Источник

Глава XXI. Тир

«И созда Тир твердыни себе и собра сребро яко перст и злато яко брение путий. Сего ради Господь наследит я и поразит в море силу его…»

(Зах 9:3–4)

Тир еще поразительнее со стороны моря. Там такое хаотическое разрушение! Гранитные основы его гавани, мраморные колонны, резные капители и архитравы его храмов – все скатилось в море и сделалось игралищем скачущих по ним волн! Спросим у него с Пророком: Кто замолкнул так, как Тир среди моря? Какую мзду приобрел он от этого моря, над которым он царствовал? – Я искал в самых волнах последние остатки его величия; по пояс в воде, переступая с одного мрамора на другой, мы достигли до передовой молы древнего Тира: она открылась мне под светлою пеленою моря в поразительном виде огромного креста: – Тяжкий крест! подумал я, тяжелейший этого гранитного креста, скрытого в глубине морской, на котором он был основан, носит теперь на себе злосчастный Тир! – «За то, что он сказал о Иерусалиме: Так вот, сокрушился он, – врата народов, – он обратился ко мне, он опустел, – а я наполнился! – За то вот что вещает Адонаи Господь: Вот я Сам на тебя, Тир! и наведу на тебя многие народы, как восходит море волнами своими, – и обвалят стены Тира и опрокинут башни твои и развею прах его из него, и превращу его в гладкий камень – и он будет на море для сушения неводов». Это пророчество повторяет два раза Иезекииль. За сим следует страшное описание нашествия Навуходоносора. – Чтоб видеть вполне великолепие Тира, будем продолжать чтение Иезекииля. Глава 27: «И бысть слово Господне ко мне, глаголя: И ты сыне человечь, возми на Сор 195 плачь. И речеши Сору населенному на морстем входе, торжищу людей и островов многих. Сия глаголет Адонаи Господь Сору: ты рек еси: аз сам возложих на мя мою доброту. В сердцы морстем Веелиму, и сынове твои возложиша на тя доброту. Кедр от Санира истесася тебе, тонкия доски кипарисныя от Ливана взяты Быша, еже сотворити тебе ядрила слова. От Васанитиды сотвориша весла твоя: святилища твоя состроиша от слоновых костей, домы древяны от островов Хеттиимских. Виссон со испещрением от Египта бысть тебе постеля, еже обложити тебе славу, и облещи тя в синету и в багряницу от островов Елиссе, и бысть одежда твоя. И князи твои живущии в Сидоне, и Арадиане Быша весленицы твои: премудрии твои, Сор, иже Быша в тебе, сии кормчии твои. Старейшины Вивлийстии и премудрии их, иже Быша в тебе, тии укрепляху совет твой: и вси корабли морстии и весленицы их Быша в тебе к западом западов. Персяне, и Лидяне, и Ливиане, беша в силе твоей, мужи доблии твои щиты и шлемы повесиша в тебе, сии даша славу твою. Сынове Арадийстии, и сила твоя на забралех твоих окрест: но и Мидяне в пиргех (на башнях) твоих Быша стражие, тулы (колчаны) своя обесиша на забралех твоих окрест: сии совершиша твою доброту. Кархидоняне купцы твои, от множества силы твоея, сребро и злато, и медь и железо, и чистое олово и свинец даша куплю твою. Эллада вся и ближнии твои продаяху в тебе душы человечи: и сосуды медяны даша куплю твою. От дома Форгамова 196 кони и конники и мщята (лошаков) даша куплю твою. Сынове Родийстии купцы твои, от островов умножиша куплю твою, зубы слоновы, и вводимым воздавал еси мзды твоя. Человеки куплю твою от множества примешенца (промена) твоего, стакти и пестроты и синету от Фарсиса, и Рамоф и Хорхор даша куплю твою. Иуда и сынове Исраилевы, сии купцы твои: продаянием пшеницы, и миров, и касии, и первый мед, и елей, и ритину, даша примешенцу твоему. Дамаск купцы твои от множества всея силы твоея, вино от Хелвона и волну блещашуся от Милита и вино Деданово и Ионаново и Меозелево, в куплю твою даша. От Ассиила железо деланное и колеса в примесницех твоих суть. Дедан 197 купцы твои со скоты избранными в колесницы. Аравия и все князи Кидарстии, сии купцы рукою твоею, велблюды и овны и агнцы в тебе продадят, ими же куплю творят. Купцы Савы и Раммы тии купцы твои с первыми сладостми и с камением драгим, и злато даша куплю тебе. Харран, Ханаа и Дедан сии купцы твои: Сава, Ассур и Харман купцы твои, приносяще куплю синету и червленицу и испещренная и сокровища избранная связана ужами, и кипарисная (в крепко закупоренных сундуках кипарисных). Корабли в тех купля твоя; (корабли) Кархидонстии купцы твои во множестве смесник твоих; и насытился еси и отягчал зело в сердцах морских. В воде мнозе привождаху тя весленицы твои: ветр южный сокруши тя в сердце морстем. Быша силы твоя, и мзда твоя от смесник твоих, и весленицы твои, и кормчии твои, и советницы твои, и смесницы от смесников твоих, и вси мужи твои доблии в тебе: и весь сонм твой падут среде тебе в сердцы морстем, в день падения твоего. От гласа вопля твоего кормчии твои страхом убоятся. И снидут с кораблей своих вси весленицы твои, и всадницы, и ловцы морстии на земли станут. И воскликнут на тя гласом своим и воскричат горце, и возложат землю на главы своя, и прах постелют. И оплешивеют над тобою плешми, и облекутся во вретище и восплачутся о тебе в горести души и плачем горьким ужаснутся. И возмут о тебе сынове их плачь, возрыдают плаканием о тебе: кто яко же Тир умолкнувший среде моря; колику обрел еси мзду от моря? Наполнил еси страны от множества твоего и от смесник твоих, обогатил еси вся цари земныя. Ныне же сокрушился еси в мори, во глубинах водных смесницы твои, и весь сонм твой среди тебе падоша и вси весленицы твои. Вси же живущии во островех уныли по тебе, и царие их ужасом ужасошася, и прослезися лице их. Купцы от язык позвиждут о тебе, в погибель был еси, и к тому не будеши ввек, глаголет Господь Бог».

Фрагмент рукописи А. С. Норова с планом Тирской гавани

Иезекииль, предрекший суд Божий над Тиром, сохранил нам и память преступлений его: «Понеже вознесеся сердце твое и рекл еси: аз есмь Бог, в селение Божие вселихся в сердце морстем, ты же человек еси, а не Бог! и положил еси сердце твое яко сердце Божие»… «В сладости Рая Божия был еси, всяким камением драгим украсился еси, сардием, и топазием, и смарагдом, и иакинфом, и анфраксом, и сапфиром, и иасписом, и сребром, и златом, и лигирием, и ахатом, и амефистом, и хрисолидом, и вириллием, и онихом, и златом наполнил еси сокровища твоя, и житницы твоя от него же дне создан еси. Ты с херувимом вчиних тя в горе святей Божии, был еси среде каменей огненных. Был еси ты непорочен во днех твоих от него же дне создан еси, дóндеже обретошася неправды в тебе. От множества купли твоея наполнил еси сокровища твоя беззакония и согрешил еси и уязвлен еси от горы Божия: и сведе тя херувим осеняяй от среды камыков огненных. Вознесеся сердце твое в доброте твоей, истле хитрость твоя с добротою твоею: множества ради грехов твоих на землю повергох тя, пред цари дах тя во обличение. Множества ради грехов твоих и неправд купли твоея, осквернил еси святая твоя, и изведу огнь от среды твоея, сей снесть тя: и дам тя в прах на земли пред всеми видящими тя. И вси ведящии тебе во языцех возстенут по тебе: пагуба учинен еси, и не будеши к тому ввек!» (Иез 28:2; 13–20)

Кто не содрогнется при чтении этих глаголов Божьих на самых развалинах Тира. Мы видели, как одна арабская барка едва не разбилась о подводные камни разрушенной Тирской гавани, ища в ней защиты от юго-западного ветра.

Финикийское слово сур, по толкованию, значит скала. Остров, на котором был построен Тир, есть голая скала, образованная как голова молотка; перешеек составляет теперь его рукоять.

Этот перешеек, или рукоять молотка и нижняя часть его, теперь застроены несколькими бедными домами, а верхняя часть острова, или, молотка, большею частью обнажилась в гладкий камень, как говорит Пророк Иезекииль, а в иных местах, составляя задние дворы домов, занята их огородами. От передовой молы, где стояли корабли всех народов, где была гавань, называемая Египетскою 198, видно только подводное крестообразное основание и несколько развалин. Внутренняя гавань была закрыта другою молою на север и на юг, то есть направо и налево от острова 199; развалины северной молы еще видны, а с юга они уже совсем сбиты морем, за исключением двух подводных развалин. Теперь суда становятся за малыми остатками северной молы, против которой на углу острова устроен маяк. Город и внутренние гавани были защищены со стороны берега, с обеих сторон перешейка, стенами и башнями, которые выходили из воды. Вход в обе эти гавани с моря заграждался в случае войны железными цепями, которые протягивались от угловых башен передовых мол к угловым башням внутренних мол со стороны земли.

Развалины мол и трех или четырех башен, из которых иные уже угрожают паденьем, составляют лучшее украшение Тира. Едва ли найдется теперь в нем десять порядочных домов, все остальное строенье состоит из мазанок. Купцы тирские, которые, по выражению Исаии, были славные князи земли, заменены двумя факторами, которые исправляют комиссии некоторых прибрежных городов Сирии, для складки небольшого количества хлеба и хлопчатой бумаги. Я не думаю, чтоб здесь было более 200 жилищ и 2000 жителей.

Древний Тир занимал также весь берег противоположный острову и простирался на восток, на четверть часа пути от моря до одной скалы, которая видна из города и обозначена в моем рисунке. Перерывающиеся своды водопроводов и несколько обломков колонн показывают туда путь. Эти водопроводы направлены также и от Расуль-Айна или Пале-Тира. Полагают, что это место древнее самого Тира и что жители Пале-Тира после нашествия Навуходоносорова перешли на остров, соединенный после с твердою землею плотиною Александра Великого. Много было предположений по этому предмету, но вероятнее, что Тир, в совокупности, занимал весь этот берег и что Пале-Тир был его самым древним кварталом. Трудно было б решить, как такой многолюдный город, подвергаемый стольким иноплеменным нашествиям, мог оставить ключ водного продовольствия своего в руках неприятельских. Мы знаем, что, за исключением наружных водопроводов, Тир имел еще потаенные в недрах земли; но это бы все не оправдывало такой беспечности. Хотя теперь в самом Тире есть небольшие колодези, но они были б недостаточны и для теперешних жителей без того колодезя, который находится на берегу, возле развалин поблизости от города, и куда проведена вода из Расуль-айна подземным путем, доныне не открытым. Все соображения приводят к вероятнейшему мнению, что Пале-Тир и остров Тир были одним и тем же городом. Так как Тир не мог существовать без Пале-Тира сохранявшего ключ его водной системы, так и Пале-Тир, где полагают древний город, не мог существовать без той гавани, которая открывала ему владычество на морях. При Салманасаре, 136 лет до нашествия Навуходоносорова, Пале-Тир составлял только принадлежность Тира. Салманасар, принужденный возвратиться в Ниневию, велел не прекращать осады Тира, продолжая удерживать водопроводы пале-Тирские; сверх того он окружил город шестьюдесятью кораблями, что никак не может относиться к Пале-Тиру 200. Пророчество Иезекиилево, писанное за несколько лет до нашествия Навуходоносорова, показывает, что остров Тирский был и тогда уже принадлежностью города, тем более, что он составлял его единственную гавань. Пророк Исаия также говорит о Тире как об острове (Ис 23:2). У Страбона даже сказано, что весь Тир есть остров 201. Вероятно, что остров Тирский простирался еще далее в море, подобно лагунам Венеции, которая во многих отношениях имела сходство с Тиром. В письме Гирама, царя Тирского, к Соломону тирияне просят, взамен доставляемого ими леса для храма Иерусалимского, прислать им хлеба, потому что они, будучи островитянами, не занимаются земледелием. Храм Юпитера Олимпийского в Тире был сооружен на отдельной скале – вероятно, на той, которая видна в южной внутренней гавани.

После блестящего описания Тира у Иезекииля, который сравнил этот город с Херувимом посреди камней огненных, все другие описания будут излишними. Финикияне тирские первые раскрыли обширность земного шара, ограниченного дотоле столпами Геркулесовыми. Они были Коломбами древнего мира: Terrarum orbis avida, говорит Плиний о Тире 202. Все науки перешли в Грецию из Финикии. Известно, что Кадм, изобретатель письмен, был финикиянин. Тирияне обогнули Африку, открыли Тапробану и Индию, проникли в Персидский залив и в Чермное море. С другой стороны, они поднялись выше Англии и достигли до Исландии. Греки александровы по взятии Тира узнали, как полагают, от тамошних мореходцев, о существовании Тюле (Thule) или Исландии 203. Тирияне, для коммерческих выгод, часто скрывали свои открытия 204. Древнее название Исландии есть, по свидетельству ученого Бохарта, финикийское, значащее: мрачный остров 205. По мере своих открытий тирияне поселяли везде свои колонии; от одной из них возник Карфаген; но он не помог Тиру при осаде Александра Великого.

Начало Тира скрыто в веках баснословных. Основание его приписывают Агенору, отцу Кадма и Европы; но историческое его существование начинается со времен Иисуса Навина, около 1500 л. до Рождества Христова. В Книге Иисуса Навина он назван твердым городом Тириян (Нав 19:29). Всем известны гибельные нашествия на Тир Салманасара, Навуходоносора и Александра Великого. Навуходоносор осаждал Тир в продолжение тринадцати лет. Но способы Тира были так велики, что после всех этих злосчастий он вставал почти в прежнем блеске; все это предречено было Пророками. После владычества египтян Тир был покорен Помпеем, Риму. При Императоре Адриане Тир сделался опять столицею Сирии. Впоследствии участь Тира была сопряжена с участью всей Сирии. Восстановленный крестоносцами, он подпал опять под иго мусульман в конце XIII века. Устрашенные судьбою Акры, покоренной сарацинами, почти все жители Тира отплыли в одну ночь и рассеялись по берегам и островам Средиземного моря, оставя знаменитой скале своей одно громкое имя и несколько рыбачьих хижин!..

Искупитель мира освятил это грустное место Своим присутствием. Предания палестинские говорят, что здесь в то время, когда Иисус учил народ, одна жена воскликнула из толпы: «Блаженно чрево носившее Тебя, – и грудь вскормившая Тебя!» Во время крестоносцев показывали еще камень, на котором восседал Спаситель, уча народ. Этот камень был увезен, кажется, венецианцами. Он находился на том месте, где теперь развалины соборного храма. Божественный свет Иисуса проник сюда вскоре по Его Вознесении. Мы видим из Деяний Апостольских, что святой Павел, на пути своем из Кипра в Иерусалим, нашел уже здесь церковь или общество христиан, собранных во Имя Иисуса. В Тире был созван собор; знаменитые Епископы пасли здесь церковь. В их числе был известный Вильгельм, прозванный Тирским. Ориген здесь кончил жизнь свою; его гробницу показывали еще в XI веке. Собор, посвященный славным Евсевием Епископом Кесарийским, частью еще существует; я посетил с благоговением его развалины; они значительны и находятся на юго-восточной оконечности Тирского острова. Несколько огромных колонн остались от великолепия храма. Я всходил на полуразрушенное крыльцо башни глядеть на картину запустения и на солнце, заходящее в шумные волны, поглотившие столько славного! Снежная вершина Эрмона, – Финикийский Саир, на котором погасали последние отблески дня, – хранит, в хладном молчании, верную повесть былого!..

* * *

195

Сур, Тир.

196

Пергам? Троя.

197

Между Алепом и Дамаском.

198

Strabonis Geographica / Ed. A. Meineke. 3 vol. Lpz., 1877. Graz, 1969r (рус. пер.: Страбон . География, в 17 кн. М., 1964, 1994р). XVI.

199

Strabonis Geographica / Ed. A. Meineke. 3 vol. Lpz., 1877. Graz, 1969r (рус. пер.: Страбон . География, в 17 кн. М., 1964, 1994р). VIII. 2.

200

См. в: Flavii Iosephi Antiquitates Iudaicae / Flavii Iosephi Opera / Ed. B. Niese. B., 1887, 1885, 1892, 1890. 4 т. 1955r) (рус. пер.: Иосиф Флавий. Иудейские древности / Пер. Г. Г. Генкель. М., 1996. 2 т).

201

Tyrus tota insula est. XVI.

202

Plinius Secundus der Aeltere. Naturalis historia / Hrsg. R. Koenig. Munch., 1973–1996. 37 Bde (рус. пер.: Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве / Пер. с лат., предисл. и примеч. Г. А. Тароняна. М., 1994. V. 19.

203

Bochart Samuel. Samuelis Bocharti Animadversionenis ad Hannonis Periplum, ex parte altera Geographiae sacrae. 1674. I. 40.

204

Strabonis Geographica / Ed. A. Meineke. 3 vol. Lpz., 1877. Graz, 1969r (рус. пер.: Страбон . География, в 17 кн. М., 1964, 1994р). III.

205

Bochart Samuel. Samuelis Bocharti Animadversionenis ad Hannonis Periplum, ex parte altera Geographiae sacrae. 1674. Замечательно, что финикийское слово гезират (остров) имеет то же значение по-арабски.


Источник: Путешествие по святой земле в 1835 г. В двух частях. / А.С. Норов, Санкт-Петербург, типография А. Смердина, 1838 г. Путешествие по Святой земле в 1835 году / [Соч.] Авраама Норова; С примеч. на Путешествие игумена Даниила в XII в. Ч. 1-2. - (2-е изд., доп.). - Санкт-Петербург : тип. III Отд-ния Собств. е. и. в. канцелярии, 1844. - 2 т.; 27.

Комментарии для сайта Cackle