Источник

Богослужение и жизнь

На Соборе было создано 23 отдела, занимавшихся разными проблемами церковной жизни. Иеромонах Афанасий, в центре интересов которого находились вопросы богослужебной практики, работал в отделе «О богослужении, проповедничестве и храме». Программа работ этого отдела была весьма обширной, ведь для большинства прихожан российских храмов именно богослужение является центром христианской жизни. В России отсутствовала традиция ежедневного домашнего чтения Священного Писания, поэтому православное население было знакомо с Писанием лишь в том объеме, в каком оно читалось во время службы. А для многих богослужебные тексты служили также основным источником сведении по православной догматике и церковной истории.

Между тем дуя более сознательного участия верующих в церковной службе необходимо было решить ряд проблем богослужебной практики. Так, например, Русская церковь заимствовала у греков монастырский вариант богослужебного устава, предполагающий многочасовые церковные службы, совершать которые в приходских храмах было невозможно. Богослужение приходилось сокращать, причем не существовало простого и общепринятого правила таких сокращений, а в результате неумелых самостоятельных решений могли утрачиваться наиболее существенные част богослужебных последований. Другая проблема определялась тем, что язык богослужения сильно отличается от русского литературного языка. Для многих прихожан грецизированный синтаксис церковных книг был мало понятным.

Еще одним из активно обсуждаемых на отделе вопросов был вопрос о внесении в церковный календарь дней памяти русских святых. Проблема заключалась в том, что в XVII веке при патриархе Никоне с целью сблизить славянскую и греческую церковные практики активно исправлялись славянские богослужебные книги. В результате имена многих почитаемых русских подвижников перестали упоминаться в богослужебных книгах. Иеромонах Афанасий принимал участие в разработке программы возвращения в церковный календарь памятей русских святых. Предполагалось собрать изданные и неизданные службы русским святым, отредактировать их и выпустить в виде отдельной книги. Ориентиром в такой деятельности служил «Сербляк» – специальный богослужебный сборник, посвященный сербским святым. Иеромонах Афанасий вошел в созданную Собором комиссию, которая должна была заниматься подготовкой такого сборника. Правда, из-за революционных событий комиссия так и не смогла приступить к работе. Иеромонах Афанасий считал, что составление дополнительной русской минеи является необходимым церковным делом. И он вернется к нему через много лет, в середине 50-х годов, освободившись после 22 лет заключения.

Другим вопросом, обсуждаемым в отделе «О богослужении, проповедничестве и храме», в подготовке решения которого принял активное участие иеромонах Афанасий, был вопрос о церковных правилах причисления почитаемых подвижников к лику святых. Дело в том, что в отличии, например, от Католической церкви, Православие не имеет общепринятой процедуры, предшествующей официальному решению о причислении к лику святых.

Наконец, третьим делом иеромонаха Афанасия стало составление «Службы всем святым в земле Российской просиявшим». Члены Собора были не первыми, кому пришла в голову идея создания общей службы русским святым. Такая служба появилась еще в XVII веке, однако подобно многим другим русским богослужебным текстам после реформ патриарха Никона она была прочно забыта. Текст XVII века оказался во многом неудовлетворительным, и Собор поручил иеромонаху Афанасию (Сахарову) и профессору Б.А. Тураеву24 отредактировать тот текст и сделать его более близким современным верующим. В это время уже начались репрессии большевиков против Церкви и пролилась первая кровь, поэтому в службу всем русским святым вошли молитвы, обращенные к новым исповедникам и страстотерпцам за веру Христову:

О новых страстотерпцев! Подвиг противу злобы убо претерпеша, веру Христову яко щит пред учении мира сего держаще, и нам образ терпения и злострадания достойно являюще.

О твердости и мужества полка мученик Христовых, за Христа убиенных! Тии бо Церковь Православную украсиша и в стране своей крови своя, яко семя веры даша и купно со всеми святыми достойно да почтутся.

Текст службы был утвержден Собором и напечатан в том же 1918 году отдельной брошюрой. Однако составители не считали свой труд законченным и стремились его улучшить. В 1920 году скончался Б.А. Тураев. А иеромонах Афанасий, считавший составление службы всем русским святым делом жизни. продолжал работу над ее текстом. В итоге, к начаху 60-х годов эта служба превратилась в огромное богослужебное последование, совершающееся в течение трех дней. Долгое время этот полный текст распространялся в машинописных копиях, и был издан лишь в 1995 году25.

Работа в Богослужебном отделе Собора определила круг научных и литературных интересов иеромонаха Афанасия. Сбор и редактирование служб русским святым, исправление богослужебных книг и соотнесение проблем реальной жизни с уставом Православной Церкви – вот те темы, которые занимали его всю жизнь. Проведя около 22 лег на тюремных парах, он не переставал размышлять об этих вопросах, возобновлял работу, как только появлялась такая возможность, и умолял своих близких, которые прятали его книги и рукописи, хранить эти материалы для будущей работы.

* * *

24

Б.Л. Тураев (1867–1920) – египтолог, историк Коптской и Эфиопской церкви, основатель российской школы изучения древних цивилизаций Ближнего Востока, академик РОССИЙСКОЙ академии наук, член Поместного Собора Русской церкви 1917–1918 годов.

25

Служба всем святым, в земле русской просиявшим (Празднование 15, 16, 17 июля). Составитель епископ Ковровский Афанасий (Сахаров). М.. 1995.


Источник: Святитель Афанасий Ковровский : биографический очерк / Александр Кравецкий. - Владимир : Транзит-икс, 2007. - 134, [1] с. : ил., портр., табл.; 20 см + 1 прил. (1 л.).; ISBN 978-5-8311-0292-5

Комментарии для сайта Cackle