Православные русские акафисты
Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви
Содержание
Профессор Казанской духовной академии Алексей Васильевич Попов и его «Православные русские акафисты»
Введение Историко-библиографический обзор акафистов переводных и оригинальных, рукописных и печатных, существовавших в России до учреждения Святейшего Синода 1. Акафист Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии 2. Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу 3. Акафист Успению Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 4. Акафист св. Николаю Чудотворцу 5. Акафист св. Иоанну, Предтече и Крестителю Господню 6. Акафист св. Архистратигу Михаилу и Бесплотным Силам 7. Акафист Живоносному Гробу Господню 8. Акафист Страстям Христовым 9. Акафист Честному и Животворящему Кресту Господню 10. Акафист свв. апостолам Петру и Павлу, вкупе же и всем святым апостолам 11. Акафист всем святым 12. Акафист Пресвятой Троице 13. Акафист св. Иоанну Златоусту 14. Акафист свтт. Петру, Алексию и Ионе 15. Акафист св. великомученице Варваре 16. Акафист прп. Сергию, игумену Радонежскому, чудотворцу 17. Акафист прп. Алексию, человеку Божию Историко-библиографический обзор православных акафистов, разрешенных духовной цензурой к церковному употреблению, за Синодальный период 1. Акафисты Пресвятой Богородице, Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу, Успению Пресвятой Богородицы, святителю Христову Николаю 2. Акафист св. великомученице Варваре 3. Акафисты (первый и второй) прп. Сергию игумену, Радонежскому чудотворцу 4. Акафисты св. Димитрию Ростовскому (два), св. апостолу и евангелисту Иоанну Богослову (два) 5. Акафист св. Стефану, епископу Пермскому 6. Акафист прп. Никандру, Псковскому чудотворцу 7. Акафист св. великомученице Екатерине 8. Акафист св. Алексию, митрополиту [Московскому], всея России чудотворцу 9. Акафисты св. великомученику Георгию, св. Савве, Вишерскому чудотворцу 10. Акафист свт. Митрофану, первому епископу Воронежскому 11. Акафист св. благоверному великому князю Александру Невскому 12. Акафист св. Архангелу Михаилу 13. Акафист Покрову Пресвятой Богородицы 14. Акафисты Божественным Страстям Христовым, Живоносному Гробу и Воскресению Господню 15. Акафист Пресвятой и Животворящей Троице 16. Акафист прп. Савве, игумену Сторожевскому, Звенигородскому чудотворцу 17. Акафист прп. Геннадию, Костромскому и Любимоградскому чудотворцу 18. Акафист прп. Тихону, Лухскому чудотворцу 19. Акафист прп. Никите Столпнику, Переяславскому чудотворцу 20. Акафист прп. Григорию, иже на Пельшме реке, Вологодскому чудотворцу 21. Акафист св. Герману, архиепископу Казанскому и Свияжскому, чудотворцу 22. Акафист прп. Кириллу, Новоезерскому чудотворцу 23. Акафисты свт. Иннокентию, Иркутскому чудотворцу (два) 24. Акафисты свт. Гурию, Казанскому и Свияжскому чудотворцу, и свт. Варсонофию, Казанскому чудотворцу 25. Акафист св. мученице Параскеве 26. Акафист преподобным и богоносным отцам Зосиме и Савватию, Соловецким чудотворцам 27. Акафист св. великомученику и целителю Пантелеймону 28. Акафист [иконе] Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» 29. Акафист Воскресению Христову 30. Акафист прп. Феодосию Тотемскому 31. Акафист прп. Авраамию, Городецкому чудотворцу 32. Акафист прп. Нилу, Столобенскому чудотворцу 33. Акафист Пресвятой Богородице в честь явления чудотворной Ее иконы Иверской 34. Акафист св. праведному Симеону, Верхотурскому чудотворцу 35. Акафист прп. Тихону, Калужскому чудотворцу 36. Акафист [иконе] Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радосте» 37. Акафист прпп. Антонию и Феодосию Печерским 38. Акафист св. Ангелу Хранителю 39. Акафист прп. Антонию Дымскому 40. Акафист свт. Тихону, епископу Воронежскому 41. Акафист прп. Макарию, Желтоводскому и Унженскому чудотворцу 42. Акафист Пресвятой Богородице в честь явления чудотворной Ее иконы Казанской 43. Акафист св. апостолу Андрею Первозванному 44. Акафист прп. Антонию Римлянину, Новгородскому чудотворцу 45. Акафист [свв.] мученикам Виленским Антонию, Иоанну и Евстафию 46. Акафист прп. Антонию Сийскому 47. Акафист свв. князьям Константину, Михаилу и Феодору Муромским 48. Акафист св. и праведному Иосифу, обручнику Пресвятой Девы Марии 49. Акафисты к Причащению Святых Тайн (два) 50. Акафист св. Евфимию, Суздальскому чудотворцу 51. Акафист [св.] благоверной княжне Евфросинии Суздальской 52. Акафист св. Иоанну Предтече и Крестителю Господню 53. Акафист прп. Павлу Обнорскому, Вологодскому чудотворцу 54. Акафист св. праведному Артемию, Веркольскому чудотворцу 55. Акафист прп. Макарию, Калязинскому чудотворцу 56. Акафист св. мученику Авраамию [Болгарскому] 57. Акафист прп. Александру, Свирскому чудотворцу 58. Акафист св. пророку Божию Илии 59. Акафист св. великомученику Димитрию, Солунскому чудотворцу 60. Акафист св. равноапостольному великому князю Владимиру 61. Акафист св. Арсению, епископу Тверскому, чудотворцу 62. Акафист прп. Даниилу, Переяславскому чудотворцу 63. Акафист свв. бессребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану 64. Акафист св. благоверной княгине Евдокии, в инокинях Евфросинии 65. Акафист прп. Ефрему, Новоторжскому чудотворцу 66. Акафист святителям Суздальским Феодору и Иоанну 67. Акафист св. князю Михаилу Тверскому 68. Акафист прп. Кириллу, игумену Белоезерскому, чудотворцу 69. Акафист Пресвятой Богородице в честь явления чудотворной Ее иконы Толгской 70. Акафист Пресвятой Богородице в честь явления чудотворной Ее иконы «Неопалимая Купина» 71. Акафист в честь явления иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Тихвинская 72. Акафисты в честь чудотворной иконы Божией Матери Почаевская, прп. Иову, в схимонахах Иоанну, Железу, игумену и чудотворцу св. Лавры Почаевская 73. Акафист св. Алексию, человеку Божию 74. Акафист св. священномученику Антипе, епископу Пергамскому 75. Акафист Пресвятой Богородице пред иконой Ее, именуемой «Троеручица» 76. Акафист свт. Моисею, Новгородскому чудотворцу 77. Акафист прп. Варлааму, игумену Хутынскому, Новгородскому чудотворцу 78. Акафист Пресвятой Богородице ради чудотворной Ее иконы Феодоровская 79. Акафист прп. Петру царевичу, Ростовскому чудотворцу 80. Акафист прп. Мефодию, Пешношскому чудотворцу 81. Акафист свт. Леонтию, Ростовскому чудотворцу 82. Акафист свв. благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским 83. Акафист св. Иакову, чудотворцу Боровичскому 84. Акафист свв. благоверным князьям Феодору, Давиду и Константину, Ярославским чудотворцам 85. Акафист свв. учителям словенским Мефодию и Кириллу 86. Акафист прп. Авраамию архимандриту, Ростовскому чудотворцу 87. Акафист св. великомученице Анастасии, именуемой Узорешительница 88. Акафист св. блаженному Прокопию, Христа ради юродивому, Устюжскому чудотворцу 89. Акафист Пресвятой Богородице в честь чудотворной Ее иконы Владимирская 90. Акафист Пресвятой Богородице в честь чудотворной Ее иконы Боголюбивая 91. Акафист св. праведному Симеону Богоприимцу 92. Акафист свт. Савве, архиепископу Сербскому 93. Акафист свт. Спиридону, епископу Тримифунтскому, чудотворцу 94. Акафисты Пресвятой Владычице нашей Богородице в честь и память явления Ее иконы «Скоропослушница», в честь и память явления чудотворной Ее иконы «Достойно есть – Милующая» 95. Акафист прп. Иосифу, Волоколамскому чудотворцу 96. Акафист прп. Стефану, Махрищскому чудотворцу 97. Акафисты прп. Антонию, Печерскому чудотворцу, прп. Феодосию, Печерскому чудотворцу 98. Акафист св. благоверному великому князю Георгию, Владимирскому чудотворцу 99. Акафист прп. Арсению Великому 100. Акафист св. чудотворцу Иоанну Воину 101. Акафист св. Петру митрополиту, всея России чудотворцу 102. Акафист прп. Димитрию, игумену Вологодской Прилуцкой обители, чудотворцу 103. Акафист прп. Ферапонту, Можайскому Лужецкому чудотворцу 104. Акафист свт. Симону, епископу Владимирскому и Суздальскому, Печерскому чудотворцу 105. Акафист Пресвятой Владычице нашей Богородице, честному Ее Знамению, еже в Великом Новгороде 106. Акафист св. угоднику Божию Василию, епископу Рязанскому 107. Акафист прп. Корнилию, игумену Комельскому, Вологодскому чудотворцу 108. Акафист Пресвятой Богородице ради чудотворного Ее образа «Нечаянная Радость» 109. Акафист свв. мученицам Вере, Надежде и Любови и матери их Софии 110. Акафист св. священномученику и чудотворцу Игнатию Богоносцу 111. Акафист св. мученику Трифону 112. Акафист св. благоверному князю Всеволоду, во св. Крещении нареченному Гавриилом, Псковскому чудотворцу 113. Акафист св. равноапостольной Марии Магдалине 114. Акафист св. равноапостольной Нине, просветительнице Грузии 115. Акафист Пресвятой Владычице нашей Богородице, прославления ради чудотворной Ее иконы «Грузинская» 116. Акафист прп. Никодиму, Кожеезерскому чудотворцу 117. Акафист прп. Трифону, Печенгскому чудотворцу 118. Акафист [св.] апостолу Христову Симону Кананиту 119. Акафист свв. священномученикам Василию, Ефрему, Евгению, Елпидию, Агафодору, Еферию и Капитону, в Херсоне епископствовавшим 120. Акафист прп. матери нашей Евфросинии, княжне Полоцкой 121. Акафист свв. мученикам Христовым Адриану и Наталии Содержание Акафистов Акафисты с библейским и догматическим содержанием Акафисты святым подвижникам Акафисты святителям и преподобным Акафисты святым мученикам Акафисты святым князьям Акафисты святым бессребреникам Акафисты святым юродивым Акафисты Пресвятой Богородице в честь Ее Успения, Покрова и чудотворных икон Построение акафиста Язык акафистов Заключение Справочный аппарат Издания акафистов (и содержащие акафисты) Досинодального периода Издания акафистов (и содержащие акафисты) Синодального периода Список акафистов, разрешенных к изданию Список акафистов, не одобренных духовной цензурой и не разрешенных к изданию и церковному употреблению Цитируемая литература Древние авторы Периодика, использованная в тексте Список сокращений и условных обозначений Список акафистов, утвержденных Русской Православной Церковью после 1901 года Акафисты, одобренные до восстановления патриаршества Акафисты, одобренные патриархом Тихоном или Священным Синодом Акафисты, одобренные патриархом Сергием Акафисты, одобренные патриархом Алексием I или Священным Синодом Акафисты, одобренные при патриархе Пимене Акафисты, одобренные патриархом Алексием II или Священным Синодом Акафисты, одобренные Священным Синодом при патриархе Кирилле Источники Литература по акафистам Приложение I Отзыв профессора А. А. Царевского о сочинении профессора А. В. Попова: «Православные русские акафисты, изданные с благословения Святейшего Синода. История их происхождения и цензуры, особенности содержания и построения». Киев, 1903 Приложение II Жанр акафиста в XXI веке Классификация акафистов Стратификация акафистов Причины популярности акафистов Обзор акафистов по адресатам Тенденции современной акафистографии Заключение Приложение III Сравнение более важных изменений в тексте акафиста Пресвятой Богородице
В серии «Литургическая библиотека» вниманию читателей предлагается переиздание фундаментального труда профессора теории словесности и истории иностранной литературы Казанской духовной академии А. В. Попова, посвященного истории происхождения и цензуры, особенностям содержания и построения русских акафистов. Научная значимость этого труда очевидна и по сей день. Книга будет несомненно интересна исследователям, занимающимся изучением развития православного богослужения, учащимся духовных школ, а также всем православным христианам.
От редакции
Очередной том серии «Литургическая библиотека» является переизданием фундаментального исследования – докторской диссертации профессора кафедры теории словесности и истории иностранной литературы Казанской духовной академии А. В. Попова (1856–1909) «Православные русские акафисты».
При подготовке книги к печати редакция поставила цель максимально сохранить текст издания 1903 года. Все исправления или дополнения в основном тексте, а также добавленные редактором примечания даются в квадратных скобках. Добавленные редактором пояснения в основном тексте даются в круглых скобках с пометой «Ред.». Обширные сноски, в которых следуют важные примечания автора, перенесены в справочный аппарат и отредактированы. Авторские библиографические описания отредактированы с учетом современных правил оформления.
Поскольку церковнославянские тексты акафистов не представлялось возможным сверить с первоисточниками, они полностью соответствуют изданию 1903 г.
Списки использованной литературы для удобства читателей были сведены воедино. Текст публикуется с учетом правил современной русской орфографии.
Профессор Казанской духовной академии Алексей Васильевич Попов и его «Православные русские акафисты»
Алексей Васильевич Попов родился в 1856 г. в семье священника Вятской епархии. В десять лет он был отдан в Яранское духовное училище, затем поступил в Вятскую духовную семинарию, откуда в 1878 г. был послан на казенный счет в Казанскую духовную академию и проходил академический курс на церковно-практическом отделении, где изучал словесность под руководством профессора Ивана Яковлевича Порфирьева. По окончании академического курса Попов представил кандидатское сочинение «Влияние книжной, преимущественно церковной, словесности на миросозерцание русского народа вообще и в частности на народную русскую словесность в древний и допетровский периоды». 1 сентября 1882 г. молодой кандидат богословия был назначен преподавателем латинского языка в родную Вятскую духовную семинарию. Через год по решению Совета Казанской духовной академии Алексей Васильевич становится помощником инспектора академии. Состоя на этой должности, в 1883 г. он получил степень магистра богословия за работу «Влияние церковного учения и древнерусской духовной письменности на миросозерцание русского народа и в частности на народную словесность в древний и допетровский периоды».
В 1884 г., с введением новых штатов в академии, открылась кафедра пастырского богословия и педагогики, которую, в соответствии с решением Ученого совета Академии, Алексей Васильевич и занял в звании доцента, а в 1890 г. перешел на освободившуюся кафедру теории словесности и истории иностранных литератур. В 1895 г. А. В. Попов был утвержден в звании экстраординарного профессора.
В 1903 г. состоялась защита докторской диссертации Попова, переиздание которой мы предлагаем читателю в данной книге. В следующем, 1904, году А. В. Попов получил звание ординарного профессора.
Помимо диссертационных сочинений, Попов был автором ряда публикаций на различные литературоведческие и педагогические темы.
Скончался Алексей Васильевич Попов 9 ноября 1909 г. в Казани.
* * *
Монография А. В. Попова «Православные русские акафисты» была опубликована в Казани в 1903 г. и в том же году защищена в качестве докторской диссертации. К сожалению, нам ничего не известно о ходе работы над исследованием; предварительные публикации отсутствуют. Впрочем, очевидно, что отыскание и обработка материалов (как печатных, так и – преимущественно – архивных) потребовали от автора нескольких (а то и многих) лет напряженного труда.
Диссертация казанского профессора представляет собой первое в отечественной и мировой науке исследование, посвященное столь популярному в России гимнографическому жанру. Как видно из названия, основным предметом исследования являлась, так сказать, внешняя история текстов: их авторство, время и место создания, первая и последующие публикации и проч. Но наряду с этим автор немалое внимание уделяет и текстологической проблематике: указываются важнейшие исправления, сделанные цензорами, приводятся разночтения, возникшие в позднейших переработках или переизданиях того или иного акафиста, сличаются тексты разных авторов с тождественной адресацией. Особые разделы работы посвящены содержанию акафистов, а также их «построению» (т. е. поэтике и структуре).
Помимо двух отзывов официальных оппонентов (один из которых – профессора А. А. Царевского – мы публикуем в качестве приложения), вскоре после выхода книги в российских и зарубежных периодических изданиях появились по меньшей мере еще четыре рецензии на нее.
Несмотря на прошедшее со времени публикации столетие, работа Попова в целом не утратила своей актуальности и поныне. В наши дни она востребована прежде всего как исчерпывающий справочник по акафистам на церковнославянском языке, изданным в России в Досинодальный и Синодальный периоды. Однако в течение XX–XXI вв. в России и других странах были написаны сотни акафистов на разных языках. Создание «нового Попова» – каталога всех этих текстов – задача не на один год. Тем не менее издатели сочли целесообразным представить в приложении к монографии краткий обзор современного состояния отечественной и мировой акафистографии свящ. Феодора Людоговского и свящ. Максима Плякина.
Хочется выразить надежду, что переиздание диссертации Алексея Васильевича Попова послужит развитию российского акафистоведения, ясному осознанию достигнутого и четкой постановке подлежащих решению задач.
Священник Феодор Людоговский
От автора
Значительное количество акафистов, разрешенных Святейшим Синодом к печати и церковному употреблению, и еще более значительное количество дел об акафистах, не одобренных духовной цензурой к печати как не удовлетворивших тем требованиям, какие предъявляются к ним церковной практикой, представляют собой обильный материал для изучения. До сей поры материал этот не был научно исследован. Задача настоящего труда и сводилась к его изучению.
Каждый акафист можно рассматривать:
а) со стороны его истории, то есть процесса разрешения его духовной цензурой к печати;
б) со стороны его содержания и построения.
Мы изучали акафисты с той и другой сторон.
Мы рассматривали все стадии, какие прошел тот или другой акафист до своего напечатания. При этом мы стремились найти следующие данные:
– когда и кем акафист был представлен в цензуру и чье это произведение;
– кем акафист рассмотрен и исправлен;
– какой отзыв дан об акафисте при представлении его из цензурного комитета на благоусмотрение Святейшего Синода;
– кем из преосвященных по поручению Святейшего Синода акафист вторично рассмотрен и иногда исправлен и как охарактеризован при возвращении рукописи в Святейший Синод;
– когда состоялось в Святейшем Синоде постановление о разрешении акафиста к печати.
Мы стремились также привести по возможности полный перечень изданий (с указанием места и времени) каждого из напечатанных акафистов.
Изучение текста напечатанных акафистов, а также тех исправлений и переработок, которым подвергались в духовной цензуре рукописи одобренных акафистов, представляет обильный материал для уяснения приемов как годных для цели, так и неудачных, сообразно определяющей авторитетной точке зрения духовного правительства на особенности акафиста как формы молитвенно-поэтического творчества.
Мы не оставили без внимания и акафисты, не разрешенные духовной цензурой к печати. Огромные в своей совокупности труды, затраченные авторами многочисленных не одобренных духовной цензурой акафистов, а также труды ценителей их, духовных критиков, отцов цензоров могут послужить на пользу и в поучение новым слагателям акафистов и предохранить их от ошибок и промахов, в которые впадали их предшественники и в которые, как показывает обилие однородных промахов у разных авторов, легко и естественно впасть.
Требования, предлагаемые церковной практикой к церковным песнопениям, и в частности к акафистам, сложнее, чем требования, которые ставятся литературной критикой перед произведениями светской поэзии, гуманитарной.
В данном исследовании имеется в виду обобщить требования духовной цензуры и результаты нашего собственного изучения акафистов и сделать попытку теоретического обоснования особенностей акафиста как литературной формы со стороны его содержания и построения.
Находим нужным сделать пояснение относительно примечаний книги. В примечаниях точно указываются год и номер дела об акафисте в Архиве Святейшего Синода и вообще указывается на дело в том или другом духовно-цензурном комитете за тот или другой год. В Архиве Святейшего Синода в деле об акафисте сведены все относящиеся к нему бумаги. В архивах духовно-цензурных комитетов имеются дела об акафистах, представляющие собой сгруппированный материал. Но таких дел сравнительно немного. В большинстве духовно-цензурных архивов распределение цензурного материала принято другое. Препроводительную при акафисте бумагу мы находили или в пачке «Письма частных лиц», или в кипе «Отношения разных учреждений». Отзыв о недостатках акафиста находили в общей связке отзывов о всех рассмотренных цензурой книгах за тот или иной год. В кипе журналов заседаний комитета мы находили указание на время, когда акафист рассматривался в комитете. Особую пачку бумаг за тот или другой год представляет собой собрание указов о рукописях, поступивших на благоусмотрение Святейшего Синода.
Считаем долгом принести глубокую благодарность:
– Первенствующему члену Святейшего Синода, Высокопреосвященнейшему Антонию, митрополиту Санкт-Петербургскому, оказавшему нам нравственную поддержку при начале наших занятий в Архиве Святейшего Синода и в архивах Санкт-Петербургского духовно-цензурного комитета и Александро-Невской Лавры;
– Высокопреосвященнейшему Арсению, архиепископу Харьковскому и Ахтырскому, бывшему Казанскому архипастырю, давшему редакции журнала «Православный собеседник» средства на напечатание настоящего исследования;
– Преосвященнейшему Владимиру, епископу Михайловскому, бывшему старшему цензору Санкт-Петербургского духовно-цензурного комитета, оказавшему нам поддержку при занятиях в архиве комитета и двукратно давшему приют на время занятий в Санкт-Петербурге;
– Преосвященнейшему Арсению, епископу Волоколамскому, ректору Московской духовной академии, разрешившему пользование рукописями Московского духовно-цензурного комитета, хранящимися в библиотеке МДА;
– членам и секретарям Санкт-Петербургского и Московского духовно-цензурных комитетов;
– архимандриту Никону, дозволившему пользование рукописями Свято-Троицкой Сергиевой Лавры;
– господам И. А. Бычкову, А. С. Родосскому, В. А. Погорелову, К. М. Попову и др., оказавшим содействие при наших занятиях в библиотеках и архивах.
С благодарной памятью упоминаем о покойных: Преосвященном Борисе, ректоре Санкт-Петербургской духовной академии, и А. Н. Львове, бывшем начальнике Архива Святейшего Синода.