архиепископ Антоний (Амфитеатров)
Догматическое богословие
Основы православия
Пастырское богословие
Письма, слова, речи
архиепископ Антоний (Амфитеатров)

Догматическое богословие
Основы православия
Пастырское богословие
Письма, слова, речи
Архиепископ Казанский и Свияжский, миссионер, почётный член Петербургской академии наук.
Яков Гаврилович Амфитеатров, так звали архиепископа Антония до пострига, родился 15 октября 1815 года в Оренбургской губернии, на Миасском заводе, где отец его был священником. Первоначальное образование получил в Калужском духовном училище и семинарии, а в 1835 году поступил в Киевскую духовную академию, где через 4 года окончил курс первым магистром и сразу назначен бакалавром академии по греческому языку.
12 сентября 1840 года принял монашество с именем Антоний, через 5 дней рукоположен во иеромонаха. В декабре того же года назначен ректором Киево-Софийских духовных училищ, а потом и инспектором Киевской семинарии.
В 1845 году отец Антоний стал ректором той же семинарии и был возведен в сан архимандрита. С 1848 года он совмещал с ректорством должность настоятеля киевского Николаевского монастыря.
В январе 1851 года назначен ректором Киевской академии и настоятелем Киево-Братского Богоявленского монастыря.
В марте 1858 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии, в октябре 1859 года переведен на Смоленскую кафедру, в ноябре 1866 года назначен епископом Казанским и Свияжским, через полгода возведен в сан архиепископа.
Владыка Антоний был одним из выдающихся русских архипастырей, как по своим личным качествам и административной деятельности, так и по литературным трудам. Как человек он отличался характером ровным, мягким, приветливым. Как администратор он обладал способностью быстро ориентироваться в главных нуждах управляемых им епархий. Так, в Смоленске он тотчас по прибытии обратил особенное внимание на крайне бедственное материальное положение учителей духовно-учебных заведений и изыскал средства к улучшению их содержания, что послужило примером для многих других епархий и за что ему объявлена была Высочайшая благодарность.
В Казани епископ Антоний особенное внимание обратил на миссионерскую деятельность среди тамошних инородцев и раскольников, основав с этой целью в епархии несколько миссионерских мужских и женских монастырей. Он настаивал на усилении преподавания миссионерских наук в местной академии и семинарии и особенно покровительствовал развитию Казанской центральной школы для крещеных в православие татар. Наконец, он старался находить и привлекать в казанский край нужных и способных для этой цели людей. Им же учреждено и братство святителя Гурия Казанского, имеющее главной своей задачей просвещение инородцев.
Для выяснения состояния дел и для обмена мнениями владыка основал епархиальный печатный орган: «Известия по Казанской епархии».
С особенной ревностью и вниманием следил он за образованием в каждом приходе церковно-приходских попечительств, надеясь с их помощью достигнуть развития церковно-приходской жизни и улучшения материального положения духовенства. Кроме того, он был постоянным посетителей и щедрым благотворителем местных богаделен, больниц, тюрем, дешевых столовых и прочих общественных учреждений.
Казанская паства признавала его за человека святой жизни.
Преосвященный Антоний всем сердцем любил Киево-Печерскую лавру, знал поименно всех ее угодников и жития их, благоговейно чтил дни их памяти.
Он любил сам совершать поминовение усопших и вообще отличался особым усердием к богослужению.
Архиепископ Антоний с почтительным благоговением относился к иконам. Особенно он почитал Богоматерь и Ее изображения. У себя имел келейную икону «Нерукотворного Образа», подаренную ему дядей, митрополитом Филаретом (Амфитеатровым), который открыл ему, что на этой иконе он не раз видел блистание какого-то неземного света, разливавшегося на пречистом лике Господа.
Владыка Антоний был ревностным блюстителем иноческого устава и монастырского благочиния и очень заботился о монастырях. Когда он посещал обители, он не оставлял без внимания братские кельи, посещал и трапезную, просфорные и другие помещения.
Преосвященный Антоний вел аскетический образ жизни, отличался твердостью духа, силой веры и глубоким убеждением в христианской истине, живой любовью к которой была наполнена его жизнь.
При всех прочих замечательных чертах он был человеком честности неподкупной, любил трудиться и старался всё, что требовалось для домашнего обихода, сделать своими руками.
Из ученых трудов архиепископа Антония наиболее известен учебник «Догматическое богословие Православной Кафолической Восточной Церкви». Тот факт, что он претерпел 8 изданий, свидетельствует о его большой популярности в духовных учебных заведениях. Этот труд отличает глубокое понимание автором природы православного богословия, краткость и четкость изложения догматического материала, наличие целой системы методических указаний, способствующих правильному усвоению учебного курса. В 1848 году за свой учебник архимандрит Антоний получил степень доктора богословия.
Перу владыки Антония принадлежат и 3 тома образцовых проповедей и речей и книга «Последние часы жизни митрополита Филарета Киевского».
За свои богословские труды владыка избран был в разное время почетным членом Киевской и Московской духовных академий и Императорской академии наук.
Скончался архиепископ Антоний 8 ноября 1879 года в Казани.
Источник: Русский биографический словарь. А. А. Половцов