архиепископ Амвросий (Ключарев)

Слово в день тезоименитства Благочестивейшего Государя Императора НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА.

О родительсном благословении.

Делом и словом чти отца твоего и матерь, да найдет ти благословение от них.

Благословение бо отчее утверждает домы чад, клятва же матерняя искореняет до

основания. (Сир. 3, 8. 9).

По горделивому духу нашего времени молодые поколения ныне вообще неуважительно относятся к старшим. Нередко и самые дети оказываются непочтительными к родителям и невнимательными к их власти и правам на послушание и покорность со стороны детей. Иногда своеволие и противление родителям оправдывается мнимо учеными рассуждениями о правах человеческой личности, о свободе и преимуществах образования новых поколений сравнительно с прежними, об особенных условиях современной жизни, об обязательности новых обычаев и т. п., но Божественное Откровение одним словом разрушает все подобные рассуждения, всегда отзывающиеся утратою естественного чувства любви к родителям и благодарности за их попечения при воспитании. Оно только присоединяет к пятой заповеди десятослoвия обетования награды исполнителям ее, и следовательно неизбежность гнева Божия на ее нарушителей. Если хочешь долго и счастливо жить на земле, говорит эта заповедь, – чти отца твоего и матерь; если хочешь благоденствовать со всем своим домом и потомством, говорит библейский истолкователь этой заповеди Иисус сын Сирахов, – „делом и словом чти отца твоего и матерь“, потому что в их руках для тебя благословение на благоденствие, и проклятие, которое сильно „искоренить твой дом до основания“.

Чтобы понять все легкомыслие неопытной юности, возмущающейся против власти родительской, и всю опасность, угрожающую ей от противления этой власти, полезно разъяснить истинное значение и силу родительского благословения. Размышление о нем сообщить нам особое утешение при настоящем торжестве нашем в честь Благочестивейшего Государя нашего Императора Николая Александровича, на которое еще ложится тень неотразимых печальных воспоминаний о недавней кончине Его великого Родителя.

Что такое благословение вообще, и в частности благо- словение родительское?

Благословение в общем смысле есть благожелание от имени Божия, выражаемое словами и иногда сопровождаемое соответствующими им знаками и действиями.

Оно должно быть отличаемо от всякого иного выражения наших обычных благожеланий, хотя и эти последние, сопровождаемые молитвенным расположением духа, могут быть средствами призывания на ближних наших милости Божией. Но простые благожелания мы можем выражать людям и равным нам, и высшим и низшим нас; „благословляется же, по слову Апостола, без всякого прекословия меньший от большего“ (Евр. 7, 7). И это старшинство, дающее право благословения, может быть предоставлено только от Бога. Таково право благословения, преподаваемого верующим в Церкви Божией, дарованное священству (Числ.6, 23). Таково же право родителей на благословение детей: „Господь возвысил отца над детьми, говорит Премудрый, и утвердил суд матери над сыновьями“ (Сир. 3, 2). Родители дают жизнь детям по творческому благословению и дару чадородия (Быт. 1, 28). Раждаемые ими дети до возраста предоставлены им в полную власть и распоряжение. Рождая существа, одаренные образом Божиим, по духовной их природе предназначенные к вечной жизни, родители, если верны своему долгу, заботятся об их нравственном усовершенствовании, чтобы соделать их чадами Божиими. По чувству любви к детям, вложенному Творцом в сердца их, и возвышающемуся до самоотвержения и самопожертвования, они становятся причастными любви Самого Бога к роду человеческому и отсюда получают право на раздаяние детям самого благословения Божия. Посему благословение родителей, преподаваемое детям, и приемлемое ими с верою, становится, по подобию благословений священства, благожеланием, несомненно сопровождаемым содействием силы Божией к его исполнению.

Еще более ясное учение и более полное представление о значении и силе родительского благословения мы можем составить себе из примеров богоизбранных ветхозаветных патриархов – Ноя, Авраама, Исаака и Иакова. Первому прикровенно, а последним ясно дано и повторено было обетование: „благословятся в тебе все племена земные“. Это означало, что из племени их произойдет Искупитель мира. Озаряемые откровениями, подкрепляемые обетованиями, одаренные даром прозорливости и духом пророчественным, они предусматривали в детях своих способность сохранить достоинство рода и быть верными своему призванию. Недостойным они уменьшали дары благословения, или совсем исключали их из рода избранного. Особенное разнообразие даров мы видим в благословении, данном Иаковом детям его. Он указал отличительные свойства их потомков, предрек исторические судьбы их, который раскрылись в течение веков по занятии израильтянами земли обетованной. Внешним знамением благословения было лобзание отца и возложение рук на голову благословляемых (Быт. 27, 26; 48, 14). К числу даров, сообщаемых благословением, иногда были присоединяемы особые участки земли, предоставляемые в наследство, как дал такой участок в земле обетованной Иаков сыну своему Иосифу (Быт. 48,22). Эти дары означали не только заботливость родителей о благосостоянии потомства, но и имели значение в будущем (Иоан. 4, 5). Был в патриархальные времена и обычай благословлять детей в супружество (Быт. 24, 60). Как дорожили дети патриархов благословением родителей, это видим из тоски Исава, утратившего благословение первородства и вместе принадлежность к народу избранному. А сила лишения благословения или проклятия родителей обнаружилась в одном, достаточном для всего человечества, примере проклятия Ноем потомства Хама за преступное выражение непочтения к отцу, обрекшего его не только на отчуждение от избранного племени, но и на вечное рабство, которое доселе оправдывается историею: „проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих“ (Быт. 8. .25). Таким образом мы видим, что родители времен патриархальных вводили в жизнь обетования Божии, споспешествовали Промыслу Божию в устроении спасения рода человеческого, и в своих благословениях раздавали детям дары из невидимой сокровищницы благословения Божия. Видимость же благословения, сообщаемого чрез родителей, и плодов его, питала в новых поколениях веру в Бога – Промыслителя и научала почитать в родителях опытных наставников и руководителей.

Нам нет надобности приводить исторические примеры в доказательство того, что в Церкви Божией во все времена сохранялось право родителей на благословение детей и было преподаваемо самое благословение в благочестивых семействах. Что так было в Церкви ветхозаветной, это видно из наставления Иисуса сына Сирахова, взятого нами в основание слова. Он жил не задолго до Рождества Христова, и как о деле, всем известном, говорит о благословении родителей, побуждая только детей заслуживать его почитанием отца и матери. Что это священное право было утверждено и в Церкви новозаветной, мы видим из того, что вместе с христианством и всеми установлениями Православной Церкви передан нам и закон о родительском благословении. Для нас важно убедиться, что не только существенные черты действенного патриархального благословения сохраняются и в наше время, но что и право и последствия родительского благословения получили в новозаветной Церкви еще высшую силу и плодотворность.

По причине утраты веры в Бога истинного во времена патриархов, только немногие избранные семейства имели благодатную силу благословения; ныне имеют ее все призванные к вере в Господа нашего Иисуса Христа. Патриархи при всей своей высокой праведности и при чрезвычайных дарованиях не имели столько средств для охранения детей своих от развращения, чтобы соделать их достойными благословения, сколько имеем мы, получая наших детей из купели крещения возрожденными благодатию Божиею и уготованными на всякое дело благое, и притом будучи окружены со всех сторон свидетельствами и знамениями истинной веры. Патриархи получали дарования от Бога в меру их служения сохранению веры в Бога истинного и устроению народа Израильского, как хранителя обетованного Семени, имеющего даровать благословение всем племенам земным; ныне мы состоим в живом общении с пришедшим Искупителем, самым источником всех духовных дарований и чудодейственных сил, которые Он сообщает нам без ограничения по мере нашей веры (Иоан. 3, 34). Патриархи благословляли детей именем Божиим, прикровенно указуя в произносимых ими именованиях Божиих имя Пресвятыя Троицы, сами непосвященные в эту великую тайну веры (Быт.48, 15); мы же ежечасно и открыто исповедуем Триединого Бога и именем Его благословляем, имея обетование от Сына Божия: егоже аще просите от Отца во имя Мое, даст вам (Иоан. 15, 10). Итак, можем ли мы не верить, что благословение христианских родителей, преподаваемое детям их, имеет еще большую силу, чем благословение патриархов, и лишение благословения родительского может подвергнуть детей, виновных в непочтении родителей, еще большим бедствиям, чем потомство Хамово. История сохранила нам влияние благословения патриархов на детей и потомков их, но нет недостатка и в христианской истории в свидетельствах о вековом процветании поколений, на которых почило родительское и Божие благословение. Наблюдайте жизнь, и вы увидите плоды родительского благословения на детях их своими глазами.

Трогательны обычаи благословения детей, переданные нам предками нашими и свято хранимые в благочестивых семействах. До венчания в храме жених и невеста, возбужденные особенностью своего положения и ожиданием великой перемены в своей жизни, в присутствии священника, окруженные сродниками и друзьями, смиренно кладут земные поклоны пред иконами Спасителя и Богоматери, лобызают их, и под осенение ими преклоняют свои головы для принятия родительского благословения. Впечатление умилительное. Другой обряд: отец на смертном одре, принявший последнее напутствие в вечную жизнь святыми таинствами, призывает детей к смертному одру своему и на главы их, – коленопреклоненных, – дрожащею рукою возлагает святую икону и замирающим голосом произносит слова последнего наставления и благословения. Тишина, благоговейное молчание присутствующих сродников, ожидание последнего вздоха отца семейства, мысленно произносимые всеми благожелания остающимся в сиротстве детям, – все это дышит духом действенной веры и проникает сердце чувством присутствия Божия. Нельзя без утешения видеть и благочестивых детей, уже окруженных собственными семействами, показывающих знакомым, как лучшую драгоценность своего дома, в благоукрашенном кивоте св. икону и с благоговением объясняющих: „это родительское благословение“, или: „это родовая икона, наследованная от предков“. Самое это благоговейное чувство – не есть ли плод родительского благословения?

Это размышление не переносит ли наши мысли в ту храмину в Ливадии, где напутственный святыми таинствами, в благоговейном настроении духа, с покорностью воле Божией, на руках Супруги и Сына Своего предавал Богу Свою душу Благочестивейший Государь наш Император Александр Александрович? Не почило ли здесь родительское благословение на Сыне Его, „проникшемся заветами Родителя своего“ и на отечестве нашем, которое Почивший „любил всеми силами своей русской души и на благоденствие которого полагал – все свои помыслы, не щадя ни здоровья Своего, ни жизни“17. Мы не знаем тайны последних бесед Почившего Царя с Сыном, принявшим Его царство, но Его глубокая вера, благочестие и признанные всем миром великие добродетели Его убеждают нас, что мы не погрешим против истины, если облечем смысл и силу Его последнего благословения словами Царя Давида, сказанными Сыну Его Соломону: „вот я отхожу в путь всей земли, ты же будь тверд и мужествен, и храни завет Господа Бога твоего, ходи путями Его и соблюдай уставы Его и заповеди Его..., чтобы быть тебе благоразумным во всем, что ни будешь делать и везде куда ни обратишься (3Цар. 11, 2, 3). И ты, Соломон, сын мой, знай Бога отца твоего и служи Ему от всего сердца и от всей души; ибо Господь испытует сердца знает все движения мыслей. Если будешь искать Его, то найдешь Его, а если оставишь Его, Он оставит тебя навсегда“ (1Парал.18,9). И если Благочестивейший Государь наш Николай Александрович „проникся“, как Сам благоволил изречь в своем Манифесте, подобными заветами и „приял священный обет пред лицем Всевышняго“ соблюдать их, то не должны ли мы, при благоговейном воспоминании о Почившем, дать место в сердцах наших радости о воцарившемся Государе нашем? – Он получил в наследство не маленький участок земли, как Иосиф от отца своего Иакова, но величайшее в мире царство твердое и благоустроенное. Он приял царство, успокоенное не от набегов мелких хищных племен, как Соломон от Давида, но умиротворенное с величайшими державами мира и возвышенное общим от них уважением. Он получил от отца своего завет не построить один только храм Богу истинному, для одного народа, в чаянии только в отдаленном будущем просвещения мира истинным богопознанием, но „завет“ – хранить и защищать святую вселенскую Православную Церковь и утверждать благочестие в стомиллионном народе. Можем ли мы не праздновать радостно в честь Его народных торжеств и не взирать с надеждами на будущее нашего отечества, когда оно предано благословением Почившего, вместе с возлюбленным Сыном Его, Благочестивейшим Государем нашим, Божию покровительству?

Окончивши последние распоряжение свои и вознесши молитву к Богу, чтобы Он „даровал Соломону сердце правое“, Давид сказал и всему народному собранию: „благословите Господа Бога вашего. И благословило все собрание Господа Бога отцов своих, и пало, и поклонилось Господу и Царю“(1 Парал. 29, 19. 20). Не должны ли и мы сделать то же самое? Давид „умер в доброй старости, насыщенный жизнью, богатством и славою“ (1 Парал. 24, 28): и наш Царь – Миротворец умер, насыщенный славою, но не жизнью, которая сократилась от непрерывных трудов его и забот. Мы скорбим о преждевременной, по нашим понятиям, кончине Его; но она благовременна для Него, как уготованное Ему Господом блаженное успокоение. Да воцарится Он в вечной славе с благоверными святыми Князьями русскими – Александром Невским, Андреем Боголюбским и Михаилом Черниговским, и да будет вместе с Ними и прочими заступниками земли русской вечным молитвенником и покровителем нашего отечества.

Благочестивейшему же Государю нашему будем служить „ сердцем правым“ и возносить о Нем усердные молитвы, да дарует Ему Господь в исполнении заветов Родителя Его, и во всех начинаниях и трудах Его, благопоспешество Моисеево,мужество Давидово и мудрость Соломонову18.Аминь.

* * *

17

Слова Высочайшего манифеста.

18

Молитва на Восшествие на Престол.


Источник: Полное собрание проповедей высокопреосвященнейшего архиепископа Амвросия, бывшего Харьковского : С прил. Т. 1-5. - Харьков : Совет Харьк. епарх. жен. уч-ща, 1902-1903. / Т. 3. - 1902. - [2], VI, 558 с.

Комментарии для сайта Cackle