Источник

VIII. Оскольдова могила

Посещая ежедневно церкви и обители Киева, ознаменованные особенною святынею или событиями историческими, взошел я на улице Печерской в монастырь, так называемый Малого Николая, который прославлен чудотворною иконой Святителя. Икона сия, но обычаю Киевскому, высоко висит над царскими дверьми и спускается для благоговейного чествования богомольцев; в том же храме еще два древние образа чудотворца Мирликийского, письма Греческого: один местный, а другой со входа привлекают к себе молитвенников, «сии три и едино суть», по выражению бывшего настоятеля обители. – Оригинально зодчество самой церкви, весьма тесной внутри, которая слывет слупом или столпом; она вся столпообразно вырастает в один высокий купол и, вероятно, была так устроена еще с самых древних времен, если судить по ее давнему прозванию. После обители Малого Николая возвышается другая более обширная, Пустынно-Николаевская обитель, недавно обращенная в военный собор; она была сооружена с чрезвычайным великолепием Гетманом Мазепою и еще владеет всеми лавками Печерской улицы. – Даже монастырь Малого Николая теперь только получил опять прежнюю свою самостоятельность, а до сего времени считался приписным к обители.

Но ни тот, ни другой не стоят на месте древнейшей женской обители во имя чудотворца Николая, которая, по преданию, основана была блаженною Ольгою недалеко от могилы Оскольдовой; там приняла иноческий образ мать преподобного Феодосия. Сын Мономаха, Мстислав довершил окончательное устройство деревянной ее церкви, которая исчезла в общем разорении Монгольском; но, когда стали обновлять древнюю святыню Киева, возникла опять из пепла и столпообразная церковь Святителя, уже с обителью мужескою. Бывший наместник в Киеве, князь Голицын соорудил в начале протекшего столетия новую каменную церковь во вкусе древней.

В священной колыбели нашей веры, где предания древности свежее воспоминаний позднейших, сохранилась и память того места, где погиб рукою Олега первый Христианский князь Киева. – Глубокими чертами врезалась в одно из древнейших его урочищ сия живая страница летописи Несторовой: «и пришел Олег с Варягами и многими воями к горам Киевским и увидел, что там княжат Оскольд и Дир. Он скрыл воинов своих в ладьях, а других оставил позади, сам же приплыл под место Угорское, неся с собою Игоря младенца, и послал сказать Оскольду и Диру: мы гости, идем в Греческую землю от Олега и от Игоря княжича, придите к нам, родичам вашим. Пришли Оскольд и Дир, и внезапно выскочили все прочие из ладий; Олег же сказал им: вы не князья и не рода княжого, а вот сын Рюриков! и, показав Игоря, убил Оскольда и Дира. Их понесли на гору и погребли на месте, что ныне зовется Угорским, где теперь Ольмин двор; на той могиле поставили церковь святого Николая, а Дирова могила за святою Ириною, и сел Олег княжить в Киеве, и сказал Олег: сей будет матерью городов Русских». – Угорским же прозвалось место от воинского стана Венгров, ополчившихся на берегу Днепра во дни Олеговы, когда шли завоевать свою землю.

Место сие, прославленное мученическою смертью первого Христианского князя и погребением первой Христианской княгини, доселе слывет в предании Оскольдовою могилою и глубоко уважается народом. – Здесь еще во дни язычества благочестивый вельможа Ольма соорудил убогую церковь во имя Святителя Николая, тезоименитого убиенному Оскольду. и здесь повелела Ольга пресвитеру Григорию втайне погребсти себя во избежание языческой тризны сына своего; отселе благочестивый внук перенес торжественно нетленные мощи сей первой денницы земли Русской в великолепную церковь Десятинную, куда отошел на вечный покой и сам он, солнце России. На живописном скате Днепровского берега на отдельном холме, как бы отшатнувшемся от первобытной горы для подножия священному памятнику, доселе стоит церковь во имя Чудотворца; недавно сооружена каменная вместо малой деревянной, которая непрестанно обновлялась со дня смерти Оскольдовой, не смотря на все бурные перевороты многострадального Киева. Там и доселе любимое кладбище почетных его граждан. Жители Подола возносятся мертвыми на высокую гору Олегову, где неизвестна могила славного воителя; жители Печерские спускаются в гробах на могилу убиенного им Оскольда; они ищут последнего упокоения близ первой Христианской гробницы Русской под сенью молитв блаженной княгини, которая прежде всех причтена была к лику заступников земной своей родины, и великого Чудотворца, который дал свое имя первому из просветившихся верою князей наших; – с тех пор сроднился он на веки с их землею, ибо к нему прибегает Россия, как к величайшему своему заступнику, от первых времен и доныне.


Источник: Путешествие по святым местам русским / [А.Н. Муравьёв] : в 4-х Частях. - 5-е изд. - Санкт-Петербург : Синод. тип., 1863. / Ч. 1. - [2], VIII, II, 324 с.

Комментарии для сайта Cackle