О запрете поклонов в воскресный день

Источник

Вопрос о поклонах в воскресный день относится к числу имеющих очевидный ответ с точки зрения теории, однако при его подробном рассмотрении выявляются некоторые нюансы (главным образом, исторического характера), которые требуют внимания.

Содержание

Древние каноны Позднейшие тексты, регулирующие поведение христиан в храме Аргументы в пользу поклонов в воскресный день 1. Главный аргумент: каноны запрещают только стояние на коленях во время ектений 2. «Евхаристические» поклоны 3. Второстепенные аргументы в пользу земных поклонов в воскресные дни Вывод

Древние каноны

Начнем с того, что существует множество авторитетных предписаний, запрещающих земные поклоны в храме в воскресный день. Хронологически самым ранним является 15-е правило сщмч. Петра Александрийского (нач. IV века):

«Воскресный же день провождаем, яко день радости, ради воскресшаго в оный. В сей день и колена преклоняти мы не прияли».

Так как поклоны – выражение покаянного чувства, и они с радостью несовместимы, то и следствием радости о Христе воскресшем является отмена поклонов. Вскоре авторитетное мнение сщмч. Петра было подтверждено и превратилось в обязательный для всех христиан принцип благодаря 20-му правилу I Вселенского Собора (325 г.):

«Понеже суть некоторые преклоняющие колена в день Господень, и во дни Пятидесятницы: то, дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому собору, да стояще приносят молитвы Богу».

В конце VII века запрет на поклоны в воскресенье подтвержден в 90-м правиле Трулльского Собора (692 г.):

«От богоносных отец наших канонически предано нам, не преклоняти колен во дни воскресные, ради чести воскресения Христова. Посему, да не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в олтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера, в который, по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом возсылаем молитвы ко Господу. Ибо нощь по субботе приемля предтечею воскресения Спасителя нашего, отселе духовно начинаем песни, и праздник из тьмы во свет приводим, так что с сего времени всецелую нощь и день торжествуем воскресение».

Заметим, что здесь имеет место проекция запрета на поклоны в воскресный день на богослужение: поклоны прекращаются после входа на вечерне в субботу вечером и возобновляются только через сутки на вечерне накануне понедельника. И еще указана причина отмены поклонов: «ради чести воскресения Христова».

Святитель Василий Великий в своем трактате «О Святом Духе» (глава 27, этот же фрагмент вошел в Книгу правил как 91-е правило свт. Василия Великого) интересным образом объясняет духовные причины отмены поклонов в воскресный день. Так как воскресный день символически изображает жизнь будущего века, то и молиться в этот день следует стоя, самим положением тела демонстрируя принятую нами от Бога благодать и наше равночестное святым состояние в будущем (тогда как поклонами мы выражаем свое греховное состояние, как бы изображая нынешнюю грешную жизнь):

«В первый день седмицы совершаем молитвы, стоя прямо, но не все знаем тому причину. Ибо не только, как совоскресшие со Христом и обязанные искать вышних, в воскресный день прямым положением тела во время молитвы напоминаем себе о дарованной нам благодати, но и потому сие делаем, что этот день, по-видимому, есть как бы образ ожидаемого нами века <…> то есть, оное состояние, которое последует за теперешним временем, оный непрекращающийся, невечерний, несменяющийся день, оный нескончаемый и нестареющийся век. Посему Церковь по необходимости научает питомцев своих совершать в сей день молитвы стоя, чтобы при частом напоминании о нескончаемой жизни не вознерадели мы снабдить себя напутствиями к преставлению в оную. Но и вся Пятидесятница есть напоминание о воскресении ожидаемом в вечности. <…>. В сию-то Пятидесятницу церковные уставы научили нас предпочитать прямое положение тела в молитве, сим ясным напоминанием как бы преселяя наш ум из настоящего в будущее. Но и каждым коленопреклонением и восклонением от земли на самом деле показываем, что чрез грех пали мы на землю и человеколюбием Сотворшего нас воззваны на небо»1.

Таким образом, святоотеческая традиция ясно запрещает поклоны в воскресные дни; причем на основе объяснения святителя Василия Великого можно заключить, что поклоны возбраняются не только в церкви, но и в келейной молитве (так как и в домашней молитве мы должны памятовать о жизни будущего века, к которой мы стремимся).

Позднейшие тексты, регулирующие поведение христиан в храме

Подобный запрет повторяется и в статьях и книгах, которые регламентируют практику уже нашего времени. Так, книга «Устав о христианском житии, сиречь, о постах и о поклонах и о праздницех великих, средних и малых, такожде и о домашней молитве како достоит за всю церковную службу лишившимся соборныя службы псалтырию или поклонами или молитвами исправляти», представляющая собой кодекс правил старообрядческой традиции, но имеющая косвенный авторитет и для нас (так как воспроизводит практику XVI–XVII вв.), однозначно говорит о запрете на земные поклоны от «Сподоби, Господи…» в пятницу вечером до «Сподоби, Господи…» в неделю вечером (то есть в богослужебные субботу и воскресенье). При этом составитель ссылается на авторитетного византийского писателя XI века Никона Черногорца, оставляя только разрешение на «поклоны приходные и исходные в пояс»2 (то есть 3 поясных поклона при входе в храм и 3 при выходе из храма). Аналогичное предписание повторяется в статье «Наставление, как вести себя православному христианину в храме Божием», которая печатается в нашем Часослове.

Аргументы в пользу поклонов в воскресный день

1. Главный аргумент: каноны запрещают только стояние на коленях во время ектений

Наш авторитетный современник – литургист свящ. Михаил Желтов объясняет запрет поклонов в воскресные дни историческими причинами: в III–IV вв. (даты неточные, могут быть скорректированы) было принято преклонять колени во время ектений; так как литургии совершались преимущественно в воскресные дни, то и на них ектении совершались с преклонением колен (кстати, сам факт обсуждения проблемы в канонах говорит о существовании подобной практики в то время, в том числе и при жизни святителя Василия Великого). Как объясняет авторитетный исследователь Хуан Матеос, практика преклонения колен во время ектений появилась на основе двух традиций: преклонения колен в частной молитве и коленопреклонного моления оглашенных. Видимо, под влиянием этих аспектов и верные стали преклонять колени на ектениях; при этом молитвы на ектениях в основном имели покаянное содержание3. И как раз каноны пытаются запретить коленопреклонения в воскресные дни, оставляя их для дней будничных; аналогично каноны запрещают ектении с преклонением колен в период Пятидесятницы, предполагая возобновление этих ектений на богослужении в канун понедельника по Пятидесятнице4.

Конечно, следует согласиться с основной идеей аргумента: исторически приведенные канонические запреты совершать поклоны в воскресные дни относились к чтению коленопреклонных молитв во время ектений. Прямого отношения к простым поклонам-простираниям эти запреты не имеют. Впоследствии эта практика вышла из употребления (свящ. М. Желтов полагает, что уже в VII веке, то есть во время Трулльского Собора, коленопреклонение во время ектений ушло в прошлое), потому на первый взгляд кажется, что каноны не запрещают однократные поклоны (то есть быстрые поклоны, когда человек сразу поднимается, а не продолжает стоять на коленах) в воскресные дни.

Однако можно привести и возражения. Во-первых, в том же IV веке, скорее всего, зарождается практика отказа от коленопреклонных ектений по воскресеньям: Хуан Матеос указывает, что в чине литургии святителя Василия Великого, которая как раз совершалась по воскресеньям, этих коленопреклонных ектений не было, в отличие от литургии святителя Иоанна Златоуста, которая совершалась в будние дни5. Во-вторых, хотя практика совершения ектений с преклонением колен ушла в прошлое, сами канонические запреты остались и, видимо, они стали пониматься расширительно как отмена любых поклонов в воскресные дни. В пользу этого можно привести замечание Н. Д. Успенского, который рассматривает предписание средневековых греческих типиконов совершать поклоны перед Честным Крестом в праздник Воздвижения в том числе в субботу и неделю и замечает: так правила церковные запрещают совершать поклоны в субботы и воскресенья, то потребовалось специальное уточнение, что к поклонам перед Крестом это не относится6. Таким образом, для составителей средневековых уставов принцип запрета поклонов в субботние и воскресные дни был чем-то самим собой разумеющимся.

2. «Евхаристические» поклоны

Несмотря на все приведенные выше правила, на практике многие христиане совершают земные поклоны в воскресенье. При этом приведенные выше правила или считаются неактуальными, или толкуются в специальном историческом ключе (см. выше). Главной проблемой являются «евхаристические» поклоны, то есть поклоны во время литургии, связанные с освящением Даров. В практике могут совершаться 3 поклона такого типа на литургии: во время чтения молитвы эпиклезиса при пении «Тебе поем, Тебе благословим…» (когда как раз, как считается, и происходит пресуществление Святых Даров), при возгласе «Святая святым» (когда священник поднимает освященный агнец) и при выносе Чаши для причащения мирян. Многие воцерковленные люди, не совершая других поклонов в храме в воскресный день, считают, что на «евхаристические» поклоны это правило не распространяется (в основном земные поклоны и совершаются в указанные моменты литургии). Особенно важно, что поклон на освящение даров во время евхаристического канона делают и священнослужители, тем самым призывая мирян к подражанию.

Здесь можно предложить два возражения. Во-первых, на практике в пасхальный период (а также на двунадесятые праздники) священники после освящения Даров заменяют земной поклон поясным. С полной уверенностью этот принцип уместно распространить и на мирян, более того, расширить область его применения на все дни, когда земные поклоны в церкви не допускаются. Во-вторых, на самом деле «евхаристические» поклоны – практика позднейших веков. Сама идея указать конкретный момент освящения Даров, выделить в евхаристической молитве «тайносовершительную формулу» – наследие католической традиции, которую современные богословы пытаются преодолеть. В Служебнике в чине литургии эти поклоны не упоминаются, на практике их стали совершать с конца XVII века. Учитывая их неуставной характер, можно в принципе воздержаться от совершения этих поклонов даже и в будние дни; тем более нежелательно их практиковать в день воскресный.

3. Второстепенные аргументы в пользу земных поклонов в воскресные дни

Мы рассмотрели два главных возражения в пользу земных поклонов в воскресные дни: историческое объяснение канонических запретов применительно к коленопреклонению на ектениях и убеждение о безусловной обязательности евхаристических поклонов. Теперь еще ряд второстепенных доводов.

1. Авторитет настоятеля. Некоторые апеллируют к авторитету настоятеля/служащего священника, который предстоит за народ пред Богом и несет ответственность за богослужебный чин7. Логика такова: если настоятель совершает поклон, то все прихожане должны подражать ему, не рассуждая. На практике так зачастую и бывает, когда настоятель позиционирует себя «типиконом», однако ведь настоятель как человек может ошибаться или культивировать спорную практику.

2. Участие в богослужении только в воскресные дни. Кто-то может сказать: по будням у меня нет возможности приходить в храм, я там бываю только в воскресные дни. Что же мне теперь – вообще никогда совершить поклон в церкви (тем более если внутреннее покаянное чувство требует этого)? Похожее мнение выражает один из наших современников: «Есть мнение, что т.к. редко кто из нас делает все положенные уставные поклоны (например, Великим постом), то не будет греха сделать земной поклон (особенно перед Святыми Дарами) и в неуставное время»8. Опять-таки, нужно различать поклоны богослужебные и поклоны частные (по терминологии свящ. М. Желтова, «ординарную молитву» и «частную практику благочестия»9). Можно рекомендовать воздерживаться от поклонов во время богослужения, тогда как индивидуальные поклоны вне богослужения можно допустить.

3. Поклоны в экстраординарных случаях. Выдвигаются такие странные аргументы: «Один старец на вопрос о том, можно ли делать земные поклоны в воскресные дни, говорил: «А если тебе в воскресный день явился Сам Господь, ты сказал бы: „Господи, рад бы поклониться Тебе, но прости меня, сегодня устав не позволяет, приими от меня поясной поклон“? <…> И ещё аргумент. Если, например, будет совершаться хиротония на Пасху, то ставленник кладет земные поклоны перед архиереем и Престолом и сам на хиротонии стоит на коленях, так тем более можно (и нужно) делать земной поклон перед Святыми Дарами, то есть Самим Господом»10.

В обоих примерах речь идет об исключительных случаях, которые не могут рассматриваться как аргументы в пользу нормативного поведения. Что касается хиротонии, то есть практика отмены земных поклонов во время хиротонии как минимум на период пасхальной седмицы11.

Вывод

Каноны запрещают коленопреклонения в воскресные дни и изначально этот запрет был направлен против древней практики моления на коленах во время ектений. Сама эта практика была отменена примерно в V–VI вв., потому исторический мотив запрета коленопреклонений уже не является решающим. Современная цель отмены поклонов изложена ясно и недвусмысленно: «ради чести воскресения Христова».

Тем не менее, древние правила породили позднейшую норму, по которой все земные поклоны в храмах заменяются поясными в субботние и воскресные дни. В средние века этот принцип был настолько очевиден, что потребовались специальные разъяснения относительно необходимости совершать поклоны перед Крестом на праздник Воздвижения в том числе в субботы и воскресенья. Этот принцип закреплен в различных статьях и книгах, регулирующих правила поведения в храме, хотя авторитет этих документов не безусловный

В настоящее время на практике ограничения насчет земных поклонов в большинстве храмов действуют только в пасхальные дни, на Святках и в дни двунадесятых праздников. Желательно распространить этот принцип как минимум на все воскресные дни года, при этом нужно осознавать, что речь идет о нормативных поклонах во время общественного богослужения. В то же время совершение поклонов в специальных случаях (в дни выноса Креста, в случае принесения в храм чтимой иконы или мощей святого), а также вне богослужения по частной инициативе (например, если человек совершает паломническую поездку и в воскресный день хочет поклониться раке мощей святого) – вполне нормальное явление.

* * *

Примечания

3

Матеос Х. Служение Слова в византийской литургии: исторический очерк / Хуан Матеос ; [пер. с франц. С. В. Голованова]. Омск: Голованов, 2010. С. 258–259

5

Матеос Х. Тафт Р. Развитие византийской литургии // Lex orandi. Издательство Quo Vadis. Киев.: 2009. С. 34–35.

6

Успенский Н.Д. Чин Воздвижения Креста: историко-литургический очерк // [Т. III]: Православная литургия: историко-литургические исследования. Праздники, тексты, устав. М.: Издат. совет РПЦ, 2007. С. 259.


Источник: Кашкин А.С. О запрете поклонов в воскресный день. [Электронный ресурс] // Азбука веры. 28.04.2025.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle