епископ Августин (Гуляницкий)

Руководство по основному богословию

Содержание

Предварительные понятия о науке

Отдел I. О религии и откровении вообще А. О религии Б. Об откровении Отдел II. Богооткровенная религия Глава I. Ветхозаветная религия Глава II. Новозаветная религия или христианство Глава III. О сохранении истинного христианского откровения в православной церкви Прибавление. О религиях вне христианства А. Внутренние признаки ложности естественных религий. Б. Внешние признаки ложности естественных религий Послесловие вместо предисловия ко 2-му исправленному изданию  

 
Предварительные понятия о науке

§ 1. Определение науки. Основное Богословие (или по программе для духовных семинарий 1884 г.). Введение в Православное Богословие представляет собою систематическое изложение рациональных оснований в пользу истины о Божественном происхождении и Божественном достоинстве христианства, как религии Богооткровенной, сохраняемой во всей целости и неповрежденности в церкви Православной.

Таким образом, предметом Введения в Православное Богословие служит истина о Божественном происхождении и о Божественном достоинстве Христианства, как религии Богооткровенной, сохраняемой во всей целости и неповрежденности в церкви Православной; задача его состоит в рациональном уяснении и научном обосновании указанной истины; содержание его составляют самое это уяснение и научное обоснование ее. Своим источником наша наука имеет как Божественное откровение (Священное Писание и Предание), на основании которого, главным образом, уясняется смысл положения христианской веры, о которых идет речь во Введении в Богословие, так и разные области человеческого ведения (главным образом науки философские, исторические и некоторые науки естествоведения), которые служат собственно к научному уяснению и обоснованию христианства.

§ 2. Метод науки. Метод науки Введение в Православное Богословие должен быть положительный (Програм. стр. 1).

Все доказательства истины Божественного происхождения и достоинства христианства, при всем их множестве и разнообразии, могут быть разделены на доказательства положительные и отрицательные. Положительные доказательства в пользу христианства – это такие, которые прямо и непосредственно проясняют и укрепляют нашу веру, которыми устраняются и подрываются возможные и высказываемые против нее возражения и которые дают возможность уже спокойно рассматривать различные сомнения и недоумения, необходимым образом приражающиеся ко всякому нашему знанию в настоящей жизни. К ним относится; прежде всего, осмысленное изложение того, что есть христианская религия, надлежащее уяснение всех ее составных частей, также выяснение внутренней связи между отдельными ее истинами, так как в этой связи нередко заключается сила их. Хотя все это может и не иметь формы доказательства в строго логическом смысле этого слова, однако же изъяснение, уяснение в подходящих случаях (в философии и Богословии) всегда признавалось и признается одним из первых и существенных приемов постижения, выразумения истины и убеждения в ней.1 И действительно, в отношении к христианской религии нередко достаточно бывает точно изложить и надлежаще уяснить ту или другую христианскую истину, чтобы светлый образ ее предстал в целостном виде, и всякий беспристрастный человек легко может видеть, что это – действительно истина, исполненная света для нашего разума и животворности для нашей деятельности, вообще же вполне отвечающая коренным потребностям нашего духа. Таким образом, этот прием защиты ее нередко вполне успешно достигает цели, доводя истинность того или другого положения ее до очевидности и делая даже излишними другие строго формальные доказательства его. Затем, к положительным доказательствам христианства принадлежат в строгом смысле положительные рациональные доказательства христианской религии. Они состоят собственно в указаниях в пользу христианской религии, с надлежащими разъяснениями и обоснованиями, разного рода положительных данных науки и разума, т.-е. таких данных, которые заимствуются из области всего естественного (не основанного на авторитете сверхъестественного откровения) знания, главным же образом из наук философских, исторических и некоторых естественных. При посредстве этих доказательств. Введение в Богословие открывает и устанавливает согласие между науками богословскими и не богословскими, между разумом и откровением, показывает, что с точки зрения самой науки в ее лучших представителях, с точки зрения самого разума в его здравых понятиях, христианство не может быть не признано за религию не только совершенную, но и единственно истинную и богооткровенную. Отрицательные, или косвенный доказательства (док. от противного) истины христианской религии вообще говоря, состоят в критическом разборе противорелигиозных и противохристианских воззрений и от несостоятельности этих последних заключают к истинности соответствующего им религиозно-христианского решения вопроса. По самому свойству нашей науки отрицательные или косвенные доказательства решительно необходимы в ней. Но в виду требования от нашей науки положительного метода положительные доказательства в ней должны стоять на первом плане, а косвенные должны занимать в нашей науке свойственное им второстепенное место. Вообще же Введение в Богословие из числа антирелигиозных и антихристианских воззрений должно останавливаться только на тех, чрез которые больше уясняется положительная истина, которые принадлежат новейшему времени и которые вытекают из каких-либо цельных систем миросозерцания.

§ 3. Различные названия науки и мысль соединяемая с каждым из них. Наша наука имеет различные названия. Она называется Основным Богословием (Fundamental, theol.), потому что доказывая ту истину, что христианство есть единственно истинная, богооткровенная религия, она этим самым полагает основу для всех прочих наук христианского богословия; без убеждения в божественном происхождении христианской религии, все христианско-богословские науки не имели бы под собою достаточно твердой почвы. Так как по отношению ко всем прочим богословским наукам, занимающимся изложением самого содержания христианства и его частных истин, эта наука по своему содержанию служит как бы общим введением, или пропедевтикою к ним, то она называется также Общим (generalis) Богословием и Введением в Богословие. Кроме этих названий, нашей науке в богословской литературе усвояются еще и другие, более или менее верно выражающие собою ее задачу. Так, она называется Апологетикой, потому что имеет целью систематически защитить истину божественного происхождения христианства против современных нападений на нее; это название в настоящее время одно из самых употребительных для нашей науки на западе. Называется философией религии и христианства, потому что защищает религию вообще и христианство в частности при помощи научных, по преимуществу философских исследований и приемов; называется еще Богословскою энциклопедией (подобно энциклопедии права), когда излагает общий взгляд на христианство, лежащий в основе всех других богословских наук.

§ 4. Состав и разделение науки. Полное раскрытие истины о божественном происхождении христианской религии предполагает, прежде всего, наследование о религии и откровении вообще, в котором должно быть дано понятие об истинной религии и истинном откровении, затем – о религии христианской, как такой, которая именно обладает свойствами и характером истинной религии, истинного сверхъестественного откровения. При этом в виду того, что христианская религия исповедается не одинаково различными христианскими народами (есть исповедание христианства православное, католическое, протестантское), необходимо еще решить вопрос о том, где же содержится богооткровенная христианская истина в ее чистом и неизменном виде. Так как, кроме христианства, существовало и существует не мало других религий, то в виду основной задачи науки не бесполезно, хотя в прибавлении к ней, показать характер и значение других исторически-известных религий, существовавших и существующих вне христианства, чтобы уяснить и доказать несравненное превосходство христианства пред всеми другими религиями. Таким образом, весь состав нашей науки слагается из следующих 2-х отделов и 3-его прибавления.

* * *

1

Примечания, обозначаемые цифрами, смотр. в конце книги, в особом приложении.


Источник: Августин (Гуляницкий). Руководство к основному богословию. М.: Университетская типография, 1904.

Комментарии для сайта Cackle