Библиотеке требуются волонтёры

Слово 49. О том, чтобы не осуждать

Осуждать – хуже всего. Ибо те, кого мы думаем осуждать, – они-то от тяжести [того, в чем мы их осуждаем,] облегчаются, мы же вместо них несем [это] бремя и оказываемся осуждающими самих себя84. Посему со всяким усердием, возлюбленные, будем избегать осуждения кого-либо. Ибо для нас, неизлечимо больных, и имеющих трудноисцелимые раны, и обремененных тьмами долгов, великий позор – любопытствовать о чужих падениях и рассматривать их. Поэтому нехорошо осуждать блудника, если он в дальнейшем будет целомудрен. Хорошо же избегать деяния, не порицая делающего. Ибо Сказавший Не убий (Исх. 20:13) сказал также и «Не осуждай» (Мф. 7:1). Поскольку если осуждаешь кого-то, то и сам осуждаешься в том, за что его осуждаешь. Так как не наше это дело – судить и осуждать, но Бога – Великого Судии, знающего наши сердца и сокровенные страсти натуры. Ибо кто похвалится чисто имети сердце; или кто дерзнет рещи чиста себе быти от грехов? (Притч. 20:9). Посему не станем опрометчиво и без исследования считать согрешающих безнадежными, даже если они дошли до самых крайних видов порока, даже если бы оказались совершенно лишенными добродетели и уничтожили бы [в себе] по видимости всякое доброе естественное устроение. Потому что справедливо, что таковые, некогда пробудившись, обратятся к Богу85 и окажутся настолько близко возле ног Господа, насколько далеко были от Него ранее. Потому поскальзываются в слове, но не в душе, да и кто же не согрешил языком своим? Итак, мы да будем мыслить то, что нам велено, то есть плакать и рыдать о своих прегрешениях, и молить Бога очистить нас от нашей гнили, и сострадать и соболезновать единородным нам, сотелесникам и сопомазанникам. Потому что в этом – благоугождение Богу. Пишет же и Апостол, говоря: А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу. Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну (Рим. 14:10–13). И продолжает: Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела (Рим. 2: 1–2). И тотчас: Мы знаем Того, Кто сказал: [Col. 1588] у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой (Евр. 10:30). Также и Иаков это прибавляет: Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь ближнего? (Иак. 4:12–13). И вновь Павел: Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его (Рим. 14:4). И Господь: Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены (Лк. 6:37). Ему же слава во веки. Аминь.

* * *

84

Ср.: «Послушайте меня, послушайте, злые судии чужих деяний: если истинно то, как в самом деле истинно, что каким судом судите, таким будете судимы (Мф. 7:2), то, конечно, за какие грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадем сами, и иначе не бывает» (Преп. Иоанн Лествичник. Райская лествица. 10, 9).

85

Дословно: «воззрят на Бога».


Источник: Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний / преп. Антиох Монах ; пер., коммент. П. К. Доброцветова ; ред. пер. Д. Е. Афиногенова. - Москва : Сибирская благозвонница, 2015. - 750 с. ISBN 978-5-91362-901-2

Комментарии для сайта Cackle