епископ Александр (Милеант)

Июнь

Благоверный князь Игорь

18 июня (5 июня по церк.кал.)

Благоверный князь Игорь Черниговский вступил на престол в 1146-ом году. Киевляне, не любившие рода Ольговичей, изменили ему и выдали Изяславу, князю Переяславльскому, который и был провозглашен великим князем. Святой Игорь отказался от мирского образа жизни и в киевском Феодоровском монастыре принял монашество и схиму (с именем Игнатия). 19-го сентября 1147-го года толпа мятежников извлекла его из храма, когда он молился перед иконой Богоматери, зверски умертвила и влачила его тело по улицам Киева.

Впоследствии, 5-го июня 1150-го года, мощи святого кн. Игоря, прославленные чудесами, были перенесены из Киева в Чернигов и положены в храме Преображения. “И с того времени, – по замечанию летописца, – стали праздновать память благоверного князя Игоря.” В “Иконописном подлиннике” говорится, что князь Игорь был среднего роста, сух, смугл лицом, носил длинные волосы, борода его была узкая и малая. Святого князя Игоря почитают страстотерпцем наравне с князьями Борисом и Глебом.

Мученик Леонид (и иже с ним)

18 июня (5 июня по церк.кал.)

Мученики Леони́д, Маркиа́н, Ника́ндр и другие жили в Египте. Они жестоко пострадали за Христа в своем отечестве при императоре Максимиа́не (285–305 гг.) и скончались в темнице, томимые жаждою и голодом.

Тропарь: Муче́ник Твой, Го́споди, Леони́д во страда́нии своем венец прия́т нетле́нный от Тебе́ Бо́га на́шего: име́яй бо кре́пость Твою́, му́чителей низложи́, сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости. Того́ моли́твами спаси́ ду́ши на́ша.

Мученики Александр и дева Антонина

23 июня (10 июня церк.кал.)

Благочестивая дева Антони́на происходила из подвластной Риму области – Фра́кии, ныне Болгарии. При императоре Максе́нтии (305–312 гг.) Антонину привели к правителю, который уговаривал ее принести жертву идолам. После ее решительного отказа сделать это Антонину мучили и предали на поругание. 23-ех летний воин Александр, проникнутый пламенной верой ко Христу, решился освободить святую мученицу из места ее позорного заключения. Он вошел к святой деве и предложил ей свою одежду, надевши которую, Антонина беспрепятственно удалилась.

Когда открылся великодушный поступок воина, его предали страшным истязаниям. Тогда святая Антонина добровольно явилась, чтобы разделить со своим спасителем мученический венец. Святых мучеников, облив смолой, ввергли в огненную яму и засыпали землей (это было около 313-го года). Впоследствии их святые останки (мо́щи), прославленные чудесами, перенесли в Константинополь в Максимов монастырь.

Тропарь: Муче́ницы Твои́ Го́споди, во страда́ниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́ Бога нашего: иму́ще бо кре́пость Твою, мучи́телей низложи́ша, сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости. Тех моли́твами спаси́ ду́ши наша.

Мученик Леонтий (и с ним Ипатий и Феодул)

1 июля (18 июня церк.кал.)

Святые мученики Лео́нтий, Ипа́тий и Феоду́л пострадали при императоре Веспасиа́не (70–79 г.) в Три́поли финики́йском. Святой Леонтий, родом грек, служил военачальником в римском войске, был умен от природы, знаком с книжной мудростью, целомудрен, милостив к нищим и страннолюбив. Правителю донесли, что Леонтий призывал людей не приносить жертв языческим богам. Правитель послал трибуна Ипатия с отрядом воинов в Триполи, чтобы задержать Леонтия. Ипатий по дороге заболел и находился при смерти. Ему явился Ангел и сказал: “Если хочешь выздороветь, то вместе с твоими воинами воззови трижды к небу: Боже Леонтия, помоги мне.” Все так и сделали, и трибун исцелился.

В городе Ипатий и воин Феодул встретили человека, который пригласил их к себе в дом. Это оказался сам Леонтий, который научил их христианской вере, и они оба приняли крещение от него. Позже и сам правитель прибыл в город. Узнав о случившемся, он предал мучениям Леонтия, Ипатия и Феодула. Святых Ипатия и Феодула усекли мечем, а святой Леонтий скончался во время побиения палками. Христиане похоронили мучеников близ Трипольской пристани.

Кондак: Мучи́телей посрами́л еси́ лука́вые кова́рства, и Е́ллинов обличи́л еси́ безбо́жное служе́ние, воссия́л еси́ богоразу́мие всем челове́ком уче́ньми благоче́стия, богому́дре му́чениче. Сего́ ра́ди твою́ па́мять почита́ем любо́вию, прему́дре Лео́нтие.

Пророк и Креститель Иоанн

7 июля, 20 янв., 9 марта, 7 июня, 11 сент. и 6 окт.

(по церк. кал. 24 июня, 7 янв., 24 февр., 25 мая, 29 авг. и 23 сент.)

Пророк Иоа́нн Крести́тель – после Девы Марии самый чтимый святой. В честь его установлены следующие праздники:6 октября – зача́тие, 7-е июля – рождество́, 11 сентября – усекнове́ние главы́, 20 января – Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 9 марта – первое и второе обре́тение его главы, 7 июня – третье обретение его главы, 25 октября – праздник перенесения его правой руки с Ма́льты в Га́тчину.

Пророк Иоанн Креститель был сыном священника Заха́рии (из рода Ааро́на) и праведной Елизаве́ты (из рода царя Дави́да). Жили его родители около Хеврона (в Нагорной стране), на юг от Иерусалима. Он приходился по материнской линии родственником Господа Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Господа. Как повествует Евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына. И вот у благочестивых супругов, до преклонной старости лишенных утешения иметь детей, наконец рождается сын, которого они испросили в молитвах.

По милости Божией он избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Святой Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью – постом, молитвой и размышлением о судьбах своего Божия. Он носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акри́дами (род саранчи). Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.

Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.

По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом (Мал. 4:2). Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос. Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями – схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: “Сей есть Сын Мой возлюбленный … “

Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: “Вот А́гнец Божий, который берет на Себя грехи мира.” Услышав это двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоа́нн (Богосло́в) и Андре́й (Первозва́нный, брат Си́мона Петра́).

Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За это он вскоре пострадал.

Царь И́род Анти́па (сына царя Ирода Великого) приказал посадить пророка Иоанна в темницу за обличение его в оставлении своей законной жены (дочери аравийского царя Аре́фы) и за незаконное сожительство с Иродиа́дой. Иродиада до этого была замужем за родным братом Ирода, Филиппом.

В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломи́я, дочь нечестивой Иродиады, своей нескромной пляской во время пира до того угодила Ироду и возлежавшим с ним гостям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже до половины своего царства. Танцовщица, наученная матерью, просила дать ей тогда же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод уважал Иоанна как пророка, поэтому он опечалился от такой просьбы. Однако постеснялся нарушить данную им клятву и послал стража в темницу, который отсек Иоанну голову и отдал ее девице, а та отнесла голову своей матери. Иродиада, надругавшись над отсеченной святой главой пророка, бросила ее в грязное место. Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в Самарянском городе Севастии.

За свое злодеяние Ирод получил возмездие в 38-ом году после Р.Хр.: его войска были разбиты Арефой, выступившим против него за бесчестье дочери, которую он покинул ради Иродиады, а в следующем году римский император Кали́гула сослал Ирода в заточение.

Как повествует предание, Евангелист Лука, обходя с проповедью Христовой разные города и селения, из Севастии взял в Антиохию частицу мощей великого пророка – его правую руку. В 959-ом году, когда мусульмане овладели Антиохией (при императоре Константине Порфироро́дном), дьякон Иов перенес руку Предтечи из Антиохи́и в Халкедо́н, откуда она была перевезена в Константинополь, где и хранилась до времени завоевания этого города турками. Потом правая рука Иоанна Крестителя хранилась в Петербурге в церкви Нерукотво́рного Спаса в Зимнем Дворце.

Святая же глава Иоанна Крестителя была найдена благочестивой Иоанной и погребена в сосуде на Елеонской горе. Позже один благочестивый подвижник, копая ров для основания храма, нашел это сокровище и хранил его у себя, а перед смертью, опасаясь поругания святыни неверующими, скрыл ее в земле в том же месте, где нашел. В царствование Константина Великого, два инока приходили в Иерусалим поклониться Гробу Господню, и одному из них явился Иоанн Предтеча и указал, где закопана его голова. С этого времени христиане стали праздновать Первое обретение главы Иоанна Предтечи.

О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: “Из рожденных женами не восставал [пророк] бо́льший Иоанна Крестителя.” Иоанн Креститель прославляется Церковью, как “ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас.”

Тропарь: Па́мять пра́ведного с похвала́ми, тебе́ же довле́ет свиде́тельство Госпо́дне, Предте́че: показа́лбося еси́ вои́стинну и проро́ков честне́йший, я́ко и в струя́х крести́ти сподо́бился еси́ Пропове́данного; те́мже за и́стину пострада́в ра́дуяся, благовести́л еси́ и су́щим во а́де Бога яви́вшагося пло́тию, взе́млющаго грех мира, и подаю́щего нам ве́лию ми́лость.

Преподобномученица Леонида

8-го июля (25 июня)

Сведения о мученической кончине монахини Леони́ды и других инокинь, с нею пострадавших, очень скудны. За веру в Христа монахине Леониде отсекли голову в 310-ом году. Инокиню Ливию сожгли, а святая Евтро́пия скончалась во время пыток.

Тропарь: А гница Твоя Иису́се Леони́да, зове́т ве́лиим гла́сом: Тебе́ Женише́ мой, люблю́, и тебе и́щущи стра́дальчествую, и сраспина́юся, и спогреба́юся кре́щению Твоему́, и стражду́ Тебе́ ра́ди я́ко да ца́рствую в Тебе, и умира́ю за Тя, да и живу́ с Тобою, но я́ко же́ртву непоро́чную приими́ мя, с любо́вию поже́ршуюся Тебе́. Тоя́ моли́твами, я́ко ми́лостив, спаси́ души наша

Апостол Петр

12 июля (29 июня по церк.кал.)

Апостол Петр, называвшийся прежде Си́моном, был сыном рыбака Ио́ны из Вифсаи́ды Галиле́йской и братом апостола Андрея Первозванного, который и привел его ко Христу. Святой Петр был женат и имел дом в Капернау́ме. Призванный Христом Спасителем за рыбной ловлей на Геннисаретском озере, он всегда выражал особенную преданность и решительность, за что и удостоен был особенного приближения к Господу вместе с апостолами Иаковом и Иоанном Богословом.

Сильный и пламенный духом, он, естественно, занял влиятельное место в лике Христовых апостолов. Он первый решительно исповедал Господа Иисуса Христа Христом, то есть Мессией, и за это удостоился наименования Камень (Петр). На этом камне Петровой веры Господь обещал создать Церковь Свою, которую врата адовы не одолеют.

Свое троекратное отречение от Господа накануне Его распятия апостол Петр омыл горькими слезами раскаяния, вследствие чего после Своего воскресения Господь вновь восстановил его в апостольском достоинстве, троекратно, по числу отречений, поручив ему пасти ягнят и овец Своих. Согласно преданию, апостол Петр каждое утро при звуке петуха вспоминал свое малодушное отречение от Христа и начинал горько плакать.

Апостол Петр первый содействовал распространению и утверждению Церкви Христовой после сошествия Святого Духа, произнеся сильную речь перед народом в день Пятидесятницы и обратив 3000 душ ко Христу. Спустя некоторое время, исцелив хромого от рождения, он второй проповедью обратил к вере еще 5000 иудеев. Духовная сила, исходившая от апостола, Петра была настолько сильна, что даже тень его, осеняя лежащих на улице больных, исцеляла их (Деян. 5:15). Книга Деяний с 1-ой главы по 12-ую рассказывает о его апостольской деятельности.

Внук Ирода Великого, Ирод Агриппа Первый, в 42-ом году после Р.Хр. воздвиг гонение против христиан. Он умертвил апостола Иа́кова Заведе́ева и заключил апостола Петра в темницу. Христиане, предвидя казнь апастола Петра, горячо за него молились. Ночью случилось чудо: в темницу к Петру сошел Ангел Божий, оковы спали с Петра, и он беспрепятственно ушел из темницы, никем не замеченный. После этого чудесного освобождения книга Деяний упоминает о нем только еще раз при рассказе об Апостольском соборе.

Другие сведения о нем сохранились только в церковных преданиях. Известно, что он проповедовал Евангелие по берегам Средиземного моря, в Антиохии (где рукоположил еп. Еводия). Апостол Петр проповедовал в Малой Азии иудеям и прозелитам (язычникам, обращенным в иудейство), потом – в Египте, где рукоположил Марка в первого епископа Александрийской церкви. Отсюда он перешел в Грецию (Ахаию) и проповедовал в Коринфе, потом проповедовал в Риме, Испании, Карфагене и Британии. Согласно Преданию, апостол Марк написал свое Евангелие для римских христиан со слов апостола Петра. Среди новозаветных священных книг есть два Соборных (окружных) послания апостола Петра.

Первое Соборное Послание апостола Петра обращено к “пришельцам, рассеянным в По́нте, Гала́тии, Каппадоки́и, Аси́и и Вифи́нии” – провинциях Малой Азии. Причиной написания было желание апостола Петра утвердить братьев своих при возникновении нестроений в этих общинах и гонениях, постигших их со стороны врагов Креста Христова. Появились среди христиан и внутренние враги в лице лжеучителей. Пользуясь отсутствием апостола Павла, они начали искажать его учение о свободе христианской и покровительствовать всякой нравственной распущенности.

Второе Соборное послание написано к тем же малоазиатским христианам. В этом втором послании апостол Петр с особой силой предостерегает верующих от развратных лжеучителей. Эти лжеучения сходны с теми, которые обличает апостол Павел в посланиях к Тимофею и Титу, а также апостол Иуда – в своем Соборном послании. Лжеучения еретиков угрожали вере и нравственности христиан. В то время стали быстро распространяться гностические ереси, впитавшие в себя элементы иудейства, христианства и различных языческих учений. Это Послание написано незадолго до мученической кончины апостола Петра: “Знаю, что скоро должен я оставить хра́мину мою (тело), как и Господь наш Иисус Христос открыл мне.”

К концу жизни апостол Петр снова прибыл в Рим, где и принял мученическую кончину в 67-ом году через распятие вниз головой. Это событие художественно описано Генрихом Сенкевичем в книге Quо Vаdis или “Ка́мо гряде́ши, Го́споди.”

Апостол Павел

12 июля (29 июня по церк.кал.)

Святой Па́вел, первоначально носивший еврейское имя Савл, принадлежал к колену Вениами́нову и родился в киликийском городе Та́рсе (в Малой Азии), который тогда славился своей греческой академией и образованностью своих жителей. Как уроженец этого города, происходивший от иудеев, вышедших из рабства у римских граждан, Павел имел права римского гражданина. В Тарсе Павел получил свое первое воспитание и, вероятно, там же познакомился с языческой культурой, ибо в его речах и посланиях ясно проглядывают следы знакомства с языческими писателями.

Последующее образование он получил в Иерусалиме, в славившейся тогда раввинской академии у знаменитого учителя Гамалии́ла, который считался знатоком Закона и, несмотря на принадлежность к партии фарисеев, был человеком свободомыслящим и любителем греческой мудрости. Здесь же, по принятому у евреев обычаю, молодой Савл изучил искусство делать палатки, которое потом помогло ему зарабатывать средства на пропитание собственным трудом.

Молодой Савл, видимо, готовился к должности раввина (религиозного наставника), а потому сразу же после окончания своего воспитания и образования он проявил себя сильным ревнителем фарисейских преданий и гонителем веры Христовой. Может быть по назначению синедрио́на он стал свидетелем смерти первомученика Стефа́на, а затем получил власть официально преследовать христиан даже за пределами Палести́ны в Дама́ске.

Господь, усмотревший в нем “сосуд избранный Себе,” на пути в Дамаск чудесным образом призвал его к апостольскому служению. Во время путешествия Савла осветил ярчайший свет, от которого он слепым упал на землю. Из света раздался голос: “Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?” На вопрос Савла: “Кто Ты?” – Господь ответил: “Я Иисус, Которого ты гонишь.” Господь повелел Савлу идти в Дамаск, где ему будет указано, что делать дальше. Спутники Савла слышали голос Христа, но света не видели. Приведенный под руки в Дамаск, ослепший Савл был научен вере и на третий день крещен Ананией. В момент погружения в воду Савл прозрел. С этого времени он сделался ревностным проповедником прежде гонимого им учения. На время он отправился в Ара́вию, а затем снова вернулся в Дама́ск для проповеди о Христе.

Ярость иудеев, возмущенных его обращением ко Христу, заставила его бежать в Иерусалим, где он присоединился к обществу верующих и познакомился с апостолами. Из-за покушения эллинистов на его жизнь он отправился в свой родной г. Тарс. Отсюда в 43-ом году он был вызван Варна́вой в Антиохи́ю для проповеди и потом путешествовал вместе с ним в Иерусалим, куда привез помощь нуждающимся.

Вскоре после возвращения из Иерусалима – по повелению Духа Святого – Савл вместе с Варна́вой отправились в свое первое апостольское путешествие, продолжавшееся с 45-го по 51-ый год. Апостолы прошли весь остров Кипр, и с этого времени Савл, когда обратил к вере проконсула Сергия Павла, именуется уже Па́влом. За это время миссионерского путешествия Павла и Варнавы были основаны христианские общины в малоазийских городах: Антиохии Писидийской, Иконии, Листре и Дервии. В 51-ом году святой Павел принял участие в Апостольском Соборе в Иерусалиме, где горячо восставал против необходимости для язычников, ставших христианами, соблюдать обряды Моисеева закона.

Вернувшись в Антиохию, апостол Павел в сопровождении Силы предпринял второе апостольское путешествие. Сначала он посетил ранее основанные им церкви в Малой Азии, а затем перешел в Македонию, где основал общины в Филиппах, Солуни и Верии. В Листре святой Павел приобрел любимого ученика своего Тимофея, а от Троады продолжал путешествие с присоединившимся к ним евангелистом Лукой. Из Македонии святой Павел перешел в Грецию, где проповедовал в Афинах и Коринфе, задержавшись в последнем на полтора года. Отсюда он послал два послания к Солунянам. Второе путешествие длилось с 51-го по 54-ый год. Потом святой Павел отправился в Иерусалим, посетив по пути Ефес и Кесарию, а из Иерусалима прибыл в Антиохию.

После недолгого пребывания в Антиохии апостол Павел предпринял третье апостольское путешествие (56–58 гг.), посетив сначала, по обычаю своему, ранее основанные малоазийские церкви, а затем остановился в Ефесе, где в течение двух лет занимался ежедневно проповедью в училище Тира́нна. Отсюда он написал свое послание к Галатам (по поводу усиления там партии иудействующих) и первое послание к Коринфянам (по поводу возникших там беспорядков и в ответ на письмо Коринфян к нему). Народное восстание, поднятое серебряных дел мастером Димитрием против Павла, заставило апостола оставить Ефес, и он отправился в Македонию, а затем в Иерусалим.

В Иерусалиме из-за возникшего против него народного мятежа апостол Павел был взят под стражу римскими властями и оказался в заточении, сначала при проконсуле Феликсе, а потом при сменившем его проконсуле Фесте. Это случилось в 59-ом году, а два года спустя апостол Павел как римский гражданин, по его желанию был отправлен в Рим на суд кесаря. Потерпев кораблекрушение у о. Мальты, апостол только летом 62-го года достиг Рима, где пользовался большим снисхождением римских властей и свободно проповедовал. Из Рима апостол Павел написал свои послания к Филиппийцам (с благодарностью за присланное ему с Епафродитом денежное пособие), к Колоссянам, к Ефесянам и к Филимону, жителю Колосс (по поводу бежавшего от него раба Онисима). Все эти три послания были написаны в 63-ом году и отправлены с Тихиком. Из Рима же вскоре написано и послание к палестинским евреям.

Дальнейшая судьба апостола Павла в точности неизвестна. Некоторые считают, что он оставался в Риме и по повелению Нерона был предан мученической смерти в 64-ом году. Но есть основания предполагать, что после двухлетнего заключения и защиты своего дела перед сенатом и императором апостол Павел был освобожден и снова путешествовал на Восток. Указания на это можно найти в его “пастырских посланиях” – к Тимофе́ю и Ти́ту. Пробыв долгое время на острове Крит, он оставил там своего ученика Тита для рукоположения пресвитеров по всем городам, что свидетельствует о рукоположении им Тита в епископа Критской церкви. Позже в своем послании к Титу апостол Павел наставляет его, как проходить обязанности епископа. Из этого же Послания видно, что он предполагал провести ту зиму в Никополе, близ родного Та́рса.

Весной 65-го года он посетил остальные малоазийские церкви и в Мелите оставил больного Трофима, из-за которого произошло возмущение против апостола в Иерусалиме, повлекшее за собой его первое заключение. Проходил ли апостол Павел через Ефес, неизвестно, так как он говорил, что пресвитеры ефесские уже не увидят его лица, но он, по-видимому, в это время рукоположил Тимофея во епископа для Ефеса. Далее апостол проходил через Троаду и достиг Македонии. Там он услышал об усилении лжеучений в Ефесе и написал свое первое послание к Тимофею. Пробыв некоторое время в Коринфе и встретившись на пути с апостолом Петром, Павел вместе с ним продолжал путь через Далматию и Италию, дошел до Рима, где оставил апостола Петра, а сам уже в 66-ом году отправился далее на запад, дойдя, вероятно, до Испании.

После возвращения в Рим он был снова заключен в темницу, в которой и находился до смерти. Есть предание, что после возвращения в Рим он проповедовал даже при дворе императора Нерона и обратил к вере во Христа его любимую наложницу. За это он был предан суду, и хотя милостью Божией избавлен был, по собственному выражению, от львиных челюстей, то есть от съедения зверями в цирке, однако был заключен в темницу.

После девятимесячного заключения он был усечен мечём, как римский гражданин, недалеко от Рима в 67-ом году после Р.Хр., в 12-ый год царствования Нерона.

При общем взгляде на жизнь апостола Павла видно, что она резко делится на две половины. До своего обращения ко Христу святой Павел, тогда Савл, был строгим фарисеем, исполнителем закона Моисеева и отеческих преданий, думавшим оправдаться делами закона и ревностью к вере отцов, доходившей до фанатизма. После своего обращения он стал апостолом Христовым, всецело преданным делу евангельского благовестия, счастливым в своем призвании, но сознающим свое собственное бессилие при исполнении этого высокого служения и приписывающим все свои дела и заслуги благодати Божией. Вся жизнь апостола до обращения, по глубокому убеждению его, была заблуждением, грехом и вела его к осуждению. Только всесильная благодать Божия смогла поставить его на путь спасения. С этого времени апостол Павел старается лишь быть достойным Божьего призвания. Он сознает, что нет и не может быть речи о каких бы то ни было заслугах перед Богом: все – дело Его милости.

Апостол Павел написал 14 посланий, представляющих собой систематизацию христианского учения. Эти послания, благодаря его широкому образованию и проницательности, отличаются большой самобытностью.

Апостол Павел, как и апостол Петр, много потрудился в распространении Христовой веры и справедливо вместе с ним почитается “столпом” Церкви Христовой и первоверховным апостолом.

По молитвам Своих апостолов Петра и Павла Господь да спасет души наша!

Тропарь Апостолам Петру и Павлу: Апо́столов первопресто́льницы, и вселе́нные учи́телие, Влады́ку всех моли́те, мир вселе́нней дарова́ти и душа́м нашим ве́лию милость.

О значении святости смотри в 1-ом выпуске житий, мученики за Христа-во 2-ом, монашеский подвиг (преподобные)-в 3-ем выпуске, Христа ради юродивые-в 5-ом выпуске.

Алфавитный список святых помещен в конце первого выпуска; значение собственных имен – в конце второго выпуска.


Источник: Избранные жития святых: Январь-декабрь / [Сост. архиеп. Пермским и Соликамским Афанасием ; По материалам протоиерея Александра Милеанта]. - СПб. : Сатисъ : Держава, 2003. - 316 с. (Чтение христианина). ISBN 5-7373-0104-4

Комментарии для сайта Cackle