архиепископ Аверкий (Таушев)

Глава четвертая. ВТОРОЕ ВИДЕНИЕ: ВИДЕНИЕ БОГА, СИДЯЩЕГО НА ПРЕСТОЛЕ, И АГНЦА

Четвертая глава содержит в себе начало нового – второго видения. Изображение нового величественного зрелища, открывшегося пред взором св. Иоанна, начинается повелением ему взойти в отверстую дверь неба, чтобы увидеть, «чему надлежит быть по сих» (Откр. 4:1). Отверзение двери означает обнаружение сокровенных тайн Духа. Словами «взыди семо» повелевается слушающему совершенно отрешиться от земных помышлений и обратиться к небесным. «И абие бых в дусе» (Откр. 4:2), то есть вновь в состоянии восхищения, св. Иоанн увидел, в этот раз Самого Бога-Отца, Сидящего на престоле. Вид его был подобен драгоценным камням «иаспису» («камень зеленеющийся, яко смарагд») и «сардинови» (сардис, или сердоник, цвета желто-огненного). Первый из, этих цветов – зеленый, по толкованию св. Андрея Кесарийского, означал то, что Божественное естество вечноцветуще, живоносно и пищеподательно, а второй – желто-красно-огненный – чистоту и святость, вечно пребывающие в Боге, и грозный гнев Его к тем, которые нарушают Его волю. Соединение этих двух цветов указывает на то, что Бог карает грешников, но в то же время всегда готов простить искренно кающегося. Явление Сидящего на престоле было окружено «дугой» (радугой), подобно смарагду, камню зеленого цвета, что означало, как и радуга, явившаяся после потопа, вечную милость Божию к человечеству. Самое сидение на престоле означало открытие Суда Божия, имеющего открыться в последние времена. Это еще не последний Страшный Суд, но суд предварительный, подобный тем судам Божиим, которые совершались неоднократно в истории человечества над согрешившими людьми (Всемирный потоп, гибель Содома и Гоморры, гибель Иерусалима и многие другие). Драгоценные камни яспис и сердоник, а также радуга вокруг престола, являющаяся символом прекращения гнева Божия и обновления мира, обозначают, что суд Божий над миром, то есть огненное истребление его, окончится обновлением его. На это особенно указывает свойство ясписа исцелять язвы и раны, полученные от меча (Откр. 4:1–3).

Вокруг престола на 24 других престолах восседали 24 старца, облеченных в белые одежды, с золотыми венцами на головах. Существует много самых разнообразных мнений и предположений, кого нужно понимать под этими старцами. Несомненно одно, что это – представители человечества, угодившего Господу. Многие полагают, основываясь на обещании, данном св. Апостолам: «сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф. 19:28), что под этими 24 старцами надо разуметь 12 представителей ветхозаветного человечества – св. Патриархов и Пророков, и 12 представителей новозаветного человечества, каковыми по праву могут почитаться именно 12 Апостолов Христовых. Белые одежды – символ чистоты и вечного празднования, а золотые венцы – знак победы над демонами. От престола «исхождаху молния и громи и гласи» (Откр. 4:5) – это указывает на то как страшен и ужасен Бог для нераскаянных грешников, недостойных его милости и прощения. «И седмь свещников огненных, горящих пред престолом, яже суть седмь духов Божиих» (Откр. 4:5) – под этими «семью духами» надо понимать или семь главных Ангелов, как объясняет св. Ириней, или семь даров Св. Духа, перечисляемых св. пророком Исаиею (Ис. 11:2). «И пред престолом море сткляно, подобно кристаллу» (Откр. 4:6) – кристальное море, как неподвижное и тихое, в противоположность бурному морю, виденному позже св. Иоанном (Откр. 13:1), должно означать, по мнению многих толкователей, «множество святых сил небесных, чистое и бессмертное» (св. Андрей Кесарийский), это – души людей, не волновавшихся бурями житейского моря, но, подобно кристаллу, отражающие семь радужных цветов, проникнутые семью дарами благодати Духа Святого. «И посреде престола и окрест престола четыре животна исполнена очес спреди и созади» (Откр. 4:6) – некоторые думают, что под этими животными разумеются четыре стихии и Божие ими управление и сохранение, или Божие владычество над небесным, земным, морским и преисподним. Но, как ясно из дальнейшего описания вида этих животных, это, без сомнения, те самые ангельские силы, которые в таинственном видении св. пророка Иезекииля (Иез. 1) на реке Ховар поддерживали таинственную колесницу, на коей как царь, восседал Господь Бог. Эти четыре животных послужили как бы эмблемами четырех Евангелистов. Множество очей их означает Божественное всеведение, знание всего прошедшего, настоящего и грядущего. Это верховнейшие и приближеннейшие к Богу ангельские существа, непрестанно славящие Бога (Откр. 4:4–11).


Вам может быть интересно:

1. Апокалипсис или откровение святого Иоанна Богослова – Глава пятая. ПРОДОЛЖЕНИЕ ВТОРОГО ВИДЕНИЯ: ЗАПЕЧАТАННАЯ КНИГА И АГНЕЦ, КАК БЫ ЗАКЛАННЫЙ архиепископ Аверкий (Таушев) 181,9K 

2. Апокалипсис или откровение святого Иоанна Богослова – Глава третья. НАСТАВЛЕНИЯ МАЛОАЗИЙСКИМ ЦЕРКВАМ: САРДИЙСКОЙ, ФИЛАДЕЛЬФИЙСКОЙ И ЛАОДИКИЙСКОЙ архиепископ Аверкий (Таушев) 181,9K 

3. Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова – Глава 4 святитель Андрей Кесарийский 277K 

4. Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова – Глава 5 святитель Андрей Кесарийский 277K 

5. Толкование на книгу Апокалипсис – Глава IV профессор Александр Павлович Лопухин 162,9K 

6. Руководство к изучению Нового Завета. Апокалипсис профессор Александр Васильевич Иванов 21,2K 

7. Толкование на книгу Апокалипсис – Глава I профессор Александр Павлович Лопухин 162,9K 

8. Толкование на послание к Евреям – Глава тринадцатая Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский 113,9K 

9. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Апостол – Часть I. Церковь Христова из иудеев (главы 1–12) архиепископ Аверкий (Таушев) 159,9K 

10. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Апостол – Апокалипсис или Откровение святого Иоанна Богослова архиепископ Аверкий (Таушев) 159,9K 

Комментарии для сайта Cackle