Азбука веры Православная библиотека протоиерей Александр Сулоцкий Протоиерей Александр Сулоцкий. Его жизнь и труды по церковной истории Сибири
Б. Пивоваров

Протоиерей Александр Сулоцкий. Его жизнь и труды по церковной истории Сибири

Источник

К 100-летию со дня кончины

16(3) мая 1984 года исполнилось сто лет со дня кончины крупнейшего церковного историографа Сибири, магистра богословия протоиерея Александра Сулоцкого.

Труды протоиерея Александра Сулоцкого по истории культуры и духовного просвещения Сибири, а также рукописные материалы из архива ученого1 получают заслуженное признание современной исторической науки2. Протоиерей Александр Сулоцкий, по свидетельству одного из его учеников – протоиерея Михаила Путинцева, «был один из достойнейших пастырей Церкви Христовой, опытный и ревностный наставник юношества, трудолюбивый писатель и исследователь родной старины, преимущественно сибирской, и высокой нравственности христианин»3.

В некрологе отца Александра сказано: «Едва ли кто может приступить теперь к изучению Сибирского края в церковно-историческом отношении, не ознакомившись с его трудами... ему, как первому труженику по разработке церковно-исторического материала Сибирского края, останется всегда благодарен всякий, кто займется изучением церковной истории Сибири»4.

Протоиерей Александр Иванович Сулоцкий родился в 1812 году в семье бедного причетника села Сулость Ростовского уезда Ярославской губернии. Фамилию он получил по наименованию своего родного села5.

По окончании курса Ярославской Духовной Семинарии Александр Сулоцкий, как лучший выпускник, в 1833 году был отправлен на казенный счет в Петербургскую Духовную Академию. Благодаря замечательным способностям и редкостному усердию Александр Сулоцкий в 1837 году окончил академический курс со званием старшего кандидата богословия6. Комиссия Духовных училищ назначила его на должность преподавателя церковной истории и греческого языка в Тобольскую Духовную Семинарию.

В Тобольск Александр Сулоцкий прибыл в начале 1838 года. Молодой преподаватель вскоре заслужил расположение Преосвященного Афанасия (Протопопова), архиепископа Тобольского и Сибирского (1832–1842).

Впоследствии протоиерей Александр Сулоцкий вспоминал, как еще до поездки в Сибирь ему говорили, что архиепископ Афанасий очень строго относится к преподавателям Семинарии. На это А. Сулоцкий отвечал: «Что строгость? Была бы в Преосвященном справедливость!» В Преосвященном Афанасии он нашел не только ревностного начальника, но духовного наставника и благодетеля7.

Сибирь стала для него второй родиной, которую он искренне и горячо полюбил.

В Тобольске Александр Сулоцкий прожил до конца 1847 года, исполняя, помимо обязанностей преподавателя церковной и библейской истории, а также канонического права, должность заведующего семинарской библиотекой. В воскресные дни он предлагал воспитанникам Семинарии катехизические поучения.

Преподавателем Александр Сулоцкий был «ревностным и влиятельным». Он заботился также о том, чтобы воспитанники Тобольской Семинарии имели хорошие знания о возникновении и распространении христианства в Сибири, о сибирских иерархах и святынях земли Сибирской.

В «Авторской исповеди», которая, по завещанию ученого, была напечатана в «Тобольских епархиальных ведомостях» уже после его кончины, отец Александр писал: «Думалось мне: я преподаю ученикам Семинарии церковную историю всех ее видов (библейскую ветхозаветную и новозаветную, собственно церковную послебиблейских времен, Российской Церкви, церковные древности и проч.). Мои ученики знают от меня о начале христианства, например, у греков, римлян, англичан, шведов, немцев, знают о главных деятелях в распространении у них веры и утверждении христианской нравственности, знают о важнейших, по крайней мере, событиях в Церквах народов отдаленных, об их знаменитейших святынях. Отчего им не знать, по крайней мере, о важнейших пастырях родной Церкви, а также о многочтимых ее святынях, например чудотворных иконах, о причинах и начале их почитания, о поводах к совершению местных празднеств, крестных ходов?»8.

Протоиерей Александр Сулоцкий усердно занимался изучением архивных материалов по истории Сибири, которые хранились в губернском архиве Тобольска, а также в древлехранилище тобольского кафедрального Софийско-Успенского собора.

Тобольск, основанный русскими первопроходцами в 1587 году, на протяжении почти двухсот лет занимал положение столичного города Сибири. В конце 1620 года была учреждена Тобольская архиепископия. С 1668 года Тобольские архипастыри стали носить сан митрополита. Территория Тобольской и Сибирской епархии простиралась от Урала до Камчатки и от Северного Ледовитого океана до степей Казахстана, Алтайских гор и Амура. К началу XVIII века Тобольская митрополия в ряду митрополий Русской Православной Церкви занимала четвертое место – после Новгородской, Казанской и Астраханской9. Для молодого преподавателя церковной истории Тобольск представлял настоящую археографическую сокровищницу.

Тщательно занимаясь изучением губернского архива и, в частности, исследуя материалы Тобольской Духовной консистории10, Александр Сулоцкий постепенно приобретал навыки и опыт подлинного исследователя-археографа.

В предисловии к «Описанию краткому всех церквей, существующих в г. Тобольске, и пространному тобольского Софийского собора» (М., 1852) отец Александр Сулоцкий так писал о своих изысканиях: «Для истории древностей тобольских храмов, и в особенности соборного, я собирал местные предания, сносился со священно- и церковнослужителями и другими сведущими из жителей Тобольска лицами, справлялся с церковными описями, рылся в консисторском архиве и перечитал, притом не без критики, сибирские летописи и истории, описания путешествий по Сибири, разные исторические издания: Новикова, Румянцева, митрополита Евгения, археологических экспедиций и Археографической комиссии, записки разных лиц, словом, все – и печатное и письменное, где только можно отыскать хотя что-нибудь для моего предмета»11.

Отец Александр говорил, что любовь его воспитанников к местной церковной истории побудила его к тщательному изучению древностей сибирских, а исследовательская работа, в свою очередь, привела к литературным трудам. Вначале он составлял статьи по церковной истории Сибири для себя, затем стал преподавать историю сибирской иерархии ученикам высшего отделения Семинарии. «И так как любовь к этим предметам в учениках я видел, можно сказать, страстную, оттого сам еще более стал пристращаться к истории и археологии Сибирской Церкви, а отсюда мало-помалу перешел и к печатанию своего сочинения»12.

Десятилетнее пребывание Сулоцкого в Тобольске оказало решающее влияние как на духовное развитие будущего пастыря, так и на формирование его научных интересов. Тогдашний архиепископ Тобольский Афанасий отличался всесторонней образованностью. Он имел у себя уникальную библиотеку13, интересовался вопросами естествознания, выписывал множество журналов и даже содержал минералогический кабинет14. Преподаватель Семинарии не раз бывал в доме архипастыря, когда тот принимал у себя отставного директора Тобольской гимназии Ивана Менделеева и его супругу Марию Димитриевну, родителей великого русского ученого Д. И. Менделеева, а также декабриста М. А. Фонвизина15 и молодого поэта П. Ф. Ершова. На этих приемах в доме архиепископа Афанасия «были разговоры о предметах ученых, иногда политических, но никогда о городских новостях»16.

В Тобольске Александру Сулоцкому довелось встречаться с выдающимися русскими миссионерами XIX века: основателем Алтайской Духовной Миссии архимандритом Макарием (Глухаревым)17 и святителем Иннокентием (Вениаминовым), митрополитом Московским и Коломенским, просветителем Сибири.

В 1841 году Преосвященный Иннокентий, направляясь к своей пастве на Камчатку и на Алеутские острова, останавливался в Тобольске. При посещении святителем Иннокентием Тобольской Духовной Семинарии Александр Сулоцкий показывал ему семинарскую библиотеку, а затем, на приеме у ректора Семинарии, имел с ним беседу о распространении христианства среди алеутов. Сохранилась рукопись протоиерея Александра Сулоцкого о встрече святителя Иннокентия с архиепископом Тобольским Афанасием18.

Встречи со святителем Иннокентием и архимандритом Макарием (Глухаревым), которым еще при жизни прилагались славные имена «апостол алеутов» и «апостол Алтая», несомненно, оказали глубокое влияние на Александра Сулоцкого. В дальнейшем, собирая исторические материалы о возникновении и распространении христианства в Сибири, деятельности Духовных Миссий и выдающихся сибирских миссионерах, отец Александр сумел прекрасно отразить апостольское служение русских православных миссионеров в Сибири. Он всегда особо ценил материалы, полученные из рук самих миссионеров19.

В Тобольске Александр Иванович Сулоцкий вступил в брак с дочерью священника Андрея Бекреева Марией Андреевной, с которой счастливо прожил до конца своей жизни. Тесть его впоследствии принял монашество с именем Антоний и был – в сане сперва игумена, а потом архимандрита – настоятелем Абалацкого Знаменского монастыря20.

В 1848 году архиепископом Тобольским и Сибирским Георгием (Ящуржинским) (1845–1852) Александр Сулоцкий был рукоположен в сан диакона, затем – священника, направлен в город Омск на должность законоучителя Сибирского кадетского корпуса и настоятеля храма во имя Святителя и Чудотворца Николая при этом учебном заведении. Готовясь принять священный сан, Александр Сулоцкий в своем прошении в правление Тобольской Семинарии в числе прочих необходимых ему книг называл и замечательный труд святителя Иннокентия (Вениаминова) «Указание пути в Царство Небесное»21.

С любовью и благодарностью вспоминали впоследствии своего доброго, кроткого и трудолюбивого наставника его ученики по Тобольской Духовной Семинарии – протоиереи, благочинные, законоучители, городские и сельские священники Тобольской и Томской епархий. «Многие из них до самой кончины отца Александра вели с ним деятельную переписку, получая от него всегда дружеские и полезные советы и указания в деле пастырского служения и вообще в различных обстоятельствах жизни»22.

Находясь еще в Тобольске, А. Сулоцкий опубликовал в журнале «Москвитянин» биографию своего почившего покровителя – архиепископа Афанасия23 [несколько ранее в том же журнале (1843, ч. IV) появилась его первая печатная статья «Проказы сибирских медведей"]. Первым своим литературным опытам автор большого значения не придавал.

В «Авторской исповеди» отец Александр указывает, что написанием статей он увлекся как-то неожиданно для самого себя.

В этой связи интересно отметить, что некоторые однокурсники, прочитав статьи за подписью Сулоцкого, посчитали автора его однофамильцем. Впоследствии они писали отцу Александру, что, зная о его крайне расстроенном здоровье, «даже не склонялись думать о нем как о живом и совсем уж не могли представить его в роли литератора»24. Но Господь укреплял силы отца Александра. После переезда в Омск, в особенности начиная с 1849 года, он постоянно печатает отдельные исследования и продолжает писать статьи в различные журналы.

В 1849 году в Москве были опубликованы две небольшие по объему, но замечательные по содержанию монографии: о величайшей сибирской святыне – иконе Божией Матери, именуемой Абалацкая25, и о жизни митрополита Тобольского Иоанна (Максимовича)26. Через три года появляется в свет «Описание краткое всех церквей, существующих в г. Тобольске, и пространное тобольского Софийского собора»27.

В 1854 году в издании «Временник Общества истории и древностей Российских» было опубликовано серьезное исследование священника Александра Сулоцкого «Филофей Лещинский, митрополит Сибирский и Тобольский»28. Несмотря на некоторые сокращения, работа имела большой успех. В следующем году Петербургская Духовная Академия удостоила за это сочинение священника Александра Сулоцкого степени магистра богословия.

В последующие годы круг научных интересов отца Александра заметно расширяется. В частности, он нередко обращается и к светской тематике. В различных журналах отец Александр помещает интересные статьи и заметки о сибирских городах, церковных и частных библиотеках, о появлении театра в Сибири и о добыче соли, об обычаях и взглядах сибирских жителей, а также исследует древние сибирские грамоты и челобитные. Главным предметом его научных трудов остается церковная история Сибири. В Омске он продолжает собирать сведения по сибирской агиографии, о выдающихся сибирских архипастырях, об особо чтимых иконах, о сибирских храмах и монастырях, православных миссиях и о местных церковных обычаях.

Статьи священника Александра Сулоцкого печатаются в «Чтениях в Обществе истории и древностей Российских», в «Тобольских губернских ведомостях», Иркутских, Вологодских и Оренбургских епархиальных ведомостях, в журналах «Странник», «Православное обозрение», «Русский вестник», «Душеполезное чтение», «Церковно-общественный вестник», «Русская старина», а также в некоторых других периодических изданиях. Только в журнале «Странник» было опубликовано более сорока статей отца Александра Сулоцкого.

За усердное пастырское служение 4 августа 1863 года священник Александр Сулоцкий был возведен в сан протоиерея. В 1864 году в Петербурге было издано самое обширное его исследование:      «Описание наиболее чтимых икон, находящихся в Тобольской епархии»29.

Протоиерей Александр Сулоцкий имел много друзей среди лиц духовного звания и среди ученых – любителей сибирской старины. Желая получить необходимые для себя исторические сведения или статистические данные, он посылал запросы в различные города, села и монастыри.

Большая дружба связывала отца Александра с известным сибирским краеведом Н.А. Абрамовым (1812–1870), бывшим некогда также преподавателем Тобольской Духовной Семинарии, а затем служившим смотрителем училищ в Ялуторовском, Березовском и Тюменском округах. По долгу службы Н.А. Абрамов объездил многие районы Северо-Западной Сибири и собрал немало ценных сведений по ее истории и этнографии. Ученых объединяла общность интересов: Абрамов, как и Сулоцкий, писал о распространении христианства среди народов Севера, о митрополите Филофее, о сибирских монастырях. Отец Александр высоко ценил ученые труды своего друга, был весьма признателен за полученные от него сведения и, в свою очередь, посылал ему рукописи своих работ.

Материалы по вопросам церковной истории Восточной Сибири отец Александр получал также и от другого церковного историографа Сибири – иркутского протоиерея Прокопия Громова. Между ними поддерживалась оживленная переписка, порой переходившая в полемику, которая, впрочем, только укрепляла дружбу исследователей.

В 1868 году протоиерею Александру Сулоцкому вновь довелось встретиться со святителем Иннокентием (Вениаминовым). «В проезд его из Сибири в Москву через Омск, – писал отец Александр, – я имел удовольствие встречать его... и подолгу ... беседовать с ним»30.

Сохранился собственноручный рапорт протоиерея Александра Сулоцкого Преосвященному Варлааму (Успенскому) (1862–1872) о проезде нового митрополита Московского через Омск31. Из этого рапорта видно, что святитель Иннокентий, направляясь с Дальнего Востока в Москву, первоначально имел намерение миновать Омск, чтобы проехать «кратчайшим, так называемым купеческим, трактом». Но, услышав, уже по выезде из Каинска (ныне г. Куйбышев Новосибирской области), невыгодные отзывы об этом тракте, он переменил свое намерение и направился на Тюмень через Омск.

В Омск святитель Иннокентий прибыл 5 мая 1868 года. На следующий день, 6 мая, он молился за Божественной литургией в Воскресенском кафедральном соборе, а после богослужения «многим и многим из граждан города Омска благодушно преподавал свое благословение». Городское духовенство в полном своем составе трижды являлось на благословение к святителю Иннокентию: первый раз тотчас по приезде его в Омск, второй раз – по возвращении его из кафедрального собора и в третий раз перед отъездом из Омска, 7 мая. Из-за болезни настоятеля омского Воскресенского кафедрального собора протоиерея Стефана Знаменского встречать и сопровождать святителя Иннокентия во время его пребывания в Омске довелось протоиерею Александру Сулоцкому. Навестить болящего протоиерея Стефана Знаменского митрополит Иннокентий посылал своего сына, протоиерея Гавриила Вениаминова, через которого и передал отцу Стефану свое благословение32.

Когда отец Александр Сулоцкий напомнил святителю Иннокентию о почившем архиепископе Тобольском Афанасии, святитель показал ему простую панагию, которую он двадцать восемь лет назад, в 1841 году, получил в Тобольске от Преосвященного Афанасия33.

Протоиерей Александр Сулоцкий с неизменным и глубоким интересом наблюдал за апостольскими трудами и научной деятельностью святителя Иннокентия. «Что им написано самим или что о нем было написано... мною все это читано и перечитано», – писал он после кончины святителя34.

Тридцать лет (1848–1878) прослужил отец Александр Сулоцкий в должности настоятеля Никольского храма в Омске, одновременно преподавая Закон Божий. Своей преподавательской работе он уделял очень много внимания35. Кроме того, он состоял председателем правления омского Духовного училища. Отец Александр по-отечески любил своих воспитанников и во всякое время был готов оказать им помощь советом, утешением, назиданием и ходатайством перед начальством. Высшей наградой ему было доброе внимание учащихся к его урокам. На уроках и на экзаменах его воспитанники чувствовали себя «точно в храме Господнем»36. Особенно старался отец Александр развить в своих воспитанниках любовь к чтению духовной литературы и интерес к церковной истории Сибири.

Протоиерей Михаил Путинцев так писал о своем наставнике: «Вот входит к нам в класс статный, красивый, средних лет священник, с прекрасными вьющимися русыми волосами. Кроткий взгляд его ясных голубых глаз, доброе, симпатичное лицо, тихий голос, скромные приемы и походка, ласковое отеческое обращение с нами – все это сразу успокаивало нас, придавало смелости, мы чувствовали себя как будто в присутствии родного, любящего отца»37.

Благолепные службы и назидательные проповеди отца Александра привлекали в Никольский храм многих жителей Омска.

В 1870 году архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам пригласил протоиерея Александра Сулоцкого на должность ректора Тобольской Духовной Семинарии. Но отец Александр отказался ввиду слабого здоровья. Принять должность ректора Семинарии он не решился также и по своему христианскому смирению. В ответе архиепископу Варлааму он писал: «Я кончил Академию уже 33 года назад и отстал от многих предметов, да, кроме того, по административной части я никогда не служил...»38.

Отец Александр вел очень скромный образ жизни. Многие годы он провел в небольшом деревянном домике, который купил в первые годы пребывания в Омске. Все свободное от богослужений время он проводил в трудах и занятиях: то на уроках, то дома за книгами и журналами, работая над своими статьями. Много времени отнимала переписка с друзьями, знакомыми и бывшими учениками. «Даже в преклонные лета, когда состоял в отставке и когда здоровье его, всегда слабое, от старости и того более расстроилось, он не прекращал ни чтения книг, ни литературных занятий, ни обширной переписки. Поистине это был великий труженик»39.

По состоянию здоровья, надорванного непомерными для его сил трудами, в 1877 году отец Александр Сулоцкий вышел за штат. Однако ученых занятий он не прекращал до самой кончины. Особо следует сказать о его участии в подготовке к изданию «Тобольских епархиальных ведомостей». Еще до выхода первых номеров (1882) будущий редактор журнала просил у отца Александра перечень его печатных работ. В ответ на этот запрос протоиерей Александр Сулоцкий написал «Авторскую исповедь», в которой и указал, сколько мог вспомнить, свои труды. Но «Исповедь» настоятельно просил до его кончины не публиковать40.

Отец Александр советовал редактору дать «Тобольским епархиальным ведомостям» направление, отвечавшее местным церковным нуждам, уделять больше внимания сибирской церковной истории, избегая направления сугубо академического, какого придерживались, например, издатели «Томских епархиальных ведомостей»41.

Протоиерей Александр Сулоцкий весьма был удивлен, когда получил гонорар за свои публикации в «Тобольских епархиальных ведомостях», потому что почти все свои книги и статьи он печатал бесплатно. В письме редактору от 14 января 1884 года он выражал удовлетворение по поводу того, что «в Тобольске появляются охотники заниматься историей Тобольской иерархии и архивными бумагами»42.

Последним сочинением выдающегося историка Сибири явилась его статья о митрополите Сибирском и Тобольском Игнатии (Римском-Корсакове; 1692–1701)43, вышедшая уже посмертно. Поводом к написанию статьи послужил такой случай. Потомки митрополита Игнатия, в частности настоятель Николо-Угрешского монастыря архимандрит Пимен44, в поисках данных о своей родословной обратились к отцу Александру. Используя свои записи и сообщенные ему сведения, отец Александр Сулоцкий написал интересную статью. Эта работа была закончена в марте 1884 года.

Скончался протоиерей Александр Сулоцкий 3 мая 1884 года от туберкулеза, к которому имел давнее предрасположение. «Только строго воздержанная жизнь не давала возможности быстро развиваться таившейся в нем болезни, и жизнь отца протоиерея теплилась, как искорка, до последнего времени»45.

Предсмертные страдания отец Александр переносил с подлинно христианским смирением и утешения искал только в молитве и причащении Святых Христовых Таин. 10 апреля 1884 года он принял Таинство Святого Елеосвящения, а затем каждую неделю исповедовался и причащался, в последний раз – за полчаса до кончины.

«Лишь только в городе сделалось известно о кончине уважаемого, маститого отца протоиерея, как множество граждан двинулось к дому почившего, чтобы поклониться новопреставленному. Во время заупокойных литий, совершаемых по два раза в день, не только комнаты отца Александра, но и двор были переполнены его духовными детьми и почитателями всех званий и возрастов»46. 7 мая 1884 года состоялось торжественное отпевание почившего пастыря в Никольском храме, совершенное городским духовенством при большом стечении народа. Отец Александр Сулоцкий был погребен возле кладбищенского храма. Гроб с телом отца Александра несли воспитанники седьмого класса кадетского корпуса, которым еще довелось заниматься у почившего законоучителя.

О благочестивой жизни протоиерея Александра Сулоцкого свидетельствует надгробная речь, произнесенная его другом – протоиереем К. Недосековым. Обращаясь к нему, как к живому, он сказал: «... Самым лучшим и самым отличительным свойством твоим была истинно христианская кротость. Нам не доводилось никогда ни видеть, ни слышать от кого-либо, чтобы ты кого оскорбил или чем-либо явно оскорбился. Твоя речь, твое обращение с другими всегда отличались самым глубоким смирением... Единственным твоим занятием в свободное для тебя время были чтение книг духовно-нравственного содержания, или составление назидательных статей, или, наконец, беседа с достойными твоей нравственности людьми»47.

После кончины протоиерея Александра Сулоцкого рукописи его трудов, неопубликованные материалы, конспекты лекций, многочисленные проповеди и письма были переданы в древлехранилище при тобольском кафедральном Софийско-Успенском соборе48. Впоследствии из рукописного собрания древлехранилища составился личный фонд протоиерея Александра Сулоцкого в Государственном архиве Тюменской области города Тобольска (ГАТОТ, ф. 144).

Научное наследие отца Александра Сулоцкого заслуживает тщательного изучения. Подобно трудолюбивой пчеле, отец Александр более сорока лет собирал различные сведения по церковной истории Сибири. В наше время, когда современным исследователям уже недоступны многие источники, которыми пользовался ученый, значение его трудов особо возросло49.

В рукописи «О составлении церковно-исторического и статистического описания епархий» отец Александр Сулоцкий составил проект описания епархий и изложил свой взгляд на важность церковно-исторических исследований: «История Российской Церкви – один из главных предметов духовного образования и, как наука, служит весьма важным пособием к основательному изучению истории Отечества...»50, она «...представляет непрерывный ряд доказательств, подтверждающих истину нашего Православия»51.

Полное церковно-историческое описание епархий, по мнению отца Александра, должно содержать сведения по таким разделам: «1) начало и распространение христианской религии в пределах каждой епархии; 2) время учреждения епархии; 3) епархиальная иерархия в непрерывном порядке с кратким жизнеописанием архиереев, преимущественно тех, которые или по своей святости, или по другим каким обстоятельствам заслуживают особого внимания; 4) монастыри, находящиеся в епархии (здесь должны быть собраны полные исторические сведения о каждом из них, содержащиеся в монастырских актах и летописях, где таковые есть; также должно быть составлено подробное описание всех актов и рукописей, какие где будут найдены); 5) сведения о соборных, приходских, домовых и других церквах, с особенным указанием на замечательнейшие из них по древности или по каким-либо обстоятельствам; 6) сведения о святых угодниках, почивающих в монастырях или других местах, с приложением полных списков их житий или записей оных летописцев монастырских, церковных и других; 7) сведения о святых иконах чудотворных, явленных или замечательных по особенной древности; 8) сведения о благочестивых обычаях и установлениях, существующих в епархии, каковы особенные посты, крестные ходы, путешествия для поклонения святым угодникам, совершаемые в определенные времена, с историческим указанием начала и повода сих учреждений»52.

Как очевидно из этого проекта, наибольшее значение в церковно-исторических исследованиях протоиерей Александр Сулоцкий придавал агиографическим материалам. Его собственные научные труды, безусловно, отвечали всем вышеприведенным критериям. Как один из фактических основоположников науки краеведения, отец Александр Сулоцкий предвосхитил современные требования к описаниям памятников прошлого, он убедительно показал важное значение церковно-исторических и статистических описаний в деле охраны памятников зодчества, литературы и вообще всех памятников и достопримечательностей старины.

В предисловии к книге «Описание наиболее чтимых икон, находящихся в Тобольской епархии», протоиерей Александр Сулоцкий писал: «Думаю, что некоторые из читателей упрекнут меня за длинноту некоторых сказаний, вошедших в состав предлежащего сочинения. Но что делать? Кому нажитое стоило трудов и поту, для того нелегко бросить по пустякам и малость какую-нибудь. Ему думается, что и малость эта на что-нибудь да пригодится – не ему, так другому»53. Цель «Описания наиболее чтимых икон», по словам автора, заключалась в том, чтобы «историю многочтимых сибирских икон и предания о них сохранить для будущих поколений в целости и чистоте, а также чтобы чтущим святые иконы и служащим при них доставить верные о них сведения и тем дать твердое основание их вере, опору для их благочестивых чувств»54.

Самой многочтимой иконой в Сибири является Абалацкая икона Божией Матери. Поводом к написанию этой иконы послужило явление Пресвятой Богородицы благочестивой вдове по имени Мария, которое последовало 10 июля 1636 года, при третьем Тобольском архиепископе – Преосвященном Нектарии (Теляшине) (1636–1640). «Сказание об Абалацкой иконе Божией Матери»55 – один из первых памятников духовной литературы в Сибири – было положено в основу «Описания наиболее чтимых икон» протоиерея Александра Сулоцкого. Рукопись «Описания» содержит 563 листа56. Сохранилась рукопись и другого замечательного исследования отца Александра «Исторические сведения об иконописании в Сибири»57, ставшего незаменимым источником для последующих исследований по истории иконописи в Сибири.

Ряд работ протоиерея Александра Сулоцкого посвящен описанию благодатных знамений от святых икон:      Абалацкой иконы Божией Матери и списков с нее (которые во множестве распространились в Сибири и за ее пределами), иконы Святителя и Чудотворца Николая, святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского, иконы святого великомученика Пантелеймона58.

Из работ отца Александра Сулоцкого можно извлечь множество самых разнообразных сведений, например, о том, как жители Сибири заказывали списки с чудотворных и явленных икон, о паломничестве из центральной России в Сибирь к местным святыням, об иконах, привозимых в Сибирь из различных мест, например со Святого Афона, о распространении почитания в Сибири святого великомученика Пантелеймона, о благочестивых обычаях православных сибиряков и т. п.

В работах протоиерея Александра Сулоцкого, посвященных иконописанию в Сибири, содержится немало сведений и о святых, в земле Сибирской просиявших, например, о святителе Иоанне, митрополите Тобольском и всей Сибири (1711–1715)59 (см. также60).

В рукописном собрании ученого содержатся драгоценные сведения о почитании святителя Иоанна в XVIII и XIX веках, приводятся описания благодатных знамений Божиих по молитвам верующих у его святых мощей.

В рукописях отца Александра сохранились материалы и о других святых и подвижниках земли Сибирской: о праведном Симеоне Верхотурском († 1642)61, святом мученике Василии Мангазейском († 1602)62, о святителе Иннокентии, митрополите Московском († 1879)63, о митрополите Ростовском Арсении (Мацеевиче)64 и ряд других агиографических материалов65.

Особый интерес для церковной истории Сибири представляют следующие рукописи протоиерея Александра Сулоцкого: «Сибирь в иерархическом отношении с 1581 года по 1620 год»66, «Начало обращения в христианство народов Сибири»67, «Церковное просвещение народов Сибири»68, материалы о деятельности православных русских миссионеров на Алтае, на Енисее, в Забайкалье, Якутии, в Китае и на Аляске69. Занимаясь историей духовного просвещения народов Сибири, отец Александр собрал немало этнографических материалов, включающих сведения о языческих верованиях хантов и манси (старое наименование – остяки и вогулы), якутов и народов Алтая70.

Большинство трудов и рукописных материалов отца Александра Сулоцкого посвящено сибирской иерархии: «Крестный ход на осляти, который в старину был отправляем в Тобольске в Вербное воскресенье»71, «Встреча в Тобольске в старину вновь прибывших Преосвященных»72, «Архиереи из сибирских уроженцев»73, «Тобольские и Томские архипастыри»74. Эти статьи вместе с жизнеописаниями выдающихся Тобольских архипастырей XIX века – архиепископов Афанасия (Протопопова)75, Антония III (Знаменского)76, Евгения (Казанцева)77, Амвросия (Келембета)78 и других являются важными источниками для церковной историографии Сибири, охватывают почти все стороны церковной жизни в крае.

Следует выделить исследование отца Александра о святителе Димитрии, митрополите Ростовском, «Святитель Димитрий Ростовский как архипастырь Сибирский», которое было напечатано в журнале «Странник» в 1866 году79. Автор излагает малоизвестные события жизни святителя Димитрия, который был посвящен в архиерейский сан ради Сибири и который заочно, из Москвы, управлял Тобольской митрополией на протяжении девяти месяцев. «Живя в Москве, святитель Димитрий ласково принимал и речами своими назидал приезжавших туда сибиряков, равно и лиц, по делам службы или по своим собственным надобностям отправлявшихся в Сибирь»80. В заключение отец Александр Сулоцкий приводит пример молитвенного почитания святителя Димитрия среди сибирской паствы: «Тобольский Преосвященный Владимир (Алявдин; 1842–1845), по прибытии в Тобольск, узнав, что святой Димитрий Ростовский некогда был также митрополитом Тобольским, в 1843 году предписал циркулярно во всех церквах Тобольской епархии на отпустах всех дневных служб поминать ежедневно, кроме обыкновенно поминаемых святых, и святого Димитрия, Ростовского чудотворца»81.

В главном своем историческом исследовании – книге о жизни и апостольских трудах святителя Филофея (Лещинского), митрополита Тобольского и Сибирского (в схиме Феодора)82,– протоиерей Александр Сулоцкий сумел убедительно показать, что православные русские миссионеры в Сибири никогда не применяли насилия по отношению к просвещаемым народам, но проповедовали христианскую веру «тишайшими словесы́» – в духе евангельской кротости.

Пользуясь показаниями сибирских летописей, указами Петра I, свидетельством Григория Новицкого, спутника митрополита Филофея и автора «Краткого описания о народе остяцком»83, а также грамотами и собственноручными письмами святителя Филофея, отец Александр Сулоцкий показал полную несостоятельность утверждения Д.Н. Бантыш-Каменского в «Словаре достопамятных людей Русской земли» о якобы насильственном крещении сибирских народностей84. Не менее убедительными оказались свидетельства, извлеченные из архива Тобольской Духовной консистории, и подлинные предания хантов и манси, собранные для протоиерея Александра Сулоцкого Н.А. Абрамовым: «Мы приняли христианскую веру охотно, крестил нас архиерей Феодор во имя Святой Троицы, и живем по благочестию, радуяся, яко с того времени заблудшие Бога познали»85. Современная историческая наука подтвердила правоту протоиерея Александра Сулоцкого в этом вопросе. Действительно, мы не имеем каких-либо данных о насилии со стороны православных миссионеров. Напротив, язычники несколько раз нападали на митрополита Филофея и его спутников и некоторых из проповедников веры ранили или убили86. В предисловии ко второму изданию своего сочинения о митрополите Филофее отец Александр писал: «Предлагается новая, подробнейшая биография Преосвященного Филофея, подробнейшая особенно там, где говорится о трудах его в распространении Евангелия между сибирскими инородцами: быть может, эта лепта пригодится будущим историкам Сибири и историкам Русской Церкви, особенно пишущим о иерархии сибирской, а быть может, для иных с тем вместе послужит и источником назидания»87.

В заключение обзора трудов протоиерея Александра Сулоцкого следует сказать о его беседах, проповедях и поучениях. Будучи замечательным проповедником, отец Александр почти совсем не заботился о публикации своих проповедей. За редким исключением, все его проповеди остались неизданными. В рукописях сохранились более ста проповедей, бесед, поучений и речей отца Александра Сулоцкого88. Все его проповеди отличаются ясностью и простотой изложения, духовной назидательностью и силой благодатного воздействия. В качестве примера можно привести выдержку из одной его проповеди на Новый год. Обращаясь к своим слушателям, протоиерей Александр Сулоцкий говорит: «Чего я пожелаю вам? Не хочу, да и не должен желать вам исполнения всех ваших желаний, потому что наши желания часто бывают не только пустые, суетные, даже преступные, по крайней мере, вредные для других и для нас самих. Нет, в этом случае я лучше пожелаю, чтобы со мною и со всеми вами исполнялась воля Божия, которая всегда свята и премудра!»89.

Вечная память доблестному труженику и истинному пастырю Церкви Христовой отцу Александру Сулоцкому!

* * *

1

Государственный архив Тю­менской области г. То­больска (далее: ГАТОТ), ф. 144, Александр Сулоцкий. Фонд содержит 111 единиц хранения.

2

История Сибири. Л.: Наука, 1968, т. 2. Указания на тру­ды протоиерея Александра Сулоцкого на с. 170, 171, 329, 335; Копылов А. Н. Культура русского населе­ния Сибири в XVII–XVIII вв. Новосибирск: Наука, 1968 (с. 4, 14, 30–31, 61, 63, 93, 122–123, 125); Он же. Очерки куль­турной жизни Сибири XVII – начала XIX в. Новосибирск: Наука, 1974 (с. 19, 20, 49, 52, 55, 162–165, 168, 172, 187, 195, 196, 211, 215, 224, 225); Миненко Н. А. Северо-Западная Сибирь в XVIII – первой половине XIX века. Новосибирск: Наука, 1975 (с. 12, 98, 184, 206, 266–270); Копылова С. В. Каменное строитель­ство в Сибири в конце XVII–XVIII в. Новоси­бирск: Наука, 1979 (с. 19–21, 65, 71, 87).

3

Путинцев Михаил, про­тоиерей. Протоиерей Алек­сандр Иванович Сулоцкий. (Биографический очерк.) – Душеполезное чтение, 1885, № 5, с. 67.

4

Протоиерей Александр Ива­нович Сулоцкий. (Некро­лог.) – Тобольские епар­хиальные ведомости (далее: ТЕВ), 1884, № 10, с. 218.

5

Путинцев Михаил, про­тоиерей. Протоиерей Алек­сандр Иванович Сулоцкий. (Биографический очерк.) – Душеполезное чтение, 1885, № 5, с. 68.

6

Чистович И. История С.-Петербургской Духовной Академии. СПб., 1857. (Спи­сок выпускников XII курса.) С. 449.

7

Сулоцкий А., протоие­рей. Жизнеописание Афанасия, архиепископа Тобольского и Сибирского. – Странник, 1867, январь, с. 5–57; февраль, с. 65–94. Отд. от­тиск: СПб., 1867. С. 41.

8

Сулоцкий А., протоие­рей. Авторская исповедь. – Тобольские ЕВ, 1884, № 10, стр. 222–233.

9

Сулоцкий А., протоие­рей. Тобольские и Томские архипастыри. Омск, 1881, с. 25. То же: под названием: Краткая история Тобольской и Томской епархий – Иркутские ЕВ, 1881, № 36, с. 427–436; № 37, с. 441–456. С. 1.

10

ГАТОТ, ф. 156, фонд То­больской Духовной конси­стории. Содержит более 36 тысяч единиц хранения (1721–1919) и до настоя­щего времени представляет собой ценнейшее собрание документов для историогра­фии Сибири.

11

ГАТОТ, ф. 144, ед. хр. 53. Рукопись датирована 14 ян­варя 1847 года. Тобольск. Подпись к рукописи: «Учитель Тобольской Семинарии Александр Сулоцкий». С. 3.

12

Путинцев Михаил, про­тоиерей. Протоиерей Алек­сандр Иванович Сулоцкий. (Биографический очерк.) – Душеполезное чтение, 1885, № 5, с. 71.

13

Сулоцкий А., протоие­рей. Жизнеописание Афанасия, архиепископа Тобольского и Сибирского. – Странник, 1867, январь, с. 5–57; февраль, с. 65–94. Отд. от­тиск: СПб., 1867. С. 87–88.

14

Встреча в Тобольске при­бывших архиереев. Руко­пись. ГАТОТ, ф. 144, ед. хр. 91. Л. 33 об.

15

В Тобольском Государст­венном музее хранится кни­га «Аббат Флери», переве­денная с французского язы­ка декабристом М. А. Фон­визиным, с дарственной надписью переводчика А. И. Сулоцкому.

16

Встреча в Тобольске при­бывших архиереев. Руко­пись. ГАТОТ, ф. 144, ед. хр. 91. Л. 8–9.

17

Архимандрит Макарий (Глухарев) проезжал через Тобольск в 1844 году, на­правляясь из Алтая в Тро­ицкий Волховский мона­стырь Орловской епархии.

18

Встреча в Тобольске при­бывших архиереев. Руко­пись. ГАТОТ, ф. 144, ед. хр. 91. Л. 2–33.

19

В архиве протоиерея Алек­сандра Сулоцкого сохранил­ся рукописный сборник знаменитого алтайского миссионера, преемника ар­химандрита Макария (Глу­харева) – протоиерея Сте­фана Ландышева «Записка о церковной Алтайской миссии» (156 страниц) (ГАТОТ, ф. 144, ед. хр. 44-а). На с. 1 находится дарственная надпись: «Его Высокоблаговестию Законо­учителю священнику отцу Александру Сулоцкому, ми­лостивому пастырю, недо­стойный миссионер – цер­ковной Алтайской Миссии начальник Протоиерей Сте­фан Ландышев. 1856 года. Августа 29-го дня, г. Бийск».

20

Путинцев Михаил, про­тоиерей. Протоиерей Алек­сандр Иванович Сулоцкий. (Биографический очерк.) – Душеполезное чтение, 1885, № 5, с. 72.

21

ГАТОТ, ф. 144, ед. хр. 106 (личная деловая переписка Сулоцкого).

22

Путинцев Михаил, про­тоиерей. Протоиерей Алек­сандр Иванович Сулоцкий. (Биографический очерк.) – Душеполезное чтение, 1885, № 5, с. 71–72.

23

Сулоцкий А. Биография Афанасия, архиепископа То­больского и Сибирского. – Москвитянин, 1843, ноябрь, с. 144–160.

24

Сулоцкий А., протоие­рей. Авторская исповедь. – Тобольские ЕВ, 1884, № 10, с. 222–233.

25

Сулоцкий А. Сказание об иконе Божией Матери, име­нуемой Абалацкою. М., 1849; 2-е изд. М., 1854.

26

Сулоцкий А. Жизнь Иоанна Максимовича, митрополи­та Тобольского и всея Сибири. М., 1849; 2-е изд. М., 1854.

27

Сулоцкий А. Описание краткое всех церквей, сущест­вующих в г. Тобольске, и пространное тоболь­ского Софийского собора. М., 1852.

28

Сулоцкий А. Филофей Лещинский, митрополит Сибир­ский и Тобольский. – Временник Общества истории и древностей российских. М., 1854, кн. 20, с. 1–56. 2-е изд. Омск, 1882.

29

Сулоцкий А., протоие­рей. Описание наиболее чтимых икон, нахо­дящихся в Тобольской епархии. СПб., 1864.

30

Встреча в Тобольске при­бывших архиереев. Руко­пись. ГАТОТ, ф. 144, ед. хр. 91. Л. 4 об.

31

Дело о проезде нового митрополита Московского Иннокентия из Сибири в Москву. – ГАТОТ, ф. 156 (Тобольская Духовная кон­систория), опись 26, ед. хр. 529. На с. 12–15 находит­ся собственноручный рапорт протоиерея Сулоцкого о встрече и пребывании в Омске святителя Иннокен­тия, митрополита Москов­ского и Коломенского. Ра­порт датирован 11 мая 1868 года.

32

Дело о проезде нового митрополита Московского Иннокентия из Сибири в Москву. – ГАТОТ, ф. 156 (Тобольская Духовная кон­систория), опись 26, ед. хр. 529, с. 12–15.

33

ГАТОТ, ф. 144, ед. хр. 96.

34

Встреча в Тобольске при­бывших архиереев. Руко­пись. ГАТОТ, ф. 144, ед. хр. 91. Л. 4–4 об.

35

Сулоцкий А., протоие­рей. Тобольские и Томские архипастыри. Омск, 1881, с. 25. То же: под названием: Краткая история Тобольской и Томской епархий – Иркутские ЕВ, 1881, № 36, с. 427–436; № 37, с. 441–456. С. 1.

36

Путинцев Михаил, про­тоиерей. Протоиерей Алек­сандр Иванович Сулоцкий. (Биографический очерк.) – Душеполезное чтение, 1885, № 5, с. 76.

37

Путинцев Михаил, про­тоиерей. Протоиерей Алек­сандр Иванович Сулоцкий. (Биографический очерк.) – Душеполезное чтение, 1885, № 5, с. 76.

38

ГАТОТ, ф. 144, ед. хр. 105 (деловая переписка и хода­тайства А. Сулоцкого).

39

Путинцев Михаил, про­тоиерей. Протоиерей Алек­сандр Иванович Сулоцкий. (Биографический очерк.) – Душеполезное чтение, 1885, № 5, с. 88.

40

Протоиерей Александр Ива­нович Сулоцкий. (Некро­лог.) – Тобольские епар­хиальные ведомости, 1884, № 10.

41

ГАТОТ, ф. 144, ед. хр. 106 (личная деловая переписка Сулоцкого).

42

ГАТОТ, ф. 144, ед. хр. 106 (личная деловая переписка Сулоцкого).

43

Сулоцкий А., протоие­рей. Митрополит Сибирский и Тобольский Игнатий Римский-Корсаков. – Тобольские ЕВ, 1884, № 12, с. 263–278; № 13, с. 288–298.

44

Автор книги «Воспомина­ния архимандрита Пимена, настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше», 1875.

45

Протоиерей Александр Ива­нович Сулоцкий. (Некро­лог.) – Тобольские епар­хиальные ведомости, 1884, № 10, стр. 222.

46

Путинцев Михаил, про­тоиерей. Протоиерей Алек­сандр Иванович Сулоцкий. (Биографический очерк.) – Душеполезное чтение, 1885, № 5, с. 93.

47

Недосеков К., протоие­рей. Речь при погребении протоиерея Александра Ивановича Сулоцкого. – ТЕВ, 1884, № 12, с. 280.

48

В ГАТОТ сохранилось «Описание экспонатов древ­лехранилища при тоболь­ском кафедральном Софий­ско-Успенском соборе» (ГАТОТ, ф. 144, ед. хр. 59). Материалы этого дела по­могают не только устано­вить авторские рукописи протоиерея Александра Су­лоцкого из его фонда, но также определить проис­хождение ряда других ру­кописей, например рукопи­сей Н. А. Абрамова. Кро­ме того, «Описание» позво­ляет установить ряд адре­сатов отца Александра: в нем значится до ста пи­сем ученого (большинство из них, по-видимому, утра­чено).

49

Например, для своего ис­следования «Тобольская ар­хиерейская школа – пред­шественница Тобольской Семинарии» [ТГВ, 1872, № 34, с. 205–206; № 35, с. 210–211; № 36, с. 218–219; № 37, с. 223; № 38, с. 231; № 39, с. 241; № 40, с. 244–245; № 42, с. 256–257; № 47, с. 286–287; № 48, с. 293–294; № 49, с. 299; № 50, с. 304–305] А. Сулоц­кий пользовался рукопися­ми из архива Тобольской Духовной Семинарии. В настоящее время архив этого древнейшего учебного заве­дения в Сибири почти пол­ностью утрачен (см. об этом: Горбань Н. Тобольский архив. Тобольск, 1937, с. 10).

50

ГАТОТ, ф. 144, ед. хр. 52, л. 50 об. – 51.

51

ГАТОТ, ф. 144, ед. хр. 52, л. 51.

52

ГАТОТ, ф. 144, ед. хр. 52, л. 53–53 об.

53

Сулоцкий А., протоие­рей. Описание наиболее чтимых икон, нахо­дящихся в Тобольской епархии. СПб., 1864, с. 28.

54

Из рапорта протоиерея Александра Сулоцкого Преосвященному Варлааму, архиепископу Тобольскому, от 22 ноября 1867 года. – ГАТОТ, ф. 156, опись 26. ед. хр. 443, л. 6.

55

«Сказание об Абалацкой иконе Божией Матери» на­печатано в «Тобольских епархиальных ведомостях», 1902, № 24, с. 447–464. В настоящее время извест­но восемь списков «Сказа­ния». Перечень этих списков см. в кн.: Ромодановская Е. К. Русская литера­тура в Сибири первой поло­вины XVII века. (Истоки русской сибирской литерату­ры.) Новосибирск: Наука, 1973, с. 139–140, примеч. 208.

56

Описание наиболее извест­ных икон. – ГАТОТ, ф. 144, ед. хр. 55. На л. 548–563 содержится опись утва­ри Софийско-Успенского собора г. Тобольска.

57

ГАТОТ, ф. 144, ед. хр. 56. Рукопись на 75 листах.

58

Сулоцкий А., протоие­рей. Благодатные явления от Абалацкой иконы Божией Матери. – Душеполезное чте­ние, 1878, август, с. 423–430; Новые благодатные явления от Абалац­кой иконы Божией Матери. Омск, 1879; Омск, 1881; Новые благодатные явления от Аба­лацкой иконы Божией Матери. – Душеполез­ное чтение, 1880, август, с. 484–489; Одно из новых благодатных явлений от Абалацкой иконы Богоматери. – Душепо­лезное чтение, 1881, май, с. 81–82; Одно из благодатных явлений от великомученика и целителя Пантелеймона. – Душеполезное чтение, 1882, январь, с. 130–132; Знамение благодати Божией от святи­теля Иннокентия Иркутского. – Душеполезное чтение, 1882, июнь, с. 220; Икона Святителя Николая, именуемая Можайскою, в подгородном сельце Тарского округа Самсоновом. – Душеполезное чтение, 1884, апрель, с. 485–494.

59

Род Преосвященного Иоан­на, митрополита всей Сиби­ри. Приложение к рукопи­си «Жизнь Иоанна Максимовича, митрополита То­больского и всей Сибири» (ГАТОТ, ф. 144, ед. хр. 51, тетрадка 40, с. 25), и

ГАТОТ, ф. 144, ед. хр. 51, № 78 (название дела по описи: «Биографические сведения о представителях духовенства Западной Сиби­ри 16–19 в.»).

60

Сулоцкий А. Жизнь Иоанна Максимовича, митрополи­та Тобольского и всея Сибири. М., 1849; 2-е изд. М., 1854; Жизнь Иоанна Максимовича, митропо­лита Тобольского и всея Сибири. – Странник, 1864, т. 1, январь, с. 5–37; Дополнение к биографии митрополита Иоанна Максимовича. – Странник, 1870, но­ябрь, с. 325–348.

61

ГАТОТ, ф. 144, ед. хр. 51, № 6.

62

Там же, № 19, 21, 41.

63

Там же, № 34.

64

Там же, № 44-б.

65

Там же, № 20.

66

Там же, № 2128.

67

ГАТОТ, ф. 144, ед. хр. 43.

68

ГАТОТ, ф. 144, ед. хр. 46. Эту рукопись правильнее озаглавить: «О состоянии миссионерского дела в Сибири». Наименование «Цер­ковное просвещение наро­дов Сибири» – не автор­ское; так называется рукопись по описи фонда 144.

69

ГАТОТ, ф. 144, ед. хр. 44, 44-а, 45.

70

ГАТОТ, ф. 144, ед. хр. 41 и 42.

71

Крестный ход на осляти, который в ста­рину был отправляем в Тобольске в Вербное воскресенье. – ТГВ, 1859, № 13, с. 143–146; То же: ЧОИДР, 1870, III, с. 18–23; Тобольские епархиальные ведомости (Тобольские ЕВ), 1882, № 5, с. 93–99.

72

Встреча в Тобольске в старину вновь прибывших Преосвященных. – ЧОИДР, 1864, III, с. 52–61; Иркутские ЕВ, 1865, № 13, с. 163–168; № 15–16, с. 294–296; № 17, с. 297–300.       

73

Архиереи из сибирских уроженцев, меж­ду прочими Иоанникий Павлуцкий, епископ Во­ронежский. – ТГВ, 1858, № 40, с. 618–625; то же: Странник, 1868, сентябрь, с. 97–108.

74

Тобольские и Томские архипастыри. Омск, 1881, с. 25. То же: под названием: Крат­кая история Тобольской и Томской епархий – Иркутские ЕВ, 1881, № 36, с. 427–436; № 37, с. 441–456.

75

Биография Афанасия, архиепископа То­больского и Сибирского. – Москвитянин, 1843, ноябрь, с. 144–160; Преосвященный Афанасий Тоболь­ский. – Русский архив, 1881, кн. II (тетради 3 и 4), с. 388–411.

76

Антоний III (Знаменский), архиепископ Тобольский. – Странник, 1868, октябрь, с. 5–53; Епископ Вологодский Антоний (Знамен­ский) и регент хора Фелицин. – Вологодские ЕВ, 1873, № 6; 1879, № 20.

77

Архиепископ Евгений (Казанцев) как архипастырь Тобольский. – Странник, 1872, апрель, с. 3–34.

78

Архиепископ Тобольский Амвросий (Келембет). – Странник, 1874, октябрь, с. 3–43; ноябрь, с. 101–123; декабрь, с. 177–196; Архиерей-патриот 1812 года. – Душепо­лезное чтение, 1874, июнь, с. 181–186.

79

Святый Димитрий Ростовский как архи­пастырь Сибирский. – Странник, 1866, ноябрь, с. 51–66.

80

Святый Димитрий Ростовский как архи­пастырь Сибирский. – Странник, 1866, ноябрь, с. 55–56.

81

Святый Димитрий Ростовский как архи­пастырь Сибирский. – Странник, 1866, ноябрь, с. 65.

82

Филофей Лещинский, митрополит Сибир­ский и Тобольский. – Временник Общества истории и древностей российских. М., 1854, кн. 20, с. 1–56. 2-е изд. Омск, 1882.

83

1-е изд. – СПб., 1884; 2-е изд. – Новоси­бирск, 1941. Это – важный труд по этногра­фии народов Сибири XVIII в.

84

Бантыш-Каменский Д. Н. Словарь достопамят­ных людей Русской земли. Ч. V. М., 1836, с. 220.

85

Сулоцкий А., протоие­рей. Филофей Лещинский, митрополит Сибирский и Тобольский. Омск, 1882, 2-е изд., с. 43. (По данным архива Березовской воевод­ской канцелярии, святитель Филофей скончался в 1727 году.)

86

Миненко Н. А. Севе­ро-Западная Сибирь в 18 – первой половине 19 в. Но­восибирск: Наука, 1975, с. 271.

87

Сулоцкий А., протоие­рей. Филофей Лещинский… С. 2.

88

Проповеди А. Сулоцкого на различные праздничные дни. – ГАТОТ, ф. 144, ед. хр. 97; Речи А. Сулоцкого на разные случаи. – ГАТОТ, ф. 144, ед. хр. 98; Беседы А. Сулоцкого на различные темы. – ГАТОТ, ф. 144, ед. хр. 101.

89

Протоиерей Александр Су­лоцкий. Проповедь на Но­вый год. – ГАТОТ, ф. 144, ед. хр. 97.


Источник: Пивоваров Б. Протоиерей Александр Сулоцкий. Его жизнь и труды по церковной истории Сибири : К 100-летию со дня кончины // Журнал Московской Патриархии. 1985. № 6. С. 11-20.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle