Источник

Гонение на христиан во втором веке

Во втором веке положение христианства и отношение к нему Римского правительства приняли уже другой характер. Число христиан, не смотря на те преследования, которые терпели христиане уже и в I веке, все более и более умножалось, и церковь христианская все боле и более получала твердую организацию. Христианство начало распространяться не только между простыми людьми, но и между высшими классами общества; поэтому христиане должны были обращать на себя внимание не только общества, но и Римского правительства.

Во II веке по отношению к христианству со стороны Римского правительства мы замечаем следующее явление: во-первых, гонителями христианства являются уже совсем не такие люди, как Нерон и Домициан, – не деспоты, не развратные люди, а напротив самые лучшие, самые справедливые и гуманные из императоров, как Траян, Адриан, Антонин Пий, Марк Аврелий. И мы видим, что во II веке гонения на христиан, начиная со времени Траяна, идут сплошь не прерываясь почти до конца II столетия, и только временами то ослабевали, то опять усиливались. Это самое наводят на ту мысль, что гонение на христиан является здесь уже не как личный каприз какого-нибудь из императоров, а что это уже серьезная, ясно намеченная, твердо установившаяся система, проводить которую считают нужным лучшие императоры: Траян, Адриан, Марк Аврелий. Затем мы видим, что против христианства во II веке соединились все элементы языческого общества, хотя правительство преследовало их и не очень сильно, но непрерывно в течение нескольких десятилетий; и в языческой черни в прежнее время в некоторых местах были гонения против христиан; а теперь мы видим, что предубеждение против христиан становится всеобщим и распространяется по всем странам и областям Римской империи, и везде упоминаются одни и те же обвинения, что христиане занимаются чародейством, волхвованием, злоумышлениями против правительства, развратом и т.д. – именно те обвинения, которые постоянно имеют в виду христианские апологеты, защищая христианство против обвинений со стороны язычников.

Затем мы увидим, что со II века в высшем римском интеллигентном обществе, доселе не обращавшем на христианство никакого внимания, начинают более внимательно относиться к христианству и наряду с возбужденной языческой чернью начинают нападать на христианство со стороны литературной, впервые пишут сочинения против христианства. В свою очередь мы видим, что христиане не только положительным путем проповедуют свое учение, но стараются защищать свою религию перед Римским правительством и народом, являются так сказать общественной силой, открыто становящейся против другой враждебной им силы.

Все эти явления характеризуют особенно второй век.

Положение христиан при Траяне; начало гонений

В борьбе с христианством соединяются все элементы языческого мира: и правительство, и народ, и литература; поэтому борьба получает характер не личного только произвола или временной вспышки, а борьба получает систематический, последовательный характер, она ведется во имя известной идеи, с определенной целью и притом лучшими представителями языческого общества, хотя заблуждавшимися, но серьезно убежденными, что нужно строго преследовать христианство, позаботиться об истреблении его. Борьба эта началась со времени императора Траяна (98–117), и самое начало ее показывает, как Римское правительство вслед за народом незаметно втянулось в преследование. Траян сначала издал указ не прямо против христиан: он издал указ против тайных обществ, против тайных собраний, которые распространялись в то время по империи. Но так как языческая чернь уже в это время была сильно возбуждена против христиан, и так как христиане собирались для своего богослужения, для религиозных поучений тайно, то этот указ, имеющий общий характер, прямо направлен был против христиан. В силу этого указа стали хватать христиан, и местная чернь явилась обвинительницей их как преступников по смыслу этого императорского указа.

И вот началось гонение.

Переписка Плиния Младшего с императором Траяном

Как оно из народного, так сказать, неофициального, получило официальный характер, перестало быть местным и сделалось общим, свидетельствует один местный правитель Плиний Младший, который был назначен проконсулом в Малоазийскую область Вифинию; от него сохранилась переписка с императором Траяном, которая есть у Евсевия. Первое письмо Плиния следующего содержания. Когда он назначен был проконсулом в эту Малоазийскую область, то он совершенно не имел ясного понятия, что такое христиане и христианство. Это тоже характерная черта, что самые лучшие и самые образованные люди доселе плохо знакомы были с христианством и придавали ему мало значения. Но когда вследствие указа, пишет Плиний, к нему стали приводить толпы христиан, христианских женщин и детей, тогда он невольно должен был обратить внимание на христианство. После расследования о христианах он убедился, что они люди невинные и неопасные, что они ничего вредного не делают, кроме только того, что действительно собираются тайно по ночам, чтобы петь гимны Христу как Богу, затем дают друг другу взаимные увещания, чтобы не развратничать, не клясться, не воровать, не изменять своей вере. При этом он заметил одну странную черту – странную конечно в глазах язычника – что при невинности своих убеждений христиане однако ужасно упрямы, что когда он предлагал им для того чтобы освободиться от наказания только отречься от одного названия Христа, то они решительно не соглашались, и за такое упрямство Плиний приказал их истязать и даже казнить. И все-таки они упорно не отказывались от названия христиан, так что правитель впал в раздумье, что делать с этими несчастными упрямцами.

Вот об этом-то он и пишет и спрашивает Траяна: как поступать с христианами, если они ни в чем не повинны и вместе с тем упрямствуют, не отказываются от своей религии. На вопрос этого умного государственного сановника умный император дал характерный ответ, соответствующий правительственной точке зрения того времени. Император, отправляясь от той точки зрения, что если христиане невинны в преступлениях, то нет надобности преследовать их; но если они упорны, то нельзя и щадить; поэтому предписывается нарочно не разыскивать христиан, а если их представят, и они не откажутся от обвинения в принадлежности к христианству, то пытать их и казнить. Ответ, по-видимому, сдержанный. Но понятно, что этим ответом христиане не удовлетворялись с одной стороны и на это распоряжение императора один из самых искренних христиан, Тертуллиан впоследствии отвечал, что в этом распоряжении есть прямые противоречия, которые должны были повести к вредному и опасному результату: если мы люди искренние, невинные и неопасные, тогда за что же нас преследовать и казнить? А если вредные и опасные, то как же нас не разыскивать? Этот указ конечно не мог облегчить положение христиан, потому что правители местные хотя бы и не стали разыскивать христиан, являлось очень много доносчиков из среды народа и общества; и поэтому правительство вынуждено было представлять христиан на суд, наказывать их и казнить. Поэтому гонение продолжалось и получило характер официального гонения.

Продолжение гонения при императорах Адриане и Антонине Пие

Тоже гонение продолжалось и при Адриане (117–138), преемнике Траяна. При Адриане последовало еще несколько новых событий, взволновавших языческое общество против христиан. При Адриане было новое сильное восстание иудеев, вследствие которого признано было за лучшее совсем рассеять их по разным странам даже с положительным запрещением приближаться к своему прежнему отечеству, к Палестине. Но так как во многих местах христиан еще смешивали с иудеями, то нередко вместе с иудеями преследовали и христиан. Затем последовало в империи несколько общественных бедствий: голод, землетрясение, эпидемия. Во всех подобных случаях, как выше было упомянуто, языческая чернь в некоторых местах прямо возбуждалась против христиан. Но и теперь также один из местных правителей стал ходатайствовать перед Адрианом за христиан – это малоазийский проконсул Серений Граниан, он написал Адриану, что во многих местах чернь восстает против христиан и представляет их на суд, но ему кажется совершенно несправедливым казнить их только по настояниям возбужденной черни. На это донесение Граниана император дал такой ответ, что христиан не следует казнить по одним доносам, что они исповедуют христианскую религию, а нужно казнить только тогда, когда по исследованию суда окажется, что они виновны в каком-нибудь преступлении. Это распоряжение более гуманное, но и оно не дало спокойствия христианам, во-первых, потому, что это было местное распоряжение, собственно ответ Граниану, а общеобязательной силы оно не имело, и во-вторых, эта черта, что в указе дозволяется казнить христиан, если они будут обвинены в каком-нибудь преступлении, вновь давала повод к усилению несправедливых обвинений: любого христианина можно было обвинить в каком-нибудь из преступлений, о которых упоминалось выше, например, в ненависти к человеческому роду, в противоестественном разврате, в питании человеческой плотью и кровью, в заговоре против Римского правительства и т.п. И это распоряжение Адриана не смягчило положение христиан в империи, так что гонение продолжалось и при Адриане и при его преемнике Антонине Пие (138 – 161), которого обыкновенно считают одним из самых лучших императоров II века.

Христианские апологии

При этих двух императорах, при Адриане и Антонине христиане сами решились выступить открыто и защититься перед языческим правительством: при них явились первые апологеты христианства и первые апологии. Уже при Адриане афинский философ Аристид и епископ Афинский Кодрат представили апологии императору, путешествовавшему по Греции; но они не дошли до нашего времени. Известный тогда христианский ученый Иустин Философ написал апологию и представил ее императору Антонину, и император, по известиям древних христианских писателей, благодаря этой апологии смягчил положение христиан. Говорят, что он будто бы издал такое распоряжение, чтобы за ложный донос на христиан самому доносчику полагалось наказание и даже смертная казнь. Но это известие, передаваемое Евсевием, очень сомнительно. Сам указ до нас не дошёл, о нем есть краткое упоминание у древних писателей. Но из различных преданий о мучениках видно, что гонение продолжалось и при Антонине, хотя может быть несколько и в смягченном виде благодаря более гуманному характеру императора.

Едва ли можно прийти к тому, чтобы смягчение гонения последовало в следствие апологии Иустина Философа, апологии представленные правительству, скорее, пожалуй, могли раздражить его, чем расположить в пользу христиан, потому что эти апологии хотя писались с полным соблюдением покорности и преданности императорской власти, но были очень смелы и резки: в них христиане не только защищали свои верования и свой образ жизни, но они очень резко нападали на само правительство, порицали образ жизни язычников и т.д. Поэтому апологии страшно раздражали правительство, и мы видим, что попытки защищаться посредством апологий продолжались недолго: христиане скоро поняли, что слишком наивно думать, что вследствие апологий прекратятся гонения на них. Впрочем, обычай представлять апологии продолжал существовать и во II и в III веке; апологии представлялись императорам, сенату, обществу и народу. В них христиане старались оправдаться от тех клевет, которые распространялись против них. Но гонения на христиан, хотя несколько и смягчились, но не были прекращены совершенно.

Гонение на христиан при Марке Аврелие

При Марке Аврелие (161 – 180) гонения возобновились с большей жестокостью, чем при прежним императорах II века и вступили в новую фазу. Этот государь преследовал христиан и по личным убеждениям, и по общегосударственным соображениям. По личным убеждениям Марк Аврелий был философ-стоик и вместе с другими стоиками считал христиан за вредных фанатиков, фальшиво направляющих нравственные убеждения общества. Тех нравственных целей, которых Марк Аврелий не мог не признать в христианстве, надлежало, по его мнению, достигнуть другим путем – посредством распространения здравых философских понятий, если не в народе, то по крайней мере в образованных классах общества. Как один из государей, наиболее заботившихся о благе Римского государства, он не мог не заметить расшатанности нравов и нравственного порядка в римском обществе; поэтому, хотя сам не очень верил в старые религиозные предания, но считал нужным поддерживать их, требовал строгого соблюдения древних религиозных преданий. Поэтому при нем гонения открылись с особенной силой, особенно там, где к этому присоединилось возбуждение черни. Например, в Галлии в Лионской церкви гонение приняло такой фанатический характер, что христиан не только умерщвляли, но перед смертью подвергали страшным пыткам и после смерти не оставляли в покое: сжигали тела казненных христиан, чтобы не дать возможности собирать останки их последователям и чтобы, как думали язычники, окончательным сожжением их тел отнять у них надежду на будущее воскресение. В это время казнены были значительнейшие представители христианства: св. Иустин Философ апологет, Поликарп Смирнский, Пофин Лионский и др.

Что касается до предания, долго державшегося между христианами первых веков, о чуде, совершившемся во время войны Марка Аврелия с маркоманами в так называемом «громоносном» легионе, когда римское войско долго страдало от засухи, и пошел сильный дождь, то воодушевлённое этим войско одержало победу и, будто бы, вследствие этого Марк Аврелий смягчил положение христиан; то этот рассказ признается в настоящее время, согласно исследованиям, недостаточно вероятным. Во всяком случае, гонение продолжалось до конца царствования Марка Аврелия.


Источник: Древняя церковная история: Лекции орд. проф. Ал. Мих. Иванцова-Платонова: [Рукопись] / [Ст. Петров]. [М.], 1888. - 523, VII с.

Комментарии для сайта Cackle