Акафист Слава Богу за всё


См. так­же: Ака­фи­сты в аудиоформате

Аудио:
25:25

Кондак 1

Нетле́нный Царю́ веко́в, содержа́щий в десни́це Свое́й все пути́ жи́зни челове́ческой си́лою спаси́тельного Про́мысла Тво­е­го́, благодари́м Тя за все ве́домые и сокрове́нные благодея́ния Твоя́, за земну́ю жизнь и за небе́сные ра́дости Ца́рства Тво­е­го́ бу́дущего. Простира́й нам и впредь Твои́ ми́лости, пою́щим:
Сла́ва Тебе́, Бо́же, во ве́ки.

Икос 1

Сла́бым беспо́мощным ребе́нком роди́лся я в мир, но Твой А́нгел просте́р све́тлые кры́лья, охраня́я мою́ колыбе́ль. С тех пор любо́вь Твоя́ сия́ет на всех путя́х мои́х, чу́дно руко­во­дя́ меня́ к све́ту ве́чности. Сла́вно ще́дрые дары́ Тво­е­го́ Про́мысла я́влены с пе́рвого дня и доны́не. Бла­го­да­рю́ и взыва́ю со все́ми, позна́вшими Тя:
Сла́ва Тебе́, призва́вшему меня́ к жи́зни; Сла́ва Тебе́, яви́вшему мне кра­со­ту́ вселе́нной.
Сла́ва Тебе́, раскры́вшему пре́до мно́ю не́бо и зе́млю как ве́чную кни́гу му́дрости; Сла́ва Твое́й ве́чности сре­ди́ ми́ра вре́менного.
Сла́ва Тебе́ за та́йные и я́вные ми́лости Твои́; Сла́ва Тебе́ за ка́ждый вздох гру­ди мое́й.
Сла́ва Тебе́ за ка́ждый шаг жи́зни, за ка́ждое мгнове́ние ра́дости.
Сла́ва Тебе́, Бо́же, во ве́ки.

Кондак 2

Го́споди, как хоро­шо́ гости́ть у Тебя́: благоуха́ющий ве́тер, го́ры, просте́ртые в не́бо, во́ды, как беспреде́льные зер­ка­ла́, отража́ющие зо́лото лу́чей и ле́гкость облако́в. Вся приро́да таи́нственно ше́пчется, вся пол­на́ ла́ски, и пти́цы и зве́ри но́сят печа́ть Твое́й люб­ви́. Благослове́нна мать зем­ля́ с ее скоротеку́щей красото́й, пробужда́ющей тос­ку́ по ве́чной отчи́зне, где в нетле́нной кра­со­те́ звучи́т: Аллилу́иа!

Икос 2

Ты ввел меня́ в э́ту жизнь, как в чару́ющий рай. Мы уви́дели не́бо, как глубо́кую си́нюю ча́шу, в лазу́ри кото́рой звеня́т пти́цы, мы услы́шали умиротворя́ющий шум ле́са и сладкозву́чную му́зыку вод, мы е́ли благоуха́нные и сла́дкие пло­ды́ и души́стый мед. Хоро­шо́ у Тебя́ на зем­ле́, ра́достно у Тебя́ в гостя́х.
Сла́ва Тебе́ за пра́здник жи́зни; Сла́ва Тебе́ за благоуха́ние ла́ндышей и роз.
Сла́ва Тебе́ за сла́достное разнообра́зие я́год и плодо́в;
Сла́ва Тебе́ за алма́зное сия́ние у́тренней росы́.
Сла́ва Тебе́ за улы́бку све́тлого пробужде́ния; Сла́ва
Тебе́ за земну́ю жи́знь, предве́стницу небе́сной.
Сла́ва Тебе́, Бо́же, во ве́ки.

Кондак 3

Си́лою Ду́ха Свято́го обоня́ет ка́ждый цвето́к, ти́хое ве́яние арома́та, не́жность окра́ски, кра­со­та́ Вели́кого в ма́лом. Хва­ла́ и честь животворя́щему Бо́гу, простира́ющему луга́, как цвету́щий кове́р, венча́ющему поля́ зо́лотом коло́сьев и лазу́рью василько́в, а ду́ши – ра́достью созерца́ния. Весели́тесь и по́йте ему́: Аллилу́иа!

Икос 3

Как Ты прекра́сен в тор­же­стве́ вес­ны́, когда́ воскреса́ет вся тварь и на ты́сячи ладо́в ра́достно взыва́ет к Тебе́: Ты исто́чник жи́зни, Ты победи́тель сме́рти. При све́те ме́сяца и пе́сне соло­вья́ стоя́т доли́ны и леса́ в свои́х белосне́жных подвене́чных убо́рах. Вся зем­ля́ – неве́ста Твоя́, она́ ждет нетле́нного Жени­ха́. Е́сли Ты тра­ву́ так одева́ешь, то как же нас преобрази́шь в бу́дущий век воскресе́ния, как просветя́тся на́ши тела́, как засия́ют на́ши ду́ши!
Сла́ва Тебе́, изве́дшему из тем­но­ты́ зем­ли́ разнообра́зные кра́ски, вкус и арома́т; Сла́ва Тебе́ за раду́шие и ла́ску всей приро́ды.
Сла́ва Тебе́ за то, что Ты окружи́л нас ты́сячами Твои́х созда́ний; Сла́ва Тебе́ за глу­би­ну́ Тво­е­го́ ра́зума, отпечатле́нного во всем ми́ре.
Сла́ва Тебе́, благогове́йно целу́ю сле­ды́ Твое́й незри́мой сто­пы́; Сла́ва Тебе́, заже́гшему впе­ре­ди́ яркий свет ве́чной жи́зни.
Сла́ва Тебе́ за наде́жду бессме́ртной идеа́льной нетле́нной красоты́.
Сла́ва Тебе́, Бо́же, во ве́ки.

Кондак 4

Как Ты услажда́ешь ду́мающих о Тебе́, как животво́рно живо́е Сло́во Твое́, мя́гче еле́я и сла́достнее сот бесе́да с Тобо́й. Окрыля́ет и живи́т моли́тва к Тебе́; каки́м тре́петом тогда́ наполня́ется се́рдце и как велича́ва и разу́мна стано́вится тогда́ приро́да и вся жизнь! Где нет Тебя́ – там пусто­та́. Где Ты – там бога́тство души́, там живы́м пото́ком излива́ется песнь: Аллилу́иа!

Икос 4

Когда́ на зе́млю схо́дит зака́т, когда́ воцаря́ется поко́й ночно́го сна и тиши­на́ угаса́ющего дня, я ви́жу Твой черто́г под о́бразом сия́ющих пала́т и о́блачных се́ней зари́. Ого́нь и пурпу́р, зо́лото и лазу́рь проро́чески говоря́т о неизрече́нной кра­со­те́ Твои́х селе́ний, торже́ственно зову́т: пойде́м к Отцу́!
Сла́ва Тебе́ в ти́хий час ве́чера; Сла́ва Тебе́, изли́вшему ми́ру вели́кий поко́й.
Сла́ва Тебе́ за проща́льный луч заходя́щего со́лнца; Сла́ва Тебе́ за отды́х благода́тного сна.
Сла́ва Тебе́ за Твою́ бла́гость во мра́ке, когда́ дале́к весь мир; Сла́ва Тебе́ за умиле́нные моли́твы растро́ганной души́.
Сла́ва Тебе́ за обе́щанное пробужде́ние к ра́дости ве́чного невече́рнего дня.
Сла́ва Тебе́, Бо́же, во ве́ки.

Кондак 5

Не страш­ны́ бу́ри жите́йские тому́, у кого́ в се́рдце сия́ет свети́льник Тво­е­го́ огня́. Круго́м непого́да и тьма, у́жас и завыва́ние ве́тра. А в душе́ у него́ тиши­на́, и свет: там Христо́с! И се́рдце пое́т: Аллилу́иа!

Икос 5

Я ви́жу не́бо Твое́, сия́ющее зве́здами. О, как Ты бога́т, ско́лько у Тебя́ све́та! Луча́ми дале́ких свети́л смо́трит на меня́ ве́чность, я так мал и ничто́жен, но со мно́ю Госпо́дь, Его́ лю́бящая десни́ца храни́т меня́.
Сла́ва Тебе́ за непреста́нные забо́ты обо мне; Сла́ва Тебе́ за промысли́тельные встре́чи с людьми́.
Сла́ва Тебе́ за любо́вь родны́х, за пре́данность друзе́й; Сла́ва Тебе́ за кро́тость живо́тных, слу́жащих мне.
Сла́ва Тебе́ за све́тлые мину́ты мое́й жи́зни; Сла́ва Тебе́ за я́сные ра́дости се́рдца.
Сла́ва Тебе́ за сча́стье жить, дви́гаться и созерца́ть.
Сла́ва Тебе́, Бо́же, во ве́ки.

Кондак 6

Как Ты вели́к и бли́зок в мо́щном движе́нии гро­зы́, как вид­на́ Твоя́ могу́чая рука́ в изги́бах ослепи́тельных мо́лний, ди́вно вели́чие Твое́. Глас Госпо́день над поля́ми и в шу́ме лесо́в, глас Госпо́день в рож­де­стве́ гро́мов и дожде́й, глас Госпо́день над во́дами мно́гими. Хва­ла́ Тебе́ в гро́хоте огнеды́шащих гор. Ты сотряса́ешь зе́млю, как оде́жду. Ты вздыма́ешь до не́ба во́лны морски́е. Хва­ла́ смиря́ющему челове́ческую горды́ню, исторга́ющему покая́нный во́пль: Аллилу́иа!

Икос 6

Как мо́лния, когда́ осве́тит черто́ги пи́ра, то по́сле нее́ жа́лкими ка́жутся огни́ свети́льников. Так Ты внеза́пно блиста́л в душе́ мое́й во вре́мя са́мых си́льных ра́достей жи́зни. И по́сле молниено́сного све́та Тво­е­го́ каки́ми бесцве́тными, те́мными, при́зрачными каза́лись они́. Душа́ гнала́сь за Тобо́ю.
Сла́ва Тебе́, край и преде́л высоча́йшей челове́ческой меч­ты́; Сла́ва Тебе́ за на́шу неутоли́мую жа́жду Богообще́ния.
Сла́ва Тебе́, вдохну́вшему в нас неудовлетворе́нность земны́м; Сла́ва Тебе́, обле́кшему нас тонча́йшими луча́ми Твои́ми.
Сла́ва Тебе́, сокруши́вшему власть ду́хов тьмы, обре́кшему на уничтоже́ние вся́кое зло; Сла́ва Тебе́ за открове́ния Твои́, за сча́стье чу́вствовать Тебя́ и жи́ть с Тобо́ю.
Сла́ва Тебе́, Бо́же, во ве́ки.

Кондак 7

В ди́вном сочета́нии зву́ков слы́шится зов Твой. Ты открыва́ешь нам преддве́рия гряду́щего ра́я и мелоди́чность пе́ния в гармони́чных тона́х, в высо­те́ музыка́льных кра́сок, в бле́ске худо́жественного тво́рчества. Все и́стинно прекра́сное могу́чим призы́вом уно́сит ду́шу к Тебе́, заставля́ет восто́рженно петь: Аллилу́иа!

Икос 7

Наи́тием Свято́го Ду́ха Ты озаря́ешь мысль худо́жников, поэ́тов, ге́ниев нау́ки. Си́лой Сверхсозна́ния они́ проро́чески постига́ют зако́ны Твои́, раскрыва́я нам бе́здну тво́рческой прему́дрости Твое́й. Их дела́ нево́льно говоря́т о Тебе́: о, как Ты вели́к в Свои́х созда́ниях, о, как Ты вели́к в челове́ке.
Сла́ва Тебе́, яви́вшему непостижи́мую си́лу в зако́нах вселе́нной; Сла́ва Тебе́, вся приро́да пол­на́ зако́нов Тво­е­го́ бытия́.
Сла́ва Тебе́ за все откры́тое нам по бла́гости Твое́й; Сла́ва Тебе́ за то, что Ты сокры́л по му́дрости Твое́й. Сла́ва Тебе́ за гениа́льность челове́ческого ума́; Сла́ва Тебе́ за животворя́щую си́лу труда́.
Сла́ва Тебе́ за о́гненные язы­ки́ вдохнове́ния.
Сла́ва Тебе́, Бо́же, во ве́ки.

Кондак 8

Как бли́зок Ты во дни боле́зни, Ты Сам посеща́ешь больны́х, Ты Сам склоня́ешься у страда́льческого ложа, и се́рдце бесе́дует с Тобо́й. Ты ми́ром озаря́ешь ду́шу во вре́мя тя́жких скорбе́й и страда́ний, Ты посыла́ешь неожи́данную по́мощь. Ты утеша́ешь, Ты любо́вь испыту́ющая и спаса́ющая, Тебе́ пое́м песнь: Аллилу́иа!

Икос 8

Когда́ я в де́тстве пе́рвый раз созна́тельно призва́л Тебя́, Ты испо́лнил мою́ моли́тву, и ду́шу осени́л благогове́йный поко́й. Тогда́ я по́нял, что Ты – благ и блаже́нны прибега́ющие к Тебе́. Я стал призыва́ть Тебя́ сно́ва и сно́ва, и ны́не зову:
Сла́ва Тебе́, исполня́ющему во благи́х жела́ния мои́; Сла́ва Тебе́, бо́дрствующему на́до мной день и ночь.
Сла́ва Тебе́, врачу́ющему ско́рби и утра́ты цели́тельным тече́нием вре́мени; Сла́ва Тебе́, с Тобо́ю нет безнаде́жных поте́рь, Ты да́руешь всем ве́чную жизнь. Сла́ва Тебе́, Ты одари́л бессме́ртием все до́брое и высо́кое. Ты обеща́л жела́емую встре́чу с уме́ршими.
Сла́ва Тебе́, Бо́же, во ве́ки.

Кондак 9

Отче­го́ вся приро́да таи́нственно улыба́ется во дни пра́здников? Отче­го́ тогда́ в се́рдце разлива́ется ди́вная ле́гкость, ни с чем земны́м не сравни́мая, и са́мый во́здух алта­ря́ и хра́ма стано́вится светоно́сным? Это ве́яние благода́ти Твое́й, э́то о́тблеск Фаво́рского све́та; тогда́ и не́бо и зем­ля́ хвале́бно пою́т: Аллилу́иа!

Икос 9

Когда́ Ты вдохновля́л меня́ служи́ть бли́жним, а ду́шу озаря́л смире́нием, то оди́н из бесчи́сленных луче́й Твои́х па́дал на мое́ се́рдце, и оно́ станови́лось светоно́сным, как желе́зо в огне́. Я ви́дел Твой таи́нственный, неулови́мый Лик.
Сла́ва Тебе́, преобрази́вшему на́шу жизнь дела́ми добра́; Сла́ва Тебе́, запечатле́вшему неска́занную сла́дость в ка́ждой за́поведи Твое́й.
Сла́ва Тебе́, я́вно пребыва́ющему там, где благоуха́ет милосе́рдие; Сла́ва Тебе́, посыла́ющему нам неуда́чи и ско́рби, да́бы мы бы́ли чу́ткими к страда́ниям други́х.
Сла́ва Тебе́, положи́вшему вели́кую награ́ду в самоце́нности добра́; Сла́ва Тебе́, прие́млющему высо́кий поры́в.
Сла́ва Тебе́, возвы́сившему любо́вь превы́ше все­го́ земно́го и небе́сного.
Сла́ва Тебе́, Бо́же, во ве́ки.

Кондак 10

Разби́тое в прах нель­зя́ восстанови́ть, но Ты восстана́вливаешь тех, у кого́ истле́ла со́весть. Ты возвраща́ешь пре́жнюю кра­со­ту́ ду́шам, безнаде́жно потеря́вшим ее́. С Тобо́й нет непоправи́мого. Ты весь любо́вь. Ты – Творе́ц и Восстанови́тель. Тебя́ хва́лим пе́снью: Аллилу́иа!

Икос 10

Бо́же мой, ве́дый отпаде́ние го́рдого а́нгела денни́цы, спа­си́ меня́ си́лою благода́ти, не дай мне отпа́сть от Тебя́, не дай усомни́ться в Тебе́. Обостри́ слух мой, да́бы во все мину́ты жи́зни я слы́шал Твой таи́нственный го́лос и взыва́л к Тебе́, вездесу́щему:
Сла́ва Тебе́ за промысли́тельное стече́ние обстоя́тельств; Сла́ва Тебе́ за благода́тные предчу́вствия.
Сла́ва Тебе́ за открове́ния во сне и наяву́.
Сла́ва Тебе́, разруша́ющему на́ши бесполе́зные за́мыслы; Сла́ва Тебе́, страда́ниями отрезвля́ющему нас от уга́ра страсте́й.
Сла́ва Тебе́, спаси́тельно смиря́ющему горды́ню се́рдца.
Сла́ва Тебе́, Бо́же, во ве́ки.

Кондак 11

Че́рез ледяну́ю цепь веко́в я чу́вствую теп­ло́ Тво­е­го́ Боже́ственного дыха́ния, слы́шу струя́щуюся кровь. Ты уже́ бли́зок, часть вре́мени рассе́ялась. Я ви́жу Твой Крест – он ра́ди меня́. Мой дух в пра́хе пред Кресто́м: здесь тор­же­ство́ люб­ви́ и спасе́ния, здесь не умолка́ет во ве́ки хва­ла́: Аллилу́иа!

Икос 11

Блаже́н, кто вкуси́т ве́черю во Ца́рствии Твое́м, но Ты уже́ на зем­ле́ приобщи́л меня́ э́того блаже́нства. Ско́лько раз Ты простира́л мне Боже́ственной десни́цей Те́ло и Кровь Твои́, и я, многогре́шный, принима́л эту святы́ню и чу́вствовал Твою́ любо́вь, несказа́нную, сверхъесте́ственную.
Сла́ва Тебе́ за непостижи́мую живи́тельную си́лу благода́ти; Сла́ва Тебе́, воздви́гшему Це́рковь Твою́ как ти́хое приста́нище изму́ченному ми́ру.
Сла́ва Тебе́, возрожда́ющему нас животворя́щими во́дами креще́ния; Сла́ва Тебе́, Ты возвраща́ешь ка́ющимся чисто­ту́ непоро́чных ли́лий.
Сла́ва Тебе́, неиссяка́емая бе́здна проще́ния; Сла́ва Тебе́ за ча́шу жи́зни, за хлеб ве́чной ра́дости.
Слава Тебе, воз­вед­ше­му нас на не́бо.
Сла́ва Тебе́, Бо́же, во ве́ки.

Кондак 12

Я ви́дел мно́го раз отраже́ние сла́вы Твое́й на ли́цах у́мерших. Како́й неземно́й красото́й и ра́достью свети́лись они́, как возду́шны, нематериа́льны бы́ли их чер­ты́, э́то бы́ло тор­же­ство́ дости́гнутого сча́стья, поко́я; молча́нием они́ зва́ли к Тебе́. В час кончи́ны мое́й про­све­ти́ и мою́ ду́шу, зову́щую: Аллилу́иа!

Икос 12

Что моя́ хва­ла́ пред Тобо́й! Я не слыха́л пе́ния Херуви́мов, э́то уде́л высо́ких душ, но я зна́ю, как хва́лит Тебя́ приро́да. Я созерца́л зимо́й, как в лу́нном безмо́лвье вся зем­ля́ тихо моли́лась Тебе́, облече́нная в бе́лую ри́зу, сия́я алма́зами сне́га. Я ви́дел, как ра́довалось о Тебе́ восходя́щее со́лнце и хо́ры птиц греме́ли сла́ву. Я слы́шал, как таи́нственно о Тебе́ шуми́т лес, пою́т ве́тры, журча́т во́ды, как пропове́дуют о Тебе́ хо́ры свети́л свои́м стро́йным движе́нием в бесконе́чном простра́нстве. Что моя́ хва­ла́! Приро́да послу́шна, а я – нет, пока́ живу́, я ви́жу любо́вь Твою́, хочу благодари́ть, моли́ться и взыва́ть:
Сла́ва Тебе́, показа́вшему нам свет; Сла́ва Тебе́, возлюби́вшему нас любо́вью глубо́кой, неизмери́мой, боже́ственной.
Сла́ва Тебе́, осеня́ющему нас све́том, со́нмами а́нгелов и святы́х; Сла́ва Тебе́, Всесвя́тый О́тче, запове́давший нам Твое́ Ца́рство.
Сла́ва Тебе́, Искупи́телю Сы́не, откры́вший нам путь к спасе́нию; Сла́ва тебе́, Ду́ше Свя́тый, животворя́щее со́лнце бу́дущего ве́ка.
Сла́ва Тебе́ за все, о Тро́ице Боже́ственная, Всеблага́я.
Сла́ва Тебе́, Бо́же, во ве́ки.

Кондак 13

О Всеблага́я и Животворя́щая Тро́ице, при­ми́ благодаре́ние за вся ми́лости Твоя́ и яви́ нас досто́йными Твои́х благодея́ний, да́бы, умно́жив вве́ренные нам тала́нты, мы во́шли в ве́чную ра́дость Го́спода сво­е­го́ с побе́дной хвало́й: Аллилу́ия! Аллилу́ия! Аллилу́иа!

Этот кондак чита­ет­ся три­жды, затем 1‑й икос: «Сла­бым бес­по­мощ­ным ребен­ком…» и 1‑й кондак: «Нетлен­ный Царю…»

* * *

См.: АКАФИСТ, раз­дел О БОГЕ

Об акафисте «Слава Богу за все» и его авторе

Бла­го­дар­ствен­ный ака­фист «Сла­ва Богу за все» напи­сал в после­ре­во­лю­ци­он­ные годы мит­ро­по­лит Три­фон (в миру Борис Пет­ро­вич Тур­ке­ста­нов). Родил­ся он 29 нояб­ря 1861 года в Москве. Отец его, князь Тур­ке­ста­нов (1830—1891), был пря­мым потом­ком древ­не­го кня­же­ско­го рода из Гру­зии. Пра­дед, князь Борис Пан­кра­тье­вич Тур­ке­ста­но­шви­ли, в память кото­ро­го он полу­чил имя, выехал в Рос­сию при Пет­ре I. Мать буду­ще­го свя­ти­те­ля — Вар­ва­ра Алек­сан­дров­на, урож­ден­ная княж­на Нарышкина.
Во вре­мя тяже­лой болез­ни сына, еще мла­ден­ца, когда вра­чи поте­ря­ли надеж­ду на его выздо­ров­ле­ние, мать ходи­ла в цер­ковь свя­то­го муче­ни­ка Три­фо­на и моли­лась об исце­ле­нии сына, обе­щая после выздо­ров­ле­ния посвя­тить его Богу и, если сын спо­до­бит­ся мона­ше­ско­го чина, дать ему имя Три­фон. Когда мла­де­нец выздо­ро­вел, Вар­ва­ра Алек­сан­дров­на совер­ши­ла с ним поезд­ку в Опти­ну Пустынь к про­слав­лен­но­му на всю Рос­сию стар­цу Амвро­сию. Встре­чая их, ста­рец неожи­дан­но ска­зал сто­я­ще­му перед ним наро­ду: «Дай­те доро­гу, архи­ерей идет». Рас­сту­пив­ши­е­ся люди с удив­ле­ни­ем уви­де­ли вме­сто архи­ерея жен­щи­ну с ребен­ком. В 1887 году Борис, полу­чив бла­го­сло­ве­ние роди­те­лей, посту­пил послуш­ни­ком в Опти­ну Пустынь к стар­цу Амвро­сию, кото­рый и бла­го­сло­вил его на монашество.
В 1891 году Борис при­нял мона­ше­ский постриг с име­нем Три­фон в честь свя­то­го муче­ни­ка Три­фо­на — так испол­нил­ся обет, дан­ный мате­рью. Вско­ре о. Три­фон был руко­по­ло­жен в иеро­ди­а­ко­ны, а затем в иеро­мо­на­хи. Ста­рец Амвро­сий бла­го­сло­вил его на уче­бу в Мос­ков­ской Духов­ной ака­де­мии. Во вре­мя уче­бы иеро­мо­нах Три­фон избрал слу­же­ние в пере­сыль­ной тюрь­ме. В 1895 году о. Три­фон окон­чил Ака­де­мию со сте­пе­нью кан­ди­да­та бого­сло­вия, защи­тив дис­сер­та­цию на тему «Древ­не­хри­сти­ан­ские и Оптин­ские стар­цы». Он знал пять язы­ков: гре­че­ский, латынь, фран­цуз­ский, немец­кий и английский.
С 1895 по 1901 год о. Три­фон был смот­ри­те­лем Мос­ков­ско­го Духов­но­го учи­ли­ща, рек­то­ром Вифан­ской, а затем Мос­ков­ской Духов­ных семи­на­рий. 18 июля 1901 года он стал епи­ско­пом Дмит­ров­ским, вика­ри­ем Мос­ков­ской епар­хии, и был на этом посту почти 15 лет. Епи­скоп Три­фон часто совер­шал бого­слу­же­ния, очень полю­бив­ши­е­ся моск­ви­чам, мно­го про­по­ве­до­вал, вел огром­ную цер­ков­ную и обще­ствен­ную рабо­ту, не остав­ляя и сво­их науч­ных тру­дов. За уди­ви­тель­ный дар сло­ва веру­ю­щий народ про­звал его «Мос­ков­ским Зла­то­устом». Вла­ды­ка был духов­но свя­зан со мно­ги­ми подвиж­ни­ка­ми Рус­ской Церк­ви — Оптин­ски­ми стар­ца­ми Ана­то­ли­ем и Вар­со­но­фи­ем (кото­ро­го воз­вел в сан архи­манд­ри­та), стар­цем Геф­си­ман­ско­го ски­та Вар­на­вой, стар­цем Заха­ри­ей. После нача­ла Пер­вой миро­вой вой­ны епи­скоп слу­жил в дей­ству­ю­щей армии. На поль­ском фрон­те он полу­чил кон­ту­зию и вынуж­ден был воз­вра­тить­ся в Моск­ву с рас­стро­ен­ным здо­ро­вьем. В 1916 году епи­скоп Три­фон ушел на покой в Ново-Иеру­са­лим­ский Вос­кре­сен­ский мона­стырь. После поезд­ки на фронт он сно­ва воз­вра­тил­ся в 1917 году в Новый Иерусалим.
С 1918 года епи­скоп Три­фон жил в Москве, не при­ни­мая уча­стия в адми­ни­стра­тив­ных делах Церк­ви. К нему посто­ян­но шел поток посе­ти­те­лей за сове­том и по духов­ным и по житей­ским вопро­сам. Веру­ю­щий народ уже почи­тал его как вели­ко­го архи­ерея, заме­ча­тель­но­го про­по­вед­ни­ка и духо­нос­но­го стар­ца-подвиж­ни­ка. Его сове­ты и мне­ния неред­ко были реша­ю­щи­ми не толь­ко для судеб его мно­го­чис­лен­ных духов­ных детей, но и во мно­гих собы­ти­ях, свя­зан­ных с судь­бой Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви после рево­лю­ции. Свя­той пат­ри­арх Тихон любил вла­ды­ку, часто слу­жил вме­сте с ним, а в 1923 году воз­вел его в сан архи­епи­ско­па. Они были дву­мя вели­ки­ми духов­ны­ми стол­па­ми, кото­рые под­дер­жи­ва­ли свя­тую Рус­скую Цер­ковь в жесто­кое и мно­госкорб­ное для Рос­сии время.
После кон­чи­ны пат­ри­ар­ха Тихо­на в 1925 году роль архи­епи­ско­па Три­фо­на еще более воз­рос­ла. Нахо­дясь фор­маль­но на покое, он был поис­ти­не одним из глав­ных духов­ных води­те­лей Рос­сий­ско­го Пра­во­сла­вия, в 1931 году в годов­щи­ну 30-летия сво­е­го епи­скоп­ско­го слу­же­ния архи­епи­скоп Три­фон был воз­ве­ден в сан митрополита.
В 20–30‑е годы сло­во вла­ды­ки Три­фо­на было зако­ном для тех, кто сохра­нил истин­ную веру и духов­ный разум в ужа­сах рос­сий­ской жиз­ни; народ верил, что его уста­ми гово­рил сам Гос­подь. Худож­ник Павел Корин, напи­сав­ший с нату­ры порт­рет мит­ро­по­ли­та Три­фо­на, вспо­ми­нал, что боль­шин­ство порт­ре­тов духов­ных лиц для «Руси ухо­дя­щей» он смог напи­сать толь­ко бла­го­да­ря вла­ды­ке. Те, кого худож­ник при­гла­шал в мастер­скую, согла­ша­лись пози­ро­вать лишь после того, как узна­ва­ли о бла­го­сло­ве­нии почи­та­е­мо­го все­ми митрополита.
Неза­дол­го до сво­ей кон­чи­ны мит­ро­по­лит Три­фон напи­сал этот уди­ви­тель­ный ака­фист, кото­рый стал его духов­ным заве­ща­ни­ем. «Сла­ва Богу за все» — в этих сло­вах глав­ный духов­ный опыт Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви во вре­мя самых жесто­ких гоне­ний, когда-либо в исто­рии пере­но­си­мых Цер­ко­вью Хри­сто­вой. Вспом­ним, что эти­ми же сло­ва­ми закон­чил свое выступ­ле­ние на суде в 1924 году мит­ро­по­лит Пет­ро­град­ский Вени­а­мин (Казан­ский), невин­но осуж­ден­ный и при­го­во­рен­ный к рас­стре­лу на про­цес­се по делу об изъ­я­тии цер­ков­ных ценностей.
Сам Хри­стос ска­зал: Мужай­тесь: Я побе­дил мир (Ин.16:33), и пото­му, каки­ми бы труд­ны­ми и печаль­ны­ми ни были собы­тия зем­ной исто­рии, сила Божия все­гда побеж­да­ет. Идет смер­тель­ный бой, и мы зна­ем, что Хри­стос уже побе­дил вра­га рода чело­ве­че­ско­го, но дол­жен побе­дить и каж­дый чело­век. Вос­кре­се­ние ста­ло воз­мож­ным толь­ко после Гол­го­фы, и кажу­ще­е­ся пора­же­ние мил­ли­о­нов уми­ра­ю­щих за веру и прав­ду ста­но­вит­ся побе­дой — путем к жиз­ни веч­ной, нескон­ча­е­мой, радост­ной. Об этом и поет вдох­но­вен­но вели­кий сын Рос­сии, бла­го­да­ря Бога за «все ведо­мые и сокро­вен­ные бла­го­де­я­ния Твоя, за зем­ную жизнь и за небес­ные радо­сти Цар­ствия Тво­е­го буду­ще­го», что­бы, «умно­жив вве­рен­ные нам талан­ты, мы вошли в веч­ную радость Гос­по­да сво­е­го с побед­ной хва­лой: Аллилуия!»
Скон­чал­ся мит­ро­по­лит Три­фон 14 июня 1934 года и был погре­бен на Вве­ден­ском клад­би­ще в Москве. Моги­ла его и доныне явля­ет­ся пред­ме­том почи­та­ния мил­ли­о­нов пра­во­слав­ных россиян.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

28 комментариев

  • Еле­на, 15.08.2021

    Поче­му вы не упо­ми­на­е­те, что этот ака­фист не утвер­ждён для обще­цер­ков­но­го исполь­зо­ва­ния? Там мно­го фраз, про­ти­во­ре­ча­щих пра­во­слав­ным дог­ма­там. Мно­го про­те­стант­ских фраз.

    Ответить »
    • Кирилл, 15.08.2021

      Еле­на, Вы ошибаетесь.

      Из интер­вью с участ­ни­ком рабо­чей груп­пы по коди­фи­ка­ции ака­фи­стов Изда­тель­ско­го Сове­та Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, кли­ри­ком Сара­тов­ской епар­хии свя­щен­ни­ком Мак­си­мом Плякиным:

      — Есть ли кано­ни­че­ские нару­ше­ния в очень попу­ляр­ном в нашем наро­де ака­фи­сте «Сла­ва Богу за всё»?

      — Ника­ких кано­ни­че­ских нару­ше­ний там нет. Но этот ака­фист непри­вы­чен, так как это бес­при­мес­ный рус­ский язык. Это не сла­вян­ский с вкрап­ле­ни­я­ми рус­ско­го и не рус­ский, кото­рый «при­ки­ды­ва­ет­ся» сла­вян­ским, это про­сто совре­мен­ный рус­ский язык.

      А посколь­ку бого­слу­жеб­ный язык нашей Церк­ви — цер­ков­но­сла­вян­ский, то гимн, напи­сан­ный на рус­ском язы­ке, вызы­ва­ет опре­де­лен­ный дис­со­нанс. Его автор — мит­ро­по­лит Три­фон (Тур­ке­ста­нов), очень авто­ри­тет­ный, почи­та­е­мый духов­ный писа­тель. Сам ака­фист полу­чил колос­саль­ное рас­про­стра­не­ние в наро­де и ходил в спис­ках начи­ная с 1930‑х годов. Любо­пыт­но, что когда он вышел в Изда­тель­стве Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии в 2007 году, то в изда­тель­ском пре­ди­сло­вии было напи­са­но: «К сожа­ле­нию, сколь­ко-нибудь аутен­тич­ной руко­пи­сью ака­фи­ста “Сла­ва Богу за всё”, напи­сан­но­го вла­ды­кой Три­фо­ном, мы не рас­по­ла­га­ли. …> К сожа­ле­нию, ака­фист “Сла­ва Богу за всё” про­дол­жа­ет изда­вать­ся боль­ши­ми тира­жа­ми со зна­чи­тель­ным коли­че­ством про­пу­щен­ных строк и опе­ча­ток, иска­жа­ю­щих смысл. Мы попы­та­лись рекон­стру­и­ро­вать его текст, осно­вы­ва­ясь на всех доступ­ных нам вариантах».

      Но, как это обыч­но быва­ет, мел­кие раз­но­чте­ния в одно-два сло­ва все рав­но меж­ду раз­ны­ми тек­ста­ми есть. И понять, какой из них — текст само­го мит­ро­по­ли­та Три­фо­на, пока не пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным. Авто­граф (автор­ская руко­пись) это­го ака­фи­ста не обна­ру­жен до сих пор. Любо­пыт­но, что «Сла­ва Богу за всё» пере­во­дит­ся очень актив­но: есть англий­ская, фран­цуз­ская, укра­ин­ская вер­сии. Он полю­бил­ся не толь­ко в России.

      Ответить »
      • lubomirova, 03.09.2021

        Бла­го­да­рю вас Кирилл что внес­ли важ­ную поправ­ку к пред комментарию
        Сла­ва Богу за здра­вую пози­цию пра­во­сл церк­ви к сер­деч­но­му искрен­не­му сла­во­сло­вие Гос­по­да в ака­фи­ста Сла­ва Богу за все!
        Сла­ва Богу за все!

        Ответить »
    • Вален­ти­на, 10.05.2022

      Еле­на, дай Бог Вам про­чув­ство­вать каж­дое сло­во это­го ака­фи­ста. У Вас не будет сомнений.

      Ответить »
  • Сер­гий, 16.07.2021

    Спа­си Гос­подь и Сла­ва Богу за всё!!!
    От души…

    Ответить »
  • Гали­на, 07.03.2021

    Про­шу про­ще­ния! В пер­вом конда­ке напи­са­но “слав­но” а в аудио я рас­слы­ша­ла “слав­лю”. Не моглы бы Вы уточ­нить, как вер­но читать? Спасибо!

    Ответить »
    • Кирилл, 08.03.2021

      Текст 1‑го конда­ка: Нетлен­ный Царю веков, содер­жа­щий в дес­ни­це Сво­ей все пути жиз­ни чело­ве­че­ской силою спа­си­тель­но­го про­мыс­ла Тво­е­го, бла­го­да­рим Тя за все ведо­мые и сокро­вен­ные бла­го­де­я­ния Твоя, за зем­ную жизнь и за небес­ные радо­сти Цар­ства Тво­е­го буду­ще­го. Про­сти­рай нам и впредь Твои мило­сти, пою­щим: Сла­ва Тебе, Боже, во веки.

      Ответить »
    • Анто­ни­на, 04.06.2021

      Гали­на, здрав­ствуй­те! В сво­ём ака­фи­сте в 1 конда­ке я не уви­де­ла это сло­во, а в 1 ико­се напе­ча­та­но: “Сла́вно щед­рые дары Тво­е­го Про­мыс­ла явле­ны с пер­во­го дня и доныне”.

      Ответить »
      • Анто­ни­на, 04.06.2021

        Гали­на, сей­час посмот­ре­ла пер­вое видео, открыв­ше­е­ся в интер­не­те по запро­су. Да, там про­из­но­сит­ся “слав­лю”, хотя на кар­тин­ке видео напе­ча­та­но ” славно”.

        Ответить »
  • Сне­жа­на- София, 21.02.2021

    Бла­го­да­рю за помощь, и что вы есть Батюш­ка Владимир.
    Читаю Ака­фи­сты каж­дый день с вами.
    Сла­ва Богу за Всё 🙏
    А Вам честь и покло­не­ния, за Ваши про­по­ве­ди и учения🙏
    Спа­си Вас Господи 🙏🕊

    Ответить »
  • Raisa, 28.01.2021

    Не зна­ла, что есть такой ака­фист. Сла­ва Богу, что спо­до­бил узнать, слов­но баль­зам на душу, хочет­ся читать бес­ко­неч­но, сле­зы слов­но очи­ще­ние лью­ся сами. Сла­ва Богу за все.

    Ответить »
  • Ири­на, 26.10.2020

    Мы бла­го­дар­ны Гос­по­ду за все зем­ное, а глав­ное в нашей жиз­ни стрем­ле­ние к веч­ной жиз­ни где Цар­ствие Божие, а не людей!

    Ответить »
  • Еле­на, 07.09.2020

    Как кра­си­во напи­са­но! Как тор­же­ствен­но, трогательно!
    Как часто мы греш­ни­ки заду­мы­ва­ем­ся о соде­ян­ном? Навер­ное толь­ко лишь тогда когда пло­хо нам…
    Спа­си­бо Гос­по­ду за всё! Спа­си нас и поми­луй Господи!!!

    Ответить »
  • Вяче­слав, 13.08.2020

    Так и хочет­ся ска­зать — Вели­чит душа моя Гос­по­да. Див­ный ака­фист. Огром­ное спа­си­бо хору. Жаль не знаю кто исполняет.

    Ответить »
  • Мари­на, 06.08.2020

    Бла­го­Да­рю!

    Ответить »
  • Оль­га, 30.06.2020

    Бла­го­да­рю за чудес­ный ака­фист! Душа поёт от каж­до­го сло­ва, напол­нен­но­го любо­вью ко Гос­по­ду! Толь­ко заме­ти­ла, что исполь­зу­ют­ся при­став­ки без- с «с» на кон­це, обыч­но в молит­вен­ных сло­вах это избе­га­ет­ся, хоть и про­ти­во­ре­чит нынеш­ним пра­ви­лам пра­во­пи­са­ния. Про­сти­те, наде­юсь, меня поня­ли пра­виль­но. Сла­ва Тебе, Боже, во веки за все!!

    Ответить »
    • Лит­ви­но­ва, 08.08.2020

      До рево­лю­ции по пра­ви­лам пра­во­пи­са­ния и была при­став­ка “беЗ”, не суще­ство­ва­ло при­став­ки “бе_” — с бук­вой С (прям не хочет­ся писать это сло­во бе* лиш­ний раз!!!)…
      а после­ре­во­лю­ци­он­ные фило­ло­ги внес­ли изме­не­ния, прям вез­де рас­ста­ви­ли этих “бе_ов”.…(с С).…

      Ответить »
      • Кирилл, 10.08.2020

        Страш­на ли при­став­ка «бес»? https://azbyka.ru/strashna-li-pristavka-bes

        Ответить »
        • Хари­тон, 13.04.2021

          Всё вер­но. Отлич­ная при­став­ка. Был тол­ко­вый, при­шёл бес и стал бес­тол­ко­вый. И так далее.
          Утвер­жда­ю­щая истин­ный смысл приставка!

          Ответить »
  • Ната­лья, 06.05.2020

    В 1 ико­се про­верь­те, пожа­луй­ста, кажет­ся ошибка:

    “Сла­ва Тебе за каж­дый вздох гру­ди моей”, а надо “Сла­ва Тебе за каж­дый вздох ГРУСТИ моей”

    Ответить »
    • Кирилл, 08.05.2020

      Вздох гру­сти? Нет, конеч­но. Взды­ха­ем мы гру­дью, а не грустью.

      Ответить »
      • letniipriut, 22.02.2021

        А у меня в ака­фи­сте напи­са­но “Гру­сти моей”.

        Ответить »
        • Кирилл, 23.02.2021

          Так изда­те­ли тоже ошибаются.

          Ответить »
    • Анто­ни­на, 03.06.2021

      Здрав­ствуй­те! Сей­час посмот­ре­ла несколь­ко сво­их ака­фи­стов из раз­лич­ных источ­ни­ков, там тоже напе­ча­та­но: “Сла­ва Тебе за каж­дый вздох ГРУ́СТИ моей”, а в интер­не­те напе­ча­та­но: ” Сла­ва Тебе за каж­дый вздох ГРУДИ моей”. Инте­рес­но, как было напи­са­но авто­ром изначально?!

      Ответить »
  • Ната­лья, 29.04.2020
    1. Бла­го­да­рю!!! Очень бла­гост­ное чув­ство в Душе!!!🙏🙏🙏
    Ответить »
  • Люд­ми­ла, 26.04.2020

    Бла­го­да­рю.

    Ответить »
  • Игорь, 31.03.2020

    Бла­го­да­рю

    Ответить »
    • Татья­на, 08.11.2020

      СПАСИ ГОСПОДИ ВСЕХ, ВСЕХ, ВСЕХ!!!!!!!!!

      Ответить »
«Азбука молитвы»
в Telegram.
t.me/azprayer
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки