Источник

Распространение христианской Церкви в век апостольский

Он знал законы развития внутренней жизни человека. После Его смерти это и стало обнаруживаться. Весть об Его Воскресении собрала рассеянных учеников; но они все же не тотчас выступили на проповедь. Они сходились по одному, по два, сходились в потаенных комнатах, с закрытыми дверями и еще не были готовы выступить на проповедь. Собственно проповедь Иисуса Христа начала распространяться через учеников Его только по сошествии Святого Духа, когда совершилось первое восстановление разорванного союза людей с Богом, когда последовало в человечестве полное откровение Божественной троичности (Ветхий Завет знал только Бога Отца; с пришествием Христа люди стали исповедовать Сына; теперь они приняли и Духа Святого).

Тогда-то через очищенных и обновленных духовно апостолов стало распространяться и христианство – даже шире, чем при жизни Христа. При первой проповеди ап. Петр обратил до 3000 человек, затем – до 5000, и это не единичные случаи обращения. Писатель Деяний приводит их, чтобы показать, как быстро пошли успехи христианства. Затем и внутреннее влияние сказывалось на этой христианской общине в Иерусалиме, на этих первых последователях Христа в том, что жизнь их теперь резко отличается от той, которую они вели до принятия христианства. Евангелист Лука в своих Деяниях так описывает ее: «у множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Апостолы же с великой силой свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деян.4:32–35). И это было все по доброй воле людей, принявших учение Христа.

Но в это время зарождения христианства оно было сосредоточено еще в одной местности и распространялось в пределах одной национальности: в Иерусалиме и между иудеями, как палестинскими, так и иудеями рассеяния1, которые жили вдали от Иерусалима, но, не забывая родной земли, приходили на праздники в Палестину. Кроме этих иудеев в это время были прозелиты, из других народов, принимавшие заповеди Моисея и даже обрезание. Они также обращались в христианство. Таким образом, открывалась первая община в Иерусалиме. В этой общине главнейшими проповедниками были два апостола: Петр и Иоанн, к которым присоединились впоследствии семь диаконов; один из них по имени Стефан запечатлел проповедь своей кровью, впервые пролитой.

Вследствие преследования христиане удалились из Иерусалима, и это послужило началом распространения христианства в других странах: в Сирии, Финикии и т.д. Везде, где они поселялись, они обращались с проповедью первоначально к своим единоплеменникам – евреям.

Новый шаг к распространению христианства среди других народов был сделан тогда, когда христианство было перенесено к самарянам. Самаряне по своему происхождению представляют помесь иудеев и язычников. Признавая Закон Моисеев, они имели много финикийских верований. Между самарянами и иудеями существовала крайняя вражда, доходившая до того, что иудей считал за грех дать кусок хлеба самарянину. Вскоре по рассеянии из Иерусалима учеников Христовых диакон Филипп пришел в Самарию и обратил ко Христу самарян. Потом сюда пришли апостолы Петр и Иоанн, сообщили самарянам дары Духа Святого и устроили новую общину, положив начало соединению в христианстве двух прежде враждебных племен.

Но являясь исключительно среди иудеев и прозелитов, проповедь христианства совершенно не касалась необрезанных. Сам Христос указал ученикам Своим, что они должны проповедовать постепенно, начиная от Иудеи, Галилеи, Самарии, а потом пронести слово Евангелия «во все концы земли». Это нужно было для того, чтобы проповедь христианства началась и укрепилась в одном народе, потом же постепенно распространилась по другим народам. Евреи думали сначала, что христианство дано было им одним. Они были призваны для сохранения истинной религии до пришествия Христа и поэтому стали считать себя единственными обладателями истинной религии и на все будущие времена. У них явилась мысль, что новое Царство Божие будет только иудейским царством. И если бы христианство было проповедуемо одновременно и иудеям, и язычникам, то это могло бы смутить еще не утвердившихся в христианстве иудеев. Поэтому апостолы старались дать окрепнуть вере среди иудеев, а для проповеди у других народов ждали особого указания, которое и было дано им по прошествии известного времени. Потому-то факт крещения Корнилия обставлен такими обстоятельствами, которые указывают на его важность.

Проповедь апостола Павла

Первым распространителем христианства среди язычников был ап. Петр, но он только положил начало этому распространению. Для этого был призван новый деятель, молодой раввин по имени Савл, который был обращен в христианство не только путем внутреннего психического процесса, как некоторые объясняют, но и явлением ему Самого Иисуса Христа. Этот-то новый проповедник, который ни в чем не знал середины и в то время, когда был врагом христианства, он, когда выступил на проповедь христианства, уже по своему происхождению из иудеев рассеяния (из Киликии) и по своему образованию (ап. Павел знаком был с греческим языком и литературой) сделался первым посредником между христианами Палестины и христианами из других народов. Сначала, впрочем, и он старался проповедовать своим единоземцам, но, когда иудеи, считая его ренегатом, оттолкнули его, он обратился с проповедью к язычникам, и первый пошел с проповедью в отдаленные страны. Сначала он отправился в Финикию и Малоазиатские страны: Памфилию, Писидию, Ликаонию, на остров Кипр, лежащий у Малоазийских берегов Средиземного моря; это так называемое первое путешествие ап. Павла.

Во второй раз он отправился в Европу, в ее юго-восточный край: в Македонию (в Филиппы, в Салоники) и в Грецию – в Афины и Коринф. Третье путешествие он совершал опять по Малой Азии – около Ефеса. Отсюда он хотел дойти до Рима, но был схвачен и отправлен на суд в Рим. На пути он проповедовал на острове Мальте, в южной Италии и, наконец, в Риме. Таким образом, проповедь христианства из отдаленной восточной провинции проникла до царственного города Рима.

После этого ясный и последовательный рассказ книги Деяний прекращается, и о дальнейшем распространении христианства мы узнаем из преданий, из легенд, из апокрифов. Это источник смутный, и все-таки отсюда можно извлечь вероятные известия о распространении христианства в других странах после Палестины.

Ап. Павел проповедовал язычникам, и он вначале один называется «апостолом необрезанных», но в 44-м году при Ироде Агриппе, во время гонений и другие апостолы отправились с проповедью Евангелия в другие страны. Есть предание, что они поделили между собой разные страны перед отправлением на проповедь. Могло быть, что они сделали это с той целью, чтобы не мешать друг другу. Приходя в новый город, апостолы, прежде всего, обращались с проповедью к иудеям; потом к язычникам. Из одной страны они постепенно переходили в другие. Так после Киликии и Финикии проповедь Евангелия распространилась в Понте, Каппадокии, Армении, Абхазии, по северным и западным берегам Черного моря и за море по Дунаю, в страны Приднепровские, известные в древности под общим именем страны Скифов, которых греки считали антропофагами (проповедь ап. Андрея). Из Армении через Персию и Бактрию даже до Индии, где проповедовали ап. Филипп, Варфоломей и Фома. Евангелист Матфей проповедовал в Эфиопии. На Западе христианство распространилось в Македонии, Греции, Галлии, Испании, Британии. Здесь христианство было распространено не апостолами, а ближайшими учениками апостолов. Кроме 12 апостолов проповедовали и другие ученики Христа и сотрудники апостолов. Предание разумеет под ними 70 учеников, избранных Иисусом Христом. Но в предании дело представляется не совсем ясно. Ученики апостольские: Марк, Лука, Тимофей, Тит, Онисим, Дионисий Ареопагит в наших святцах называются «учениками из 70-ти», но они, обращенные только ап. Павлом, сначала были спутниками Павла, а потом сделались самостоятельными проповедниками. Например, евангелист Лука проповедовал в Далматии, Марк – в Египте и т.д. На проповедь выступали иногда лица, не имевшие полномочий от апостолов и даже плохо знакомые с христианством. Так в книге Деяний говорится, что в Ефесе проповедовал иудей Аполлос, знакомый только с проповедью Иоанна Крестителя, пока сотрудники Павла Акилла и Прискилла и сам Павел не познакомили его ближе с христианством. Апостолы никому не запрещали проповедовать. Были даже такие, которые намеренно стали искажать учение Христа. Первым из таких был Симон Маг, основатель первой еретической секты. Проповедников явилось так много, что апостолы предостерегали верующих и советовали им относиться осторожно. Таким образом, видно, какое брожение внесено было в мир Евангельской проповедью.

* * *

1

Иудеи, которые были рассеяны по другим странам.


Источник: Древняя церковная история: Лекции орд. проф. Ал. Мих. Иванцова-Платонова: [Рукопись] / [Ст. Петров]. [М.], 1888. - 523, VII с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle