Азбука веры Православная библиотека митрополит Арсений (Стадницкий) Речь при пострижении в монашество и. д. доцента Ивана Петровых, в иночестве Иосифа, 26 августа 1901 г.


митрополит Арсений (Стадницкий)

Речь при пострижении в монашество и. д. доцента Ивана Петровых, в иночестве Иосифа, 26 августа 1901 г.

Речь сказанная Ректором Академии Епископом Арсением.

Приветствую тебя, возлюбленный брат Иосиф, с принятием образа ангельского жития. Теперь желание твоего сердца исполнилось. Твои давние, заветные мечты осуществились. Воспитавшись в школах, находящихся под кровом преподобных Антония Римлянина и Сергия Радонежского, этих истинных воинов Христовых, ты унаследовал от них любовь к иноческому житию и сам пожелал вступить в ряды этих воинов. Укреплению в избранном тобою пути, несомненно, способствовали также и твои частые в летнее время путешествия к русским святыням и, наконец, к Святому Гробу, который ты сподобился лобызать. Знаю, что вступление на избранный тобою путь предварялось немалыми трудностями, препятствиями и искушениями. Но ты, с Божьей помощью, трудности преодолел, препятствия устранил, а искушениям не приразился, и теперь, отвергши вся красная мира, ты избрал путь теснейший, но более надежный для спасения. Путь твоей жизни теперь определился окончательно и бесповоротно. Благословен Бог, благоволивый тако. Вниди в радость Господа своего, к Которому ты стремился в течение своей жизни, ради Которого ты порвал теперь связи с миром.

Но, возлюбленный брат, отречение от мира составляет одну только сторону благодатной жизни. Другая сторона состоит в усвоении тех благодатных даров, которые должны наполнить содержание жизни облагодатствованного человека. Эти духовные дары, по Апостолу, следующие: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22–23). Как усвоить их, – пусть научат тебя словом и житием подвижники древнего и нового времени. Я же считаю благопотребным, в настоящие важные минуты твоей жизни, сказать несколько слов, не столько в назидание, сколько в предостережение, применительно к тем жизненным условиям, среди которых ты будешь находиться.

Вольным своим разумом и вольною своею волею ты стал в ряды воинов Христовых, которые хотят и должны быть отборными воинами Христовыми. Вот тебе от нас братское благожелание и внушение в напутствие новой жизни: не изменяй своему знамени. Везде, во всяком положений измена знамени, под которое человек становится вольною волею и вольным разумом, есть позорное преступление. Измена же иноческому знамени есть сугубое преступление, так как инок пред Богом и Церковью дает обет быть подвижником высшего христианского совершенства. Признавая круг общих всем христианских обязанностей поприщем недостаточным для себя, инок желает быть избраннейшим передовым воином Христовым, предшественником, предводителем своих братий-мирян, храбрейшим ратоборцем на дьявола. „Монах, по Феодору Студиту, есть тот, кто на единого взирает Бога, Бога единого желает, Богу единому прилежит, Богу единому угодить старается, мир имеет к Богу, и мира между другими виновником бывает“ (Доброт., т. IV, 502). Вот знамя истинно монашеской жизни: сознание Богообщения и постоянное стремление к Нему. Не изменяй же, Бога ради, этому великому знамени! Ты имел время и разум обдумать путь, на который теперь вступил; имел свободу выбрать знамя, под которое стал.

Верность избранному тобою знамени сообщит всей последующей твоей жизни и деятельности, в каком бы ты положении ни находился, характер единства и цельности, а вместе с тем будет служить исходною точкою в оценке твоих действий. Всякое твое деяние должно исходить от Бога и направляться к Богу, Который и должен быть твоим единым Судиею. Обыкновенно оценку своих действий и вообще жизни мы основываем на одобрительном или порицательном суждении людей. Берегись этого, потому что людские суждения часто обманчивы, как основывающиеся на одной только внешней деятельности человека, а не на сокрытых побуждениях и целях её. Суждения эти часто бывают и пристрастны. Многие как бывают неудержимы в своем порицании ближних, так неумеренны в восхвалений тех, кого хотят или имеют надобность хвалить. При этом весьма преступно домогаться похвал человеческих, искать их, бегать за ними. В погоне за такими суетными похвалами, за приобретением, так называемой дешевой популярности, люди часто пренебрегают своим долгом, прибегают к низким средствам заискивания пред власть имущими – с одной стороны, к ласкательному заигрыванию с подчиненными – с другой стороны. Избегай этого, потому что людская молва так же зыбка и быстротечна, как ручная волна; домогаться прославлений от людей, а не от Бога (Иоанн. 5, 44), суетно и тщетно. Искание похвалы человеческой является источником несчастья для человека, отчасти из подозрительной боязни, как бы о нем кто не сказал чего-либо дурного; а с другой стороны, как бы ни была прочна слава человеческая, и тогда она не может насытить души человека. Кто хочет угождать людям, чтобы у всех приобрести доброе мнение, тот не сделается рабом Христовым. И в этом смысле, горе человеку, которого все хвалят (Лук. 6, 26), но о котором можно усомниться, похвалить ли его Бог. Некогда Коринфяне восхваляли Апостола Павла, как своего учителя. Труды его проповеднические вполне сего были достойны. Но он ограничивал своих хвалителей. Для меня очень мало значить, как судите обо мне вы (1Кор. 4, 3). Апостол Павел, как истинный раб Христов, в душе своей помышлял: не велико для меня, как люди судят обо мне: услышу, что речет о мне Господь (Пс. 84, 9). Посему, когда будут хвалить тебя, припоминай слова Писания: людие мои, блажащие вас обольщают вас и стези ног ваших возмущают (Ис. 3, 12). Принимающие похвалу человеческую не получают пользы, как говорит сам Владыка: како можете веровати (в Мя), славу друг от друга приемлюще, заповедуя при этом искать славы, яже от единого Бога (Иоанн. 5, 44). Святой Иоанн Златоуст тем, кто, трудясь ради Бога и ища горней славы, искушался мыслью и о прославлении от людей, так говорит: „Желающему той и другой славы невозможно получить той и другой вместе. Правда, можно достигнуть и той, и другой, но только в том случае, если будем убегать славы человеческой“ (на Иоан. бес. 28, ч. 1, 340).

Потрудись же, возлюбленный брат, ради Бога! Господь, раздаятель даров, одарил тебя способностями паче сверстник твоих. Кому много дано, от того много и взыщется. Принеси дары свои к подножию Христа, к прославлению пресвятого имени Его, на защиту Его святой Церкви. Враг рода человеческого воздвиг ныне на нее сильную борьбу, употребляя для этого опасное оружие слова и мысли. Виды этой борьбы различны. Но особенно опасен в настоящее время один вид её, как прикрывающейся желанием пользы и спасения ближним. Эти люди, имущие образ благочестия, силы же его отторгшиеся, по-видимому тщательно изучают истину Христову и закон Христов, исследуют внимательно вопросы о вечной жизни и средствах ко спасению. Но все это делают не по любви ко Христу и Его учению, не для содействия спасению человеческому, а по сатанинской ненависти к Богу, к Его закону, ко святой Церкви и спасению человеческому. Вооружаясь ложною философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу (Кол. 2, 8), вооружаясь различными научными исследованиями, превратно направленными и неправильно приложенными к делу, – стараются отвратить людей от веры и жизни христианской, спасительной, увлекая их на путь неверия, беззакония, на путь погибельный. И действуют они при этом открыто, высоко подняв голову свою. Настоит теперь нужда обнажить волчью природу их, громко изобличить, показать их лицемерие, разъяснить их заблуждение. Теперь, когда хулится имя Божие, молчание преступно и будет сочтено за малодушие или бесчувственную холодность к предметам веры. К прискорбию, нельзя не сознаться, что равнодушие к святой вере и её защите – едва ли не главный недуг нашего времени. Много-ли теперь таких ревнителей, которые с пламенеющим духом восставали бы на защиту святой Церкви и заграждали уста легкомысленно глумящимся над нею? Не ограничиваются ли теперь большей частью молчанием, как будто дело вовсе никого не касается, или так маловажно, что на него не стоить обращать внимания?.. Да не будет в тебе этой преступной теплохладности, от которой предостерегает Господь (Апокал. III, 15). Работай Господеви духом горяще.

Не буду, в заключение, омрачать твоего сердца указанием на все трудности, скорби и искушения, которые составляют удел всякого истинного христианина, особенно – священнослужителей, наипаче – иноков. Помни, что многими скорбми подобает нам внити в царствие Божие (Деян. 14, 22). Помысли о Претерпевшем крест и поругания над Ним, чтобы тебе не изнемочь и не ослабеть душою (Евр. 12, 3–4).

Есть скорби, но есть и высокие радости на избранном тобою пути жизни. Радости эти возрастают в душах наших соответственно созреванию и обновлению нашей духовной жизни, соответственно тому, как образ Христа, Источника истинной радости, будет отпечатлеваться в душе нашей.

Забывай же заднее, простирайся вперед и стремись к цели, к почести вышнего звания во Христе Иисусе (Филип. 3, 13–14). Да поможет тебе Господь, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердце твое (Еф. 3, 16). Христос посреде нас!


Источник: Арсений (Стадницкий), еп. Речь при пострижении в монашество и. д. доцента Ивана Петровых, в иночестве Иосифа, 26 августа 1901 г. / Богословский вестник 1901. Т. 3. № 10. С. 211-216 (2-я пагин.).

Вам может быть интересно:

1. Речь перед молебном по случаю начала учения в Московской Духовной Академии 1 сентября 1899 г. Об образовании характера, как цели воспитания митрополит Арсений (Стадницкий)

2. Речи на славлении Христа у их Императорских Величеств митрополит Антоний (Вадковский)

3. Речи по причащении наставников и студентов Академии протоиерей Александр Горский

4. Речь, произнесенная перед защитой магистерской диссертации архимандрит Григорий (Борисоглебский)

5. Речь по поводу рассуждений о нуждах единоверцев, сказанная в заседании Санкт-Петербургского отдела Общества любителей духовного просвещения профессор Иван Васильевич Чельцов

6. Речи, произнесенные при выпусках воспитанников первого десятилетия Александровского военного училища протоиерей Александр Иванцов-Платонов

7. Речь высокопреосвященнейшого митрополита Анастасия, произнесенная им в 1906 году в Москве при наречении его во епископа Серпуховского митрополит Анастасий (Грибановский)

8. Речь пред панихидой накануне освящения храма, сооруженного в память в Бозе почивающего Государя Императора Александра III епископ Борис (Плотников)

9. Речь, произнесенная перед защитой диссертации на степень магистра богословия "Опыт уяснения основных христианских истин естественною человеческою мыслью епископ Михаил (Грибановский)

10. Речь, произнесенная на публичном акте московской духовной академии. Критический разбор учения О. Конта о трёх методах философского познания профессор Виктор Дмитриевич Кудрявцев-Платонов

Комментарии для сайта Cackle