архиепископ Антоний (Амфитеатров)

(27.10.1815–20.11.1879)
архиепископ Антоний (Амфитеатров)
архиепископ Антоний (Амфитеатров)

Архиепископ Казанский и Свияжский, миссионер, почётный член Петербургской академии наук.

Биография

Семья. Образование

Яков Гаврилович Амфитеатров, так звали архиепископа Антония до пострига, родился 15 октября 1815 года в Оренбургской губернии, на Миасском заводе, где отец его был священником. Первоначальное образование получил в Калужском духовном училище и семинарии, а в 1835 году поступил в Киевскую духовную академию, где через 4 года окончил курс первым магистром и сразу назначен бакалавром академии по греческому языку.

Монашество. Священство. Преподавательская деятельность

12 сентября 1840 года принял монашество с именем Антоний, через 5 дней рукоположен во иеромонаха. В декабре того же года назначен ректором Киево-Софийских духовных училищ, а потом и инспектором Киевской семинарии.

В 1845 году отец Антоний стал ректором той же семинарии и был возведен в сан архимандрита. С 1848 года он совмещал с ректорством должность настоятеля киевского Николаевского монастыря.

В январе 1851 года назначен ректором Киевской академии и настоятелем Киево-Братского Богоявленского монастыря.

Епископская хиротония

В марте 1858 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии, в октябре 1859 года переведен на Смоленскую кафедру, в ноябре 1866 года назначен епископом Казанским и Свияжским, через полгода возведен в сан архиепископа.

Служение в Казани. Личные качества

Владыка Антоний был одним из выдающихся русских архипастырей, как по своим личным качествам и административной деятельности, так и по литературным трудам. Как человек он отличался характером ровным, мягким, приветливым. Как администратор он обладал способностью быстро ориентироваться в главных нуждах управляемых им епархий. Так, в Смоленске он тотчас по прибытии обратил особенное внимание на крайне бедственное материальное положение учителей духовно-учебных заведений и изыскал средства к улучшению их содержания, что послужило примером для многих других епархий и за что ему объявлена была Высочайшая благодарность.

В Казани епископ Антоний особенное внимание обратил на миссионерскую деятельность среди тамошних инородцев и раскольников, основав с этой целью в епархии несколько миссионерских мужских и женских монастырей. Он настаивал на усилении преподавания миссионерских наук в местной академии и семинарии и особенно покровительствовал развитию Казанской центральной школы для крещеных в православие татар. Наконец, он старался находить и привлекать в казанский край нужных и способных для этой цели людей. Им же учреждено и братство святителя Гурия Казанского, имеющее главной своей задачей просвещение инородцев.

Для выяснения состояния дел и для обмена мнениями владыка основал епархиальный печатный орган: «Известия по Казанской епархии».

С особенной ревностью и вниманием следил он за образованием в каждом приходе церковно-приходских попечительств, надеясь с их помощью достигнуть развития церковно-приходской жизни и улучшения материального положения духовенства. Кроме того, он был постоянным посетителей и щедрым благотворителем местных богаделен, больниц, тюрем, дешевых столовых и прочих общественных учреждений.

Казанская паства признавала его за человека святой жизни.

Преосвященный Антоний всем сердцем любил Киево-Печерскую лавру, знал поименно всех ее угодников и жития их, благоговейно чтил дни их памяти.

Он любил сам совершать поминовение усопших и вообще отличался особым усердием к богослужению.

Архиепископ Антоний с почтительным благоговением относился к иконам. Особенно он почитал Богоматерь и Ее изображения. У себя имел келейную икону «Нерукотворного Образа», подаренную ему дядей, митрополитом Филаретом (Амфитеатровым), который открыл ему, что на этой иконе он не раз видел блистание какого-то неземного света, разливавшегося на пречистом лике Господа.

Владыка Антоний был ревностным блюстителем иноческого устава и монастырского благочиния и очень заботился о монастырях. Когда он посещал обители, он не оставлял без внимания братские кельи, посещал и трапезную, просфорные и другие помещения.

Преосвященный Антоний вел аскетический образ жизни, отличался твердостью духа, силой веры и глубоким убеждением в христианской истине, живой любовью к которой была наполнена его жизнь.

При всех прочих замечательных чертах он был человеком честности неподкупной, любил трудиться и старался всё, что требовалось для домашнего обихода, сделать своими руками.

Литературные труды

Из ученых трудов архиепископа Антония наиболее известен учебник «Догматическое богословие Православной Кафолической Восточной Церкви». Тот факт, что он претерпел 8 изданий, свидетельствует о его большой популярности в духовных учебных заведениях. Этот труд отличает глубокое понимание автором природы православного богословия, краткость и четкость изложения догматического материала, наличие целой системы методических указаний, способствующих правильному усвоению учебного курса. В 1848 году за свой учебник архимандрит Антоний получил степень доктора богословия.

Перу владыки Антония принадлежат и 3 тома образцовых проповедей и речей и книга «Последние часы жизни митрополита Филарета Киевского».

За свои богословские труды владыка избран был в разное время почетным членом Киевской и Московской духовных академий и Императорской академии наук.

Скончался архиепископ Антоний 8 ноября 1879 года в Казани.

Источник: Русский биографический словарь. А. А. Половцов