Источник

115. 1490 г. в октябре. Грамоты новгородского архиепископа Геннадия: I) к митрополиту Зосиме и II) к собору епископов – о немедленном принятии строжайших мер против новгородских еретиков (жидовствующих)

Из сборника Импер. Публ. Библиот, Q, XVII, № 15 (собрания Толстого, отд. II, № 254), л. 396–401 и л. 401–404. Первая издана была в Акт. Археогр. Экспед., т. I, № 380, небольшая часть последней – в Правосл. Собесед. за 1863 г., ч. I, отр. 476–481.

I.

Господину отцу моему, митрополиту Зосиме всея Руси, сын твой, архиепископ Великого Новгорода и Пскова владыка Геннадий челом бьет. Что еси, господин мой, прислал ко мне грамоту да списки с грамот с митрополичьих с Геронтиевых, а велел ми еси, господине, по тому же написать грамоты, каковы те списки: ино то ми, господине, велишь свершено от Москвы отписываться, да чтобы тебя, своего господина отца, не видать, ни паки тебе челом ударить; а и о тех ми, господине, грамотах много каятись, что есми дал Геронтию митрополиту; занеже того в постатие не бывало, что владыка на себе в другие Исповедание дает. 2939 Не молви так: «архиепископу бóльшему отписаться от митрополита и от владык» 2940 ; да той грамотой наше святительство под ногами положили! Коли архиепископ ростовский Асаф владычество оставил, и где было по нас по всех послать, да о том соборне накрепко обыск учинить, и они мене тут и в поминки не учинили; а се гонцы ежеден гоняют о мелких делах, с Москвы до Новгорода, в три дня. И аз того для и отписал о тех грамотах к своей братии, архиепископу и епископам, чтобы они извета не чинили теми грамотами, посылали бы по меня, коли им лучится митрополита ставить или которого владыку. А хотел есми того вельми, чтобы мне быта на твоем поставлении, господина отца, нашего. Здесь паки, господине, наказ 2941 государя великого князя о его о великих делах, а велел ми того беречь, а к Москве ехать не велел за своими делами; да и владыки ми писали в своей грамоте, что тебя уже избрали да и на митрополичий двор возвели, «а за коими делами будет ти, деи, нелзе ехать, и ты бы, деи, к нам прислал грамоту свою повольную». И аз к своей братии, архиепископу и епископам, о том о великом о божественном деле послал повольную грамоту, чтобы они то великое божественное дело свершили: и аз с ними в том великом божественном дели во единой воле и хотении.

А что ми, господине, велишь писать Исповедание: ино, господине, Исповедание есми положил отцу своему Геронтию митрополиту да и всему божественному собору, архиепископу и епископам; да то Исповедание у вас в казне. А как есми исповедался пред Богом и пред избранными ангелами, так в том Исповедании стою и теперво неподвижно: ниже к Литве посылаю грамоты, ни из Литвы ко мне посылают грамот, ни паки литовские ставленники служат в моей архиепископии.

А что которые лптовские окаянные дела прозябли в русской земли, в Великом Новеграде, в вотчине государя великого князя, коли был в Новеграде князь Михайло Олелкович 2942 , а с ним был жидовин еретик, да от того жидовина распростерлась ересь в новгородской земле, а держали ее тайно, да потом почали урекаться вопиани: и аз послышав то, да о том грамоту послал к великому князю да и ко отцу его Геронтию митрополиту. И князь великий ко прислал грамоту, а велел ми беречь, чтобы то лихо в земли не распростерлось. И потом пришел Якову обыск на еретиков, и аз их велел имать да подавать на поруку; и те еретики, поручников выдав, да сбежали к Москве: Григорий поп с сыном с Самсонком, да Ереса поп, да Гридя диак Борисоглебский. И аз послал к великому князю первого своего обыска подлинник, а другой подлинник к митрополиту послал. И князь великий тех еретиков на Москве казнил, да казнив их, прислал ко мне: Григория попа с сыном с Самсонком, да Ересима попа, да Гридю диака Борисоглебского; да прислал ко мне свою грамоту, а велел ми тех еретиков обыскивать накрепко со своими боярами Яковом да с Юрием с Захарьичи; а митрополит Геронтий другую грамоту ко мне прислал, по тому же: велел того соборно обыскивать, да обличив их ересь, и понаказать их духовно, чтобы покаялись и отступили от той ереси: и только покаются, да будут милости достойны; а которые не покаются, и тех волели послать к Якову да к Юрию к Захариичем, и они их казнят градской казнью. И которые покаялись да свои действа писали на себе сами своими руками, и аз тех в покаяние принял, да и епитимью есми им держать указал, а велел есми им приходить к церкви да стоять пред церковью, а в церковь есми входить не велел; а которые не покаялись, а хвалят жидовскую веру, и аз тех послал к Якову да к Юрию к Захариичем, а велел есми их градской казнью казнить. И Яков да Юрий дали сына боярского и велели их казнить градской казнью, по Апостолу: «согрешающего пред всеми обличай, да и прочие страх имеют». Да тех есми речей написав подлинник, да послал Геронтию митрополиту. И Геронтий митрополит о том великому князю не подокучил, да тем еретикам конца не учинили: и которые еретики здесь были покаялись, да и действа писали сами на себя своими руками, и те, послышав то, что на Москве живут еретики во ослабе, и они все отселе сбежали к Москве; да там еретики сбежав, да ходили в ослабе 2943 , да и в церковь и в алтарь ходили невозбранно; а иные да и служили там: Гаврилко поп с Михайловы улицы, тот, деи, служил на Москве, а Денис поп – тот в Архангеле служил, да на литургии, деи за престолом плясал, да и кресту ся наругал; ино о том в божественных правилах писано: «аще кто смутит церковью во время божественной литургии, главнόй казни повинен есть». 2944 Да с теми-то попы служили архимандриты, и игумены, и протопопы и священники многие; а писано в божественных правилах, – сам больше ведаешь, господин отец наш, – святых Апостолов правило 10-е: «Аще кто с неприобщающимися любо и в дому помолится, да отлучится»; также святых Апостолов правило 11-е: «Иже с извержением, причетник сый, яко с причетником помолится, да и сам извержен будет»; паки святых Апостолов правило 45-е: «Епископ или поп, или диавол, с еретиками помолився, да отлучится; аще ли повелел им будет что действовать яко причетником, да извержется; так же 70-е правило святых Апостолов: «Аще который епископ, или пресвитер, или диакон, или всяк священнического чина, постится с жидами и празднует с ними, или приимет от них часть опреснока в день праздника им, или что таково сотворит, да извержется, мирской же человек да отлучится» 2945 ; паки правило святого Апостола Павла 12-е: «Еллинским баснем последующе, или жидовским обычаем, аще не отступят от того, да извергнутся». Ино те еретики все то действовали, да не токмо то, но и хулу на самого Христа говорили; а пространно о них, господин отец наш, в подлинники узришь. А Исповедание давали есмя все пред Богом и избранными его ангелами, как ты, господин отец наш, так и мы, твои дети, архиепископы и епископы, что было нам не попустить православного христианина которого с еретиком общения иметь, или с жидовином, паче же кто будет священнического чина, с ними приобщаясь их скверной молитве, или обычаю жидовскому последуя. И ныне благодарим Бога, что те еретики от тебя прещение приняли, как уже ты. Благодатью Святого Духа, поставлен бысть на той высокий степень святительства великой митрополии всей русской земли; а до тебя будет кто попустил тому быть, что ти еретики службу содействовали, да и ти, кто с ними приобщался их еретичеству, или с ними службу содействовали, о том от Христа месть приимут в будущем векe; а от тебя им подобает же казнь принять здесь, противу своему злодейству, по Господню слову: «аще свяжете на земле, будет связан на небеси». Тебе, господину отцу моему, да с тобой наши братия, архиепископы и епископы, собор учинив, да тех проклятью предать, которые исчезли от житья сего: Алексей протопоп, да Истома, да Ивашко Черный, что сбежал с Зубовым, да и в жидовскую веру стали. Да которые в подлинниках писаны, тех бы всех проклятию предать, да и тех, к кому они приходили в соглашение, или кто по них поруку держал, или кто у них печальник, и кто ни будет последовал их прелести; да и ко мне, бы еси, к своему сыну, о том наказал, веля то учинить: и аз бых, твой сын, такоже тех еретиков их единомысленников соборне проклятию предал, того для, чтобы лихо престало, да и нам в том осужения от Бога не было, что мы попустим тому быть, по Господню слову, иже Пророком Иезекиилем речено бысть: «стражу аще видит меч грядущ, и не вострубит трубой и [не] проповесть людям, да ся люди снабдят, и нашед меч, возмет от них душу, таковой убо беззакония деля своего взятся, а крови ее от руки стражевы взыщут». И паки Пророк: «и ты, сыну человеч, стража тя есми поставил дому Израилеву, и услышишь слово от уст моих и предснабдишь è у мене». Таже Пророк Иезекей рече: «егда не ставишь грешника, якоже снабдиться, и нечестива, якоже обратитись ему от пути его и живу быти ему, тъй беззаконник беззаконием своим умрет, а крови его от руки твоей взыщу; аще ли проповеси нечестиву пути его, яко обратиться с него, и не обратится с пути своего, тъй в нечестии своем умрет, а ты душу свою избавишь». Того ради есми тебе, своему господину отцу, вспомянул, еже сам не[не]веси: чтό бы 2946 им была от нашего молчания полза? Ино им того нет: грешник однако в беззаконии своем умрет, а кровь его от руки нашей взыщется. А писано им сице: «аще кто изберет отца потаковника, оба вечную муку наследуют; только же мы воспомянем, а однова грешник обратится от пути своего злого и приимется за благую жизнь (понеже «Бог хочет всех человеков спасти и в разум истинный приити»): ино пастырем сугуба мзда, свою душу спасает, а того душу избавит от смерти, якоже Пророк рече: «жив аз, глаголет Господь, яко не хочу смерти грешника, но яко обратиться ему с пути своего и живу быть». А то се, господине, состала та беда с тех мест, как Курицин из угорской земли приехал, да отселе еретики сбежали на Москву; а писано в подлиннике, что протопоп Олексей, да Истома, да Сверчек, да поп Денис приходили к Курицину, да иные еретики, да он-то у них и печальник, а о государской чести попечения не имеет.

А ныне беда состала земская да нечесть государская велпкая: церкви старые извечные выношены из города вон, да и монастыри старые извечные с места 2947 переставлены. А кто веру держит к святым Божьим церквами, о том писано сице: «освяти любящая благолепие дому твоего и тех прослави божественной твоей силой». Да еще паки сверх того и кости мертвых выношены на Дорогомилово: ино кости выносили, а телеса ведь тут остались, в персть разошлись; да на тех местах сад посажен. А Моисей писал во Втором Законе: «да ненасадишь себе садов, ни древа, подле требника Господа Бога твоего». А господин наш отец Геронтий митрополит о том не воспретил: то он ведает, каков ответ за то даст Богу. А гробокопателям какова казнь писана? А ведь того для 2948 , что будет воскресение мертвых, по велено их с места двигать, опроче тех великих Святых, коих Бог прославил чудеса, до Божьим повелением и ангельским явлением бывает пренесение мощей, на избавление людям и на утвержение и на почесть градовом. А что вынесши церкви, да и гробы мертвых, да на том месте сад посадить, а то какова нечесть учинена? от Бога грех, а от людей сором. Здесь приехал жидовин новокрещенный, Данилом зовут, а ныне христианин, да мне сказывал за столом во все люди: нарядился, деи, есми из Киева к Москве, ино ми, деи, почали жидове лаяти: «собака, де, ты ся куды нарядил? Князь, деи, великий на Москве церкви из града все выметал вон»; а сказывал то пред твоим сыном боярским пред Вяткой: ино каково то безчередие и нечесть государству великому учинена! А то ведь по знатью государя ввели в тот грех благословной виной, а приводили ему ту притчу: что коли ездят в войско, или где церквей христианских нет, и они поймут с собой священника, да церковь полотняну возят с собой, да брежение чинят о том велико: перво, деи, постелют кожу, да наверх кожи плат, на чем церкви той стоять; да как, деи, обеднюю отслужив, да церковь ту сняв, да по обычаю ее схранять, да туто место огнем попалять, а и без того не прикоснулось к нему ничто; или паки кто невежеством учинит, что поставя церковь на земле, а плата под ней не постелют: ино священник, руки умывает над чашей, да ту воду в реку льют, да сняв церковь, место то также огнем попалят. А церкви Божьи стояли колико лет? а где священник служил, руки умывал, и то место бывает непроходно же; и где престол стоял да и жертвенник, и те места не проходны же 2949 ; а ныне те места не огорожены, ино собаки на те места ходят и всякий скот. А что дворы отдвинуты от города, ино то и в лепоту; а церкви бы стояли вкруг города: еще бы честь граду большая была. А егда бывает по грехом нахожение иноплеменников, ино выносив иконы, да сожгутъ стены, а милость Господа Бога Вседержителя, егоже храм, тутос останет, и пречистой его Матери и Святых всех молитва и заступление, на сохранение граду. А что которые церкви были в городе, а то также бы подняты на подклетях, да сени нарядить вкруг церкви, да переходы с великого князя двора, да поп бы ходячи пел у тех дверей 2950 : и коли лучится выйти великому князю или великой княгине саду посмотреть, и он бы поседел у церкви: апо лепо видеть. А ныне разговорить того некому государю великому князю, разве тебе, господина отца нашего, с Божьей помощью; а нам, твоим детям и сослужебникам, пригоже тебе воспоминать о том; а ты, господин отец наш, сыну своему великому князю накрепко о том воспоминай: понеже должно ти есть. А только государь наш, сын твой князь великий, того не обыщет, а тех не казнить: ино как ему со своей земли та соромота свести? Ано Фрязове по своей вере какову крепость держат! Сказывал ми посол цасарев про испанского короля, как он свою очистил землю, и аз с тех речей и список к тебе послал. И ты бы, господине, великому князю о том пристойно говорил, не токмо спасения ради его, но и чести для государя великого князя: занеже некому иному того разговорить государю, а лежит то на тебе, на отце нашем, и на нас, на твоих, детях. Да того ради молитва за государя уставлена и за его воинство по вся часы, чтобы, дал Бог, он здоров был на многие лета со своей великой княгиней, и со своими детьми, и со всем своим воинством, да и мы в тишине их тихо и безмолвно житие поживем во всяком благоверии и чистоте.

А что, господине, хочешь владыку ставить коломенского, а не управив дела еретического: а ведь не из иной земли добывать человека на владычество! А тутошним еще ти с обыском учинить: которые будут с теми еретики служили, или приобщались и соводворялись с ними, ино тем розные епитимьи: иному отлучение писано, а иному извержение до конца. Да то ты ведаешь, господин отец наш; а нам с своей братией, архиепископом и епископами, пригоже о том тебе воспоминали. А ты бы, господин отец наш, о том накрепко постоял, а мы, твои дети, с Богом да с тобою: занеже и без того протянулось долго: три года минуло, а уже четвертый настал. Только же ты, господин отец наш, тех еретиков накрепко не обыщешь, да их не велишь казнить да и проклятию предать: ино уже мы какие-то будем владыки? что ли паки наше пастырство зовется? Да чтобы еси, господине, сыну своему великому князю поговорил накрепко, чтобы и мне велел быть у себя да и у тебя, у отца нашего, благословиться: занеже здесь какие дела великие ни есть, а того дела больше нет; коли ся то дело управит, ино и здешним великим делом укрепление будет.

Да жалуюсь тебе своему отцу, на Захара, на чернеца на стригольника: лает ми, господине, беспрестанно уже третий год, на четвертый год настало, а посылает грамоты в мою архиепископию и к чернецам и к попам семисоборским, а что по московской земле, то[му] числа нет; а пишет в своих грамотах: «послал, деи, есми по всем городам на еретика грамоты»; ино, господине, все велено терпеть, опрочи еретика, а аз не еретик; ныне паки моему старцу Ионе прислал на меня с лайбой с великой, и аз с той грамоты список тебе, своему господину отцу, послал, и ты бы меня пожаловать оборонил от того Захара стригольника.

А милость Господа Бога Вседержителя в Триипостасном Божестве, Отца глаголю и Сына и Святого Духа, и в последние лета единого от Троицы явлешася Бога и человека, сугубо естеством, а не составом, и того пречистой Богоматери молитва и покров, также святых чудотворцев Петра и Алексия молитва, да есть на твоем святительстве, господина отца нашего; а аз, сын твой архиепископ Великого Новгорода и Пскова, тебе, своему господину отцу, челом бью.

II.

Святейшим и боголюбивым братии нашей архиепископу 2951 и епископам: Тихону, архиепископу ростовскому и ярославскому, Нифонту, епископу суздальскому и торускому, Васиану, епископу тверскому, Прохору, епископу сарскому и подонскому, Филофею, епископу прьмскому. 2952 О семь вам воспоминаю, братии нашей: прислал князь великий ко мне грамоту, а митрополит другую, о поставлении коломенского владыки, а безъименно кого; а велят ми отпись дать безымянно же такову, какову Геронтию митрополиту взяли у меня. 2953 Да прислал ко мне митрополит и списки с тех грамот, и аз не дал такой отписи 2954 ; да о том есми отписал к великому князю да и митрополиту, а вам то братии нашей ведомо же будет, как митрополит велит чести пред вами ту грамоту. А о коломенском владыке да и о иных, коли прилучится, посылали бы ко мне именно, кого ставить, и аз отписи даю такие законные, как иные братия наши давали. А не исспешили бы есте ставить владыку: преже бы есте стали накрепко о том, чтобы еретиков обыскали накрепко, да тех бы велел казнить князь великий.

А Захар чернец пишет в своих грамотах, что на меня послал по всем градам грамоты: зовет мя еретиком, а аз не еретик. А и писано: «аще тя кто назовет еретиком, да не приимеши; аще ли приял ecи, отвергся еси Христа». И аз с его грамоты к вам список послал. А по Захара есми посылал того для: жаловались мне на него чернецы: перестригл их от князя Федора от Бельского, да причастия три года не давал, а сам, деи, не причащал же ся. И как аз его призвал да почал спрашивать: «о чем ты так чинишь, что ecи три года не причащался?». И он ми молвил: «грешен есми». И аз ему молвил: «ты о чемъ же еси перестригл детей боярских, да от государя еси их отвел, а от Бога отлучил, что еси им причастия не дал три года?». И он ту свою ересь явил: «а у кого, деи, ся причащать? Попы, деи, по мзде ставлены, а митрополит, деи, и владыки по мзде же ставлены». И аз молвил: «а се митрополита ставят не по мзде». И он молвил: «коли, деи, в Царьград ходил есть митрополит ставиться, и он, деи, патриарху деньги давал; а ныне, деи, он боярам посулы дает тайно, а владыки, деи, митрополиту дают деньги: ино, деи, у кого причащаться?». И аз познал, что стригольник, да велел есми его послать в пустыню на Горнечно. И потом князь великий прислал ко мне грамоту о нем, чтобы мне наказать его духовне, да отпустить его в свой монастырь в Немчиново. А на него запись взял его руки, да велел есми ему отца духовного принять, да и причастие имать; а чернецы бы с ним же жили в монастырe, да также причащались. И он клятву преступил, да в монастырь не поехал, да соступил к Москве. А ведь то о нем некто печаловался: а чему тот стригольник [ведом] 2955 великому князю?

Да здесь Алексейко подъячий на поместье живет, да напився пьян, влез в часовню, да сняв с лавицы икону – Успение Пречистой, да на нее скверную воду спускал, а иные иконы вверх ногами переворочал. А что паки безыменных, ино и числа нет, кое иконы резаны, а не весть [кем].

А ныне на меня лжу сшивают 2956 , моему обыску веры не имут. А то ведь печалование! Еретикам ли было облыгать наше святительство? А который так на себя скажет? А коли сказал, и они доискиваются иных, а тот уже готов – в руках, да тому уже веры не имут, что тот не 2957 врет. А се аз святитель, да два боярина великого князя, да мой боярин, да опрочь того неколико детей боярских великого же князя, да к тому игумены да священники: ино тому не верят, да мимо тех всех, да на меня со ложью. А аз ли того Самсонка мучил? Ведь пытал его сын боярский великого князя, а мой только был сторож, чтоб посула никто не взял. А что сказывал Самсонко, что в подлинники писано, то было уметь ли так сказывать, только бы 2958 того но делал сам? Спросили мы Самсонка, Юрий Захарыч да аз: «были есте на Москве, с ким ся есте выдворяли? ведаешь ли, что говорят на Москве?». И Самсонко молвил: «ведаю, деи, господине, как ми, деи, не ведать? Ходили, деи, есмя завсе к Федору к Курицину, дьяку великого князя, а приходит, деи, к нему Олексей протопоп, да Истома, да Сверчек, да Ивашко Черной, что книги пишет, да поучаются, деи, на православных». И коли бы тот смерд того не действовал, да к Курицину не ходил: по чему было то ему ведать, что ся у Курицина чинит, кто ли к нему приходит? «Да прихал, деи, с Федором с Курициным из угорской земли угрянин, Мартынком зовут»: то он почему уведалъ того Мартынка, только бы он у Курицина не водворялся? А по тому, ино Курицин начальник тем всем злодеям.

А не себя для то аз вам, своей братии, пишу, – воспоминаю того для: православная бы вера изъяснилась, а митрополит бы с вами, с моей братией, тех всех еретиков проклял, да и тех, к кому они приходили в соглашение, или кто по них поруку держал, или кто о них печальник, и кто ни буди последовал их прелести, – тех бы всех отец наш митрополит, да и вы, наша братия, проклятью предали. Да чтобы есте отцу нашему митрополиту поговорили, да с ним и великому князю, чтобы по мне однолично прислал; а только князь великий хотя не хочет по мене прислать, а вы без меня не имете дела делать никакого: ино ему как по мне [не] послать? А доколе ересь не докопчяется, да от Захара меня не оборонят: и мне отписи нелзе дать. А как еретиков прокленете, митрополит бы отец, да и вы, наша братия, и ко мне прислали, и аз бых и здесь соборне также тех проклятию предал. А владыки бы есте не спешили ставить, доколе ереси не искорените. А только ныне о тех еретиках конца не учините, ино то уже явственно вере нашей попрание; а иного чего чаять 2959 , что толь долго еретикам управы не чинят? А писано ведь в правилах святых Апостолов, как владыку поставить. А ваши архимандриты, и игумены, и протопопы, и попы соборные с еретиками служили: ино ведь иному отлучение, а иному извержение писано. В правилах святых Апостолов сами найдете: глава 10, 11, 45, 70, правило снятого Апостола Павла 12. Ино те еретики все то действовали, да и хулу на самого Христа говорили. А то пространно узрите в подлинниках.

А одного восхотят собору быть о вере, и вы бы на то не дерзнули: занеже изложена нам православная вера на первом соборе, да и на втором о Святом Духе, да и прочие соборы все первому собору последовали и на седьмом соборе запечатлели, еже в Троице единого Бога славить научиша, таже единого от Троицы, Бога же п человека, сугуба естеством, а не составом; тем же совершена того Бога и совершена человека воистину проповедающе, исповедуем Христа Бога нашего. Да того ради иконоборцев проклятью предаша; [да] якоже иконоборцев проклятию предаша, такоже 2960 и ныне иконоборцы появились: коли щепляет иконы, режет, бесчествует, – ино проклятье ему тоже, а любо и сугубо подобает их проклять.

А и казнь им по ровна же с сущими еретиками: понеже от еретика человек бережется, а от сих еретиков как ся уберечь? А они ся зовут христиане, да человеку разумному – и они ся не явяь, а глупого – и они съели: того для им казнь вдвое надобе, да и проклятие. А о вере не велено приложить, или уложить, по Апостолу: «аще ангел благовестит вам паче, егоже благовестихом, анафема да будет». Да еще люди у нас простые, не умеют по обычным книгам говорить: таки бы о вере никаких речей с ними не плодили; токмо того для учинить собор, что их казнить – жечь да вешать: занеже еретики необратно взяли у меня покаяние да епитимью, да оставя то все, да сбежали. Да пытати бы их накрепко о том, кого они прельстили, чтобы было вестно: занеже их искоренят, а уже отрасли есть. Да не плошитесь: станьте крепко, чтобы гнев на нас не пришел, да не како человекоугодники обрящемся и с Иудой Христа предающе: они иконы щепляют, режут, ху[ля]т, поругаются, а мы их учрежаем, да их воле сходим! однолично бы ныне и казнены и прокляты.

А милость Господа Бога Вседержителя, и Пречистой его Матери и святых чудотворцев молитва, и нашего смирения молитва, купно же и благословение, да есть всегда с вашим святительством и боголюбием. Аминь.

* * *

2939

Справившись в архиве своей архиепископии, Геннадий мог бы убедиться, что его предшественники, например Иона (1459–1470 г.), давали не только «в другие, но и в третьи» свое Исповедание. См. выше № 95, 99 и 100. Тоже бывало и с другими владыками. См. № 94.

2940

Другими словами: «не говори, что это составляет преимущество старшего (новгородского) архиепископа – давать каждый раз особые отписные (повольные) грамоты митрополиту и владыкам, хотя бы он, при самом своем поствлении, и дал таковую вперед на все дела, требующие созвания собора».

2941

В Толстовском списке казна; исправлено по Акт. Экспед.

2942

В Толстовском списке Оленкович.

2943

Слова: « и они все… да ходили в ослабе» – из Актов Археогр. Экспед.

2944

Ср. статью Kopмчей «От свитка новых заповедей Иустиниана царя» гл. 74.

2945

Все привила приведены по Кормчей софийской (русской) редакции.

2946

что бо Акт. Экслед. Трудно решить, которое чтение правильнее; смысл места вообще не довольно ясен.

2947

с местa из Акт. Экспед.

2948

А ведь того для из Акт. Экспед.

2949

Слова: «и где престол… не проходны же» – из Акт. Экспед.

2950

Слова: «да переходы… у тех дверей» – из Акт. Экспед.

2951

В Толстовском и Соловецком списке стоит архиепископом – неправильно. Кроме самого Геннадия, титул архиепископа носил тогда только один великорусский владыка – ростовской и ярославский.

2952

По летописным известиям, на соборе, присутствовал еще Симеон рязанский, упоминаемый после Нифонта суздальского. Пол. Собр. Лет. т. IV, стр. 158. Нинон, ч. VI, стр. 126.

2953

Ясно, что с Геннадия, при его поставлении, взяли такую же повольную грамоту на все дела церковного управления, какую брали и с других владык, прежде и после. См. №№ 106 и 109; Акт. Эксп. т. I, № 184, IV.

2954

Это обстоятельство замечено и в летописях: «тое же осени, ноября 18, в четверток, поставлен бысть епископом Коломне Аврамий, игумен угрешский… а Новгородский архиепископ Геннадий грамоты свои повольные не прислал на его поставление». Пол. Собр. Лет. IV, 159.

2955

ведом прибавлено по смыслу и согласно с таким же оборотом речи о epeтике Самсонке (см. ниже в текстe).

2956

В рукописи сшивает.

2957

В рукописи ни, чтó портит смысл, который логически может быть только такой: «и тому уже не верят, потому что он не врет».

2958

Вместо: если бы.

2959

В рукоп. части.

2960

В рукописи якоже.


Источник: Памятники древнерусского канонического права / [Ред. А.С. Павлов]. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Тип. М.А. Александрова, 1908. / Ч. 1. (Памятники XI-XV в.). - 1908. - 1466 с. и стб. разд. паг. (Русская историческая библиотека, изданная Императорской Археографической комиссией Т. 6).

Комментарии для сайта Cackle