протоиерей Алексий Уминский

Проповеди

Рождество Христово

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Я хочу еще раз прочитать вам отрывок из апостольского послания, которое мы только что слышали на церковнославянском языке: но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа (Гал.4:4–7).

Христос, родившись в этом мире, даровал человеку такое удивительное родство, сделал Бога настолько близким, что сердце человека оказывается способным, взывая к Богу, называть Его своим Отцом. И называть не формально, не просто следуя заданной молитвенной форме.

Когда мы произносим «Отче наш», читая эту молитву по несколько раз в день, это совсем не значит, что наше отношение к Богу определяется тем, что Он – наш Отец. Мы часто этого не ощущаем, более того, очень часто мы этого от Бога и не хотим. Очень многих верующих людей устраивает не отечество, а господство, не любовь, а сила и власть. Они ищут не родства, а защиты. И тогда отношения между Богом и человеком не просто выстраиваются по-другому, а никак не выстраиваются, потому что других отношений между человеком и Богом в принципе быть не может.

Ведь Бог в этот мир пришел не для того, чтобы даровать нам силу, власть, успех и здоровье, не для того, чтобы решать наши семейные проблемы, не для того, чтобы сделать нас счастливыми, а чтобы по-настоящему сродниться с нами, чтобы сердце наше стучало вот этими словами: «Авва, Отче! Авва, Отче! Авва, Отче!» – чтобы этот сердечный звук отражал нашу жажду Бога и такую близость, когда человек без Бога не дышит, без Бога не видит, ничего без Бога делать не может.

Вот что пришел Христос даровать нам сегодня! Вот что мы сегодня празднуем! Бог нам дарует родство! Бог дарует нам возможность быть Ему такими родными, такими близкими, что в этом мире нам может быть ничего не страшно. Если тебе Бог – родной, чего же ты можешь бояться? Бедности? Но Он пришел в мир нагим ребенком в убогой пещере. Того, что ты будешь один? Но когда Христос родился в мир, все двери были перед Ним закрыты... Того, что останешься без крыши над головой? Так Христу в этом мире негде было главу приклонить, и этим путем Он прошел. Так чего может бояться человек? Что может отлучить его от Бога? Беда? Теснота? Гонения? Смерть? Да ничего! Даже смерти уже нельзя бояться, потому что Бог победил смерть. Он пришел в этот страшный мир, в этот черный мир, полный греха, полный злобы, ненависти, отчаяния и одиночества. Мир предстает перед Богом темной непроницаемой ночью, встречает Его ненавистью и злобой, гибелью невинных младенцев. Казалось бы, зачем существует этот мир, такой страшный и ужасный? А он существует ради одного: ради того, чтобы здесь оказались люди, которые могут быть Богу родными. А если они Богу родные, значит, они могут этот мир согреть, осветить, исцелить и, в конечном итоге, спасти, потому что Бог действует в этом мире через того, кто Богу родной.

И вот сегодня мы празднуем свое родство. Бог родился сегодня нас ради человек и нашего ради спасения, и теперь только от нас зависит, хотим ли мы этого родства или нам нужны сила и власть, успех и здоровье... Хотим ли мы от Бога родства или что-то другое ищем?

Если мы этого родства хотим, то оно нам настолько открыто, что Кровь Его становится нашей кровью. Тело Его Святое таким образом с нами соединяется, что Он начинает в нас жить, и мы становимся абсолютно на Него похожими. И такое родство принадлежит не только этому дню, но это родство всей нашей Церкви и всей нашей жизни. Весь наш жизненный путь существует только ради этого: чтобы стать родными Богу, стать похожими на Христа, стать Ему настолько близкими, чтобы жить как Христос, дышать как Христос, смотреть как Христос, слышать как Христос, говорить как Христос и любить как Христос. Аминь.

Крещение Господне

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христос приходит на Иордан, чтобы креститься от рук Иоанна Крестителя, а тот возбраняет Ему. Так сегодня говорится в евангельском тексте: Иоанн удерживая Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус отвечает: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф.3:14–15).

О какой же правде говорит Христос? Какую правду приходит Он исполнить на Иордан? В чем она заключается эта правда Божья, Его справедливость Божественная?

Иоанн проповедует Его пришествие на Иордане, к нему стекается огромное количество людей, разных людей. Все думают: «Не он ли Сам Мессия долгожданный?» Он отрицается, говорит: «Я только глас вопиющего в пустыне. За мною идет Тот, у Которого я не достоин даже обувь развязать». И обличает тех, кто к нему приходит. Приходят и фарисеи, приходят и мытари, приходит грешный народ, которому Иоанн Креститель проповедует покаяние. Приходят люди, которые, внутренне готовясь к пришествию Бога на земле, ожидают пришествие Мессии и особенным образом чувствуют свое несоответствие этому пришествию. И правда Божия приходит.

И вот когда перед тобой правда, когда перед тобой свет, когда перед тобой чистота, конечно же, ты ощущаешь в присутствии этого света всю свою помраченность, в присутствии правды всю свою ложность, в присутствии благодати всю свою пустоту и искаженность. Иоанн Креститель, проповедуя покаяние, призывает: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф.13:2). Это ощущение, что Царствие Божие близко, совсем рядом, а человек в его присутствии – такой неготовый, такой дурной, такой искаженный, – не может самого человека не привести к покаянию, к пониманию своего места перед лицом Царствия Божия, к неспокойствию, к тревоге его души.

Вот эти люди, встревоженные словом покаяния, приходят к Иоанну, окружают его всей толпой: и мытари, и грешники, и лжецы, и прелюбодеи, и гордецы, и все, все, все – такие же, какие мы здесь стоим. И вот среди них появляется Христос и говорит: «Сейчас я буду правду Свою исполнять».

В чем заключается правда Божия по отношению к грешному человеку? В чем может заключаться правда судьи по отношению к виноватому? В чем правда по отношению к гордому, по отношению к лжецу, мытарю, фарисею? В чем она? По-человечески мы знаем, в чем состоит правда: вор должен сидеть, преступник должен быть наказан, злодей должен быть обличен. «Даждь им, Господи, по делом их!» (см. Пс.27:4) Правда – это справедливость, – вот она в чем! Мы взыскуем такую правду. Нам очень хочется, чтобы именно эта правда восторжествовала наконец, чтобы все получили по делам их!

Но Христос приходит со Своей правдой. Он приходит, чтобы ее как-то по-другому исполнить. Среди этих людей – грешников, воров, лжецов, прелюбодеев, гордецов, фарисеев, стяжателей – Он вдруг оказывается ничем от них не отличимым. Стоит посреди них такой же, как они, и так же, как они, приходит окунуться в эти иорданские воды. Они приходят для того, чтобы снять с себя грех, а Он приходит, чтобы взять на Себя эти грехи.

Так вот в чем эта правда Божия! Не в том, чтобы ударить, не в том, чтобы наказать, не в том, чтобы уничтожить, не в том, чтобы воздать по заслугам, а в том, чтобы взять на Себя и исполнить эту правду Собою.

Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков (Тит.2:11). Так нам об этом сегодня сказал апостол Павел, так он правду Божию определил. Вот зачем приходит Христос на Иордан. Вот для чего Он, не нуждающийся в очищении, как равный среди всех грешников погружается в эти воды, в которых люди хотят очистить свои грехи, хотят отдать их. А кому их можно отдать? Кто их может взять? Кому нужны эти грехи человеческие?!

Оказывается, они нужны Христу, чтобы их исчерпать Своей любовью, Своим смирением, искупить их Самим Собой, Своей собственной жизнью, чтобы каждого человека, каждую душу к Себе приблизить и Собой обогатить.

«Во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» – поет сегодня Церковь. Мы облекаемся в эту правду. Мы облекаемся в эту благодать. Мы облекаемся в эту милость, которую Господь пришел сегодня нам даровать. Мы ею одеты. Мы ею согреты. Мы укутаны этой милостью, этой любовью Божьей, которая выше всякой человеческой правды, которую нельзя даже справедливостью назвать, потому что какая же это справедливость, когда Бог – чистый, непорочный, всесильный и всемогущий – берет на Себя всю нашу грязь? Эта любовь, эта милость – это и есть правда Божья, ради которой Он явился. Солнце этой правды воссияло нам в Его Рождестве святом! Эта правда сегодня является на Иордане! Эта правда сегодня освящает вселенную! Великое освящение воды, которое мы совершаем сегодня, есть знак этого освящения, знак чистоты, омывающей и смывающей всякую грязь любовью и милостью.

И для чего же это все происходит? А для того, чтобы очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам (Тит.2:14). Когда же явилась благодать человеколюбия Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые мы сотворили, а по Своей милости банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни (Тит. 3, 4–7). Господь творит нового человека. Господь творит из нас новый народ.

Так давайте с вами вспомним по-настоящему то крещение, в котором мы облеклись и родились Господу, то обновление жизни и будем с этим жить, подражая Спасителю нашему и исполняя Его правду так, как Он исполнил ее для нас.

Аминь.

Сретение

В этот день Церковь вспоминает о том, как Младенец Христос был принесен в храм согласно ветхозаветному обычаю, по которому первый ребенок должен быть посвящен Богу и за него должна быть принесена жертва в виде агнца или, от бедных людей, – голубей. Эта жертва приносилась в память о том, как перед исходом из Египта Господь, чтобы наказать фараона, не отпускавшего народ Божий в Землю обетованную, послал Ангела, который истребил в Египте всех первенцев от человека до скота. Моисею же было передано повеление, чтобы евреи сделали Пасху в своих домах, то есть заклали в эту ночь ягненка, испекли его и съели с горькими травами, а косяки своих дверей помазали кровью ягненка. Там, где не было этого знака, прошел Ангел-истребитель, и на следующий день весь Египет был наполнен плачем и стенанием, потому что в каждом доме был умерщвлен первенец. Когда фараон увидел, что произошло из-за того, что по ожесточенности своего сердца он не захотел послушаться Бога, он отпустил евреев. И только это страшное событие дало возможность Моисею собрать свой народ и пуститься прочь из трехсотлетнего плена в Египте. В память об этой Пасхе, об исхождении и избавлении Господь повелел всем семьям, в которых рождался мальчик, первенец, выкупать его от смерти, потому что справедливость Божия требует себе определенного воздаяния. Всякий грех должен быть наказан, всякий долг должен быть покрыт, всякое преступление должно понести возмездие. Нет такого человека на земле, который мог бы устоять перед справедливостью Божией. И понимая это, еврейский народ исполнял заповедь принесения в жертву своих детей, но вместо них в храм приносили голубей или ягнят. Сам же первородный младенец оставался жить в знак того, что он искуплен Богом, что внешне справедливость Божия удовлетворена. И одновременно народ понимал, что за этим внешним понятием справедливости стоит совсем иное – величайшее милосердие Божие, которое отменяет всякую справедливость, всякое требование воздаяния по заслугам.

И так же поступили родители нашего Спасителя. Младенца Иисуса тоже принесли в Иерусалимский храм, чтобы и над Ним, как над первенцем, был совершен этот очистительный обряд.

Священное Предание повествует, что в Иерусалиме жил старец Симеон, известный как человек благочестивый, которому было проречено, что он не умрет до тех пор, пока своими глазами не увидит Спасителя мира. Старцу Симеону было триста лет. Он был одним из тех, кто по повелению царя Птолемея был призван, чтобы переводить Священное Писание на греческий язык. Когда Симеон переводил книгу пророка Исаии и встретил там слова «се, Дева во чреве приимет», а еврейское слово, которое было там употреблено, означает не только деву, но и молодую женщину. Старец хотел употребить в греческом переводе слово женщина, как он и сам понимал это пророчество. Но как только он подумал это сделать, ему явился Херувим и сказал, что он сам своими глазами увидит исполнение этого пророчества, что Дева родит Сына. И Симеон перевел это слово как Дева, и оно до сих пор осталось в наших переводах. Духом Святым старец был извещен о том, что пророчество исполняется. Он пришел в храм в тот момент, когда Иосиф и Мария принесли Младенца, чтобы посвятить Его Богу, и произошла та встреча, которую мы сегодня празднуем, Сретение, встреча старца Симеона и Марии с Иисусом, встреча Завета Ветхого и носителя Завета Нового.

В Евангелии Иисуса не зря называют Первенцем. В первой главе Евангелия от Матфея написано, что Мария родила Сына Своего первенца, и имя Ему Иисус. Многие протестантские толкователи истолковали слово первенец совершенно неправильным образом, предполагая, что если был первенец, то, наверное, у Марии были и другие дети, тем более что в Евангелии говорится о братьях Иисуса. Но мы почитаем Деву Марию – Приснодевой: Девой до Рождества, Девой во время Рождества и Девой после Рождества. Ее девство оказалось нерушимым, несмотря на рождение ребенка, потому что зачатие Ее было бессеменным и непорочным. Никаких других детей у Марии быть не могло.

Когда Господь так касается сердца человека и возлагает на него такую миссию, дает такое благодатное служение, невозможно даже подумать, что он может быть использован Господом только ради каких-то продуктивных целей: вот родила Дева Мария на свет Сына Божия, и теперь Она может пожить Своей жизнью, заняться семьей, родить детей, воспитать их, потому что Она Свою службу сослужила и больше от Нее как бы ничего не требуется.

И это касается каждого из вас, потому что когда Господь касается нашего сердца, это значит, что Он призывает нас послужить Ему не на какое-то время, а послужить до конца, подобно тому как послужила Ему Дева Мария. Когда Господь приходит в нашу жизнь, встречается с нами, это не значит, что Он просит нас сделать какое-то одно маленькое дело, – вот сейчас сделаю, а потом займусь своими делами, буду жить дальше, как мне хочется, устраивать свои дела, думать о своем временном бытии... Понятно же, что это не так. Понятно, что когда Господь призывает человека, Он призывает его раз и навсегда. И вот так была призвана Пресвятая Дева Мария – раз и навсегда. И имя Первенца, которое употребляется в Евангелии от Матфея, говорит только об одном: что Дева Мария родила на свет Жертву и что это слово – первенец – означает жертву, Того, Который должен быть посвящен Богу, отдан Богу до конца.

Когда еврейских детей приносили в Иерусалимский храм, их просто отдавали Богу: это, Господи, Твое. И в ответ Господь возвращал родителям младенцев, принимая за них искупительную жертву. Но когда Мария принесла Своего Младенца в храм и сказала: «Это, Господи, Твое...» – это было единственным случаем в истории жертвоприношения, когда жертва не была принята. Искупительная жертва, принесенная за Младенца Иисуса, отвергается Богом, потому что жертвой является Сам Младенец. Как настоящая Жертва был принят Первенец и как жертва была принята и Дева Мария, принесшая Христа. Словами, которыми Ее принял праведный Симеон – И тебе Самой оружие пройдет душу, – Господь показал Богородице, что и Она – жертва.

С этого момента ветхозаветные жертвы упразднены, они уступают место исполнению Нового Завета. В ветхозаветных жертвах больше нет смысла, потому что исполнение законов и пророков Само явилось в храме Господнем, наполняя все Собой и Своей благодатью, исполняя все пророчества. Это Он – та самая искупительная Жертва, которая приносится Богом в жертву за всех. Это Он – тот Агнец непорочный, Который берет на себя грехи всего мира. Это Он искупает всех первенцев, от века рожденных в этом мире, для того чтобы давать им жизнь вечную. И поэтому жертва, которую принесли за Него родители как люди, не принимается. Об этом и пророчествует Симеон, который взял на руки Младенца Христа и сказал: наконец отпускаешь раба Твоего, Владыко. Эти слова относятся не только лично к Симеону, но ко всему пророчеству Ветхого Завета о Христе. Ныне исполнилось все о Тебе. Ныне видеста очи мои спасение Твое. Церковь ветхозаветная свидетельствует об исполнении всех пророчеств о Христе, а Симеон предрекает Ему крестные страдания.

Праздник Сретения говорит о том, что происходит, когда человек встречает Бога, как Бог приходит к человеку. Когда Господь с нами встречается, каким-то образом открывается нашему сердцу, разуму, нашей душе, Он приходит, чтобы принести Себя в жертву ради каждого из нас. И нами это должно восприниматься так же, как было воспринято Святой Девой Марией. Встреча с Богом сделала Ее совершенной рабой Господней, Которая всю жизнь жила по Слову Божию, которая все время это слово в Себе хранила, исполняла, этим словом жила и делилась с другими. Когда человек встречается с Богом, он тоже становится жертвой. Его жизнь должна стать по-настоящему жертвой служения Богу, с готовностью до конца и полностью себя Богу посвятить, во всем себя Богу отдать, не оставить ни единого пространства в своей душе, которое бы Богу не принадлежало. Это самый тяжелый путь в христианстве, это несение креста, это сораспятие Богу, по-другому этого никак не назовешь. Но это и самый радостный жизненный путь. Когда в человеке живет Бог, когда человек полон Богом, когда он становится со своим Богом совершено неразлучным, что же еще ему может быть нужно? Куда же еще надо стремиться? | Чего же еще ждать и желать?

Сегодняшний праздник для каждого из нас да будет напоминанием об этой встрече. Господь к нам приходит как Жертва и ждет от нас того же, что отдала Ему Пресвятая Дева Мария: все сердце, всю душу и всю жизнь.

Аминь.

2005

Благовещение Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня мы празднуем самый радостный праздник весны, Благовещение Пресвятой Богородицы.

Евангелие, которое мы слышали сегодня, рассказывает нам о том, как Архангел Гавриил был послан от Бога Деве Марии, чтобы Ей благовестить, то есть принести благую весть, о том, что Она станет Матерью Сына Божьего, послужит великой тайне воплощения Великого, Бесконечного, Невидимого, Неизменного, Вездесущего, Всемогущего Бога. Мы видим в этом Евангелии, как смущается сердце Пресвятой Девы, как Она трепещет перед этой вестью, как боится ее, но, тем не менее, говорит такие слова: «Я раба Господня, да будет Мне по глаголу Твоему».

По Твоему слову...

Матерь Божья произносит слова, которые мы с вами каждый день читаем в молитве «Отче наш». Мы тоже говорим: «Да будет воля Твоя». Но сказать такие слова – это одно, а принять – совсем другое.

И вот мы видим, как вся жизнь Святой Девы Марии становится принятием этого Слова, как вся Ее жизнь по этому Слову складывается, как это Слово Ее преображает и делает честнейшей Херувимов и славнейшей без всякого сравнения Серафимов. Это всемогущее Слово Божие, которым Господь мир сотворил, делает Ее заступницей усердной каждого из нас. Вот что значит – принять на себя волю Божию! Вот что значит – жить по Божиему Слову!

А ведь слово «благовещение», «благая весть», по-гречески звучит как евангелие. Евангелие – благая весть. Слово Божие, которое каждый из нас читает, слышит в храме, имеет в своей библиотеке, для нас открывается так же, как и для Нее, чтобы мы жили по этому Слову, чтобы оно стало для нас самым главным, чтобы эта благая весть так же нас преображала, так же вела ко спасению, к Кресту и Воскресению, как Матерь Божию.

Она сказала: «Да будет Мне по глаголу Твоему». Мы говорим: «Да будет воля Твоя». Слово «воля»... Как ведь на самом деле мы хотим быть вольными людьми, как для нас важно это слово – «воля»! Ведь слово «воля» означает «свобода». Воля Божия – это освобождение от всего того, что делает нас рабами мира сего, что нас закрепощает, что не дает возможности по-настоящему раскрыться для радости, для любви, для служения Богу и ближнему. Ведь самость, гордыня, желание жить по себе – это никакая не свобода, а страшная тюрьма. А воля Божия – это и есть свобода.

И вот поэтому сегодня мы, следуя старинному обычаю, выпускаем на свободу птиц, чтобы даровать им свободу и чтобы через этот птичий полет нам тоже научиться быть по-настоящему свободными людьми: свободными в Боге, свободными во Христе, свободными от рабства мира сего. Аминь!

2014

Вход Господень в Иерусалим

Мы сегодня собрались, чтобы праздновать Вход Господень в Иерусалим.

События из евангельской или Священной истории мы вспоминаем совсем не так, как события нашей прошедшей жизни, свадьбы, дни рождения или кончины близких. По словам апостола, Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр.13:8). Все, что было совершено Христом во времени, никогда не может прейти. Оно становится вечным и оживает каждый раз, когда мы к этому прикасаемся, и одновременно оживаем и мы. Господь – жизнь для нас, а жизнь не может быть – вчера. Поэтому мы собираемся не для того, чтобы вспомнить событие, а чтобы войти в него, стать участниками вечной жизни.

Это очень важно понять: мы пришли, чтобы сегодня, сейчас всем вместе поучаствовать во встрече Господа при входе Его в Иерусалим. Мы специально принесли эти ветви, мы держим их в руках в знак того, что и мы вместе с евреями встречаем нашего Господа.

Входит Господь в Иерусалим. Его встречает множество народа, потому что все узнали, что Господь воскресил Лазаря, совершил такое чудо, о котором никто никогда не слыхивал. Четыре дня пролежав во гробе, смердящий, обвязанный пеленами, он вышел из гроба – живой! Это такое свидетельство, не поверить которому было невозможно. И люди собрались, потому что знали – это жизнь пришла! Надо встретить Иисуса, как своего Господа, потому что на Нем сошлись все пророчества. Они встречали Его со словами, с которым встречают Мессию, своего Спасителя: осанна Сыну Давидову!

А иудеи вознегодовали и искали они убить Лазаря. А ведь это тот, о котором Христос сказал, что это «друг Мой Лазарь», о котором Он плакал, это Лазарь – воскресший... Но фарисеям все кажется обманом.

Странное чувство охватывает, когда слышишь об этом. Как же не верить Тому, Кто только что воскресил мертвого? Как можно лишить жизни того, кому Сам Христос жизнь даровал? Невозможно. Это какая-то бессмыслица, такое же помрачение ума, с которым люди отрицают Бога, все делают наперекор, лишь бы не согласиться со словами о вечной жизни, лишь бы не принять Того, Кто пришел кротко, как возвещал пророк: се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий (Зах.9:9) Кроткий Христос грядет к нам... Как можно Его не принять? Но оказывается, можно стены построить, закрыть глаза и уши и противиться насколько возможно.

Апостольское послание сегодняшнего дня удивительным образом внутренне раскрывает смысл нашей встречи Христа. Я позволю себе еще раз прочитать его, чтобы оно лучше и сильнее было услышано:

Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания перед Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли, и слышали, и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами (Флп.4:4–9).

Такие слова говорит апостол о том, как мы должны жить во Христе. И как вы думаете, после того, как Лазарь в аду побывал, после того, как Господь его, четырехдневного, вывел из гроба и воскресил, мог ли он жить обычной человеческой жизнью: заниматься бытовыми делами, думать о карьере, о земном благополучии? Конечно нет. Даже представить себе невозможно, что Лазарь мог бы забыть о Боге. И он стал епископом, апостолом стал... Но Лазарь был вызволен из того гроба, в котором и мы пребывали, пока Господь не вывел нас из темницы грехов. Каждому из нас Он даровал возможность прикоснуться к Своей жизни, после тьмы увидеть свет. Можно ли после этого жить по-прежнему? После того как Господь Своей жизнью тебя касается, можно ли продолжать жить не так, как сказал сегодня апостол Павел, забыть, что есть Царство Небесное, которое с нами, что есть Господь, Который к нам грядет?

Мы встречаем сегодня Господа, в руках вербочки держим. Как поется в праздничном тропаре, «и мы, яко отроцы победы знамение носяще, Тебе Победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне». Мы как бессмертные это поем, но и мы должны победить смерть, и мы должны быть готовы к тому подвигу, к которому Господь нас призывает, а не просто ждать, когда это случится помимо нас. Мы держим знаки победы, но у нас только один знак победы – это крест. Эти вербы прообразуют древо крестное, на котором Господь грядет распяться нашего ради спасения. И мы не можем не идти вместе с Ним туда, куда Он нас зовет, куда Он Сам идет.

После того как Лазарь воскрес, мог ли он чего-то бояться? Как можно бояться смерти, если ты уже воскрес, если тебе дарована жизнь? И мы поднимаем этот символ победы в знак того, что готовы идти с Господом и дальше, как и Лазарь пошел за Христом дальше своего воскресения. Мы, которым Господь даровал почувствовать жизнь вечную, ее благость и радость, должны быть мужественными до конца, и тогда, как пишет апостол Павел, Бог мира будет с нами. Аминь.

2006

Вознесение Господне

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы празднуем Вознесение Господне. Евангелие и святые апостолы говорят о том, что Господь в течение сорока дней являлся Своим ученикам, поучал их, раскрывая тайны Царствия Небесного, и, самое главное, давал им обетования о том, что им надлежит облечься силою свыше. Господь говорил о том, что в мир должен прийти Дух Святой, Который их наставит на всякую истину, Который их соделает иными людьми, Который уже здесь, на земле, созиждет Царствие Небесное, Церковь Свою. Апостолы, внимая Его словам, продолжали недоумевать, им было непонятно, почему же Господь, Который воскрес из мертвых, Который победил смерть и грех, не хочет победить земного устроения бытия, не хочет поменять устройство мира и воцариться здесь, на земле, чтобы строить этот мир по правильным, справедливым и благородным законам. И они все спрашивали: «Господи, ну когда же Ты устроишь это Царство, о котором говорили пророки? Когда же, наконец, здесь, на земле, наступят дни отрады и утешения, наступят радостные дни?» А Господь им на это говорит: «Не ваше дело знать времена и сроки. Не ваше дело этого ждать, потому что другое Царство Господь нам всем уготовал, Царство другого устроения, иного бытия. В мире справедливости иные законы, которые на этой земле существовать не могут». И вот Господь приводит их на гору Елеонскую, то самое место, где Он воскресил Лазаря, и на глазах учеников, с последним наставлением, что им надлежит никуда не отлучаться от Иерусалима и ожидать пришествия другого Утешителя и Наставника, Духа Святаго, удаляется от них на небо.

И апостолы возвращаются в Иерусалим радостные. Почему? Казалось бы, произошло крушение их земных надежд, Господь не остался с ними, не стал устраивать земного Царства, учреждать в мире другие законы бытия, иные правила общежития... не наказал злых... не возвеличил добрых... Ничего Он не сделал, что ожидали апостолы по земному своему разумению. Ушел Господь, а они рады... Чему же они рады? Почему так радостно вернулись в Иерусалим?

А потому, что Господь научил их. Он их истине научил, и они поняли, что их отечество не здесь, что теперь им нужно только одного – Царствия Небесного. Вот как Господь это показал Своим вознесением на небо: пришел на землю Бог, вознесся на небо Человек; пришел на землю Сын Божий, ушел отсюда Сын Человеческий. Ушел, чтобы указать, где наше отечество, чтобы каждого из нас призвать к иным законам бытия, искать не той справедливости, не тех прав, которых ищем мы здесь, на земле, но Господних прав, Господней справедливости, Божественной правды и жизни. Господь, вознесясь на небо, показал, где Его истинное место, – одесную Бога. Взошел туда и во всей полноте человеческой природы соединил земное и Небесное. Теперь это магнит, который притягивает к Себе каждое христианское сердце, направляет каждую душу христианскую.

И апостолы возвратились радостные, потому что познали Божественную радость и Божественную любовь. Они возвратились, ожидая Утешителя, чтобы здесь, на земле, устроить для каждого верующего человека возможность прикоснуться к небу. Возвратились с надеждой, что Господь снова придет Своей правдой к каждому, кто этой правды ждет на земле.

Его Второе пришествие будет таким же славным, как его отшествие в отечество Небесное. Его Второе пришествие будет таким же радостным, как Его отшествие на Небеса. Сегодняшний праздник Вознесения Господня, это не только праздник ожидания Духа Святаго и Пятидесятницы, это праздник радостного ожидания Второго пришествия Христова. В нашей молитве «Верую...» мы так говорим об этом – и восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца и паки грядущего со славою судити живых и мертвых, Его же Царствию не будет конца...

Для нас Второе пришествие Господне так же радостно, как для апостолов Его святое Вознесение. Для нас ожидание Его славного Второго пришествия, когда Его же Царствию не будет конца, должно быть таким же желанным, как каждое ожидание Христа в молитве, когда Он отвечает на наше воздыхание сердечное или когда Он приходит к нам в причастии Святых Христовых Тайн. Только человек, не приобщившийся правде Божией, может бояться пришествия правды. Только тот, кто живет во тьме, может не обрадоваться свету. Только тот, кто отвернулся от жизни, может этой жизни не хотеть. А для нас, тех, кто знает, что Христос воспринял всю природу человеческую и вознесся на Небеса, Его пришествие – это пришествие вечной жизни и бесконечной радости, потому что Господь, зная все наши немощи, нашу удобоприклонность на грех, часто наше нежелание духовной жизни, взял на Себя и вознес всю нашу природу. Несмотря на то что мы очень грешны, несмотря на то что нас все время тянет вниз, Господь все равно возносит нас до Небес. И иного пути у христианина нет. Эта радость духовная, которую Господь открыл апостолам, да будет сегодня со всеми нами, встречающими Его святое Вознесение. Аминь.

2004

День Святой Троицы, Пятидесятница

Сегодня мы празднуем рождение Церкви, мы празднуем благодать Духа Святаго, которая озарила святых апостолов, а через них наполнила вечной жизнью всю вселенную и дала надежду и упование на то, что никто на этой земле не может быть забыт, но каждому даровано стать причастником Божественной природы, наполниться Святым Духом и войти в Небесное Царство.

Когда мы читаем Евангелие или святых отцов, когда мы видим цель, которую явил нам Господь, мы понимаем, что для земного человека совершенно невозможно войти в Царство Небесное. И об этом открыто и прямо говорит Евангелие. Когда апостолы спрашивают Христа, как же можно спастись, Христос им на это отвечает: «А людям это невозможно» (см. Мф.19:26). Только с Богом это можно сделать.

И сегодняшний день есть свидетельство того, что человек, настолько пораженный грехом, что его все время клонит вниз, который сам спастись не может, тем не менее может быть спасен, будет обязательно спасен, потому что Господь каждому из нас даровал с Ним соединиться, через Него Самого, через Господа нашего Святаго Духа.

Когда Сам Господь приходит на землю, до глубины ада снисходит, чтобы в самой преисподней земли спасти и самых отверженных, то нам понятно, что спасение так близко к каждому из нас, что надо только руку протянуть, только по-настоящему захотеть. В сегодняшнем Евангелии говорится об этом желании. Кто жаждет, говорит Господь, пусть придет ко Мне и пьет. Только бы была в нас эта непрестанная жажда Бога, непрестанная жажда спасения, желание от этой земли оторваться, ни к чему не прилепляться до конца, жить как не на родине, потому что у нас одно отечество – Царство Небесное, о котором мы просим каждый день: да приидет Царствие Твое. Если мы об этом просим с жаждой и упованием, с настоящим желанием спастись, то Царство Небесное к нам приходит. Потому что нет на свете ничего, что было бы так близко человеку, как Царство Небесное. Христос так и сказал: «Не ищи его нигде, потому что Царство Небесное внутри каждого из вас» (см. Лк.17:21). И сегодня мы об этом просим, это празднуем и радуемся тому, что Господь снова и снова обновляет нашу жизнь, снова и снова дает возможность нам – обветшавшим, ленивым и нерадивым – вдруг преобразиться, наполниться Его жизнью и как можно крепче ее хранить. Аминь.

2007

Преображение Господне

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Праздник Преображения Господня всегда отличается каким-то удивительным проникновением в нас Божественного света. Мы поем в праздничном тропаре такие слова: «да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный». Этот Божественный свет в какой-то момент проникает в наши сердца, потому что именно он стал источником нашей жизни и нашей веры. Этот Божественный свет, который однажды воссиял в нашей жизни, так все просветил, сделал все настолько ясным и понятным, так ясно указал дорогу, что мир вокруг нас тоже стал видеться правильно.

Этот свет очень часто меркнет в нас, потому что мы, к величайшему сожалению, не в состоянии хранить его в себе. Но, хотя мы его не видим, он сияет, он постоянно светит для нас.

В икосе праздника, который читается в 6-й песне канона, говорится о том, что мы ленивы, все время ходим приклоненными к земле, все наши помыслы только о земном, и вдруг звучит – восстаньте ленивые, посмотрите вверх, туда, где сияет свет! Нам так тяжело иногда бывает оторвать голову от земли, от того, к чему мы привыкли, но когда это все-таки случается, когда мы вдруг становимся способными, действительно оторваться от земли, нет ничего более радостного, нет ничего более прекрасного, чем этот свет, который снова проникает в наши сердца и души. И так удивляешься и восхищаешься теми людьми, которых мы называем нашими святыми, которые к этому свету приникли и постоянно в нем пребывали.

В наш сегодняшний праздник литургия торжественно заканчивается освящением винограда и других плодов, которые приносит нам Богом данная природа. Удивительно, что как миллионы или даже миллиарды лет назад Господь создал этот мир, так он и существует; как Господь повелел деревам плоды приносить, так они и приносят. Всё слушается Бога. Всё повинуется Ему. Всё приносит Ему свои прекрасные плоды, и мы их освящаем. И ведь мы тоже должны приносить Богу плоды, плодоносить так же, как плодоносит эта земля.

Про виноград, который мы сегодня освящаем, в молитве говорится: «Господи, ты Сына Своего именем нарек этот виноград», но ведь и все мы этим именем наречены, потому что пророк Исайя называет виноградом народ Божий, мы вместе с ним – одно. И вот сегодня виноград освящается как образ Преображения: виноград становится вином, преображаясь в совершенно иную сущность, а потом это вино удивительным образом становится Кровью. Так и нам в этом мире следует преображать себя, преображаться вместе с Богом, с Его помощью, преображаться Его светом. Да воссияет и нам, грешным, свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе!

19.08.2010

Успение Пресвятой Богородицы

Сегодняшний день – особенный. Он почитается Церковью как Богородичная Пасха.

На самом деле этот праздник разрушает человеческое представление о смерти, потому что когда мы говорим о смерти, то всегда испытываем боль, горечь, тоску. Для нас встреча со смертью является самым величайшим горем, которое только может постигнуть человека. А смерть Богородицы мы празднуем как величайший праздник, потому что в празднике Успения Пресвятой Богородицы всем верующим христианам явлена тайна, что не может быть смерти для того, кто свою жизнь соединил со Христом, кто сумел свою жизнь до конца и полностью доверить Богу, жить Им до конца, соединиться с Ним, как при Своей жизни соединилась Богородица. И такое полное доверие Богу своей жизни, полное устремление в небо и устранение от земного делает человека совершенно неуязвимым. Если он следует стопами Пресвятой Богородицы, то для него в этой жизни не будет ничего страшного, отчаянного и безнадежного.

Мы празднуем Успение Пресвятой Богородицы как торжество человеческой веры. Ведь Богородица – такой же человек, как и мы. Когда каждую Пасху мы радуемся, что Христос воскрес из мертвых, как Бог победил смерть, это всем нам понятно: Он всемогущ, Всесилен, Он – начальник жизни, и Ему неподвластна смерть, хотя Он и воскрес из мертвых, как Человек. А в Успение мы встречаемся с тем, что смерть побеждает не Бог, а человек, который родился на земле от земных родителей таким же точно образом, как каждый из нас, был зачат, как каждый из нас, и во всей полноте испытал все человеческое.

Пресвятая Богородица ничем от нас не отличается: и в Ней, и в нас по человеческой природе все совершенно одинаково. Но только одно Ее отличает от нас: Она сумела всю Свою жизнь Богу посвятить. И это, конечно, очень понятно, потому что Она Бога родила. Но ведь на самом деле не то важно, что Матерь Божия родила на свет Христа. Естественный подвиг рождения Христа на свет Она превозвысила иным подвигом – подвигом доверия Своей собственной жизни Богу, тем, как Она сумела всю Свою жизнь Богу посвятить.

И в этом смысле каждый из нас к этому способен, и каждый из нас к этому призван, потому что, подумайте, как Бог изначально доверил Себя нам! Как Бог доверился людям, как Он доверился Своей Матери, Пресвятой Богородице, что родился от Нее на землю! Какое же это колоссальное доверие к нашему миру, к нашему безумному человечеству, что Господь отдал Себя в наши руки! И Он снова Себя нам доверяет каждый раз, когда мы приходим причащаться Святых Христовых Тайн, снова и снова отдавая Себя в наши руки. И в ответ Он ждет того же, – чтобы и мы себя Ему доверили, всю свою жизнь Ему вручили, не побоялись жить небесным, а не земным. И когда человек не боится, а стремится жить небесным, тогда для него нет никаких преград, никакая смерть ему не страшна. Когда он встречается со смертью, он с Жизнью встречается, как мы слышали сегодня в стихирах Пресвятой Богородице, что для Нее гроб стал лестницей в небо. Это для каждого из нас звучит, каждому из нас дано, чтобы гроб наш стал лестницей в небо. Надо только смотреть на то, как Матерь Божия живет, как Она Себя Богу доверяет, и поучиться у Нее этому, самому главному в нашей жизни: жить небесным, а не земным.

Аминь.

2007

В праздник Рождества Богородицы

Сегодняшний праздник Рождества Богородицы – событие, которое в Евангелии не описано. Оно известно нам из Священного Предания и рассказывает о чуде, которое произошло в семье замечательных благочестивых людей – Иоакима и Анны. Эти люди дожили до глубокой старости, а детей у них не было. Это бесчадие было не только внутренним горем их семьи. В те времена в иудейском народе считалось, что та семья, у которой нет детей, забыта Богом, что Бог наказывает людей бесплодием за их грехи. Иоаким и Анна, будучи уже старыми людьми, все время носили на себе поношения от других людей, которые их обижали, оскорбляли, укоряли за то, что у них нет детей, и за то, что они грешны.

А на самом деле Иоаким и Анна были людьми настоящей святости, глубочайшего смирения, великого терпения и очень большой веры в Бога. Они прожили всю свою жизнь благочестиво, им не за что было себя укорять, совесть их была чиста перед Богом и перед людьми. Но они смиренно несли на себе те поношения человеческие, которые слышали за своей спиной.

И вот однажды, когда Иоаким пошел в храм Господний в Иерусалим, для того чтобы принести свою жертву Богу, священник, встретив его в храме, не принял его жертвы, сказав: «Твоя жертва Богу неугодна. Вы – грешные люди, и ваша жертва Богом не будет принята».

Вот в таком состоянии великой грусти, когда люди не любят тебя, и все общество от тебя отвернулось, а теперь еще и двери храма перед тобой закрыты, Иоаким вернулся домой и поведал своей супруге Анне о том, что их постигло новое горе.

И они решили, что будут молиться Богу от всего сердца. Они и раньше не прекращали своей молитвы, им очень хотелось иметь детей, они все время надеялись. Даже в глубокой старости, когда надеяться совершенно не на что, эти люди продолжали молиться. Казалось бы – бессмысленно, бесполезно... Зачем молиться, когда уже природа умерла, когда ничего хорошего быть не может? Оставьте эту молитву, Бог не слышит вас, уже нет надежды даже и на Бога – так, наверное, рассуждали бы все мы. Но Иоаким и Анна свои молитвы и упование на Бога не оставили, они своей веры не посрамили. И Господь послал им в утешение и в награду за их молитвенные труды, за их веру великую, за их бесконечное смирение и терпение это чудо: у них родилась дочь. И не просто дочь, а Пресвятая Богородица, Которая послужила всему человечеству, каждому из нас, Которая стала Матерью Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.

Вот какие чудеса творит настоящая вера! Мы-то все думаем – что такое чудо? Когда чудо случится в нашей жизни? Где чудеса случаются? Почему они происходят? А чудеса происходят только тогда, когда есть настоящий подвиг человеческой жизни. Чудо – это всегда встреча человеческой веры и Божьего милосердия. Чудо – это всегда встреча нашего подвига веры и любви Божественной.

Для Иоакима и Анны чудо произошло. Вера настоящая, любовь, терпение и смирение дали возможность Господу это чудо совершить!

Только так чудеса и происходят! Только так они и случаются, – когда встречаются любовь Божия и вера человеческая. И это доступно каждому из нас: своей верой обрести любовь Божию. И тогда вся наша жизнь всегда будет похожа на чудо.

Аминь.

2010

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодняшний день называется Всемирное Воздвижение Честного Креста Животворящего. Мы вспоминаем тот день, когда равноапостольная царица Елена, задавшись целью обрести самую главную святыню для христиан, отправившись в Иерусалим, обрела Честной Животворящий Крест, тот Крест, на котором был распят наш Господь Иисус Христос. Это было очень непростое дело – почти через триста лет найти остатки памяти того, что свершилось на святой горе Голгофе. Город Иерусалим, в котором совершалось распятие Господа нашего Иисуса Христа, к тому времени давно уже перестал существовать, он был срыт с лица земли, камня на камне не осталось, как в свое время в Евангелии пророчествовал об этом Сам Иисус Христос. В 70 году после Рождества Христова войска римского императора Тита окружили Иерусалим, долго держали осаду, но Иерусалим пал. Римские воины ворвались в город, и в месть жителям города за очень долгую осаду и жесткое сопротивление Иерусалим был полностью разрушен, и прежде всего был разрушен храм Господень. Гора Голгофа за стенами города тоже была срыта, на ней был построен языческий храм, но и он обветшал. Таким образом, место, где был распят Иисус Христос, было никому не известно.

Святая царица Елена, несмотря на то что у нее не было никаких указаний, кроме евангельских, на то место, где был распят Иисус Христос, с верой в Бога и горячим сердцем отправилась в город, который к тому моменту даже Иерусалимом не назывался, а носил языческое название Элия Капитолия, чтобы найти Господень Крест. И она его нашла. Нашла, потому что Господь вел ее за Собой. Нашла, потому что Крест Господень должен был воссиять над всем миром. Нашла, потому что для нас Крест Честной Животворящий – это не просто ограждение от всякого зла, это не просто символ нашей веры, но это самое главное выражение того, как нас всех любит Господь.

Движимая любовью ко Господу, царица Елена обрела Честной Животворящий Крест. По священному Преданию, мы знаем, что, начав раскопки и докопавшись до глубоких цистерн, куда были сброшены кресты, на которых были распяты Иисус Христос и два разбойника, царица Елена обрела три креста. Для того чтобы понять, какой из этих крестов Крест Господень, их поочередно приложили к умершему человеку, которого несли на погребение мимо раскопок. Когда ко гробу приложили Крест Господень, совершилось великое чудо, мертвец ожил, воскрес. Слух о том, что совершилось великое чудо – нашли Крест Иисуса Христа – моментально распространился по городу, люди толпами сбегались к этому месту, и все хотели видеть обретенный Крест. Тогда этот Крест стали высоко поднимать – воздвизать, чтобы все люди могли увидеть святыню. Люди падали на колени и с верой в Бога и с благоговением восклицали: «Господи, помилуй!»

Так всему миру стало известно об обретении Честного Креста Господня.

А для нас, христиан, это стало особым знаком нашей веры. Это послужило тому, что все христиане стали считать крест неотъемлемой частью нашей веры. Крест – это не только изображение, которое мы сейчас видим на середине храма, которое носим на своей груди, которое я сейчас держу в руках. Крест – это сила Христовой любви.

И когда Господь со словами: «...кто хочет идти за Мною, пусть возьмет крест свой и за Мной идет» (см. Мф.16:24), вручает нам крест, Он хочет нам вручить прежде всего силу Своей любви, чтобы мы в этом мире действовали как Он, чтобы мы силой Его любви раздвигали пространство нашей жизни, чтобы вся сила, которая у нас есть, была силой Его любви.

Очень тяжело действовать в мире силой любви. Люди привыкли действовать силой власти, силой денег, силой своих мускулов, силой своих знаний, силой своей хитрости. А вот силой любви люди почти никогда не поступают, потому что это очень тяжело делать. А нам Господь заповедал отложить всякую другую силу и забыть, что есть в мире другая сила, кроме силы Христовой любви. И когда мы слышим этот голос Христов: «...кто хочет со Мной идти, пусть возьмет крест свой», мы должны понимать, что это к нам обращается Господь и просит, чтобы мы взяли на себя силу Его любви и силой этой любви действовали в мире.

Сегодня этот Крест Господень воздвизается над всем миром. Сегодня сила Его любви должна воссиять для каждого из нас. Мы, христиане, должны понять, что нам надо перестать действовать в этом мире ложью, властью, гордыней и всякой другой силой, которой у нас предостаточно. Мы должны от нее отречься, мы должны ее забыть и просить у Господа об одном, – чтобы каждому из нас Господь даровал силу Своей любви. Аминь.

2011

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Мы идем навстречу светлому празднику Рождества. И предваряет его день Введения во храм Пресвятой Богородицы. Мы очень мало знаем о земной жизни Пресвятой Девы Марии. Евангелие нам не раскрывает Ее жизни, не рассказывает о Ее биографии. Только самые главные эпизоды, которые связаны непосредственно с делом нашего спасения, говорят о Пресвятой Деве Марии. То, что мы знаем о Ней, дошло до нас из Священного Предания, как и эта история о том, как святые праведные Иоаким и Анна привели свою дочь в храм, когда девочке Марии было около трех лет. Они отдали Ее на воспитание в общину девочек из благородных семей, которые традиционно воспитывались при храме Соломона, чтобы потом выйти замуж и продлить род своего народа, исполнив обетование, данное еще при изгнании наших прародителей Адама и Евы из Рая, и которое хотела исполнить каждая еврейская семья. Господь сказал Еве, что семя жены будет поражать семя змея в голову. Это обетование о том, что сатана будет повержен, а род человеческий спасен, передавалось из поколения в поколение и было самым главным пророческим благовестием, которое хранил избранный еврейский народ. Именно здесь, в недрах этого народа, родится обетованный Мессия, Помазанник, Спаситель мира. Посему всякая еврейская семья ожидала этого и служила своим потомством делу исполнения пророчеств.

Приведя свою дочь в храм, праведные Иоаким и Анна посвятили Ее Богу, как были посвящены Богу и остальные девы, которые воспитывались при храме. Но с самого первого момента было видно, что на этой девочке – особенная печать Божественного благословения. Сейчас мы легко приходим в храм. Для нас сейчас прийти в храм – это немного преодолеть себя, чуть пораньше проснуться, не более того, а здесь уже никаких особенных трудностей нет. Мы можем себе позволить в храме поразговаривать, поотвлекаться, заняться своими мыслями, встретить друзей, радостно спросить: «Как вы живете? Как ваши дела?» И вот так в пространстве Божественного присутствия мы все время возвращаемся к себе.

А Иерусалимский храм был устроен так, что для того, чтобы войти в него, надо было очень потрудиться. Высокие ступени, которые вы видите на иконе, лежащей сегодня на аналое, были определенным символом восхождения в Царство Небесное. На каждой ступени этого храма человек должен был прочесть определенную молитву – один из псалмов восемнадцатой кафизмы, который так и называется – «Песня ступеней». Каждая ступень храма – это молитва. И начинаются они с таких слов: «Ко Господу, внегда скорбети ми, воззвах, и услыша мя» (Пс.119:1). Ко Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня.

Восхождение в храм, восхождение к Богу – это очень серьезный внутренний процесс становления человека. Это замечательный процесс вхождения в храм каждого из нас, как изменения собственной жизни, своего состояния, как изменение самого себя. Прекрасное греческое слово «metanoia», которое мы переводим как «покаяние», означает изменение самого себя. Это очень важно – понимать, что такое войти в храм Господень. Прийти в храм и остаться прежним – нельзя. Прийти в храм и не измениться – невозможно. Всякий раз, когда мы выходим из храма, мы должны быть уже немножечко другими. Мы должны стать преображенными. Мы должны стать гораздо ближе к Богу, чем до того, как мы вошли в него.

Аминь.

2012

Протоиерей Алексий Уминский священнослужитель Русской Православной Церкви, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах, телеведущий, автор многочисленных публикаций на тему христианской педагогики, в том числе книги «Тайна примирения».

Что значит идти за Христом? В чем главное содержание нашей веры? Кто я в Евангелии? Можем ли мы сказать Богу: «Все мое – Твое»? Готовы ли мы прикоснуться к язвам Христа?

Что такое Церковь и зачем она нужна? Что современный человек хочет от Церкви? Может ли Церковь быть благополучной? Не является ли наша жизнь во Христе хождением по церковному кругу? Как сохранить любовь и не вырастить ребенка атеистом? Можно ли спастись в большом городе? Эти и многие другие вопросы задает и пытается дать на них ответы наш современник. С нами порой жестко беседует умный, тонкий, а главное, очень не равнодушный человек. Его размышления не дают успокоиться.

Христос воскресает в ранах, в язвах. И если твой Учитель воскрес для тебя таким, то и путь за Ним будет таким же. Когда человек способен Такого коснуться, его радость уже не покинет, что бы с ним ни произошло.



Источник: Протоиерей Алексий Уминский / Мы с тобой одной крови: лекции, беседы, проповеди; сост. А.А. Данилова. - М. : PRAVMIR.RU; ДАРЪ, 2015. - 480 с.

Вам может быть интересно:

1. Простые и краткие поучения. Том 7 протоиерей Василий Бандаков

2. Библейская история при свете новейших исследований и открытий. Ветхий Завет. Том 2 – Приложения. Справочных сведений и таблиц к библейской истории Ветхого Завета профессор Александр Павлович Лопухин

3. Православие в современном мире протоиерей Иоанн Мейендорф

4. Исагогика, или Введение в книги священного писания Нового завета Алексей Никитич Хергозерский

5. Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский епископ Александр (Семёнов-Тян-Шанский)

6. Сочинения. Письма. Жизнеописание митрополит Анастасий (Грибановский)

7. Уроки покаяния в Великом каноне св. Андрея Критского, заимствованные из библейских сказаний епископ Виссарион (Нечаев)

8. Церковная проповедь на двунадесятые праздники. Часть 1 протоиерей Пётр Смирнов

9. Поучения говоренные в новоархангельском соборе на острове Ситх епископ Петр (Екатериновский)

10. История Российской иерархии. Часть 3 – Г епископ Амвросий (Орнатский)

Комментарии для сайта Cackle