преподобный Антиох Палестинский

Слово 128. О любви к Богу

Пусть теперь речь перейдет от страха Господня к совершенной любви к Нему. Я имею в виду любовь нерушимую, неделимую, нерассекаемую в различных искушениях и мучениях, но приближающую к Богу и чад Божиих рождающую. Ибо любовь Гос подня и страх [Его] более всего преизбыточествуют просвещением. Тот, кто с сердечным чувством любит Бога, тот познается Им. Тот, кто стяжал совершенную любовь к Богу, в сей жизни присутствует так, как если бы не присутствовал, ибо он все видимое считает чуждым себе, терпя ради невидимого. Потому что весь он изменяется в любовь Божию, как вышедший единожды из любви к себе ради любви к Богу. Поскольку если мы выходим из себя, то для Бога; если же скромны, то для вас (2Кор. 5:13). Ибо тот, кто любит себя, Бога любить не может. Тот же, кто себя не любит ради превосходящего богатства любви Божией, тот любит Бога. Первым Закон повелевает, говоря: Я Господь, Бог твой… творящий милость… любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои (Втор. 5:9–10). И другой: Семя безопасности – боящиеся Господа… почтенное насаждение – любящие Его (ср. Сир. 10:19). И: милость человека – к ближнему его, а милость Господа – на всякую плоть (Сир. 18:12), ибо Он возвышает душу и просвещает очи (Сир. 34:17).

Говорит же и Премудрость: Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут ведение; богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда; плоды мои паче злата и камения драга (Притч. 8:17–19).

И Давид из-за горячей любви к Богу непрестанно возглашал: Боже, Боже мой, к тебе утренюю: возжада Тебе, душа моя, в земли пусте и непроходне и безводне (Пс. 62:1–2). И еще: Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя: Господь утверждение мое, и прибежище мое, и Избавитель мой (Пс. 17:1–2); и: Господи, пред Тобою все желание мое, и воздыхание мое от Тебе не утаися (Пс. 37:10). И опять-таки: Возжада душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюся лицу Божию? (Пс. 41:3), и: Возлюби душа моя возжелати судьбы Твоя на всякое время, и: [Col. 1836] Коль сладка гортани моему словеса Твоя: паче меда устом моим (Пс. 118:20, 103). Ибо говорит: Ешь, сын мой, мед, потому что он приятен, и сот, который сладок для гортани твоей, таково и познание мудрости для души твоей (Притч. 24:13–14). И Иоанн: Возлюбленные! Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. И прибавляет: не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал

Сына Своего в умилостивление за грехи наши (1Ин. 4:10–11, 16). И Павел: Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас Бога. И продолжает: любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу (Рим. 8:37, 28). И еще: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? И прибавляет: Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее… ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8:35, 38–39). Господь же: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин. 14:21). Итак, смотри: любовь к Богу дарует явление Его и встречу с Ним доставляет. Искренне любящий Бога ощущает себя странником и пришельцем в здешней жизни; и таковой изменяется прекрасным изменением; и все те, кто во святом Христовом имени в глубине сердца своего поучаются непрестанно, таковые некогда оказываются способны узреть и Свет Его196. Ибо в тесном поучении197 удерживаемое в мыслях [имя Христово] всякую душевную грязь весьма ощутимо попаляет, потому что, говорится, Бог наш есть огнь поядающий (Евр. 12:29). Поэтому Господь призывает душу ко многой любви Своей славы. Ничто же так не возгревает и не подвигает сердца к любви к Богу, как богословие. Потому что оно порождает все, что происходит от Его благодати. Первыми из всех даров душе того, кто любит Бога, даруются слезы, которые Он сеет в его сердце, словно услаждающий мед. Потому что он в душе своей вместе во владычественном начале198 непрестанно созерцает Его через любовь. Душа же, ликующая в любви Божией, во время исхода из тела не убоится начальника воздуха сего (ср. Еф. 2:2), ни властей тьмы (ср. Кол. 1:13), но, от любви к Богу радуясь, парит вместе с мирными Ангелами, словно [возвращаясь] с чужбины к себе домой. Потому что душа, имеющая любовь – исполнение закона (Рим. 13:10), в пришествие Господа будет восхищена на облаках в сретение Ему (1Фес. 4:17). Впрочем, мы чуть было не упустили любовь в Песнях [Песней] – невесты-Церкви к Жениху-Христу. Какое упущение! Да лобзает он меня лобзанием уст своих! [Col. 1837] Ибо благие сосцы твои лучше вина. И воня мира твоего паче всех ароматов. Имя твое – как разлитое миро; поэтому девицы любят тебя. Влеки меня, мы побежим за тобою… будем восхищаться и радоваться тобою, правость возлюби тя… Скажи мне, ты, которого любит душа моя: где пасешь ты? где отдыхаешь в полдень?.. О, ты прекрасен… и любезен (Песн. 1:1–3, 6, 15); В тени твоей люблю я сидеть, и плоды твои сладки для гортани моей. И увещая других, говорит: Заклинаю вас, дщери Иерусалимские… не будите и не тревожьте возлюбленной, доколе ей угоднопокажи мне лице твое, дай мне услышать голос твой, потому что голос твой сладок и лице твое приятно (Песн. 2:3, 7, 14). Таков же и Моисей, восклицающий: яви мне Твой вид, да разумно вижду Тя (ср. Исх. 33:18), которого любит душа моя; искала я его и не нашла его (Песн. 3:2), яко уязвлена любовию аз (Песн. 3:2), ибо крепка, как смерть, любовь. Большие воды не могут потушить любви (Песн. 8:6–7). Такова же и душа Петра, говорящая: Господи! куда Ты идешь? (Ин. 13:36) и: Господи! к кому нам идти? (Ин. 6:68), которому Господь в третий раз сказал: Петр, любишь ли ты Меня? Он же: Ты знаешь, что я люблю Тебя (Ин. 21:17). И вновь Господь говорит Своим ученикам: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14:23). Ему же слава во веки. Аминь.

* * *

196

Яркое свидетельство о глубоких корнях православного исихазма еще задолго до так называемых «паламитских споров» XIV века. Здесь ясно говорится и об Иисусовой молитве, и о том, что она совершается в глубине сердца, и о надежде узреть умными очами Фаворский Свет нетварных Божественных энергий, то есть перечисляются главные положения исихастского учения.

197

Очевидно, речь идет об исихастской практике принуждения своих мыслей к сосредоточенной молитве и к тому, чтобы не рассеиваться помыслами во время нее.

198

То есть в уме.


Источник: Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний / преп. Антиох Монах ; пер., коммент. П. К. Доброцветова ; ред. пер. Д. Е. Афиногенова. - Москва : Сибирская благозвонница, 2015. - 750 с. ISBN 978-5-91362-901-2

Комментарии для сайта Cackle