Акафист Слава Богу за всё


Ака­фист “Сла­ва Богу за всё с ударениями”

См. так­же: Ака­фи­сты в аудиоформате

Аудио:

 

Кондак 1

Нетлен­ный Царю веков, содер­жа­щий в дес­ни­це Сво­ей все пути жиз­ни чело­ве­че­ской силою спа­си­тель­но­го про­мыс­ла Тво­е­го, бла­го­да­рим Тя за все ведо­мые и сокро­вен­ные бла­го­де­я­ния Твоя, за зем­ную жизнь и за небес­ные радо­сти Цар­ства Тво­е­го буду­ще­го. Про­сти­рай нам и впредь Твои мило­сти, пою­щим: Сла­ва Тебе, Боже, во веки.

Икос 1

Сла­бым бес­по­мощ­ным ребен­ком родил­ся я в мир, но Твой Ангел про­стер свет­лые кры­лья, охра­няя мою колы­бель. С тех пор любовь Твоя сия­ет на всех путях моих, чуд­но руко­во­дя меня к све­ту веч­но­сти. Слав­но щед­рые дары Тво­е­го Про­мыс­ла явле­ны с пер­во­го дня и доныне. Бла­го­да­рю и взы­ваю со все­ми, познав­ши­ми Тя:

Сла­ва Тебе, при­звав­ше­му меня к жизни;
Слава Тебе, явив­ше­му мне кра­со­ту вселенной.
Слава Тебе, рас­крыв­ше­му пре­до мною небо и зем­лю как веч­ную кни­гу мудрости;
Слава Тво­ей веч­но­сти сре­ди мира временного.
Слава Тебе за тай­ные и явные мило­сти Твои;
Слава Тебе за каж­дый вздох гру­ди моей.
Слава Тебе за каж­дый шаг жиз­ни, за каж­дое мгно­ве­ние радости;
Слава Тебе, Боже, во веки.

Кондак 2

Гос­по­ди, как хоро­шо гостить у Тебя: бла­го­уха­ю­щий ветер, горы, про­стер­тые в небо, воды, как бес­пре­дель­ные зер­ка­ла, отра­жа­ю­щие золо­то лучей и лег­кость обла­ков. Вся при­ро­да таин­ствен­но шеп­чет­ся, вся пол­на лас­ки, и пти­цы и зве­ри носят печать Тво­ей люб­ви. Бла­го­сло­вен­на мать-зем­ля с ее ско­ро­те­ку­щей кра­со­той, про­буж­да­ю­щей тос­ку по веч­ной отчизне, где в нетлен­ной кра­со­те зву­чит: Аллилуия!

Икос 2

Ты ввел меня в эту жизнь, как в чару­ю­щий рай. Мы уви­де­ли небо, как глу­бо­кую синюю чашу, в лазу­ри кото­рой зве­нят пти­цы, мы услы­ша­ли уми­ро­тво­ря­ю­щий шум леса и слад­ко­звуч­ную музы­ку вод, мы ели бла­го­ухан­ные и слад­кие пло­ды и души­стый мед. Хоро­шо у Тебя на зем­ле, радост­но у Тебя в гостях.

Сла­ва Тебе за празд­ник жизни;
Слава Тебе за бла­го­уха­ние лан­ды­шей и роз.
Слава Тебе за сла­дост­ное раз­но­об­ра­зие ягод и плодов;
Слава Тебе за алмаз­ное сия­ние утрен­ней росы.
Слава Тебе за улыб­ку свет­ло­го пробуждения;
Слава Тебе за зем­ную жизнь, пред­вест­ни­цу небесной.
Слава Тебе, Боже, во веки.

Кондак 3

Силою Духа Свя­то­го обо­ня­ет каж­дый цве­ток, тихое вея­ние аро­ма­та, неж­ность окрас­ки, кра­со­та Вели­ко­го в малом. Хва­ла и честь живо­тво­ря­ще­му Богу, про­сти­ра­ю­ще­му луга, как цве­ту­щий ковер, вен­ча­ю­ще­му поля золо­том коло­сьев и лазу­рью василь­ков, а души — радо­стью созер­ца­ния. Весе­ли­тесь и пой­те Ему: Аллилуия!

Икос 3

Как Ты пре­кра­сен в тор­же­стве вес­ны, когда вос­кре­са­ет вся тварь и на тыся­чи ладов радост­но взы­ва­ет к Тебе: Ты источ­ник жиз­ни, Ты побе­ди­тель смер­ти. При све­те меся­ца и песне соло­вья сто­ят доли­ны и леса в сво­их бело­снеж­ных под­ве­неч­ных убо­рах. Вся зем­ля — неве­ста Твоя, она ждет Нетлен­но­го Жени­ха. Если Ты тра­ву так оде­ва­ешь, то как же нас пре­об­ра­зишь в буду­щий век вос­кре­се­ния, как про­све­тят­ся наши тела, как заси­я­ют наши души!

Сла­ва Тебе, извед­ше­му из тем­но­ты зем­ли раз­но­об­раз­ные крас­ки, вкус и аромат;
Слава Тебе за раду­шие и лас­ку всей природы.
Слава Тебе за то, что Ты окру­жил нас тыся­ча­ми Тво­их созданий;
Слава Тебе за глу­би­ну Тво­е­го разу­ма, отпе­чат­лен­но­го во всем мире.
Слава Тебе, бла­го­го­вей­но целую сле­ды Тво­ей незри­мой стопы;
Слава Тебе, зажег­ше­му впе­ре­ди яркий свет веч­ной жизни.
Слава Тебе за надеж­ду бес­смерт­ной иде­аль­ной нетлен­ной красоты;
Слава Тебе, Боже, во веки.

Кондак 4

Как Ты услаж­да­ешь дума­ю­щих о Тебе, как живо­твор­но свя­тое Сло­во Твое, мяг­че елея и сла­дост­нее сот бесе­да с Тобой. Окры­ля­ет и живит молит­ва к Тебе; каким тре­пе­том напол­ня­ет­ся серд­це и как вели­ча­ва и разум­на ста­но­вит­ся тогда при­ро­да и вся жизнь! Где нет Тебя — там пусто­та. Где Ты — там богат­ство души, там живым пото­ком изли­ва­ет­ся песнь: Аллилуия!

Икос 4

Когда на зем­лю схо­дит закат, когда воца­ря­ет­ся покой ноч­но­го сна и тиши­на уга­са­ю­ще­го дня, я вижу Твой чер­тог под обра­зом сия­ю­щих палат и облач­ных сеней зари. Огонь и пур­пур, золо­то и лазурь про­ро­че­ски гово­рят о неиз­ре­чен­ной кра­со­те Тво­их селе­ний, тор­же­ствен­но зовут: пой­дем к Отцу!

Сла­ва Тебе в тихий час вечера;
Слава Тебе, излив­ше­му миру вели­кий покой.
Слава Тебе за про­щаль­ный луч захо­дя­ще­го солнца;
Слава Тебе за отдых бла­го­дат­но­го сна.
Слава Тебе за Твою бла­гость во мра­ке, когда далек весь мир;
Слава Тебе за уми­лен­ные молит­вы рас­тро­ган­ной души.
Слава Тебе за обе­щан­ное про­буж­де­ние к радо­сти веч­но­го неве­чер­не­го дня; Сла­ва Тебе, Боже, во веки.

Кондак 5

Не страш­ны бури житей­ские тому, у кого в серд­це сия­ет све­тиль­ник Тво­е­го огня. Кру­гом непо­го­да и тьма, ужас и завы­ва­ние вет­ра. А в душе у него тиши­на и свет: там Хри­стос! И серд­це поет: Аллилуия!

Икос 5

Я вижу небо Твое, сия­ю­щее звез­да­ми. О, как Ты богат, сколь­ко у Тебя све­та! Луча­ми дале­ких све­тил смот­рит на меня веч­ность, я так мал и ничто­жен, но со мною Гос­подь, Его любя­щая дес­ни­ца всю­ду хра­нит меня.

Сла­ва Тебе за непре­стан­ные забо­ты обо мне;
Слава Тебе за про­мыс­ли­тель­ные встре­чи с людьми.
Слава Тебе за любовь род­ных, за пре­дан­ность друзей;
Слава Тебе за кро­тость живот­ных, слу­жа­щих мне.
Слава Тебе за свет­лые мину­ты моей жизни;
Слава Тебе за ясные радо­сти сердца.
Слава Тебе за сча­стье жить, дви­гать­ся и созерцать;
Слава Тебе, Боже, во веки.

Кондак 6

Как Ты велик и бли­зок в мощ­ном дви­же­нии гро­зы, как вид­на Твоя могу­чая рука в изги­бах осле­пи­тель­ных мол­ний, див­но вели­чие Твое. Глас Гос­по­день над поля­ми и в шуме лесов, глас Гос­по­день в рож­де­стве гро­мов и дождей, глас Гос­по­день над вода­ми мно­ги­ми. Хва­ла Тебе в гро­хо­те огне­ды­ша­щих гор. Ты сотря­са­ешь зем­лю, как одеж­ду. Ты взды­ма­ешь до неба вол­ны мор­ские. Хва­ла сми­ря­ю­ще­му чело­ве­че­скую гор­ды­ню, истор­га­ю­ще­му пока­ян­ный вопль: Аллилуия!

Икос 6

Как мол­ния, когда осве­тит чер­то­ги пира, то после нее жал­ки­ми кажут­ся огни све­тиль­ни­ков — так Ты вне­зап­но бли­стал в душе моей во вре­мя самых силь­ных радо­стей жиз­ни. И после мол­ние­нос­но­го све­та Тво­е­го каки­ми бес­цвет­ны­ми, тем­ны­ми, при­зрач­ны­ми каза­лись они. Душа гна­лась за Тобою.

Сла­ва Тебе, край и пре­дел высо­чай­шей чело­ве­че­ской мечты!
Слава Тебе за нашу неуто­ли­мую жаж­ду Богообщения.
Слава Тебе, вдох­нув­ше­му в нас неудо­вле­тво­рен­ность земным;
Слава Тебе, облек­ше­му нас тон­чай­ши­ми луча­ми Твоими.
Слава Тебе, сокру­шив­ше­му власть духов тьмы, обрек­ше­му на уни­что­же­ние вся­кое зло;
Слава Тебе за откро­ве­ния Твои, за сча­стье чув­ство­вать Тебя и жить с Тобою.
Слава Тебе, Боже, во веки.

Кондак 7

В див­ном соче­та­нии зву­ков слы­шит­ся зов Твой. Ты откры­ва­ешь нам пред­две­рия гря­ду­ще­го рая и мело­дич­ность пения в гар­мо­нич­ных тонах, в высо­те музы­каль­ных кра­сок, в блес­ке худо­же­ствен­но­го твор­че­ства. Все истин­но пре­крас­ное могу­чим при­зы­вом уно­сит душу к Тебе, застав­ля­ет вос­тор­жен­но петь: Аллилуия!

Икос 7

Наи­ти­ем Свя­то­го Духа Ты оза­ря­ешь мысль худож­ни­ков, поэтов, гени­ев нау­ки. Силой Сверх­со­зна­ния они про­ро­че­ски пости­га­ют зако­ны Твои, рас­кры­вая нам без­дну твор­че­ской пре­муд­ро­сти Тво­ей. Их дела неволь­но гово­рят о Тебе: о, как Ты велик в Сво­их созда­ни­ях, о, как Ты велик в человеке.

Сла­ва Тебе, явив­ше­му непо­сти­жи­мую силу в зако­нах вселенной;
Слава Тебе, вся при­ро­да пол­на зако­нов Тво­е­го бытия.
Слава Тебе за все откры­тое нам по бла­го­сти Твоей;
Слава Тебе за то, что Ты сокрыл по муд­ро­сти Твоей.
Слава Тебе за гени­аль­ность чело­ве­че­ско­го ума;
Слава Тебе за живо­тво­ря­щую силу труда.
Слава Тебе за огнен­ные язы­ки вдохновения;
Слава Тебе, Боже, во веки.

Кондак 8

Как бли­зок Ты во дни болез­ни, Ты Сам посе­ща­ешь боль­ных, Ты Сам скло­ня­ешь­ся у стра­даль­че­ско­го ложа, и серд­це бесе­ду­ет с Тобой. Ты миром оза­ря­ешь душу во вре­мя тяж­ких скор­бей и стра­да­ний, Ты посы­ла­ешь неждан­ную помощь. Ты уте­ша­ешь, Ты любовь испы­ту­ю­щая и спа­са­ю­щая, Тебе поем песнь: Аллилуия!

Икос 8

Когда я в дет­стве пер­вый раз созна­тель­но при­звал Тебя, Ты испол­нил мою молит­ву, и душу осе­нил бла­го­го­вей­ный покой. Тогда я понял, что Ты — благ и бла­жен­ны при­бе­га­ю­щие к Тебе. Я стал при­зы­вать Тебя сно­ва и сно­ва, и ныне зову:

Сла­ва Тебе, испол­ня­ю­ще­му во бла­гих жела­ния мои;
Слава Тебе, бодр­ству­ю­ще­му надо мной день и ночь.
Слава Тебе, вра­чу­ю­ще­му скор­би и утра­ты цели­тель­ным тече­ни­ем времени;
Слава Тебе, с Тобою нет без­на­деж­ных потерь. Ты дару­ешь всем веч­ную жизнь.
Слава Тебе, Ты ода­рил бес­смер­ти­ем все доб­рое и высо­кое, Ты обе­щал жела­е­мую встре­чу с умершими;
Слава Тебе, Боже, во веки.

Кондак 9

Отче­го вся при­ро­да улы­ба­ет­ся во дни празд­ни­ков? Отче­го тогда в серд­це раз­ли­ва­ет­ся див­ная лег­кость, ни с чем зем­ным не срав­ни­мая, и самый воз­дух алта­ря и хра­ма ста­но­вит­ся све­то­нос­ным? Это вея­ние бла­го­да­ти Тво­ей, это отблеск Фавор­ско­го све­та; тогда и небо и зем­ля хва­леб­но поют: Аллилуия!

Икос 9

Когда Ты вдох­нов­лял меня слу­жить ближ­ним, а душу оза­рял сми­ре­ни­ем, то один из бес­чис­лен­ных лучей Тво­их падал на мое серд­це, и оно ста­но­ви­лось све­то­нос­ным, как желе­зо в огне. Я видел Твой таин­ствен­ный, неуло­ви­мый Лик.

Сла­ва Тебе, пре­об­ра­зив­ше­му нашу жизнь дела­ми добра;
Слава Тебе, запе­чат­лев­ше­му неска­зан­ную сла­дость в каж­дой запо­ве­ди Твоей.
Слава Тебе, явно пре­бы­ва­ю­ще­му там, где бла­го­уха­ет милосердие;
Слава Тебе, посы­ла­ю­ще­му нам неуда­чи и скор­би, дабы мы были чут­ки­ми к стра­да­ни­ям других.
Слава Тебе, поло­жив­ше­му вели­кую награ­ду в само­цен­но­сти добра;
Слава Тебе, при­ем­лю­ще­му высо­кий порыв.
Слава Тебе, воз­вы­сив­ше­му любовь пре­вы­ше все­го зем­но­го и небесного;
Слава Тебе, Боже, во веки.

Кондак 10

Раз­би­тое в прах нель­зя вос­ста­но­вить, но Ты вос­ста­нав­ли­ва­ешь тех, у кого истле­ла совесть, Ты воз­вра­ща­ешь преж­нюю кра­со­ту душам, без­на­деж­но поте­ряв­шим ее. С Тобой нет непо­пра­ви­мо­го. Ты весь любовь. Ты — Тво­рец и Вос­ста­но­ви­тель. Тебя хва­лим пес­нью: Аллилуия!

Икос 10

Боже мой, ведый отпа­де­ние гор­до­го анге­ла Ден­ни­цы, спа­си меня силою бла­го­да­ти, не дай мне отпасть от Тебя, не дай усо­мнить­ся в Тебе. Обостри слух мой, дабы во все мину­ты жиз­ни я слы­шал Твой таин­ствен­ный голос и взы­вал к Тебе, вездесущему:

Сла­ва Тебе за про­мыс­ли­тель­ное сте­че­ние обстоятельств;
Слава Тебе за бла­го­дат­ные предчувствия.
Слава Тебе за ука­за­ние тай­но­го голоса;
Слава Тебе за откро­ве­ния во сне и наяву.
Слава Тебе, раз­ру­ша­ю­ще­му наши бес­по­лез­ные замыслы;
Слава Тебе, стра­да­ни­я­ми отрезв­ля­ю­ще­му нас от уга­ра страстей.
Слава Тебе, спа­си­тель­но сми­ря­ю­ще­му гор­ды­ню сердца;
Слава Тебе, Боже, во веки.

Кондак 11

Через ледя­ную цепь веков я чув­ствую теп­ло Тво­е­го Боже­ствен­но­го дыха­ния, слы­шу стру­я­щу­ю­ся кровь. Ты уже бли­зок, часть, вре­ме­ни рас­се­я­лась. Я вижу Твой Крест — он ради меня. Мой дух в пра­хе пред Кре­стом: здесь тор­же­ство люб­ви и Спа­се­ния, здесь не умол­ка­ет во веки хва­ла: Аллилуия!

Икос 11

Бла­жен, кто вку­сит вече­рю во Цар­ствии Тво­ем, но Ты уже на зем­ле при­об­щил меня это­го бла­жен­ства. Сколь­ко раз Ты про­сти­рал мне Боже­ствен­ной дес­ни­цей Тело и Кровь Твои, и я, мно­го­греш­ный, при­ни­мал эту свя­ты­ню и чув­ство­вал Твою любовь, неска­зан­ную, сверхъестественную.

Сла­ва Тебе за непо­сти­жи­мую живи­тель­ную силу благодати;
Слава Тебе, воз­двиг­ше­му Цер­ковь Твою как тихое при­ста­ни­ще изму­чен­но­му миру.
Слава Тебе, воз­рож­да­ю­ще­му нас живо­тво­ря­щи­ми вода­ми крещения;
Слава Тебе, Ты воз­вра­ща­ешь каю­щим­ся чисто­ту непо­роч­ных лилий.
Слава Тебе, неис­ся­ка­е­мая без­дна прощения;
Слава Тебе за чашу жиз­ни, за хлеб веч­ной радости.
Слава Тебе, воз­вед­ше­му нас на небо;
Слава Тебе, Боже, во веки.

Кондак 12

Я видел мно­го раз отра­же­ние сла­вы Тво­ей на лицах умер­ших. Какой незем­ной кра­со­той и радо­стью све­ти­лись они, как воз­душ­ны, нема­те­ри­аль­ны были их чер­ты, это было тор­же­ство достиг­ну­то­го сча­стья, покоя; мол­ча­ни­ем они зва­ли к Тебе. В час кон­чи­ны моей про­све­ти и мою душу, зову­щую: Аллилуия!

Икос 12

Что моя хва­ла пред Тобой! Я не слы­хал пения Херу­ви­мов, это удел высо­ких душ, но я знаю, как хва­лит Тебя при­ро­да. Я созер­цал зимой, как в лун­ном без­мол­вье вся зем­ля тихо моли­лась Тебе, обле­чен­ная в белую ризу, сияя алма­за­ми сне­га. Я видел, как радо­ва­лось о Тебе вос­хо­дя­щее солн­це и хоры птиц гре­ме­ли сла­ву. Я слы­шал, как таин­ствен­но о Тебе шумит лес, поют вет­ры, жур­чат воды, как про­по­ве­ду­ют о Тебе хоры све­тил сво­им строй­ным дви­же­ни­ем в бес­ко­неч­ном про­стран­стве. Что моя хва­ла! При­ро­да послуш­на, а я — нет, пока живу, я вижу любовь Твою, хочу бла­го­да­рить, молить­ся и взывать,

Сла­ва Тебе, пока­зав­ше­му нам свет;
Слава Тебе, воз­лю­бив­ше­му нас любо­вью глу­бо­кой, неиз­ме­ри­мой, божественной.
Слава Тебе, осе­ня­ю­ще­му нас све­том, сон­ма­ми Анге­лов и святых;
Слава Тебе, Все­свя­тый Отче, запо­ве­дав­ший нам Твое Царство.
Слава Тебе, Иску­пи­те­лю Сыне, открыв­ший нам путь к спасению;
Слава тебе, Душе Свя­тый, Живо­тво­ря­щее Солн­це буду­ще­го века.
Слава Тебе за все, о Тро­и­це Боже­ствен­ная, Всеблагая.
Слава Тебе, Боже, во веки.

Кондак 13

О Все­б­ла­гая и Живо­тво­ря­щая Тро­и­це, при­ми бла­го­да­ре­ние за вся мило­сти Твои и яви нас достой­ны­ми Тво­их бла­го­де­я­ний, дабы, умно­жив вве­рен­ные нам талан­ты, мы вошли в веч­ную радость Гос­по­да сво­е­го с побед­ной хва­лой: Аллилуия!

Этот кондак чита­ет­ся три­жды, затем 1‑й икос: «Сла­бым бес­по­мощ­ным ребен­ком…» и 1‑й кондак: «Нетлен­ный Царю…»

* * *

См.: АКАФИСТ, раз­дел О БОГЕ

Об акафисте «Слава Богу за все» и его авторе

Бла­го­дар­ствен­ный ака­фист «Сла­ва Богу за все» напи­сал в после­ре­во­лю­ци­он­ные годы мит­ро­по­лит Три­фон (в миру Борис Пет­ро­вич Тур­ке­ста­нов). Родил­ся он 29 нояб­ря 1861 года в Москве. Отец его, князь Тур­ке­ста­нов (1830—1891), был пря­мым потом­ком древ­не­го кня­же­ско­го рода из Гру­зии. Пра­дед, князь Борис Пан­кра­тье­вич Тур­ке­ста­но­шви­ли, в память кото­ро­го он полу­чил имя, выехал в Рос­сию при Пет­ре I. Мать буду­ще­го свя­ти­те­ля — Вар­ва­ра Алек­сан­дров­на, урож­ден­ная княж­на Нарышкина.
Во вре­мя тяже­лой болез­ни сына, еще мла­ден­ца, когда вра­чи поте­ря­ли надеж­ду на его выздо­ров­ле­ние, мать ходи­ла в цер­ковь свя­то­го муче­ни­ка Три­фо­на и моли­лась об исце­ле­нии сына, обе­щая после выздо­ров­ле­ния посвя­тить его Богу и, если сын спо­до­бит­ся мона­ше­ско­го чина, дать ему имя Три­фон. Когда мла­де­нец выздо­ро­вел. Вар­ва­ра Алек­сан­дров­на совер­ши­ла с ним поезд­ку в Опти­ну Пустынь к про­слав­лен­но­му на всю Рос­сию стар­цу Амвро­сию. Встре­чая их, ста­рец неожи­дан­но ска­зал сто­я­ще­му перед ним наро­ду: «Дай­те доро­гу, архи­ерей идет». Рас­сту­пив­ши­е­ся люди с удив­ле­ни­ем уви­де­ли вме­сто архи­ерея жен­щи­ну с ребен­ком. В 1887 году Борис, полу­чив бла­го­сло­ве­ние роди­те­лей, посту­пил послуш­ни­ком в Опти­ну Пустынь к стар­цу Амвро­сию, кото­рый и бла­го­сло­вил его на монашество.
В 1891 году Борис при­нял мона­ше­ский постриг с име­нем Три­фон в честь свя­то­го муче­ни­ка Три­фо­на — так испол­нил­ся обет, дан­ный мате­рью. Вско­ре о. Три­фон был руко­по­ло­жен в иеро­ди­а­ко­ны, а затем в иеро­мо­на­хи. Ста­рец Амвро­сий бла­го­сло­вил его на уче­бу в Мос­ков­ской Духов­ной ака­де­мии. Во вре­мя уче­бы иеро­мо­нах Три­фон избрал слу­же­ние в пере­сыль­ной тюрь­ме. В 1895 году о. Три­фон окон­чил Ака­де­мию со сте­пе­нью кан­ди­да­та бого­сло­вия, защи­тив дис­сер­та­цию на тему «Древ­не­хри­сти­ан­ские и Оптин­ские стар­цы». Он знал пять язы­ков: гре­че­ский, латынь, фран­цуз­ский, немец­кий и английский.
С 1895 по 1901 год о. Три­фон был смот­ри­те­лем Мос­ков­ско­го Духов­но­го учи­ли­ща, рек­то­ром Вифан­ской, а затем Мос­ков­ской Духов­ных семи­на­рий. 18 июля 1901 года он стал епи­ско­пом Дмит­ров­ским, вика­ри­ем Мос­ков­ской епар­хии, и был на этом посту почти 15 лет. Епи­скоп Три­фон часто совер­шал бого­слу­же­ния, очень полю­бив­ши­е­ся моск­ви­чам, мно­го про­по­ве­до­вал, вел огром­ную цер­ков­ную и обще­ствен­ную рабо­ту, не остав­ляя и сво­их науч­ных тру­дов. За уди­ви­тель­ный дар сло­ва веру­ю­щий народ про­звал его «Мос­ков­ским Зла­то­устом». Вла­ды­ка был духов­но свя­зан со мно­ги­ми подвиж­ни­ка­ми Рус­ской Церк­ви — Оптин­ски­ми стар­ца­ми Ана­то­ли­ем и Вар­со­но­фи­ем (кото­ро­го воз­вел в сан архи­манд­ри­та), стар­цем Геф­си­ман­ско­го ски­та Вар­на­вой, стар­цем Заха­ри­ей. После нача­ла Пер­вой миро­вой вой­ны епи­скоп слу­жил в дей­ству­ю­щей армии. На поль­ском фрон­те он полу­чил кон­ту­зию и вынуж­ден был воз­вра­тить­ся в Моск­ву с рас­стро­ен­ным здо­ро­вьем. В 1916 году епи­скоп Три­фон ушел на покой в Ново-Иеру­са­лим­ский Вос­кре­сен­ский мона­стырь. После поезд­ки на фронт он сно­ва воз­вра­тил­ся в 1917 году в Новый Иерусалим.
С 1918 года епи­скоп Три­фон жил в Москве, не при­ни­мая уча­стия в адми­ни­стра­тив­ных делах Церк­ви. К нему посто­ян­но шел поток посе­ти­те­лей за сове­том и по духов­ным и по житей­ским вопро­сам. Веру­ю­щий народ уже почи­тал его как вели­ко­го архи­ерея, заме­ча­тель­но­го про­по­вед­ни­ка и духо­нос­но­го стар­ца-подвиж­ни­ка. Его сове­ты и мне­ния неред­ко были реша­ю­щи­ми не толь­ко для судеб его мно­го­чис­лен­ных духов­ных детей, но и во мно­гих собы­ти­ях, свя­зан­ных с судь­бой Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви после рево­лю­ции. Свя­той пат­ри­арх Тихон любил вла­ды­ку, часто слу­жил вме­сте с ним, а в 1923 году воз­вел его в сан архи­епи­ско­па. Они были дву­мя вели­ки­ми духов­ны­ми стол­па­ми, кото­рые под­дер­жи­ва­ли свя­тую Рус­скую Цер­ковь в жесто­кое и мно­госкорб­ное для Рос­сии время.
После кон­чи­ны пат­ри­ар­ха Тихо­на в 1925 году роль архи­епи­ско­па Три­фо­на еще более воз­рос­ла. Нахо­дясь фор­маль­но на покое, он был поис­ти­не одним из глав­ных духов­ных води­те­лей Рос­сий­ско­го Пра­во­сла­вия, в 1931 году в годов­щи­ну 30-летия сво­е­го епи­скоп­ско­го слу­же­ния архи­епи­скоп Три­фон был воз­ве­ден в сан митрополита.
В 20–30‑е годы сло­во вла­ды­ки Три­фо­на было зако­ном для тех, кто сохра­нил истин­ную веру и духов­ный разум в ужа­сах рос­сий­ской жиз­ни; народ верил, что его уста­ми гово­рил сам Гос­подь. Худож­ник Павел Корин, напи­сав­ший с нату­ры порт­рет мит­ро­по­ли­та Три­фо­на, вспо­ми­нал, что боль­шин­ство порт­ре­тов духов­ных лиц для «Руси ухо­дя­щей» он смог напи­сать толь­ко бла­го­да­ря вла­ды­ке. Те, кого худож­ник при­гла­шал в мастер­скую, согла­ша­лись пози­ро­вать лишь после того, как узна­ва­ли о бла­го­сло­ве­нии почи­та­е­мо­го все­ми митрополита.
Неза­дол­го до сво­ей кон­чи­ны мит­ро­по­лит Три­фон напи­сал этот уди­ви­тель­ный ака­фист, кото­рый стал его духов­ным заве­ща­ни­ем. «Сла­ва Богу за все» — в этих сло­вах глав­ный духов­ный опыт Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви во вре­мя самых жесто­ких гоне­ний, когда-либо в исто­рии пере­но­си­мых Цер­ко­вью Хри­сто­вой. Вспом­ним, что эти­ми же сло­ва­ми закон­чил свое выступ­ле­ние на суде в 1924 году мит­ро­по­лит Пет­ро­град­ский Вени­а­мин (Казан­ский), невин­но осуж­ден­ный и при­го­во­рен­ный к рас­стре­лу на про­цес­се по делу об изъ­я­тии цер­ков­ных ценностей.
Сам Хри­стос ска­зал: Мужай­тесь: Я побе­дил мир (Ин.16:33), и пото­му, каки­ми бы труд­ны­ми и печаль­ны­ми ни были собы­тия зем­ной исто­рии, сила Божия все­гда побеж­да­ет. Идет смер­тель­ный бой, и мы зна­ем, что Хри­стос уже побе­дил вра­га рода чело­ве­че­ско­го, но дол­жен побе­дить и каж­дый чело­век. Вос­кре­се­ние ста­ло воз­мож­ным толь­ко после Гол­го­фы, и кажу­ще­е­ся пора­же­ние мил­ли­о­нов уми­ра­ю­щих за веру и прав­ду ста­но­вит­ся побе­дой — путем к жиз­ни веч­ной, нескон­ча­е­мой, радост­ной. Об этом и поет вдох­но­вен­но вели­кий сын Рос­сии, бла­го­да­ря Бога за «все ведо­мые и сокро­вен­ные бла­го­де­я­ния Твоя, за зем­ную жизнь и за небес­ные радо­сти Цар­ствия Тво­е­го буду­ще­го», что­бы, «умно­жив вве­рен­ные нам талан­ты, мы вошли в веч­ную радость Гос­по­да сво­е­го с побед­ной хва­лой: Аллилуия!»
Скон­чал­ся мит­ро­по­лит Три­фон 14 июня 1934 года и был погре­бен на Вве­ден­ском клад­би­ще в Москве. Моги­ла его и доныне явля­ет­ся пред­ме­том почи­та­ния мил­ли­о­нов пра­во­слав­ных россиян.

Акафист СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

20 комментариев

  • Гали­на, 07.03.2021

    Про­шу про­ще­ния! В пер­вом конда­ке напи­са­но “слав­но” а в аудио я рас­слы­ша­ла “слав­лю”. Не моглы бы Вы уточ­нить, как вер­но читать? Спасибо!

    Ответить »
    • Кирилл, 08.03.2021

      Текст 1‑го конда­ка: Нетлен­ный Царю веков, содер­жа­щий в дес­ни­це Сво­ей все пути жиз­ни чело­ве­че­ской силою спа­си­тель­но­го про­мыс­ла Тво­е­го, бла­го­да­рим Тя за все ведо­мые и сокро­вен­ные бла­го­де­я­ния Твоя, за зем­ную жизнь и за небес­ные радо­сти Цар­ства Тво­е­го буду­ще­го. Про­сти­рай нам и впредь Твои мило­сти, пою­щим: Сла­ва Тебе, Боже, во веки.

      Ответить »
  • Сне­жа­на- София, 21.02.2021

    Бла­го­да­рю за помощь, и что вы есть Батюш­ка Владимир.
    Читаю Ака­фи­сты каж­дый день с вами.
    Сла­ва Богу за Всё 🙏
    А Вам честь и покло­не­ния, за Ваши про­по­ве­ди и учения🙏
    Спа­си Вас Господи 🙏🕊

    Ответить »
  • Raisa, 28.01.2021

    Не зна­ла, что есть такой ака­фист. Сла­ва Богу, что спо­до­бил узнать, слов­но баль­зам на душу, хочет­ся читать бес­ко­неч­но, сле­зы слов­но очи­ще­ние лью­ся сами. Сла­ва Богу за все.

    Ответить »
  • Ири­на, 26.10.2020

    Мы бла­го­дар­ны Гос­по­ду за все зем­ное, а глав­ное в нашей жиз­ни стрем­ле­ние к веч­ной жиз­ни где Цар­ствие Божие, а не людей!

    Ответить »
  • Еле­на, 07.09.2020

    Как кра­си­во напи­са­но! Как тор­же­ствен­но, трогательно!
    Как часто мы греш­ни­ки заду­мы­ва­ем­ся о соде­ян­ном? Навер­ное толь­ко лишь тогда когда пло­хо нам…
    Спа­си­бо Гос­по­ду за всё! Спа­си нас и поми­луй Господи!!!

    Ответить »
  • Вяче­слав, 13.08.2020

    Так и хочет­ся ска­зать — Вели­чит душа моя Гос­по­да. Див­ный ака­фист. Огром­ное спа­си­бо хору. Жаль не знаю кто исполняет.

    Ответить »
  • Мари­на, 06.08.2020

    Бла­го­Да­рю!

    Ответить »
  • Оль­га, 30.06.2020

    Бла­го­да­рю за чудес­ный ака­фист! Душа поёт от каж­до­го сло­ва, напол­нен­но­го любо­вью ко Гос­по­ду! Толь­ко заме­ти­ла, что исполь­зу­ют­ся при­став­ки без- с «с» на кон­це, обыч­но в молит­вен­ных сло­вах это избе­га­ет­ся, хоть и про­ти­во­ре­чит нынеш­ним пра­ви­лам пра­во­пи­са­ния. Про­сти­те, наде­юсь, меня поня­ли пра­виль­но. Сла­ва Тебе, Боже, во веки за все!!

    Ответить »
    • Лит­ви­но­ва, 08.08.2020

      До рево­лю­ции по пра­ви­лам пра­во­пи­са­ния и была при­став­ка “беЗ”, не суще­ство­ва­ло при­став­ки “бе_” — с бук­вой С (прям не хочет­ся писать это сло­во бе* лиш­ний раз!!!)…
      а после­ре­во­лю­ци­он­ные фило­ло­ги внес­ли изме­не­ния, прям вез­де рас­ста­ви­ли этих “бе_ов”.…(с С).…

      Ответить »
      • Кирилл, 10.08.2020

        Страш­на ли при­став­ка «бес»? https://azbyka.ru/strashna-li-pristavka-bes

        Ответить »
        • Хари­тон, 13.04.2021

          Всё вер­но. Отлич­ная при­став­ка. Был тол­ко­вый, при­шёл бес и стал бес­тол­ко­вый. И так далее.
          Утвер­жда­ю­щая истин­ный смысл приставка!

          Ответить »
  • Ната­лья, 06.05.2020

    В 1 ико­се про­верь­те, пожа­луй­ста, кажет­ся ошибка:

    “Сла­ва Тебе за каж­дый вздох гру­ди моей”, а надо “Сла­ва Тебе за каж­дый вздох ГРУСТИ моей”

    Ответить »
    • Кирилл, 08.05.2020

      Вздох гру­сти? Нет, конеч­но. Взды­ха­ем мы гру­дью, а не грустью.

      Ответить »
      • letniipriut, 22.02.2021

        А у меня в ака­фи­сте напи­са­но “Гру­сти моей”.

        Ответить »
        • Кирилл, 23.02.2021

          Так изда­те­ли тоже ошибаются.

          Ответить »
  • Ната­лья, 29.04.2020
    1. Бла­го­да­рю!!! Очень бла­гост­ное чув­ство в Душе!!!🙏🙏🙏
    Ответить »
  • Люд­ми­ла, 26.04.2020

    Бла­го­да­рю.

    Ответить »
  • Игорь, 31.03.2020

    Бла­го­да­рю

    Ответить »
    • Татья­на, 08.11.2020

      СПАСИ ГОСПОДИ ВСЕХ, ВСЕХ, ВСЕХ!!!!!!!!!

      Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки