мир и оттого одно­значно гре­хов­ное. Однако истина, скорее всего, нахо­дится, как это и бывает обычно, где-то посе­ре­дине, между всеми пере­чис­лен­ными и не пере­чис­лен­ными край­но­стями в оцен­ках и суж­де­ниях. Рискну пред­ло­жить свой вари­ант ответа, не наста­и­вая притом на его без­услов­ной вер­но­сти, но пола­га­ясь всё же на опре­де­лен­ный пас­тыр­ский, житей­ский и соб­ственно спор­тив­ный опыт.

Прежде всего, нужно, разу­ме­ется, опре­де­литься, о чем именно в первую оче­редь раз­го­вор: о заня­тиях спор­том «для себя», о спорте «высших дости­же­ний» или же о спорте про­фес­си­о­наль­ном, потому как три эти направ­ле­ния суще­ственно друг от друга отли­ча­ются.

Начать, навер­ное, умест­нее с того, что «для себя», – хотя бы потому, что боль­шин­ство людей, зани­ма­ю­щихся спор­том, под­па­дают именно под эту кате­го­рию. И потому еще, что именно такое отно­ше­ние к спорту, такой подход обес­пе­чи­вают чело­веку наи­боль­шую пользу от него и сводят к мини­муму воз­мож­ный вред.

Лучше всего при­сту­пать к тре­ни­ров­кам в дет­стве, когда орга­низм, да и лич­ность чело­века еще только фор­ми­ру­ются. Я, как свя­щен­ник, не только вся­че­ски при­вет­ствую роди­те­лей, про­яв­ля­ю­щих о детях подоб­ную заботу, но и сам порой сове­тую отдать ребенка в ту или иную спор­тив­ную секцию. Объ­яс­нить, чем я руко­вод­ству­юсь при этом, доста­точно просто.

Не говоря уже о здо­ро­вье и физи­че­ской кре­по­сти, кото­рые так или иначе необ­хо­димы каж­дому из нас, спорт спо­соб­ствует тому, что в детях посте­пенно выра­ба­ты­ва­ются такие каче­ства, как воля, упор­ство, тер­пе­ние, муже­ство и столь важный (в том числе и даже в первую оче­редь для хри­сти­а­нина) навык, как навык пре­одо­ле­ния себя, то есть своей немощи, лени, мало­ду­шия и всего про­чего, что обык­но­венно нам очень мешает в жизни. Если речь идет о команд­ных видах спорта, то выра­ба­ты­ва­ется и то, что обычно назы­вают команд­ным духом. Впро­чем, ощу­ще­ние себя как члена команды, некоей общ­но­сти чаще всего харак­терно для чело­века, зани­ма­ю­ще­гося спор­том в прин­ципе, вне зави­си­мо­сти от избран­ной им дис­ци­плины.

Есть, конечно, вещи, о кото­рых роди­тели обя­за­тельно должны побес­по­ко­иться, отда­вая ребенка в ту или иную секцию: о том, чтобы данный вид спорта не был про­ти­во­по­ка­зан кон­кретно их чаду, о том, чтобы тренер был вни­ма­тель­ным, ответ­ствен­ным чело­ве­ком, а не каким-нибудь аван­тю­ри­стом, чтобы он дей­стви­тельно знал и умел то, чему соби­ра­ется учить других. Ну и, без­условно, надо сле­дить за тем, какие пере­мены в ребенке с тече­нием вре­мени про­ис­хо­дят. Если он ста­но­вится здо­ро­вее, силь­нее, реже болеет, реже жалу­ется на то, что его кто-то обидел в школе или на улице, это очень хорошо. А вот если у него посто­ян­ные травмы, состо­я­ние души угне­тен­ное, подав­лен­ное, то, воз­можно, что-то надо менять: тре­нера, секцию или сам вид спорта. Еще вни­ма­тель­нее надо отно­ситься к пере­ме­нам внут­рен­ним: не ста­но­вится ли ребе­нок более жест­ким, резким, не оби­жает ли своих сверст­ни­ков, поль­зу­ясь своим физи­че­ским пре­вос­ход­ством над ними, не появ­ля­ется ли у него болез­нен­ная зави­си­мость от успешности/неуспешности выступ­ле­ний на сорев­но­ва­ниях? Впро­чем, если роди­тели уде­ляют вос­пи­та­нию ребенка долж­ное вни­ма­ние, если они вни­ма­тельны к нему, живут с ним одной жизнью, то они ни в коем случае его не про­гля­дят и смогут выпра­вить непра­виль­ное. Ведь ошибки и заблуж­де­ния детей – это всегда в боль­шей сте­пени ошибки роди­те­лей.

Без­условно, важно и пра­вильно выбрать для своего ребенка наи­бо­лее под­хо­дя­щую ему спор­тив­ную дис­ци­плину. Какими кри­те­ри­ями здесь руко­вод­ство­ваться? Мне кажется, несколь­кими. Это должна быть дис­ци­плина, спо­соб­ству­ю­щая укреп­ле­нию здо­ро­вья ребенка, обо­га­ща­ю­щая его полез­ными прак­ти­че­скими навы­ками и, как было ска­зано выше, помо­га­ю­щая выра­бо­тать кон­кретно ему необ­хо­ди­мые лич­ност­ные каче­ства. Поэтому разумно, нахо­дясь в про­цессе выбора, посо­ве­то­ваться с вра­чами, спе­ци­а­ли­стами, учесть душев­ный склад, устро­е­ние ребенка и обя­за­тельно – его соб­ствен­ное мнение и жела­ния.

Но это то, что каса­ется детей. Скажем немного и о взрос­лых.

Думаю, что заня­тия спор­том сего­дня полезны и важны для взрос­лого чело­века ничуть не меньше, чем для ребенка. Одно из клю­че­вых здесь слов – именно сего­дня. Совре­мен­ный чело­век гораздо в мень­шей сте­пени занят трудом телес­ным, нежели его предки. Боль­шин­ство из нас мало дви­га­ется, мало рабо­тает физи­че­ски, редко нахо­дится на свежем воз­духе. При этом прак­ти­че­ски все, за редким исклю­че­нием, регу­лярно пере­жи­вают стрес­со­вые ситу­а­ции. Нали­чие посто­ян­ного нерв­ного напря­же­ния при отсут­ствии напря­же­ния физи­че­ского, помо­га­ю­щего нерв­ное хотя бы отча­сти снять, «раз­ря­дить», при­во­дит к весьма пла­чев­ным резуль­та­там. Если при­ба­вить к этому, что огром­ное коли­че­ство людей в наши дни вынуж­дено про­во­дить зна­чи­тель­ную часть вре­мени, сидя в кресле перед мони­то­ром ком­пью­тера, и зара­ба­ты­вать в этом поло­же­нии не только сред­ства к про­пи­та­нию семьи, но и все­воз­мож­ные забо­ле­ва­ния раз­лич­ных отде­лов позво­ноч­ника, то кар­тина полу­ча­ется удру­ча­ю­щей.

Тело должно слу­жить нам как некая «рабо­чая ско­тина» и потому необ­хо­димо, чтобы оно было здо­ро­вым и креп­ким, а это в нынеш­них усло­виях без тех или иных спор­тив­ных заня­тий реши­тельно невоз­можно (ну, если не гово­рить о людях, от рож­де­ния иде­ально здо­ро­вых, но про­цент тако­вых ничтожно мал). Если мы не поза­бо­тимся о теле долж­ным обра­зом, то оно будет всё чаще под­во­дить нас, в том числе и тогда, когда мы этого менее всего ждем. Отчего у нас подчас недо­стает сил высто­ять службу, про­честь пра­вило? Не только из-за уста­ло­сти или напа­де­ния бесов­ского, но и из-за плохой физи­че­ской формы. Слабая спина, боль­ные ноги… И вот уже во время молитвы мы только и думаем, что о них, о том дол­го­ждан­ном моменте, когда можно будет нако­нец дать им покой.

Заня­тия спор­том делают чело­века более собран­ным, бодрым, что влияет и на наше душев­ное состо­я­ние, более того – на состо­я­ние нашего духа. Телес­ная же рас­слаб­лен­ность зача­стую при­во­дит и к рас­слаб­ле­нию духов­ному. Кто-то может, навер­ное, воз­ра­зить сло­вами апо­стола Павла: «если внеш­ний наш чело­век и тлеет, то внут­рен­ний со дня на день обнов­ля­ется» (2Кор. 4:16). Но было бы боль­шой ошиб­кой счи­тать это выска­зы­ва­ние апо­стола при­зы­вом к пол­ному небре­же­нию о телес­ном здо­ро­вье. Опыт сви­де­тель­ствует: сего­дня люди (не подвиж­ники бла­го­че­стия, не иноки, а именно люди, живу­щие посреди мира), не раде­ю­щие о своем физи­че­ском состо­я­нии, очень часто пре­вра­ща­ются в неудо­бо­но­си­мое бремя для своих ближ­них – как на работе, так и дома. Для чело­века, физи­че­ски нездо­ро­вого, спорт зача­стую вообще ста­но­вится по этой при­чине своего рода борь­бой – не за выжи­ва­ние даже, а за нор­маль­ную, пол­но­цен­ную жизнь, за то, чтобы не обре­ме­нять собой и своими немо­щами других.

Я уже не говорю о таких дово­дах, как акси­о­ма­тич­ное, но упорно игно­ри­ру­е­мое утвер­жде­ние о том, что нация должна быть силь­ной и здо­ро­вой, а для того ей необ­хо­димо состо­ять из таких же силь­ных и здо­ро­вых людей. В про­тив­ном же случае нация слабая пре­вра­ща­ется в своего рода про­во­ка­цию для силь­ней­шей.

Какой спорт выбрать для себя взрос­лому чело­веку, жела­ю­щему эле­мен­тарно под­дер­жать себя и свою форму? Навер­ное, об этом тоже можно посо­ве­то­ваться со спе­ци­а­ли­стом, но общий прин­цип прост: надо искать вари­ант, кото­рый поз­во­лит затра­чи­вать мини­мум вре­мени и полу­чать мак­си­мум пользы для здо­ро­вья.

Конечно, чело­ве­че­ские стра­сти во всем могут усмот­реть пищу для себя, не явля­ется исклю­че­нием и спорт. И здесь воз­можна зави­си­мость, причем подчас болез­нен­ная, увле­че­ние собой, своим внеш­ним видом, фор­мами. Воз­можны те же, что и у детей, про­яв­ле­ния тще­сла­вия, агрес­сив­но­сти… Но если чело­век имеет навык вни­мать себе и тому, что про­ис­хо­дит в его душе, то всё выше­ука­зан­ное обой­дет его сто­ро­ной или, по край­ней мере, не возы­меет над ним власти.

Совсем иное дело – так назы­ва­е­мый спорт высших дости­же­ний. Не говоря уже о том, что такой спорт на опре­де­лен­ной стадии скорее раз­ру­шает, нежели под­дер­жи­вает орга­низм чело­века, под­ры­вает его здо­ро­вье, он и суще­ственно обед­няет, выхо­ла­щи­вает его жизнь, поскольку всю ее под­чи­няет сует­ной в сущ­но­сти, не свя­зан­ной никак с бла­го­уго­жде­нием Богу цели. Я не буду совер­шенно отри­цать роль спорта высших дости­же­ний в деле под­дер­жа­ния здо­ро­вья нации, но на самом деле этому под­дер­жа­нию гораздо в боль­шей сте­пени послу­жила бы попу­ля­ри­за­ция спорта мас­со­вого, для всех. А здесь… Здесь посто­ян­ное сопер­ни­че­ство, интриги, борьба не только на арене, фут­боль­ном поле, ковре, но слиш­ком часто и под ковром.

Схожие вещи можно ска­зать и о спорте про­фес­си­о­наль­ном, с той лишь раз­ни­цей, что там боль­шую роль, нежели слава и пре­стиж, играют деньги. Про­фес­си­о­наль­ный спорт уро­дует, ломает сла­бого чело­века, делает его това­ром, своего рода гла­ди­а­то­ром, сражающимся/играющим и т.д. по при­казу своего вла­дельца. В этом – огром­ная несво­бода. Та же сует­ность цели. Не говоря уже о бес­ко­неч­ных трав­мах, пере­груз­ках, стрес­сах.

Говоря так, я, вне вся­кого сомне­ния, не осуж­даю и не охуж­даю людей, выбрав­ших для себя в жизни спор­тив­ное поприще. Я, скорее, просто ука­зы­ваю на издержки и опас­но­сти этого пути. Среди моих зна­ко­мых есть хоро­шие, и именно про­фес­си­о­наль­ные спортс­мены и при этом глу­боко, по-насто­я­щему веру­ю­щие люди. Я знаю ребят, кото­рые высту­пают на сорев­но­ва­ниях по сме­шан­ным еди­но­бор­ствам и при этом регу­лярно ходят в храм, испо­ве­ду­ются и при­ча­ща­ются, молятся утром и вече­ром и, что всего уди­ви­тель­нее, исправно постятся, в том числе и в период под­го­товки к боям.

И я не рискну ска­зать спортс­мену: «Бросай боль­шой спорт! Это вредно для тела и для души!» Я не знаю, чем он зай­мется тогда, ничего более не умея делать. Воз­можно, что Гос­подь про­ве­дет его этим путем, а потом откроет какой-то иной – конечно, если он будет молиться и про­сить об этом. Но в то же время я ни за что никому не посо­ве­тую избрать для себя путь боль­шого спорта, поскольку пони­маю, как легко чело­веку, сту­пив­шему на эту стезю, про­пасть: слиш­ком много на ней иску­ше­ний и всегда неясно, что ожи­дает в конце ее…

Поды­тожу, немного повто­ря­ясь, так: спорт – одна из воз­мож­но­стей, кото­рыми рас­по­ла­гает в своей земной жизни чело­век. Воз­мож­ность эта изна­чально нрав­ственно ней­тральна, и обра­тить ее каждый может себе как на пользу, так и во вред. Весь вопрос лишь в том, чего чело­век хочет, а разо­браться в осталь­ном не так уж сложно.

Православие.ru

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки