Гонения на христиан в первом веке
В первом веке, хотя христианство распространялось по самым отдаленным странам Римской империи и за пределами Римской империи, но число христиан было невелико. Христианская церковь не имела еще твердой и определенной организации и поэтому не обращала на себя большого внимания со стороны римского общества; а Римское правительство считало христианство сектой, вышедшей из среды иудейства, и поэтому наряду с иудейством христианство нередко возбуждало против себя предубеждения язычников. Христианство, распространяя своей проповедью религиозное возбуждение, появляясь в том или другом городе в той или другой стране, вызывало против себя гонения, но гонения эти были случайные и местные; каких-нибудь определенных гонений на христиан, по принципу, во всей Римской империи в первом веке не было. Так как христиан смешивали с иудеями, которых преследовали за различные возмущения, то вместе с иудеями преследовали и христиан, как будто бы и они принимали участие в возмущениях.
Иногда языческая чернь возбуждалась суеверными слухами о христианстве, или какой-нибудь местный правитель преследовал христианского проповедника и его последователей, во-первых, за то, что христианская проповедь возбуждала волнение в обществе; или, во-вторых, проповедник обращал в христианство у того же правителя жену, дочь, рабов; или, в-третьих, языческие жрецы клеветали на христиан за то, что они подрывали их доходы, обращая в христианство приверженцев старой религии. Таких примеров сохранилось очень много и в книге Деяний; здесь передается о тех или иных частных, местных гонениях против христиан в той или другой местности; гонениях, в которых потеряла жизнь большая часть апостолов; приняли мученическую смерть и другие проповедники христианства.
Гонения на христиан со стороны императора Нерона
Но общего, повсеместного, ясно сознанного и направленного к определенной цели, официального гонения на христиан в первом веке не поднималось. Правда было два гонения, возбужденных самими римскими императорами, но и на эти гонения нужно смотреть скорее как на проявление личного произвола – вспышку деспотизма, а не то, что было какое-нибудь официальное распоряжение против христиан, соединенной с известной идеей, направленное к определенной цели. Это два гонения при Нероне (54 – 68) и Домициане (81 – 96). Ни то ни другое гонение не имело серьезного и официального характера, а это были вспышки тирании, деспотизма. Мы знаем, что за личности были Нерон и Домициан. От них доставалось не одним христианам, а и многим другим их подданным, людям даже из высшего класса, из римской знати; много их погибло при Нероне и Домициане или вследствие деспотизма и подозрительности или вследствие корыстолюбивых целей и т.п. Неудивительно поэтому, что при этих императорах и христиане подвергались преследованиям, но таким преследованиям, которые имели больше личный, нежели официальный характер.
При Нероне, как рассказывает языческий историк Тацит, случился в Риме пожар, поэтому против христиан возбуждено было гонение, хотя между самими язычниками носился слух, что виновником пожара был сам Нерон, который как артист желал пожаром Рима напомнить себе пожар древней Трои и вместе с тем, как правитель, желал перестроить старый Рим по новому образцу. Вот для этих целей он будто бы и желал поджечь Рим. Пожар начался в квартале, где по преимуществу жили иудеи и христиане, и когда по этому поводу в народе поднялся ропот, то Нерону удобно было сложить вину пожара на тот класс римского населения, против которого и без того были сильные нарекания, клеветы и предубеждения; и потому обвинены были конечно христиане. Против них возбуждены были самые страшные преследования, имевшие ту характерную особенность нероновского деспотизма, что здесь с диким зверством соединялось какое-то артистическое издевательство, какое-то наслаждение зверством, что именно характеризует гонение Нерона. Христиан не только истребляли, но над ними издевались, наслаждались их мучениями. Для того чтобы достойно наказать христиан за поджог, их самих приказано было сжигать, но не просто, а привязывать их в императорском саду к деревьям, обливать смолой, чтобы они медленно сгорали, как факелы; а император в это время прогуливался и наслаждался этим зрелищем. Христианских женщин и девиц обнаженными привязывали к деревьям и надругались над ними самым грубым образом.
Это гонение свирепствовало не только в самом Риме, но отразилось в некоторой степени в Малой Азии, в центре, из которого христианство распространилось и в Риме; жертвой этого гонения, как известно, были апостолы Петр и Павел, а от апостола Иоанна, предполагают, это гонение вызвало грозное и пламенное обличение, написанное им в заключении на острове Патмосе. Это известный Апокалипсис. В нем находят прямые намеки на нероново гонение. Находят намеки на то, что под именем Антихриста разумеется сам Нерон. И не только в это время, но и в позднейшие века представление о Нероне соединялось с понятием о нем, как о первом жестоком гонителе христианства, как враге христианства. Этот император прежде всего сделался типичным врагом христианства, а это имя сделалось страшным и отвратительным для христиан.
Гонение на христиан со стороны императора Домициана
При преемниках Нерона Тите и Веспасиане, благоразумных и более гуманных государях, положение христиан сделалось несколько лучше, хотя вследствие того, что происходили восстания иудеев против Римского правительства, христиан нередко смешивали с иудеями и подвергали преследованиям. Но, начиная с 60-х до 90-х годов I столетия, христианство уже довольно значительно распространилось в самом Риме. Имя христиан носили не только богатейшие фамилии римского общества, но даже родственники императора, и это отчасти было поводом для императора Домициана начать гонение против христиан. Причиной этого гонения явилась прежде всего простая зависть и жадность. Он видел, что на стороне христианства явились люди очень богатые, люди из знатных классов, что в христианском обществе вследствие этого скопились значительные богатства, благодаря которым христианское общество щедро помогает бедным людям. Вследствие этого у Домициана явилась страсть к преследованию христиан с той целью, чтобы конфисковать их имущество в свою пользу. Сама жизнь образованных христиан, особенно из высших классов, в это время слишком обращала на себя внимание правительства, потому что язычник после обращения в христианство делались более угрюмыми, суровыми, не принимали участия в языческих собраниях, удалялись от языческих праздников; эти люди казались живыми гробами среди языческого общества. Преследование возбуждено было вследствие доноса, что христиане не только удаляются от тех праздников и собраний языческих, которые устраивались в честь императоров, как требовал этого Домициан, но даже позволяют себе не считать императора Господом Богом и отказываются клясться именем императора. А это еще более усилило повод для гонения против христиан, как врагов общественного порядка и безопасности.
Затем распространился слух, что христиане в скором времени ожидают наступления какого-то нового царства на земле, и что в Малой Азии и Палестине и доселе живут родственники основателя христианской религии И. Христа, что они вероятно и рассчитывают быть обладателями нового ожидаемого христианами царства. Поэтому Домициан велел вызвать из Иудеи в Рим родственников Иисуса Христа, собственно потомков Иуды, сводного брата Иисуса Христа, т.е., по преданию, сына Иосифа от прежней его жены. Потомки от него оставались, но жили в бедности, были простыми ремесленниками. Когда их представили Домициану, то он убедился, что для императора опасности от них ожидать нельзя; но частью из личного оскорбления, что христиане не соглашаются признавать его Богом, продолжал преследовать их.
Но все-таки и это преследование не имело официального характера, а шло по личному распоряжению Домициана, без всяких указов, и было сильно только в Риме и в Малой Азии; а в других странах, где тогда было распространено христианство, еще не было гонений.