протоиерей Александр Ветелев

Поучения

 ОглавлениеСборник 1, Поучение 2 

Сборник № 1. Поучения на утренние воскресные Евангельские зачала и на изъяснение литургии

1. Неделя о мытаре и фарисее. Притча о мытаре и фарисее. Покаянная молитва мытаря (Лк. 18:10–14)

«Всякий... унижающий себя возвысится» (Лк. 18:14)

С предыдущего воскресения, благочестивые слушатели, святая Церковь уже начала готовить нас к Великому посту. Мы слышали тогда Евангельское повествование о Закхее. Этот человек, движимый внутренней потребностью в духовном возрождении, стал искать встречи с Христом. И эта встреча произошла в доме Закхея, принеся спасение этому дому (Лк. 19:9). История спасения Закхея показывает нам, что если сам грешник проникается сильным желанием искать Бога и духовно обновиться, то милость Божия дарует ему и то, и другое. Но как следует искать Бога и что нужно для духовного возрождения?

На этот вопрос более подробно отвечает притча сегодняшнего Евангельского чтения – притча о мытаре и фарисее. Для кого и для чего она была сказана? Она была сказана, как говорит евангелист, для тех, которые были уверены в себе что праведны и унижали других (Лк. 18:9).

И вот, чтобы показать, что не самоуверенные и гордые, а смиренные и кающиеся угодны Богу, Иисус Христос и сказал эту притчу. Самоуверенные и гордые даны в притче в образе фарисея, а смиренные и кающиеся – мытаря. Оба они (фарисей и мытарь) пришли в храм помолиться, но как различно оказалось их внутреннее состояние и внешнее поведение.

Фарисей сразу же прошёл вперёд и первыми словами его внутренней («самой к себе») молитвы были слова самопревозношения: Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи или как (вот) этот мытарь (Лк. 18:14).

Сколько гордости и нарочитого осуждения других в этой молитве фарисея! Он благодарит Бога не за Его милосердие, не за благое промышление о мире и людях. Нет, он благодарит Его за то, что он, фарисей, лучший среди людей. Гордость не позволила ему взглянуть в свою душу, узреть в ней грехи и причислить себя к грешникам, нуждающимся в покаянии и милосердии Божием.

Нет, не грехи и пороки, а добродетели и заслуги свои фарисей стал выставлять перед Богом. Пощусь два раза в неделю и даю десятую часть из того, что приобретаю (Лк. 18:12).

Перечислять свои достоинства и заслуги перед Богом может только гордость человеческая, не желающая понять, что тем удаляет себя от Бога. На кого воззрю, – говорит Сам Бог пророку, – токмо на кроткого и молчаливого и трепещущего Словес Моих (Ис. 66:2). Бог гордым противится, говорит апостол, и лишь смиренным даёт благодать (1Пет. 5:5).

Братия и сестры! Как часто и мы гордимся, когда постимся, считая себя лучше всех тех, кто не постится, как часто тщеславимся при оказании какой-либо помощи близким, как часто любуемся собой и превозносим свои достоинства, забывая, что пред Богом мы всего лишь неключимые рабы (Лк. 17:10). Что на хорошее дело у нас приходятся десятки и сотни плохих и недобрых, и что похваляться нам нечего и нечем. И, однако, каждый из нас считает себя в глубине души лучше других, или уж, во всяком случае, не хуже их.

Как близки мы по своей гордости к фарисею сегодняшней притчи! И как необходимо нам подражать мытарю, быть ближе к нему в смирении и покаянном чувстве. Сосредоточимся своё внимание на мытаре, на его поведении в храме, своё внимание. В храм он вошёл с сознанием глубокой греховности и виновности пред Богом и с жаждой духовного обновления. Едва перешагнув порог храма, он сразу же остановился, не смея ни шагнуть дальше, поднять глаза кверху, ни осмотреться кругом. Войдя в храм, он тут же ощутил как дом Божий, как святилище Всевышнего, где Сам Бог встречает каждого вошедшего в храм человека. Почувствовав это, грешная душа мытаря вострепетала и с молитвенным воплем обратилась к милосердию Божьему:

Боже! Будь милостив ко мне грешнику (Лк. 18:13).

Дрогнуло сердце, и совесть мытаря открылась для глубокого покаяния и исповеди пред Лицом Божиим. И вот один за другим стали вставать в памяти грехи его и переживаться им, как вина, как преступление пред Богом.

Опуская всё ниже и ниже голову и, бия себя в грудь, он продолжал взывать к милосердию Божию: Боже! Будь милостив ко мне грешнику!

Как много обид, огорчений причинил он бедным людям, сиротам и вдовам, обирая их незаконными налогами и поборами! Сколько слёз было пролито ими! Сколько укоров, бранных слов, проклятий и угроз было сказано по его адресу! Всё это сейчас вновь нахлынуло в его душу, раздирая сердце горькой покаянной скорбью. Чем он может оправдаться перед Богом, в чём найти защиту? – Только в милосердии Божием. И вот вновь грешный мытарь взывает к Богу: Боже! Будь милостив ко мне грешнику!

Долго, долго, так покаянно и сокрушённо молился мытарь, пока не сошла с его души скверна греховная, и он не очистился милосердием Божиим. Оправданный Богом (Лк. 18:14), он вышел из храма, вышел уже другим человеком и уже для другой жизни

Братия и сестры! Почему мытарю удалось в храме глубоко пережить свою греховность и очиститься? Потому, что покаяние его началось ещё задолго до его молитвы в храме. В храме оно лишь усилилось и превратилось в живую и чистосердечную исповедь пред Богом. Смиренно и сокрушённо призывая в храме милосердие Божие, он получил это милосердие. Господь посетил его и очистил, сняв греховную тяжесть с совести его. Там произошло возрождение мытаря.

Святая Церковь, готовя нас к посту и покаянию, заранее указывает примеры – как готовиться к этому, столь спасительному подвигу. Образом Закхея святая Церковь призывает нас взыскать Господа, оживить в своей душе страх Божий с сознанием греховности и потребность покаяния и обновления. Образ мытаря святая Церковь даёт нам в путеводителя покаяния, а его молитву в образец покаянной, сокрушённой молитвы.

Боже! Будь милостив ко мне грешнику!

Многие из нас, братия и сестры, знают эту молитву, но, однако, не всегда ею пользуются. А между тем, она, от сердца произносимая, таит в себе благодатную силу и приближает нас к смирению и покаянию, а тем самым и милосердию Божию.

Вчера за всенощным бдением святая Церковь пробудила наш дух к покаянию пением «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Этим дивным песнопением святая Церковь также готовит нас к посту, указывая, что «постыдными грехами» осквернили мы свою телесную «храмину» и, надеясь лишь на милосердие Божие, взывать: Помилуй Мя, Боже, по велицей Милости Твоей.

Будем же внимать заботам о нас Матери-Церкви и готовить себя к посту и покаянию, подражая мытарю. Не будем молиться горделиво и самонадеянно, как фарисей, ибо всяк возносяйся смирится (Лк. 18:14).

«Смирим же себя пред Богом как мытарь, зовуще: очисти ны, Боже, грешных»1.

Боже! Будь милостив к нам, грешным. Аминь.

* * *

1

 Из стихиры на «Господи воззвах».


Комментарии для сайта Cackle