архиепископ Никанор (Бровкович)

Биографические материалы. Том I

Содержание

Предисловие

Наша светская и духовная печать о духовенстве. Воспоминания бывшего альта–солиста Правда против хулы... (По поводу посмертной клеветы на почившего в Бозе митрополита Антония, Бывшего Новгородского и Санктпетербургского) Памятная записка. Прежде смерти умерший иеромонах Валериан Архиепископы Иоанн Доброзраков и Смарагд Крыжановский Отрывок из автобиографии Переезд из Риги в Саратов От Риги до Петербурга Въезд в Петербург Петербургские духовные аристократы Мое представление митрополиту Григорию Василий Борисович Сербинович Митрополит Григорий в службе Божией Наместник Лавры. Преосвященный Агафангел Граф Толстой Гаевский Митрополит Григорий в службе Божией Чувствительная сцена Присутствующие в Святейшем Синоде Митрополит Жилинский Напутственное слово преосвященного митрополита Тоже графа Толстого и других тузов Итог Петербургских впечатлений Москва и Русь святая Филарет в службе Божией Филарет у себя дома Отъезд из Москвы Святая Русь Рязань. Деликатность Рязанского семинариста Последний переезд от Пензы до Саратова Въезд в Саратов Семинария Распространение идей неверия в России со времени Петра Великого Кончина Преосвященного Евфимия, Епископа Саратовского и Царицынского Об одежде и волосах, вообще о внешнем виде священников  

 
Предисловие

Издаваемый ныне I том «Биографических материалов», сохранив­шихся среди бумаг покойного Архиепископа Херсонского и Одесского Ни­канора, имеет своей ближайшей целью восстановить по первоисточникам учебное время, и первый служебный в жизни почившего Владыки период, до назначения его Ректором Казанской Духовной Академии.

В состав тома входят девять статей: 1) Наша светская и духовная печать о духовенстве. Воспоминания бывшего альта–солиста; 2) Правда против хулы; 3) Памятная записка. Прежде смерти умерший иеромонах Валериан; 4) Апология. Архиепископы Иоанн Доброзраков и Смарагд Крыжановский; 5) Отрывок из автобиографии; 6) Переезд из Риги в Саратов; 7) Распространение идей неверия в России со времени Петра Великого; 8) Кончина Преосвященного Евфимия, Епископа Саратовского и Царицынского и 9) Об одежде и волосах, вообще о внешнем виде священников. Из этих девяти статей 1,2, 3, 6, 8 и 9 разновременно были напечатаны в духовных и светских журналах, указанных при каждой статье особым примечанием. Статьи 4, 5, и 7 печатаются в первый раз.

В основу расположения «Биографических материалов» положена издателем последовательность событий в жизни Высокопреосвященного Архиепископа Никанора.

Высокопреосвященный Никанор, в мире Александр Иванович Бровкович, был родом из Могилевской губернии и родился 20 ноября 1826 года. Восьмилетним мальчиком он поступил в Могилевское духовное училище и здесь, а потом в Могилевской духовной семинарии, оставался, состоя в то же время певчим Могилевского архиерейского хора, семь лет, до 1842 года. – Памятником этой домашней и школьной Могилевской жизни Александра И. Бровковича служат «Воспоминания бывшего альта–солиста», написанные в 1883 году.

В 1842 г., когда для Петербургской, так называемой, образцовой Семинарии потребовались лучшие воспитанники из провинциальных семинарий, Александр И. Бровкович переведен был из Могилевской духов­ной семинарии в Петербургскую, где и учился до 1847 г. Иллюстрацией

к этому пятилетнему семинарскому курсу служит статья «Правда против хулы» 1884 г.

Как лучший воспитанник Петербургской семинарии, Александр Иванович Бровкович поступил потом в Петербургскую Духовную Академию (1847–1851 г.), где окончательно сложился его нравственный облик, вполне созрела любовь к научным занятиям и приведено было в исполнение решение принять монашество. «Памятная записка», имеющая отношение к академической студенческой жизни Высокопреосвященного Никанора, носит оригинальное название «Прежде смерти умерший иеромонах Валериан» 1880 г. Поводом к составлению ее послужила несчастная судьба инспектора Киевской Духовной Академии, иеромонаха Валериана, личность которого, однако, не составляет в «записке» центральной фигуры, – точнее – заслоняется другими историческими личностями из ученого монашества 60–х годов. Автобиографическое значение «записки» видно из того, что здесь сообщаются факты не только такие, очевидцем которых Высокопреосвященный Никанор был, но и факты, имевшие место в его личной жизни. Глубокий психологический анализ жизни ученого монаха 60–х годов, – копия с натуры, при чем автор не редко имел в виду самого себя. Как литературное произведение, эта «записка» характеризует условия жизни, идеалы, стремления, положение в обществе целого класса лиц, – ученых монахов 60–х годов. Прямым дополнением к «записке» можно считать «апологию» – «Архиепископы Иоанн Доброзраков и Смарагд Крыжановский», написанную в 1872 году, по поводу клеветы на покойных Архиепископов в статье Р. С. (Ростиславова) «Петербургская Духовная Академия до графа Протасова», помещенной в «Вестнике Европы» за 1872 год. «Апология» эта составлена на основании личного знакомства с внутренним бытом средних и высших духовно–учебных заведений в 50–60 годах, с личностями защищаемыми и с личностями (Архиепископ Донской Платон), прекрасно знавшими Архиепископов, которых Р. С. оклеветал.

По окончании академического курса в 1851 г., иеромонах Никанор в качестве бакалавра был оставлен при Академии помощником ректора Академии Преосвященного Макария по кафедре основного богословия. Поняв свои обязанности шире, чем обязанности ординарного помощника, он позволил себе говорить с кафедры нечто и от себя. Эти новшества были доведены в извращенном виде до сведения ректора; возникло подозрение, что иеромонах Никанор неправославен, неправославно мыслит и в результате получился перевод бакалавра при кафедре основного богословия на кафедру богословия обличительного, в состав которого с 1854 года вошло и учение о русском расколе. – Профессорская служба

описана Высокопреосвященным Никанором в его «Отрывке из автобиографии», представляющем в оригинале письмо (1888 г,) к профессору Казанской Духовной Академии Петру Васильевичу Знаменскому, автору «Истории Казанской Духовной Академии». Копия с этого письма (недоконченного) своевременно была выслана издателем 1–го тома «Биографических материалов» Высокопреосвященного Никанора уважаемому профессору и печатать его в числе «Биографических материалов» издатель позволил себе, во 1–х, потому, что «Отрывок» доселе оставался неизданным, во 2–х потому, что он имеет существенно важный в биографии Архиепископа Никанора интерес.

В 1856 году иеромонах Никанор был возведен в сан архимандрита и 25 апреля того же года переведен на пост ректора и профессора богословия в Рижскую семинарию. – Некоторые данные о служебной деятельности его в Риге встречаем уже в «Отрывке из автобиографии». «Переезд из Риги в Саратов» (1858 г.) освещает ту же деятельность с другой стороны: тут выступают личные отношения архимандрита Никанора к Архиепископу Рижскому Платону, к представителям церковной администрации в Петербурге и Москве.

В январе 1858 г. ректор Рижской духовной семинарии, архимандрит Никанор, как «человек ученый, опытный и вполне благонадежный», получил назначение в Саратов, ректором духовной семинарии. В Саратове он оставался по 1864 год, когда последовал вызов его в Петербург на, так называемую, чреду служения. – Саратовскому периоду отвечают три биографические статьи: «Распространение идей неверия в России со времени Петра Великого» (1868 г.), представляющая конспективное изложение личных воспоминаний о тревожных, ужасных 60–х годах, – pendant к «Отрывку из автобиографии»; «Кончина Преосвященного Евфимия» (1863 г.) – pendant к первой половине «Воспоминаний альта–солиста» и статья «Об одежде и волосах, вообще о внешнем виде священников» (1879 г.), литературно связанная с некрологом Преосвященного Евфимия, в целом же представляющая ряд небезынтересных воспоминаний о личных странствованиях

«до пламенной Колхиды

от хладных Финских скал».

Таким образом, издатель 1–го тома «Биографических материалов» Высокопреосвященного Никанора считает своим долгом предуведомить читателя, что, руководясь естественной последовательностью событий в жизни почившего Архиепископа, он пожертвовал расположением «материалов», сообразно со временем их написания и статьи по времени появления позднейшие (1, 2, 3, 4, 5) поставил прежде тех, которые написаны были в 1858, 1863, 1868 и 1879 г.г.

С другой стороны, издатель позволяет себе надеяться, что со временем напечатан будет и следующий том «Биографических материалов» Высокопреосвященного Никанора, имеющих тем большее значение, что они относятся ко времени его ректорства в Казанской Духовной Академии и служения Церкви Божией на кафедрах Епископа Аксайского – викария Донского, Епископа Уфимского и Архиепископа Херсонского – Одесского.

Издатель С. Петровский.


Источник: Одесса. Типография и Хромолитография Е.И. Фесенко. Ришельевская ул., собственный дом №47. 1900г.

Вам может быть интересно:

1. О значении семинарского образования архиепископ Никанор (Бровкович)

2. Профессор Евгений Евстигнеевич Голубинский Пётр Иванович Цветков

3. О побуждениях к исполнению нравственного закона митрополит Сергий (Ляпидевский)

4. Новоизбранный патриарх Александрийский Фотий (Пероглу): По личным воспоминаниям профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский

5. Подспудный материализм: по поводу диссертации-брошюры г-на Струве Николай Петрович Аксаков

6. Морское сообщение между Тяньцзинем и Шанхаем архимандрит Палладий (Кафаров)

7. Слова и речи. Том I митрополит Никанор (Клементьевский)

8. Иеродиакон невского монастыря Макарий профессор Николай Иванович Барсов

9. Пособие к изучению и преподаванию второй части православно-христианского Катехизиса протоиерей Сергий Соллертинский

10. Древний диаконат и его восстановление священник Пётр Кремлевский

Комментарии для сайта Cackle