Библиотеке требуются волонтёры

Источник

Поместный Собор

Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917–1918 годов, несомненно, является важнейшим событием в истории русской Церкви XX века. Созванный в первую очередь для того, чтобы обсудить направления реформы церковного управления, Собор сумел обсудить значительно более широкий круг проблем.

Основной задачей Собора было преодоление той антиканоничной формы церковного управления, которая существовала в России со времен Петра I. Как известно, вплоть до начала XVIII века церковь и государство в России существовали как две самостоятельные структуры. Эту пусть относительную, по все-таки самостоятельность разрушил Петр I, который ликвидировал независимость церковного управления, заменив Патриарха государственным органом – Синодом. При этом церковное ведомство оказалось одним из министерств, стоящих на страже государственных интересов. Петровское законодательство сильно ограничило церковную самостоятельность: проповедникам запрещается говорить о грехах власть предержащих, монахам – иметь в келиях письменные принадлежности и заниматься литературным творчеством без разрешения начальства. Петровская реформа воспринималась как благо лишь теми, кто рассматривал церковь как проводника государственной политики. В то же время ненормальность положения Церкви в государстве осознавалась многими. Однако вплоть до 1905 года об изменении ситуации можно было только мечтать.

17 апреля 1905 года, на пике революционных событии. Николай II подписал указ «Об укреплении начал веротерпимости», который уравнял в правах представителей всех конфессий. Теперь допускался переход из одного вероисповедания в другое (раньше «отпадение от православия» влекло за собой уголовную ответственность), снимались ограничения на строительство неправославных храмов и молитвенных домов, на издание религиозной литературы разных конфессий и т. д.

Вопреки намерениям законодателей этот указ поставил в крайне невыгодное положение православных. В то время, когда остальные конфессии получали свободу деятельности, жизнь Православной Церкви продолжала контролироваться неповоротливой государственной машиной. Ситуация была совершенно абсурдной, и пресса заговорила о необходимости освободить Православную церковь от государственной опеки.

Выработка модели церковно-государственных отношений стала предметом широкой общественной дискуссии. Появились тысячи книг, брошюр и статей, посвященных вопросам церковной жизни. Проблематика этих публикаций не ограничивалась вопросами взаимоотношения Церкви и государства. Активно обсуждались вопросы миссионерского служения Церкви, участия ее в общественной жизни, .литургические реформы и т. д. Предполагалось, что эти проблемы разрешит Поместный Собор, созыв которого, однако, все откладывался.

Созвать Собор стало возможным лишь после Февральской революции. Временное Правительство поддерживало стремление Церкви самоопределиться. Признавая, что Православная церковь занимает в государстве особое положение, оно, однако, стремилось последовательно утверждать принципы свободы совести. Так, постановление Временного правительства от 14 июня 1917 года провозгласило, что политические и гражданские права жителей России не зависят от их конфессиональной принадлежности. На этом историческом фоне 15 августа 1917 года в Москве начал работу Поместный Собор Православной Российской Церкви.

В работе Поместного Собора участвовало около 600 человек, большая часть которых была мирянами. В выборах делегатов на Собор участвовало все православное население страны, поэтому после прихода к власти большевиков и разгона Учредительного собрания Собор некоторое время оставался единственным общественным институтом, законность избрания которого не вызывала сомнений. Собором была разработана схема церковного управления и модель церковно-государственных отношений. Синодальное управление заменялось патриаршим и Церковь становилась самоуправляемой. Резко возрастала роль прихода, повышалась активность мирян, которые объединялись в православные братства. Эти реформы позволят потом церковной организации пережить эпоху гонений, до начала которой оставалось совсем немного времени.

На Патриарший престол Собор избрал Московского митрополита Тихона (Белавина). Членам Собора, которые сообщили ему об избрании на патриарший престол, святитель Тихон сказал: «Ваша весть об избрании меня в Патриархи является для меня тем свитком, на котором написано: «плач, стон и горе» (Иез.2:10). Сколько мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении и особенно в настоящую тяжелую годину»23. И действительно, путь новоизбранного патриарха так же, как и путь многих членов Собора, стал путем не церковных администраторов, но мучеников и исповедников. В настоящее время не более 50 членов Собора причислены к лику святых. Таким образом, канонизирован каждый десятый член Поместного Собора 1917–1918 годов.

* * *

23

Акты Святейшего Тихона. Патриарха Московского и всея России. Составил М.Г.Т\6онни. М., 1991. с. 382.


Источник: Святитель Афанасий Ковровский : биографический очерк / Александр Кравецкий. - Владимир : Транзит-икс, 2007. - 134, [1] с. : ил., портр., табл.; 20 см + 1 прил. (1 л.).; ISBN 978-5-8311-0292-5

Комментарии для сайта Cackle