Источник

Л

Лаврашевский Мужской монастырь

Находился в Белоруссии, и около половины XVII века Униатами опустошён1.

Лаврентьев Калужский монастырь

Мужской Калужской Епархии 3 класса, находится в Калужском уезде на гористом, окружённом рощами месте, на левом берегу речки Яченки, расстоянием от Калуги к северо-западу в двух, а от большой дороги к городу, Гжатску в 20 вёрстах, когда и кем построен, неизвестно. Здания в нём все каменные:

1) три ЦЕРКВИ, из которых в одной почивают под спудом мощи Св. Лаврентия, Христа ради юродивого (чудотворца), скончавшегося в 1515 году, Августа в 1 день;

2) КОЛОКОЛЬНЯ;

3) КЕЛЬИ Настоятельские и братские;

4) ОГРАДА кругом монастыря с башенками.

Настоятельство в монастыре сем было до Штатов Архимандричье, по Штатам же 1764 года положен в 3 классе степенью 13 с Настоятельством Игуменским.

Крестьян за оным было числом 523 души. При монастыре сем находится Епархиальная Семинария, заведённая ещё в 1775 году, а с 1799 года в курсе наук распространённая2. В нём находится и Епархиального Архиерея пребывание.

Лаврентиев Калужский монастырь, с 1799 года обращённый в кафедральный дом Калужских Преосвященных, стоит от города Калуги к западу в 3½ вёрстах на гористом месте, над речкой Яченкой, а основан около половины XVII столетия. Здания примечательнейшие:

1) посреди монастыря – двухэтажная СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ, построенная в конце XVIII столетия; в верхнем этаже – храм во имя Возесения Господня с приделом Св. Николая, а кругом оного – с запада крытые, а с востока открытые каменные переходы; в нижнем – во имя Св. мученика и Архидиакона Лаврентия и. Св. Лаврентия, Христа ради юродивого, Калужского чудотворца. Здесь и мощи его почивают под спудом у северной стены, а над оными устроена рака с изображением Иконы его. Преподобный этот жил в конце XV и в начале XVI столетий, как видно из записки хранившейся в этой обители. В ней между прочим повествуется о нём так: «В лето 1512 напали на город (Калугу) Агаряне, против которых вышел он (Кн. Симеон Иванович Калужский) со своими гражданами; а Праведный Лаврентий, в доме его бывший, внезапно возопил гласом великим: „дайте мне мою секиру острую, напали псы на Князя Симеона, да обороню от псов его“ и, взяв, ушёл. Князю же Симеону, в то время бившемуся с Агарянами с насада (род судна водоходного) на Оке, Агарянам же, во множестве обступившим Князя, внезапно явился на насаде Праведный Лаврентий, укрепляя его и все воинство ободрив, говорящий: „не бойтесь“. И тотчас победил Князь и прогнал их, а Праведный Лаврентий снова явился в доме Княжеском, и как бы юродствуя, и говоря: „оборонил от псов Князя Симеона“. Князь, возвратившись с брани, поведал бывшее, как явился Праведный и его укреплением и помощью победил врагов, нашедших на город Калугу». Кто и откуда был родом Праведный Лаверентий, достоверного сведения не находится. Он большей частью жил в доме Князя Симеона, а для духовных подвигов удалялся в уединённое место, где стояла церковь, а потом монастырь его имени, что ныне Архиерейский дом;

2) ЦЕРКОВЬ над восточными воротами, остаётся без священнослужения;

3) с западной от Соборной церкви стороны – КОЛОКОЛЬНЯ;

4) на левой стороне при входе в монастырь, а от Соборной церкви на южной, – двухэтажный ФЛИГЕЛЬ Архиерейских келий, довольно огромный.

К монастырю сему принадлежит каменная часовня, находящаяся близ дороги, от Калуги к востоку около полуверсты; при ней в Троицкую неделю отправляется вселенская панихида, при многочисленнейшем стечении граждан. В этом монастыре погребаются знаменитые Калужские граждане; тут же погребён известный храбростью своей Герой Багговут в Октябре 1812 года, на Тарутинском сражении убитый. Семинарии же (как напечатано выше) ныне тут нет, а находится она при городовом Архиерейском доме, вместе с уездным Духовным училищем.

Лаврский Мужской монастырь

Упоминается в Белоруссии в 1649 году3.

Ладинский Пушкаровский Покровский монастырь

Полтавской Епархии 3 класса девичий, находится в Прилуцком уезде на правой стороне реки напротив местечка Журавки, в селе Ладыне ка берегу речки Ладынки или Ладинки, от которой и монастырь получил наименование своё Ладинский. Когда построен монастырь сей – неизвестно. Но существовал ещё в XVI столетии и был мужской, а в 1619 году, Января 18 дня по желанию Княгини Ирины Михайловны Вишневецкой, по переведению монахов в Густинский, близ сего лежащий монастырь, учреждён девичьим. В монастыре сем две ЦЕРКВИ:

1) во имя Покрова Божьей Матери каменная; а

2) во имя св. Николая с трапезой и приделом Вознесения Господня деревянная.

При монастыре бывает ежегодно 1 Октября ярмарка, на которой окрестных мест жители торгуют своими произведениями и избытками.

Ладожский Георгиевский Застенный монастырь

См. Застенный Георгиевский Ладожский.

Ладожский или Старо-Ладожский Иванский монастырь

См. Иоанновский Предтечев Староладожский.

Ладожский или Старо-Ладожский Николаевский монастырь

Или Никольский мужской, упразднённый, находился прежде в Новгородской, а ныне в Саккт-Петербургской Епархии подле города Старой Ладоги на берегу реки Волхова. В переписи ҂зрѕ҃і (7116 / 1628 года написано:

«в нём церковь каменная во имя Иоанна Златоустого с трапезой; 2) церковь, во имя Николая Чудотворца каменная рассыпалась. Три кельи, Игумен в монастыре Феодосий; братии и с бельцами 5, крестьян 5 человек».

По Штатам 1764 года был он положен в 3 классе степенью 99, но в 1771 году штат сей переведён в Зеленецкий монастырь, с припиской к оному же и сего Николаевского. А в 1809 году приписан он к Александро-Невской Лавре, и в нём ныне находится Ладожское уездное духовное училище.

Ладожский Николаевский Медведский монастырь

См. Медведский Ладожский.

Ладожский или Староладожский Успенский монастырь

Санкт-Петербургской Епархии 3 класса девичий, находится в Новоладожском уезде в бывшем городе, а ныне селе Старой Ладоге на берегу реки Волхова. Когда построен монастырь сей, неизвестно. При разорении Новгорода Шведами, под предводительством Понта де ла Гарди претерпел одинаковую участь с прочими монастырями, т. е. до основания был разорён. По возвращении же стран, уступленных Шведам Столбовским трактатом, по прошению старицы Акилины, бывшей Строительницы монастыря сего, Грамотой Государевой дозволено монастырь возобновить и отдать оному все прежние вотчины и угодья. Сему возобновлению вспомоществовал и сам Государь ПЁТР I построением около оного монастыря двойного каменного палисада, который по обветшанию в 1732 году вновь устроен при Игуменье Сусанне. В 1763 году была в монастыре сем Игуменья Евфимия, и по Штатам 1764 года учреждено Настоятельство Игуменьинское 3 класса. Здания все деревянные. См. Горицкий Успенский Старо-Ладожский.

Лазарев Новгородский монастырь

Девичий, в 1764 году упразднённый, находился внутри Великого Новгорода на левом берегу реки Волхова, расстоянием от Кремля к северу по течению реки в полутора вёрстах. Когда построен этот монастырь, неизвестно. При разорении Новгорода Шведами был весь разорён и выжжен; а потом построена каменная церковь во имя св. Праведного Лазаря и деревянная во имя св. Праведных Богоотец Иоакима и Анны, которые обе и доныне существуют. При сочинении Штатов 1764 года упразднён как безвотчинный и обращён в приходскую церковь. Настоятельницами в ней были иногда Строительницы (1757 год), а иногда Игуменьи (1763 год, Мария).

Лальский Архангельский монастырь

Заштатный мужской, находится в Вологодской Епархии Устюжского уезда в безуездном городе Лальске в предместье оного к югу, от Устюга в 79 вёрстах на берегу реки Лалы. Он основан был в XVII столетии в самом городе Лальске там, где ныне городская Богоявленская церковь и именовался пустынью. Но в 1706 году полой водой его подмыло, и потому с благословения Преосвященного Иосифа, Епископа Великоустюжского, перенесён он на нынешнее место. С тех пор начальство в оном было Игуменское, а ныне – Строительское. По переписным книгам 7186 года за ним написано было 8 дворов половничьих, а по первой, 1732 года, ревизии – 131 душа мужского пола. Земли 37 четвертей, а сенокоса на 315 копен. Ныне в нём ЦЕРКОВЬ соборная холодная во имя Преображения Господня, с приделами:

а) Архангела Михаила;

б) священномученика Власия;

в) под колокольней – придел Святого Тихона Амафунтского, все каменные;

2) над святыми воротами – деревянная ЦЕРКОВЬ Преподобного Макария Желтоводского.

Ламбасский монастырь

Бывший мужской, упразднённый, Архангельской Губернии и Епархии, в Пинегском уезде от города Пинеги в 75 вёрстах между ручьём Ламбасом и рекой Урой. Начат строиться, как по выписке 7123 / 1615 года значится, по Указу Царя Михаила Феодоровича старцем Христофором. Монастырь этот по состоянию Штатов о Духовных имениях назначен быть своекоштным, но в 1777 году упразднён и обращён в приходскую церковь. В нём только две небольшие деревянные церкви.

Лебединский Георгиевский монастырь

Заштатный мужской Киевской Епархии, находится в Чигиринском повете в селе Лебедин, в урочище Чичкове в Водяной Балке близ речки Турии, расстоянием от Киева в 200, а от Чигирина в 90 вёрстах. Когда построен этот монастырь, сведений не имеется. Известно только что в 1682 году, Января 31, наказной Гетман Украинский Яний Драйденица дозволил на месте опустошённого от Поляков монастыря построить церковь и монастырь возобновить. ЦЕРКВЕЙ в этом монастыре деревянных две, из коих соборная двухпрестольная, новая о пяти главах, построена в 1767 году. Первый престол – во имя св. Великомученика и Победоносца Георгия, а второй – во имя Преображения Господня. Другая же ЦЕРКОВЬ, трапезная ветхая, во имя Покрова Пресвятой Богородицы. КОЛОКОЛЬНЯ и все прочие строения деревянные же. Настоятельство в этом монастыре Игуменское, учреждено в 1663 году, Декабря 13, Преосвященным Иосифом Тукальским, Митрополитом Киевским; содержание своё монастырь получает от угодий, и от доброхотного подаяния.

Лебединский Николаевский монастырь

Киевской Епархии заштатный женский, находится в Чигиринском уезде при речке Гаптурке в лесу, именуемом Лебедин, расстоянием от Киева в 205, от Чигирина в 85 вёрстах. Построен около 1780 года вышедшими из Молдавского Свято-Успенского Калатурского монастыря монахинями Трифиллией, Дарьей и Февронией во время разорения в 1779 году Турками Молдавии, иждивением доброхотных дателей и Князя Ксаверия Любомирского, владельца местечка сего, а по дозволению Киевских Митрополитов, Гавриила и Самуила, в 1779 году, Июля 18, в 1780 и 1784 годах данному. Здания в монастыре сем все деревянные:

1) ЦЕРКВИ:

а) во имя Святителя Николая с приделом Пророка Захарии, построенная коштом Черноморского Кошевого Захария Черези в исходе XVIII столетия;

б) трапезная иждивением отставного Прапорщика Лисаневича, а частью доброхотных дателей;

2) КОЛОКОЛЬНЯ;

3) ТРАПЕЗА;

4) КЕЛИЙ монахиньских с настоятельскими шестьдесят;

5) и особо ГОСТИНАЯ одна.

Содержание имеет от угодий и от доброхотного подаяния.

Лебедянская Красногорская пустынь

См. Красногорская Лебедянская.

Лебедянский монастырь

Женский. Был в Тамбовской Епархии в городе Лебедяни до Штатов 1764 года. Впрочем, никаких сведений о нём не имеется.

Лебедянский Троицкий монастырь

Мужской третьеклассный Тамбовской Епархии, находится от уездного города Лебедяни в 2 вёрстах, и почти в таком же расстоянии от реки Дона, где ток она имеет небольшой по причине близости к своей вершине. Монастырь этот основан при Государе Царе Михаиле Феодоровиче в 7129 / 1621 году, а по благословению и местоизбранию родителя его, Святейшего Патриарха Филарета Никитича; и первый сего монастыря основатель был монах Савватий. Монастырь этот сначала назывался Яблоновой пустынью, потому что, как явствует из одной грамоты 7150 / 1642 года, построен был на поляне, называвшейся Яблоновой; а прозвание Лебедянского получил он уже по городу в недавние времена. Строения в сем монастыре сначала были все деревянные, а после сделаны все каменные. Ныне в нём находится соборная ЦЕРКОВЬ во имя Живоначальной Троицы, построена тщанием Игумена Манассии. КОЛОКОЛЬНЯ с трапезой, КЕЛЬИ Настоятельские и ОГРАДА, на которой сооружена церковь во имя Пророке Илии каменные же; прочие строения деревянные. Настоятельство в монастыре сем было Строительское и Игуменское; по Штатам 1764 года учреждено Игуменское, а в 1798 году Архимандричье 3 класса.

Подле монастыря в старину был лес, называвшийся Романцовским, но на месте оного ныне уже пашни. Есть при оном монастыре и сад монастырский с прудом, да ещё казённые лавки для собирающихся купцов в две годовые ярмарки: Троицкую и Покровскую. Первая и сих ярмарок знаменита по всей России многочисленным съездом, и особливо торговлей лошадьми.

Прибавление из VI тома

В 1811 году штат этого монастыря переведён в Трегуляев, а этот последний вместо оного Лебедянского учреждён общежительным. В нём есть церковь Успения Пресвятой Богородицы тёплая.

Лебяжская пустынь

Мужская, упразднённая. Новгородской Епархии Вытегорского уезда. Находится от Вытегры в 180, а от Новгорода в 736 вёрстах. В ней ЦЕРКОВЬ одна во имя Сретения с приделом Преподобного Саввы Вишерского двухэтажная, вверху Св. Апостолов Петра и Павла с трапезой деревянной ветхой. Прихода нет, земли указная пропорция.

Левкиев Волоколамский монастырь

Мужской, упразднённый и в приходскую церковь обращённый. Находился в Московской Епархии в Волоколамском уезде на реке Рузе, был до Штатов 1764 года приписным к Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю. Построен этот монастырь Преп. Левкием, которого и мощи тут почивают под спудом. При монастыре сем 15 Августа бывает ежегодная ярмарка.

Лежневский Рождественский монастырь

Девичий, упразднённый. Находился до Штатов 1764 года в бывшей Суздальской Епархии в селе Лежневе Суздальского уезда. Церковь соборная в нём во имя Рождества Божьей Матери, каменная. Здесь бывает годовая ярмарка в день Семика, на которую съезжаются из разных городов купцы с разными товарами.

Леохнов Антониевский монастырь

Мужской, упразднённый, Новгородской Епархии. Находился в Новгородском уезде за Ильменем озером, расстоянием от Новгорода к югу сухим путём в 103, а водой в 52 вёрстах. Построен этот монастырь в начале XVII столетия Пр. Антонием, Сентября 14 скончавшимся. Этот Преподобный погребён был по преставлению его в Новгороде на Рядитине улице близ церкви св. Апостола и Евангелиста Луки. Около 1620 года мощи его перенесены в этот монастырь и положены под спудом в соборной церкви. Память его совершается 12 Июля и в Ильинскую пятницу. В 1687 году приписан был этот монастырь к Новгородскому Архиерейскому дому, за которым и состоял до Штатов 1764 года, а по Штатам упразднён и обращён в приходскую церковь. Здания в монастыре сем были до 1788 года все деревянные, которые тогда и сгорели без остатка; но того же года построена вместо деревянной сгоревшей церкви каменная ЦЕРКОВЬ во имя Преображения Господня с приделами:

а) Казанской Божьей Матери и

б) Пр. Антония Леохновского.

Сей последний Декабря 30 того же года и освящён, и мощи в оном поставлены. Настоятельство было Игуменское с промежутками Строительского; но в 1759 году был и Архимандрит Митрофан. Крестьян было 58 душ; пахотной и сенокосной земли 45 десятин.

Лепруцкая пустынь

Новгородской Епархии мужская, упразднённая. Находилась в Тихвинском уезде; расстоянием от Новгорода в 280, а от Тихвина в 90 вёрстах. В ней церковь была деревянная во имя Св. мученицы Параскевы. Земли удобной 50, с неудобной 597 десятин. До 1764 года была приписной к Тихвину большому монастырю.

Прибавление из VI тома

Лещинский или Лещинского монастырь

Православный Греко-Русский Архииандричий. В начале XVII столетия наглостью Униат превращён в питейный дом (см. История об Унии, Бантыш-Каменский, стр. 70). Ныне тут Опоцтво (или Архимандрия) Униатское, и состоит в Пинском повете на месте прекраснейшем.

Лешская пустынь

Мужская, упразднённая. Находилась прежде в Архангельской Епархии, а потом в Вологодской, в Красноборском уезде при Малокинешмском устье.

Ливенский Николаевский монастырь

Орловской Епархии девичий, упразднённый. Находился в уездном городе Ливнах. Более о нём сведений никаких не имеется.

Ливенский Сергиев монастырь

Орловской Епархии мужской, упразднённый. Находится в уездном городе Ливнах, на берегу реки Сосны. Строения в нём: две каменные ЦЕРКВИ, КЕЛЬИ, и ОГРАДА с башнями каменные же. До Штатов 1764 года было за монастырём сим 250 душ крестьян.

Липенский или Липецкий монастырь

Или Липинский Николаевский Новгородский мужской, упразднённый. Находился в Обонежской пятине на устье реки, впадающей в озеро Ильмень, и при речке Гнильнице из Мсты в озеро впадающей, расстоянием от Великого Новгорода к юго-востоку в 7 вёрстах. Построен этот монастырь в 6621 / 1112 году, но кем и по какому случаю, известий не имеется. В Новгородском Летописце под годом 1292 записано, что в лето 7800 / 1292, Архиепископ Климент заложил церковь Николая Чудотворца, на Липне, от Новгорода за 7 вёрст. В 7021 / 1513 году, Мая 15, от Великого Князя Василия Ивановича пожалована была Игумену монастыря сего Роману несудимая грамота. В 7114 / 1606 году, Апреля 12 и 24, Дмитрий Самозванец Грамотой за собственноручным подписанием то же самое подтвердил. После того жалованы были ещё грамоты – в 7182 году, Апреля 8 и Июня 12, в 7183 году, Ноября 17 от Царя Алексея Михайловича; в 7185 году, Февраля 9, от Феодора Алексеевича. В 1615 году в описи после опустошения Новгорода от Шведов написаны в Липенском монастыре две ЦЕРКВИ:

1) во имя Николая Чудотворца, с приделом во имя Святого Климента;

2) во имя Преподобного Сергия с трапезой. Обе каменные.

В 1689 году, вероятно, после сего разорения, грамотой Царской от 5 Августа велено строить монастырь сей Коштом дома Архиерейского. В Ноябре 1687 года дня грамотами Царей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и Софьи Алексеевны приписан к дому Архиерейскому; но из записок видно что он и до того времени, а именно с 1616 года, зависел от оного дома как приписной. К монастырю сему принадлежал тогда Троицкий Коломецкий, в 3 вёрстах от него находящийся, мужской монастырь. В 1763 году были строения в нём следующие:

1) ЦЕРКОВЬ каменная во имя Святого Николая Чудотворца;

2) ЦЕРКОВЬ каменная же во имя Святой Троицы с приделом Преподобного Сергия Радонежского, возобновлённая в 1755 году;

3) КОЛОКОЛЬНЯ деревянная, с 5 колоколами;

4) Настоятельские КЕЛЬИ каменные в два этажа с погребами, длиной на 11, а шириной на 7 саженях.

5) ОГРАДА на 177 саженях и прочие строения деревянные.

До учреждения Духовных Штатов принадлежал этот монастырь, как выше сказано, к Новгородскому Архиерейскому дому. Крестьян было, за ним 294 души, из коих 225 принадлежали к Архиерейскому дом, а остальные к монастырю. Пахотной земли 450 десятин, сенного покоса на 2.070 копен. После Штатов оставлен на своём содержании и вскоре после того упразднён. Начальство в нём было Игуменское и Строительское. Из Игуменов упоминаются:

1) РОМАН, в 1512 году;

2) ЕВФИМИЙ, в 1606 году;

Из Строителей:

3) ИОСИФ, в 1673 году;

4) Филарет, в 1677 году;

5) Игумен Корнилий, в 1763 году.

С 16 Августа 1798 года находится приписным к Сковородскому монастырю. Строений от монастыря сего осталась одна только церковь во имя Святого Николая, а прочие разобраны и употреблены на возобновление Сковородского, а именно: трапеза в 1784 году, церковь Троицкая в 1799 году.

Липецкая пустынь

Мужская, упразднённая. Находилась в Тамбовской Епархии близ уездного города Липецка. В ней была одна только церковь каменная во имя Живоносного источника и св. Николая, которая в 1764 году обращена в приходскую. При сем монастыре находится источник минеральных вод, которыми пользовался и Государь ПЁТР I так, как и другими в самом городе ныне находящимися.

Прибавление из VI тома

Липецкий Пустынный Суздальский монастырь

В 1764 году упразднённый. Находился близь города Суздаля, от Спасо-Евфимиева монастыря к северо-востоку около 10 вёрст, на месте пустом, окружённом с трёх сторон лесами, а с четвёртой – рекой Нерлей. От него остались две каменные церкви (без Священнослужителей):

1) во имя Святой Живоначальной Троицы о пяти главах, довольно великолепная;

2) св. Великомученика Георгия. Обе построены Спасо-Евфимиева монастыря Архимандритом Кириаком; да и самое основание обители этой (как прежние церкви, так и кельи) иждивением сего же Спасо-Евфимиева монастыря положено, к которому оная и принадлежала.

Липлянская Онуфриевская пустынь

Мужская, упразднённая. Находится в Киевском уезде расстоянием от Киева в 30 вёрстах. Построена в 1705 году Епископом Переяславским Захарием Корниловичем, принадлежит к Злато-верхо-Михайловскому монастырю и управляется Строителем. В ней ЦЕРКВИ:

1) во имя Святого Онуфрия Великого;

2) во имя святого Захария с трапезой, обе деревянные.

Лисицкий монастырь

Новгородской Епархии мужской, упразднённый. Находится близ Великого Новгорода, на левом берегу реки Волховца, на Лисей горе, от города, по большой Московской дороге в 7 вёрстах. Монастырь этот основан в XIV столетии. Ибо как значится в Летописце Новгородском: «6902 (1394 года, поставлена в Новгороде на Лисей горе церковь каменная Рождества Богородицы, а другая св. мученика Димитрия и монастырь в следующем году устроен». Потом под 1408 годом записано: «Построена церковь каменная в Лисицком монастыре, во имя Варлаама Хутынского, Архимандритом Варлаамом». До учреждения Духовных Штатов было за монастырём сим 350 душ крестьян и 539½ десятин пахотной земли. Настоятельство же Игуменское и Архимандричье по благорассмотрению Епархиального Архиерея. По Штатам же обращён в приходскую церковь. В 1781 году Марта 31, тёплая каменная церковь за ветхостью отдана в Антониев монастырь на устроение ограды, а теперь осталась одна только во имя Рождества Божьей Матери, с тёплым приделом во имя Св. Иоанна Предтечи. Земли удобной 74 десятины.

Лихвинский Афанасиевский монастырь

Калужской Епархии женский, упразднённый. Находился в уездном городе Лихвине. В нём была церковь каменная, во имя св. Афанасия, Патриарха Александрийского. Кельи и ограда деревянные. До Штатов 1764 года было за монастырём сим 256 душ крестьян; по Штатам положен в 3 классе, но после за ветхостью упразднён.

Лихвинский Гремячий монастырь

Мужской, упразднённый. См. Гремячий Лихвинский.

Лихвинский Покровский Добрый монастырь

См. Покровский Лихвинский Добрый.

Лихвинский Рождественский монастырь

Лихвинского Уезда, упразднён.

Лихвинский Успенский монастырь

Лихвинского Уезда, упразднён.

Лищинский монастырь

Мужской. Находился в Минской Епархии в Пинском повете и был приписным к Виленскому Святодухову монастырю; потом обращён на Унию.

Ломовский или Спасо-Ломовский монастырь

Вологодской Епархии мужской, в 1764 году упразднённый. Находился в Пошехонском уезде от Вологды к югу вёрстах в 60 и писался Спасская пустыня на Лому. Крестьян было за ним 37 душ. Ныне в Ярославской Епархии приходской церковью.

Прибавление из VI тома

Ломовский монастырь

Построен Пр. Игнатием Вологодским, пустынником Водожского Богородицкого монастыря, что на Лому, на реке Сарре, учеником Пр. Кирилла Белоезерского, преставившимся в 7100 году, Декабря 28. Монастырь этот в 7181 году именовался: Игнатиева-Спасская пустынь.

Лопотов Богородицкий монастырь

Мужской 3 класса. Находится в Вологодской Епархии в Кадниковском уезде на реке Пеляшме, по Архангелогородской дороге от Вологды к северо-востоку в 40 и от Кадникова к югу в 7 вёрстах. Монастырь этот основан в XV столетии Преподобным Григорием, по пребыванию его при реке Пелшме, прозванным Пелшемским; но родом был он из фамилии Галицких Бояр Лопотовых, от чего и монастырь его получил название Лопотова. Сперва жил он послушником в Богородицком Галицком монастыре при Озере, где и пострижен; потом в Ростовском Богоявленском Авраамиевом монастыре, и оттуда произведён Ростовским Архиепископом Дионисием в Архимандрита в Ростовский Спасов монастырь, что на Песку. Но прожив там два года, пошёл искать себе пустынного жития и пришёл в Глушицкий монастырь к Преподобному Дионисию, который и дал ему келью в своём Сосновецком монастыре. Пожив здесь несколько времени с Дионисием, пошёл, с благословения его, искать уединённой пустыни и, найдя на Пелшме реке удобное место, основал там местопребывание своё. А потом в 1426 году, с благословения Ростовского Архиепископа Ефрема, построил монастырь с церковью во имя Собора Пресвятой Богородицы и сам до кончины своей, случившейся в 1442 году, Сентября 30, был Игуменом4 своей обители на общежительном правиле. Кроме подвигов общежительных Преподобный Григорий имел ещё всегда упражнение в переписывании книг, и отличился сим искусством. По кончине его Настоятелями в монастыре сем всегда бывали Игумены, а с состояния Штатов 1764 года положено быть Строителям.

Крестьян за монастырём сим имелось 293 души. Ныне в монастыре сем

1) ЦЕРКОВЬ каменная настоящая холодная во имя Собора Пресвятой Богородицы с тёплым приделом Иоанна Предтечи;

2) ЦЕРКОВЬ холодная во имя основателя, Преподобного Григория Пелшемского, которого и мощи тут почивают под спудом, над коими в 1810 году устроена новая рака с балдахином;

3) При настоящей соборной церкви в трапезе каменной находятся и братские КЕЛЬИ, над ними

4) КОЛОКОЛЬНЯ.

Настоятельские же деревянные покои и трапеза построены в 1810 и 1811 годах Строителем Иосифом, особо. При монастыре сем бывает ежегодно Июля 2 ярмарка.

Лосиноборский Преображенский монастырь

Тобольской Епархии мужской, упразднённый. Находился в Томской Губернии в Енисейском уезде при реке Кети, расстоянием от Маковского Острога в 132, а от Кетского в 170 вёрстах. Более о нём сведений никаких не имеется.

Лубенский Мгарский Преображенский монастырь

Полтавской Епархии мужской 2 класса. Находится в уезде Лубенском в 5 вёрстах от города Лубен вверх по реке Суле на горе, издревле именуемой Мгари, почему и монастырь именуется Лубенским и Мгарским. Обитель сия основана в 1619 году, Января 18, тщанием Игумена Иустинского и Подгорского Гаия, усердием и иждивением супруги Старосты Овруцкого Фаины Михайловны Корыбутовой, урождённой Княжны Вишневецкой; а по благословению Исаии Купинского, Епископа Перемышльского. Здания в монастыре сем каменные:

1) ЦЕРКОВЬ соборная во имя Преображения Господня, с приделами:

а) во имя Великомученика Георгия;

б) Собора Архистратига Михаила;

в) Первомученика Стефана и

г) Св. Николая, построена в 1682 и 1694 годах Малороссийскими Гетманами, Иоанном Самуиловичем и Мазепой;

2) ЦЕРКОВЬ во имя Благовещения Божьей Матери, с трапезой.

Настоятельство с самого основания монастыря было Игуменское, до 1743 года. Тогда же по представлению Преосвященного Митрополита Киевского Рафаила, а по докладу Св. Синода, Высочайшим Именным Указом от 13 Сентября, учреждена Архимандрия, и присвоены отличия в священнослужении КиевоНиколаевского монастыря5. По Штатам для Малороссийских монастырей, в 1786 году, Апреля 10, состоявшимся, сей монастырь положен во 2 классе. В монастыре сем находятся открыто нетленные мощи Афанасия, Патриарха Константинопольского, скончавшегося там в 1654 году, Апреля 5, на возвратном своём пути из Москвы в Константинополь. Мощи сии почивают не в гробе, но в креслах, по обыкновению восточных церквей6.

Прибавление из VI тома

Лубятовский монастырь

Мужской Игуменский. Находился в Псковской Епархии.

Лужандозерская пустынь

Мужская, упразднённая. Находилась в Новгородской Епархии в Вышегорском уезде, на правой стороне устья реки Вытегры, впадающей в Онежское озеро, расстоянием от города Вытегры вниз по реке в 15 вёрстах. Пустынь сия до Штатов 1764 года была приписной к Муромскому, а потом к Свирскому монастырям. Строений в ней ныне одна только ЦЕРКОВЬ деревянная, во имя Введения во храм Божьей Матери, ветхая.

Лужецкий Можайский монастырь

Московской Епархии 2 класса мужской. Находится на правом берегу реки Москвы, расстоянием от города Можайска в одной версте, на возвышенном месте. Построен этот монастырь в 1408 году при Великом Князе Андрее Дмитриевиче, сыне Великого Князя Димитрия Иоанновича Донского, собственным Княжеским иждивением, трудами Пр. Ферапонта Белоезерского, ученика Пр. Сергия Радонежского. Здания в монастыре сем все каменные: соборная ЦЕРКОВЬ во имя Рождества Божьей Матери, с приделом Пр. Ферапонта; в ней и св. мощи его почивают под спудом. До Штатов 1764 года было крестьян за монастырём сим 2.212 душ, а настоятельство Архимандричье продолжается с самого устроения оного. Настоятели кроме обыкновенных Архимандричьих отличий, священнослужение отправляют на ковре7.

Лукианова пустынь

Заштатная Владимирской Губернии и Епархии в Александровском уезде. Стоит на ровном месте при трёх прудах и окружена лесами, расстоянием от города Переславля Залесского в 25, а от Александрова в 10 вёрстах. Пустыня сия начало своё имеет от 7102 / 1594 года, в котором построена деревянная церковь по благословению Иова, Патриарха Московского, а по прошению священника Григория, в веси Игнатиевской, принадлежащей к селу Старой Слободе. А потом перенесена оная церковь на самое то место, где ныне имеется Лукианова пустыня, прозываемая Псковитиново Раменье, при болоте. Во время нахождения Ляхов была оная разорена и стояла пуста по 7148 / 1640 год, в котором паки возобновлена, а в 7156 / 1648 году, при Государе Царе и Великом Князе Алексее Михайловиче, по данной от Святейшего Патриарха Иосифа того года Марта 21 грамоте, по челобитью истопничего Александра Фёдорова, сына Боркова, да Переславца Тимофея Николаева, построена на том же месте. По разобранию вышепоказанной церкви, построена вновь деревянная же церковь Рождества Пресвятой Богородицы, подаянием от доброхотных дателей, старанием той пустыни Иеромонаха Лукиана, который потом в ней и Строителем был; почему оная и название имеет Лукиановская. А в 7188 / 1680 году, по Указу Святейшего Патриарха Московского Иоакима, построена в той пустыни каменная ЦЕРКОВЬ во имя Богоявления Господня, с приделом Феодора Стратилата. После того с 7215 / 1707 года, по указу Преосвященного Стефана, Митрополита Рязанского, между Патриаршества, вместо деревянной Рождественской сооружена каменная ЦЕРКОВЬ вкладчиком оной пустыни, Чудова монастыря Келарем Иоасафом Колдычевским, с помощью других. А в 7221 / 1713 году создана вторая же каменная больничная ЦЕРКОВЬ во имя Св. Великомученицы Екатерины, по грамоте того же Преосвященного Митрополита. КОЛОКОЛЬНЯ с боевыми русскими часами, и при ней КЕЛАРСКИЕ КЕЛЬИ и ПАЛАТКА каменная построены в 1788 году. КЕЛЬИ МОНАШЕСКИЕ каменные и деревянные; вокруг монастыря ОГРАДА каменная с семью по углам и на срединах башнями. В оной пустыни с 7156 / 1648 года по 1717 год начальство продолжалось Строительское, а с того времени, по благословению оного же Митрополита до состояния Духовных Штатов, Игуменское. По состоянию же Штатов продолжается доныне Строительское и состоит на своём содержании, довольствуясь от земли, коей весьма имеется довольно, и подаянием от богомольцев. Ныне в этой пустыни те же самые три церкви. Земли к этой пустыни отмежёвано 2.312 десятин 1.164 сажени, которая иловата и довольно плодородна, а покосы бывают посредственные. Есть и лес строевой сосновый, еловый и осиновый, а дровяной разных родов. Сверх сего бывает при этой пустыни ярмарка 8 Сентября ежегодно, на которую приезжают из городов, Переславля Залесского и Александрова купцы с мелочными товарами, а сельские жители с колёсами, горшками и прочими крестьянскими надобностями. Стечение всего народа бывает от одной и до трёх тысяч человек.

Прибавление из VI тома

Лукомский монастырь

Мужской, бывший в Повете Оршанском. В 1715 году обращён в Униатский.

Луховская Тихонова Николаевская пустынь

См. Тихонова Луховская.

Лухская Красногорская Булдырева пустынь

Мужская, упразднённая. Находилась в Костромской Епархии в безуездном городе Лухе, и до Штатов 1764 года принадлежала к Синодальной области. См. Булдырево-Красногорская.

Луховский мужской монастырь

Упразднённый. Находился в Костромской Епархии на реке Лухе; основан Преп. Макарием Желтоводским в исходе XIV столетия построением церкви во имя Богоявления Господня8.

Луховский девичий монастырь

Упразднённый. Находился в Костромской Епархии в безуездном городе Лухе. До Штатов 1764 года принадлежал к Синодальной области.

Луцкий Вознесенский Великоезерский монастырь

См. Великоезерский Вознесенский Луцкий.

Луцкий Троицкий Сергиев Великоезерский монастырь

См. Великоезерский Троицкий Луцкий Сергиев.

Лысковский Богородицкий Рождественский монастырь

Нижегородской Епархии девичий, упразднённый. Находился в селе Лыскове близ реки Волги при устье речки Сундовики. Строения в нём были:

1) две ЦЕРКВИ каменные:

а) соборная, во имя Рождества Божьей Матери и

б) во имя Владимирской Пресвятой Богородицы, с приделом во имя св. Алексия Митрополита;

2) КОЛОКОЛЬНЯ;

3) ОГРАДА.

До Штатов 1764 года было за монастырём сим 196 душ крестьян; а по Штатам упразднён.

Лысковский Казанский монастырь

Нижегородской Епархии девичий, упразднённый. Находился в селе Лыскове. В нём церковь каменная, во имя Казанской Божьей Матери с двумя приделами:

1) во имя св. Иоанна Богослова;

3) свв. Захария и Елисаветы.

Лысогорская Троицкая пустынь

Мужская, упразднённая. Находилась в Воронежской Епархии в Коротояцком уезде, недалеко от города Коротояка на горе близ реки Дона и села Селявного. Название её произошло от гор, называющихся Лысыми; дальнейших же сведений о ней не отыскивается. Церковь сего монастыря обращена в приходскую села Селявного. Настоятельство было Строительское, а иногда Игуменское. Во время запустения и уничтожения Коротояцкого Вознесенского монастыря церковная ризница и мельница были приписаны к Лысогорской пустыне.

Льгов монастырь

Мужской, упразднённый. Находился в Курской Епархии в Рыльском уезде, в Льговском округе. До Штатов 1764 года был приписан к Московскому Высоко-Петровскому монастырю, ныне подмонастырская слобода оного. С 1779 года учреждена городом под именем Льгова.

Льгов Успенский монастырь

Мужской, упразднённый. Находился в уезде Переславля Рязанского. До Штатов 1764 года принадлежал к Синодальной области.

Любецкий Антониев монастырь

Черниговской Епархии мужской, упразднённый. Находился в Любечском уезде против пещеры, ископанной Пр. Антонием, от города Любеча в двух вёрстах; построен в 1694 году, а кем – неизвестно. Настоятельство в монастыре сём было первоначально Строительское, а потом Игуменское.

Любецкий Владимирский монастырь

Мужской, упразднённый. Находился во Владимирском уезде. До Штатов 1764 года принадлежал к Синодальной области.

Любимская Афанасьевская пустынь

См. Афанасьевская Любимская.

Любимский Спасо-Геннадиевский монастырь

Мужской. См. Геннадиев Спасский.

Лютиков Троицкий Перемышльский монастырь

Калужской Епархии 3 класса мужской. Находится в Перемышльском уезде на правом берегу реки Оки близ большой дороги из города Калуги в Перемышль, расстоянием от сего в 6½ вёрстах. Построен ещё до Литовского нашествия на Россию якобы Князьями Воротынскими. Название своё получил от бывшего при строении надзирателя, именуемого Лютиком. В нём две ЦЕРКВИ каменные:

1) во имя Живоначальной Троицы соборная;

2) во имя св. Николая.

Настоятельство в монастыре сем было Игуменское до 1663 года, а в сем году Государь Царь Алексий Михайлович учредил Архимандрию с дозволением Настоятелю кроме обыкновенных Архимандричьих отличий служить на ковре. Крестьян было 1.153 души. По Штатам же 1764 года положен в 3 классе степенью 54 с настоятельством Игуменским; но в 1807 году паки учреждена Архимандрия 3 класса, на основании Высочайшего Указа 1797 года9.

Прибавление из VI тома

Лютиков Троицкий Перемышльский монастырь

В половине XVII столетия возобновлён и устроен иждивением господ Хитровых, и во-первых, сооружена ими Троицкая СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ о 5 главах; к церкви этой с запада пристроен придел и в нём два храма:

а) во имя Преп. Сергия Радонежского. По сему храму прежде монастырь писался: Троицкий Сергиев или Живоначальной Троицы Сергиев;

б) во имя Св. Николая, а между ними вход в Соборную церковь. В этом приделе погребены возобновители этой обители господа Хитровы; к приделу сему также с запада пристроен ещё притвор;

2) к северу от Соборной – ЦЕРКОВЬ во имя Благовещения Божьей Матери; при ней с южной стороны

3) во имя св. Иова многострадального, с северной – БИБЛИОТЕКА и над нею

4) КОЛОКОЛЬНЯ;

под этими церквями и колокольней – погреба и КЛАДОВЫЕ;

5) с западной стороны над воротами – ЦЕРКОВЬ не отделанная ещё в совершенстве, а потому и не освящена;

6) при ней понизменные КАЗНАЧЕЙСКИЕ КЕЛЬИ, а от Благовещенской к северу в двух флигелях

7) БРАТСКИЕ КЕЛЬИ;

8) к юго-западу от Соборной Троицкой церкви – НАСТОЯТЕЛЬСКИЕ КЕЛЬИ;

9) кругом монастыря – ограда.

Всё сие (кроме Настоятельских келий) каменного строения. В Синодике монастырском записано, что Питирим, Митрополит Сарский и Подонский, бывший между 1657 и 1664 годами, по ходатайству боярина Хитрова, дал Настоятелю этой обители шапку и ковёр.

Лявренский или Лявленский монастырь

Архангельской Епархии мужской, упразднённый. Находится в Архангельском уезде на устье речки Лявли, расстоянием от города Архангельска в 32 вёрстах. Когда построен этот монастырь неизвестно, а существовал ещё и в XVI столетии, ибо в Указе при Государе Царе Василии Иоанновиче, в 1610 году данном, значится, что в прежние времена на сем месте Новгородская посадница Настасия над гробом брата своего Стефана поставила храм Успения Пресвятой Богородицы, где с начала через несколько лет Игумены с братией находились. в 7115 / 1607 году Игумену Лаврентию земли от оной посадницы и от других вкладчиков из Княжестровской волости отделены и за оным монастырём утверждены. Но в 7141 / 1633 году по Указу Государя Царя Михаила Феодоровича велено приписать этот монастырь к Сийскому монастырю, от которого Настоятели и монашествующие были отделяемы; в писцовых же книгах при Царе Алексее Михайловиче о Лявренском монастыре упоминается так: «в Княжестровской волости монастырь Успения Пресвятой Богородицы на устье речке Лявли, а на монастыре чёрный поп Герасим, да дьячок Гришка Семёнов». По Духовным Штатам, в 1764 году состоявшимся, этот монастырь упразднён и обращён в приходскую церковь.

Лятский Никольский или Николаевский монастырь

Новгородской Епархии мужской, упразднённый. Находится от Великого Новгорода к югу в 1½ версте на острове, окружаемом с одной стороны рекой Волховом, а с прочими – речками Левошней и Волховцем. Когда построен, неизвестно. Из летописей Новгородских видно, что существовал он ещё в половине XIV столетия, ибо под годом 1364 записано: «Посадник Зута поставил в Новгороде церковь каменную св. Николая на Пятке». В 1615 году при описании Новгорода были в Лятском монастыре две ЦЕРКВИ каменные:

1) во имя Св. Николая;

2) во имя Св. Троицы.

Церкви сии и доныне существуют, однако же, не только службы в них за ветхостью не бывает; но и иконостасы перенесены в другие приходские церкви. С юго-западной стороны при Троицкой церкви находятся бывшие Настоятельские двухэтажные кельи, также ветхие. В 1672 году монастырь сей был приписан к Новгородскому Архиерейскому дому, а потом отдан в ведение Иверскому монастырю ещё до Штатов 1764 года, за которым и доныне состоит. Настоятельство в нём было Строительское; в 1764 году упоминается Строитель Порфирий. Земли к монастырю сему отмежёвано 28 десятин.

* * *

1

См. Историческое известие о возникшей в Польше Унии, изданное Г. Бантыш-Каменским в 1805 году, стр. 94.

2

См. Историю Российской Иерархии, ч. I, стр. 449 {Файл PDF стр. 484. Абзац начало «В 1775 году учреждена Семинария»}.

3

См. Историческое известие о возникшей в Польше Унии, изданное Г. Бантыш-Каменским в 1805 году, в 8 долю листа, стр. 113.

4

Что после Архимандричества своего Преподобный Григорий был Игуменом, сие потому что тогда Архимандриты никаких отличий пред Игуменами не имели и не составляли особого чина в Иерархии; а были только Игуменами многолюднейших монастырей.

5

См. Историю Российской Иерархии, ч. I, стр. 392 {Файл PDF стр. 427. Таблица пункт 6. «Лубенский Мгарский»}.

6

Сей Патриарх родом с острова Кандии возведён на Патриаршество из Фессалоникийских Митрополитов в 1634 году на место Кирилла Лукаря, но через 23 дня сослан в заточение в остров Хио; в 1651 он восставлен на Патриаршество, но был на оном только 15 дней и удалился в Россию для испрошения милостыни. В Москву прибыл в Апреле 1653 года с рекомендательной грамотой от Запорожского Гетмана Богдана Хмельницкого и с некоторыми тайными от него препоручениями. При въезде в Москву, за Калужскими воротами, встречал его Боярин Козма Корнеевич Кузьмин и проводил до Кирилловского подворья, где Патриарх остановился. 5 Июня отпущен он на богомолье в Троицко-Сергиевский монастырь и отправился туда 17 числа того же месяца, а прибыл 18. Из Москвы обратно отпущен он с Грамотой и Царской милостью 6 Ноября, а выехал из Москвы в Декабре. В списке Константинопольских Патриархов он именуется АФАНАСИЙ II Пателларий.

7

См. Историю Российской Иерархии, часть I, стр. 376 {Файл PDF стр. 411. Таблица, п. 2 «Лужецкий Можайский»}.

8

См. Четьи Минеи, Июля 25.

9

См. Историю Российской Иерархии, часть I, стр. 389 {Обозначена 399. Файл PDF стр. 424. Таблица, п. 7. Абзац «Калужской Епархии … Лютиков»} и часть II, Предисловие, стр. CXLII {́Файл PDF стр. 152. Таблица, п. 33. Абзац «Перемышльский Троицкий Лютиков»}.


Источник: История российской иерархии, собранная Новгородской семинарии префектом, философии учителем, соборным иеромонахом Амвросием. : В Москве, при Синодальной типографии, в 6-и частях : 1807-1815. / Ч. 5. - 1813. - [2], 1-16, 19-737, [1], III, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle