Настоятели Московского Большого Успенского Собора

Источник

(Со времени учреждения Святейшего Синода)

До вступления (в ноябрь 1796 г.) на Всероссийский престол Государя Императора Павла первого, настоятели всех московских кремлевских соборов одинаково назывались протопопами, протоиереями и пресвитерами. Наименование протопоп, – древнерусского происхождения, – с течением времени утратилось и было заменено чисто русским, протоиерей. На языке же церковно-богослужебных книг всегда употреблялось, вместо слова протоиерей, протопресвитер. Так и теперь, возводя священника в сан протоиерея, архиерей, в молитве, читаемой при сем по архиерейскому чиновнику, называет посвящаемого не иначе, как протопресвитером, без сомнения, применительно к словам апостола Иакова, называющего священников пресвитерами церковными (Иак. 5:14), и при этом дает ему право первостояния при служении, на основании слов апостола Павла: прилежащий добр пресвитеры сугубыя чести да сподобляются (1Тим. 5:17). Желая отличить настоятеля Большого Успенского собора, как всероссийского первопрестольного храма, Император Павел Первый присвоил настоятелю его преимущественное наименование протопресвитера.1

По документам, имеющимся в архивах Московского Большого Успенского собора и Московской Синодальной Конторы, можно собрать лишь немногие сведения о настоятелях Успенского собора. Из служивших в 18 столетии большинство их известно только по имени и времени службы. В исследовании «материалов по Москве и Московской епархии за 18 век» (см. Чтения в общ. Истории и древн. Росс. 1911 г., кн. 4), протоирей Н.А. Скворцов, говоря об Успенском соборе, почему-то упоминает только о протопресвитере Федоре Листвиеве и протоиерее Александре Мятине,2 тогда как в 18 в. их было гораздо больше.

Федор Панкратьев с 1721 г. по 1725 г.

Симеон Лукин с 1725 г. по 1728 г.

Иоанн Максимов с 1728 г. по 1731 г. Об этом протопресвитере известно только то, что в 1731 году, будучи членом Синодального отделения в Москве, когда Святейший Синод был переведен в С-Петербург, он, по следственному делу, о повенчании незаконного брака, был отрешен от должности и сослан в Тобольский Данилов монастырь3.

Никофор Иоаннов с 1735 г. по 1745 г.

Федор Мартемианов Листвиев с 10 февр. 1745 г. по 1767 г. Окончил курс Славяно-греко-латинской академии (1717 г. по 1731 г.). Поступил на должность протопресвитера Успенского собора из ключарей С.-Петербургского Петропавловского собора.

Александр Георгиевич Левшин с 24 сент. 1767 г. по 22 октября 1798 г. Он был достойный брат знаменитого Платона, митрополита Московского. Отец их сначала был сельским дьячком, потом сделался священником и впоследствии служил в Москве ранние литургии, живя у своего зятя (мужа дочери), священника Спасской, что в Спасском, церкви, где при церкви и был погребен. У него было четверо сыновей: старший – митрополит Платон, за ним следовали: Александр – протопресвитер. Алексей и Тимофей, и одна дочь4.

Протопресвитер А.Г. Левшин был замечательной личностью, выдающейся по уму, образованию и служебной деятельности. В качестве члена «комиссии для предохранения и врачевания от моровой заразительной язвы», свирепствовавшей с 1770 г. по 1772 г. в Москве, он проявил полную неустрашимость и благоразумную энергию. Им составлено прекрасное «Наставление об очищении церквей» по прекращении язвы.

Вот это наставление:

1. «Во всех, представленных комиссии врачевания и предохранения во известие храмах, во-первых, за неминуемое, по истине, признается к очищению средство – открыть окна на три дня для проветривания.

2. Московскою духовною консисторией предизбранным для очищения святых храмов священникам, не вступая в настоящую церковь, в притворе надлежит совершить как закон и правило повелевают, освящение воды с подобающим благоговением, по исполнении которого окропить храм и в нем лежащие священные вещи, с тем притом, изъяснением, чтобы ризы и другие для совершения сего обряда потребности взять из другой благополучной церкви.

3. Священников, имеющих очищать церкви, снабдить от Правительства потребными лекарствами, сделать из полотна запаны, какие обыкновенно при освящении новых храмов употребляются. Число их не более должно быть тридцати, потому что они и для прочих служить могут: притом дать перчатки для принятия в руки священных одежд и сосудов.

4. Местные святые иконы омыть освященною водою с помощью греческой губы.

5. Освященные сосуды, крест и Евангелие, во-первых, окропить святою водою, отереть потом греческою губою, напоенною оною водою и уксусом, а сверх того окуривать росным ладаном или благоуханным порошком.

6. Кадила, укропники и медные купели очищать, как в 5 и. показано.

7. Ризы, стихари, епитрахили, воздухи и другие церковные одежды, развесив в трапезе по веревкам, нарочно для того приготовленным, порошками благовонными или росным ладаном через четыре дня выкуривать, по прошествии которых отереть их уксусом, а книги, для повседневного чтения употребляемые, обмачивать в ренском уксусе и вскоре потом высушить на жаровне.

8. Оконницы, решетки, замки, затворы, колокольные двери и самые стены треть на три аршина в вышину щетками, освященною водою с уксусом напоенными: веревки у колокольных языков, обрезав, сжечь, а место их купить новые: полы покрыть несколько времени снегом, который наконец метлами выместь.

В заключение сего подтверждается, чтобы хранители благочиния и церковного порядка, также и приходские старосты, при сих распоряжениях были самолично. Комиссия врачевания с своей стороны заблагорассудила честным смотрителем при оных вещей очищении быть зрителями, от которых означенные священники в точном вещей очищении и письменное свидетельство получить имеют»5. Говоренные прот. А.Г. Левшиным проповеди, особенно в Успенском соборе в присутствии Ее Величества, Государыни Императрицы Екатерины второй, могут служить образцом ораторского искусства своего времени. Из литературных трудов его особенно замечательно: «Историческое описание первопрестольного в России храма, Московского Большого Успенского собора. 1783 г. Сочинение это обладает такими научными достоинствами и таким обилием интересных и полезных сведений об Успенском соборе; другого полного описания его доселе нет. В 1864 году возникла мысль о новом издании описания Успенского собора в том виде, как было составлено протопресвитером А.Г. Левшиным, без всяких изменений; но эта мысль не могла осуществиться и оставлена была в виду того, что внутренний вид собора с 18 века, когда было сделано описание его, совершенно изменился и очень многих вещей, бывших тогда в соборе, теперь нет: например, древних предметов ризницы и библиотеки, перемещенных из Успенского собора в Патриаршия, или Синодальная, ризницу и библиотеку. Протопресвитер А.Г. Левшин прослужил в соборе 31 год, дольше всех своих предшественников, начавши служение свое на 30-м году своей жизни и скончавшись 61 года.

Лукиан Федотович Протопопов с 31 октября 1798 г. по 12 марта 1813 г. Он был переведен в Успенский собор из С-Петербургского лейб-гвардии полков Преображенского собора на 56 году от роду: скончался 70-ти лет. В 1812 г. во время нашествия на Москву французов прот. Л.Ф. Протопопов удалился в Ярославль и долго по изгнании из Москвы французов не являлся на место своего служения, что было ему поставлено в вину.

Александр Афанасьев с 30 сентября 1813 г. По 17 февраля 1816 г. Назначен протопресвитером из сакеллариев Успенского собора: а на эту должность был перемещен из Верхоспасского собора, что за золотою решеткой. На должности протопресвитера скончался 74 лет. Он приходился близким родственником Высокопреосвященному Филарету, Митрополиту Московскому, именно: отец матери Митрополита Филарета, Евдокии Никитичны, Никита Афанасиевич, был родным братом протопресвитера Александра Афанасиевича.

Иаков Дмитриевич Никольский с 13 марта 1816 по 28 ноября 1839 г. О предшественниках протопресвитера И.Д. Никольского, к сожалению, мы не могли дать более подробные сведения, потому что до него не было в обычае вести и представлять начальству послужные списки членов причта Успенского собора. Таковые списки начали составляться только с И.Д. Никольского. Из его послужного списка мы узнаем, что он был сыном священника Покровского уезда, Владимирской губернии. Обучался в Троицкой Лаврской семинарии латинскому, греческому, еврейскому языкам, риторике, философии и богословию. По окончании курса богословского учения в 1787 году, он был послан в Московский греческий Николаевский монастырь для изучения разговорного ново-греческого языка, причем вторично проходил богословские науки в Московской славяно-греко-латинской академии. С 1788 года, в течение семи лет, он был учителем в Лаврской семинарии, сперва греческого и еврейского языков, преподавал катихизис, а потом риторику, вместе с поэзией и историей, продолжая обучать и еврейскому языку и преподавал также катихизис.

После семилетнего прохождения учительских должностей в Троицкой Лаврской семинарии, в 1795 году он был переведен во священника Христорождественской, что в Кудрине, Пречистенского сорока, г. Москвы, церкви: ставленная грамота была выдана ему за подписью Высокопреосвященного Платона, Митрополита Московского.

В 1806 году о. Никольский был избран в духовники священнослужителей Пречистенского сорока: в 1810 г., Указом Святейшего Синода, от 12 апреля, он был назначен членом учрежденного в Москве духовно-цензурного комитета; 6 апреля 1814 г. произведен в протоирея Московского Кафедрального Архангельского собора, с оставлением при прежней по цензуре должности; в 1816 г., 27 февраля в неделю православия, при служении в Успенском соборе была возложена на него палица. В том же 1816 г., на 52 году жизни указом Святейшего Синода, от 13 марта, переведен в Большой Успенский собор, с наименованием протопресвитера, и по именному Его Императорского Величества Высочайшему Указу, назначен членом Московской Святейшего Синода конторы, с оставлением также при прежней цензуре должности, при чем Всемилостивейше пожалован камилавкой и наперстным крестом.

А.Н. Котович, в статье: «Закон Божий, правила государственного благонравия и литература в сознании духовных цензоров эпохи Александра Первого», (Богосл. вести. 1906 г., июль-август, стр. 527–529) цензорство прот. Иакова Дмитриевича Никольского отличается прочностью положения и продолжительностью среди непрерывной смены цензоров, ему предшествовавших, и характеризует его дипломатическим ревнителем умеренности, середины. Рассматривая сочинения, он почти всегда, искал случая отметить их слабые стороны «в рассуждении литературы»; погрешности авторов давали обширную пищу для замечаний цензора-лингвиста. В Свят. Синоде считали цензора И. Никольского за человека, богатого опытностью, осторожностью, зрелого в суждениях.

В 1818 г. 12 января о. Никольский Всемилостивийше сопричислен был к ордену св. Анны второй степени, а 23 февраля получил при Указе Святейшего Синода, устроенный в ознаменование эпохи 1812 года, наперстный крест для ношения на Владимирской ленте, и потом 24 августа пожалован митрою. В 1819 г. по Указу Свят. Синода, принял, с Синодальным ризничим, участие в управлении Синодальными певчими и их казенными домами. В 1821 г. имел надзор за изданием Библии на греческом языке, отпечатанный в России в первый раз. В 1823 г. 2 апреля Высочайше пожалованы ему бриллиантовые знаки Ордена Св. Анны второй степени; в 1826 г. 11 сентября сопричислен к Ордену Св. Равноапостольного князя Владимира третьей степени. В 1827 году, Указом Свят. Синода от 18 ноября, по Высочайшему повелению, был отправлен в Варшаву для распределения дел Греко-российской церкви в царстве Польском. В 1829 году 17 февраля сопричислен к Ордену Свят. Равноапостольного князя Владимира второй степени. В 1834 г., за болезнью и смертью Синодального ризничего, исправлял его обязанности.

Протопресвитер И.Д. Никольский скончался 28 ноября 1839 года, на 75 году своей жизни, прослужил в Успенском соборе 23 года. Тело его, после отпевания в церкви бывшего крестовоздвиженского монастыря, было погребено в Донском монастыре.

Протоирей Архангельского собора А. Лебедев в своей книге: «Московский Кафедральный Архангельский собор». М. 1880 г. стр. 89–92, излагает очень интересные сведения о различных злоключениях, постигших о. Никольского. По сказанию прот. Лебедева, еще будучи учителем, Никольский много претерпел неприятностей от своего начальства за нежелание поступить в монашество, к которому оно его принуждало; поэтому его долго не увольняли от учительской должности, а, уволив, наградили самым бедным приходом. Но и здесь он не был оставлен в покое и подвергся еще большей немилости от того же начальства по следующему случаю. Святейший Синод поручил преосвященному Августину, управлявшему тогда, вместо больного митрополита Платона, московскою епархией, выбрать кого-нибудь из столичного духовенства, хорошо знающего греческий язык, для перевода с него на русский язык «Добротолюбие». Выбран был архимандрит Данилова монастыря Амвросий, родной брат преосвященного Августина. Книга была им переведена и, по рассмотрению Свят. Синодом, напечатана. Но этим переводом остался недоволен хорошо знакомый с греческим языком начальник архива министерства иностранных дел, тайный советник Бантыш-Каменский. По указанию знакомых, Каменский сблизился с о. Никольским и просил его вновь перевести «Добротолюбие» единственно для него. Иаков Дмитриевич сделал новый перевод книги, но Каменский не сдержал своего слова иметь перевод только для себя. Будучи вполне удовлетворен переводом о. Никольского, он представил его вновь в Свят. Синод, который, вполне одобрив труд переводчика, напечатал его для всеобщего употребления, а перевод Амвросия запретил. Отсюда и пошли горькие невзгоды для о. Никольского, ненамеренно задевшего самолюбие преосв. Августина. Но Каменский, сознавши свой неправый поступок, поспешил поддержать о. Никольского надеждою на лучшую будущность и много способствовал поступлению его сперва в Архангельский, а затем и в Успенский соборы. Переведенный в должность кафедрального протоирея Архангельского собора, о. Никольский долго не мог приобрести расположения преосвящ. Августина, а потому не получал никаких наград, исправляя, наравне со священниками, очередное в соборе служение. Только по переводе в Успенский собор, о. Никольский, как видно из его последнего списка, за раз был награжден камилавкою и наперстным крестом, а преосвященный Августин, как бы сознавши свою несправедливость к нему, сам в своей карете привез его в собор, как настоятеля – протопресвитера.

Кроме перевода «Добротолюбие», о. Никольскому приписывают перевод, с греческого языка на русский, второй части толкований на воскресные чтения из апостола, составленных преосвящ. Никифором Феотокием.6

Василий Иоаннович Платонов с 16 марта 1840 г. по начало 1856 г. Родился во Владимирской епархии, сын священника. Обучался в Троицкой семинарии наукам: словесным, философским и богословским; языкам: латинскому, греческому и французскому. По окончании курса был в той же семинарии учителем с 10 января 1810 года по 16 ноября 1814 г., когда определен был на должность учителя высшего отделения Заиконоспасского духовного училища, каковую и проходил по 27 сент. 1818 г. Произведен во священника Замоскворецкого сорока к Никитской, что в Татарской слободе, церкви 14 февр. 1815 г., отсюда в том же году 2 марта переведен Китайского сорока к Троицкой, в полях, церкви.

С 20 сент. 1820 г. был увещателем в комиссии об открытых в Москве делателях фальшивых ассигнаций по май 1821 г., а с 18 июня того же года был увещателем в разных губернских присутственных местах до 1831 года, депутатом в комиссии строений и магистрате по спорным церковным землям до 1830 г. Высочайше утвержден директором Московского Попечительного Комитета о тюрьмах 27 дек. 1827 г.

Определен на должность протоиерея Московского Придворного Верхоспасского собора 2 мая 1831 г., а 25 авг. Того же года назначен был членом московской духовной консистории. 14 ноября 1837 г. Высочайше переведен из епархиального ведомства в придворное и определен благочинным всех придворных в Москве соборов и церквей.

16 марта 1840 г., на 52-м году своей жизни, протоиерей В. И. Платонов, по Высочайшему повелению, переведен в Московский Большой Успенский собор с переименованием в протопресвитера, и 8 апреля того же года назначен быть членом Московской Святейшего Синода Конторы.

О. Платонов получил следующие награды. 10 июня 1821 г. за отличное усердие, оказанное им при расследовании дела о производителях в Москве фальшивых ассигнаций, сопричислен к ордену Свят. Анны третьей степени: 1 февр. 1829 г. награжден скуфьей: 14 ноября 1831 г. камилавкой: 14 мая 1835 г. наперстным крестом от Святейш. Синода выдаваемым. 6 дек. 1838 г. сопричислен к ордену Свят. Анны второй степени; 26 апреля 1841 г. Высочайше повелено ему употреблять при священнослужении митру. 20 апр. 1848 г. сопричислен к ордену Св. Равноапостольного Князя Владимира третьей степени. 28 апреля 1853 г. Всемилостивийше пожалован ему золотой наперстный крест с драгоценными украшениями.

Протопресвитер В.И. Платонов был женат на дочери протопресвитера И.Д. Никольского Александре Иаковлевне.

Скончался о. Платонов в начале 1856 года, на 67 г. своей жизни, прослужив в Успенском соборе 15 лет.

Димитрий Петрович Новский с мая 1856 года до средины 1879 года. Сын священника Ярославской епархии. Обучался в Ярославской духовной семинарии, а потом в Московской Духовной Академии, наукам: богословским, философским, словесным, церковной и гражданской истории и математике и языкам: еврейскому, греческому, латинскому и немецкому.

По окончании академических наук со степенью магистра, определен в академию на должность бакалавра философских наук, 20 сентября 1824 года. Определен секретарем академической конференции и правления 8 сент. 1828. За особенные успехи в преподавании философских наук, объявлена ему от комиссии духовных училищ благодарность 13 февр. 1828 г. За ревностное прохождение службы в Академии выдано ему денежное награждение в тысячу рублей, 30 августа 1830 г.

По увольнении от духовно-училищной службы произведен во священника Замоскворецкого сорока г. Москвы к Никитской, что в Татарской, церкви, 14 окт. 1830 г. Отсюда переведен к Крестовоздвиженской, Никитского сорока, что в Дворянском Институте, церкви, с определением на должность Законоучителя сего Института, 11 марта 1832 г. Переведен Сретенского сорока к Адриановской церкви 6 июня 1834 г.

По поручению училищного начальства обозревал Высокопетровское духовное училище в 1834 и 1836 годах. Назначен был членом комитета для поверки действий и отчетности комиссии по построении церкви на Московск. Пятницком кладбище 26 июля 1835 года. За ревностное исполнение возлагавшихся на него поручений награжден набедренником 23 февр. 1836. За внимательные труды по обозрению Высокопетровского духовного училища объявлена ему от училищного начальства благодарность 13 окт. 1836 г.

Проходил должность законоучителя в Николевской школе Моск. Благотворит. Общества безмездно с 21 апр. По 9 ноября 1840 г. Определен членом Моск. Дух. Консистории 26 июля 1840 года; благочинным церквей Сретенского сорока г. Москвы 17 янв. 1842 г. Возведен в сан протоиерея 19 июля 1842 г. Утвержден в звании действительного члена конференции Моск. дух. академии 11 ноября 1844 года.

Святейшим Синодом назначен быть протопресвитером Московского Большого Успенского собора в мае 1856 года. По представлении Святейшего Синода именным Его Императорского Величества указом Всемилостивейше позволено ему быть членом Московской Святейшего Синода конторы 22 мая 1856 г. Соответственно достоинству его и месту, им занимаемому, дано ему благословение употреблять в священнослужении палицу 10 июня 1856 г. Возложен на него бронзовый крест на Владимирской ленте, учрежденный в память войны 1853–1856 годов, 26 авг. 1856 г.

Был членом комитета для поверки отчетности в штатной сумме по Ставропигиальным монастырям, в 1857–1865 годах. По указу Святейшего Синода был назначен цензором духовных журналов: «Православное Обозрение» и «Душеполезное Чтение» 9 дек. 1859 г. От сей должности по прошению уволен 21 дек. 1865 г.

За ревностное прохождение возложенных на него должностей был награжден: скуфьей 15 янв. 1833 г., камилавкой 27 апр. 1840 г., наперстным крестом, от Свят. Синода выдаваемым, 13 апр. 1846 г. Орденом Св. Анны 2 ст. 7 июня 1850 г. Императорскую короною на знак сего ордена 26 авг. 1856 г. Митрой 17 апр. 1857 г. Орденом Св. Равноапостольного князя Владимира 3 ст. 22 апр. 1861 г. Сопричислен ко ордену св. Анны 1 степ. 12 апр. 1870 г. По случаю пятидесятилетия со времени поступления его на службу в Моск. дух. Академию, Советом оной избран в почетные члены 10 окт. 1874 г. и Всемилостивийше награжден золотым наперстным крестом с драгоценными украшеньями из кабинета Его Величества 13 окт. 1874 года.

Протопресвитер Д.П. Новский скончался в половине 1879 г., прослужив в Успенском соборе 23 г.

Михаил Измаилович Богословский – протопресвитер с 12 сент. 1879 г. по 18 янв. 1884 г. – родился 28 октября 1807 года в губернском городе Владимир, происходил из духовного звания. Обучался первоначально в Владимирском духовном училище, потом в Владимирской же духовной семинарии и наконец в С.-Петербургской духовной академии. По окончании здесь курса наук, со степенью магистра Богословия, он определен был в ту же академию бакалавром, для преподавания греческого языка, 30 сент. 1831 года.

Преосвященным Смарагдом, епископом Ревельским, был рукоположен во священника к Благовещенской, что на Васильевском острове, церкви, 18 января 1833 года. С согласия Попечителя вновь тогда открытого Императорского Училища Правоведения, Петра Георгиевича, Принца Ольденбургского, указом С.-Петербургской духовной Консистории от 22 декабря 1835 года, перемещен к Екатерининской, сего Училища, церкви с званием законоучителя. Вскоре после сего, именно 1 января 1836 года ему, сверх преподавания Закона Божия, поручено было в означенном училище и преподавание логики и психологии. Указом Святейшего Синода в 1838 году он был назначен членом в совещательный Комитет, об изыскании средств для обеспечения в содержании сельского духовенства.

За успешное преподавание Закона Божия в Училище Правоведения Высочайше был награжден бархатной фиолетовой скуфьей 22 апреля 1839 г. В том же году 30 октября, по представлении конференции С.-Петербургской духовной академии, определением Святейшего Синода, утвержден в звании действительного члена конференции. В следующем 1840 года, 7 февраля, определением Святейшего Синода, назначен преподавать в духовной академии, вместо греческого языка, богословские науки. В том же году, 30 июня, был награжден выдачей полного годового бакалаврского оклада жалования в 429 руб. сер. Того же года, 9 декабря, определением Святейшего Синода, назначен был членом Комитета для рассмотрения конспектов, составленных духовными академиями в руководство наставникам семинарий; а 21 декабря, по представлению начальства Училища Правоведения, Высочайше повелено возвести его в сан протоиерея, что и было исполнено преосвященным Иннокентием, епископом Камчатским, Курильским и Алеутским 7 января 1841 года. В следующем году, 13 августа, по собственному прошению, он был уволен от преподавания в духовной академии.

В 1842 и 1843 годах, от Епархиального Начальства был назначен членом временных ревизионных комитетов, учреждавшихся при С.-Петербургской духовной академии для проверки ее экономических отчетов за 1841 и 1842 годы. По удостоянию Святейшего Синода, Всемилостивийше пожалован бархатной фиолетовой камилавкой 1 июня 1849 года. От Святейшего же Синода был назначен членом комитета по рассмотрению программ бакалаврских наук, а также логики и психологии, для учебных заведений, подведомственных министерству народного просвещения, 19 июля 1850 года. Всемилостивийше пожалован наперстным крестом, от Святейшего Синода выдаваемым, 28 апр. 1853 г.

По представлению академической конференции, определением Свят. Синода, был назначен членов в С.-Петербургский комитет духовной цензуры 19 октября того же 1853 г. По представлению Свят. Синода, в воздаяние отлично усердной службы, Высочайшим указом сопричислен к ордену Св. Анны 2-й степени, 26 авг. 1856 г.

В том же году 4 дек. Советом Императорского Училища Правоведения, с утверждения Попечителя оного, Его Императорского Высочества, Петра Георгиевича, принца Ольденбургского, за 25-ти летнюю службу по учебной части, удостоен звания заслуженного профессора, а 12 декабря, по истечении трехлетнего срока службы, указанного для членов конференции, избираемых в должность цензора, по нежеланию продолжать службу в цензурном комитете, уволен от должности цензора. За 25-ти летнюю службу по учебной части назначена ему, сверх жалования, пенсия по 1429 руб. 60 коп. в год, из Государственного Казначейства с 30 сент. 1856 г.

Определением Свят. Синода, за долговременную отлично-усердную и полезную службу, особенно же за составленную им Священную историю Ветхого Завета, возведен в степень доктора Богословия, с возложением на него докторского креста, 6 ноября 1858 года. За 19-летние труды по званию действительного члена конференции С.-Петербургской духовной академии, в день ее 50-ти-летнего юбилея, объявлено ему Высочайшее благоволение, 17 февр. 1859 г. В том же году 11 мая Указом Свят. Синода он был назначен членом от духовного ведомства в учрежденный при министерстве Государственных Имуществ Комитет по пересмотру постановлений о сельских приходских училищах. И тогда ж был приглашен преподавать Закон Божий Августейшим Детям Его Императорского Высочества, Великого Князя Константина Николаевича, и преподавал уроки Великому Князю Николаю Константиновичу и Великой Княжне Ольге Константиновне до 1860 года, а потом одной Великой Княжне до 14 апреля 1861 года.

От С.-Петербургской духовной академии был назначен членом в комитет по пересмотру перевода на русский язык свящ. Книги Ветхого Завета, 14 ноября 1859 г. По Высочайшему указу был назначен членом в комитет для рассмотрения проектов о преобразованиях в духовно-учебных заведениях, 21 сент. 1860 г.

За отлично-усердную службу и особые труды сопричислен к ордену Свят. Равноапостольного Князя Владимира 3-ей степени 5 дек. того же года. По выслуге пятилетия в звании заслуженного профессора при Училище Правоведения представлено было получить ему дополнительную пенсию по 285 р. 92 коп. в год, с 30 сент. 1861 гожа. 25 марта 1863 г. был назначен в С.-Петербургский епархиальный комитет для пересмотра узаконений о правах православного духовенства.

По Высочайше утвержденному докладу Свят. Синода, он был назначен главным священником армии и флота 27 июня 1865 г. Вскоре после сего, во время представления Государю Императору в церкви Петергофского Дворца, имел счастье слышать благодарность Его Величества за прежнюю службу. Высочайше утвержденным определением Свят. Синода назначен членом комитета для преобразования духовно-учебных заведений и начертания Устава, в каком комитете состоял с 13 марта 1866 г. до 14 мая 1867 г., когда он был закрыт.

По всеподданейшему докладу обер-прокурора Свят. Синода о заявленной главным священником возможности отделять на потребности духовно-учебных заведений из свечного дохода подводимых ему в европейской России церквей по 4429 руб. в год, объявлена ему Высочайшая благодарность 12 дек. 1866 года. За назначение на тот же комитет предмет из свечной прибыли церквей в Казанской армии и в местных военных учреждениях по 2484 руб. ежегодно, объявлена ему признательность Его Величества, Государя Императора 14 мая 1867 года. В тот же день, в награду за отлично-усердное исполнение обязанностей по комитету о преобразовании духовно-учебных заведений, Всемилостивейше пожалован митрой. А указом Святейшего Синода от 19 мая того же года предоставлено ему право употребления при священнослужении палицы.

По предписанию Свят. Синода был назначен в число членов Комитета для пересмотра существовавшего и начертания нового Устава духовных академий 17 янв. 1868 г. и состоял в оном комитете до закрытия его 30 мая 1869 года.

За неутомимые труды по устройству вверенного ему управления, за неослабную заботливость о призрении сирот заведываемого им духовенства и за полезное участие его в преобразовании духовно-учебных заведений, Высочайше сопричислен к Ордену Св. Анны первой степени 20 апр. 1869 г. За отлично-усердное исполнение обязанностей по званию члена Комитета о преобразовании духовных академий объявлено ему Высочайшее Его Императорского Величества благоволение.

Высочайше утвержденным определением Святейшего Синода назначен членом в Комитет для составления основных положений преобразования судебной части по духовному ведомству, 12 янв. 1870 г.

В память занятий в 1869 году уроками Закона Божия с Его Императорским Высочеством, Великим Князем Николаем Константиновичем, пожалован, в день совершеннолетия Его Высочества 7 февр. 1870 г., золотым наперстным крестом с драгоценными камнями 7 февр. 1870 года. По уважению к ученым трудам по библейской истории, избран почетным членом Московского общества любителей духовного просвещения 15 мая 1870 г.

Высочайше утвержденным определением Свят. Синода, он был уволен от должности главного священника армии и флота, с назначением настоятелем Московского Кафедрального Архангельского собора 12 ноября 1871 г., а 17 января 1872 г. Епархиальным начальством возложены на него обязанности благочинного по сбору; 26 июня того же года Указом Святейшего Синода назначен штатным членом Моск. дух. консистории. 14 февр. 1877 г. был избран почетным членом С.-Петербургской духовной академии, а 10 окт. Того же года состоялось избрание его также почетным членом и Моск. дух. академии. В память войны 1853–1856 годов были выданы ему бронзовый наперстный крест на Владимирской ленте и светлая бронзовая медаль на Андреевской ленте.

Указом Святейшего Синода от 12 сент. 1879 года, протоиерей Московского Кафедрального Архангельского собора Михаил Измаилович Богословский, 72 лет, был назначен, с Высочайшего соизволения, на должность протопресвитера Московского Большого Успенского Собора и членом Московской Святейшего Синода Конторы.

30 Сентября 1881 года исполнилось ровно пятьдесят дет со времени вступления его на службу, когда, по окончании курса духовной академии, он назначен был бакалавром академии для преподавания греческого языка. Юбилей был отпразднован торжественно. Ко дню празднования его был исходатайствован ему Орден св. Владимира 2–1 степени. Копия Высочайшей грамоты, присланная из Петербурга Г. Обер-прокурором Свят. Синода К. П. Победоносцевым, была прочитана на юбилейном собрании прокурором Моск. Синодальной Конторы А.Н. Потемкиным тотчас после пения стихиры: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра». Затем пропет был гимн: «Боже, Царя храни» и провозглашены многолетия: Государю Императору, и всему царствующему Дому, Святейшему Синоду, Владыке митрополиту и юбиляру. После сего д. с. с. Мордвиновым была прочитана приветственная телеграмма Его Высочества, Петра Георгиевича Принца Ольденбургского; наконец последовало чтение адресов и приветствий. Среди адресов обращает на себя особенное внимание адрес от Московской Святейшего Синода Конторы, составленный и собственноручно написанный митрополитом Макарием, который заготовил его и собрал подписи заблаговременно, – так как Его Высокопреосвященство не соблаговолил остаться в Москве на день юбилея, 30 сентября, объявив прокурору Синодальной Конторы, что, желая присутствовать на заседании Святейшего Синода, в пятницу 2 октября, он считает необходимым 30-го сент. представиться первоприсутствующему в Синоде С.-Петербургскому Митрополиту Исиодору и Синодальному Обер-Прокурору. Вот краткий адрес от Синодальной Конторы, составленный митрополитом Макарием, взамен обширного адреса, проектированного прокурором Синодальной Конторы. «Его Высокопреподобию, члену Московской Святейшего Синода Конторы, протопресвитеру Большого Успенского собора, Михаилу Измаиловичу Богословскому».

«Члены Московской Синодальной Конторы, с живейшим сочувствием приветствуют Вас ныне, как своего достойного и искренне уважаемого Сочлена, с Вашим юбилейным торжеством, по случаю совершившегося пятидесятилетия Вашего доблестного служения св. церкви и отечеству, и в сознании Ваших заслуг, вознося ныне благодарение к Господу, наделившего Вас столько времени и с такою пламенной ревностью потрудиться во славу Его Пресвятого имени и на пользу ближним, усердно молить Его, да сохранит Он Вашу жизнь и да подкрепит Ваши силы еще на много лет для продолжения Вашей благородной деятельности».7

Протопресвитер Михаил Измаилович Богословский скончался 18 января 1884 года, прослужив в Успенском Соборе немного более четырех лет.

Николай Александрович Сергиевский протопресвитер с 22 февр. 1884 г. по 28 июня 1892 г. – родился в городе Коломне, Московской губернии, происходил из духовного звания, сын священника, служившего сначала при Коломенской Крестовоздвиженской церкви, а потом перешедшего к церкви Семеновского, в Москве, кладбища, где в сане протоиерея и скончался.

Николай Александрович, после Коломенского духовного училища, сначала обучался в Московской духовной семинарии, а потом в С.-Петербургской духовной академии. По окончании курса оной, в 1849 году, с причислением к первому разряду, был определен на должность бакалавра той же академии по классу физико-математических наук 4 ноября 1849 г., а 25 сент. 1850 г. перемещен на ту же должность в Московскую духовную академию и возведен в степень магистра Богословия. За особенно полезную службу, по истечении пяти лет оной, был награжден единовременною выдачею ему половины оклада бакалаврского жалования из духовно-учебных капиталов, 10 января 1854 г.

В том же году, 5 июля он произведен был в священника к Николаевской, при доме Московской духовной семинарии, церкви: а 29 декабря того же года, по увольнению, согласно прошению его, от духовно-училищной службы при Московской духовной академии, поручено ему было совершение Богослужения, Пречистенского сорока, в Знаменской, в Зубове, церкви. В следующем году, 23 марта, он переведен был к Петро-павловской, что в Новой Басманной, церкви; 21 июня назначен был исправлять требы в женском отделении больницы чернорабочего класса, находившимся, по найму квартиры, в приходе означенной Петро-павловской церкви: 3 августа назначено было ему посещать Московский Работный Дом для духовных назиданий призреваемых в оном, – каковой должности исправлял он по 11 марта 1858 года. 26 февраля этого года он был определен на кафедру ординарного профессора Богословия, логики и психологии при Императорском Московском Университете, а 11 марта был назначен настоятелем Татиновской, при Университете, церкви.

За честное служение в священстве и полезное назидание призреваемых в Работном Доме, Всемилостивейше награжден бархатной фиолетовой скуфьей, 25 апреля 1858 г.

С 1860 по 1869 год, с разрешения Святейшего Синода, он издавал духовный журнал «Православное Обозрение».

С учреждения в Университете самостоятельной кафедры философии, утвержден ординарным профессором собственно Богословия 10 дек. 1861 года.

За честное служение в священстве и ученые труды, Всемилостивейше награжден бархатной фиолетовой камиловкой 19 мая 1862 года: за отличное исправление должности профессора Богословия при Московском Университете Всемилостивейше награжден наперстным крестом, от Свят. Синода вызванным, 11 мая 1864 года: а 9 мая следующего года был возведен в сан протоиерея, с возложением на него набедренника, 11 мая 1865 г., управляющим министерством народного просвещения, по сношении с Епархиальным начальством, он был командирован в С.-Петербург, Казань, Харьков, Одессу и Киев, для совещания с профессорами Богословия тамошних Университетов о лучшем устройстве преподавания этого предмета в наших Университетах.

Объявлено ему, в числе прочих, Высочайшее Его Императорского Величества благоволение за учреждение Советом Московского Университета четырех стипендий имени в Боге Почившего Государя Наследника Цесаревича, Великого Князя Николая Александровича, 13 мая 1865 года. По засвидетельствованию Свят. Синода, об отлично-усердной службе, Всемилостивейше сопричислен к Императорскому ордену Cв. Анны 2-й степени 20 апр. 1869 г.

Сверх исполнения обязанностей профессора Богословия, с разрешения начальства Епархиального и Университетского, в 1871 году читал публичные лекции об основных истинах христианства, а в 1872 г. – апологические лекции о библейской истории творения мира, сравнительно с учением естествоиспытателей природы.

По засвидетельствованию Свят. Синода об отлично-усердной службе, Всемилостивейше пожалован знаками Имперского ордена Св. Анны 2-й степени, украшениями Императорской Короной, 7 мая 1873 года.

За выслугою 25-ти летнего срока службы, согласно избранию Совета Университета, приказом министра народного просвещения, оставлен на службе в Университете на пять лет с 22 октября 1875 года. Всемилостивейше пожалован за отлично-усердную службу орденом Св. Владимира 4-й степени 3 апр. 1876 г. В виде особого изъятия, не в пример другим, Государь Император Высочайше соизволил на зачет ему трех лет, четырех месяцев и восемнадцати дней службы его в Епархиальном ведомстве в срок выслуги на пенсию по учебной части, применительно к 486 ст. Пенсионного Устава. Согласно таковой Высочайшей воле управляющей министерством народного просвещения назначил ему за 25-летнюю службу в пенсию полный оклад жалования, производившегося ординарным профессором Университетов в 1429 р. 60 к. в год, сверх содержания по службе 5 авг. 1877 года: а приказом 10 июня 1878 г. утвердил его в звании заслуженного профессора. По засвидетельствованию Свят. Синода об отлично-усердной службе Всемилостивейше сопричислен к Императорскому ордену Св. Равноапостольного Князя Владимира 3–1 степени 1 апр. 1879 г., и на основании сего, Указом Правительствующего Сената, утвержден со всем семейством в потомственном дворянском достоинстве.

За выслугою 30-ти летнего срока службы, согласно избранию Совета Университета, приказом Г. Министра народного просвещения, оставлен на службе при Университете еще на пять лет, 8 дек. 1880 года.

В уважение к трудам на поприще пастырской, ученой и литературной деятельности, от Совета С.-Петербургской духовной академии избран в звание почетного члена С.-Петербургской духовной академии, 16 февр. 1883 г.

За тридцатилетнюю службу в звании заслуженного профессора, назначена ему, вдобавок к получавшейся им пенсии 1429 руб. 60 коп., одна пятая доля оной 285 р. 92 к. в год, сверх содержания по службе, с 22 марта 1883 г.

Определением Свят. Синода от 22 февраля 1884 года назначен протопресвитером Московского Большого Успенского собора, и 3 марта того же года членом Московской Святейшего Синода Конторы, с производством положенного по штату содержания (571 р. 80 к. в год). 8 апреля того же 1884 г. Всемилостивейше пожалован митрой из Кабинета Его Величества; вместе с митрой возложена на него палица. С 15 авг. 1884 г. по 13 мая 1890 г. общим собранием членов Православного Миссионерского Общества был четырехкратно избираем в члены Совета сего Общества на два года. 25 июля сего года пожалована ему Высочайше утвержденная в память священного коронования Государя Императора Александра третьего темнобронзовая медаль для ношения в петлице на Александровской ленте. 15 августа 1884 г., по ходатайству Совета Императорского Московского Университета и с согласия Свят. Синода, оставлен в должности профессора Богословия, с штатным содержанием, до окончания пятилетнего срока, на который он был избран 22 октября 1875 г.

30 октября 1884 года, в уважение ученых заслуг на пользу Богословской науки, Советом Московской духовной академии избран и Свят. Синодом утвержден в звании почетного члена сей Академии.

По выслуге 35-летнего срока в ученой службе, 22 октября 1885 года, с разрешения министра народного просвещения, по сношении с духовным ведомством, оставлен на пять лет в звании профессора Богословия Московского Университета с вознаграждением 1200 рублей в год.

Товарищем министра народного просвещения, от 28 февр. 1886 г., назначен ему к производству из московского губернского казначейства, за 35-ти летнюю его службу, взамен производившемуся ему по Уставу 1863 г. пенсии 1715 руб. 52 коп., полный оклад содержания, присвоенного должности профессора Богословия по штату Императорских Российских Университетов 28 авг. 1884 г., по три тысячи рублей в год, со дня выслуги 35-лентнего срока и отчисления из состава штатных профессоров Московского Университета – 22 окт. 1885 года.

За долговременное достойное служение св. Церкви и Отечеству, ознаменованное усердной деятельностью по преподаванию истин веры и христианской нравственности, образовывающемуся в высшем учебном учреждении юношеству, в соединении с полезными трудами в области духовной письменности, – во изъявление Монаршего благоволения – Всемилостивейше сопричислен к Императорскому Ордену Cвятой Анны первой степени 9 апреля 1889 года.

По выслуге пятилетней службы от 22 окт. 1885 г. в должности профессора Богословия в Московском Университете, предложением министра народного просвещения вновь на пятилетний срок оставлен в означенной должности, с сохранением вознаграждения в 1200 рублей в год, 6 ноября 1890 года.

Протопресвитер Николай Александрович Сергиевский скончался 28 июня 1892 года, 65 лет от роду, на 9-м году своей службы в Успенском соборе.

Николай Васильевич Благоразумов – протопресвитер с 16 июля 1892 г. по 30 декабря 1894 г. – происходил из духовного звания, сын священника, родился в Пензенской епархии. Обучался в Пензенской духовной академии, по окончании курса которой в 1861 году, сопричислен к первому разряду воспитанников оной, определен преподавателем Пензенской духовной семинарии, по классу гражданской истории и соединенных с ней предметов, в первом низшем отделении 11 сентября 1861 года, и 1 ноября того же года возведен в степень магистра Богословия.

22 января 1862 года он был перемещен в Московскую духовную семинарию для преподавания Патристики в двух классах среднего отделения и латинского языка во втором среднем отделении, а 26 декабря 1863 г. произведен во священника к Николаевской, при доме Семинарии, церкви, с оставлением в должности преподавателя. В июне 1866 г., по поручению начальства, был депутатом при испытаниях в Заиконоспасском духовном училище. В 1865 и 1866 годах за безвозмездную, усердную и исправную службу в семинарской церкви, получил единовременное награждение по 75 рублей.

Награжден набедренником 30 октября 1866 года.

Резолюцией Высокопреосвященнейшего Иннокентия, Митрополита Московского, перемещен в Московскую вторую военную гимназию на место священника Михаило-архангельской церкви и законоучителя сей гимназии 7 июня 1868 г.

В общем педагогическом собрании правления Московской духовной семинарии 17 мая 1869 г. избран и определением Святейшего Синода от 24 сентября того же года утвержден в должности ректора оной, с увольнением от священнического места при Михаило-архангельской, во второй военной гимназии церкви, и возведен в сан протоиерея. 22 сентября 1872 г. был назначен для произведения ревизии Коломенского духовного училища.

Во внимание к не маловероятному и особенно полезному служению, в общем собрании Правления семинарии, с утверждения епархиального начальства, трижды, в 1874, 1880 и 1885 года присуждаема была ему премия в 360 р. 25 коп. из процентов с капитала, завещанного преосвященным Митрополитом Филаретом. По удостоению Святейшего Синода, Всемилосвтивейше награжден бархатной фиолетовой камиловкой 30 марта 1874 года. За отлично усердную службу и полезные труды, по удостоению Святейшего Синода, Всемилостивейше награжден наперстным крестом от Свят. Синода выдаваемым. 3 апреля 1876 года пожалован Черногорским Орденом Князя Даниила 1-го третьей степени 15 мая 1877 года. Пожалован Сербским Орденом «Такова» той же степени 3 ноября 1878 года.

Был назначен для произведения ревизии в Донское училище 18 декабря 1878 г. Общим собранием Православного Миссионерского Общества был избираем в члены Совета сего Общества с 1879 по 1894 год. По удостоении Святейшего Синода Всемилостивейше пожалован Орденом Св. Владимира, четвертой степени.

Согласно представлению Высокопреосвященнейшего Леонтия, Митрополита Московского, определением Святейшего Синода назначен протопресвитером Московского Большого Успенского собора, с увольнением от духовно-учебной службы – 16 июля 1892 года, и, согласно определению Святейшего Синода, Высочайше назначен членом Московской Святейшего Синода Конторы, с производством по штату содержания, 8 августа того же 1892 года.

Общеепархиальным съездом духовенства, по единодушному постановлению депутатов оного, утвержденному Его Высокопреосвященством, выражена ему благодарность всего духовенства Московской епархии за его многолетние и многоплодные труды по образованию и воспитанию детей духовенства и за его всегдашнее доброе, вполне сердечное и отеческое, отношение к его бывшим ученикам, из которых большое число уже в сане священников присутствовало на упомянутом съезде, 16 сентября 1892 года.

Высочайше утвержденным определением Святейшего Синода от 30 дек. 1894 г., согласно прошению, уволен от должности протопресвитера Успенского собора и члена Синодальной Конторы, и резолюцией Высокопреосвященнейшего Митрополита Сергия определен настоятелем Покровской, что в Кудрине, в Москве, церкви. 30 янв. 1895 г. назначена ему Г. Синодальным Обер-Прокурором Свят. Синода была назначена ему за 30-ти летнюю духовно-учебную службу пенсия в размере 500 руб.; но он получал ее только до перехода на службу в Придворное ведомство. С Высочайшего разрешения и согласно собственному прошению, ордером заведующего Придворным духовенством, определен настоятелем Московского придворного Верхоспасского собора и благочинным Московских придворных соборов и церквей 10 ноября 1895 г.

В память царствования Государя Императора Александра третьего выдана ему была серебряная медаль на Александровской ленте, 30 апр. 1896 г. По представлению заведующего придворным духовенством, за отлично-усердную службу Всемилостивейше пожалован Орденом Св. Владимира 3-й степени 14 мая того же года. В память священного коронования Государя Императора Николая второго выдана ему серебряная медаль на Андреевской ленте в том же году 18 ноября. По представлению заведующего придворным духовенством, за отлично-усердную службу Всемилостивейше пожалован митрой и палицей 5 апреля 1898 года.

Согласно Указу Свят. Синода от 30 окт. того же года, резолюцией Высокопреосвященнейшего Митрополита Владимира, назначен цензором издававшегося в Москве духовного журнала «Вера и Церковь» в том же году 7 ноября.

По представлению заведующего придворным духовенством, за отлично-усердную службу Всемилостивейше пожалован Орденом Св. Анны 1-й степени 1 апр. 1901 г.

Согласно избранию Совета Московской духовной академии и представлению Высокопреосвященнейшего Митрополита Владимира Святейшим Синодом утвержден в звании почетного члена оной «в уважение долговременной педагогической и духовно-литературной деятельности и богословско-литературных трудов» 19 окт. 1902 года.

Пожалован Болгарском Орденом «за гражданские заслуги» Большого Креста 2 июня 1902 года.

Избран почетным членом Московского Общества любителей духовного просвещения в годичном собрании около 22 марта 1905 года.

По представлению заведующего придворным духовенством, за отлично-усердную службу Всемилостивейше пожалован Орденом Св. Владимира 2-й степени 2 апр. 1906 года.

Протопресвитер Николай Васильевич Благоразумов скончался 21 декабря 1907 года, 71 года от роду, будучи протоиереем и благочинным Московских придворных соборов и церквей, и настоятелем Московского придворного Верхоспасского собора; в Успенском соборе он служил только два года с половиной.

Николай Николаевич Свитовидов-Платонов – протопресвитер с 29 дек. 1894 г. по 5 марта 1897 г. – родился в Москве, сын священника придворного ведомства. Обучался в Московской духовной семинарии с 1844 по 1852 год, и в Московской духовной академии с 1852 по 1856 год. По окончании академического курса, с причислением к первому разряду воспитанников, был определен в Московскую духовную семинарию преподавателем психологии, логики, патристики и латинского языка 15 октября 1856 г. В том же году 12 декабря он был перемещен в Московскую духовную академию бакалавром с поручением ему преподавания Опытной Психологии и нравственной философии. 12 февраля 1857 года был возведен в степень магистра Богословия. В награду за успешное прохождение должности бакалавра выдано ем 84 руб. 40 коп. 7 ноября 1858 года.

По собственному прошению был уволен от духовно-училищной службы для поступления в Епархиальное ведомство и в то же время произведен во священника, Пречистенского сорока, г. Москвы, к Мариинской, при Коммерческом училище, Ведомство Императрицы Марии, церкви, 19 августа 1860 года, и в том же году 3 октября Высочайшим соизволением Его Императорского Величества утвержден в должности законоучителя означенного училища.

От Мариинской, при Коммерческом училище, по прошению, переведен к Благовещенской, на Тверской, церкви 20 сент. 1863 года, и назначен увещевателем в канцелярию Московского гражданского губернатора.

3 апреля 1863 г. награжден набедренником. 29 авг. 1864 г. награжден цензором диаконских проповедей. 26 марта 1866 г. награжден бархатной фиолетовой скуфьей, а 3 апр. 1871 г. – камилавкой. 6 февр. 1872 г., с утверждения Его Высокопреосвященства, состоял членом училищного Совета по второму округу столицы.

По представлению г. начальника Московской губернии, назначен членом Попечительства над Московской исправительной тюрьмой 29 янв. 1874 г. Всемилостивейше награжден наперстным крестом, от Святейшего Синода выдаваемым, 13 мая 1874 г.

Окружным съездом духовенства Московской епархии 1870, 1873 и 1876 годов был избираем членом правления Заиконоспасского духовного училища и, с утверждения Его Высокопреосвященства, проходил сию должность три трехлетия. 27 марта 1877 года Всемилостивейше награжден Орденом Свят. Анны 3-й степени.

По представлению духовной консистории, резолюцией Его Высокопреосвященства, был назначен благочинным церквей Никитского сорока г. Москвы, 22 ноября 1878 г. и в то же время состоял членом комитета по исправлению богослужебных книг.

11 сент. 1880 г., по представлению г. попечителя Московских женских гимназий, Его Высокопреосвященством был утвержден в должности законоучителя первой Московской женской гимназии.

25 апреля 1881 г. возведен в сан протоиерея. 31 апр. 1886 г. Всемилостивейше награжден Орденом Свят. Анны второй степени. 15 мая 1891 г. – Орденом свят. Владимира четвертой степени.

По определению Святейшего Синода от 20 декабря 1884 г. Высочайшим соизволением, последовавшим в 30–1 день того же декабря, назначен протопресвитером Московского Большого Успенского Собора, «без зачисления его в состав членов Московской Свят. Синода Контора», о чем было дано знать Синодальной Конторе из канцелярии г. Обер-прокурора Свят. Синода 31 декабря 1894 года.

Протопресвитер Николай Николаевич Световидов-Платонов скончался 5 марта 1897 года, 67 лет от роду, на третьем, в начале, году своей службы в Успенском соборе.

Александр Семенович Ильинский – протопресвитер с 5 мая 1897 г. по 13 дек. 1899 г. – происходил из духовного звания, родился в Московской епархии, сын сельского дьячка. Обучался в Московской духовной семинарии, по окончании курса которой в 1848 году, поступил в Московскую духовную академию. По окончании курса наук в академии в 1852 году, с причислением к первому разряду воспитанников оной, определен в Вифанскую духовную семинарию наставником гражданской истории и соединенных с нею предметов, во второй класс низшего отделения, 21 октября 1852 г. Сверх сего, по назначению семинарского Правления, с утверждения Его Высокопреосвященства, преподавал в семинарии немецкий язык с 1853 по 1854 год. С сего года проходил должность секретаря семинарского Правления по 1858 год и секретаря комитета, учрежденного для исправления и переделок в старом корпусе Вифанской семинарии с 10 окт. 1854 г. по 30 марта 1857 года.

За постоянно усердное и справное безмездное прохождение секретарской должности при комитете, с утверждения Его Высокопреосвященства, награжден 130 рублями из остаточных комитетских сумм, 30 ноября 1856 года.

Определением Святейшего Синода возведен в степень магистра богословия 12 ноября 1854 года. По удостоению начальства, в 1858 году, получил бронзовую медаль на Владимирской ленте в память войны 1853–1856 г. г.

Вследствие прошения, по резолюции Его Высокопреосвященства, произведен во священника к Московскому кафедральному Архангельскому собору, с оставлением на службе в семинарии 31 января 1858 г.

По случаю перемещения в Моск. семинарию наставника по классу священного Писания и священной Герменевтики в среднем отделении Вифанской семинарии, по поручению семинарского Правления, с утверждения Его Высокопреосвященства, временно занимал сии классы до прибытия вновь назначенного наставника с 8 янв. По 8 сент. 1858 г., и за усердное полезное прохождения этой должности, с разрешения академического Правления, вознагражден 77 руб. 85 коп. из остаточного преподавательского жалования. По случаю обозрения семинарии в 1857 г., во внимание к весьма одобрительному отзыву Правления Московской духовной академии, по определению Свят. Синода, награжден полугодовым окладом преподавательского жалования, 143 руб. из сумм духовно-учебного Управления, 28 марта 1858 года. По поручению начальства в том же году обозревал Звенигородское духовное училище и за успешное исполнение сего поручения семинарским правлением, с утверждения Его Высокопреосвященства, объявлена ему благодарность.

Согласно его прошению, г. Обер-прокурором Свят. Синода уволен от духовно-училищной службы 26 июня 1858 года и с 1 окт. сего года по 9 янв. 1859 г. состоял на действительной службе при Моск. кафедральном Архангельском соборе. Сего же числа, вследствие прошения, по резолюции Его Высокопреосвященства, митрополита Филарета, переведен к Успенской, что в Казачьей, в Москве, церкви. Два года после того, с утверждения Его Высокопреосвященства, по воскресным дням преподавал Закон Божий в мужской воскресной школе, открытой при Серпуховском приходском училище и состоял при сей школе наблюдателем. 25 июля 1861 г. определен депутатом по ведомству местного благочинного. С 9 января 1861 г. на 16 января 1863 г. состоял помощником законоучителя, а с сего времени занял должность штатного законоучителя в четвертой Московской мужской гимназии.

По резолюции Его Высокопреосвященства, ха честное служение в священстве и за прежнюю училищную службу награжден набедренником, 1 марта 1863 года. Награжден бархатной фиолетовой скуфьей 25 апр. 1864 г.

Определен законоучителем в третью Московскую женскую гимназию в сент. 1865 г. Награжден камилавкой 16 апр. 1868 г.

Состоял членом экзаменационного Комитета при Императорском Московском Университете для испытания на звание уездных и приходских домашних и начальных учителей и учительниц с 1868 по 1870 год. Всемилостивейше награжден наперсным крестом, от Свят. Синода выдаваемым, 3 апр. 1871 года.

Состоял членом комитета, учрежденного епархиальным начальством для составления проекта устава Московского епархиального училища иконописания с 1871 по 1873 г. По назначению Епархиального начальства, состоял членом Совета сего училища с 1873 по 1877 г.

Всемилостивейше сопричислен к Ордену Св. Анны 3-ей степени 31 марта 1874 г. Возведен в сан протоиерея 13 апр. 1878 года.

Состоял членом комиссии, учрежденной для начертания правил касательно благоустройства православных кладбищ в Москве в 1879 г. Определен членом ревизионного комитета для проверки отчетов и сумм Попечительства о бедных духовного звания и для проверки отчетов Московской дух. семинарии и Донского духовного училища в 1875–1878 годах. По засвидетельствованию Свят. Синода об отлично-усердной службе Всемилостивейше сопричислен к Ордену Св. Анны второй степени 27 марта 1882 г.

По исполнении 11 апреля 1882 года двадцатипятилетия учебной службы, оставлен в должности законоучителя четвертой московской мужской гимназии на следующие пять лет, с производством, сверх жалования по должности, положенной по закону пенсии 400 рублей. В том же году, за выслугой 25-ти лет, согласно прошению, отчислен от должности штатного преподавателя при Московской третьей женской гимназии и получил годовой оклад жалования.

На окружном съезде духовенства 2 сентября 1882 г. избран, и епархиальным начальством утвержден на трехлетие Донского духовного училища. По благоволению Его Высокопреосвященства, митрополита Московского Макария состоял членом и распорядителем духовного отдела при комиссии народных чтений в Замоскворецкой читальне при Солодовниковском училище, с 1881 по 1897 г. и за труды по званию члена и распорядителя сей комиссии избран почетным членом оной 25 окт. 1882 года.

По случаю исполнившегося 6 января 1883 года двадцатипятилетия в священстве, с разрешения Высокопреосвященнейшего митрополита Иоанникия, поднесен ему прихожанами золотой наперстный крест с драгоценными украшениями.

Епархиальным начальством назначен членом училищного Совета, 12 ноября 1884 г. и был в этом звании до 17 июня 1895 г.

Определен членом ревизионного комитета для поверки отчетов Мариинского епархиального женского училища 15 окт. 1886 г.

По засвидетельствованию Свят. Синода об отлично-усердной службе, Всемилостивейше сопричислен к ордену Св. Равноапостольного Князя Владимира четвертой степени, 5 апр. 1887 г.

По исполнении 11 апреля 1887 г. тридцатилетия учебной службы, оставлен в должности законоучителя Московской четвертой мужской гимназии, еще на пять лет, с производством, вверх жалования по должности, положенной по закону, пенсии 400 рублей.

В течение десяти лет, с 1882 г., состоял членом Правления Донского духовного училища, 26 июня 1889 г., по резолюции Его Высокопреосвященства, назначен благочинным Замоскворецкого сорока и с сего времени, по прошению, был уволен от должности законоучителя четвертой мужской гимназии, с производством получавшейся им пенсии. 10 дек. 1891 г. был назначен членом комитета по принятию денежных сумм на построение храма св. Александра Невского, а 21 янв. 1892 г. резолюцией Высокопреосвященнейшего митрополита Леонтия был назначен членом Совета Елисаветинского благотворительного общества.

По засвидетельствованию Свят. Синода об отлично-усердной службе сопричислен к ордену Св. Князя Владимира третьей степени 15 Мая 1892 г.

Согласно представлению Высокопреосвященнейшего Леонтия, Митрополита Московского Свят. Синодом был назначен сверхштатным членом Московской духовной консистории 20 июня 1892 г., с увольнением от должности благочинного.

В память царствования в Боге почившего Императора Александра третьего удостоен серебряной медали на Александровской ленте, в 1896 г. А в память священного коронования Государя Императора Николая второго удостоен серебряной медали на Андреевской ленте и за участие в торжестве получил серебряную коронационную медаль большого размера.

С утверждения епархиального начальства преподавал закон Божий в старших педагогических классах Сиротского Института Императора Николая первого, с 1886 по 1897 г.

Определением Свят. Синода от 5 мая 1897 г. был назначен протопресвитером Московского Большого Успенского Собора, с увольнением от службы в консистории. Согласно тому же определению Свят. Синода была возложена на него и палица.

Во внимание к 39-ти летнему отлично-усердному служению его священном сане, Всемилостивейше награжден митрой из Кабинета Его Величества 24 мая 1897 года. Пожалован серебряной медалью в память в Боге Почившего Императора Николая первого на двойной Владимирской и Александровской ленте, 18 окт. 1897 г. Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Владимиром, Митрополитом Московским, назначен председателем Совета Приюта для неизлечимо-больных имени Митрополита Сергия, 5 мая 1898 года. По засвидетельствованию Святейшего Синода об отлично-усердной службе, Всемилостивейше сопричислен к Ордену Свят. Анны 1-й степени 6 мая 1898 года.

Протопресвитер Александр Семенович Ильинский скончался 13 декабря 1899 года, 71 года от роду, прослужив в Успенском соборе лишь немного более двух лет с половиною.

Настоятели Московского Большого Успенского собора издавна занимали почетное положение среди белого духовенства, без сомнения, в силу того первенствующего значения, какое имел Успенский обор между Московскими церквами.

Хотя настоятели всех кремлевских соборов, начиная с протопопа Благовещенского собора, назывались протопресвитерами, так как известно, что еще Платой 1-й (Малиновский), митрополит Московский, стал давать протопопам Московских соборов набедренники и приказал именовать их протопресвитерами8, но это распоряжение Высокопреосвященного Платона не осталось в силе, и в самом конце 18 века, Высочайшей волей Императора Павла первого, этот почетный титул был усвоен, кроме настоятеля Благовещенского собора, царского духовника, настоятелю только Успенского собора.

Ему присвоена была начальственная власть над всеми служащими в Успенском соборе и предписывалось «быть в достодолжном повиновении того собора у протопопа, оказывать ему, протопопу, должный респект и послушание и ничего без ведома и сношения с ним не чинить. Что же касается до исправления в том Успенском соборе священно-служения, то как всенощные бдения, так и литургии с чередными в дванадесятые, в высокоторжественные, храмовой и свято-почивших в том Успенском соборе угодников праздники, отправлять протопопу. В воскресные же дни всенощные исправлять ключарям, переменяясь между собой поочередно, а литургии протопопу, и при нем для проскомидии быть по единому священнику поочередно-ж. В прочие ж празднуемых святых дни всенощные исправлять чередным соборянам, кому в который день по очереди доведется; но ежели при отправлении всенощных бдений не прилучится когда быть архиерею или архимандриту в штатных классах состоящему, в таком случае протопоп, яко по собору начальствующий, имеет выходить на литию и полиелей с двумя священниками, для благообразия церковного»9.

Печатное положение, занимаемое протопопом Успенского собора, далее выражается в том, что он не только первенствовал в сослужении с «братиею» сего собора, но занимал высшее место в служении и с другими протопопами. Так, спустя три месяца после назначения протоиерея А.Г. Левшина настоятелем Успенского собора, по именному Ея императорского Величества Государыни Екатерины второй указу, Свят. Синодом было определено: «Отцу протопопу Александру во всех церковных процессиях против всех монастырей игуменов иметь старшинство, а становиться по архимандритах, хотя бы оные были на игуменских местах10.

По назначении же на должность настоятеля Успенского Собора преемника А.Г. Левшина, протоиерея Лукиана Федоровича Протопопова, Свят. Синод, ссылаясь на вышеуказанное определение свое относительно старшинства прот. А.Г. Левгина «во всех церковных собраниях становиться по архимандритах», постановил «»Как нынешнему того собора протопресвитеру и кавалеру Лукиану Федотову именным Его Императорского Величества Высочайшим указом, данным Синод сего года января в 19 день повелено присутствовать в оной конторе, именуясь по прежнему Синода членом, и сверх того Всемилостивейше пожалована ему митра, каковую употребляют архимандриты, следовательно он, протопресвитер Лукиан имеет против предместника своего протоиерея Левшина отличие, означающее особое Высочайшее к нему благоволение, а потому и в рассуждении же маловременной бытности его в Святейшем Синоде членом и притом беспорочного служения и понесенных им трудов, заслуживает предпочтен быть в предстояниях пред архимандритами второклассных епаршеских монастырей, для того велено: Оному Синодальному члену, Успенскому протопресвитеру и кавалеру Лукиану, во всех бываемых в том Успенском соборе церковных собраниях и других процессиях, для отвращения впредь всякого сомнения, иметь место после архимандрита второклассного ставропигиального Заиконоспасского монастыря, с тем однако ж, что сие назначение от Святейшего Синода в представлениях простирается точию к нему протопресвитеру Лукиану лично, а не к будущим после него в Успенском соборе протопресвитерам.11.

Наконец, настоятели Моск. Больш. Успенского собора всегда были, по учреждении Святейшего Синода, и членами его конторы, до 30 дек. 1894 г., – до времени назначения в Успенский собор протопресвитера Н.Н. Свитовидова-Платонова, который был определен на сию должность «без зачисления его в состав членов Московской Святейшего Синода Конторы», как выражено в Синодском указе о его определении12.

Прот. Влад. Марков

* * *

1

В настоящее время также именуются: духовник Их Императорских Величеств и заведующий военным духовенством.

2

Время службы прот. Левшина означено здесь неверно: с 1784–1793 г. Он служил с 24 Сент. 1767 г. по 22 Окт. 1798 г.

3

Церкви. Ведом. 1903 г. № 16, стр. 637.

4

Дневник профессора Иван. Мих. Снигерева, стр. 128.

5

См. «Описание моровой язвы, бывшей в столичном городе Москве с 1770 по 1772 год, с приложением всех для прекращения оной года установленных учреждений по высочайшему поведению напечатано 1775 года в Москве при Императорском Университете».

6

Н. Розанова. История Моск. Епар. Управления ч. 3, кн. 11, стр. 115.

7

А вот какой адрес был составлен, по поучению Митрополита Макария, прокурором Синодальной конторы А.Н. Потемкиным. «Члену Московской Святейшего Синода конторы. Протопресвитеру Большого Успенского собора Михаилу Измаиловичу Богословскому. Московская Святейшего Синода Контора, приветствуя Ваше Высокопреподобие в день празднования пятидесятилетия Вашего доблестного служения святой церкви нашей, не может не остановиться прежде всего на достославной, свыше тридцатичетырехлетней, учительской деятельности Вашей.»

«Окончив в 1831 году курс наук в С.-Петербургской духовной академии со степенью магистра, первые годы своего служения Вы посвятили тому учебному заведению, которое преподало Вам высшее богословское образование. Ваши выдающиеся способности по преподаванию скоро были замечены Его Императорским Высочеством, Принцем Петром Георгиевичем Ольденбургским, попечителем училища Правоведения. В заботливости своей о привлечении лучших преподавателей во вновь учрежденное училище, Августейший Попечитель призвал Вас в 1835 году на должность законоучителя этого питомника будущих блюстителей закона и защитников права, которые, в силу самого их призвания, нуждались в самом плодовитом преподавании высшего из законов – Закона Божия. Почти тридцать лет Ваше Высокопреподобие доблестно исполняли возложенную на Вас обязанность, и сотни лиц, стоящих в настоящее время на высших степенях служения Отечеству, обязаны Вам ознакомлением с истинами Божественного учения. С 1859 года два года Вы состояли законоучителем Августейшей Дочери Его Императорского Высочества, Великого Князя Константина Николаевича, ныне царствующей Королевы Эллинов Ольги Константиновны.

Но, призванные преимущественно на поприще учительское, Вы не ограничились собственно преподаванием. Оставив в 1840 году преподавание греческого языка, Вы посвятили себя богословским наукам. Степень доктора богословия и звания почетного члена Московского общества любителей духовного просвещения и почетного члена духовных академий С.-Петербургской и Московской, свидетельствуют, насколько плодотворны были ученые труды Ваши по вновь избранной Вами отрасли знаний.

Неисповедимому в судьбах Своих и непостижимому в строении жизни человеческой Господу Богу благоугодно было, чтобы потрудившись столь доблестно на окраине России, Вы продолжали служение святой церкви в самом сердце нашего Отечества, в первопрестольной Москве, в храме Успения Божией Матери, где подвизались великие учители народа русского святители Петр, Алексий, Иона и Филипп.

Молим Господа Бога, Благоволившего, чтобы служение Ваше св. Церкви достигло пятидесятилетия, да сохранит Он силы Ваши еще на многие лета для столь же доблестного служения и утешения от искреннего сердца чтущих Вас сочленов Вашего Высокопреподобия»

8

История моск. епарх. Управления со времени учреждения свят. Синода. М. 1869–71, ч. 11, кн. 1, стр. 71.

9

Указ Моск. Свят. Синода Конторы от 14 июля 1786 г.

10

Указ Моск. Свят. Синода конторы от 22 янв. 1786 г.

11

Указ Моск. Свят. Синода конторы от 8 апреля 1799 г.

12

Указ Свят. Синода от 30 дек. 1894 г.


Источник: Марков В. прот. Настоятели Московского Большого Успенского собора (Со времени учреждения Святейшего Синода) // Богословский вестник. 1912. Т. 1. № 3. С. 531-542; № 4. С. 773-784; № 5. С. 227-239.

Комментарии для сайта Cackle