Послание к Василию, архимандриту Печерскому XII столетия
Нижеследуюшее послание заимствовано из Сборника Московской Синодальной Библиотеки , в 4 д., XVI в., по каталогу 1823 г. под N 935. Сборник сей в надписи на книге называется: блаженного Кирилла собрания разных дел. Надпись сделана в XVII столетии , вероятно , по указанию какого-нибудь малороссийского ученого. Слова: разных дел явно указывают на подражание латинскому: varia opera, то есть, разные сочинения. Имя блаженного Кирилла поставлено здесь по первой статье, которая надписывается: «Слово блаженного Кирилла , поучение о чернеческом житии», и издана между творениями св. Кирилла Туровского (в Памятник. Росс. Словесности XII в. М. 1821. стр. 102).
Но нельзя сказать об этом сборнике, чтобы он составлен был трудами св. Кирилла Туровского, и представлял список с подлинной его рукописи. В том-же сборнике, между статьями древними по языку, находятся и новые, иногда с определенным указанием имени писателя. Так на л. 276. об. помкщеио поучение Архиепископа Новгородского Смиона (XV в); – л. 293. Поучение от Митрополита Киевского священником во Псков о вдовых священниках, писанное Митрополитом Фотием (XV В.);-л. 308. Сказание Максима старца Грека, горы Синайская, или послание к Царю, впрочем несправедливо приписываемое пр. Максиму Греку, во писанное кем-то из русских, как видно из содержания.
Но хотя нельзя назвать сию рукопись сборником св. Кирилла Туровского, – в ней, кроме упомянутого его поучения, находится и еще слово, по другим рукописям принадлежащее тому-же Архипастырю Туровскому. Здесь оно озаглавливается: л. 72. О некотором Цари, ратного оружия не имяше. Повесть чудна о чериоризцех. В печатном издании надписывается: «Повесть к Василью игумену Печерскому. Притча о белоризце человеце, и о мнишьстве, и о души и о покаянии».
Предлагаемое послание помещено в сей рукописи л. 11 – 18. с надписью: послание некоего старца к богоблаженному Василию Архимандриту, о скиме. Из содержания послания открывается, что сей Архимандрит Василий был одним из преемников пр. Феодосия Печерского, следовательно – настоятелем печерской обители, и, по всей вероятности, – одно и тο же лицо с игуменом Василием, к которому писал св. Кирилл притчу «о белоризце». По летописям известно, что первые настоятели печерские, облеченные саном архимандрита, не отлагали наименования игумена. Так в киевской летописи, настоятель печерский Поликарп, до 1171 г. именуемый игуменом (Полн. Собр. летоп, Т. 2. Стр. 95. 96. 98. 100. 101), с 1174 называется вместе архимандритом и игуменом. Сретоша и с кресты, Митрополит, и Архимандрит печерский игумен (стр. 107). Под 1182 г. – Преставися блажены Архимандрит игумен печерьской, именем Поликарп, месяца июля в 24 день (стр. 126). Подобным образом и Василий называется в летописи тем и другим именованием: священа бысть церковь святого Василья... Архимандритом печерьскым игуменом Васильем (стр. 128). Тогда же Князь... созва.. Епископа Андреяна Юрьевского... и Архимандрита Василья печерьского игумена. И не только в Киеве, настоятели Киевоиечерского монастыря назывались вместе архимандритами и игуменами, но то же видим и в епархиях Новгородской и Владимирской, когда там учреждены были архимавдрии в монастырях Юрьеве и Владимиро-Рождественском. Преставися игумен святого Георгия Саватия, Архимандрит Новгородский (Т. 3. лет. Новгор. 1. стр. 42). Послаша по Кирила игумена и архимандрита монастыря святыя Богородицы Рожества... (Т. 1. Лаврент. лет. стр. 192). – Такое явление, многократно повторяющееся в разных областях Русской митрополии, нельзя обьяснить сбивчивостью летописцев. Мы видим, что и в Греции архимандриты иногда подписывались игуменами, иногда – тем и другим именованием вместе. Так на Соборе седьмом Вселенском, в деянии 3-м, Савва Студийский, Платон Саккудийский, Иосиф Ираклийский названы просто игуменами, а в четвертом деянии все они подписались архимандритами и игуменами. Σάββας ἀρχιμανδρίτης καὶ ἡγὐμενος μονῆς τῷν Στυδίων, И т. д. Также подписались и еще пять настоятелей иных монастырей (Dinii Concil. Τ. III. par. 1. Sect. 1. р. 522 et 597). Наименованием «игумена» выражалось отношение известного лица к монастырю, как настоятеля; а наименованием «архимандрита» -отношение его к прочим настоятелям, пред которыми он первенствовал достоинством, а иногда и заведывал ими.
Итак послание писано к известному Архимандриту Печерскому Василию, об избрании и поставлении которого повествует летопись киевская под 1182 г.-Кто писал это послание, – остается неизвестным до открытия других его списков с именем писателя. Но по приточному характеру послания, с вероятностью можно приписать его тому же Епископу Туровскому, св. Кириллу, который писал к Архимандриту Василию притчу «о белоризце». Подтверждением такой догадки могут служить некоторые выражения послания, встречающиеся в упомянутой притче «о белоризце», и в другой-"о человечестей души». Представим примеры.
Хотя обе сии притчи составлены самим сочинителем, однако же он, предлагая в них учение Евангельское, не сомневается сказать, что берет их от Божественных писаний. В первой притче он говорит: «не мы сим повестем творци, но от Божественных вземлюще писаний» (Памятники XII в. стр. 125.). Приступая к изложению второй притчи, св. Кирилл говорит: «не буди нам особь (чит. о собе) подвигнути ненаказан язык, но от Божественных вземлюще писаний, с многою боязнию Евангельскых касаяся беседовати словес» (стр. 134). – Так и в послании, перед началом приточного наставления, сочинитель говорить: «аз же не о собе скажю ти о святей скиме, но от святых книг, паче же от самого Христа притчю извещю...»
В пославии приводятся слова Псалма 75, 12., в переводе несколько отличном от нынешнего чтения, но близком к греческому тексту: «обещайтебося, рече, и воздадите». Так же читаются сии слова и в первой притче: «обещайтебося, рече, и воздадите славу Богу» (Памятники, стр. 121.)
В послании сочинитель смиренно говорит: «моа словеса аки поучина сама ся деруть, не бо могуть к пользе слнути, не имущи влагы Святаго Духа». – Во второй притче св. Кирилл выражается о своем сочинении так: «мне в телесных вязящему похотех, невъзможно о духовных беседовати, не слагаетьбося грешнича словеса, не имуще влагы Святаго Духа» стр. 141.
Предлагаемое послание к Архимандриту Василию, между прочим, любопытно в том отношении, что указывает нам в сем настоятеле киевопечерском строителя каменной ограды вокруг Лавры. Во время пр. Феодосия она имела деревянною ограду. В летописи сказано: «монастырь огородиша столпьем» (Нестор. Лет. Т. 1. стр. 68.). В Сказании о пр. Матфее прозорливом, который дожил до игуменства Никонова, также упоминается о деревянной ограде: «скочил со столпья» (Там же стр. 82). Летопись говорит потом о сооружении каменной трапезы в печерском монастыре (стр. 120. 121.): но нигде не упоминает о существовании или сооружении каменной стены вокруг Лавры. Только в сочинении позднейшего времени, Синопсисе Киевском, вслед за повествованием – о начале Киевопечерского монастыря, сказано: «самый монастырь окрест каменными стенами обведен бысть на два стрельбища; в толстоту же или в широту каменна стена бяше на сажень, и врата каменныя же, идеже ныне Церковь Троицы Пресвятыя, бяху двои... (Изд. 1823. стр. 65). – Посланием к Василию теперь определяется, когда и кем устроена сия стена. – Во время нашествия татар она была разрушена, и монастырь снова обнесен был деревянною оградою. Ныне существующая каменная ограда устроена в 1698 г. (См. Описан. Киевопечер. Лавры. 1847. стр. 35).
Послание некоего старца к богоблаженному Василию архимандриту, о скиме
Послание некоего старца к богоблаженному Василию архимандриту, о скиме. | Послание некоторого старца к богоблаженному Архимандриту Василию, о схиме. |
Поклоняние от моего недостоиньства к твоему преподобьстьву, милый мой господине, всечестный богоблаженый василие, воистинну славный, великый в всем мире архимандрите, отче отцем, велики во всем мире. вождь вышнего пути, тонко – разумноя душе, умом вся богодухновенныя книгы пронорящи, вторый печерьский игумене феодосие, аще не именем, но делы и верою, равен сый оного святости, но и паче того провозвеличил тя есть Христос, яко угоднаго своего раба и своея матери слугу: он бо начен церковь познан1 бысть Богом, и к нему отъидет бо юже2 не точию церковь бо 3 содела, но и стены каменыя около святыя лавры созда, идеже святых жилища и преподобных дворы, беспрестанно поющих Бога в Троици, славящих во двою существу воплощьшася, от Духа Свята и Мария девица вочеловечшася, за грехы наша постра в4 распятие и смерть. | Поклон от моего недостоинства твоему преподобию, любезный мой господин, всечестиый, богоблаженный Василий, поистине славный и великий во всем мире архимандрит, отец отцев, великий для всех путеводитель к горнему, душа, проникающая тонким умом своим все богодухновенные писания, – второй Феодосий, игумен Печерский, хотя не по имени, но по делам и вере, равный ему святостью, но и более того возвеличенный Христом, как угодный ему раб и Его Матери слуга: ибо Феодосий, начав строить церковь, позван был Богом и к нему отшел; тебе же даровал Бог не только церковь устроить, но и создать каменную ограду вокруг Лавры, где жилища святых и дворы преподобных, непрестанно воспевающих Бога в Троице и славящих в двух естествах пребывающего, Сына Божия, от Духа Святого из Марии Девы воплотившегося, вочеловечившегося, и за наши грехи претерпевшего распятие и смерть. |
А о нем же, господине, прислал ми еси грамоту, аки прошая великаго и святаго скимнаго образа, вънже издавна облещися желаеши. но не яко неведы ищеши, но пытаеши моея нищеты аки достоить учителю ученика и господину раба. аз же не о собе скажю ти о святей скиме, но от святых книг, паче же от самого Христа, притчю извещю оного человека5, о создавшем на камени храм свой и создавшем на камени свою хлевину. Не песка разумей, ни здание храмины, ни рек, ни дождя, ни лютых ветр преражающих създаня. Да слышить мой господин василие о святей скиме, юже хощеши приати. | Письмом своим, ко мне присланным, господин мой, ты как бы спрашиваешь меня о великом и святом образе схимы, в который издавна желаешь облечься. Конечно, не по неведению вопрошаешь о сем, но испытуешь мое убожество, как учитель ученика, и господин – раба. И я буду говорить тебе о святой схиме не от себя, но от священных книг, или лучше – от слов самого Христа; укажу тебе на притчу Его о человеке, создавшем дом свой на камне, создавшем жилище свое на камне (Мф. 8, 24. 25). Не разумей здесь ни песок, ни создание храмины, ни реки, ни дождь, ни сильные ветры, приражающиеся зданию, в собственном смысле. Слушай же, господин мой Василий, о святой схиме, которую желаешь принять. |
Ты создал стены каменьны около всего печерьскаго монастыря на тверде основе высокы и красны. и перьвое же изобрел еси свое богатьство, такоже огнем и плиту устроил еси, водою же и калом свершил еси. Но оно святое создание не тако, еже сделатися в храм Богу, вселитися в ню Святому Духу. Но оно святое хощеши ли створити обитель Святей Троици мыслиши положиши6 основу, сиречь обновитися святую скимою, разсчести си имение, рекши прежь помолися Богу и сед напиши свой обет смыслене, что хощеши до смерти хранити: в недели или в месяци день или два хощеши поститися от брашна или от пития, или обнощевати в молитве, или не беседовати с человекы, или из манастыря в обетный день не исходити, или милостыню ручную творити, или всяко прошение к человеком подати, или гнев отдати. Да аще ты створиши свое первое, а Бог готов отдати свое; аще ли хощеши взяти без расмотрениа аналаву и куколь, зря инех, ожь точию величаются скимою, – аще бо и тружаются в посте и в молитвах, но, понеже не имуть тверда основание, да ни дождем, ни ветром, но своим злоумием тех падает храмина; овогдаже от всякого вздержатся, овогдаже слабо живут, глаголют: праздник бо есть, или дружца деля ясти хощу, или пити, или крестьяне звали, а паки заговею. се есть един зижя, а другый разоряа, или омывая от мертвеца и пакы прикасаяся ему. мнози бо, рече, усушиша тело от поста и от воздержания, а уста их всмердеша, но, понеже без расмотрениа си творяху, тем далече быша от Бога. И Лот бо не соблазнися в Содомех со безаконники, а в Сигоре с дщерми осквернися, | Ты создал вокруг всего Печерского монастыря высокие и прекрасные, каменные стены на твердом основании. Для сего, во-первых, заготовил ты денежные средства, потом, при помощи огня, приготовил плинфу, и, наконец, совершил дело при помощи воды и извести. Но это святое здание еще не таково, чтобы могло быть храмом Богу, чтобы вселился в него Святый Дух. Если хочешь устроить такое здание, если желаешь положить основание обители Святой Троицы, то есть, обновиться святою схимою; то разочти имение (Лук. 14, 28.), то есть, наперед, помолившись Богу, сядь и напиши со вниманием свой обет, который намереваешься соблюдать до смерти: воздерживаться ли совершенно день или два, в неделю или в месяц, от пищи или от пития, или проводить ночь в молитве; – или хранить безмолвие, – или не выходить в обетный день из монастыря, – или раздавать милостыню по рукам, – или подавать всякому просящему, – или воздержаться от всякого гнева. Ты исполни наперед свое; Бог не умелит довершить Свое. Если же вздумаешь возложить на себя аналав и кукуль без рассуждения, смотря на других, которые только величаются своею схимою, и хотя трудятся в посте и молитвах, но не имеют твердой основы, так что их храмина падает не от дождя и не от ветра, но от собственного их неразумия: в иное время они воздерживаются от всего, а в другое живут слабо, – говорят: «ныне праздник,» или: «хочу разрешить на пищу и питие ради друга», или: «ныне звали к себе христиане; после опять наложу на себя пост»; – если, говорю, так будешь вести себя: то это будет, значить то же, что одною рукою созидать, а другою разрушать, или, омывшись после прикосновения к мертвецу, снова прикасаться к нему. Сказано: многие иссушили тело свое постом и воздержанием, – и уста их смердят: но, поскольку делают сие без рассуждения, то далеки они от Бога. И Лот не соблазнился с беззаконными в Содоме: но в Сигоре осквернился со своими дочерьми. |
а ты в белцех и во иночестве Богу угодив и душеполезно пожив, а в калугерьское иго иды, апостольскы, вся задняя забуди, а на преднея простирайся. Земную печаль акы поделие имей, а о небесней жизни всегда печися по правилу твоего обета. Не яко Лот пияньством печали уставити повосхощи, но Христово житие со опьстанием подражай. Господь бо обеща себе7 всем Апостолом подаст: а ты всей братии обыща сотвори, обьще ти будет Бог, и обще любы, обще дание, обще венцы, да во мнозех телесех едину створи душю, всех ради мзу приимеши. | Ты в бельцах и в иночестве вёл жизнь богоугодную и душеполезную. А теперь, желая воспринять на себя иго совершеннейших подвижников, – по Апостолу, – задняя убо забывая, в предняя же простираяся (Фил. 3, 13 ). Заботы о земном считай поделием, и всегда пекися, по правилу своего обета, о жизни небесной. Не подражай Лоту в печалях, но с трезвением подражай Христову житию. Господь всем Апостолам даровал в Себе общение: и ты имей все общее со всею братией. Общий с ней у тебя Бог, общая да будет любовь, общее воздаяние, общие венцы, так, чтобы во многих телах была одна душа,– и ты за всех получишь награду. |
Се аз во твой раль сею семена, еже суть о боготруды8 словеса. ты смотри, да и плевелы зде будут: злое же семя искорени исторгни, а мене накажи; аще ли есть пшеница, абы не при пути, ни на камяни, ни в тернии сеял. Обаче аще причасти9 погибнуть, но надеюся от единоа ты можеши во сто приплодити, Богу ти помогающу, аще с Ним о скиме общепути (?) свещаеши. | Я сею семена на твоей ниве, то есть, словеса о богоугодном подвижничестве; а ты смотри, нет ли между ними плевелов, и недоброе семя с корнем исторгни, а меня научи. Если же слова мои – пшеница, то желал бы сеять не при пути, или на камени, или в тернии (Матф. 13, 4. 6. 7.). Впрочем надеюсь, что, если и три части семени погибнут, – ты от одной можешь принести плод сторицею. Бог тебе поможет и если с Ним устроишь обет свой о схиме. |
Все бо веси святых отец житие, яко с обетом подвизавши венчашася; ничто же бо тех храмины не возможешь их порушити, ни честь, ни сан, ни богатство, ни слава, ни скорбь, ни нужда, ни гонение, ни леность, ни сам диавол всяческыи тех приразуа, ни возможна обетного свести дела10, но акы медяна секира от суха древа сама ся кажить; диавол бо собе зол, а твердии верою многою венца искушения собе приобретають, а слабый ни диаволом падает, но своим зломысльством, подвершая доброго начатка дело, аки песок, злыми мысльми. | Ты знаешь, как жили святые Отцы; знаешь, что выполнявшие обет увенчались. Ничто не могло разрушить их храмины: ни честь, ни сан, ни богатство, ни слава, ни скорбь, ни нужда, ни гонение, ни леность; ни сам дьявол, отовсюду к ним приражаясь, не мог отклонить их от обетного подвига. Как медная секира, ударяясь о сухое дерево, только сама себе вред причиняет: так и дьявол себя казнит злобою своею. Твердые и богатые верою от искушения приобретают себе венец; а слабый и не от дьявола падает, но от своего злоумия. Злые мысли, как песок, подрывают начатки доброго дела. |
Тебе же хотящу здати духовную храмину, на вере оснуй и зежди надежю, любовь, аки плиту; смеси целомудрием, акы водою, телесе твоего кал, да возвысится, акы храм, душа твоея. подпри ю, акы столпом, Божиею помощью, да, аще снидеть различными вещьми дождь и рекы, пребудут, аки наковальня, противу добрым же и злым человеком. Введи в храмину матерь и жену, еже есть, кротость и смирение; кротость бо угожает Богу, а смирение на небеса возводит; оградитежеся11 отвсюду татей ради, рекше, страхом Божиим и молитвою, и стража пристави любомудра ума, да аще случитьтися во граде быти, или в народе, или в веси, или на торгу, не дай же сердцу в тех поплевати(?) мысльми, но акы внутрьуду келиа, поучаяся о разлучении душа от тела Се пребудеши внемля себе, акы в пустыню отшед. Аще си с Божиею помощию управиши, да не надмешися величанием, инех оглаголивая. И тогда свободным оком к умному возрев свету и узриши Отца светом, яко Иов, возглаголеши: прежь убо слухом слышахом, ныне же око мое видит тя, не телесное, но духовное; в свете лица Твоего, Господи, пойдем и о имени Твоем възрадуемся в векы. | Когда же ты хочешь созидать духовную храмину, то положи в основание её веру, и на нем зижди надежду и любовь, как плиту; брение твоего тела смешай с водою – с целомудрием, чтобы душа твоя возвышалась, как храм. Поставь ей опору, как столп, Божию помощь, чтобы, если и сойдут на нее, какого бы то ни было рода, дождь и реки, она пребыла непоколебима, как наковальня, ни от добрых, ни от худых людей. Введи в свою храмину матерь и жену, то есть, кротость и смирение. Кротость Богу угодна; смирение возводит на небеса. Обнеси свою храмину от татей отовсюду оградою, то есть, страхом Божьим и молитвою, и приставь к ней стража – ум любомудрый. Если и случится тебе быть в городе, или среди народа, или в селении, или на торжище,-не позволяй своему сердцу рассеваться в них мыслями, но, как-бы в келлии, помышляй о разлучении души от тела. Таким образом, внимая себе, ты пребудешь, как-бы удалившийся в пустыню. И если все сие с Божью помощью совершишь, – не надмевайся величанием и не осуждай других. И тогда, воззрев свободным оком к умному свету, узришь самого Отца светов, и, как Иов, можешь сказать: слухом убо уха слышах Тя первее, ныне же око мое виде Тя (Иов. 42, 5.), око не телесное, но духовное. Во свете лица Твоего, Господи, пойдем, и о имени Твоем возрадуемся во веки (Пс. 88, 16. 17.). |
Бог же, господине, утвердит твою душю не соступити обета: обещайте бо, рече, и воздадите. И паче12 луче не обещатися, нежели обещавшися не воздати. Тако Апостол осужает ны, глаголя: почто единаче не до крове противистеся к греху подвизающися. | Бог же да утвердит тебя, господин мой, чтобы ты не уклонился от обета своего. Ибо сказано: обещайтеся и воздадите (Пс. 75, 12.), и опять: благо тебе еже не обещаватися, нежели обещавшуся не отдати (Еккл. 5, 4.). И Апостол осудит нас словами: почто не у до крове стасте, противу греха подвизающеся (Евр. 12, 4.) |
О всем же семь, мой милый господине и благодетелю, не прогневайся ни возненавиди не ума13, но от безумия сия написавшу, но раздрав поверзи; моя бо словеса, аки поучина, сама ся деруть; не бо могут к ползе съльнути, не имущи власы14 Святаго Духа, не бо, яко учитель отческы, и стройно заповедаю, но всею простотою беседую с тобою твоей любви и моя отврзающи уста. Ты же избери, что хощеши, писания, еже ти будет лутче, вем15 бо о всем богоразумно, милый мои господине, честный Василий. | За все сие не прогневайся на меня, мой любезный господин и благодетель, и не питай ко мне вражды за то, что написал к тебе это не от ума, но от безумия своего; но раздери мое письмо и брось. Слова мои сами собою, как паутина, легко расторгаются, и не могут быть связаны на пользу, потому что не имеют влаги – Святого Духа. Не как учитель заповедаю тебе со властью отеческой, и не стройно, но, отверзши уста мои, в простоте, беседую к любви твоей. А ты избирай, что найдешь лучшего в моем писании. Сам ты, любезный мой господин, всечестный Василий, по разуму Божию знаешь все. |
Аз же, аще грешен есмь, молю Господеви здраву ти быти, мирно долгоденствующу, строящу дом святыя Богородица и служащу Богу достойно и всегда достигнетеши мзду с всеми святыми праотцы и отцы с апостолы и патриархы и преподобными игумены, молитвами пресвятыя Богородица и святого Феодосия, егоже бысть сын и настолник о Христе Иисусе о Господе нашем. | А я, хотя и грешен, молю Господа, чтобы ты был здрав, в мире и долгоденствии устроял дом Пресвятой Богородицы, достойно служил Богу, и таким образом получил награду со всеми святыми Праотцами и Отцами, с Апостолами и Патриархами и преподобными игуменами, молитвами Пресвятой Богородицы и святого Феодосия, которого стал ты сыном и преемником о Христе Иисусе Господе нашем. |
* * *
Должно читать: позван.
Читай: отъиде, тобою же.
Вероятно – Бог.
Должно читать пострадавша.
Вероятно, должно читать о человеце.
Читай: положити.
Обьща себе?
Может быть, должно читать о боготрудных.
Должно читать три части.
Может быть, надлежит читать не возможе обетнаго свести дела.
Читай оградитижеся.
Вероятно и паки.
Читай: не от ума.
Читай: влагы.
Должно читать веси.