преподобный Антиох Палестинский

Слово 5. О пьянстве

Пьянство более тяжко, чем обжорство, и особенно воспрещается Божественным Писанием. И преступно им тщеславиться, как некоторые мыслящие по-мирски похваляются своим опьянением. Ибо пьянство производит не что иное, как исступление ума и бедность. И тело делается слабым и изнеженным. Конечно, хорошо и угодно (1Тим. 2:3) ради телесной болезни употреблять немного вина. Поскольку таким же образом, как если земля орошается влагой умеренно, то чистое семя, в нее бросаемое, возрастает с приращением, если же многими водами напояется, только терния и волчцы (Евр. 6:8) приносит, – так и земля сердца: если умеренно вином пользуется, то приносит семена чистые и естественные, если же промокает от многопития, то во всех своих помыслах приносит терния. Более того, делает пьяного для неразумных посмешищем, а для разумных – предметом плача. Ной, как говорит Божественное Писание, муж праведный, испи от вина [Col. 1448] и упися, и лег обнаженным, и не потому, что пьяницей был, но, будучи неопытным в употреблении вина, стал посмешищем для неразумного Хама, разумными же сыновьями был прикрыт (Быт. 9:21–23). Бежим же, братие, от беса пьянства, чтобы не стать посмешищем для него, но лучше бодрствованием себя укрепим, чтобы стал совершен человек (2Тим. 3:17) вместе с владычественным началом21 (σύν τω @ ἡγεμονικω @) [души], как и Приточник, повелевая, говорит: не буди винопийца… всяк бо пияница… обнищает (Притч. 23:20–21).

И снова: Кому горе, кому молва? кому судове? кому горести и свары? кому сокрушения вотще? кому сини очи? Не пребывающим ли в вине, и не назирающим ли, где пирове бывают? (Притч. 23:29–30). И продолжает: не упивайтеся вином, но беседуйте ко человеком праведным (Притч. 23:31). И другой: в вине не мужайся, многих бо погуби вино (Сир. 31:25). И опять-таки: Иже есть сладостен в виннем пребывании, во своих твердынех оставит безчестие (Притч. 12:11). И снова: Не буди винопийца (Притч. 23:20); и: не пользует безумному сладость (Притч. 19:10). Невинно [вино], укоризненно же пиянство, и всяк пребываяй в нем не будет премудр (Притч. 20:1). И пророк Осия о древнем народе: вино и пиянство прият сердце людей Моих (Ос. 4:11). И Исаия, порицая проводящих время в пьянстве, рек: Горе востающим заутра и сикер гонящим, ждущим вечера: вино бо сожжет я (Ис. 5:11). И опять: сии бо вином суть прельщени (Ис. 28:7). Как он, и Иоиль вопиет: Отрезвитеся, пиянии, от вина своего и плачитеся: рыдайте, вси пиющии вино до пиянства, яко отъяся от уст ваших веселие и радость (Иоил. 1:5). Плакать и рыдать подобает над любителями опьянения, ибо поистине пьянство есть дело позорнейших и заблудших людей, как и Иов, некоторыми побуждаемый, говорит: да заблудят же яко пияный (Иов. 12:25). Те же, которые благочестно желают жить и правым путем незаблудно шествуют, слушают Апостола, говорящего: не упивайтесь вином, от которого бывает распутство (Еф. 5:18). И опять: пьяницы Царства Божия не наследуют (1Кор. 6:10). И: сластолюбивая вдова заживо умерла (1Тим. 5:6). И продолжает: Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия (Еф. 5:17). Все позорные страсти из пьянства произрастают, как и Давид говорит: нощь просвещение в сладости моей (Пс. 138:11), то есть: «ночь была вокруг меня, несчастного и неведующего», называя наслаждение ночью.

Историю о дочерях Лота намеренно обойду (Быт. 19:32). Господь же, подтверждая сказанное, говорит: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством (Лк. 21:34). Ему же слава во веки веков. Аминь. [Col. 1449]

* * *

21

Владычественным началом души принято именовать ум вместе со свободной волей.


Источник: Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний / преп. Антиох Монах ; пер., коммент. П. К. Доброцветова ; ред. пер. Д. Е. Афиногенова. - Москва : Сибирская благозвонница, 2015. - 750 с. ISBN 978-5-91362-901-2

Комментарии для сайта Cackle