Аттик, патиарх Константинопольский
Греческая Церковь чтит память св. Аттика, Константинопольского патриархa 8 января, а наша отечественная Церковь воспоминает его в числе преподоб. отцев в субботу сырной недели (Постн. Триодь, Канон, в суб. сырн. недели)1. В наших Четьи Минеях и прологах нет никаких сведений об этом преемнике св. Златоуста.
По низложении и ссылки св. Иоанна Златоуста, в начале июня 404 г., на его кафедру был избран Константинопольский пресвитер Арзаций. Он был брат Нектария, бывшего прежде Златоуста Константинопольским патриархом. Арзаций был глубокий старик (80 лет) и недолго управлял паствою, он скончался 11 ноября 405 г. По смерти Арзация, явилось много искателей патриаршей кафедры, из-за чего произошло замедление в избрании патриарxa. В начале 406 года был избран пресвитер Аттик, которого предпочли всем другим претендентам на патриаршую кафедру.
Аттик родом был, из Ceвастии, что в Армении; с юных лет вел подвижническую жизнь, под руководством македонских иноков. Перед этим временем в Армении Евстафий епископ Севастийский распространял еретическое учениe о св. Духе, подобно Македонию, и Аттик был сначала увлечен ею; впоследствии обратился к православию, был удостоен пресвитерскаго сана; но к сожалению, по словам Созомена, примкнул к партии врагов Златоуста (Созомея. ц. ист. к. 8. 2G). Папа Иннокентий 1-ый, признавая поставлениe Аттика на патриаршую кафедру противо каноническим, так как жив был еще св. Златоуст, отлучил его от церковного общения. Аттик с 407 г., по смерти св. Златоуста, по словам Барония, искал случая примириться с римским епископом, но достиг этого уже в 412 г., когда, по требованию папы, внес имя св. Златоуста в диптих своей церкви и побудил к тому же Кирилла, епископа Александрийского (Бароний 412 г. 47 стр.). Впрочем Сократ говорит иначе, почему Аттик внес имя св. Златоуста в диптих. «При епископе Аттике удивительно как процветали дела церкви – часто потому, что он управлял ими благоразумно, а частию и потому, что своими поучениями возбуждал народ к добродетели. Зная о разделении церкви, поскольку иоанниты (приверженцы И. Златоуста) собирались вне ее, он приказал поминать в молитвах Иоанна, подобно тому, как делается поминовение и о других усопших епископах, в той надежде, что через это многие возвратятся в церковь (Сокр. ц. ист. кн. 7 гл. 25. стр. 545). И действительно, партия, отделившаяся – было от общения с Константинопольским патриархом из-за Златоуста, примирилась с Аттиком. Сократ и Созомен много говорят об учености Аттика, о его природном благоразумии, о способности в управлении церковными делами, а через все это, в соединении с искренним благочестием, Аттик приобрел себе уважение от современников, и управление его принесло большую пользу церкви. Вот отзыв Сократа: «Он (Аттик), при великом образовании, был муж благочестивый и мудрый. От того-то и церкви при нем значительно умножились. Своим благоразумием он не только держал в союзе правоверных, но изумлял и еретиков.... Не пренебрегал он также и наукой, ибо много занимался сочинениями древних и просиживал над ними ночи; от-того философы или софисты не удивляли его. Да и в разговорах бывал он приятен и привлекателен и обнаруживал сострадание к скорбящим; словом, по Апостолу, бывал всем вся. Прежде, еще в пресвитерстве, он заучивал на память им же предварительно составленные слова и сказывал их в церкви; а впоследствии, с трудолюбием пpиобретши и смелость; говорил уже без приготовления самые торжественные проповеди». (Ц. ист. кн. 7. гл. 2). Аттик пользовался уважением не только от православных, но и от самих еретиков, потому что в обращении с ними был ласков и снисходителен. «Своим благоразумием, по замечанию Сократа, изумлял и еретиков и никак не решался мучить их; если же иногда и стращал, то после в отношении к ним высказывал свою снисходительность» (Ц. ист. кн. 7, гл. 2). Так однажды приближенные к нему советовали запретить Новацианам собираться на молитву вне города. Аттик заметил: вы не знаете, сколько они потерпели вместе с нами во время гонений при Констанции и Валенте. Сверх того, Новацане служат свидетелями нашей веры, ибо давно уже отделившись от церкви, они не ввели ничего нового по отношению к вере (Сократ, Ц. ист. (кн. 7 стр. 547). Кротко но с любовно обращался Аттик к заблуждавшимся братьям и еретикам. Так был однажды в Никее для рукоположения там епископа, и увидев тамошнего Новацианского епископа Асклепиада, спросил его, сколько лет он епископствует. Асклепиад отвечал: 50, «Счастливый ты человек, заметил ему Аттик, что так долго служишь доброму делу». Тому же Асклепиаду он заметил: «Новата я хвалю, а Новациан не одобряю». Изумившись при этом замечании, Асклепиад спросил: «как это ты говоришь, епископ»? – Новата, отвечал Аттик, хвалю, потому что он не хотел иметь общения с людьми, принесшими жертву (идолам); я и сам тоже сделал бы; а Новациан не хвалю, потому что они отлучают от мирян от общения и за малые грехи»,– На это Асклепиад заметил: кроме приношения жертв, по писанию, есть много и других смертных грехов, за которые вы отлучаете только клириков, а мы – и мирян, предоставляя прощение их единому Богу (Сократ, ц. ист. стр. 547). Но, впрочем, при таком снисходительном отношении к Новацанам, Аттик старался об искоренении среди них суеверий. Так, узнавши, что христиане, отделивишиеся от Новацан из-за разности в праздновании Пасхи, перенесли тело Савватия2 с острова Родоса, где он скончался в изгнании и, предав земле, молятся на его могиле, Аттик послал почью людей с приказанием зарыть тело Савватия в другом месте. После сего приверженцы Савватия, по обычаю пришедши к его могиле и нашедши ее разрытою, перестали чтить ее (д. ист. Сокр. стр. 546). И в других Аттик не одобрял излишнюю ревность не по разуму в искоренении ереси. Сократ рассказывает следующее событие. В Фригийском городе Синнаде был епископом некто Феодосий. Он неослабно преследовал находившихся там еретиков (которых много было из секты Македония) и изгонял их не только из города, но и из деревень. Это делал он не потому, чтобы в православной церкви обыкновенно подвергались гонению, и не по ревности к правой вере, но по страсти к сребролюбию, чтобы с еретиков собирать деньги. Но этому все приводил в движение против людей, мысливших согласно с Македонием, вооружал во вред им руки подчиненных себе клириков и употреблял бесчисленное множество ухищрений, даже не упускал случая призывать их в судилища, особенно же подвергал различным оскорблениям их епископа Агапита. Впрочем, для исполнения наказаний, ему казалось власти областных начальников недостаточно, он отправился еще в Константинополь и просил окружных указов. Но между тем, как Феодосий для этой цели медлил в Константиноноле, Агапит, бывший предстоятелем македонианского вероисповедания, пришел к благой мысли. Посоветовавшись со всем своим клиром и созвав подчиненный себе народ, начал он убеждать принять веру в единосущие (Сына Божия) и, когда достиг этого, тотчас же с великою толпою, или лучше, со всем народом отправился в св. церковь и, совершив молитву, занял престол, на котором обыкновенно восседал Феодосий. Таким образом соединив народ и потом проповедуя веру в единосущие, он сделался правителем и тех церквей, который зависели от Синнады. Спустя немного времени после этого события, является Феодосий и приносит с собою полномочие областным начальникам. Еще не зная ничего случившегося, он тотчас приходит в церковь, но, изгнанный из нее всеми вместе христианами, опять отправляется в Константинополь и, прибыв туда, оплакивает перед еипскопом Аттиком свое несчастие, как неожиданно изгнан он из епископии. Аттик рассудил, что это дело произошло с выгодою для церкви, и потому, утешив Феодосия словами, убедил его принять с терпением, жизнь в покое и научил предпочесть выгоды общественные своим, а Агапиту написал, чтобы он управлял епископию, не опасаясь ничего неприятного от огорчения Феодосиева» (Ц. Иct. кн. 12. гл. 3. стр. 506–508).– Но в отношении еретиков, опасных для православной церкви, Аттик был иногда строг. Патриарх Фотий говорит, что он ревностно защищал христианское учение от еретиков (Biblioth. Codl. 52). Аттик, по его словам, приглашал к себе Памфилийских епископов и убеждал их принимать строгие меры против мессалиан. Проспер и Mapий Меркатор говорят, что он изгнал Пелагиан из Константинополя и увещевал епископов разных стран предохранять себя от еретиков. (Бароний ad ann. 425, п. 20 ad ann. 417 п. – 13. 14). Папа Целестии 1-й за ревность и защиту православия от еретиков называл Аттика fortissimus calholicae fidei propugnator (Baron, ad ann. 413 n. 13). Из всех добродетелей, коими украшался Аттик, Церковн. историк Сократ восхваляет его сострадание к несчастным, щедрость и благотворительность к бедным. Аттик так был щедр, что заботился о бедных не только в своей епархии, но для утешения нуждающихся посылал деньги и в соседние города. Так он послал триста золотых монет пресвитеру Никейской церкви Каллиопию, при следующем письме:«Каллиопию Аттик желает здравия о Господе.«Я узнал, что в вашем городе тысячи страждущих от голода, нуждаются в милосердии людей благочестивых. Говоря тысяча, разумею не определенное количество, а множество. Но так как от человека, который добрыми распорядителями дает щедрою рукою, я получил несколько денег, и так как людям случается терпеть нужду для испытания тех, кто имеет достаток, но не дает нуждающимся, то прими, возлюбленный брат, эти триста золотых монет и издержи их, как захочешь. Захочешь же ты раздать их тем, которые стыдятся просить, а не тем, которые во все время своей жизни выставляли для прибыли свое чрево. И когда будешь давать, не обращай внимания на вероисповеданиe, но имей в виду только одно – напитать алчущих, не разбирая, но нашему ли они мыслят». (Ц. Ист. Сокр. кн. 7 гл. 25. стр. 545).
Сократ в своей Истории говорит, что «Аттик был изящен в установлении названий. Так гавань, находящуюся при устье Понта Эвксинского (Черного моря) и с давних пор называемую φαpμακὲυς (составитель лекарств, ядов), он назвал θεpαπεὶα (служение), чтобы, делая там молитвенные собрания, не означать этого места именем бесславным. А другое предместье Константинополя наименовал он Аргирополисом (серебряный город) – по следующей причине. Есть старинная гавань, Хрисополис (золотой город), лежащая при входе в Босфор. О ней упоминают многие древниe писатели: Страбон, Николай Дамаскин и знаменитый по красноречию Ксенофонт... Увидев, что место, лежащее против Хрисополиса, приятно и весело, Аттик сказал: этому месту прилично называться Аргирополисом, – и по его слову, оно с тех пор так и называлось». (Ц. Ист. стр. 547).
Современники уважали Аттика за его благочестие. Еще при жизни считали его святым и приписывали ему дар чудотворения. Так Сократ рассказывает о следующем событии « Упомянутые времена (патриаршества Аттика) не лишены также чудес, или исцелений. Именно один иудей, впав в расслабление, лежал на одре много лет. Над ним без пользы истощено было все искусство врачебной науки; ни мало также не помогли ему и все иудейские молитвы; наконец он обратился к христианскому крещению и верил, что оно одно будет истинным врачевством его. Это скоро сделалось известным епископу Аттику, – и он, огласив иудея и возвестив ему надежду на Христа, приказал принести его с одром в крещальню. Расслабленный иудей, приступив к крещению, с искреннею верою, лишь только воспринят был от крещальной купели, тотчас освободился от болей и потом уже был здоров. Такое исцеление сила Христова благоволила явить людям и в наши времена; и оно было причиною, что многие язычники уверовали и крестились». (Ц. Ист. стр. 508).3 Св. Аттик предузнал и предсказал время своей кончины «Если хочешь еще видеть меня, писал Аттик к пресвитеру Каллиопию, живым, поспеши прежде поздней осени в Константинополь; а когда замедлишь, то не застанешь». И Сократ, приведши эти слова св. Аттика, заметил: «сказав это, он не ошибся, ибо скончался в 21 год своего епископства, в 10 день месяца октября, в 11-е консульство Феодосиево и в первое Валентинианово» (стр. 448).
Император Феодосий 1-й в это время был в Фессалонике и, возвратившись в столицу, не застал уже погребения его; ибо Аттик предан был земле за день до прибытия самодержца. – После Аттика на патриарший престол был избран Сисиний, предшественник известного Нестория.
Из письменных трудов Аттика, кроме вышепреведенного письма к Никейскому пресвитеру Каллиопию (Ц. Ист. Сокр. кн. 7. гл. 25), сохранилось в церковной истории Никифора (Hist eccles. 1. 16. с. 26) письмо к Кириллу (епископу Александрийскому), а также два отрывка из слова на праздник Рождества Христова, на которые, как на памятник истинной веры, ссылался Кирилл в своем известном послании к императрице против Нестория. Эти отрывки были прочитаны в 1-м собрании 3-го Вселенского собора в Ефесе (Harduin. Collect. Concil. t. 1. p. 1407). Еще известен отрывок письма Аттика к Евпсихию, в котором излагается учение о Христе, как Сыне Божием. Этот отрывок находится Феодорита Кирского в его 2-м диалоге (по изданию Шульца, t. IV 16 стр.).
О св. Аттике: Ц. Ист. Сократа кн. 6. гл. 20, 7. 25; Созомена Церк. Ист. кн. 8. гл. 27. Бароний ad. ana. 406–41.; Hefele, статья Atticus.
* * *
«Пастыри и мудрые учителя, святители Христовы церкви, с преподобными вся воспоим... Митрофана священнков славу, с Нектарием, Аттиком, Геннадием, с вами же и Анатолия поим». (8-я песнь канона в сырн, субботу.).
Савватий был родом иудей. По прнятии христианской веры, он уклонялся в раскол Новациан. Новацианским епископом Маркианом посвящен был в сан Пресвитера. Савватий и по принятию христианской веры оставался привязанным к иудейским религиозн. понятиям; к тому же, по честолюбию, он имел замысел сделаться епископом и начал делать особые, отдельные от своего епископа собрания, под предлогом стремления к высшему совершенству и будто бы по скорби о некоторых, которые, по его мнению, недостаточно причащаются св. таин. Маркиан, узнав об этом, укорял себя за ошибку в рукоположении и, досадуя, говаривал: лучше бы мне тогда возложить свои руки на терние, чем возводить в сан пресвитерства Савватия. По сему случаю постарался созвать Собор новацианских епископов в Ангоре, торговой пристани близ Елеонополиса. На соборе обязали Савватия клятвою никогда не принимать епископского сана, а совершение Пасхи в один день с иудеями признали делом безразличными. Но и после Собора, Савватий продолжал делать свои отдельные собрания и от своих приверженцев, особенно простолюдинов, прянял наименование епископа (Ц. Ист. Сокр. стр. 424).
Здесь уместно привести одно чудесное событие, случившееся по смерти Аттика с одним иудеем. «Один обманщик иудей, притворяясь христианином, часто принимал крещение и, чрез эту хитрость, собирал деньги. Обманув уже такою хитростью многие ереси – ибо крестился и у Ариан, и у Македонян, – и не зная, кого бы еще обмануть, он наконец пришел к новацианскому епископу Пaвлу и, сказал, что он пламенно желает крещения, просил этого от его руки. Павел принял его желание, но объявил, что не прежде преподаст ему крещение, как по оглашению его учением веры и когда он проведет много дней в посте. Однако ж иудей, принужденный поститься против расположения, стал еще ревностнее умолять епископа о крещении, – и Павел, не желая дальнейшею отсрочкою огорчать усердного просителя, приготовил все нужное для крещения, – купил ему светлую одежду и, приказал наполнить водою купель крещальницы, привел к ней иудея с тем, чтобы крестить его. Но некою невидимою сплою Божиею вода исчезла. Епископ и присутствующие, не исследуя, как это произошло, подумали, что вода вытекла чрез находившееся внизу отверстие, чрез которое обыкновенно выпускали ее, а потому, тщательно закрыв все отверстия купели, снова наполнили ее. Но едва лишь опять приведен был иудей вода вдруг исчезла. Тогда епископ сказал ему: послушай или ты лукавишь, или, и сам не ведая, принял уже крещение. Потом на это чудо сбежался народ, – и некто, узнав иудея, засвидетельствовал, как самовидец, что он был крещен епископом Аттиком» (Сокр. Ц. Ист. 528 стр.).