Иные иконы Божьей матери
№ 45. Печерская икона Божией Матери
Размер 7¼*6¼ в. Фон иконы жёлтый, поля коричневые. Богоматерь восседает на троне: верхняя её одежда коричневая, нижняя зелёная, сапоги красные, отделка и звёздочки белые. У Спасителя одежды золочёные, с чёрными линиями: благословляет Он обеими руками двуперсто. Справа (от зрителя) предстоит преподобный (Феодосий Печерский), с куколем за плечами, в коричневой мантии, зелёной нижней одежде, тёмно-зелёной с красными крестами епитрахили; он средовек, с длинной бородой и короткими волосами на голове: права рука у груди, в левой хартия со словами: «Владыко Ги Ісе Хе Сыне». Напротив, – с другой стороны трона, – преподобный же (Антоний Печерский) – в зелёном куколе с красным крестом, в коричневой мантии и розовой нижней одежде, епитрахиль тёмно-зелёная с красным крестом; правая рука у груди, в левой хартия: «Не скорбите у.»; борода небольшая, седая, как и волосы на голове, последние короткие, кудрявые.
Икона XVII века, в музей общества Любителей Духовного Просвещения поступила из Зачатьевского монастыря.
№ 46. Фёдоровская икона Божьей Матери
Размер 15*11 в. Фон золотой, поля тёмно-зелёные: надписи: «Мр. Ѳу», «Іс. Хс.» – белые (серебро), «ѺѾ» – красная. Одежда Богоматери коричневая, отделка золотом с жемчугом, звёздочки в виде золотые запонок с камнями и жемчугом. Одежда Спасителя красная с золотом, на ногах у Него чёрные сандалии. На нижнем поле иконы по серебряному фону чернилами сделана следующая надпись: «Сей стый ѡбраз списан с чюдотворнаго ѡбраза Престые Бдцы нарицаемаго Феѡдоровския, еже во граде Костромѣ, а явление того целбоноснаго ѡбраза бысть в лето ҂ѕѱм҃з-гѡ году августа в ѕі҃ день. Празднование тому чюдотворному ѡбразу и ѡ явлении предложено в прологе марта ді҃ дня. Явися тои стыи чюдотворныи ѡбраз блговѣрному и великому князю Василию Геѡргиевичю, рекомому Квашне, Костромскому и Галицкому, сну блговернаго и великагѡ кнзя Геѡргия Ярослава Владимирскаго, правнуку же прпдбнагѡ и блговѣрнаго великаго кнзя Алеѯандра Невскагѡ». Письмо иконы очень хорошее, тщательное.
Икона XVIII в.; в музей поступила из Чудова монастыря.
№ 47. Фёдоровская икона Божьей Матери
Размер 14½*10¼ в. Фон иконы зелёный, поля коричневые; надписи: «Мр. Ѳу», «Іис. Хс.», «ѺѾ» – Одежда Богоматери красная с золотом, отделка золотая с камнями и жемчугом вместо звёздочек две запонки с драгоценными украшениями; у Спасителя одежда красная с золотом, на ногах золотые сандалии. По краям одежды Богоматери сделана следующая надпись золотом: «Радуйся звездо, являющая слнце. Радуйся, Гда члколюбца, показавшая Хрста. Радуйся, рождшая наставника заблу... Радуйся, яко еси црево седалище. Радуйся, во чреве носящая избавителя пле...» Внизу иконы на серебряном фоне сделана следующая надпись чернилами: «҂аѱѕі҃ году списан сей стый ѡбраз с чюдотворнаго ѡбраза Прстыя Бдцы нарицаемаго Феѡдоровския. яже во градѣ Костромѣ. Явленіe того целбоноснаго ѡбраза быст в лето ҂ѕѱм҃ѕ году августа в гі҃ ден. Принесен быст ѡ(б)раз во град Кострому стым великомчнкомъ Феѡдором Стратилатом гораз не тво стому ѡбразу. О явлении предложено мсца марта ді҃ дня. Явися той стый ѡбраз блговѣрному и великому кнзю Василию Геѡргіевичю, рекомому Квашне, Костромскому и Галицкому, сну блговѣрнаго и великаго кнзя Георгія Яросл. Владимирскаго, правнука прпдбнаго и велікаго кнзя Алеѯандра Невскаго».
Поступила настоящая икона в музей из Чудова монастыря.
№ 48. Фёдоровская икона Божьей Матери
Размер 7*6 в. Фон иконы и поля жёлтые, надписи: «Мр. Ѳу», «Іс. Хс.», «ѺѾН» – чёрные. Одежда Богоматери коричневая с чёрными линиями, отделка и звёздочки золотые; одежда Спасителя золотая с чёрными линиями.
Икона XVII–XVIII в. подложена холстом; поступила в музей из Вознесенского монастыря.
№ 49. Толгская икона Божьей Матери
Размер 14*11 в. Фон иконы белый, поля коричневые. Одежда Богоматери розовая, отделка красная, тщательно орнаментированная белыми узорами, жемчугом и камнями, звёздочки золотые. У Спасителя верхняя одежда красная с золотом, нижняя зелёная. Надписи: «Мр. Ѳу», «Іс. Хс.», «ѺѾН» чёрные.
Внизу иконы надпись белилами: «Сія стая икона истинное подобие и мѣра того чюдотворнаго ѡбраза Прстыя Бцы нарицаемыя Тол(г)ския, яже обрѣтается во своем мнастыри, ѿ града Ярославля за 5 поприщь. А празднование явлению того чюдотворнаго мироточивагѡ и цѣлбоподателнаго ѡбраза меца аугуста і҃ днь. А явися той стый ѡбразъ преосщенному Архіепископу Трифону Ростовскому и Ярославскому в лето ҂ѕѿкв҃ во дни стаго Петра митрополита Московекаго і всея России. И в то время кнзившу в Ярославлѣ блговѣрному кнзу Двду Феѡдоровичю. А писана сія ікона 1755 году мсца марта і днь».
Икона поступила в музей из Чудова монастыря.
№ 50. Толгская икона Божьей Матери
Размер 7*6 в. Фон и поля розовые, надписи: «Мр. Ѳу», «Іс. Хс.» сделаны золотом; одежда Богоматери коричневая, отделка красная с золотом, звёздочки золотые. У Спасителя одежда зелёная.
Икона XVII века, подложена холстом; в музей Общества Любителей Духовного Просвещения поступила из Вознесенского монастыря.
№ 51. Богоматерь с ростовскими святителями
Размер 8¼*7 в. Фон её зелёный, поля коричневые: надписи: «Мр. Ѳу. Сты Леѡнти. Сты Исаія. Сты Игнати» красные. Богоматерь (верхняя Её одежда и головной покров тёмно-красные, прописанные золотом, с белой каймой по краям, нижняя одежда зелёная, прописанная золотом), держит на руках Богомладенца, прильнув к Нему лицом. Сапоги у Богоматери красные; Она стоит на облаках (белила с прозеленью).
Спаситель (буквы: «ѾѺН» в красном крещатом нимбе – золотые) в нижней зелёной с золотом одежде и в красном с золотом же плаще; ноги Его без обуви; шуйцу держит у пояса, десницей благословляет именословно подходящих к Нему ростовских святителей. Святители все в белых клобуках, в Фелонях и омофорах, украшенные цветным орнаментом и драгоценным камнями.
У Леонтия борода чёрная, небольшая; у Исаии и Игнатия длинные, у первого седая, а у второго с проседью. Внизу иконы под ногами святых – травы.
Икона XVIII века, подложена белой шёлковой материей; в музей Общества Любителей Духовного Просвещения поступила из Вознесенского монастыря.
№ 52. Богоматерь с ростовскими святителями
Фон и поля иконы коричневые. Богоматерь стоит на жёлтом подножии; верхняя Её одежда тёмно-красная, прописанная чернилами, с золотыми каймой и звёздочками, нижняя одежда зелёная с золотыми поручами. Спаситель в золотой одежде, ноги Его без обуви, в шуйце белый свиток с красною перевязью: десницей Он благословляет двуперстно. Святители в белых крещатых фелонях и омофорах, в белых клобуках, руки молитвенно простёрли. Местами на иконе левкас выкрошился. Сохранились части надписей: «Мр... ο αγιος».
Икона XVII века, в музей поступила из Вознесенского монастыря.
№ 53. Богоматерь
Размер иконы: 7*6¾ в. Фон и поля её жёлтые. Надпись «Мр. Ѳу.» бывшая на иконе в 1900 г. (см. I выпуск настоящего нашего сочинения), уничтожена реставратором. Во всю ширину иконы круглая розовая башня со старинными узкими высокими и круглыми окнами (чёрные) и зубчатыми карнизами, обозначенными белыми линиями. Спиной к башне стоит на белом подножии Богоматерь с горящей свечой (жёлтая, пламя красное) в руках; верхняя одежда Божьей Матери тёмно-красная, прописанная чернилами, с золотой каймой по концам: обычные звёздочки – золотые; сапоги на Её ногах красные.
По обеим сторонам Богоматери, среди гор (белила с киноварью и прозеленью), в тёмной пещере – старцы, средовеки и юноши (все одеты в одни белые туники, прописанные прозеленью или киноварью) обратили свои взоры и простёрли руки с молитвой к Богородице.
Икона ΧVII в., в музей Общества Любителей Духовного Просвещения поступила из Вознесенского монастыря.
Рассматриваемое изображение (см. перевод с настоящей иконы и Описание её в I выпуске нашего сочинения, стр. 4) служит иллюстрацией к 11 икосу из акафиста Богоматери: «Свѣтопріемную свѣщу сущимъ во тьме явльшуюся зрим святую Дѣву».
№ 54. Богоматерь из деисуса
Размер иконы: 6¼*5½ в.; поля и часть её фона облупились. Верхняя одежда Богоматери коричневая, прописанная чернилами, с золотой каймой по краям, и с обычными тремя золотыми звёздочками; нижняя одежда зелёная, прописанная белилами по складкам.
Икона XVII века; в музей поступила из Вознесенского монастыря.
О деисусе см. в нашем сочинении: «Переводы с древних икон, собранные Гурьяновым».
№ 55. Явление Богоматери св. Сергию
Размер иконы: 8½*7 в.; икона в ризе. Надпись: «Образ Сергиево видѣніе». Вверху, на облаках, представлена «Стая Троица» ветхозаветная в виде трёх ангелов, в зелёных одеждах (прописаны по складкам белилами), за столом, жезлы у них красные, тога же цвета ложки и вилки на столе (остальные предметы здесь белые). Ниже надпись: «Явися Прстая Бца со стыми анелы с Петромъ и Иванномъ Бгословцемъ придобному Сергию игумену обители». Богоматерь в верхней тёмно-красной одежде, прописанной золотом, с золотыми звёздочками и в нижней тёмно-зелёной; в шуйце держит красный посох, шуйцу простёрла книзу как бы в рассуждении. За Нею стоят апостолы Иоанн (лысый, с большой седой бородой, в верхней зелёной мантии и нижней красной тунике) и Пётр (верхняя его одежда красная, нижняя тёмно-зелёная; на ногах у обоих апостолов сандалии).
Преподобный Сергий на коленях, крестится двуперстно; фигура его изображена очень неудачно. За преподобным Сергием его ученик Михей, закрывающий своё лицо руками.
Палаты.
Икона XVIII века.
№ 56. Икона с изображениями из акафиста Божий Матери
Размер иконы: 12¾*12 в. Фон её зелёный, поля коричневые. В центре, на особой доске (размер: 4¾*4 в., фон жёлтый) представлено Знамение Богоматери; вверху – Господь Саваоф в восьмиугольной звезде; вписанной в нимбе в белых одеждах, руками благословляет двуперстно; кругом изображения Богоматери – как бы в ветвях родословного дерева. 9 пророков с хартиями своих пророчеств в руках, например, у Давида: «Слыши, дщи, и виждь и приклони ухо», у Соломона: «Воскресни, Ги Бже мой, да вознесется», у Моисея: «Провидех купину огнем паля», у Даниила: «Прообразовах гора от неяже», у Исаии: «Провидехъ клещу божест.», у Аввакума: « Гору... я благодате Божию при.», у Илии: «Ревнуя поревнова по Госпо». Надписи на хартиях чёрные. «Двдъ», «Пророк Аввакум» белые, «Мр. Ѳу.» и «Іс. Хс.» золотые. Одежды пророков – одна зелёная, другая красная; у Богоматери верхняя одежда коричневая с белыми звёздочками, нижняя зелёная с золотыми поручами. У Спасителя – золотая. Иисус Христос десницей благословляет двуперстно.
На полях иконы находим следующие изображения, – в верхнем поле, начиная слева от зрителя.
1) Вздувшееся море с высокими (до вершин гор) синими волнами, среди которых плывёт корабль с воинами; в воде барахтаются два человека: на гористом берегу (розовый с белым оттенком) святитель, опускает плат на воду: сзади стоят диаконы (юноши).
За ними икона Богоматери на рукояти (в виде хоругви) и башня, в воротах которой воин стреляет из лука по направлению к морю.
Под подобным изображением избавления Богоматерью Константинополя от врагов, и их потопления иногда бывает надпись: «Взбранной Воеводѣ победительная, яко избавльшеся от злыхъ».
2. Благовещение Богоматери, перевод у колодца.
3. То же, обычный перевод. Пресвятая Дева восседает на табурете, ноги Её на подножии; правая рука простёрта в рассуждении, левая на колене.
4) То же, Богоматерь на высоком троне сидит, спиной к архангелу, к которому обернула своё лицо.
5) Пред Богоматерью (стоящей) – благовествующий архангел. Вверху Господь Саваоф, от Него исходит Дух Святой в виде голубя на Пресвятую Деву, представленную с Богомладенцем в недрах, в овальном круге.
6) Пресвятая Дева и праведная Елисавета в объятиях приветствуют друг друга. Это изображение служит иллюстрацией к 3-му икосу акафиста Богоматери: «Имущи Богопріятную Дѣва утробу, востече ко Елисавете».
На боковых полях:
7) В палатах на табурете на красной подушке сидит Пресвятая Дева, ноги Её покоятся на подножии. Пред Нею Иосиф.
Эта сцена иллюстрирует, очевидно, 4-й кондак акафиста: «Бурю внутрь имѣя сумнительныхъ цѣломудренный Іосиф».
8) Богоматерь на высоком троне, с Богомладенцем; с одной стороны трона два ангела, с другой – старец и девица (?). Вверху звезда, по сторонам её два ангела на облаках. Внизу, в горах, в пещере женщина сидит на круглом предисте (камень?), над головой держит ветвь с листьями. Напротив неё в зелени ветвей сидит другая женская фигура.
9) В горах на конях едут волхвы; (надпись «волсви», как и другие надписи на полях иконы, сделана чернилами).
10) Бегство в Египет. Богоматерь с Богомладенцем едет верхом на белом коне; сзади идёт Иосиф; впереди у ворот башни юноша; вверху башни два падающие маленькие человечка (идолы).
Это изображение служит иллюстрацией к 6 икосу акафиста: «Возсіявый во Египтѣ просвѣщеніе истины, отгналъ еси лжи тьму, идоли бо, Спасе, не терпяще падоша».
11) Вверху, на облаках, Знамение Божьей Матери. Внизу, на горах, шесть преподобных с молитвенно простёртыми руками. Это изображение служит, вероятно, иллюстрацией 8 кондака акафиста Богоматери: «Странное рожество видѣвши, устранимся міра, умъ на небеса преложьше».
12) Вверху, на облаках (с солнцем и луной в виде человеческих лиц), – Бог Отец, двуперстно благословляющий обеими руками: от Него исходит Дух Святой. Надпись киноварью: «Оцъ і Снъ и Сты Дхъ». Внизу на троне, окружённом херувимами, восседает Спаситель (буквы в Его крещатом нимбе: «ѾѺН», красные), – десницей благословляет, шуйцей держит Евангелие, раскрытое на словах: «Не на лица судите сынове члвче». По сторонам престола стоят Богоматерь и Иоанн Предтеча, как в деисусе.
Описанное изображение иллюстрирует 8 икос акафиста: «Весь бѣ в нижнихъ и вышнихъ никакоже не описанное слово снисхожденіе».
13) В горах едут волхвы, все трое указывают вверх руками на звезду.
(См. кондак 5 акафиста: «Боготечную звѣзду узрѣвши волсви»).
14) «Волсви с дары» пред сидящей на троне Богоматерью с Богомладенцем.
Волхвы без шапок, как-то неестественно приседают (расшаркиваются).
15) Сретение Господне. Надписи: «Іосиф», «Анна» (у неё на свитке: «Сей возлежитъ на»), «Мр. Ѳу», «Іс. Хс.» – чёрные. Симеон на возвышении со Спасителем на руках, пред престолом, над которым огненный серафим.
(См. кондак акафиста: «Хотящу Симеону от нынѣшняго вѣка преставитися»).
16) Спаситель пред книжным аналоем, на котором лежит книга, раскрытая на словах: «Даша ему к.». Сзади апостолы Пётр, Иоанн и другие. (См. 7 икос акафиста: «Новую показа тварь, явися зиждитель нам от него бывшимъ»).
17) Спаситель-отрок (буквы в нимбе: «ѾѺН» – красные) восседает на табурете на красной подушке, окружённый херувимами. По сторонам два ангела в белых одеждах и с золотимы крыльями.
18) Богоматерь сидит на табурете, ноги Её покоятся на подножии. По сторонам два святителя в фелонях и омофорах с Евангелиями в руках. У ног Божьей Матери лежат средовек (в зелёной одежде) и юноша (в красной одежде).
На нижнем поле иконы находим следующие изображения:
19) Около водружённого в землю креста стоит Спаситель, окружённый воинами, книжниками и фарисеями. Один из книжников держит за верёвку у шеи Иисуса Христа, другие показывают Ему на крест. Изображение это иллюстрирует 10 кондак акафиста Богоматери: «Спасти хотя мір, иже всѣхъ украситель къ сему самообѣтован пріиде».
20) Богоматерь стоит на возвышении, окружённая преподобными девицами. См. 10 икос, где читаем: «Стѣна еси дѣвам, Богородице Дѣво, и всѣмъ къ Тебе прибегающимъ)».
21) В одноглавом храме за престолом икона Знамения Богоматери; по сторонам престола шесть святителей в светлых фелонях и омофорах.
Это изображение служит иллюстраций к 13 кондаку акафиста: «О всепѣтая Мати, рождшая всѣхъ святыхъ святейшее Слово, нынешнее пріемши приношеніе».
22) Горы. Богоматерь с Богомладенцем на одной руке и с горящей свечой в другой. Внизу, в пещере, люди в белых одеяниях. См. икос 11: «Свѣтопріемную свѣщу, сущимъ во тьмѣ явльшуюся зримъ Святую Дѣву».
23) В овальном круге Спаситель, десницей извлекает Адама из пропасти, шуйцей держит белый предмет (рукописание), за который хватаются черти. См. кондак 12 акафиста Богоматери: «Благодать дати восхотѣвъ, долговъ древнихъ всѣхъ рѣшитель».
24) То же, что и на 21 изображении.
Икона XVII века, хорошего письма.
№ 57–60. Икона на четырёх досках, с изображением двенадцати (по три на каждой доске) сюжетов, относящихся к Богоматери
В первом ряду изображений на иконе, составленной из упомянутых досок, представлено: 1) Зачатие св. Анны, 2) Рождество Пресвятой Богородицы, 3) Введение во храм Пресв. Богородицы. 4) Благовещение;
Во втором ряду: 5) Рождество Христово, 6) Собор Пресвятой Богородицы, 7) О Тебе радуется, 8) Похвала Пресвятой Богородицы.
В третьем ряду: 9) Сретение Господне, 10) Успение Пресвятой Богородицы, 11) Покров Пресвятой Богородицы, 12) Явление Пресвятой Богородицы Казанской некоей девице.
Икона XVIII века.
№ 61. Рождество Богородицы
Размер иконы: 5*4¼ в. Фон её золотой, поля жёлтые. Надпись: «Рожество Престыя Бдцы» сделана золотом. Палаты. Св. Анна (надпись: «Св. Анна» – киноварью) полулежит на богато украшенном ложе; одежды её красные, руками она набрасывает на ноги и туловище до груди коричневый плат, по складкам прописанный чернилами и прозеленью. Пред св. Анной на роскошном столе два золотых сосуда. Пред нею же две девицы, одна в синей одежде, с золотой отделкой по вороту. Одна девица подносит св. Анне круглый предмет. Внизу – омовение Младенца («Мр. Ѳу» киноварь), совершаемое бабкой (одежды её одна голубая, другая красная, рукава лишь по локоть; на голове белая с красными и чёрными чёрточками – повязка) и служанкой (одежды её, верхняя красная, нижняя зелёная, обе с золотой отделкой).
На полях иконы приписаны – на правом от зрителя поле великомученик Димитрий (надпись: «с. муч. Димитрий Страт.» золотая: нижняя одежда св. Димитрия тёмно-красная, прописанная по складкам чернилами и белилами и отделанная золотом, верхняя одежда – мантия зелёная, пробелённая по складкам) и на левом преподобный Иоанн Рыльский (надпись: «Пред. Иоаннъ Рылк.» – золотая), – в преподобнических одеждах, в коричневой мантии и жёлтой, пробелённой по складкам, нижней одежде, епитрахиль и куколь назади зелёные с золотыми крестами; волосы на голове подстрижены, борода средняя с проседью.
Икона писана под старинное письмо.
№ 62. Рождество Богородицы
Размер иконы: 7½*6¾ в., поля её розовые, фон светло-зелёный, земля тёмно-зелёная. Надпись: «Ржство Престыя Бдцы» сделана белилами. Св. Анна сидит на постели, пред столом со стоящим на нём золотым сосудом. Пред нею две девицы, одна в руках держит круглый сосуд, другая – зонтик с белым верхом, ручка зонтика чёрная с красным. В углу напротив направо от зрителя Иоаким и Анна на высоком седалище ласкают Младенца. Одежды св. Анны – верхняя ярко-красная, нижняя и головной покров зелёные. Верхняя одежда св. Иоакима тёмно-красная, прописанная прозеленью по складкам, нижняя зелёная: ноги его в чёрных сандалиях. Внизу, у постели св. Анны омовение Младенца. Девица стоит на коленях пред золочёным сосудом и пробует обеими руками воду: одежда на девице красная с золотой отделкой по вороту, рукава засучены до плеч. Бабка в белой головной повязке, одежда её до пояса белая, ниже – красная с белым, рукава засучены по плечи.
Внизу иконы растения, пять водяных птиц и водоём (из него две птицы пьют воду).
Икона подложена зелёной камкой; на подкладке сделана след. надпись: «По Трубецкой кнгны Анны Васильевны».
Икона XVII века, в музей Общества Любителей Духовного Просвещения поступила из Вознесенского монастыря.