Беседа в день святой Пасхи, на вечерне

Источник

Чтением святого Евангелия, сей час нами слышанным, святая Церковь приглашает нас теперь к празднованию живоносного воскресения Христова, – вместе с собором апостольским. В глубокое утро сего дня мы предначали празднество вместе с Мироносицами. Потом разделили мы радость двух учеников Христовых, познавших Воскресшего, – в преломлении хлеба. Теперь можем быть соучастниками радости и торжествующего лика апостольского. С умножением радующихся возрастает радость. В собрании другов Христовых яснее и полнее раскрывается самый предмет радости.

Приникнем же мысленно в священную храмину, где собрались ныне св. Апостолы, и посмотрим, что там совершилось.

Несколькими часами ранее мы нашли бы там только плачущихся и рыдающих (Мк. 16:10). После того, как страх рассеял учеников Христовых из сада Гефсиманского и они оставили своего Учителя и Господа, их оставили мир и радость, которые в Нем только они могли иметь. Его влачили из одного судилища в другое; после одного поругания подвергали другому, еще более позорному; от одного мучения переходили к другому, еще более тяжкому. Позор и мучения достигли наконец высшей степени и слились в одно – в смерти на кресте. Все это терзало душу учеников Божественного Страдальца, питавших к Нему самую искреннюю любовь. Прибавьте к сему, что все сии события совершились вопреки их ожиданиям, сколько Господь ни предварял их о страданиях и смерти, ожидающих Его в Иерусалиме. Менее чем за неделю до страдания, накануне входа во Иерусалим, когда Господь говорил: «...се восходим во Иерусалим, и скончаются вся писанная Пророки, о Сыне человечесте: предадят бо Его языком, и поругаются Ему, и укорят Его, и оплюют Его, и бивше убиют Его, ученики, как замечает Евангелист, ничесоже от сих разумеша, и бе глагол сей сокровен от них, и не разумеваху глаголемых» (Лк. 18:31–34). Напротив того, чем ближе подходили к Иерусалиму, тем сильнее становилось общее ожидание: вот скоро откроется славное царство Мессии (Лк. 19:11)! И вдруг рушились эти сладкие надежды и своим падением затмили утешительное и верное ожидание, которое внушал Господь ученикам, – ожидание Его воскресения. Будущее ничего не предвещало им лучшаго; они остались яко овцы, неимущие Пастыря. Понятно, в какое смущение и печаль повергла учеников смерть их Божественного Учителя!

Начало радостной перемены воссияло для Апостолов с первою вестию о воскресении Господа. Но густая тьма, облегавшая их умы и сердца, не дала проникнуть до них первым лучам радостотворного света. Возвращаются от гроба Иисусова к Апостолам Мироносицы и возвещают слышанное от Ангела, яко воста Господь: «и явишася пред ними яко лжа глаголы их, и невероваху им» (Лк. 24:11.). Притекает Мария Магдалина, которая сама удостоилась видеть воскресшего Господа: «и они слышавше, яко жив есть, и виден быст от нее, не яша веры» (Мк. 16:11) – и не прежде стали верить, что Господь действительно воскрес, как уже после явления Его Апостолу Петру. Но и тогда эта вера еще не во всех была тверда и не оказывала в них всей животворной силы своей, доколе воскресший Господь Сам не явился в соборе апостольском.

Итак, сущу позде, в день той, во едину от суббот, и дверем заключенным, идеже бяху ученицы Его собрани страха ради иудейска, прииде Иисус (Ин. 20:19). Это было уже в глубокий вечер дня воскресения Христова, как открывается из соображения с повествованием о явлении воскресшего Господа двум ученикам в Эммаусе. В то время, как беседовали Апостолы с сими путниками о радостном событии, прииде Иисус и ста посреде их (Ин. 20:19), не предварив никого никаким знаком о Своем явлении. Сохранивший цела знамения на гробь Своем, в воскресении, не имел нужды и теперь, чтобы отверзли Ему заключенные двери.

Первое слово Явившагося к ученикам было: «Мир вам» (Ин. 20:19). Душам, не наслаждавшимся миром, как благовременно, как благотворно было это излияние мира в слове всегда действенном. Мир – колеблемым недоумениями, мир – смущаемым печалию, мир – тревожимым страхом иудейским, мир – проливающим слезы раскаяния (Лк. 22:62). Как многоценное врачевство излилось это слово на многоразличные раны.

Когда ученики видели теперь пред собою воскресшего Господа, слышали Его голос: казалось, не оставалось более места сомнению, что Он востал от гроба. Однакоже некоторым представилось: не дух ли это (Лк. 24:37)? Удивительным покажется такое сомнение после столь многих уверений и после того, как сами Апостолы неоднократно бывали свидетелями, как Господь воскрешал других. И Господь не оставил сомневающихся без обличения: «...и поноси неверствию их и жестокосердию» (Мк. 16:14). Однако же прежде, нежели решился бы кто осуждать сомневающихся, должен принять во внимание, что хотя Апостолы и видели воскрешенных Господом Иисусом Христом: но воскресение тех было только возвращение к жизни земной, в прежней земной оболочке. Иное было с прославленною плотию Господа. Апостолы видели пред собою тело духовное, с которым Господь и вознесся на небо. Другою причиною сомнений, по признанию самих Апостолов, было недостаточное разумение тех пророчеств, которые относились к Искупителю мира. Не у бо ведяху писания, яко подобает Ему из мертвых воскреснути (Ин. 20:9).

Чтобы уничтожить всякие сомнения в действительности своего воскресения, Господь предложил ученикам самые убедительные доказательства. Он указал на раны, которые остались на Его челе от прободения гвоздьми и копием: показа им руце и нозе и ребра Своя (Лк. 24:40). Он дозволил даже осязать Себя: «осяжите Мя и видите, яко дух плоти и кости не имать, яко же Мене видите имуща» (Лк. 24:39). Мало сего: он благоволил потребовать себе чего-нибудь съестного, и когда Ему подали от пчел сот и рыбы печены часть, взем пред ними яде (Лк. 24:43). Итак, не было причины сомневаться ученикам, что они видят пред собою распятого Господа с Его пречистою плотию.

Теперь нужно было устранить другую причину недоумения. Не убо ведяху писания (Ин. 20:9). Это не то значит, чтобы Господь никогда не указывал Своим ученикам на слова Пророков, которые предсказывали, как Его страдания, так и Его воскресение. Неоднократно, например, Он указывал на знамение Пророка Ионы. Но это значит, что в учениках оставались еще препятствия к правильному разумению Писания, с очей их еще не совсем было снято покрывало, которое, по словам Апостола Павла, доныне остается на сердце Иудея при чтении Ветхого завета и которое уничтожается только Христом (2Кор. 3:14–15). Иначе сказать: это были частию предрассудочные мнения, частию полупонятые истины, из которых слагали тогда иудеи понятия свои о Мессии и Его царствии. Сюда, между прочим, относилась и мысль, «яко Христос пребывает во веки», которую не умели согласить Иудеи с предсказаниями Спасителя о своей смерти (Ин. 12:34). Сюда относились и мечты их о земном царстве Мессии. Господь, хотя неоднократно опровергал такие заблуждения в беседах, особенно к ученикам, но не все мог сообщить им тогда. «Еще много имам глаголании вам, – говорил Он Своим ученикам пред самым страданием, – но не можете носити ныне» (Ин. 16:12). Теперь наступило время, когда ученики могли принять дополнительные наставления. Воскресение Христово показало, что смерть не препятствует Ему пребывать во веки. Воскресши и преобразивши в Себе все взятое от земли, Он не мог надолго оставаться на земли, следовательно, и Его царство не могло уже быть земным. Итак, теперь благовременно было снять с очей учеников то покрывало, которое препятствовало им видеть смысл древних пророчеств. Тогда отверзе им ум разумении писания, и рече им: яко тако писано есть, и тако подобаше пострадати Христу и воскреснути от мертвых в третий день (Лк. 24:45–46). И богопросвещенный взор их увидел теперь, как многочисленный сонм провозвестников воли Божией за несколько столетий предрек именно то, что совершилось пред очами их, до малейших подробностей. Пред ними раскрылся план домостроительства Божия о спасении рода человеческого, развивающийся одною светлою картиною от первых дней мира в писаниях древних Пророков. А в этом плане страдания Сына Божия за грехи рода человеческого и прославление Сына человеческого в воскресении стоят светозарным средоточием, от которого разливается свет на все предшествующее состояние мира и на все его будущее. Теперь открылось и то, что смертию Богочеловека не разрушилась, но еще утвердилась надежда на избавление Израиля (Лк. 24:21), только не чувственное, а духовное, и не одного Израиля, но и всех верующих во имя Сына Божия, Искупителя мира. Тако писано есть, и тако подобаше пострадати Христу, и воскреснути от мертвых в третий день, и проповедатися во имя Его покаянию, и отпущению грехов во всех языцех, наченше от Иерусалима (Лк. 24:46–47). Посудите теперь, какова была радость учеников, эта сугубая радость, когда они в одно время и видели пред собою своего Господа, с Которым уже думали разлучиться навсегда, и видели Его Божественный образ, ясно преднаписанный в законе и Пророках! Возрадовашася убо ученицы, видевше Господа (Ин. 20:20).

Но Апостолам дана эта радость не для них одних. Они должны были пронести этот свет и эту радость ко всем народам. И вот Господь, оставляя собрание Апостолов, потому что они земнородных не могли постоянно выносить славы воскресшего Господа, и для того, чтобы постепенно приготовить учеников к Своему отшествию на небо и к действованию их уже не в видимом Его присутствии, – оставляя Своих учеников, изрек им вторично: «Мир вам» (Ин. 20:21), и в то же время возвестил: «Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы» (Ин. 20:21). Посланничество Своё на земле Сын Божий совершил: отселе начинается служение Его посланников, Апостолов. Еще в первосвященнической молитве Своей к Богу Отцу Он изрек: «Аз прославих Тя на земли, дело соверших, еже дал еси Мне, да сотворю: явих имя Твое челоком, ихъже дал еси Мне... дах им...» (Ин. 17:4–8); «Якоже Мене послал еси в мир; и Аз послах их в мир: и за них Аз свящу Себе» (Ин. 17:18–19). Слово молитвы Единородного принято Отцем, и советом воли Отца и Сына поставляются ныне рыбари галилейские посланниками Божиими, при содействии Духа Святого. И сие рек дуну, и глагола им: приимите Дух Свят (Ин. 20:22).

Глагола им: приимите Дух Свят. Еще грядый на вольную страсть Господь глаголал ученикам Своим: «Уне есть вам, да Аз иду: аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: аще ли же иду, послю Его к вам» (Ин. 16:7). Теперь, когда Господь Сам не мог уже видимо их руководствовать и когда дух их возвысился в разумении духовного, силою воскресения Христова, теперь предначинательно Он исполняет свое обетование.

Это еще не было полное излияние даров Духа Святого, которое они должны были получить в день Пятьдесятницы. Но как постепенно Господь отучал Своих учеников от Своего видимого присутствия, так постепенно вводил их в невидимое общение с Тем, Который имел пребыть с ними во веки (Ин. 14:16).

Глагола имя: приимите Дух Свят. Имъже отпустите грехи, отпустится, и имъже держите, держатся (Ин. 20:22–23). «Кто может отпущати грехи, токмо един Бог?» (Мк. 2:7), – спрашивали Иудеи, когда в первый раз услышали от Господа отпущение грехов расслабленному. Они справедливо рассуждали, что отпущать грехи своею властию может только Бог. Но не правы были в том, что думали видеть в Прощающем только человека. Господь Иисус Христос потому и прощал грехи, что Он есть истинный Бог. Теперь, возводя Апостолов в Свое служение, Он облек их и сим божественным правом, преподав им таинственным дуновением и потребную для сего благодатную силу Духа Святого. Такое право даровано им потому, что и назначение их состояло в том, чтобы проповедати во имя Иисуса Христа отпущение грехов.

Вот, слушатели, великие и приснопамятные события, совершившияся в сей вечер в Иерусалиме. Явлением Иисус-Христовым Апостолы решительно уверились в том, что Господь воскрес. Во свете Его воскресения они ясно уразумели, что он пострадал, умер и воскрес по воле Отчей, изъясненной еще в писаниях древних. От воскресшего Господа они приняли утверждение в апостольском служении, к которому досель приготовлялись, и соответственно сему получили от Духа Святого первые дары, необходимые для новообразующейся Церкви.

В чем уверились, что узнали, что приняли св. Апостолы от Иисуса Христа, – все это, чрез святую Церковь, есть и наше достояние. Возблагодарим же и прославим вечного Первосвященника исповедания нашего, обогатившего нас сими даяниями, нас последних, якоже и первых! Аминь.


Источник: Горский А.В. Беседа в день святой Пасхи, на вечерне // Прибавления к Творениям св. Отцов. 1857. Ч. 16. Кн. 1. С. 129-138.

Комментарии для сайта Cackle