профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский

III. Надписания к ста главам аскетического слова

Весьма ограниченным кругозором наблюдений над списками аскетического слова бл. Диадоха следует, по нашему мнению, объяснять и довольно поверхностное отношение издателя «новой редакции» к надписаниям над каждою главою стоглава. Так как «во всех поименованных (т. е. в книге) и других известных нам (но почему-то замолчанных) греческих рукописях нет, говорит проф. Попов, над аскетическими главами надписаний, указывающих на содержание каждой главы», то, при издании λόγος ἀσκητικός бл. Диадоха, «греческие надписания он извлек из анонимных схолий, находящихся в Оксфордской рукописи XII в. (God. Laudianus № 84)» (стр. ХХIII-XXIV). Известные в науке надписания, по латинскому тексту аскетического слова бл. Диадоха, в издании XVI в. Турриана наш издатель игнорировал совершенно, так как, по его мнению, «можно сомневаться в греческом происхождении этих надписаний» (стр. XXIV).

Важность такого рода надписаний сознавали и другие издатели и переводчики 9 аскетического слова, так как она, по словам покойного епископа Феофана, «не мало будут способствовать к уразумению и запоминанию премудрого учения бл. Диадоха» (Добротолюбие в русском перев., изд. Пантелеимоновского монастыря на Афоне М. 1899, стр. 11, прим.). И хотя наш покойный ученый затворник и знаток аскетической письменности и заподозрил греческое происхождение надписаний в Турриановском издании аскетического слова и назвал их «придуманными латинским переводчиком» (там же), тем не менее в своем «Добротолюбии» он воспользовался именно этими надписаниями. Попытку проф. Попова позаимствовать надписания над главами из Оксфордской рукописи XII в. № 84 у анонима, сомневающегося даже в существовании Диадоха, как исторически определенного лица (стр. ІV и прим, и стр. 529), нельзя ни в каком случае признать удачною. От этих надписаний анонима «новая редакция» аскетического слова бл. Диадоха скорее проиграла в своем научном достоинстве, чем выиграла, так как соединены в одно целое предметы не одинаковой ценности 10 и научной значимости.

Более разностороннее знакомство со списками аскетического слова бл. Диадоха, несколько более широкий горизонт наблюдений, чем какой отмежевал себе проф. Попов, вместе с опасением пройти невниманием хотя бы и один предлежащий на пути список этого творения, к какому бы времени он ни относился по своему происхождению, избавили бы его от указанной неестественной операции и привели бы к результатам иным и для науки весьма небезразличным. В рукописях афонских библиотек за свой труд, сверх ожидания, мы приятно были вознаграждены нахождением даже трех списков надписаний над главами аскетического слова бл. Диадоха. В рукописи ХIII в. Лавры пр. Афанасия Афонского № 40 Г′ надписания к главам сделаны киноварью по полям рукописи, в ркп. XII в. Афоно-Ватопедской библ. № 405 те же надписания с незначительными вариантами помещены в тексте рукописи над самыми главами, а в ркп. 1314 г. Афоно-Ксенофской библиотеки № 36 мы нашли новый и полный список надписаний и уже с значительными вариантами против первых двух. Названные нами рукописи со всею очевидностью показали нам, каких богатых научных результатов может ожидать исследователь в данном направлении, если он, оставив высокомерие («в прочтении всех списков и не было настоятельной нужды») и вооружившись терпением, направит свою научную пытливость в библиотеки, напр., Патмоса, Иерусалима, Синая и др. Но, направляя в эту сторону будущих издателей и исследователей аскетических творений бл. Диадоха, мы считаем полезным для читателей книги проф. Попова, интересующихся аскетическою письменностью, и в интересах науки вообще издать теперь же полный текст открытых нами в греческих рукописях надписаний к ста главам бл. Диадоха, с указанием важнейших вариантов, по выше названным афонским рукописям, и с отметкою наиболее несоответствующих им надписаний у схолиаста XII в. в таком виде: «См. у Попова стр. такая-то». Параллельно с греческим текстом мы даем и русский перевод этих надписаний.


κεφ. α′ глав. I
Περὶ πίστεως, ἐλπίδος καὶ ἀγάπης. О вере, надежде и любви.
κεφ. β′ глав. II
Τί τὸ φύσει ἀγαθόν, καὶ τί τὸ ἐξ ἐπιμελείας; см. у Попова стр. 23. Что такое благо по природе, и что такое благо в сиу старания?
κεφ. γ′ глав. III
Ὅτι οὐκ ἔστι φύσει τὸ κακόν. О том, что зла по природе не существует.
κεφ. δ′ глав. IV
Τί ἐστι κατ’ εἰκόνα καὶ τι έστί 11 τὸ καθ’ ὁμοίωσιν; Что значит по образу в что означает бытие по подобию?
κεφ. ε′ глав. V
Τί ἐστι τὸ αὐτεξούσιον; Что такое самовластие?
κεφ. ς′ глав. VІ
Τί ἐστι τὸ φῶς γνώσεως ἀληθινής. См. у Попова стр. 26. Что такое свет истинного ведения?
κεφ. ζ′ глав. VIІ
Τί ἐστιν ἐν ἐνεργεία 12 τοῦ πνευματικοῦ λόγου; см. у Попова стр. 27. Какое действие (или Что заключается в действии) духовного слова?
κεφ. η′ глав. VIIІ
Πῶς δεῖ προσιέναι τοῖς πνευματικοῖς θεωρήμασιν; см. у Попова стр. 29. Как должно приступать к духовным рассуждениям?
κεφ. θ′ глав. ІX
Τίς ἡ τῶν ἐνεργειῶν τοῦ Πνεύματος διαφορά; см. у Попова стр. 30. Какое различие действий (Святого) Духа?
κεφ. ι′ глав. X
Οἵους ἡμᾶς χρὴ εἷναι κατὰ τὸν 13 καιρὸν τῶν παθῶν; см. у Попова стр. 32. Каковы мы должны быть во время страстей?
κεφ. ια′ глав. XI
Ὅτι ἡ κενοδοξοῦσα ψυχὴ οὐκ ἔχει λόγον ταπεινόν 14. См. у Попова стр. 33. О том, что тщеславная душа не имеет смиренного слова.
κεφ. ιβ′ глав. ХII
Περὶ ἀγάπης καὶ ὅτι ὁ ἀγαπῶν τὸν Θεὸν κατὰ Ἰωάννην ἐστὶ τὸν Βαπτιστήν. См. у Попова стр. 34. О любви и о том, что любящий Бога подобен Иоанну Крестителю.
κεφ. ιγ′ глав. ХІП
Περὶ ἀνδρὸς τὸν Θεὸν ἀγαπῶντος. См. у Попова стр. 36. О муже, любящем Бога.
κεφ. ιδ′ глав. ХІV
Τί ἐστιν 15 ὁ ὑπὸ τοῦ Θεοῦ ἐγνωσμένος; см. у Попова стр. 38. Что значит: познанный Богом?
κεφ. ιε′ глав. ХV
Ὅτι ὁ ἀγαπῶν καθαρῶς τὸν Θεόν, ἀγαπᾷ καὶ τὸν πλησίον. См. у Попова стр. 39. О том, что любящий Бога неподдельно, любит и своего ближнего.
κεφ. ις′ глав. XVI
Πῶς ἀγαπήσει (τίς 16 ) τὸν Θεόν, καὶ τί φόβος καὶ ἀγάπη; Каким образом некто будет любить Бога, и что такое страх и любовь?
κεφ. ιξ′ глав. XVII
Ὅτι τοῦ φόβου τοῦ Θεοῦ ἡ ψυχὴ δι’ ἐπιμελείοις αἰσθάνεται. О том, что душа ощущает страх Божий путем тщательного старания.
κεφ. ιη′ глав. ХVIII
Πῶς ἀγαπήσει τίς τὸν Θεὸν καὶ βδελύξεται τὸν διάβολον; см. у Попова стр. 46. Каким образом некто будет любить Бога и гнушаться диавола?
κεφ. ιθ′ глав. XIX
Τί ἴδιον ψυχῆς καθαρᾶς; Каково свойство чистой души?
κεφ. κ′ глав. XX
Ποία πίστις καὶ ποῖον ἔργον οὐκ ἀποδοκιμάζονται 17; См. у Попова стр. 48. Какая вера и какое дело не отвергаются?
κεφ. κα′ глав. XXI
Τίς γνησίως πιστεύει καὶ ἐργάζεται; См. у Попова стр. 48. Кто искренно верует и трудится?
κεφ. κβ′ глав. ХХII
Πῶς δεῖ θεωρεῖν (τὴν 18 ) πίστιν; См. у Попова стр. 49. Каким образом должно исследовать веру?
κεφ. κγ′ глав. XXIII
Πῶς γνησίως νοηθήσεται 19 ὁ πιστός; См. у Попова стр. 53. Каким образом будет узнан искренно верующий?
κεφ. κδ′ глав. XXIV
Πῶς ἕλκεται ὁ γευσάμενες τῆς γλυκύτητος 20 τοῦ Θεοῦ; См. у Попова стр. 63. Каким образом привлекается вкусивший Божественной сладости?
κεφ. κε′ глав. XXV
Ὅτι ἡ μία λογικὴ οὐσία 21 εἰς δύο διῆρέθη διὰ τῆς παραβάσεως. О том, что единая разумная сущность чрез грехопадение раздвоилась.
κεφ. κς′ глав. XXVI
Ὅτι χρὴ τὸν διακρίνειν 22 θέλοντα λογισμοὺς ἀτάραχον 23 εἶναι. См. у Попова стр. 67. О том, что следует быть невозмутимым желающему различать помыслы.
κεφ. κζ′ глав. ХХVII
Πῶς καὶ τὰ λεπτὰ τῶν ἁμαρτημάτων ἐπιγνώσεται τίς; См. у Попова стр. 84. Каким образом и кто будет познавать малое из своих прегрешений?
κεφ. κη′ глав. ХХVIII
Πῶς καθαρισθήσεται ὁ νοῦς; Каким образом будет очищаться ум?
κεφ. κθ′ глав. XXIX
Περὶ αἰσθήσεως. См. у Попова стр. 92. О чувстве.
κεφ. λ′ глав. XXX
Τί ἐστιν αἴσθησις τοῦ νοῦ; Что такое чувство разума?
κεφ. λα′ глав. XXXI
Πότε καὶ πῶς ἀπέρχεται 24 τοῖς ἀγωνιστβῖς ὁ διάβολος; См. у Попова стр. 97. Когда и каким образом удаляется диавол от подвижников?
κεφ. λβ′ глав. XXXII
Γνῶσις πνευματικὴ 25 διακρίσεως καὶ ἀγάπης δαιμονιώδους. См. у Попова стр. 99. Ведение духовного рассуждения и демонической любви.
κεφ. λγ′ глав. XXXIII
Σκοπεῖν 26 δεῖ, οἵα ἡ τοῦ Πνεύματος 27 παράχλησις. Должно наблюдать, какое утешение от Духа (Святого).
κεφ. λδ′ глав. XXXIV
Τίς ἡ διαφορὰ φυσικῆς καὶ πνευματικῆς ἀγάπης; См. у Попова стр. 111. Какое различие между плотскою любовью и духовною?
κεφ. λε′ глав. XXXV
Ὅτι τῶν κακῶν ἡ πνευματικὴ ἀγάπη κοιμιτική ἐστιν. См. у Попова стр. 112. О том, что духовная любовь чужда всех зол.
κεφ. λς′ глав. XXXVI
Ὅτι οὐ δεῖ τὸν ἀσκητὴν ἐλπίζειν αἰσθητῶς βλέπειν (τί) 28 τῶν ἐπουρανίων. См. у Попова стр. 114. О том, что аскету не следует надеяться видеть чувственно нечто из небесного.
κεφ. λζ′ глав. XXXVII
Διάκρισις καλῶν καὶ φαύλων ὀνείρων. Распознавание снов хороших н дурных.
κεφ. λη′ глав. ХХХVIII
Ὅτι καλὸν μηδεμίᾳ ὅλως πείθεσθαι ὁράσει. См. у Попова стр. 123. О том, что хорошо совершенно не верить ни одному видению.
κεφ. λθ′ глав. XXXIX
Παράδειγμα τοῦτο. См. у Попова стр. 124. Доказательство этого.
κεφ. μ′ глав. XL
Ὅἵα ἐστὶν ἡ ὑπὸ τοῦ Θεοῦ ἐνεργουμένη υχή 29, καὶ ὅτι οὐ δεῖ προσέχειν ὁράσεις, ἀλλ’ ἀγαπᾷν τὸν Θεόν. Си. у Попова стр. 125. Какая душа воздействуется Богом, и о том, что не должно обращать внимания на видения, но следует любить Бога.
κεφ. μα′ глав. XLI
Ὅτι 30 ἡ ὑπακοή ἀρίστη τοῖς εἰσαγωγικοἰς. О том, что послушание превосходнейшая (добродетель) для вступающих (в монастырь).
κεφ. μβ′ глав. XLII
Ὅτι περιεκτικὴν ἐγκράτειαν ὀφείλει ἔχειν ὁ σωτηρίας ἐπιμελούμενος. По ркп. № 36: Ὅτι οὐκ ἐγκρατής, ὁμὴ πάντα ἐγκρατευόμενος, καὶ τίς ἡ ἀσχημοσύνη τοῦ τοιούτου. См. у Попова стр. 132. О том, что заботящемуся о спасении должно иметь совершенное воздержание. О том, что невоздержный тот, кто невоздержен во всем, и какое безобразие в этом самом.
κεφ. μγ′ глав. XLIII
Περὶ τῆς ἐν τροφαῖς διακρίσεως. Относительно различения в пище.
κεφ. μδ′ глав. XLIV
Ὅτι διακριτικὸν τὸ τῶν παρατημένων ἡδέων ἀπέχεσθαι. См. у Попова стр. 150. О том, что воздерживаться от предлагаемых удовольствий рассудительно.
κεφ. με′ глав. XLV
Ὅτι χρὴ πρὸς τὰς κινήσεις τοῦ σώματος προσφέρεσθαι τῆς τροφῆς τὴν ποσότητα. См. у Попова стр. 150. О том, что, согласно потребностям тела, должно принимать и количество пищи.
κεφ. μς′ глав. XLVI
Πῶς τις διώκει 31 τόν τῆς κενοδοξίας διάβολον 32; См. у Попова стр. 152. Каким образом некто преследует диавола (демона) тщеславия?
κεφ. μζ′ глав. XLVII
Ὅτι οὐ χρὴ μαγαλαυχεῖν ἐπὶ νηστείαις ὅλως. См. у Попова стр. 167–168. О том, что не следует совершенно превозноситься относительно (соблюдения) постов.
κεφ. μη′ глав. XLVIII
Ὅτι ἄριστον 33 τὸ τῶν τροφῶν μέτρον 34. См. у Попова стр. 176. О том, что мера в пище – самое лучшее.
κεφ. μθ′ глав. XLIX
Ὅτι ὁ μὴ ποθῶν τὸ μέτρον οὐ μόνον ἀπὸ 35 τῶν δαιμόνων, ἀλλὰ καὶ ἀπὸ 36 τῆς ἰδίας ἀκρασίας κατακρημνίζεται. См. у Попова стр. 184. О том, что не соблюдающий меры истязуется не только демонами, но и собственным своим невоздержанием.
κεφ. ν′ глав. L
Ὅτι ἀπόβλητος ὀ κατασκεύαστος οἶνος. См. у Попова стр. 192. О том, что искусственно приготовленное вино – достойно презрения.
κεφ. να′ глав. LI
Ὅτι οὐ δεῖ 37 τοῖς ἡδύνουσι χρῆσθαι, άλλ’ 38 ἀφορᾷν πρὸς τὸν ὑπέρ ἡμῶν ὄξος καὶ χολὴν ἐνεγκόντα καὶ μαργῶσαν τὴν ὄρεζιν συστέλλειν. См. у Попова стр. 203. О том, что ищущим наслаждения не должно пользоваться (им), но взирать на Понесшего за нас уксус и желчь и ограничивать ненасытный аппетит.
κεφ. νβ′ глав. LII
Ὅτι οὐκ ἄτοπον τὸ παραβάλλειν λουτρῷ. О том, что хождение в баню – не постыдно.
κεφ. νγ′ глав. LIII
Ὅτι οὐκ ἄτοπον τὸ ἰατρεύεσθαι. О том, что лечение (болезней) – не постыдно.
κεφ. νδ′ глав. LIV
Ὅτι τὸ δυσφορεῖν ἐπὶ ταῖς σωματικαῖς νόσοις γνώρισμα (ἐστὶ) 39 ψυχῆς φιλοσωμάτου. См. у Попова стр. 226. О том, что сетование во время телесных болезней служит признаком души, любящей (свое) тело.
κεφ. νε′ глав. LV
Ὅτι οὐκ ἂν ἡδέως τίς τὸν θάνατον δέξοιτο, μὴ προθανὼν ἑκουσίως διὰ πίστεως τῶν αἰσθήσεων. См. у Попова стр. 230. О том, что если бы кто не принял смерти кротко, то не считался бы умершим добровольно в доказательство чувствований.
κεφ. νς′ глав. LVI
Ὅτι οὐ χρὴ συναπατᾶσθαι 40 ταῖς αἰσθήσεσιν. См. у Попова стр. 246. О том, что не следует обманываться чувствами.
κεφ. νζ′ глав. LVII
Ἐν πνεύματι 41 περιπατεῖ ὁ μηδεμίαν διδοὺς παρείσδυσιν τῷ σατανᾷ. См. у Попова стр. 248. He поддающийся никакому обольщению сатаны ходит духовно.
κεφ. νη′ глав. LVIII
Πῶς τοὺς ἀκηδίας αποκρούσωμεθα δαίμονας; См. у Попова стр. 265–268. Каким образом мы будем отражать демонов беспечности?
κεφ. νθ′ глав. LIX
Πῶς τὸν Κύριον ἀγαπήσωμεν 42; См. у Попова стр. 285–286. Каким образом будем любить Господа?
κεφ. ξ′ глав. LX
Ὅτι νηπιῶδες τὸ φαντάζεσθαι. См. у Попова стр. 304. О том, что неразумно отдаваться на волю фантазии.
κεφ. ξα′ глав. LXI
Ὅτι χρὴ 43 ἀτάραχον εἶναι τὸν νοῦν τοῦ ἀγωνιστοῦ. См. у Попова стр. 305. О том, что подвижнику следует иметь невозмутимый ум.
κεφ. ξβ′ глав. LXII
Ὅτι κάλλιστον ὁ μετὰ λογισμοῦ θυμός, καί 44 ὅτι ῥᾳυμήσαντες τούτου τὴν ἀρχὴν ἐξεπέσαμεν. См. у Попова стр. 308. О том, что самое лучшее – гнев с рассудком, и о том, что, пренебрегши этим началом, мы пали.
κεφ. ξγ′ глав. LХIII
Ὅτι τῷ ὀφειλομένφ 45 τ ὸ ἱμάτιον καὶ τὸν χιτῶνα προσαποδύεται 46 ὁ γνώσεὼς μετασχών ἁγίας. См. у Попова стр. 330. О том, что приобщившийся святого ведения отдает должнику сверх того верхнее платье и рубашку.
κεφ. ξδ′ глав. LXIV
Ὅτι ἀναρμόδιον τῷ ἀγωνιστῇ τῶν διαρπαγέντων ἀντιλαμβάνεσθαι. См. у Попова стр. 346. О том, что подвижнику не прилично получать назад что-либо из похищенных вещей.
κεφ. ξε′ глав. LXV
Ὅτι λίαν ὠφέλιμον τῷ μέλλοντι ἀποτάσσεσθαι τὸ σκορπίζειν ὅσα προσῇ αὐτῷ πάντα, ἵνα ἐκ τούτων ἐλευθερωθείς, γυμνὸς ὑπὸ τῆς σκέπης χαταφυγὴ τοῦ Κυρίου, ἐπ’ αὐτφ πᾶνον τεθέμενος ἐλπίδα.   Ркп. № 36: Ὅτι ἅμα τῇ ἀποταγῇ δεῖ πάντα σχορπίζειν. См. у Попова стр. 348. О том, что весьма полезно намеревающемуся отрекаться (от мира) раздать все, что имеется у него, дабы, освободившись от сих, лишенный крова, (он искал) прибежища у Господа, возлагая на Него всю надежду. О том, что вместе с отречением следует все раздавать.
κεφ. ξς′ глав. LXVI
Ὅτι ἡ ταχεῖα τῶν οἰκείων 47 διανομὴ τὰ δυσθήρατα ἡμῖν ἀγαθὰ προξενεῖ 48. См. у Попова стр. 350. О том, что быстрая раздача собственности приносит нам неизреченные блага.
κεφ. ξζ′ глав. LXVII
Ὅτι τοῖς βουλομένοις σωθῆναι οὐδὲν τῆς ἀληθοῦς θεολογίας 49 ἀρμοδιώτερον. См. у Попова стр. 353. О том, что желающим спастись, ничего нет приличнее истинного богословия (истинной философии).
κεφ. ξη′ глав. LXVIII
Τίς ἡ ὄνησις τοῦ μεμακαρισμένως 50 θεολογοῦντος 51. См. у Попова стр. 374. Какая польза богословствующему преблаженно (раздельно)?
κεφ. ξθ′ глав. LXIX
Ὅτι ἑτέρως ἡ χάρις ἐπιφοιτᾷ τῷ ἀγωνιστῇ περὶ 52 τὴν ἀρχὴν καὶ τὰ μέσα καὶ τὰ τέλη τῶν ἀγώνων. См. у Попова стр. 378. О том, что иначе подвижнику приходит благодать в начале, в средин и в конце подвигов.
κεφ. ο′ глав. LXX
Ὅτι ἐκ πολυλογίας οῦ τις ἐκφεύξεται ἁμαρτίαν, καὶ ὅτι ἄμεινον τὸ σιωπᾷν. Ркп. № 36: Ὅτι μήτηρ ἐννοιῶν ἡ εὔκαιρος σιωπή. См. у Попова стр. 388. О том, что от многоглаголания никто не избежит греха, и что молчание лучше. О том, что мать рассудка – благовременное молчание.
κεφ. οα′ глав. LXXI
Ὅτι τῇ θεολόγῳ ψυχῇ ὁ θυμός καὶ τὸ μῖσος ἐνοχλεῖν 53 εἴωθεν. О том, что богословствующей душе мешают гнев н ненависть.
κεφ. οβ′ глав. LXXII
Ὅτι ἡ ταπείνωσις καὶ ἡ διάκρικρισις πλεἴστα χαρίζεται 54. См. у Попова стр. 392. О том, что смирение и рассуждение доставляют весьма много приятности.
κεφ. ογ′ глав. LXXIII
Ὅτι διάφορος τῶν ἀγωνιζομένων ἡ ψαλμῳδία. См. у Попова стр. 393–394. О том, что псалмопение подвижников разнообразно.
κεφ. oδ′ глав. LXXIV
Ὅτι ἄλλη ἡ φυσικὴ σοφία καὶ ἄλλη ἡ ἀληθινή, ἡ ἐκ τοῦ Ἁγίου Πνεύματος ἐνεργουμένη. См. у Попова стр. 399. О том, что иная естественная мудрость и иная истинная, содействуемая Духом Святым.
κεφ. oε′ глав. LXXV
Πῶς τις ἑαυτὸν καθαρὸν ἐπιγνώσεται κατὰ τῶν Εὐχητῶν; См. у Попова стр. 403. Каким образом кто-либо будет почитать себя чистым, согласно с учением Евхитов?
κεφ. ος′ глав. LXXVI
Ὅτι ἡ μὲν χάρις μετὰ τὸ βάπτισμα ἔνδον ἐστίν, ὁ δὲ σατανᾶς ἔξωθεν ἐνεργεῖ. См. у Попова стр. 404–406; Сн. стр. 431. О том, что после крещения, с одной стороны, находится благодать внутри, а с другой со вне действует сатана.
κεφ. οζ′ глав. LXXVII
Ὅτι ἡ ψυχή, γευσαμένη τῆς χάριτος, πάντων καταφρονεῖ τῶν τοῦ κόσμου ἀγαθῶν 55. См. у Попова стр. 431. О том, что душа, вкусившая благодати, презирает все блага мира.
κεφ. οη′ глав. LXXVIII
Ὅτι ὁ νοῦς ἐστι τὸ κατ’ εἰκόνα. О том, что ум есть то, что по образу (Божию).
κεφ. οθ′ глав. LXXIX
Κατασκευὴ τῶν εἰρημένων, καὶ ὅτι τὴν ἡμετέραν ἔχουσι ῥᾳθυμίαν ἀφορμὴν οἱ δαίμονες. Си. у Попова стр. 436. Подтверждение сказанного и о том, что демоны имеют причину в нашей беспечности.
κεφ. π′ глав. LXXX
Ἀνατροπὴ τοῦ τῶν Εὐχητῶν δόγματος. См. у Попова стр. 438. Опровержение догмата Евхитов.
κεφ. πα′ глав. LXXXI
Ὅτι δύο γένη δαιμόνων εἰσίν. См. у Попова стр. 441. О том, что двух родов бывают демоны.
κεφ. πβ′ глав. LXXXII
Ὅτι οὐκ ἐν τῷ βάθει τῆς ψυχῆς τὸ κακόν, καὶ πῶς τις οίκος γἶνεται τοῦ Ἁγίου Πνεύματος. См. у Попова стр. 449–450. О том, что зло находится не в глубине души, и каким образом кто-либо делается жилищем Духа Святого.
κεφ. πγ′ глав. LXXXIII
Πῶς 56 τινες ὑπενόησαν τὴν πλάνην συνεῖναι τῷ ἀγαθῷ, καὶ τὶ κοινοῖ τὸν ἄνθρωπον; См. у Попова стр. 456. Каким образом некоторые подумали, что заблуждение случается и с хорошим человеком, и о том, что оскверняет человека (Мф. 15:18).
κεφ. πδ′ глав. LXXXIV
Ὅτι ἀδύνατον συνεῖναι τὸν πονηρὸν τῇ ἀγνοια. См. у Попова стр. 458. О том, что не возможно, чтобы лукавый приступал (к человеку) в неведении.
κεφ. πε′ глав. LXXXV
Ὅμοιον. τῷ ἄλλῳ. Ὅτι 57 πῶς παραχωροῦνται οἱ δαίμονες ἐνοχλεῖν 58 τῇ ψυχῇ. См. у Попова стр. 459. Подобна предыдущей. О том, каким образом демоны попускаются тревожить душу.
κεφ. πς′ глав. LXXXVI
Πῶς παιδεύεται ὁ ἄνθρωπος; См. у Попова стр. 462. Ркп. № 36: Ὅτι οὐ χρὴ 59 τὸν σατανᾶν κοινὸν οἰχητήριον μετὰ τοῦ Κυρίου 60 κεκτῆσθαι τὸν ἀνθρώπινον νοῦν. Это почти дословно сходно с холиастом См. у Попова стр. 462. Каким образом воспитывается (наказывается) человек? О том, что не подобает, чтобы сатана имел в уме человеческом общее обиталище с Господом.
κεφ. πζ′ глав. LXXXVII
Τές ἡ κατὰ παίδευσιν καὶ τίς ἡ κατὰ ἐπιστροφὴν παραχώρησις; См. у Попова стр. 465. Ркп. № 36: Διαφορὰ τῶν παραχωρήσεων. Какое попущение бывает для воспитания и какое для обращения (к Богу).   Различие попущений.
κεφ. πη′ глав. LXXXVIII
Ὅτι ἐστὶ πολλάκις τὴν καρδιάν μερικῶς μἐν φωτίζεσθαι, καὶ μερικῶς δὲ καταλιμπάνεσθαι. Си. у Попова стр. 468. О том, что много раз случается, что сердце отчасти просвещается, а отчасти предоставляется себе.
κεφ. πθ′ глав. LXXXIX
Πῶς ὁ λαβὼν τὴν εἰκόνα καὶ τὴν ὁμοίωσιν κτήσεται; См. у Попова стр. 471. Каким образом получивший образ приобретет и подобие?
κεφ. ϟ′ глав. ХС
Ὅτι ὁ ἔχων τὴν ἀγάπην οὔτε βρώσεως ὀρέγεται εὐχερῶς. См. у Попова стр. 475. О том, что имеющий любовь легко не протягивает рук к пище.
κεφ. ϟα′ глав. ХСІ
Πῶς γνωσθήσεται ὁ κτησάμενος τὴν ἀγάπην; См. у Попова стр. 477. Каким образом будет узнан приобретший любовь?
κεφ. ϟβ′ глав. ХСІІ
Ркп. № 36 [Πῶς 61 δράμοι τις ἐπὶ τὴν ἁγίαν ἀγάπην;]. См. у Попова стр. 491. Каким образом достиг бы кто-либо святой любви?
κεφ. ϟγ′ глав. ХСІІІ
Ὅτι τραχεῖαν τὴν ὁδὸν τῆς ἀρετης 62 ἡ ἡμετέρα φαυλότης ὑπονοεῖ. См. у Попова стр. 493–494. О том, что наше ничтожество предполагает, что путь добродетели суров.
κεφ. ϟδ′ глав. ХСІV
Ὅτι ἔγνωσται ὑπὸ τοῦ Θεοῦ ὁ ὑπομένων τὰ ἐπερχόμενα. См. у Попова стр. 496–497. О том, что терпящий находящие (беды) познан Богом.
κεφ. ϟε′ глав. ХСV
Ποσαχῶς ἡ ταπεινοφροσύνη; См. у Попова стр. 502. Как разнообразно смиренномудрие?
κεφ. ϟς′ глав. ХСVІ
Πῶς oἱ ἀνόητοι διαρπάζονται τὰς ψυχάς [ркп. 36 прибавлено: καὶ πῶς χρὴ τὸν φιλόθεον διαιτᾶσθαι]; См. у Попова стр. 508. Каким образом безумцы терзают свои души, [и каким образом следует проводить жизнь боголюбцу]?
κεφ. ϟζ′ глав. ХСVII
Ὅτι χρὴ δι’ ὅλου προσεύχεσθαι. См. у Попова стр. 511. О том, что должно молиться обо всем.
κεφ. ϟη′ глав. ХСVІІІ
Περὶ ἀπαθείας 63. См. у Попова стр. 513. О бесстрастии.
κεφ. ϟθ′ глав. ХСІХ
Τίνες προκόψαντες μάχονται δαίμονας. См. у Попова стр. 516. Ркп. № 36: Τίνες προκόψαντι μάχονται δαίμονες. Некоторые преуспевшие (в добродетелях) борются с демонами. Некоторые демоны борются с преуспевающим (в добродетелях).
κεφ. ρ′ глав. С
Περὶ ἐξομολογήσεως. См. у Попова стр. 521. Об исповеди.

Представленные нами здесь надписания к ста главам аскетического слова бл. Диадоха, напечатанные главным образом по рукописи XII в. Афоно-Ватопедской библиотеки № 405, отличаются ясностью и определенностью мысли, по изложению большею частью кратки, а поэтому в научном отношении ценнее подобных надписаний анонима-схолиаста XII в. в его πίναξ᾽ѣ, страдающем многословием, излишними повторениями и даже некоторым риторизмом. Указанные недостатки с особенною силою выступают, но нашему мнению, в последних главах (с 94–100) стоглава. Здесь в надписаниях главная мысль главы передается в самых общих и иногда даже туманных чертах. Впрочем, это не мешает нам предполагать, что аноним-схолиаст был знаком со списками надписаний к стоглаву по греческим рукописям и, быть может, даже почерпнул их отсюда, хотя я и некоторой переделка. На это наводят нас сопоставления надписаний у анонима-схолиаста с надписаниями, по Афоно-Ватопедской рукописи XII в. № 405, в главах начальных 1, 3, 4, 5, и отчасти 93, а особенно в 86 главе, по рукописи 1314 года Афоно-Ксенофской библиотеки № 36.

Продолжая далее делать сопоставления вновь открытых нами, по афонским рукописям, надписаний к стоглаву бл. Диадоха с известными в латинском тексте подобными надписаниями XVI в. Франциска Турриана, мы нашли, что надписания последнего в главах 6, 7, 8, 19, 20 и др. почти дословно сходны с издаваемыми нами надписаниями по греческим рукописям, а в некоторых случаях (глав. 34, 41, 57, 81, 87) сходство замечено лишь по мыслям. Это обстоятельство, по нашему мнению, с настойчивостью выдвигает снова на очередь вопрос, от решения которого отказался проф. Попов (стр. ХII), что Турриан в 1578 году действительно издавал греческий текст аскетического слова бл. Диадоха и даже по трем рукописям (стр. X), и что Казимир Уден († 1717) не стремился вводить ученых в заблуждение, говоря неоднократно об этом editio princeps (стр. X, прим. 2). Придумывать надписания латинскому переводчику аскетического слова бл. Диадоха, как выражается еп. Феофан, не было никакой надобности; эти надписания он мог свободно перевести прямо с греческого оригинала, по которому было им сначала издано λόγος ἀσκητικός. Конструкция речи, краткость и ясность мысли в Турриановских надписаниях не противоречат настоящему предположению.

Вот сколько важных в научном отношении вопросов поднимает серьезное изучение различных списков λόγος ἀσχητιχός и существующих в рукописях разнообразных списков надписаний к его ста главам. Для проф. Попова, по причинам, достаточно нами выясненным, всех этих вопросов не может существовать.

* * *

9

В ркп. XVI в. Соловецкой библ. № 531 (202) главы бл. Диадоха 36 и 37 надписываются: «о сонном видении», глав. 42 – «о воздержании», гл. 47 – «о посте», 48 – «о пьянстве», 52 – «о иже в бани мытися», 53 – «о врачах» (Описан, ркп. Солов, монаст., находящихся в библ. Казан, дух. Академии. Каз. 1886, ч. II, стр. 269). В ркп. XVII в. М. Синод, библ. № 469, по словам проф. Попова, «надписания буквально сходны с тем, что в этом отношении находится в Турриановом латинском переводе аскетического творения бл. Диадоха» (стр. XXIV).

10

Как назвали бы издательский подвиг, если бы кому-нибудь из почитателей графа Л. Н. Толстого пришла нелепая мысль главы обычного Евангелия (в русском Синодальном переводе) надписать оглавлениями из мнимого евангелия этого маститого корифея русской литературы?

11

В указании разночтений мы три рукописи будем цитовать просто под их номерами. № 40 ἐστί – нет.

12

№ 36 читается так: Τίς ἡ ἐνέργεια.

13

Там же нет члена τόν.

14

ταπεινόν заменено πνευματικόν.

15

Нет этого слова.

16

Прибавлено это слово.

17

ἀποδοκιμάζιται.

18

Прибавлен член.

19

γνωσθήσεται.

20

χρηστότητος.

21

ἡμῶν αἴσθησις.

22

διακρίναι

23

λογισμὀν ἀταράχον.

24

ἐπέρχεται.

25

πνευματικῆς. В переводе мы держимся этого варианта.

26

Нет: σκσπεῖν δεῖ.

27

Прибавлено: ἁγίου. Ркп. № 40 имеет эту же прибавку.

28

Взято нами из Ксеноф. код. № 86, как необходимое дополнение.

29

Там же прибавлено: καὶ ἀγαπῶσα τὸν Θεόν.

30

καλὴ ἡ ὑπακοή.

31

διώξει.

32

δαίμονα. Слово это стоить в обоих кодексах: № 40 и № 36.

33

В ркп. № 40 опущено это слово.

34

В ркп. № 36 надписание все читается так: Ὅτι τὸ μίτρον ἐν τοῖς βρώμασι κάλλιστον.

35

Ркп. № 36 ὑπό.

36

То же самое.

37

χρὴ

38

Отсюда и до конца надписания пропуск.

39

Взято из ркп. № 36.

40

Там же συναπάγεσθαι.

41

Прибавлено: Ὅτι πνεύματι.

42

Расстановка слов иная: Ἀγαπήσωμεν πῶς τὸν Κύριον; в ркп. № 36 и № 40.

43

Ркп. № 86 δεῖ.

44

Отсюда и далее до конца совершенно отсутствует текст надписания.

45

ἀφελομένω.

46

προσαπολύεται.

47

τῶν ἰδίων.

48

Ркп. № 40 прибавлено: ὁμολογητὴς δὲ ὁ ὑπὸ κριστιανοῦ κακοδόξου, οἶος ἦν καὶ ὁ οὐχ ἁλής (;).

49

Ркп. № 86 φιλοσοφίας.

50

Τοῦ μεμερισμένως. Чтение это, кажется, более правильное.

51

В Ркп. № 40 находим следующее, неудобовразумительное дополнение: ὡς θαῦμα στοίουσιν (;) οἱ λόγοι ἀνδρὸς τοῦ Θεοῦ, καὶ λόγος μέλιτος γλυκάζων.

52

Ркп. № 36 παρὰ.

53

παρενοχλεῖν.

54

χαρίζονται. Чтение это более правильное.

55

χαλῶν.

56

πόθεν.

57

Опущено: Ὅμοιον τῷ ἄλλῳ. Ὅτι

58

ὀχλεῖν. У схолиаста – анонима читается это надписание с следующею прибавкою: ὡς ἀστραπὴν ἐκ τοῦ οὐρανοῦ διὰ τὴν ἔπαρσιν πεσόντα (у Попова стр. 462).

59

У схолиаста-анонима читается это надписание с следующею прибавкою: ὡς ἀστραπὴν ἐκ τοῦ οὐρανοῦ διὰ τὴν ἔπαρσιν πεσόντα (у Попова стр. 462).

60

Там же τοῦ ἰδιοῦ Δεσπότου.

61

В рукописях № 40 и № 406 этого надписания не имеется.

62

Подчеркнутые слова читаются и в надписании этой главы у анонима-схолиаста (см. у Попова стр. 98–494).

63

В ркп. № 86 это надписание читается в таком виде: Τί ἐσχιν ἀπάθεια; Что такое бесстрастие?


Источник: Сборник статей, посвященных почитателями академику и заслуженному профессору В.И. Ламанскому по случаю пятидесятилетия его ученой деятельности : В 2-х част. - Санкт-Петербург : Тип. Имп. Акад. наук, 1907-1908. (Записки Историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета; Ч. 847). / Ч. 1. – 1907. – 656 с. / А.А. Дмитриевский. Опыт издания греческих церковных писателей древнейшего времени в русской патрологической литературе. 327-656 с.

Комментарии для сайта Cackle