святитель Афанасий Великий

Толкование на псалмы

144

Хвала Давиду

Пс.144:1. Вознесу Тя, Боже мой, Царю мой.

Возносит на высоту не потому, что не был на высоте, но чтобы другим показать, что Он на высоте. Таково сказанное: «Отче, прослави имя Твое» на земле (Ин. 12, 28). Ибо просит не о том, чтобы даровал славу, какой не имел, но чтобы показал ту славу, какую имел, что и выражает сказанным: «прослави Мя славою, юже имех у тебе прежде мiр не бысть» (Ин. 17, 5).

Пс.144:2. На всяк день благословлю Тя.

У евреев настоящий стих начинается буквою «бет». Учит же, что ни одного дня не должно оставлять без песнопений. А потому, всею душою и мыслью надлежит возносить и благословлять Бога, прославлять же имя Его именами и речениями употребительными у смертных.

Пс.144:4. Род и род восхвалят дела Твоя.

Разумеет Церковь, собранную из обоих народов, из обрезанных и из язычников. Имеет же в виду те дела Его, какие сотворил в пришествие Свое, и в разных выражениях песнословит, одно и тоже называя и силою, и велелепием, и славою, и святынею, и чудесами, и опять силою, и величием, и благостью, и правдою, и щедротами.

Пс.144:6. И силу страшных Твоих рекут.

Как изведавшие на опыте и с правою мыслью скажут: сколь «страшно есть еже впасти в руце Бога живаго» (Евр. 10, 31), и «воскликните Богу гласом радования: яко Господь вышний страшен» (Пс. 46, 2–3). Ибо скажут это потому, что боятся и чтут Бога. Поведадают же, что величие Его не имеет предела, не потому что они описали его ведением своим, но потому что оно непостижимо. Ибо один Сын знает Отца, и один Отец знает Сына. Если же Сын и открывает Отца, кому хочет; то, сколько возможно видеть Его тварям, и по мере того, как предуготовил себя человек.

Пс.144:7. Память множества благости Твоея отрыгнут.

Как благий Бог, всем явил Он благость и ущедряет все дела Свои. Но спасутся те, которые пожелают воспользоваться Его благостью.


Комментарии для сайта Cackle