Сношения России с Востоком по делам церковным
Содержание
I. Сношения Российской Церкви с Восточною в княжение Иоанна III и Василия IV II. Сношения с Востоком при царе Иоанне Васильевиче III. О признании царского достоинства Иоанна Васильевича Патриаршим собором в Царьграде IV. Сношения с Востоком при царе Феодоре Иоанновиче Учреждение Патриаршества в России. Пришествие Патриарха Иеремии Пришествие Митрополита Тырновского Дионисия Милостыня царская Востоку V. Сношения с Востоком при царе Борисе Годунове VI. Пришествие Патриарха Феофана Иерусалимского Сношения России с Востоком Часть II. Сношения Российской Церкви с Восточною в царствие Михаила Феодоровича Сношения с Патриархами, Вселенским Кириллом и Иерусалимским Феофаном 1627 1628 1629 1630 1632 1633 1634 1635 1636 1637 1638 1639 Смятения после Патриарха Кирилла. Сношения с его преемниками 1640 1641 1642 1643 1644 1645 Воцарение Алексея Михайловича
Предисловие
Если извлечь из церковных и гражданских актов Государственного Архива в Москве все то, что относится до наших духовных и политических сношений с Востоком, со времени падения Царяграда, то здесь откроется обширное поле для любознательности православных. Сыны Церкви Российской, которая заимствовала духовное просвещение из лона Греческой, с утешением увидят, что они уже отчасти заплатили сыновний долг страждущей своей матери на Востоке. По неисповедимым путям Божиим, мы освободились от двухвекового ига неверных в ту самую эпоху, когда Греки подпали столь же тяжкому игу, и конечно не без тайного Промысла произошло такое событие, по видимому как бы случайное: в свое время суждено было Греческой Церкви утешать и подкреплять Российскую в годину ее бедствий, и в свою очередь священная сия обязанность перешла к отечественной нашей Церкви, дабы таким образом, по слову Апостольскому, нося взаимно тяготы одна другой, исполнить тем закон Христов (Гал. 6:2), и засвидетельствовать пред лицом вселенной взаимную, неразрывную связь.
Чтобы изложить, хотя в кратком очерке, все наши сношения с Востоком в течение четырех веков, надобно написать целые книги, потому что, начиная от Иоанна III (собирателя Руси, как его называли в летописях) и до новейших времен, представляется множество таковых актов; в особенности обильно ими царствование первых двух Государей дома Романовых, и наипаче благочестивого Царя Алексия Михайловича. При нем все четыре Патриарха Восточные посетили, один за другим, его столицу, и много первостепенных Архиереев, Греческих, Сербских, Молдаво-Влахийских и Грузинских, вызываемы были на Соборы, по просьбе Патриарха Никона или против него. Трудно исчислить и всех настоятелей различных обителей, Афонских, Синайских, Морейских, Анатолийских, Славянских, Сирских, которые непрестанно приезжали за милостынею в Россию, со времени Царя Иоанна Васильевича, когда вся Церковь Восточная признала его Царское достоинство, как единокровного бывшим Императорам Греческим. Но сперва только одна гора Афонская обращалась к милостыне Царской; когда же постепенно уведал весь Восток о неистощимой щедрости наших Державных, отовсюду к ним потекли просительные грамоты; пограничные воеводы беспрестанно извещали, что прибыли с Востока духовные власти, прося дозволения о пропуске, и всем разрешался въезд, все принимаемы были с честию и отпускаемы с дарами. Даже частные люди, называвшие себя родственниками Патриархов, ради сего громкого имени, допускались в пределы наши и возвращались не с тощими руками.
Сколько новых церквей и древних монастырей соорудилось, в течение сего времени, милостынею Русскою, во всех пределах Турецкой империи, в Сирии и Египте! Многие из них уже теперь не существуют и память их сохранилась только в наших государственных актах. Так называемая Палестинская дача свидетельствует, что и доселе не прекращается сия царственная милостыня; но она произошла уже гораздо позже, когда хотели подчинить некоторому порядку все сии подаяния, безотчетно расходившиеся по Востоку, и когда политические сношения с Турцией заставили нас быть осторожнее для самих Христиан, иногда страдавших от слишком явного им покровительства. Можно почти утвердительно сказать, что не осталось ни одного монастыря, ни в Греции, ни в Палестине, который бы в свое время не испросил какого-либо подаяния от щедрот Государей наших: такова была неистощимая сокровищница милостыни Царской для бедствующего Востока!
Между тем и государство получало пользу от сих непрестанных сношений, кроме церковного общения, необходимого для союза православия: пришельцы Греческие, вместе со святынею икон и мощей, приносили более или менее верные известия о положении дел, не только Турецких, но и тех земель, по которым они проходили. Возвращаясь в свои пределы, они продолжали, по мере возможности, извещать Царский Двор о политических событиях своего края и об отношениях Турции к прочим державам, что при тогдашней трудности в сообщениях и при неимении постоянных посольств, было весьма драгоценно. От сих непрестанных сношений, утвержденных вековыми воспоминаниями, произошла та неразрывная наша связь с Востоком, которую неоднократно и тщетно усиливались расторгнуть своими кознями враги православия. Слишком глубоко запала в сердце единоверного нам Грека, Славянина и Араба, память вековых благодеяний наших, и если бы стерлась она из сердца, не может изгладиться из церковной утвари, которою щедро наделяла Россия их церкви; а если бы и люди умолкли, возопили бы самые камни, по слову евангельскому (Лк. 19:40), ибо и церкви сии, большею частию, строены на Русские деньги, и даже нынешняя патриархия Царьграда восстановлена из развалин милостынею Царя Феодора Иоанновича Патриарху Иеремии.
По необъятности целого, извлеку из сего обильного предмета хотя самое любопытное, излагая смысл и содержание грамот в более доступных выражениях и оставляя менее занимательные, касающиеся одной милостыни без иных особых обстоятельств.
Особливо замечательна переписка с Иерусалимскою и Константинопольскою Церковью по делам Св. гроба; она может дать ясное понятие о наших дипломатических сношениях с Востоком по делам церковным, и тем драгоценнее теперь, когда вопрос сей, для него и для нас, сделался самым жизненным и даже возбудил прошедшую войну. Сношения сии становились более важны и часты в XVII столетии, с тех пор как Патриарх Иерусалимский Феофан пришел в Россию устроить наши церковные дела и посвятить родителя Царского Филарета Никитича в Патриархи.
Чувство участия, какое мы питали всегда к Востоку в годину его бедствий, должно еще более возбуждаться взаимным его участием, которое и он оказывал при наших собственных бедах. Современники записали в своих благочестивых сказаниях: что когда четыре Восточные Патриархи услышали о тяжких испытаниях, постигших единоверную им Россию в печальную годину Самозванцев и нашествия Ляхов, они собрались для совещания между собою, во Святой град, над Св. гробом, и от сего основного камня нашего спасения послали в Россию Патриарха Иерусалимского Феофана для утверждения колебавшегося у нас православия. Свято исполнил он возложенную на него обязанность, утвердив не только Патриаршую кафедру великой России, но и митрополию малой России, совершенно лишенную Святителей. Велики были его заслуги Церкви Российской, но и она в свое время воздала Иерусалиму ревностными своими заботами о защите Св. гроба в течение последующих двух веков и не пожалела потоков драгоценной крови для ограждения своих единоверцев на Востоке. «Больши сея любве никто же имать, сказал Господь, да кто душу свою положит за други своя.» (Ин. 15:13)