Источник

Христос воскрес!

Всю литературу, посвященную Воскресению Христову можно разделить на две половины: апологию и идеологию этого догмата. Первая имеет своей задачей доказать самый факт Воскресения Христова, констатировать, так сказать, «тело» догмата. Вторая задается целью произвести оценку, установить значение, вскрыть идею этого факта, проникнуть в «душу» пасхального догмата. Насколько «апология» Воскресения Христова, по своему методу, рационалистична, так как не выходит из круга «умозаключений», настолько «идеология» пасхи прагматична, потому что всю свою силу обретает в нравственно-религиозных «постулатах». Та осеняется знаком «чистого разума», эта зондируется «практическим разумом». Апологетическая литература на тему о Воскресении Христа по количеству составляющих ее произведений имеет значительный перевес над идеологической. И не удивительно: полемический интерес, всегда увлекающий и страстный, отличается наибольшей плодовитостью. Для возбуждения же полемического интереса отрицательная критика Воскресения Христова, начиная с Цельса, если не раньше – с подкупа синедрионом стражи – и кончая Арнольдом Мейером и даже позже – современным сравнительным религиозно-историческим направлением – со всеми своими гипотезами: «похищения», «летаргии», «визионерной», «спиритуалистической» и т. п., представляет собой чрезвычайно благоприятный импульс. Наоборот, положительный интерес, являющийся продуктом внутренних глубоких стимулов, лишь в особых случаях разверзает ложесна неплодия, если не вундеркиндом, то, по крайней мере, «утехою семьи». И такой интерес присущ именно идеологической литературе. Сравнительно с апологетикой Воскресения, это – оазис в пустыне, островок на море. Наша работа, имеющая своим предметом Воскресение Христово, хотела бы также примкнуть к идеологической спораде. Но, прежде чем проводить собственную «линию зрения» на предмет, нам хотелось бы, в качестве вступления, изложить две идеологические концепции пасхального догмата: В. С. Соловьева и В. И. Несмелова. Для отличия их между собой, мы назовем первую концепцию космологической, а вторую антропологической.


Источник: Воскресение Христово : (Опыт мист. идеологии пасх. догмата) / А. Туберовский. – Санкт-Петербург : Воскресение, 1998. - 362 с. (Печатается по изданию: А. Туберовский. Воскресение Христово. Сергиев Посад, 1916).

Комментарии для сайта Cackle