Наречение и хиротония во епископа Чистопольского, 2-го викария Казанской епархии, архимандрита Анастасия, ректора Казанской духовной академии
(Слово на хиротонии)
Богомудрии Архипастыри и Отцы!
Предстоя пред Вашим Священным Собором, нарекшим меня во епископа, не могу не поведать вам глубокого смущения, которое объемлет меня при мысли о высоте обязанностей возлагаемого на меня епископского служения.
Помышляя о том, что епископское служение есть преемственное от апостолов служение, духовными своими очами я вижу первоверховного апостола Павла, как он неустанно благовествует Христа, и прочих святых апостолов, неумолчно предвозвещавших людям Божию правду. Их мощное слово призыва к свету и добру слышит вся империя римская. Иудеи, эллины, варвары нравственно перерождаются и становятся общниками сладостей Божественной жизни. Никакие трудности не могут ослабить ревности святых посланников на дело Благовестия, все скорби и страдания не в состоянии сомкнуть их святые уста, вещающие слово Божией правды.
Умственному взору моему предносится, далее, деятельность великих архипастырей-богословов: Афанасия Великого, Василия Великого и Григория Богослова, поборников православия и защитников Евангельского учения от еретических толкований.
Затем вспоминаются мне епископы – великие проповедники во главе со святым Иоанном Златоустом, своим пламенным словом и возвышенным душевным настроением согревающие сердца слушателей и приводящие их к добродетелям.
Но оставлю воспоминания о давних временах, бывших в далеких странах. Предо мной ясны сейчас, во всей полноте силы и деятельности, священные образы великих святителей нашего края, просветивших землю Казанскую.
Из них первый – святитель Гурий, первый архиепископ Казанский. Он неутомимо благовествует Христа среди иноверных и иноплеменных насельников Казанской земли. Во всех пределах ее раздается его дивное, вдохновенное слово призыва к свету Христову: татары, чуваши, черемисы, мордва и прочие инородцы оглашаются благодатным учением, духовно возрождаются и приобщаются святой жизни, присоединяясь к церкви Христовой.
Здесь же в Казани, в храме Спасского монастыря почивают мощи святителя Варсонофия, бывшего епископа Тверского, положившего в Казани начало Спасо-Преображенской обители. Он своим воодушевленным благовестием веры Христовой изводит жителей земли Казанской из тьмы к свету, от порока к добродетели, врачуя душевно и телесно.
В святых воспоминаниях восстает далее предо мною и второй Казанский владыка, непреклонный борец за православие, великий святитель Герман, мужественный защитник правды и истины Евангельского учения, мудрый правитель церкви и ревностный проповедник слова истины.
Какое самоотвержение какое воодушевление царило среди этой святой дружины Казанских первосвятителей! Связанные братской любовью, они пламенели только единым желанием, чтобы Тихий свет Святой славы Христа, озарил не ведавших его.
Дивными представляются мне и последующее святители Казанские, коим вверялось кормило Церкви Христовой в Казанском крае. Как только мусульманская Казань преклонилась пред христианской Москвой, православие, как знамя русской народности, стало проникать по всему инородческому Поволжью, озаряя чуждые племена Востока светом истинного учения и сливая их с народом русским. Святители Казанские, мужи крепкой веры, глубокой мысли и пламенеющего ревностью сердца проводили тогда Христову правду в сознание и жизнь народов Казанской земли, тщательно следя за развитием сил и способностей своих духовных чад, за преуспеянием среди них веры и познания Христовой истины, и заботясь о просвещении Христовой верой и отдаленных областей разноплеменного и разноверного Казанскго края и соседних с ним пределов. В этих своих заботах об истинном просвещении они в половине только что минувшего столетия создали в Казани наивысший светоч научно-просветительного знания, служащий к распространению света науки и веры в различных областях нашего дорогого отечества, особенно же в областях восточных, лежащих от Волги до Тихого океана и среднеазиатского плоскогорья. Я разумею Казанскую духовную академию, во главе коей поставлены ректоры-епископы; им надлежит руководить вверенное им просвещенное юношество, приготовляя его к выполнению высокой обязанности – очищать и просветлять души людей и доставлять им истинное, неизменное, вечное, приобщая их к божественной жизни. Вот к сему то святительскому служению призываюсь я, многогрешный!
Великое дело возлагается на меня.
Мне предлежит быть преемником апостолов и отцов церкви, великих в богословии и златословесных в проповедании, и помощником ревностных в миссионерском служении архипастырей церкви Казанской. Обязуюсь быть на чреде служения мужей твердой веры и мужественного духа, столь необходимых в настоящее время, когда корабль Христовой церкви обуревается все выше и выше поднимающимися волнами неверия и сомнения одних и постыдного равнодушия других.
А пригоден ли я?
Не дерзаю и мыслить об уподоблении себя великим святителям – глубоким богословам, пламенным проповедникам, ревностным миссионерам; все это превышает мои силы, как новоначального в иноческой жизни. Сознаю немощи свои. И если что могу принести на алтарь епископского служения, то только от млада присущую мне глубокую любовь и преданность церкви Божией, глубокое сознание высокой ценности духовного служения для спасения ближних, искреннее желание послужить делу святого благовествования. Посвятив всю жизнь свою научным занятиям – естественно благоговейно отношусь я и к делу достижения научного знания. Cие то благоговение пред верой и наукой и приношу я отныне смиренно на служение процветанию богословского знания.
Позволяю себе пространнее исповедать пути жизни моей. По рождению и воспитанию своему принадлежу я к духовной семье и с детства прилежал к посещению храма Божия. Но затем Господь судил мне уклониться от родного пути – служения церкви Христовой. Пройдя светские – среднюю и высшую – школы, многие годы для подготовки к научной деятельности провел я среди иноверного запада – в Литве и Польше и в Австро-Венгрии, где славянство находится мало сказать в пренебрежении, а прямо в загоне и преследовании, и среди южнославянских народов, где православие, вследствие мусульманского господства было также в очень печальном положении. По миновании этих лет, промыслительная десница Божия привела меня в дивный Царьград и на святую гору Афон, где аскетическая жизнь, древность и историческая достопримечательность храмов, умилительные церковные напевы и торжественность богослужений дали мне возможность восчувствовать внутреннюю красоту греческой веры, внешним выражением которой является наше церковное благолепие. Это святое настроение сохранил я на всю жизнь, нося его в себе в течение последующего моего служения университетской науке, а затем и в духовной академии, когда милость Божия направила мое житие и деятельность на служение церкви святой, сподобив меня быть иноком и служителем алтаря Господня. Благословен Господь, благодеющий о нас!
Глубоко веруя в непосредственно действующий промысел Божий в минуты сосредоточения душевно радуюсь, что промыслительная Десница привела меня на ту стезю, на которой я ныне нахожусь. Слава Господу Богу за все!
Молю Всемилостивого Бога, да сподобит Он меня в предстоящем служении моем иметь рвение о красоте Господней, пленять ею людей, как сам я пленен ею. То, что в детской душе было насаждено религиозной внешностью, в более позднем возрасте возращено внутренним богатством нашей святой церкви: глубоким содержанием ее богослужений, высотою христианского идеала жизни, в православном ее понимании благодатиею Божиею в сонме святых нашей святой Восточной церкви, ее святителей и учителей, в их житии и святоотеческих творениях.
Господи, Боже мой, умудри мя раскрывать эти духовные богатства пред умственным взором людей Твоих, а самого меня благодать Божия да соделает живым носителем духа Христова, хранящегося в святой церкви, сподобит исполнять служение так, чтобы оно вело пасомых к свету и жизни святой и в тоже время не сделало бы моего жезла тяжелым, связуя меня с пастырями и стадом союзом христианской любви.
Молитвенно припадаю к предивному угоднику Божию, святителю Гурию, покровителю и защитнику земли Казанской, прося его великого и теплого предстательства пред Господом: Святче Божий, помози ми в новом делании моем!
К тебе, наш первосвятитель Казанский, глубокочтимый мой отец и благодетель, я всеусердно прибегаю: не откажи мне в твоем мудром водительстве при моем предстоящем служении. От твоей архипастырской десницы восприял я, грешный, иночество, под сенью Казанских святынь чрез тебя я получил от Господа две степени священства, и теперь ты в третий раз будешь, возлагать свои святительские руки на меня, недостойного. Молю тебя, отче мой, сохрани меня в отеческой любви твоей и поучении: твой есмь аз.
Благословите и помолитесь за мою немощь Святители Божии! Прошу ваших святых молитв, дабы Господь, мой Бог и Судия, зная мое недостоинство, мои грехи и немощи Сам Своею вседетельною благодатию исцелил и укрепил во мне все слабое, восполнил все оскудевающее и сподобил меня чистым сердцем воспринять и в непорочности соблюсти вверенный мне талант.