Речи к новопостриженным инокам
Речь при пострижении в монашество студента С.-Петербургской Духовной Академии Георгия Долганева, в иночестве Гермогена, произнесенная в академической церкви 28 ноября 1890 года.
Возлюбленный о Господе брат Гермоген!
Исполнилось твое искреннее, сердечное, горячее, давнее желание! По благословению святой Церкви, чрез мое недостоинство, ты стал монахом... Тебе хорошо известно, что одним из основных начал монашеской жизни служит послушание. Послушание имей ко всем, говорилось тебе при пострижении. В приветствие тебе с твоим новым званием я и хочу сказать несколько слов о послушании, как одной из основных добродетелей христианских.
Послушание, возлюбленный брат, составляет основную стихию жизни всего мироздания. Вся природа, неуклонно исполняющая данные ей Творцем законы, живет началами послушания. Им живут и поддерживаются в своих пределах моря и реки. Послушанием водятся и светила небесныя, в неизреченной гармонии и великолепии спокойно и величественно движущияся в безпредельных пространствах. Ему обязано все мироздание не только своим порядком и стройностью, но и своею красотою. Послушание составляет коренное начало жизни и мира ангельского. Послушанием водился в Своей жизни и Господь наш Иисус Христос. Он всегда говорил, что исполняет и творит волю не Свою, но волю пославшого Его Отца. Не якоже Аз хощу, говорил Он пред страданиями, но якоже Ты, Отче (Матф. 26, 39), и в Своей полной преданности воле Божией Он послушлив был даже до смерти, смерти же крестныя (Флп. 2, 8), которою и возстановил падшую природу человеческую и освободил от последствий преслушания Адама. Видишь, брат, какое имеет значение послушание. Им не только стройное поддерживается, но и разстроенное возстановляется.
Человек в самом начале своей истории нарушил этот основной, зиждительный закон жизни и, преслушанием отдалив себя от Бога, создал для себя ту юдоль плача, скорби и греха, которая тяготеет над несчастным родом человеческим. Вместо послушания, человеку захотелось повелевать, господствовать, он думал сделаться «как бог». И доселе для греховного, естественного человека стремление к господствованию и преобладанию, к удовлетворению мелкого самолюбия и злого эгоизма, так сладостно, что он труднее всего с ним разстается. Это наносное стремление сделалось как бы родным для язычествующого человечества. Князи язык господствуют ими и велицыи обладают ими (Матф. 20, 25), говорил Господь, указывая на этот установившийся порядок жизни людской, ставший как бы нормальным. У вас же, Моих последователей, да не будет так, заповедал Он. Подобно тому, как Сам Он пришел не затем, чтобы Ему служили, но чтобы служить; так и от учеников Своих Он требовал, чтобы они стремились не к господствованию, не к преобладанию, а ко всецелому послушанию и служению всем. «Бо́льший из вас да будет вам слуга», говорил Господь. Но самолюбивыя наклонности так слились с нашею греховною природою, что с ними стало особенно трудно бороться человеку, но в этой же борьбе должно необходимо полагаться и начало возстановления нашего падшого естества и приведение разстроенного в гармонию и согласие. Вот почему послушание составляет одну из основных добродетелей христианина. Вот почему и монаху прежде всего и главнее всего заповедуется послушание, как истинный показатель отречения от своей греховной воли и подчинения воле Божественной. Аще хощеши монах быти, имей послушание ко всем, повторяю опять слышанное тобою при пострижении наставление.
Призвав тебя, возлюбленный брат, к монашеству, Господь по Своей милости дал тебе и силы к подвигу послушания. Оно для тебя – как бы свое, естественное, родное начало. Возгревай же в себе неуклонно этот дар Божий и будь всегда и во всем послушен безропотно и всецело святой Церкви Божией и всем тем, кого Господь благоволит давать тебе в твоей жизни руководителями и отцами, будь верен и во всяком святом служении, какое волею Божиею будет на тебя возложено. Сам же Господь да будет твоим водителем, покровителем и охранителем на всех путях твоей жизни! Аминь.