Беседа в день Святые Пасхи, на вечерне
Христос воскресе!
Из уст самовидца теперь мы слышали, что совершилось в Иерусалиме, пред очами учеников Христовых, в вечер сего великого и поистине светоносного дня. Еще вчера свидетели страданий и смерти своего божественного Наставника готовы были считать себя оставленными Им навсегда и все дело, для которого они были призваны, признать разрушившимся. Даже ныне утром, несмотря на то, что возвратившиеся от гроба мироносицы принесли уверение от Ангелов, что Господь жив (Лк. 24, 23), некоторые из учеников, видно, утратили надежды, соединенные с Его именем, когда поспешили оставить Иерусалим. Прочие в страхе преследования от иудеев, которое от Учителя могло обратиться на Его учеников, искали себе безопасности в стенах затворенного дома. Теперь все изменилось: и день, озаренный новым светом, воссиявшим от гроба, достойно заключен еще более светлыми откровениями, в соборе Апостолов.
События иерусалимские, действительно, так отрадны, так знаменательны, так близко касаются нас самих, что мысль и сердце невольно обращаются к воспоминанию о них.
Но когда мы готовы отдаться этим воспоминаниям, нас предупреждает и взывает к размышлению повеление Воскресшего Господа мироносицам: «Идите возвестите братии Моей, да идут в Галилею, и ту Мя видят» (Мф. 28:10). Почему же Господь, вызывая учеников в Галилею, в то же время является им в Иерусалим? Повеление идти в Галилею, чтобы там видеть Воскресшего, не означает того, чтобы ранее сего не был намерен Господь явиться Своим ученикам, но указывает только на особенное значение галилейского явления. Туда призывал Он Своих учеников, чтобы там, при большей безопасности от иудеев, нежели в Иерусалиме, найти их спокойнее и способнее к принятию последних наставлений для их служения. Там удобнее было собраться и большему числу верующих, пред которыми благоугодно было Господу засвидетельствовать Свое воскресение: там только могли, без страха, соединиться они в числе более, нежели пяти сот братий, чтобы видеть Воскресшего (1Кор. 15:6). Для такого великого собрания Господь готовил и проповедь великую. Там, в Галилее, на пределах мира иудейского и языческого, сыны Израиля должны были услышать из уст Самого Господа торжественное призвание всех народов в Его царство, которое обнимает собою небо и землю. «Дадеся ми всяка власть на небеса и на земли. Шедше убо научите вся языки» (Мф. 28:18–19). На пределах церкви ветхозаветной и новозаветной яснее должна была раскрыться тайна триединого Божества, как исповедание всех и каждого в Израиле новом. «Научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа». И оставляемые видимо, но невидимо вступающие еще в теснейшее соединение с своим Господом, ученики должны были получить великое обетование от Отца века настоящего и грядущего: «Се Аз с вами есмь до скончания века» (Мф. 28:20). Такова была цель торжественного собрания, к которому призывал Господь учеников Своих в Галилею! Но не вдруг еще они могли приблизиться к этой цели; состояние их духа, их вера и надежда требовали предварительного подкрепления и утверждения в самом Иерусалиме. Потому что первые вестники и вестницы о воскресении Иисуса Христа по большей части еще не находили у них себе веры. Нужно было подать руку помощи маловерным, как некогда Петру, утопающему на море. Между тем пребывание учеников в Иерусалиме, продолженное до некоторого времени, весьма полезно могло быть для разрушения той измышленной злобою врагов молвы, будто тело распятого Господа похищено было Его учениками. Если бы молва эта имела хотя некоторую тень справедливости, то прежде всею надлежало ожидать судебного преследования и со стороны первосвященников, и со стороны римского правителя против обвиняемых в преступном похищении.
Итак Господь, хотя еще прежде Своего воскресения и в самый день воскресения назначил Своим ученикам идти в Галилею, чтобы там Его видеть; но для освобождения учеников от тягостных сомнений, для возбуждения и оживления их духа нужно было, чтобы Он еще ранее сего явился им в Иерусалиме.
Что же видели здесь ныне св. Апостолы? «Дверем затворенным, идеже бяху ученицы Его собрани, – прииде Иисус и ста посреде их» (Ин. 20:19). Дверем затворенным прииде: пришел с плотию, но как бы бесплотный, не стесняясь никакими преградами. Апостолы видели: не такова была плоть тех, которых возвратил Господь к жизни, например Лазаря, который еще недавно возлежал с ними на вечере. И Лазарь, и другие воскрешенные Господом, возвращаясь в среду живых, снова вступали в общие условия жизни человеческой. Человечество в Иисусе Христе являлось уже переступившим на-он-пол бытия, свободным от тех уз и ограничений, какие Сам Он наложил на Себя; и плоть Его стала духовною.
Прииде и ста посреде их. Можно сказать, здесь видимо исполнилось всегда невидимо исполняющееся Его утешительное обетование, данное всей Церкви: «Идеже еста два или трие собраны во имя Мое, ту есм посреде их» (Мф. 18:20). Действительно, все были собраны здесь во имя своего Учителя и Господа. С раннего утра доселе все заняты были мыслию о Нем. Между тем, как одни, например Иоанн, в каждом новом обстоятельстве видели подтверждение своей вере, другие, напротив, находили причины к сомнению. Господь дал совершиться в умах и сердцах их этому борению, чтобы оно вернее могло привести к убеждению в истине, чтобы и другие в последствии не имели повода упрекать их в легковерной поспешности. К концу дня новые явления Господа принесли новые свидетельства о Его востании из гроба. Вот и Петр видел Господа. Вот и путники еммаусские поспешили с известием, что узнали Его в преломлении хлеба, – долго с Ним шли, слушали Его беседу. И в то время, как сии вестники, еще полные тех сладостных впечатлений, какие оставила в них беседа Божественного Наставника, передавали своим соученикам Его слова, от которых горело в них сердце, и Сам Иисус прииде, и ста посредь их.
После событий в саду Гефсиманском, во дворе первосвященника, при кресте, когда ученики оставили своего Учителя и Господа в руках врагов Его, – хотя все обещались душу свою положить за Него, – можно было ожидать, что при первом же свидании воспомянутся им обеты, ими нарушенные, воспомянется отречение от Христа, бегство. Нет! Благость Воскресшего покрывает все их вины и всем изрекает мир. «Ста посреде их и глагола им: мир вам» (Ин. 20:26). Нет ни для кого исключения. Мир и тебе, Иоанн, пребывший верным до конца. Мир и тебе, Петр, устрашившийся привратницы и потом искупивший свое падение горьким раскаянием. Мир и вам, не устоявшим в годину темную, предавшимся бегству, готовым оставить в руках врагов последнюю одежду, только бы спасти свою жизнь, – Божественная премудрость предусмотрела, что кроткий голос любви гораздо глубже проникнет в сердца, нежели строгое обличение. И оправдися Премудрость от чад Своих.
Христиане! Все, что есть достожелаемого в этих немногих чертах евангельского повествования, по благости Воскресшего Господа, может быть приложено и к нашему торжеству церковному. Вера глаголет нам: Господь близ, Господь во храме святем Своем, Господь здесь посреде нас. Верою и благоговением да предстоим в Его святом присутствии. Здесь Он является нам и во плоти Своей прославленной: только очи наши, как очи тех путников еммаусских, удерживаются покровом таинства, чтобы нам зреть ее. Не повторилось ли здесь и это кроткое «мир вам» в любвеобильном приглашении всех «насладиться пира веры»? Что мы слышали из уст златословесного учителя? «Внидите вси в радость Господа своего. Никтоже да рыдает убожества: явися бо общее царство. Никтоже да плачет прегрешений: прощение бо от гроба воссия».
Христос посреди Своих учеников! Казалось бы, теперь-то открыться их сердцу пред Ним, вполне предаться чувству радости. Но их еще сдерживал страх: мняху дух видети (Лк. 24:37). Воскресшему нужно было уверить их в действительности Своего воскресения, рассеять всякое недоразумение. И Господь указует на раны, которые остались на Его плоти от прободения гвоздьми и копием: показа им руце и позе и ребра Своя; дозволяет даже осязать Себя: «Осяжите Мя и видите, яко дух плоти и кости не имать, якоже Мене видите имуща» (Лк. 24:39). Мало сего: Он требует Себе чего-нибудь съестного, и когда подали «Ему рыбы печены часть и от пчел сот, взем пред ними яде» (Лк. 24:42–43). И так не остается никакого сомнения, что здесь, пред ними, Сам распятый Господь их и Учитель.
Ряд свидетельств, доказывающих истину Христова воскресения, дополнился еще в течение последующих дней до вознесения Господня на небо. «И постави Себе жива по страдании Своем: во мнозех истинных знамениих, деньми четыредесятьми являлся им» (Деян. 1:3). Но внимание христианина, взоры благодарной и благоговейной любви особенно привлекаются теми язвами, которые оставила на Его пречистой плоти смерть на кресте. Велико для нас и то, что Господь наш и Искупитель по окончании Своего великого дела не сложил на всегда во гробе восприятую Им плоть, как оставил Он пелены и плат; но изшел из гроба с нашею плотию, прославил Свое человечество и вознес его потом на небо. Но Он усугубил Свою милость к нам, сохранив на Себе и по воскресении язвы смерти крестной. Хотя они нанесены неповинному Страдальцу нашими грехами, но бесконечная любовь Искупителя нашего соделала их ходатаями за нас пред правосудием Божиим. Они живо свидетельствуют, что Сын Божий не сложил с Себя дела ходатая. И сколько грешников возбуждено ими от усыпления! Сколько грешников нашло в них примирение с правдою Божиею! Сколько утешения излилось из них в скорбящие сердца! Сколько страждущих, кающихся, жаждущих мира душе своей и освящения, созерцанием приникая к сим божественным язвам, почерпали и будут всегда почерпать в них новые силы для борьбы с грехом в себе и вне себя и для укрепления себя в подвиге добра!
Уверив Апостолов в Своем воскресении, доказав им, что Он есть тот Самый, Который призвал их для великого служения в мире, Господь обращает теперь внимание их на сие самое служение. Приблизилось уже время вступить в него: так как искупление уже совершено, земные мечты о царстве израилевом смертию Богочеловека разрушены, ослепление Израиля явно указывало проповедникам веры путь к языкам, сперва сопредельным с иудеями, потом далее и далее до пределов вселенной. «Рече же им паки Иисус: мир вам: яко же посла Мя Отец, и Аз посылаю вас» (Ин. 20:21). Св. Кирилл Александрийский справедливо замечает: «Сим Господь наш Иисус Христос рукоположил наставников и учителей вселенной и строителей божественных Его таинств и повелел им, подобно светилам, освещать не только землю иудейскую, но всю подсолнечную и всех повсюду сущих». Сам Господь пришел на землю не для одного Израиля, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать во едино (Ин. 11:52). Сам Он начал Свое служение проповедию: «Покайтеся, приближися бо царствие Божие» (Мф. 4:17). Теперь на них, Своих избранных учеников, возлагает Он обязанность проповедать во имя Его покаяние и отпущение грехов «во всех языцех, наченше от Иерусалима» (Лк. 24:47). Вверяя им судьбу всех народов, Он возносит Своих Апостолов над всеми, кого они приведут к Нему, и, таким образом, духовно поставляет их на дванадесяти престолах нового Израиля. «Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вас». Здесь изрекается бытие Церкви всемирной и в ней священноначалия.
Для такого великого служения Глава и Зиждитель Церкви дарует избранным Своим посланникам великие силы и облекает их великим полномочием. Дарует им Духа Святого, облекает их божественным правом отпущать грехи.
«И сие рек: дуну, и глагола им: приимите Дух Свят» (Ин. 20:22). Это не было еще полное сообщение предопределенной им меры благодатных дарований. Сам Господь в последних беседах Своих к ученикам изрек: «Уне есть вам, да Аз иду: аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам» (Ин. 16:7). А в день воскресения Своего Он сказал Марии Магдалине: не у взыдох ко Отцу Моему, но восхожду (Ин. 20:17). Потому полного излияния Духа Святого на Апостолов до преславного вознесения нельзя было и ожидать. Но как Сам помазанный по человечеству Духом Святым и по Божеству с Ним единосущный и нераздельный, соединяя с Своим творческим дыханием Его силу, Сын Божий обновляет начатки божественной жизни в учениках, подавленные в ночь всеобщего соблазна, и соразмерно духовной приемлемости каждого сообщает им новые божественные дары, как для преуспеяния их внутренней жизни, так и для вверяемого им служения.
Вместе с сим как Искупитель мира Господь изрек: «Им же отпустите грехи, отпустятся им: им же держите, держатся» (Ин. 20:23). Сие право относилось не к первоначальному только обращению народов, которым Апостолы должны были от имени Иисуса Христа проповедать покаяние и отпущение грехов. Но поскольку и в христианах грех есть остаток язычества, прозябение той области темной, из которой изводит нас Христос, то право отпущать грехи милостиво объемлет собою и больных членов христианства.
Воспоминающим великие события явления Христова в соборе Апостолов, нам отрадно, слушатели, сознавать, что мы – в недрах соборной, апостольской Церкви и под священноначалием, от Апостолов ведущим свое начало по преемству. И следовательно, с дерзновением можем мы надеяться, что все дарованное ныне от Господа Своим ученикам в Своей мере и с преизбытком новых еще откровений и дарований, излиянных от Духа Святого, перешло и переходит и на нас. Благословим убо Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа «Иже, по мнозей Своей милости, породи нас во упование живо воскресением Иисус Христовым от мертвых, в наследие нетленно, и нескверно, и неувядаемо, соблюдено на небесех» (1Петр. 1:3–4). Аминь.