Азбука веры Православная библиотека Андрей Александрович Кириллов Сообщение о деятельности Донского Епархиального Церковно-Исторического Комитета (1904–1912 г.)

Сообщение о деятельности Донского Епархиального Церковно-Исторического Комитета (1904–1912 г.)

Источник

Параграф I II III IV V

Донской Епархиальный Церковно-Исторически Комитет был учрежден резолюцией Высокопреосвященного Афанасия, бывшего Архиепископа Донского и Новочеркасского, от 16 апреля 1904 года, за № 1971, с ближайшей целью описания церквей и приходов Донской епархии, устав же Комитета был утвержден Архипастырем в конце июня того же года, причем Архипастырь преподал Комитету святительское благословение «доброму предприятию». Торжественное открытие действий Комитета состоялось 15-го октября 1904 года, под почетным председательством Высокопреосвященного покровителя Комитета, в присутствии многочисленных гостей и преимущественно епархиального духовенства, явившегося в Новочеркасск на общеепархиальный съезд.

Комитет, ободренный в своих начинаниях общим вниманием, приступил к осуществлению поставленной ему задачи и занялся изучением церковно-религиозной жизни Донского края в ее прошлом и настоящем, и прежде всего в своей программе церковно-исторического и статистического описания церквей и приходов Донской епархии наметил кафедральный войсковой город Новочеркасск, в виду исполнявшегося в 1905 году столетия со дня его основания. Работы эти были распределены между членами церковно-исторического Комитета, выделившего из своей среды так называемый «Совет» для заведывания текущими делами. Членами этого совета были утверждены Архиепископом следующие лица:

Инспектор духовной семинарии А. А. Кириллов в качестве председателя, священник, ныне протоиерей, Т. А. Донецкий в качестве заместителя председателя, статские советники: Л. Ф. Свидерский, X. И. Попов, М. М. Дьяков, А. М. Щетковский, священники: М. С. Архангельский, И П. Артинский, В. А. Кожин, Е. М. Овсянников качестве членов Совета, причем делопроизводство принял на себя о. И. Артинский. В 1910 году на состоявшемся общем собрании в состав комитетского Совета были избраны и Высокопреосвященнейшим Владимиром, Архиепископом Донским и Новочеркасским, утверждены: Инспектор семинарии Андрей Кириллов, которому предложено быть председателем Комитета, протоиерей Тихон Донецкий, статские советники: X. И. Попов, Л. Ф. Свидерский, секретарь Донской духовной Консистории С. Г. Павловский, гвардии есаул (ныне полковник) Леонид Васильевич Богаевский, протоиереи: Захария Лобов, С. Троицкий, священники: М. Архангельский и В. Кожин. За выбытием из Новочеркасска о. М. С. Архангельского, членом Совета приглашен законоучитель мужской гимназии священник В. Чернявский.

В круг занятий Церковно-Исторического Комитета входили: I) описание донских церквей и приходов, с краткой историей города Новочеркасска, II) устройство Епархиального Древлехранилища и III) заведение библиотеки при нем.

§ I

Трудна и тяжела была работа Комитета в отмежеванной им себе области, в силу множества неблагоприятно сложившихся обстоятельств и скудости материальных средств, тем более что общественная жизнь, бившая ключом чуть не с самого момента возникновения Комитета, мало представляла возможности уходить в даль прошлого и углубляться в недра земли и архивную пыль. Тем не менее Комитет, насколько позволяли обстоятельства, торил себе дорожку к осуществлению своих предначертаний и в 1906 году выпустил в свет первое свое издание, под названием «Донская Церковная Старина». Сочувственно принят был этот труд печатью, но он не дал Комитету тех средств, на какие тот рассчитывал. В то же время многие из членов донского духовенства отнеслись вполне сочувственно к циркулярно разосланной просьбе Совета сделать описания своих приходских церквей. Таким образом намечен был, по мнению Комитета, правильный путь и положено крепкое начало взаимообщению Комитета и духовенства, заинтересованности последнего в задачах и целях первого.

В октябре месяце 1907 года исполнилось трехлетие существования Донского Епархиального Церковно-Исторического Комитета. Предстояло переизбрание комитетского Совета на общем собрании его членов. Комитет начал было готовиться к своему первому торжественному собранию, имея в виду устроить это собрание во время общеепархиального съезда духовенства Донской епархии. Предполагалось, помимо генерального отчета, предложить вниманию ожидавшихся посетителей собрания два реферата. Но, по не зависящим от Комитета обстоятельствам, не пришлось дать ни только ни одного реферата, но даже и отчета, хотя съезд духовенства и состоялся в тот год и происходил в здании семинарии.

Жизнь Комитета постепенно замирала, средств никаких не было на лицо, ожидать материальной помощи нельзя было ниоткуда. Встретились даже затруднения в приискании помещения не только для Комитета, но и для нарождавшегося Древлехранилища с библиотекой при нем.

В течение двух последующих 1908–1909 годов, Совет Комитета не имел общих своих собраний, а занимались отдельные члены спорадически, без определенного плана, тем не менее за это время подведен был подсчет тому, что имелось в распоряжении Церковно-Исторического Комитета.

Другим предметом забот Церковно-Исторического Комитете за 1907–1909 годы было приготовление к печати и печатание второго выпуска «Донской Церковной Старины», который и вышел в свет в 1909 году. Не все статьи в этом выпуске оригинальные, а допущены и перепечатки. Так, из 6, 7 и 8 выпусков «Сборника Областного Войска Донского Статистического Комитета» перепечатана статья «Часовни, церкви и монастыри на Дону от начала их появления до конца XIX века» (стр. 161–278). Но мотивы к такой перепечатке понятны: подобное исследование представляет специальный интерес для «Донской Церковной Старины». Необходимое добавление к этому исследованию об условиях возникновения и способах как устройства, так и содержания церквей и монастырей на Дону в старое время, принадлежит недалекому будущему, так как значительный материал для обследования означенного предмета имеется в поступивших уже в библиотеку Древлехранилища копиях с актов, собранных из разных местных архивов, а весьма полезные дополнительные сведения о самих местах нахождения памятников церковной старины, разумеются сведения о донских станицах, Комитет надеется получить в непродолжительном времени.

10 января 1910 года, в 7 часов вечера, в зале заседания Правления Донской духовной семинарии, члены Донского Епархиального Церковно-Исторического Комитета имели, на основании § 10 устава Комитета, годичное собрание, под председательством о. Ректора семинарии, Архимандрита Севастиана. Заслушан был доклад Председателя Комитета, Инспектора семинарии, А. Кириллова, с отчетом о деятельности Комитета за время его существования с 15 октября 1904 года. По всестороннем и надлежащем обсуждении этого доклада, общее собрание, между прочим, постановило: признавая весьма желательным продолжение выпусков Донской Церковной Старины, как ценного в историческом отношении издания, при том специально назначенного для церквей Донской епархии, подобно изданию местных Епархиальных Ведомостей, особенно, имея в виду столетние юбилеи городских Новочеркасских церквей, собрание решается почтительно просить Его Высокопреосвященство разрешить Церковно-Историческому Комитету разослать по всем церквам ныне изданный II выпуск «Донской Церковной Старины», для покрытия уже сделанных расходов и для получения средств на продолжение работы по изучению церковно-приходской жизни донского края и описания церквей Донской епархии, с тем, чтобы по возможности в текущем же году издать третий выпуск «Старины» с описанием юбилеев; деньги на приобретение церквами II выпуска могут быть заимствованы из сумм, разрешенных Донским Епархиальным Начальством к употреблению на выписку для церквей книг, брошюр и листков духовно-нравственного содержания; что же касается I выпуска «Церковной Старины», то было бы желательно приобретение и этого выпуска теми церквами, которые еще не выписали их до настоящего времени».

Разрешение вскорости же было дано Епархиальным Начальством; книги разосланы Комитетом по церквам епархии чрез оо. благочинных. Полученные чрез это средства окрылили членов Комитета надеждою на безостановочное продолжение начатого при невозможных обстоятельствах дела – научного изучения прошлой и настоящей жизни донской церкви. Комитет, получивши поддержку со стороны епархиального духовенства, пришел к сознанию настоятельной нужды не только выразить последнему свою благодарность, но и заинтересовать его и привлечь к деятельному участию в трудах Комитета. В этих видах Комитет воспользовался общеепархиальным съездом духовенства и церковных старост, бывшим в г. Новочеркасске в месяце сентябре 1910 года, и 21 числа составил торжественное собрание, на котором было предложено два реферата: а) «Историческое значение памятников церковной старины» и б) «Три донских церковных деятеля второй половины XVIII века». Первое дал председатель А. Кириллов, второе – заместитель председателя о. протоиерей Т. Донецкий. Впечатление от чтений было настолько благоприятное, что о. председателем съезда выражено было пожелание, если Комитет найдет возможным, принять на будущее время за правило – устроять подобные собрания, когда духовенство будет приезжать на свои съезды. Согласно этому желанию, 4 июня 1911 года состоялось торжественное собрание Комитета, в присутствии Преосвященного Гермогена, Епископа Аксайскаго, оо. и гг. членов (церковных старост) донского общеепархиального съезда, на котором вниманию присутствующих предложено было: а) председателем А. Кирилловым «Записка о современном состояли Донского Епархиального Церковного Древлехранилища» и б) членом свящ. В. Чернявским – чтение о Полтавском Епархиальном Древлехранилище.

В текущем 1912 году в январе месяце снова состоялся съезд донского духовенства и церковных старост, но он был так непродолжителен, что собрание Комитета не могло состояться за невозможностью исполнить в одни сутки все формальности по собранию, хотя членами Комитета – протоиереями Т. Донецким и С. Троицким и были заранее приготовлены чтения: первым на тему: «Ангел Донской церкви святитель Тихон Задонский и заветы его пастырства для донских пастырей»; второй думал предложить чтение: «Священной памяти в Бозе почившего бывшего Донского Архиепископа Иоанна (Доброзракова)»; чтения эти Советом были заблаговременно рассмотрены и одобрены.

На последнем епархиальном съезде сессии 1912 года Совет Комитета имел представить вышедший в свет третий выпуск «Донской Церковной Старины». Это солидная книга в 315+9 страниц, разделена на 4 отдела, из которых первый содержит в себе описание донских церквей, второй посвящен разработке местных церковно-исторических вопросов, третий заключает в себе материалы по церковной истории донского казачества второй половины XVIII столетия и последний может быть назван известиями комитетского Совета.

§ II

Донской Епархиальный Церковно-Исторический Комитет, торжественно начавший свою жизнь 15-го октября 1904 года, на первых же порах своей деятельности решил учредить Епархиальное Церковное Древлехранилище, «для собирания и хранения древних церковно-исторических памятников донской епархии как вещественных, так и письменных, в видах лучшего их сбережения». Выработан был устав этого учреждения, который Комитетом предварительно был представлен в Правление Семинарии на его рассмотрение. Правление нашло возможным одобрить означенный устав, о чем и представило Донскому Архиепископу журналом от 23-го мая 1905 г., за № 16, а последний утвердил его резолюцией от 7-го июля, за N° 2942. То же Правление пришло на помощь вновь возникшему учреждению материальной помощью, отпустивши в распоряжение комитетского Совета 214 руб., составлявшие проценты на капитал в 500 рублей, пожертвованный в семинарию в 1892 году ныне покойным Архиепископом Макарием Донским, большим любителем и знатоком церковной археологии. Эти деньги – 500 рублей, пожертвованные Архиепископом в ознаменование 50-летия служения его в духовном ведомстве и священном сане специально на учреждение при Донской духовной семинарии Древлехранилища, поступили в Правление семинарии при отношении Донской духовной Консистории, от 3-го сентября 1892 года, за № 9399, для выполнения воли Архипастыря непременно завести при семинарии Древлехранилище.

Первое затруднение, которое встретил Комитет к осуществлению завещания святителя-археолога, было неимение подходящего для устройства церковного музея помещения в семинарии, и хотя это затруднение не разрешилось и теперь, но отлагать собирание донских церковных древностей Комитет признал делом непозволительным и невозможным: не только губительное время само по себе в союзе с нашим непониманием важности церковных памятников старины служит причиной их уничтожения, переделок и всякой другой порчи, до обмена на новые предметы включительно, но так или иначе экспроприируют их и непрошенные любители всякой старины в своих, конечно, эгоистических расчетах и целях. В ближайшем будущем, пока не будет возведено нового пристроя в Донской семинарии, или пока в Донской епархии не появится особого епархиального дома – с залами для чтений и других просветительных учреждений, для Древлехранилища – можно надеяться – будет отведена хотя одна комната в новом пристрое Донской духовной Консистории, который возводится в настоящее время и будет готов в текущем 1912 г. Древлехранилище должно содержать разные вещественные памятники, относящиеся главным образом к церковно-обрядовой жизни насельников Донского края, как-то: 1) памятники: а) живописи и снимков, б) ваяния и резьбы; 2) памятники металлических изделий: а) богослужебные сосуды и венцы, б) кресты, в) оклады и ризы на иконах, наугольники и застежки на книгах, г) украшения и привески, д) литые образа и кресты; 3) шитая церковная утварь: а) облачения, б) воздухи, плащаницы, вышитые образа, пелены, хоругви и хорунги (или знамена с вышитым крестом). В Донском Епархиальном Древлехранилище имеются уже такие памятники церковной старины: а) образцы священных сосудов, сделаны они из олова, б) ковчеги дарохранительницы, одна из них также оловянная, а другая получена из Никаноровской церкви деревянная, в) брачные венцы жестяные и медные; все тонкие, материально малоценные, с простыми вытисненными или нарисованными изображениями святых, различаются они лишь формой; г) напрестольные медные кресты (из них три получены из станицы Яменской, что ныне хутор); на некоторых сохранились эмалевые изображения; д) так называемые нательные кресты, все медные; е) такие же и складни; ж) святых икон всего три, это иконы из царских врат сгоревшей столетней Старосельской церкви; з) два старинных резных изображения страждущего Спасителя (Христос в темнице), из них одно из слободы Маньково-Березовской, а другое из Каменской станицы, присланное протоиереем Стефаном Власовым, последние занимают особо устроенное помещение. Древлехранилище владеет пока малым количеством священных одежд, стоит упоминания, как образец, старинный набойчатый стихарь из станицы Сиротинской. В последнее время с разрешения Епархиального Начальства в Древнехранилище поступило на хранение до 450 старых антиминсов, из которых будет составлено несколько альбомов. Наконец, к этому нужно еще присоединить, что в Древлехранилище имеются некоторые экземпляры общей археологии края, как напр. наконечники стрел, кремневые изделия, могильные бусы, глиняный горшочек. Кресты нательные, небольшие складни, стрелы и бусы размещены на особых таблицах. Все древние вещи хранятся в угольнике и в особом шкафу.

§ III

Если Древлехранилище не блещет редкостями, или ценными, как в материальном, так и в археологическом отношении, предметами, то это и неудивительно, потому что собранию донских древностей собственно положено только начало, между тем Церковно-Исторический Комитет, соответственно главной своей задаче – дать описание церквей и приходов Донской епархии, озабочен был приобретением прежде всего нужных для этой цели материалов и заведением своей библиотеки. В этих видах Комитетом приобретено было свыше 500 листов – копий с древних актов, касающихся вообще устройства и починки донских церквей. Как необходимое дополнение к ним, в непродолжительном времени будет сделано новое приобретение: «Материалы по описанию 114 станиц войска Донского», расположенных в 9 округах области. В библиотеку Древлехранилища поступило также до 250-ти фотографий донских церквей: из них приобретено покупкой 40 и получено из Донской Духовной Консистории свыше 200. К сожалению, среди фотографий немало дубликатов. Имеются снимки с 31 станичной церкви, 20 слобод, 6 хуторов, 10 поселков и 3 церквей на рудниках: Богодуховская Успенская, Трехсвятительская на руднике Маркова и Николаевская походная на Берестово-Богодуховском руднике. Все имеющиеся в Древлехранилище снимки с донских церквей составляют лишь 12-ю, много 15-ю часть последних. Комитет, однако, надеется с течением времени приобрести так или иначе снимки со всех донских церквей и составить из них отдельные альбомы.

В библиотеке Древлехранилища находится налицо немало исторических книг, как общего содержания, напр. «История государства Российского» Карамзина, издание 2-е, печатные экземПляры дух. регламента, так и касающихся, в частности, донского края в его прошлом и настоящем. Большая часть последних – пожертвованы областными учреждениями и частными лицами. Так, Областное В. Д. Правление прислало в дар Древлехранилищу 4 книги «актов, собранных г.-м. Лишиным», Областной Статистический Комитет прислал Памятные Книжки по Области за все годы их издания и 10 выпусков своего издания под заглавием «Сборник Областного Войска Донского Статистического Комитета». Ожидается поступление Донских Епархиальных Ведомостей из редакций оных, по возможности, за все время их существования, с указателем. Значительным дополнением к ним могут служить газетные сшивы, получившиеся из отдельных нумеров местных изданий.

Что касается рукописей библиотеки Древлехранилища, то, согласно уставу, в состав означенной библиотеки могут входить: акты всякого рода, грамоты благословенные, дарственные, иерейские; книги описные и вкладные; рукописи и в частности рукописные богослужебные книги; издания сектантов; подлинники, содержание указания живописцам, как изображать то или другое лицо и событие; синодики и под. В нашем Древлехранилище имеются: а) метрические книги станиц: Вешенской, Еланской, Тишанской и Тепикинской (последней четверти XVIII века); б) два синодика; в) выписки из различных книг, служащих пособием для собеседования с раскольниками, и содержащие некоторые церковно-исторические заметки; г) Минея месячная (за июнь) с той особенностью, что имеет хомовое чтение; д) Потребник рукописный; е) Приклады духовные и душеспасительные повести новоопределенные от великого зерцала в честь Богу и душевную пользу; ж) Два сшива указов, получавшихся в свое время одним донским благочинным и т. п. Интересною и в историческом отношении весьма важною, должна быть признана переданная председателем А. Кирилловым в Древлехранилище рукопись, которая содержит ревизию Донских церквей, произведенную в 1764 году священниками о. ключарем В. Алимпиевым и о. Баженовым, посланными святителем Тихоном, Епископом Воронежским и Елецким, для этой цели в Хоперский и Усть-Медведицкий заказы, в крепость св. Димитрия Ростовского и в Черкасский заказ с г. Черкасском. Рукопись эта с собственноручными резолюциями святителя и его заключениями передана в Древлехранилище, в память исполнившегося в 1911 году 13 августа 50-летия со дня открытия нетленных мощей Задонского подвижника.

Для книг, актов и рукописей устроены 3 шкафа. Издания Комитета «Донская Церковная Старина» хранятся в отдельном шкафу. Имеется шкаф и для старых книг веро- и нравоучительного содержания, так что вообще помещений для хранения старых вещей, книг и рукописей в Древлехранилище в последнее время вполне достаточно: помимо 2 висячих витрин и 2 футляров, изображающих темницу для страждущего Спасителя, имеется: 1 угольник, 3 больших шкафа со съемными верхами, 1 двойной шкаф и 2 малых без верхов.

§ IV

Общим собранием членов Комитета 10 января 1910 года, для поверки наличности Древлехранилища, была избрана особая комиссия из свящ. (ныне протоиерея) Н. Моисеева и ст. сов. Хар. Ив. Попова, которая об исполнении данного ей поручения 27 апреля 1910 года составила акт следующего содержания: Нижеподписавшиеся члены Донского Епархиального Церковно-Исторического Комитета, согласно протоколу общего собрания, бывшего 10 января 1910 года, производили свидетельствование: а) прихода и расхода сумм, поступивших в кассу Комитета; б) библиотеки и в) вещественных памятников Донского Епархиального Церковного Древлехранилища, и нашли: 1) приход и расход сумм, поступивших в распоряжение Комитета, выразился в сумме 656 руб. 28 коп.: приобретенные Комитетом клише для печатания рисунков, помещенных в первых двух выпусках «Донской Церковной Старины», все имеются на лицо. 2) Первый выпуск этой Старины печатался в количестве 1000 экземпляров, а второй в 900 экземпляров, последний выпуск подлежит рассылке по церквам Донской епархии, согласно распоряжению Епархиального Начальства. 3) Для записи поступивших в библиотеку и Древлехранилища книг, рукописей и различных памятников заведены надлежащие каталоги: один инвентарный, куда поступающие предметы заносятся по времени их поступления, и два систематических; а) для книг и рукописей и б) для вещественных памятников. 4) Значащиеся по инвентарному каталогу книги, рукописи, периодические издания, вещественные памятники, по поверке, все оказались на лицо. 5) Полученные из канцелярии Донского Архиепископа рукописи разбиты на отделы: а) сведения о церковных библиотеках донской епархии (165); б) о манифестах, в) об иконах святителя Николая Чудотворца (183) и г) о церковных описях и синодиках (числом 162); всем этим отделам написаны описи.

Приведенный здесь с некоторыми сокращениями акт служит достаточным удостоверением, что все, поступающее в Древлехранилище, действительно сохраняется с любовью к донской старине и со всем тщанием.

§ V

Наконец необходимо сказать несколько слов о денежных средствах, имевшихся в распоряжении Донского Еп. Церковно-Исторического Комитета с его Древлехранилищем и библиотекой за все время его существования по 1912 г.

1. Приход.

Приход сумм, по день первого общего собрания – 10 января 1910 года выразился в сумме 656 руб. 28 коп., а именно:

А) за 1904–1909 гг

Членских взносов 56р. – к.

Пожертвований донского духовенства 161р. 73к.

Из Правления Донской дух. Семинарии 247р. 5к.

За книги – 1 вып. «Донск. Церк. Стар.» 191р. 50к.

Итого 656р. 28к.

Б) За 1910 год

Членских взносов 12 р. – к.

Пожертвований донского духовенства 19 р. 40к.

За книги – 1 и 2 в. «Донск. Церк. Стар.» 992р. 25к.

Итого 1023 р. 65 к.

В) За 1911 год

Пожертвования донского духовенства 4 р. 99 к.

За книги – 1 и 2 в. «Донск. Церк. Стар.» 248 р. 85 к.

Итого 253 р. 84 к.

Всего в приходе значится одна тысяча девятьсот тридцать три руб. семьдесят семь коп. (1933 р. 77 к.).

2. Расход.

А) За 1904–1909 гг. в расход поступило:

На устройство 3 шкафов и 2 витрин 95р. – к.

За каталоги, фотографии и отдельные нумера старых газет 67р. – к.

Типографские расходы на издание 1 вып. «Донск. Церк. Стар.», бланки, книги и листы 272р. 85к.

За карту Донской епархии и переписку бумаг 94р. 25к.

Ренару и Гринбергу за изготовление клише для 1 и 2 вып. «Донск. Церк. Стар.» 100р. 80к.

Употреблено в почтовый доход за посылки, письма и за заделку посылок 26р. 38к.

Итого 656 р. 28 к.

Б) За 1910 год

За копии с актов, извлеченных из местных архивов 185 р. 50 к.

За клише, книги и планы церквей 103р.50к.

За бумагу и печатание «Донск. Церк. Стар.», вып. II 437р. 87к.

За заделку посылок и пересылку их по почте 50р. 75к.

Итого 777р. 62к.

В) За 1911 год

За устройство и починку шкафов 77р. 40к.

За клише, книги, конверты и бланки 64р. 85к.

Донской Типографии за бумагу для III вып. «Донск. Церк. Стар.» 251р. 65к.

Итого 393р. 65к.

Всего в расходе одна тысяча восемьсот двадцать семь рублей пятьдесят пять коп. (1827 р. 55 к.) За исключением этого расхода (1827 р. 55 к.) из значащейся на приходе суммы (1933 р. 77 к.) в остатке к 1912 году имеется сто шесть руб. двадцать две коп. (106 р. 22 к.).

Но Комитет из настоящего остатка должен возвратить как израсходованные за книгу: «Картины из девятисотлетней жизни Черниговской епархии» 11 р., так и уплатить за работы, уже заказанные для исполнения, напр. папки, альбомы и пр. Помимо этого, Комитет остался должен типографии за печатание III выпуска «Донской Церковной Старины», переплет нескольких экземпляров и пр.

В заключение нельзя не заметить, что недостаток средств вредом отзывается на продуктивности работы Церковно-Исторического Комитета. Для иллюстрации можно указать не только на то, что Комитетом не приведено пока в исполнение то, что им предположено, напр. собрание рисунков всех донских церквей, но и можно добавить, что благодаря недостатку средств идет несвоевременное издание трудов Комитета. Последний в текущем 1912 году имел бы возможность издать довольно полную «Историю Войска Донского в царствование Императора Александра I», но на издание нет средств, и получится ли возможность дать какое-либо хотя бы незатейливое юбилейное издание в память отечественной войны 1812 года, сказать в настоящее время затруднительно.

 

Источник: Сообщение о деятельности Донского епархиальнаго церковно-историческаго комитета : [(1904-1912 г.)] / А. Кириллов. - Новочеркасск : Частная Донская типография, 1912. - 18 с. (Отт. из "Донских епархиальных ведомостей" за 1912 г.).

Комментарии для сайта Cackle