Источник

Слово в день Благовещения Пресвятой Богородицы23

Об ожесточении сердец.

«Днесь, аще глас его услышите, не ожесточите сердец ваших. (Псал. 94, 7, 8).»

Ныне, празднуя возвещение Архангелом Гавриилом Пресвятой Деве Марии о зачатии Ею Спасителя мира, мы с особенною любовью и умилением должны возглашать Ей вместе с Церковью приветствие Архангела: „радуйся благодатная! Господь с Тобою!» Так живо еще в сердцах наших чувство благоговения, удивления и радости о совершившемся в стране нашей чудесном сохранении святой иконы ее именуемой „Знамением» (разумеется милосердие Божие к нам грешным), от страшного взрыва, все вокруг сокрушившего. Не умолкают пред ее чудотворною иконою песнопения и молитвы верующих, не прекращаются устные беседы и газетные статьи, разъясняющие это чудесное событие и призывающие всех нас к размышлению и уразумению значения и цели его, как особенного действия Промысла Божия. Как раскаты грома вести об этом дивном событии долго еще будут раздаваться во все пределы нашего отечества, – подобно тому, как десять лет тому назад, разнеслась весть о чудесном спасении Царя – Миротворца при крушении поезда.

Мы, служители церкви, со своей стороны должны найти разъяснение истинного значения этого события там, где не только сохраняются все божественные истины и изображаются дела Божии, но и раскрываются цели и намерения Божии в устроении нашего вечного спасения и земного благополучия. В приведенном нами слове Псалмопевца, как бы в сокращении, мы находим изъяснение истинного смысла и цели недавнего чудесного события и других ему подобных: днесь, аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших, или, по русскому переводу: „о, если бы вы ныне послушали гласа Его: не ожесточите сердца вашего». И так это событие есть особый глас Божий к нам, подобно тем, какие слышались в чудесных событиях совершенных пред израильтянами в пустыне Аравийской, в Палестине во время их благоденствия и могущества, и во все века истории христианских царств и народов. Это одно и то же вещание и предостережение людям одного и того же гласа Божия: „не ожесточите сердца вашего», т. е. не доводите сердца вашего до ожесточения.

Из учения Слова Божия об этом нравственном состоянии духа нашего мы поймем, чего хочет от нас Господь Бог наш, глаголющий нам не в слове Своем только, к которому мы часто не внимательны и равнодушны, но и в дивных действиях Его вседержащей власти и всемогущества.

Какое же состояние духа нашего называется в Слове Божием ожесточением сердца? – Это постепенная утрата нашим сердцем ощущения близости к нам мира духовного, общения с Богом и чувствительности его к впечатлениям и действиям в нас благодати Божией.

В душу язычника нельзя ввести сознания этого состояния, при смутных и ложных представлениях его о божестве, совести, нравственном долге и достоинстве души человеческой. Оно могло и может быть понято только членами Церкви Божией, призванными к союзу с Богом и получившими от Него в Ветхом Завете благодатное озарение, а в Новом приемлющими „сердце новое и дух новый» (Иезек. 36, 26), Это новое сердце бьется в нас, христианах, с младенчества, питаемое святыми таинствами, возбуждаемое молитвами и богослужением, возгреваемое учением о делах Божиих, совершенных Им для нашего спасения и всегда радующееся в чувстве невинности и чистоты душевной. Это именно: то состояние, об утрате которого так часто скорбят ныне образованные люди, потерявшие веру в ложных умствованиях и добрую совесть в пороках. Трудно описать в слове постепенное отупение и ожесточение сердца к духовным впечатлениям; его может каждый из нас только сам проследить и разобрать в себе в минуту пробуждения и отрезвления совести. Но как страшно: это состояние души человеческой в полном и окончательном его развитии! Это ясно изображает вам Слово Божие.

Первая причина огрубения сердца есть неумеренное питание плоти и усиление в сердце страсти к чувственным наслаждениям, обращающее нашу душу главным образом к миру внешнему. „Утучнел Израиль, говорил еще Моисей евреям, и сталь упрям, отолстел и разжирел, и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего». (Втор. 32, 15). За этим общим отяжелением духа под бременем плоти следует повреждение его внутренних органов, обращенных к миру духовному,– слуха и зрения. Иисус Христос обличает современных Ему плотских Иудеев словами пророка Исайи: огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и уста свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами и не разумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Мф. 6, 9). Телесные чувства и восприимчивость души к внешним, особенно к страстным впечатлениям, даже деятельность ума работающего для плоти в людях с ожесточенным сердцем остаются, но для мира духовного и его впечатлений они глухи и слепы: „слухом услышите, говорит пророк, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите” (Мате. 13, 14). От ожиревшего сердца в их слухе духовном происходит, как у глухого, по выражению врачей, „перерождение» органа слуха, а в очах духовных, как у слепого, как бы „паралич зрительного нерва”. Это видно из слов Самого Бога о необходимости исцеления божественною Его силою пораженных чувств духовных: „не обратятся, да исцелю их”.

Живое изображение этой слепоты и глухоты духовной представляет нам Евангелие в описании отношений фарисеев к Христу Спасителю. Он смотрел на них, по выражению Евангелиста Марка, „с гневом, скорбя об ожесточении сердец их» (Мар. 3, 5). И могло ли быть иначе? Как только услышали книжники и фарисеи иудейские о проповеди Иисуса Христа, они не позаботились послушать и обсудить Его учение, а с гордостью спросили: „какою властью Ты это делаешь? И кто Тебе дал такую власть?” (Матф. 21, 23). Они и говорили с Ним, но, омраченный своими ложными понятиями о Мессии, только с целью обличить Его в противоречии закону Моисееву (Мф. 12, 2–10). Они послали к Нему искусных совопросников с целью „уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его» (Лук. 11, 54). Видя, что народ с радостью слушает учение Иисуса Христа и заметив это в собственных слугах своих, они с негодованием говорили: „уверовал ли кто в Него из начальников, или фарисеев? Но этот народ, невежда в законе, проклят он. (Мате. 7, 28; Иоан. 7, 48– 49). Они не могли отрицать чудес Его, но объясняли их силою князя бесовского (Матф. 9, 34), не замечая противоречия в своих мыслях, указанных им Иисусом Христом: „если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?» (Матф. 12, 26). Ожесточенные люди могли насытить злобу свою только крестною смертью Искупителя, но Он – любовь бесконечная, – плакал об Иерусалиме, предвидя страшную погибель, постигшую его за то, что он „не узнал времени посещения» его истинным обетованным Мессиею, что ожесточение сердца „сокрыло это от глаз его» (Лук. 19, 41–44).

Вот от какой опасности предостерегает нас слышимый нами в новом чудесном событии глас Божий: „не ожесточите сердец ваших». Неужели в самом деле угрожает нам подобная опасность? Посмотрите на знамения нашего времени. Евреи не вдруг дошли до последних своих заблуждений и крайнего ожесточения, а в течение не одного столетия; но несчастие их состояло в том, что они раньше не заметили опасности, что и сказал им Иисус Христос: „Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Лук. 13, 34).

В разные времена в различных видах являются заблуждения и пороки, но всегда в основании их лежит „ожесточение сердца», пропитанного гордостью, самолюбием и сластолюбием и препятствующего уму тщательно исследовать истину, и совести – сознать наше нравственное развращение. Иудеям это сердце воспрепятствовало познать истинного Мессию и наших „свободных мыслителей» отвлекает от Мессии познанного и „принятого в мире верою” (1Тим. 3, 16). Евреи не восхотели собраться „под крылья» Христа Спасителя, а наши „свободные мыслители», пригретые от рождения и оживотворенные благодатью Христовою, вырываются из под крыльев Его и разлетаются, как перепуганные птицы в разные стороны. Разве не справедливо будет сказать о них хвалящихся величием, богатством и славою нашего отечества, с самовосхвалением приписывающих себе все его успехи в цивилизации, с гордостью предсказывающих его процветание в будущем единственно с развитием их научного образования: „утучнел Израиль и стал упрям, отолстел и разжирел, и оставил он Бога, создавшего его и призрел твердыню спасения своего» (Втор. 32, 15). Разве не падает на современных материалистов осуждение, выраженное в мессианском псалме против рас- пинателей Христовых: да помрачатся очи их, еже не видети, и хребет их выну сляцы, – т. е. расслабь, оставь навсегда согбенным (Пс. 6В, 24), так что они обречены смотреть в землю, подобно той женщине, которая с согнутым спинным столбом не могла распрямиться и взглянуть на небо, и „выпрямилась только исцеленная силою Христовою» (Лук. 13, 11–12)? Разве в их презрении к верующим добрым христианам, в которых они не признают никаких достоинств, потому, что „они невежды в науке», не слышится фарисейская гордость: „народ этот, невежда в законе, проклят он?” Разве в их усилиях объяснить явные чудеса „внушением, ясновидением, еще неисследованными силами природы” не чувствуется их готовность признать в чудесах что хотите, хотя бы силу веельзевула, только не силу Божию? Ясно, что в глубине их мятущегося духа лежит окаменелое сердце, неспособное ощущать присутствие Божие и действие Его благодати. Α все эти их рабские последователи голословно отрицающие истины святой веры, унижающие Церковь Христову, разве они – ,,люди науки»? Нет! Это люди в плотских наслаждениях утратившие способность духа к ощущениям истины и силы Божией, люди „с ожесточенным сердцем”, которые рады сослаться на науку, чтобы чем-нибудь оправдать свою пустую жизнь и найти разрешение на все свои плотские наслаждения, на все нарушения законов христианской нравственности. Их душевное состояние в Слове Божием еще называется „мертвым сном» (Ефес. 5, 14). И вот этим сном объясняется их озлобление против христианского учения. Оно тревожит их сон и они раздражаются, как человек глубоко спящий отбивается, когда его будят в виду угрожающей ему опасности. Печальное положение!

Известно из история церкви, что Господь Бог дает чувствовать Свой грозный и праведный глас народам неверующим и развращенным в физических бедствиях: гладе, море, землетрясениях, войнах и пр., а также и милующий – в избавлении от таких бедствий. Но мы слышим этот глас чрез посредство Пресвятой Богородицы, Ходатаицы нашей пред Сыном ее Иисусом Христом как в последнем, так и в прежних многократных чудесах от святых ее икон; потому мы не можем не видеть с радостью того, что отечество наше состоит под особым покровительством Царицы Небесной, – так как у нас преимущественно исполняется ее пророчество о Себе: отныне ублажат Μα вси роди (Лук. 1. 48). Нет города и селения у нас, где бы не было особо чтимой святой иконы Богоматери, где бы не было особых, празднеств во славу Ее, или общественных молебствий и крестных ходов. Поэтому понятно верующему сердцу, что между Нею; и нашею отечественною церковью не прекращается живая духовная связь и общение с нашей стороны – в молитвах, а с Ее стороны – в благодеяниях нам. Но вот, и в годы наших заблуждений и пророков, Владычица глаголет нам не словом, а делом, не гневом, а милостью Она напоминает нам, что мы в опасности навлечь на себя страшные кары Божия правосудия, и что святой покров молитв ее защищает нас в надежде нашего покаяния.

Не оставим без внимания, что глас Божий призывающий к покаянию подается нам Материю Господа из храмов, от святых ее икон. „Сюда, дети мои», – как бы так говорит нам наша Небесная Матерь, – „здесь, в церкви Спасителя вашего, ваше спасение, ваши надежды, ваше утешение и сила!» И какое глубокое, живое назидание мы получаем из этого размышления в духе нашей святой православной веры!

Вас, простые верующие души, укоряют незнанием науки, вашим неуменьем с точностью исповедывать учение веры, но сердца ваши пламенеют любовью ко Христу и Его Церкви, вы живете в ней духом, вы в ней свои и Господь с вами. Он Сам восполняет недостатки вашего знания, просвещая вас озарением Своей благодати в святых своих таинствах и молитвах церковных. Сердца ваши при Нем, совести ваши проникнуты страхом Божиим и вам, при доброй христианской жизни, принадлежит обетование: блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф. 5. 8). Заграждайте слух от богохульных речей, отвращайте очи от соблазнов и обольстительных порочных наслаждений, не страшитесь порицаний, насмешек и гонений; вы идете путем Господним; Христос и Матерь Божия с вами: бодрствуйте, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся (1Кор. 16, 13).

Вы, колеблющиеся в вере и своих убеждениях, надеющиеся путем человеческого знания, богословских споров и холодных рассуждений выйти из мрака неверия, идите сюда, в церковь. Вам нужно исцеление сердца ожесточенного человеческою гордостью, самомнением и загруженного плотскими страстями и вожделениями; обратитесь ко Христу и Он восстановит в вас нового человека, рожденного во св. крещении и неумирающего до конца вашей земной жизни, человека с новым духом и новым сердцем (Иезек. 36? 26), способного слышать глас Божий, уразумевать дела Его всемогущества и бесконечного милосердия. К вам придет и познание веры; молитесь с Давидом: открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Пс. 118, 18).

Вы же развратители, соблазнители нашего православного народа, вы „фарисеи науки», порицатели святых икон и церковных богослужений, сеющие в нем плевелы ложных учений и сект, обольщающие его блеском внешней образованности, надмевающей умы и бесплодно волнующей сердца, науки лишенной веры и силы нравственной, – углубитесь в ваши собственные сердца: в них пусто, мрачно, тоскливо. Прислушайтесь к голосу вашей совести: она ропщет, как скоро замолкают страстные волнения вашего сердца. В вас самих нет твердой веры в долговечность ваших, с каждым веком изменяющихся воззрений; нет и силы исполнить щедро рассыпаемые вами обещания счастья человечеству в будущем развращающемуся у вас на глазах. Вы сами собою недовольны; зачем же смущать и развращать души невинные, сердца мирные, совести чистые? Но сердца ваши окаменели, милостивый голос Божий до них не доходит; ждите же суда Божия: не обманывайтесь, Бог поругаем не бывает (Гал. 6, 7).

* * *

23

Произнесено 25-го марта 1898 года в Харьковском Успенском Кафедральном Соборе.


Источник: Полное собрание проповедей высокопреосвященнейшего архиепископа Амвросия, бывшего Харьковского : С прил. Т. 1-5. - Харьков : Совет Харьк. епарх. жен. уч-ща, 1902-1903. / Т. 4. - 1902. - [4], 371 с.

Комментарии для сайта Cackle