Источник

VI. КРУПИЦЫ, ОСТАВЛЯЕМЫЕ ЕПАРXIАЛЬНОМУ ЕПИСКОПУ

Никто из адвокатов, ведущих дело против судебной власти епархиального архиерея, не хотел обрать его дочистà, но каждый из милости оставлял ему какую-нибудь лепту. Милосердые оставляли ему более; не столь сострадательные менее, руководствуясь не какими-нибудь каноническими соображениями и основаниями, а единственно побуждениями своего сердца и доброю волею; так как при внимании к каноническим основаниям невозможен был бы и самый дележ. Когда оставлено в стороне Слово Божие, брошены каноны, то открылся полный простор проявлению милосердых и сострадательных чувств и благоволительного произволения различных делителей.

Получающий милостыню явился в положении совершенно страдательном. Ему подавали кто сколько хотел. Бывало даже и так, что подают ему медную монету и уверяют, что это настоящее золото. Г. Соколов напр. подает епарх. архиерею прокурорский надзор, но при этом приговаривает, что это важная судебная функция, и что вследствие сего не следует епархиальному архиерею печалиться. Бывало и так, что иной делитель и ничего не подаст, а на словах уверяет: ты поручил независимым от тебя лицам и сам ничего не делаешь и не можешь делать, однако же все имеешь.

В особенности щедры делители на словесные утешения архиерею. Все делается для его блага; и потому если он и лишается судебной власти, не должен печалиться. В усердии по этому направлению доходят даже до того, что уверяют, будто все делается даже по желанию и по просьбе самих архиереев. „Отделение в лице епархиального архиерея судебной власти от административной делается в интересах самих епархиальных архиереев, и без того обремененных существенными для их сана заботами церковного учительства и пастырства. Оставить по-прежнему в руках епархиальных архиереев и управление, и суд, значило бы не сделать ничего особенно важного в пользу духовного правосудия, оказаться равнодушным к тем жалобам, которые высказывают сами наши архипастыри, тяготясь именно разбирательством больших, сложных и запутанных судебных дел. Обратить особенное и преимущественное внимание епископа на производство суда, в ущерб другим высшим его занятиям, как к сожалению было это до сих пор, несправедливо и незаконно; ибо дела церковного управления, учительства и пастырства, в достижении Церковью своих целей, почитаются настолько важнее, выше и существеннее дел духовного суда, насколько преподание учения, совершение благодатных действий; духовно-нравственный надзор кажутся сами по себе выше, важнее и существеннее, чем исследование, рассмотрение и оценка преступлений. Поэтому насколько вообще необходимо и неизбежно самому епископу заниматься первым, чтобы все в них было согласно с началами веры и Церкви, настолько совершенно возможно и желательно освободить его от занятия последними, тем более, когда в этом освобождении не заключается ничего предосудительного и обидного для архиерейского сана»... „Устройство центра судебной власти вне пределов какой бы то ни было епархии и вне подавляющих влияний какого бы то ни было епархиального епископа, будет не в противоречии с коренными началами и свойствами епархиального управления. От этого устройства не пострадают: ни существо епископской власти, ни отношения, в каких по канонам должны стоять клирики к своему епископу, ни существо взаимных отношений одного еппскопа к другому. От того, что суд будет производиться по началам независимости от епархиального архиерея, последний отнюдь ничего не утратит из своей административной и архипастырской власти; он, а не кто-либо другой, будет управлять подчиненною ему епархиею, поставлять клириков, разбирать дела, относящиеся до внутреннего благоустройства... Неуместны опасения на счет нарушения подчиненных отношений клириков к епископу, и начальственных еппскопа к клирикам; последние всецело останутся под властью своего епископа, так что они не в состоянии будут совершать что-либо без ведома и воли своего епископа. Не пострадают и отношения одного епископа к другому в том смысле, чтобы стеснились права и самостоятельность какой-либо епархии, и один епископ самовольно и не по праву стал вмешиваться в дела и пределы управления другого”.

„Мы то именно и восстановляем архиерейскую власть, очищая ее от исторических наростов произвола, бюрократии и деспотизма; мы то именно и отстаиваем первобытный авторитет соборов, представляя их законными органами суда Церкви, а не власть отдельных епископов к ниспровержению важности всех; мы то именно и стараемся поставить наш православный клир, или духовенство в приличное служителям Церкви положение и возвратить им надлежащие права и значение, оградив их от самовольных и бессудных действий начальства». („Биржев. ведом.” 1872 № 210).

Оказывается из слов сострадательных утешителей, что не только не нужно печалиться епархиальному епископу, в следствие отнятия у него судебной власти, но должно радоваться: все делается для его блага, по его желанию, и он не только ничего не теряет, но приобретает: хотя и без сапог, однако в башмаках.

Горькие, неискренние утешения! Жестокие, бессмысленные и непозволительные насмешки над всем священным, начиная со здравого смысла людей, до Слова Божия, канонов и векового учения Православной церкви! Чтó, кроме тупого, безотчетного озлобления против епископа могло быть источником подобных фарисейских и, скажем не обинуяся, бессмысленных, злых утешений? В излиянии своих сострадательных и утешающих речей, утешители самому епархиальному епископу навязывают желания и намерения, каких он никогда не имел и иметь не может, помня свою архиерейскую грамоту, свое архиерейское обещание и не переставая быть православным архиереем. Утешители забывают, что архиерей, выражающий желание быть освобожденным от судебной власти, вместе с этим должен получить освобождение и от административной, и пребыть на полном покое: ибо епископу, яко единожды приявшему на себя священноначальственное попечение, подобает удерживати оное с духовною крепостью, как бы вооружатися на труды, и охотно переносити пот обещающий воздаяние (III Всел. соб. послан.).

Дабы яснее и нагляднее видеть и щедрость различных делителей к архиерею, и оставляемые ему крупицы, мы представим это в таблице:


Опись нынешнему церковно-судебному имуществу епархиального архиерея. Наименование делителей. Виды прав, за разделом, уступаемых епархиальному архиерею.
Ныне епархиальный архиерей имеет власть в качестве судьи налагать следующие наказания. А. Единолично и безапелляционно на духовные лица: епитимию до 2 недель с прохождением оной на месте, или в архиерейском доме. Б. По формальному суду чрез консисторию: 1) Лишение священнослужителей сана, а монашествующих сана и монашества, с исключением из дух. ведомства. 2) Лишение священнослужителей сана с оставлением в дух. ведомстве на низших должностях, и лишение священномонашествующих сана с оставлением в одном монашестве на покаянии. 3) Временное запрещение в священнослужении с отрешением от должности и с определением в причетники. 4) Временное запрещение в священнослужении с отрешением от места, но с возложением епитимии. 5) Временное испытание в архиерейском доме, или монастырях; 6) Отрешение от места; 7) Исключение за штат; 8) Усугубление надзора; 9) Пеня и денежное взыскание; 10) Поклоны; 11) Строгий, или простой выговор; 12) Замечание. В. На монашествующих сверх вышеуказанных: взыскания, определенные св. Василием Вел., в Кормчей книге, в Номоканоне и в Дух. регламенте. Г. В отношении к мирянам и клирикам по формальному же суду полагает: 1) Уничтожение незаконного брака; 2) Расторжение брака по законным причинам; 3) Осуждение на всегдашнее безбрачие; 4) Епитимию с отлучением от Св. причастия на определенное церковными правилами время. Д. Епархиальный архиерей с консисториею судебным порядком разрешает споры, возникающие между духовными лицами из пользования движимою и недвижимою церковною собственностью. Г.Соколов. Власть судебная. Право административно без суда налагать наказания. Власть обвинительная, прокурорская. Исполнительная часть.
Никакой. Не должно допускать ни малейшего изъятия из общего правила, чтобы наказания налагаемы были только по суду. Посему не должно оставлять в распоряжении епарх. архиерея даже наказаний, предоставленных ему 165 статьею уст. д. консисторий. Можно предоставить все права прокурорского надзора, а также право судебного управления, как главному прокурору в его епархии под контролем Св. синода. Наблюдение за исполнением судебных приговоров.
1-й Комитетский проект. Никакой. Может налагать без суда: 1) замечание, 2) выговор без внесения в послужной список; 3) временное испытание в архиерейском доме, или монастыре до 2 недель; и 4) церковное покаяние. Административно разрешает споры между духовными лицами, возникающие из пользования церковною собственностью, если нет письменного акта. Право предания суду, обвинения пред судом чрез уполномоченные лица, и право утверждения или неутверждения судебного приговора с обязательным перенесением дела в последнем случае в суд. отд. Св. синода. Исполняет приговоры духовных и светских судов. При исполнении приговоров духовных судов, т. е. епархиального пресвитерского суда и духовного судьи-пресвитера, состоит под наблюдением их, может требовать содействия полиции, о недоразумениях спрашивает суд, постановивший приговор и об исполнении доводит до сведения суда. При исполнении приговоров светских судов: 1. В делах о незаконных брачных сопряжениях, согласно с приговором светского суда признает брак не действительным. 2. Административным порядком расторгает брак, в случае осуждения одного супруга к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния. 3. Исполняет приговор светского суда о расторжении брака в случае безвестного отсутствия одного супруга. 4. Увещавает супругов, ищущих развода по неспособности или прелюбодеянию, чтобы оставались в брачном союзе, и в случае безуспешности исполняет приговор, светского суда о расторжении. 5. Выдает метрические свидетельства. 6. Делает распоряжение о предании церковному покаянию.
Проект так называемого большинства. В качестве суда 2 инстанции решает переходящие к нему ревизионным, или апелляционным порядком дела о проступках, за которые в законе определено: 1) Денежное взыскание свыше 5 рублей. 2) Временное запрещение богослужения от 2 недель до 2 месяцев. 3) Временное испытание в архиерейском доме от 7 дней до 2 месяцев. Получает от духовного судьи донесения о делах, решенных им окончательно. Административным порядком налагает на виновных взыскания за опущения по службе и за маловажные проступки применительно к 165 ст. уст. конс. т. е. епитимию до 2 недель с прохождением в архиерейском доме, или на месте. Право надзора за духовными судьями в епархии. Распоряжение о производстве предвар. следствия по проступкам против духовн. службы. Право предания суду и прекращения дела. Право пропуска к исполнению или переноса в духовно-окружной суд по делам, влекущим: 1) запрещение богослужения или 2) испытание в архиерейском доме свыше 2 и до 3 месяцев, 3) посылку в монастырь от 7 дней до 3 месяцев; 4) перемещение из одного прихода в другой и 5) удаление от должности. Не обозначено.
2-й Комитетский проект. Никакой. Может налагать без суда: 1) замечание, 2) выговор без внесения в послужной список; 3) временное испытание в архиерейском доме до 2 недель; 4) церковное покаяние. Административно разрешает споры между духовными лицами, возникающие из пользования движимою и недвижимою церковною собственностью, если нет письменного акта. Может приносить протест на неокончательный приговор духовного судьи. Может сообщить дух. судье о производстве предварит. следствия, и получает от него сообщение о всяком следствии, начатом не по его сообщению. Утверждает обвинительный акт прокурора, или заменяет его своим постановлением, или прекращает дело. Исполняет приговоры дух. и светских судов. При исполнении приговоров дух. судов, т. е. дух. окружного суда и духовного судьи, состоит под наблюдением суда, судьи-пpecвитepa и прокурора, может требовать содействия полиции, о недоразумениях спрашивает суд и об исполнении доводит до его сведения. При исполнении приговоров светских судов: 1. Согласно с приговором светского суда признает незаконное брачное сопряжение не действительным. 2. Административным порядком расторгает брак в случае осуждения одного супруга к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния. 3. Исполняет приговор светского суда о расторжении брака в случае безвестного отсутствия одного супруга. 4. Увещевает супругов, ищущих развода по неспособности или прелюбодеянию, и в случае безуспешности исполняет приговор светского суда о расторжении. 5. Выдает метрические свидѣетельства. 6. Делает распоряжение о предании церковному покаянию.

Рассмотрение таблицы вполне удостоверяем, что оставляемое епархиальному архиерею после раздела есть именно не более, как крупицы. Собственно судебной власти и крупицу-то оставляет один проект большинства. Ни проект г. Соколова, ни оба комитетские проекта судебной власти не дают епарх. архиерею решительно никакой. Право наложения некоторых взысканий административным порядком, без суда, оба комитетские проекта и проект т. н. большинства, предоставляют почти в одинаковых размерах, исключая того, что проект большинства не упоминает о наложении архиереем епитимии. Но г. Соколов решительно противится этому и не хочет наградить архиерея опасным правом – сделать диакону или причетнику замечание: для этого, говорит, есть суд. Обвинительную власть все уступают архиерею, только не в одинаковых размерах. Г. Соколов и 1-й комитетский проект, уступают ему всю эту власть, производя его в чин главного прокурора в епархии, как выражается г. Соколов. Проект большинства и 2-й комитетский значительно обрезывают эту власть у епарх. архиерея и делят ее между ним и прокурором, львиную часть разумеется предоставляя прокурору со товарищи. Более всего не были скупы раздаятели на облечение епархиального архиерея важным правом исполнения судебных приговоров 44. Чего не исполнит сам дух. судья или епархиальный и окружной суд, то должен исполнить епархиальный архиерей. Ему предоставлена власть обращаться для этого к содействию полиции и в совершении исполнения состоять под надзором дух. судьи пресвитера, окружного суда и прокурора; в случае недоразумения обращаться к суду за разрешением, напр. в случае неясно написанного в приговоре дух. судьи обозначения срока, на какой он присудил подсудимого к содержанию в архиерейском доме. Об исполнении он имеет обязанность доводить до сведения суда, т. е. и духовного судьи пресвитера. Канонический епископ обладатель всей судебной власти в епархии, без воли которого пресвитеры, по правилам, ничего не могут делать, превращается в скромного исполнителя приговоров судьи пресвитера его епархии, и без воли пресвитера ничего судебного не может делать!!! Это даже уже и не протопресвитер (каким был епископ у г. Барсова в 1870 г. „Хрис. чт.” сент. 494), а просто ипопресвитер, не архиерей, а ипоиерей.

* * *

44

«Исполнение состоявшихся приговоров прямо и непосредственно отходит к обязанностям начальства, в ведомстве которого находится подсудимый». „Бирж. вед.” 1872, № 258.


Источник: Предполагаемая реформа церковного суда / [От издателя: Н. Елагин]. - 2-е изд., доп. Вып. 1. - Санкт-Петербург : тип. Ф.С. Сущинского, 1874 (обл. 1873). - VIII, 458, III с. (Авт. в кн. не указан; установлен по ст. П. Щукина "О выборном начале в церкви", напеч. в журн. "Рус. старина". 1906, февр. С. 382).

Комментарии для сайта Cackle