32
Псалом Давиду, не надписан у Еврей.
В этом псалме уверовавших уже во Христа учит восхвалять своего Владыку, открывая им вместе превосходство могущества Его, а именно, что Он избавитель всех, что Он Господь, что Он уничижает лукавых и рассыпает советы их, а уповающих на Него спасает.
Пс.32:1. Радуйтеся праведнии о Господе.
Пс.32:2. Во псалтири десятоструннем пойте Ему.
Десятострунным «псалтирем» называет тело, потому что имеет пять чувств и пять душевных деятельностей; ибо в каждом чувстве обнаруживается особенная деятельность души.
Пс.32:3. Воспойте Ему песнь нову.
Ясно говорит, что закон Моисеев возымел конец.
Пс.32:4. Яко право слово Господне,
т. е. слово евангельское.
И вся дела его в вере.
Должно веровать тому, что совершено Им боголепно.
Пс.32:5. Любит милостыню и суд Господь.
Этого требует от верующих в Него. Посему, любит милость к кающимся, но любит и суд на непреклонных. Подобно сему и Исаия говорит Богу: «милость Твоя на ме́рилех» (Ис. 28, 17)**«; потому что и милостыню подает Он с судом, весом и числом возмеряя по достоинству каждого
Милости Господни исполнь земля.
Начинает доказывать, что Господь есть Творец всей твари и во-первых земли, которую исполнил милости, и которая не могла бы иначе и стоять, не быв ею исполнена. Конечно же, не состоялись бы и небеса, а равно и силы их, т. е. силы божественные и разумные, если бы не были поддерживаемы Словом Его.
Пс.32:6. Словом Господним небеса утвердишася.
Здесь открывается учение о Святой Троице.
И Духом уст Его вся сила их.
Устами Божиими называет Духа Святого, ибо Им глаголавшие пророки говорили: «уста бо Господня глаголаша сия» (Ис. 1, 20).
Пс.32:7. Собираяй яко мех воды морския.
Призывает воду морскую и, как бы в некоем мехе, содержит ее в облаках, как сказано и в другом месте: «призываяй воду морскую, и разливаяй ю на лице всея земли» (Ам. 5, 8).
Полагаяй в сокровищах бездны,
то есть бездны запечатлевает как бы в сокровищницах, чтобы излившись не потопили сушу.
Пс.32:8. Да убоится Господа вся земля.
Земля да не воздает более чествования демонам.
От Него же подвижутся вси живущии по вселенней.
Живущие по вселенной люди, слыша о Нем, подвигнутся из прежнего своего состояния, в котором служили они идолам, и покорятся Создателю своему.
Пс.32:9. Яко Той рече, и Быша[v]: Той повеле, и создашася.
Бытие указывает на существенное в разумных тварях, а творение означает пременение их от худшего в лучшее. «Темже аще кто во Христе, нова́ тварь». (2Кор. 5, 17).
Пс.32:10. Господь разоряет советы языков,
разумей «народы» духовно.
Отметает же мысли людей, и отметает советы князей.
Ибо безуспешными соделал злоумышления всех иудеев, воскреснув в третий день. А сие-то и было, чего Он хочет и что во век пребывает.
Пс.32:11. Помышления сердца Его в род и род.
Разумеет те определения, какие совещавает для настоящего и будущего века. «Помышления» Божии суть целесообразные распоряжения, а «сердце» Боже – сокровенность сущности.
Пс.32:12. Блажен язык, емуже есть Господь Бог его.
В этих словах именует блаженными верующих во Христа.
Пс.32:13. С небесе призре Господь.
Сказал: «призре», да не подумает кто, будто бы Господь не знает дерзких предприятий человеческих.
Пс.32:14. От готового жилища Своего,
то есть уготованного, украшенного. Ибо как бы в жилище Богу назначено небо.
Пс.32:15. Создавый на едине сердца их.
Один Бог знает сердца человеческие. Потому и Спаситель сказал иудеям: «вскую вы мыслите лукавая в сердцах своих» (Мф. 9, 4)?
Пс.32:18. Се очи Господни на боящияся Его.
«Очами» Господними именуется Господня всевидящая сила, или нередко Сын и Дух, так что Отец светов как бы посреди двух Светов.
Пс.32:19. И препитати я в глад,
то есть, во время гонения, когда не будет духовной пищи, сам Господь препитает их Духом Святым.
Пс.32:20. Душа же наша чает Господа.
Представляются в пример, как показавшие уже упование на Господа.
* * *
Точнее, Исаия приводит слова Бога: «милость Моя на ме́рилех Редакция «Азбуки веры».