Слово 17. Об удалении от женщин
Удаляться от женщин особенно прилично и подобающе тем, кто пожелал вести жизнь беспорочную и незапятнанную. Ибо неприлично тем, кто отказался от мира, в то же время общаться с женщинами или желать встречаться с женщинами. Ибо многие под предлогом якобы сострадания думают благочестиво проводить жизнь вместе с женщинами, с большой опасностью это делая в одиночку, и становятся легко подверженным многим нападкам и причиной многих соблазнов. И так явно безобразно поступая, они даже не краснеют.
На какие же скрытые пороки они в таком случае не отважатся, если явными так хвалятся! Как же они уцеломудрятся [сами], если целомудренных осмеивают? Как же, будучи обличаемы, они остановятся, если и обличающих поносят? Как же они Божественных предречений устыдятся, если почитают их баснями? Как же они Суда убоятся, когда самими своими делами проповедуют, что его не существует? Как же Христа послушаются, когда не желают заповедей Его держаться, но [желают] своей воле следовать? Все это не подобает благочестивым христианам. Хорошо бежать от таковых. Ибо это [избегание таковых] благоугодно Богу и людям. Взор женщины есть отравленная стрела. Ранила душу и яд впустила, и чем дольше она там находится, тем большее воспаление производит. Остерегающийся же не попадает к [прельщающей женщине] и не поражается стрелами ее. Ибо как лампада светильника питается маслом, так же и пламя наслаждения возжигается встречей с женщинами. И как искра, замедлив в соломе, возгорается в пламя, так и память о женщинах, оставаясь в душе, воспламеняет вожделение. Словно «зажигательные камни (οἱ πυροβόλοι λίθοι), что [встречаются] на восточной горе, [которые, как говорят, имеют] мужской и женский пол, и если далеко друг от друга, то не возжигают огонь, но если приближаются к мужскому полу женский, то возгорается огонь и зажигает все»37, так и словесный мужеско-женский [камень].
Бежим же от них, возлюбленные, потому что общение с ними – приманка и легко улавливает наши души. Выслушаем же, что о них повелевает Священное Писание. Прежде Приточник говорит: От жены начало греха и тою умираем вси, и продолжает: Не даждь воде прохода, ни жене лукавее дерзновения, и: Не смотряй на красоту женску [Col. 1481] и жена в похоть не пожелай (Сир. 25:24–25, 21), и еще: очи твои да прямо зрят… пред очима суть Божиима путие мужа (Притч. 5:21); Права течения твори твоима ногама и пути твоя исправляй. Не уклонися ни на десно, ни на шуе; отврати же ногу твою от пути зла (Притч. 4:25–26); Сыне, да не победит тя доброты похоть, ниже уловлен буди твоима очима, ниже совосхитишися веждами ея… жена же мужей честныя души уловляет (Притч. 6:25–26) и прельщает человека многою беседою, тенетами устен [в блуд] привлече его. Он же абие последова ей, объюродев, и якоже вол на заколение ведется, и яко пес на узы… не ведый, яко на душу свою течет… да не уклонится в пути ея сердце твое и да не прельстишися в стезях ея: многих бо уязвивши, низверже, и бесчисленни суть, ихже убила есть. Путие адовы дом ея, низводящи в сокровища смертная (Притч. 7:25–27). Это Соломон. Что же египтянка? Разве она не возжелала красоты Иосифа, поистине честного, вожделением плотским? Когда же он не пожелал, то повергла в утеснения этого благочестивого [человека] посредством ложного навета, вплоть до смерти (Быт. 39:6–23; 41:46). Смотри, какую скорбь сотворило праведнику вожделение египтянки. Поэтому всеми способами полезно нам удаляться от них. Потому что нет пользы в общении с ними для желающих чресла свои препоясать истиною (Еф. 6:14). А разве не слышал ты о Самсоне Назорее, вместе с которым Дух Господень ходил? И такого святого погубила жена посредством порочной плоти и преступного вожделения (см. Суд. 14–16). Посему вовсе не позволяется нам вместе с женщинами садиться и общаться с ними, совершенно. Разве относительно Давида, в котором Бог нашел Себе мужа по сердцу Своему (1Цар. 13:14), ты не поучился подобным же образом? Как он, красоты жены пожелав, имею в виду Вирсавию, в какие беды впал? Ее увидев купающуюся, сей поистине святой и всевеличайший муж, будучи охвачен вожделением к ее красоте, какое зло сотворил? Ведь согрешил пред Богом не только впав в прелюбодеяние, но и повелев мужа ее убить (2Цар. 11). Смотри, какое злодейское ухищрение ради вожделения совершил помазанник Господень Давид! Да научимся же не вожделеть. Ибо если столь великие мужи были уловлены через женщин, то как же мы, бессильные, сможем, вместе со своими падениями ходя, посреди сети сей пройдя, ее избежать? Также и Амнон поделом был убит из-за красоты сестры своей Фамари (2Цар. 13). Также и Соломон, имевший премудрость и разумение, и широту сердца (3Цар. 4:29), и богатство и славу многую больше всех, и этот через женщину погиб и явился отступником ради женщин. И старцы, что в истории с Сусанной, из-за того, что замедлили в созерцании чужой красоты, впав в пучину вожделения, восстали на блаженную Сусанну38. Вот что скажем о вожделении. Обличает и Иисус Сирахов порочность их: Мала есть всяка злоба [Col. 1484] противу злобы женстей (Сир. 25:19), и опять-таки: Лучше жити со львом и змием, неже жити с женою лукавою (Сир. 25:16). И Приточник: Далече от нея сотвори путь твой и не приближися ко дверем домов ея, да не предаст иным живота твоего, и твоего жития немилостивым, да не насытятся инии твоея крепости… и раскаешися на последок твой (Притч. 5:8–11). Посему прекрасно последовать говорящему это, избегать мира и воззрения на него, потому что [как говорит Христос,] всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5:28). Ему же слава во веки. Аминь.
* * *
Речь идет, скорее всего, о кремне. Физиолог. 37 // Physiologus (redactio prima) / Ed. F. Sbordone, Physiologus. Romë Dante Alighieri-Albrighi, Segati, 1936 (repr. Hildesheim: Olms, 1976). Р. 1–145. (Cod: 10,567: Nat. Hist.).
Пс. – Климент Римский. Письма о девстве. II, 8–13.