Движения народов на север: Киммерия, Скифы, Сарматы-Азы

Запад, т. е. Европа, отделялась более и более от Востока. Падение вано-ассирийской династии, связанной единством племени и сказаний религиозных с Индостаном и берегами Атлантического океана, восстание новой, более местной и враждебной всем другим племенам династии Халдео-Ассирийской, образование отдельных, разностихийных государств в Малой Азии и усиление эллинского дружинного общества прервали все сношения по путям южным. Движение Кельто-Кумрийцев на север в междуречье Волги и Дона разрезало цепь ванских поселений, за Кавказом. Примыкая к глубокому Северу и к предгорью уральскому, Кимвры приняли часть дикого быта и примесь словесных стихий от средне-азийских Финно-Турок, давно уже обогнувших с севера область славянскую и населивших всю пустыню от Алтая до гранитных утёсов скандинавской цепи. Удаление Кимвров за Кавказ относится ко времени Вано-Ассирийцев; изгнание их из Приволжья современно падению халдео-ассирийской династии. Жительство их в степях приуральских продолжалось около, если не более, десяти столетий. Полчища их прорывались иногда далеко на юг через кавказские ущелья; колонии, вероятно, раскинулись далеко на северо-запад к берегам Балтики (вендского блата) и, может быть, в север Германии. Но к концу VII столетия до P.X. усилившиеся средне-азийские племена с берегов Иртыша и Оби спустились к волжским берегам и вытеснили Кимвро-Кельтов из их древних жилищ. Разгромленные, испуганные диким налётом кочевого народа, Кимвры бежали, иные по прибережью Чёрного моря в Малую Азию, где, после разорения многих городов, они погибли от соединённого напора туземцев; иные в Крым, где они долго ещё удерживались в горах, теснимые Сармато-Аланами и Славяно-Гетами; иные на северо-запад в Германию, в Галлию и в Британию заморскую, где они основали постоянные жилища. В Германии разрезали они приморские области Славян и Германцев и поселились в Херсонесе кимврском, теперешнем Ютланде; в Галлии они основали область Беолгов (Бельгию); в Британии утвердились под именем Кумри.

Кимвр и Иотун или Иют одно и то же, как уже сказано; Беолг, по всем вероятностям и по преданиям значило священный от корня беол или бел. Имя Волга (Итиль, Волга или Болга – святая река) дано ей тем же племенем, которое самого себя называло святым, и нет сомнения, что бо́льшая часть северных и восточных семей в России, так же как и часть прибалтийских Эстов и Леттов110, состоит из смешения стихий кельто-кумрийских, средне-азийских и отчасти сарматских (в Черемисах и Мордве), Кумри и Беолги или Фир-Болг ворвались и в Ирландию; но в области уже более образованной, чем остальные Кельты, и принявшей много начал финикийских, Кумри-Беолги приняты были как враги и завоевали себе жилища мечом. Радушнее был приём в полупустынной Британии и в Галлии, где пришествие Белгов усилило Кельтов и помогло им мало-помалу подвигаться к Средиземному морю, уничтожать венето-лигурские и небольшие иверские семьи и наконец, составить громадную силу, долго угрожавшую всей южной Европе за Пиренеями, Альпами и в самой Элладе. Возрастание Кельтов очевидно, совпадает, с бегством Кимвров из их восточной области.

Кочевые средне-Азийцы, завоеватели Приволжья, прослыли Скифами у Эллинов и Иранцев по области, в которой они поселились, ибо самая земля Кумрийцев считалась частью великой сако-гетской (славянской) стороны. Достигнув Кавказа, они скоро прорвались через его восточные скаты по прибережью Каспия в области иранские и понеслись на юг неудержимым, разрушительным потоком. Перед ними пали ополчения юного царства мидийского; Ниневия и Вавилон едва спасаются несокрушимой крепостью своих стен; Сирия, Финикия и Иудея покрываются развалинами городов своих и трупами жителей; Египет, устрашённый, высылает своего фараона Псамметиха с богатыми дарами навстречу завоевателям и откупается от опустошительного набега. Это нашествие совершенно похоже на налёты позднейших орд Средней Азии, на губительные походы Темуджина или Тимура. Целых двадцать восемь лет гостили дикари в земле иранской, сохраняя свои кочевые обычаи и беспощадно угнетая побеждённых, покуда они не погибли в один день от измены и всеобщего восстания Мидии. Уже много столетий прошло с тех пор, как Европа и Азия знали имя и могущество Скифов; но не было ни прежде, ни после подобного явления до тех пор, покуда не восстали в силе своей народы горной средне-азийской твердыни. Очевидно, эти Скифы не имели с истинными Сако-Гетами ничего общего, кроме имени, данного им полуучёным невежеством южных народов.

Бо́льшая часть ополчения, прошедшего через Кавказ, была уничтожена. Беглецы, избегнувшие смерти, и часть племени, оставшаяся на севере, основали на несколько веков своё кочевое жительство в степях придонских и на берегах Чёрного моря. Тут сражался с ними Дарий; тут знал их Геродот, знавший также, что они не назывались никогда Скифами111; и в то же время смешивавший с ними под одним общим названием Вендов (Вудинов) и другие славянские оседлые семьи (которых он называет с большей справедливостью Скифами землепашцами), и ветви семей славянских, принявших по обычаю племени кочевой быт казаков для охраны своих мирных и оседлых братий: тут, наконец, погибли северо-восточные пришельцы, от дружного напора Сарматов с востока и Гетов с юго-запада.

Покуда Приволжье было областью Кимвров, выходцы из среднего Ирана, сыны горной области мидийской, Азы или Сарматы (позже известные под именем Аланов) отодвинули Кельто-Иверцев на север и в ущелья Кавказа и основали своё жилище на его южном скате. Долго старались они бесполезно прорваться через эту горную твердыню и не могли вполне одолеть сопротивления Кумрийцев. Кавказ со своими тесными долинами, перехваченными каменной стеной, прославился в сказаниях Ирана под именем железного пояса, отделяющего людей от злых великанов. То же самое сказание перенесено было Азами в скандинавский полуостров, и Эдда сохранила нам имена двух враждебных племён в божественных Азах (т. е. Иранцах) и Иотунах (т. е. Кимврах). Новопришлый кочевой народ первым порывом своим мог вытеснить Кимвров и опустошить весь юго-запад Азии, но он не имел той плотной и упорной крепости, которая необходима для продолжительной борьбы. Сарматы, не одолевшие сопротивления Кумрийцев, вскоре отодвинули их победителей и заняли берега Волги и Каспия. Может быть, они уже и прежде прорвались в степь с восточного берега Каспия (из земли позднейших Парфян) или с моря; быть может, они начали заселять устье Волги ещё при Кумрийцах, но усилились они уже после победы средне-азийских Скифов. Сильнее и сильнее становился перевес Сармато-Аланов, и когда последние Кумрийцы были принуждены бежать из Крыма, когда кочевое племя пришельцев погибло, когда остались соперниками только кроткие, но всё непобеждённые семьи Ванов славянских, тогда Аланы наполнили весь мир славой своего оружия и прослыли первым из народов Севера.

Имена сарматских вождей, их вооружение и панцири на конях, остатки языка Азов в Осетии и вся мифология Азов в Скандинавии убедительно доказывают происхождение главной сарматской семьи из Ирана. Её ветви и народы, составившиеся из примеси к нему инокровных стихий (как Яз зиги) и народы, принявшие от него имя по тщеславию Алан, засвидетельствованному древними, весьма многочисленны и не были ещё предметом дельных монографий. Впрочем, для истории достаточно понять движение великого средне-иранского племени на север. Оно началось около 8 веков до P.X. и продолжалось до I или II по P.X. Нет сомнения, что враждебные отношения Кимвров, мнимых Скифов и Сарматов, к племенам вендским должны были прекратить или, по крайней мере, сильно ограничить торговлю восточных Ванов, Саков и Гетов, живших на Востоке от Каспия и Волги, с их западными братьями. Таким образом, разъединение Восточного Ирана и Европы произошло почти в одно время от границ Египта до скатов Урала и сообщение не возобновлялось до тех пор, покуда заволжское вендское казачество (Гунны) не прорвало преграды, положенной иноплеменниками в продолжение почти 20 веков.

Уже из древних многие полагали Сарматов выходцами из области мидийской (т. е. Среднего Ирана). Истина этого мнения явна из показанного уже пути Азов от гор Мазендерана до Скандинавии и из прежнего общения между Ванами и Азами. Следы же этого общения, резко врезавшиеся в мифологию Севера, запечатлены на юге именем Аза-Вана, данным Кабулу жителями Индостана. Рассказ Геродота о происхождении Сарматов не заслуживает никакого внимания; но Диодор Сицилийский112, несмотря на грубую ошибку, бросает яркий свет на древнюю историю Востока. «Скифы, по его словам, владели несколько времени всеми странами от Днепра до Индийского океана. Великие государи управляли ими, давая свои имена многим народам (как-то Сакам, Массагетам и другим) и основывая многие колонии. Из этих колоний две самые замечательные: Сарматы, выселенные Скифами из Мидии, и колония, посланная ими же из Ассирии в Пафлогонию припонтийскую». Оставив в стороне ошибочное понятие об отношении и смешении Скифов древних (Сако-Гетов) с мнимыми Скифами (средне-азийскими), мы видим, что Диодор из преданий словесных или писанных знает про мидийское (средне-иранское) происхождение Сарматов (Азов), про власть Скифов в Ассирии и про основание колонии их на берегах Чёрного моря. Таким образом, объясняются Саки или Гуны приевксинские, упоминаемые в клинообразных надписях; а исторический ход истинного скифского (сако-гетского) племени, выведенный из других источников, подтверждается прямым свидетельством древнего писателя.

* * *

110

Эсты и Летты состоят из стихий кельто-кумрийских. Ср. «Parrot» Liwen, Letten, Esten.

111

«Скифы себя называют „Сколоты“» Гер. IV, 6.

112

Диодор: II, 43.

Комментарии для сайта Cackle