Источник

Глава VI

Зло проистекает от злой воли, добро – от Бога

22. «Но, – скажет кто-то [из пелагиан], – люди, не желающие жить праведно и верно, находят себе извинение, говоря: «Что же сделали мы, живущие дурно, если не получили мы благодати, при помощи которой могли бы мы жить в добре?» Не могут истинно сказать, что не сделали они ничего дурного – те, кто живут дурно; ведь если они не делают ничего дурного, то живут в добре, а если живут дурно, то живут так по причине собственного зла, или того, которое получили вследствие происхождения, или того, которое сами добавили сверх этого. Но если они суть сосуды гнева, готовые к погибели, которая заслуженно воздается им, то пусть себя обвиняют в этом, поскольку созданы они из этой смеси78, которую Бог заслуженно и справедливо осудил из-за греха одного [человека], в котором согрешили все79; если же они суть сосуды милосердия80, на которых, созданных из той же смеси, Бог не захотел налагать заслуженное наказание, то пусть не превозносятся, но прославляют Того, Кто явил им незаслуженное милосердие, и если о чем иначе мыслят, то и это Он Сам откроет им81.

Избавляющий и спасающий Бог всегда справедлив

23. Наконец, каким же способом они извиняют себя? Не тем ли, который кратко противопоставил себе апостол, говоря как бы их словами: За что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?82 Ведь это значит сказать: «Зачем жалуются на нас, что оскорбили мы Бога, живя дурно, если никто не может противостать воле Того, Кто ожесточил нас, не явив нам Своего милосердия?» Итак, если не стыдно им противоречить таким своим извинением не нам, но апостолу, почему мы должны постесняться вновь и вновь говорить им то, что сказал апостол? [Он говорит так]: А ты кто, человек, что возражаешь Богу? Изделие скажет ли сделавшему его: «Зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиной, чтобы из той же смеси,– разумеется, заслуженно и справедливо осужденной, – сделать один сосуд для почести, – незаслуженной и [получаемой] по благодати милосердия, – а другой – для поругания, – заслуженного и [получаемого] по справедливости гнева; чтобы вместе с тем явить богатство славы Своей над сосудами милосердия83, показывая, что даровал им, когда сосуды гнева получают то наказание, которое одинаково причиталось всем? Однако пусть будет достаточно для христианина, пока еще живущего верой и не различающего еще совершенного, но лишь отчасти знающего [нечто], знать или верить, что никого не избавляет Бог иначе как по милосердию, подаваемому даром через Господа нашего Иисуса Христа, и никого Он не осуждает иначе как по справедливейшей истине, через Того же Господа нашего Иисуса Христа84. А почему Он освобождает или не освобождает одного или другого, – пусть постигает тот, кто к этому способен, великую бездну Его судов, но пусть остерегается [упасть] в пропасть. Ведь разве есть несправедливость у Бога? Ни в коем случае85; но непостижимы суды Его и неисследимы пути Его86.

Нераскаянность человека проистекает из его злой воли

24. И уж по крайней мере в отношении более взрослых по возрасту заслуженно может быть сказано: Они не захотели уразуметь, чтобы делать добро87. Они, что еще тяжелее, уразумели и не покорились; ведь как написано: Словами не научится глупый раб, если и уразумеет он их, не послушается88. Почему не послушается, если не из-за своей злой воли? И ему причитается более тяжкое осуждение от Божественной справедливости: ведь кому больше дано, с того и спросится больше89. Да и Писание говорит, что неизвинительны те, от кого не сокрыта была истина, однако же сохранилось в них нечестие. Ибо апостол так говорит: Открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо то, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его от создания мира, через рассматривание творения видимо и постигается, – вечная сила Его и Божество, так что они неизвинительны90.

Неизвинительны учащие хорошо, а поступающие дурно

25. Потому, если он называет неизвинительными тех, кто могли увидеть и постичь Его невидимое через рассмотрение творения, однако не покорились истине, а остались нечестивыми и неправедными, ведь не лишены они были познания Бога, но познав Бога, – говорит апостол, – не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили91, – то насколько же более их неизвинительны те, кто, будучи научены Его законом, сами себя сочли вождями слепых и, уча других, не научили самих себя; те, кто проповедуют не красть, а сами крадут, и прочее, что говорит о них апостол! Ведь он говорит им так: Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же92.

После явления откровения невозможно оправдать грехи неведением

26. Также и Сам Господь в Евангелии сказал: Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем93. Ясно, что все же имели некий грех те, кто полны были других больших и малых грехов, но Он желает, чтобы здесь, когда говорит Он, что не имели бы греха, подразумевался грех, состоящий в том, что, увидев Его, они в Него не поверили. Он утверждает, что нет у них такого извинения, исходя из которого могли бы они сказать: «Мы не слышали, потому и не уверовали». Ибо человеческая гордость, зазнающаяся из-за силы свободного решения, полагает, будто нашла себе извинение, когда кажется, будто грешит она по неведению, а не по воле.

Незнание об откровении по своей воле – грех

27. Но Божественное Писание называет неизвинительными в отношении этого извинения всех, кого оно изобличает в том, что они грешат, ведая [об этом]. А праведный суд Божий не щадит и тех, кто не слышали: Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут94. И хотя люди пытаются найти себе извинение, не допускает этого извинения Тот, Кто знает, что Он создал человека правым95 и дал ему заповедь послушания, а грех распространился и перешел затем во всех последующих не иначе как по свободному решению воли того, кто дурно воспользовался этим самым решением. Ведь не осуждаются те, кто не согрешили, поскольку этот грех перешел во всех [от одного], в котором все согрешили сообща96, еще до собственных грехов каких-либо отдельных людей. И потому неизвинителен всякий грешник, или из-за вины своего происхождения [от Адама], или из-за увеличения [греха] по своей собственной воле; знает ли он, или не знает, судит ли он, или не судит97, – поскольку и само незнание у тех, кто не захотели уразуметь, это, без сомнения, грех; а у тех, кто не сумели [уразуметь], – наказание за грех. Поэтому несправедливо извинение обоих, но справедливо [их] осуждение.

3нать и исполнять закон – благодать Спасителя

28. А тех, которые грешат не по неведению, но ведая, [что делают], Божественные речения для того называют неизвинительными, чтобы они увидели, насколько неизвинительны они по причине своего горделивого мнения, [руководствуясь которым], они весьма сильно надеются на силы собственной воли. Ведь не может уже для них быть извинением неведение, однако не имеют они еще той праведности, для которой, по их предположению, достаточно [их собственной] воли. Ибо тот, кому Господь даровал благодать познания и послушания, говорит: Законом познается грех98; и: Я не иначе узнал грех, как посредством закона; ибо я не знал бы пожелания, если бы закон не говорил: «Не пожелай!»99 И когда Говорит он: Я нахожу удовольствие в законе Божием по внутреннему человеку100, то желает, чтобы разумели здесь не человека, не знающего заповедующий закон, но человека, недостойного освобождающей благодати, и исходя из этого не просто знания, но и услаждения законом, в конце говорит: Бедный я человек! Кто избавит меня от тела этой смерти? Благодать Божия через Иисуса Христа, Господа нашего101. Итак, никто не избавляет от ударов этого убийцы, кроме благодати единственного Спасителя. Никто не избавит проданных греху от пленяющих уз, кроме благодати Искупителя.

Благодать не воздается по долгу

29. Итак, все вообще, кто хотят найти для себя извинение в своих постыдных и нечестивых [поступках], потому вполне справедливо наказываются, что освобождаемые освобождаются не иначе как благодатью. Ведь если бы извинение здесь было справедливо, то избавляла бы от [всего] этого уже не благодать, а праведность. Но поскольку избавляет только лишь благодать, то ничего праведного не находит она в том, кого избавляет: ни воли, ни действия, ни даже самого извинения, – ведь если бы справедливо было это извинение, то пользующийся им избавлялся бы по заслуге, а не по благодати. Ведь мы знаем, что по благодати Христовой избавляются также и некоторые из говорящих: За что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?102 Если это извинение справедливо, то [подобные люди] избавляются уже не по безвозмездной благодати, но ради справедливости этого извинения. Если же они избавляются по благодати, то ясно, что это извинение несправедливо. Ведь тогда благодать, по которой избавляется человек, – истинная благодать, когда она не воздается по справедливости, как нечто должное. Потому с теми, кто говорят: За что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его? – происходит как раз то, о чем читаем мы в книге [Притчей] Соломоновых: Неразумие человека извращает пути его, а он обвиняет Бога в сердце своем103.

К чему приводит злая воля, к чему – Божия благодать

30. И потому, хотя Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, благодаря которому Он хорошо пользуется даже злыми, сотворил сосуды гнева для погибели, [сотворил также и для того], чтобы явить богатство славы Своей над сосудами милосердия104, которые Он создал для славы (не причитающейся подлежащей осуждению смеси [как нечто должное], но даруемой по щедрости Его благодати), – однако в тех же сосудах гнева, из-за вины [всей] смеси заслуженно сотворенных для поругания, то есть в людях, созданных ради благ природы, но предназначенных к наказанию по причине пороков, Он лишь осуждает, а не создает то беззаконие, которое по всей справедливости отвергает Истина105. Ибо как Его воле приписывается человеческая природа, без всякого сомнения заслуживающая похвалы, так человеческой воле приписывается вина, без всякого возражения подлежащая осуждению. Эта воля человека или передала наследственный порок потомкам, которых содержала в себе, когда согрешила, или прибавила также прочие пороки, [присоединяющиеся], когда каждый человек сам по себе живет бесчестно. Но ни от того [зла], которое усваивается вследствие [греховного] происхождения, ни от того зла, которое каждый собирает в своей собственной жизни или по неразумию, или по нежеланию уразуметь, [ни оттого] также, что [человек], будучи наставлен законом, накапливает, прибавляя [к греху] преступление, – никто не освобождается и не оправдывается [от всего этого] иначе как благодатью Божией через Иисуса Христа, Господа нашего106. И происходит это не только посредством отпущения грехов, но прежде всего благодаря вдохновению [от Бога] самой веры и страха Божия, благодаря наделению [человека] побуждением к молитве и ее осуществлением. [И совершает это Бог], пока не исцелит всевозможные недуги наши и не излечит от тления жизнь нашу, увенчивая нас [Своей] милостью и милосердием107.

* * *

*

J. -P. Migne. Paris, 1845. Т. 33. Col. 874–891. Мес­та с разночтениями сверены с изданием: Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vindobonae, 1911. Vо1. 57. Р. 176–214.

79

Ср.: Рим 5:12.

87

Пс 35:4. В Синод.пер.: Не хочет он вразумиться, чтобы делать добро.

88

Притч 29(по LХХ). В Синод, пер.: Словами не научится раб, по­тому что, хотя он понимает их, но не слушается

90

Рим 1:18–20. В Синод.пер.: ...Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.

96

Ср.: Рим 5:12.

97

Ср.: Рим 2:1.

101

Рим 7:24–25 В Синод, пер.: Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим.

103

Притч 19:3. Ср. Синод, пер.: Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа.


Источник: Антипелагианские сочинения позднего периода / блаженный Августин ; [пер. с латыни, примеч.: Д. В. Смирнов] ; Синодальный отд. по делам молодежи Московского Патриархата, Центр библейско-патрологических исслед. (программа поддержки молодых ученых). - Москва : АС-ТРАСТ, 2008. - 478 с. / Письмо 194, к римскому пресвитеру Сиксту. 96-128 с. ISBN 978-5-903455-09-6

Комментарии для сайта Cackle