Азбука веры Православная библиотека митрополит Антоний (Вадковский) Речи на славлении Христа у их Императорских Величеств


митрополит Антоний (Вадковский)

Речи на славлении Христа у их императорских величеств

Содержание

Речь на славлении Христа у Их Императорских Величеств, в Императорском Царскосельском дворце, 29 декабря 1901 года. Речь на славлении Христа у Их Императорских Величеств, в Александровском дворце Царского Села, 29 декабря 1903 года. Речь на славлении Христа у Их Императорских Величеств, в Царском Селе, в Императорском Александровском дворце, 28 декабря 1904 года. Речь на славлении Христа у Их Императорских Величеств, в Большом Царскосельском дворце, 28 декабря 1905 года. Речь на славлении Христа у Их Императорских Величеств, в Императорском Царскосельском дворце, 27 декабря 1906 года. Речь на славлении Христа у Их Императорских Величеств, в Императорском Царскосельском дворце, 27 декабря 1907 года.

 

Речь на славлении Христа у Их Императорских Величеств, в Императорском Царскосельском дворце, 29 декабря 1901 года.

Ваши Императорские Величества радостно приветствую с светлым праздником Рождества Христова! Со времени этого великого события, служащего выражением Божьего к людям благоволения, с совершенною ясностью открылся истинный смысл всемирной человеческой истории в ее поступательном движении вперед, а равно обозначилась и истинная цель ее, состоящая в постепенном проникновении человечества учением и жизнию Христа до того Богом предопределенного часа, когда царство мира объявлено будет преобразившимся в царство Христово (Откр. 11:15). К осуществлению этой цели каждый, истинной жизнью Христовой живущий христианин, незримо вносит долю своего подвига, но с особенною очевидностью такой подвиг отмечается историей в жизни и трудах христианских Государей, как Богом благословенных вождей народов и царств. Посему и я ныне, приветствуя Ваши Величества с светлым праздником Рождества Христова, молитвенно Вам желаю наивысшей, по моему разумению, исторической славы видимого для всех обнаружения в трудовой Царственной жизни Вашей живого и деятельного участия в судьбах мира в этом поступательном его движении к конечной своей цели: соделаться в конце времен святым царством Господа нашего и Христа Его. Да поможет Вам в этом Сам Господь Своею всесильною благодатию, да благословит Вас Божественным Своим благословением и да сохранит Вас и Детей Ваших в мире, здравии и неизменном счастии на многая лета.

Речь на славлении Христа у Их Императорских Величеств, в Александровском дворце Царского Села, 29 декабря 1903 года.

Ваше Императорское Величество!

Настоящие праздничные дни и наступающий новый год мы встречаем при особенных обстоятельствах. С одной стороны, мы слышим славословие ангельской песни: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение! С другой стороны, в текущей жизни – и в печати, и в обществе – идут толки о возможных международных столкновениях. Предносится страшный призрак войны и как бы слышится отзвук приготовляемого к битве оружия. У всех тяжесть на сердце. Многие впадают в пессимистический тон и тревожно спрашивают: где же этот мир, о котором ангелы пели и о котором так давно мечтает человечество? А между тем, если мы вдумаемся в смысл исторической жизни человечества, то увидим, что в сущности пред нами происходит почти то же, что было при самом рождении Христа. Волхвы тогда приносили Ему дары, пастыри поклонялись, ангелы воспевали мир, а Ирод в то же время был в смятении и замышлял злодейское избиение младенцев, и Рахиль готова была плакать о погибших детях своих. Злодейство потом совершилось, но Христос, источник мира, остался Божиим промышлением цел и невредим, укрывшись в Египте. И теперь язычники мятутся и готовы напасть на достояние Божие, на Русь Святую, на православный Русский народ. Но всуе мятутся.

Как в те отдаленные времена, несмотря на замыслы вражии, Христос-Отрок возрастал и укреплялся духом и преуспевал в любви у Бога и людей, так и после, и доныне мир, ангелами воспетый, постепенно растет и укрепляется в сознании человечества, приобретает все большее и большее число приверженцев и поборников его.

Во главе сих охранителей мира стоишь Ты, наш православный Русский Царь, Помазанник Божий, миролюбие Которого прославляется целым светом. И потому под Твоей державной рукой вся Русь Святая спокойно, радостно и светло воспевает ангельскую песнь о мире, несмотря на неистовые воинские клики язычников.

Проникнутые таковым упованием мира и уверенностию в Божием благоволении, приветствуем Ваше Величество с праздником Рождества Христова, праздником мира и радости, света и Божьего благоволения, и молитвенно желаем, да хранит Господь Вас в здравии и благоденствии на многая лета.

Речь на славлении Христа у Их Императорских Величеств, в Царском Селе, в Императорском Александровском дворце, 28 декабря 1904 года.

Всемилостивейший Государь и Всемилостивейшая Государыня!

В настоящие скорбные дни кровопролитной войны в сердцах многих Русских людей сказалось больше восприимчивости к словам Спасителя: услышати же имате брани и слышания бранем (Мф. 24:6), чем к словам ангельской песни: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лк. 2:14). Эти слова о мире кажутся таким людям каким-то диссонансом среди неустанных кликов военной брани, и они готовы были бы совсем их не слышать. Но с точки зрения Церкви теперь-то именно и нужно с особенною настойчивостью провозглашать слова ангельской песни о мире. В них противовес войне, в них слышится радостное благовестие о вечных Божественных началах мира, имеющих привести в предопределенное Богом время к прекращению и совершенному уничтожению всякой вражды среди людей. Это не тот мир, который мир дает и мир знает. Господь называет этот Своим: мир Мой даю вам (Ин. 14:27). Итак, это мир Христов, мир Божий, который превыше всякого ума (Флп. 4:7). Это есть мир верующей души, непорочность совести, радость сердца о Христе Иисусе, залог грядущего прекращения всякой вражды на земле. С этим Христовым миром в сердце человек всегда светел, радостен и любви преисполнен. И в войну этот мир внес начала человеколюбия. Он создал сестру милосердия. Он возрастил в сердце христианского воина любовь ко врагу, которая так трогательно сказывается у Русского солдата. И если бы не было среди людей носителей этого Христова мира, то и человеческим войнам никогда не было бы конца. Но ради этих избранников, по слову Спасителя, страшные дни кровопролитий прекращаются (Мф. 24:22).

Ваши Императорские Величества!

Дай Бог, чтобы настоящая война скорее окончилась. Но дай же, Боже, чтобы и ангельская песнь о мире громче и громче раздавалась среди людей, глубже и глубже проникала в их сердца. Не диссонанс она составляет бранному времени, а служит, напротив, единственным условием его прекращения в будущем; и когда-нибудь даже навсегда. Да будет так!

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.

С светлым праздником Рождества Христова, праздником мира и Божия к людям благоволения, приветствую Ваши Величества.

Речь на славлении Христа у Их Императорских Величеств, в Большом Царскосельском дворце, 28 декабря 1905 года.

Ваши Императорские Величества!

Снова круг времен привел нас к светлому празднику Рождества Христова, снова во всех концах христианского мира разносится радостная песнь ангельская: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Но опять мы, как и в минувшем году, встречаем этот светлый праздник не в радостной обстановке. По грехам нашим тяготеет над всеми нами праведный гнев Божий. Тяжелая внешняя война сменилась внутренней междоусобицей. Что доходило до нас, как отдаленное предание от лет древних, о раздиравших Отечество наше междоусобиях, то воочию опять теперь совершается пред нами. Братоубийственная вражда поддерживается безверием и забвением Бога. Святые заветы Церкви многими кощунственно попираются. Нет среди нас мира, нет покоя и отрады. Но тем дороже должен быть сердцу нашему настоящий светлый праздник Христов.

Когда темные тучи застилают светлый лик солнца, когда разрушительный ураган пронесется над трепетной землей, тем радостнее вся тварь живая встречает тогда светлый луч солнца, все собою согревающого и оживляющого. И нас всех облегли ныне темные тучи скорби и печали. Но тем драгоценнее нам должен быть теперь светлый Лик Христа, Источника жизни и света, мира и радости. Стоит Он, Милосердый, всегда у дверей сердца нашего, особенно горем и скорбью удрученного, стоит и стучит. И кто услышит голос Его и дверь отворит, к тому Он входит и радость небесную с Собою приносит.

Ваши Императорские Величества!

Обратим и мы все взор свой к родившемуся нас ради Спасителю нашему, как Источнику жизни, дабы получить от Него радость сердца и с веселием воспеть дивную песнь ангельскую: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Да дарует же Господь сию радость Свою святую сердцу Вашему, и да будет светел Вам настоящий наш праздник Рождества Христова! С сим праздником Ваши Величества радостно поздравляю, и молитвенно желаю, да благословит и да хранит Вас Господь на многие лета.

Речь на славлении Христа у Их Императорских Величеств, в Императорском Царскосельском дворце, 27 декабря 1906 года.

Всемилостивейший Государь и Всемилостивейшая Государыня!

Снова Господь судил нам лицезреть Ваши Величества и радостно приветствовать Вас с светлым праздником Рождества Христова. Снова слышим мы священные слова ангельского песнопения: Слава в вышних Богу, и на земли мир. Значение ангельской песни сохраняется для христианского сердца во всей своей силе, несмотря на окружающие нас явления ужаса, вражды, злобы и убийств. О злодеях мы говорим, что они потеряли облик христианский. Мир же, возвещаемый ангелами, составляет один из элементов Царства Божия, которое есть правда, мир и радость о Духе Святом. Об этом Царстве нельзя сказать, что вот оно там или здесь, оно не приходит приметным образом, но хранится во внутренних тайниках верующей души, в ее соприкосновении с источниками Божественной жизни. Апостол Иоанн Богослов о явлении Христа в мир говорит так: Жизнь явилась, с которою в неразрывную связь он поставляет свет и любовь. Но где жизнь, там и радость. Поэтому и рождение Христа, явление жизни, которая была у Отца (1Ин. 1:2), радостно приветствовалось и ангелами, и людьми, и природой, и будет всегда радостно встречаться всем христианским миром. И мы ныне, приветствуя Ваши Величества с сим светлым праздником, молим Господа, да дарует Он сердцам Вашим святую радость жизни Христовой, света Христова и любви Христовой и да сохранит Вас в здравии и благоденствии на многая лета. Отечеству же нашему да дарует Господь мир и да сотворит Ваше, Государь, царствование славным и в истории великим во все роды родов.

Речь на славлении Христа у Их Императорских Величеств, в Императорском Царскосельском дворце, 27 декабря 1907 года.

Ваше Императорское Величество!

Светлый праздник Рождества Христова всегда уносит мысль нашу к началу христианства, к тем святым воспоминаниям, которыя соединяются с обстоятельствами Рождения Господа нашего. Живо предносятся пред нами Вифлеемская звезда и пещера, Иосиф и Мария, волхвы и пастыри, Богомладенец Иисус и ангелы, ппоющие и славословящие рождение Его сею священной песнью: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. В течение веков эта умилительная песнь ангельская с священным благоговейным трепетом повторяется миллионами уст христианских, как колыбельная песнь христианская, успокоивающая, нежная, сердцу драгоценная. В мире человеческом продолжают жить распри, вражда, убийства, кровопролития, которые то стихают, то усиливаются, как разрушительный ураган. А священная песнь ангельская о мире не перестает раздаваться при всех разнообразных направлениях жизни человеческой, постоянно всем напоминая, что не в распрях Господь, не во вражде Господь, но в мире Господь, в кротости и смирении. Было некогда великое нечестие во Израиле. Горько жаловался на беззакония людские пред Лицем Господа пророк Илия: возревновал я о Господе Саваофе, говорил он, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечем; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее. И сказал Господь: выйди и стань на горе пред Лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и сильная буря, горы раздирающая, и скалы разрушающая, но не в буре Господь; после бури землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь (3Цар. 19:10–11).

Итак, в веянии тихого ветра Господь, в мире Господь. А где Господь, там свет, жизнь и всякая радость. Поэтому и песнь ангельская о мире, как драгоценное сокровище, с светлым чувством всегда нами воспринимается. Ныне, в сии светлые праздничные дни, благоволите, Ваше Императорское Величество, принять наше почтительнейшее Вам приветствие с светлым праздником Рождества Христова и наши молитвенные Вам пожелания мира и радостей, ангелами возвещаемых. Да благословит и да хранит Господь Вас и всю Семью Вашу в мире и здравии на многия лета!


Источник: Митрополит Антоний. Речи, слова и поучения. — Издание третье. — СПб.: Синодальная Типография, 1912. — С. 246-247.

Вам может быть интересно:

1. Речи к новопостриженным инокам митрополит Антоний (Вадковский)

2. Речи по причащении наставников и студентов Академии протоиерей Александр Горский

3. Речь при пострижении в монашество и. д. доцента Ивана Петровых, в иночестве Иосифа, 26 августа 1901 г. митрополит Арсений (Стадницкий)

4. Речь студента 4-го курса А.А. Грибановскаго (будущего митрополита Анастасия) при погребении профессора А.П. Смирнова митрополит Анастасий (Грибановский)

5. Речь, произнесенная на публичном акте московской духовной академии. Критический разбор учения О. Конта о трёх методах философского познания профессор Виктор Дмитриевич Кудрявцев-Платонов

6. Речь о значении преподобного Сергия Радонежского в истории нашего монашества, произнесенная в торжественном собрании Московской Духовной Академии, бывшем 26 Сентября 1892 года профессор Евгений Евсигнеевич Голубинский

7. Речь, сказанная пред началом отпевания в Бозе почившего архимандрита Антония (Барвинского) профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский

8. Речи, произнесенные при выпусках воспитанников первого десятилетия Александровского военного училища протоиерей Александр Иванцов-Платонов

9. Речь ректора Казанской духовной академии архимандрита Никанора (Бровковича) по наречении его во епископа архиепископ Никанор (Бровкович)

10. Речь при наречении во епископа епископ Арсений (Жадановский)

Комментарии для сайта Cackle