преподобный Антиох Палестинский

Слово 38. О преслушании

Так же как послушание производит жизнь, так и преслушание – смерть. И свидетель моему слову – первый рукой Божией сотворенный человек. Ибо если бы он не ослушался заповеди Создателя, то не лишился бы древа жизни. Изгнанный же из рая, был осужден на вечную смерть сам и его потомки, услыхав: земля еси, и в землю отыдеши (Быт. 3:19). Также и исшедшие из Египта, тела которых пали в пустыне (Евр. 3:17), не услышаша гласа Господня (Пс. 105:26), ни в законе Его не восхотеша ходити(Пс. 77:10). Потому что посылал им Бог каждый день манну в пищу и велел не оставлять на следующий день, и преслушались и оставляли до утра, и тогда заводились черви, и [манна] начинала смердеть, словно [свидетельство] бесчестия и позора ослушников (Исх. 16). О преслушание! И для самой манны явилось причиной червей и зловония! Ибо мы полагаем, что ничего подобного не случалось прежде, потому что она служила пищей Ангелам, как говорит пророк: Хлеб ангельский яде человек (Пс. 77:10). И сыновья Илия, Офни и Финеес не послушались гласа отца своего, и потому Господь их, то есть сыновей Илия, мечом погубил, ковчег же предал в руки иноплеменников (1Цар. 4:17). Так же как и у нас произошло: людей халдеи убили мечом посреди и окрест [Col. 1553] Иерусалима, и не бе погребаяй (Пс. 78:3). Крест же в Ассирию увезли69. Так же и Саул, преслушавшийся заповеди Божией, потерпел неудачу и лишился царства и смерть претерпел, и много плакал о нем пророк

Самуил и, Бога умоляя, ничем ему не помог, но скорее тот услышал от Пророка: послушание паче жертвы благи, и покорение паче тука овна (1Цар. 15:22). Так в Божественном Писании. «Так и непослушный ученик, даже часто обличаемый, словно дерево искривленное, которое уже не выпрямится. И несогласный брат, словно отзвук шума ветра, рассеивающийся из-за несогласия с новой мелодией, и словно трутень, поедает труды пчел, так и ленивый брат делает бесполезными собрания добродетельных деяний. И как трусливый воин расслабляет руки [других] бойцов, так и нерадивый монах уменьшает усердие братий»70. Посему да убоимся, братия, таковых примеров и избежим пагубы преслушания, чтобы нам не быть осужденными вместе с вышеупомянутыми. Потому что какая польза будет [человеку,] сохранившему тело девственным, а душой через преслушание блудящему с демоном? Или как увенчается тот, кто одержал верх над чревоугодием и всяким вожделением, а о возношении и славолюбии не позаботился? Говорит же и Приточник: сын благоразумный послушлив отцу, сын же непокорливый – в погибельбудет (Притч. 13:1). И опять-таки: Понеже звах, не послушасте, и простирах словеса, и не внимасте… убо и аз вашей погибели посмеюся… Будет бо егда призовете Мя, Аз же не послушаю вас: взыщут мене злии и не обрящут, потому что страха Господня не прияша… Темже снедят своих путий плоды и своего нечестия насытятся (Притч. 1:24–31). И еще: Не нечествуй много и не буди жесток, да не умреши не во время свое (Еккл. 7:18). И еще: Уклоняяй ухо свое не послушати закона и сам молитву свою омерзил(Притч. 28:9). И другой: Сын, оставляяй хранити наказание отчее, поучится словесем злым (Притч. 19:27). И опять-таки: Сеявый злая пожнет злая (Притч. 22:8); и: ненаказанных сретает смерть (Притч. 24:8). Говорит же и Иеремия: «Обратитесь ко Мне, и не будет слушающего» (ср. Иер. 3:14); Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы вам не совратиться (2Фес. 3:14). И к Титу говорит: Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков… каковым должно заграждать уста (Тит. 1:10–11). И к евреям: Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть (Евр. 2:1). Посему отступим, возлюбленные от смертоносного этого преслушания и станем послушными во всем духовным отцам нашим, чтобы услышать нам от Господа: Слушающий вас, Меня слушает, а Кто принимает вас, принимает Пославшего Меня (Мф. 10:40; Лк. 10:16). Ему же слава во веки. Аминь. [Col. 1556]

* * *

69

То есть в Персию в 614 году, после взятия Иерусалима.

70

Данный текст под именем преп. Нила Синайского содержится во фрагменте из Парижского кодекса 1188 † 1066.



Источник: Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний / преп. Антиох Монах ; пер., коммент. П. К. Доброцветова ; ред. пер. Д. Е. Афиногенова. - Москва : Сибирская благозвонница, 2015. - 750 с. ISBN 978-5-91362-901-2

Вам может быть интересно:

1. Симфония по творениям святителя Василия Великого – Надежда святитель Василий Великий

2. Слова и речи – 104. СЛОВО святитель Филарет Московский (Дроздов)

3. Алфавитный указатель предметов, содержащихся в Словах святаго Исаака Сирина – Сердце преподобный Исаак Сирин Ниневийский

4. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Слава схиархимандрит Иоанн (Маслов)

5. Симфония по творениям святителя Григория Богослова – Соблазн святитель Григорий Богослов

6. Поучения и слова – 35. Поучение на страсти Господа нашего Иисуса Христа («Все проходящие путем, взгляните и посмотрите, есть ли болезнь, как моя болезнь»... святитель Димитрий Ростовский

7. Письма и статьи – О ДУХОВHОЙ РАДОСТИ священномученик Онуфрий (Гагалюк)

8. Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – Оскорбление преподобный Ефрем Сирин

9. Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского – Произволение преподобный Амвросий Оптинский (Гренков)

10. Письма – Письмо XXXIX. Тому же преподобный Максим Исповедник

Комментарии для сайта Cackle