Источник

Глава xvii

Для исполнения заповедей Божиих необходима сильная воля, а это значит – сильная любовь

33. Итак, тот, кто желает исполнить Божию заповедь и не может, в действительности уже имеет добрую волю, но пока что малую и немощную; однако сможет исполнить, когда будет иметь великую и крепкую. Ибо когда мученики исполняли великие заповеди, они исполняли их при помощи великой воли, то есть великой любви, о которой сам Господь говорит: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих176. Поэтому и апостол говорит: Ибо любящий ближнего исполнил закон. Ибо заповеди: «Не прелюбодействуй», «Не убивай», «Не кради», «Не пожелай» и все прочие заповеди заключаются в этом слове: Люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла, потому любовь есть исполнение закона177. Этой любви еще не имел апостол Петр, когда из страха трижды отрекся от Господа. Ибо в любви нет страха, как говорит в своем Послании евангелист Иоанн, но совершенная любовь изгоняет страх178. И все же была в нем любовь, пусть малая и несовершенная, когда говорил он Господу: Душу мою за Тебя положу179, ведь он считал, что может сделать то, желание сделать что чувствовал в себе. И кто начал давать ему эту, хотя бы и малую, любовь, если не Тот, Кто предуготовляет волю и содействуя усовершает то, чему положил начало действуя? Ибо именно Тот, полагая начало, делает так, что мы хотим, Кто, усовершая, содействует хотящим. Поэтому апостол говорит: Я уверен, что делающий в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа180. Итак, без нас делается так, что мы желаем, но когда мы уже желаем, и так желаем, что делаем, – это делается вместе с нами; однако без Бога, или делающего, чтобы мы желали, или содействующего, когда мы уже желаем, мы вовсе неспособны к делам благочестия. О том, что Он делает, чтобы мы желали, сказано так: Потому что Бог производит в вас и желание181. А о Его содействии, когда мы уже желаем и делаем желаемое, апостол говорит: Мы знаем, что любящим Бога все содействует во благо182. Что значит все, если не самые ужасные и жестокие страдания в том числе? Ведь то бремя Христово, которое тяжко для немощного, делается легким для любящего. Ибо Господь говорит, что бремя Его легко183, – [легко] для таких людей, каким стал Петр, когда пострадал за Христа, а не для таких, каким был он, когда отрекся от Христа.

Какова эта любовь?

34. Повествуя о такой любви, то есть воле, пламенеющей Божественной любовью, апостол говорит: Кто нас отлучит от любви Христовой? Мучение, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Как написано: Ибо за тебя умерщвляемся мы весь день, считаемся овцами, обреченными на заклание. Но все это мы преодолеваем благодаря Тому, Кто возлюбил нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может нас отлучить от любви Божией, которая во Христе Иисусе, Господе нашем184. И в другом месте он же говорит: Я покажу вам путь еще более превосходный. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. И если я имею пророчество, и если знаю все тайны, и имею всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое бедным, и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все терпит, всему верит, на все надеется, все переносит, любовь никогда не перестает185. А чуть ниже говорит: Теперь же пребывают сии три: вера, надежда, любовь, но любовь из них больше; достигайте любви186. Также в Послании к Галатам говорит: К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон заключается в одном слове: «Люби ближнего твоего, как самого себя»187. Это и означает сказанное им в Послании к Римлянам: Любящий другого исполнил закон188. Также и в Послании к Колоссянам он говорит: Более же всего этого – любовь, которая есть совокупность совершенства189. И [в Послании] к Тимофею говорит: Цель увещания есть любовь, и, добавляя, какая именно любовь, продолжает: от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры190. А когда говорит он к Коринфянам: Все у вас да будет с любовью191, ясно показывает, что даже и упреки, хотя они кажутся жестокими и горькими упрекаемым, должны совершаться с любовью. Поэтому и в другом месте, сказав: Упрекайте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте немощных, будьте долготерпеливы ко всем, тотчас добавляет: Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло192. Поэтому, когда беспокойные люди подвергаются упреку, не зло за зло воздается им, но скорее добро. И разве не любовь совершает все это?

35.   И апостол Петр говорит: Более же всего имейте усердную и постоянную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов193. Также и апостол Иаков говорит: Если вы исполняете закон царский, по Писанию: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», – то хорошо делаете194. Также и апостол Иоанн говорит: Кто любит брата своего, тот пребывает во свете195. И в другом месте: Всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего. Ибо таково возвещение, которое мы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга196. Он же в другом месте говорит: А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга197. И еще говорит: Мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего198. И чуть ниже говорит: Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его. Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки199. И во втором Послании написано: Не как новую заповедь пишу это тебе, но то, что имели мы от начала, чтобы мы любили друг друга200.

36. Также и Сам Господь Иисус говорит, что в двух заповедях о любви к Богу и любви к ближнему заключается весь закон и пророки201. Об этих двух заповедях в Евангелии от Марка написано: Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: Какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: Первая из всех заповедей: «Слушай Израиль, Господь Бог твой есть Господь единый; и, возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим», – вот первая заповедь. Вторая подобная ей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Иной большей этих заповеди нет202. Также и в Евангелии от Иоанна Господь говорит: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас, чтобы и вы любили друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою203

* * *

*

De gratia et libero arbitrio (CPL 352). Перевод выполнен по изданию: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris, 1845. Т. 44, Col. 881–912.

183

Ср.: Мф 11:30.


Источник: Антипелагианские сочинения позднего периода / блаженный Августин ; [пер. с латыни, примеч.: Д. В. Смирнов] ; Синодальный отд. по делам молодежи Московского Патриархата, Центр библейско-патрологических исслед. (программа поддержки молодых ученых). - Москва : АС-ТРАСТ, 2008. - 478 с. / О благодати и свободном решении. 149-206 с. ISBN 978-5-903455-09-6

Комментарии для сайта Cackle